АЛТЫНОРДА
Новости КазахстанаОбзор казахской прессы

[:ru]Керимсал Жубатканов. О поэте, который написал стихи к песне, ставшей гимном нашей страны.[:]

[:ru]

Алтын күн аспаны

Алтын дән даласы

Думанды бастаған

Далама қарашы…

 

Если просто прочесть эти стихи, то покажется. Что они написаны в честь сбора очередного миллиарда зерна. Но на самом деле здесь есть скрытая идея – это моя земля, мне родная, которая противостояда колонизаторской. И когда коммунисты поняли истинную суть этих стихов, то они не хотели его опубликовать, тогда известная казахская артистка и певица Жамал Омарова исполнила по республиканскому радио в Алматы в 1956 году. 11 января 2006 г. в президентской резиденции «АқОрда», когда Глава государства Н.А.Назарбаев вступал в должность Президента Республики Казахстан и проходила его инаугурация, под сводом «АқОрда» звучил гимн на стихи Ж.Нажимеденова «Менің Қазақстаным». За эти стихи он посмертно был удостоен в 2010 г. Государственной премии Республики Казахстан.

В Атырауской области – на родине поэта, в родном районе именем Ж.Нажимеденова названы в его честь один аул и одна средняя школа, а столице страны — Астане есть улица его имени. О жизни и творчестве Ж.Нажимеденова снят документальный фильм «Жұмекен» и написана книга «Менің Қазақстаным – Жұмекен», автором которой является М.Азбанбаев, о творчестве Ж.Нажимеденова написана исследовательская работа К.Юсупова «Поэтическое творчество Ж.Нажимеденова», а в 2006 г. о жизни и творческом пути Ж.Нажимеденова было изданана книга-воспоминание «Жұмекеннің жүрегі».

Ро­дил­ся 28 но­яб­ря 1935 го­да в ауле Ко­шалак Кур­манга­зинс­ко­го района Аты­ра­ус­кой об­ласти. Рос и воспитывался у своего деда по отцу — Нажимедена Стамгазиева. Именно он привил мальчику любовь к слову, истории родины, а также традициям казахского народа, что оказало влияние на формирование его личности. Дед рассказывал внуку об его знаменитых предках — Картпанбет-жырау (прадед в шестом колене) и его старшей сестре Косуан (мать Махамбета Утемисова). В 1956–1959 го­ды учил­ся на фа­куль­те­те на­род­ных инс­тру­мен­тов Ал­ма-Атинс­кой го­сударс­твен­ной кон­серва­тории им. Кур­манга­зы, за­тем окон­чил Выс­шие ли­тера­тур­ные кур­сы при Мос­ковс­ком Ли­тера­тур­ном инс­ти­туте им. М. Горь­ко­го (1971–1973). Друг поэта Х.Кабдешов так вспоминает о детстве Жумекена: «Жумекен хорошо учился и тогда же научился играть на домбре. Он каждый раз нам играл новый кюй. В свободное время помогал родным — пас скот». Тру­довой путь Ж. На­жиме­денов на­чал в 1955 го­ду прос­тым ра­бочим на ка­раган­динской шах­те. В 1959–1965 го­ду он — млад­ший ре­дак­тор в из­да­тель­стве «Жа­зушы», в 1965–1966 го­ды — за­веду­ющий от­де­лом ли­тера­туры и ис­кусс­тва рес­публи­канс­кой га­зеты «Ле­ниншіл жас», в 1966–1971 го­ды — ли­тера­тур­ный кон­суль­тан­том Со­юза пи­сате­лей Ка­захс­та­на, в 1974–1978 го­ды — ре­дак­тор от­де­ла ху­дожест­вен­ной и учеб­но-ме­тоди­чес­кой ли­тера­туры Го­сударс­твен­но­го ко­мите­та Ка­захс­кой ССР по де­лам из­да­тель­ства, по­лиг­ра­фии и книж­ной тор­говли, в 1978–1983 го­ды — за­веду­ющий ре­дак­ци­ей из­да­тель­ства «Мек­теп». Во вто­рой по­лови­не 1950-х и на­чале 1960-х го­дов сти­хот­во­рения Ж. На­жиме­дено­ва час­то пе­чата­лись на стра­ницах рес­публи­канс­кой пе­чати. Пер­вый ли­ричес­кий сбор­ник «Ни­ва» по­эта вы­шел в 1961 го­ду. С тех пор еже­год­но по­эт из­да­ет но­вые кни­ги: «Сви­рель», «Сво­ими гла­зами», «Свет и теп­ло», «Нет, нель­зя за­быть!», «Бал­ла­да о цвет­ке», «Мое рож­де­ние», «Я те­бе го­ворю, по­томок» и дру­гие. В се­миде­сятых го­дах выс­ту­па­ет и как про­за­ик. На­писал ро­маны «Бе­лые бар­ха­ны» (1973), «Ма­лень­кий» (1975), «Сла­ва и шу­миха» (1977).

Он умер, когда оставалось 6 дней до его 48-го дня рождения, 22 ноября 1983 года.

В 1961 г. вышел его первый поэтический лирический сборник «Егіс». Стихи Жумекена постоянно печатались в республиканских издательствах. О самых первых произведениях Нажимеденова Абдидьда Тажибаев высказался так: «Жумекен, нет слов, не похож ни на кого из поэтов, он имеет особое поэтическое присхождение, имеет свой образ поэта, много думающего, много читающего, много времени уделяющего поиску. Он всех нас сильно обнадеживает как поэт». И действительно, он оправдал все надежды.

В 1967 г. он был удостоен премии комсомола Казахстана за сборник стихов, посвященных Великой Отечественной войне, под названием «Жоқ, ұмытуға болмайды!». Жумекен являлся мастером лирического стихосложения. Его мастерство хорошо видно в публицистических и философских поэмах. В лирических произведениях он ищет ответы на проблемы и, говоря он них, масштабно мыслит. Поднятые им проблемы всегда подтверждены объективными фактами. Своими такими произведениями он дает эстетическую силу и веру в будущее. Жумекен в нашей поэзии использовал такие не часто встречающиеся методы как антитеза, анафора, эпифора.

В своих поэмах Ж.Нажимеденов продолжил традиции дастана в казахской литературе, с глубоким содержанием и красотой стихосложения. Таким образом, Ж.Нажимеденов и в казахской литературе, и в казахской поэзии оставил глубокий и весомый след. После смерти поэта в свет вышли ещё десять сборников, в которые вошли неопубликованные при жизни стихи, поэмы, повести, романы, статьи, переводы и девять кюев. Его произведения были переведены и опубликованы на многих языках. В свою очередь Жумекен Нажимеденов перевёл на казахский язык произведения российских советских поэтов А. Вознесенского, Е. Евтушенко, турецкого поэта Н. Хикмета и др. Жумекен Нажимеденов является автором текста действующего гимна Республики Казахстан. Текст песни «Менің Қазақстаным» был написан им в начале его творческого пути, в возрасте 21 года. Всем хорошо известна причина появления и стихов, а потом и песни на эти стихи. Это были времена хрущевского правления в СССР, который в 1954 году настоял на освоении целины в восточных районах СССР и, прежде всего, в Казахстане, где по его субъективному мнению, имелись земли пригодные для успешного развития земледелия и зернового хозяйства. Самое главное, уже в 1956 году в нашей республике местное коренное население оказалось в катастрофическом меньшинстве, что привело к закрытию более 600 казахских школ, нормальному и полноценному функционированию казахского языка в республике, русификации и другим перекосам в национальной, языковой и социальной политике в Казахской ССР. Уже в 1956 году Хрущев задумал поделить нашу республику на т.н. края – Западный и Целинный (которые по замыслу «главного целинника и кукурузника СССР», должны были вскоре войти в состав РСФСР, Южный край в состав Узбекской ССР, Мангыстауская область должна была войти в состав Туркменской ССР. Поэт Ж.Нажимеденов как истинный сын казахского народа и патриот республики не мог пройти мимо этого вопиющего великодержавного и преступного замысла Хрущева, он написал стихи, которые стали в то время негласным символом борьбы, стойкости, мужества и веры в светлое будущее своей страны и народа. Можно с полным правом, сказать, что Жумекен Нажимеденов был настоящим патриотом, гражданином и прорицателем, который верил и видел, что наша Родина станет независимой и самостоятельной, целостной и неделимой! Вскоре на его стихи «Мой Казахстан» композитор Шамши Калдаяков написал великолепную, национальную по духу, земачательную музыку. В исполнении Жамал Омаровой песня стала очень популярной среди народа, чуть ли не народным гимном, о чем мечтали авторы этого произведения.

Уже в наше современное время по указу Елбасы песня поэта Нажимеденова и композитора Калдаякова, с некоторыми уточнениями Н.А.Назарбаева стала официальным гимном нашей страны!

Думаю, что выражу мнению всех соотечественников, что в Астане и всех областных центрах страны должны появится великолепные, монументальные памятники авторам этого гимна. Также центральные улицы, проспекты во всех городах, населенных пунктах должны получить имена этих великих и достойных сынов нашего Отечества! Это будет достойным вкладом в реализацию президентской программы по духовному и историческому возрождению нашей Родины!

Новости Казахстана. Алтынорда

 

 

[:]