[:ru]
Многие считают, что основным вопросом исторической науки, в том числе и исторической науки Казахстана является вопрос «как?» То есть, как выглядело прошлое? Какие события происходили? Как жили наши предки?
Задача историк, который занимется историческим исследованием — это собрать факты, желательно в большом количестве, нарисовать масштабное полотно, на котором будет как можно больше мелких деталей. Путем титанической работы в различных архивах выявить новые подробности ради самих подробностей, ради полноты этой общей картины или отдельных ее элементов, а затем «описать», «показать», «изучить» и «проанализировать» прошлое.
Именно об этом говорится в статье «Семь граней Великой степи» Елбасы: «В самом деле, если задуматься об истории немецкого, итальянского или индийского народов, то вполне справедливо возникает вопрос о соотношении территории и великих достижений этих народов в ходе тысячелетней истории. Конечно, Древний Рим и современная Италия – это не одно и то же, но итальянцы заслуженно гордятся своими корнями.
Древние готы и современные немцы также не являются одним и тем же народом, но все они – часть огромного исторического наследия Германии. Древняя Индия с ее богатой полиэтничной культурой и современный индийский народ закономерно рассматриваются как одна уникальная цивилизация, продолжающая свое развитие в непрерывном потоке истории. И это правильный подход, позволяющий понять свои истоки, да и всю национальную историю во всей глубине и сложности.
История Казахстана также должна быть понята с высоты современной науки, а не по ее отдельным фрагментам. И для этого есть убедительные аргументы.
Во-первых, большинство протогосударственных объединений, о вкладе которых пойдет ниже речь, образовались на территории Казахстана, став одним из элементов этногенеза казахской нации.
Во-вторых, те выдающиеся культурные достижения, о которых пойдет разговор, не были привнесены в степь, а в большинстве случаев родились именно на нашей земле и лишь затем распространились на Запад и Восток, Север и Юг. Великая Степь – это скифы, гунны, тюрки, в том числе и тюрки Шынгысхана.
В-третьих, исторические находки последних десятилетий отчетливо подтверждают неразрывную связь наших предков с самыми передовыми технологическими новациями своего времени и позволяют по-новому взглянуть на место Великой степи в глобальной истории».
Т. е. основным или фундаментальным вопросом исторической науки Казахстана должен быть вопрос «кто мы и почему?», т. е. вопрос о причинно-следственных связях, которые тянутся из прошлого в настоящее, вопрос о движущих силах развития человеческого общества, закономерностях и факторах, влияющих на это развитие. Несомненно, что нет никакого смысла приступать к поиску ответа на этот вопрос, не узнав сначала о том, как все происходило в прошлом.
Поскольку вопрос «почему?» не просто делает историю наукой, а придает историческому знанию актуальность с точки зрения сегодняшнего и завтрашнего дня, ведь человеческое общество продолжает развиваться, а корни многих сегодняшних явлений и проблем уходят глубоко в прошлое. Другое дело, что найти ответ на этот вопрос бывает порой весьма очень трудно. Но это не значит, что его не надо искать. Это значит, что у нас, историков, впереди еще много работы.
Новости Казахстана. Алтынорда.
[:]