Наурыз мейрамы – начало нового года для жителей Центральной Азии и Казахстана. О том, какое значение играет Наурыз в духовной жизни нашего народа. Наурыз мейрамы – великий праздник, отмечаемый всем мусульманским миром, великий день Улыса, начало нового года, когда день равен ночи.
С этого дня начинает теплеть, день становится длиннее, а ночь, наоборот, становится короче. Наши предки всем родом или аулом отмечали этот праздник большим тоем — празднеством. В независимом Казахстане праздник Наурыз занимает особое место. В этот день на главных улицах городов и населенных пунктов Казахстана ставят традиционные юрты.
Граждане Казахстана собираются на площади и активно участвуют в праздновании Наурыза. С Наурызом всех жителей Казахстана поздравляют Президент Казахстана и руководители области, района, города, аула. Готовится национальное казахское блюдо из мяса, выпечка бауырсаков и лепешек.
Но главным угощением в этот день является, конечно же, традиционное праздничное блюдо Наурыз-коже. Наурыз-коже готовится из семи разных продуктов. Это семь красок весенней степи. Семь звуков жетыгена, семь ценностей казахского народа. Обычно, гость, пришедший в юрту, должен попробовать Наурыз-коже. Главным развлечением молодых людей на центральных площадях страны является алтыбакан. На нем катаются юноши и девушки.
Также в сельской местности проходят конные соревнования, скачки. В этот день люди забывают свои обиды и прощают друг друга. Дома казахские бабушки и мамы для своих домашних и гостей готовят горячие бауырсаки и лепешки (шельпек), сладости к чаю и пекут шельпеки. Все приглашают к себе соседей в гости и вместе пьют чай. Наурыз мейрамы – любимый праздник всех казахстанцев.
Конечно, давным-давно у казахского народа существовала собственная, многовековая традиция отмечать Наурыз мейрамы – она включала в себя обряды көрісу, очищения природы, почтение памяти предков и многие другие. Поэтому праздновали степной новый год не один день. Специалисты-этнографы отмечают, что обряды и традиции, которые мы до сих пор соблюдаем в этот день, имеют особенное значение. Этнограф и востоковед Машхур Жусуп Копеев писал, что Наурыз в степи было принято праздновать в течение восьми дней с 1 по 8 марта. Другие ученые добавляют, что неофициальные празднования длились целый месяц.
Казалось бы, вековые традиции празднования прихода нового года не подвластны времени, но в ХХ веке политические события в корне изменили духовную культуру нашего народа. Во-первых, в 1920 году глава Туркестанской АССР Турар Рыскулов объявил 21 и 22 марта «праздником весны». Правда, вскоре он был запрещен советскими властями, но люди продолжали его отмечать, так сказать, подпольно. Только с приходом перестройки новый официальный статус Наурызу был возвращен в 1988 году, а в 1991 году 22 марта был, наконец, был объявлен общенациональным праздником – Наурыз мейрамы.
Все эти многократные смены курса не помешали сохранить в народной памяти ритуалы, исполняемые в Наурыз мейрамы. Например, желая подчеркнуть идею равноденствия, а также равенство между мужчиной и женщиной, в аулах устраивали символические поединки между мужчиной и женщиной «апаш-құпаш».
Наурыз также можно назвать праздником любви и единства – именно в этот день влюбленные, желая выразить чувства, дарили друг другу особые подарки. В преддверии праздника девушки предлагали парням блюдо «ұйқы ашар», призванное «разбудить» не только тело от зимнего оцепенения, но и душу к новым чувствам.
Сегодня ценность Наурыза невероятно велика для всех народов, населяющих Центральную Азию. Однако знание о том, как в древности праздновали степной Новый год – не один день, а десять – постепенно утрачивается.