[:ru]
Опять на сайте российском «Регнум» затеяли бессовестную и кощунственную дискуссию о голоде в Казахстане во время сталинской коллективизации. Пришлось опять взяться за перо и дать ответ таким безответственным писакам! Вчера, т. е. 28 июля сего года, на «Регнум» вышла статья Д. Верхотурова под названием «Как и зачем Нурсултан Назарбаев развивал идею «голодомора» в Казахстане» (https://regnum.ru/news/polit/3331760.html)
В аннотации к статье Верхотуров пишет: «Назарбаеву и его окружению нечего предложить казахам, кроме «казгеноцида»; остальные идеи провалились и дискредитированы». Далее он начинает свою статью так: «В обсуждении обстоятельств голода в Казахстане в 1932—1933 годах мы дошли до самых вершин. Теперь в числе оппонентов оказался первый президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев. В ноябре 2020 года он выступил на внеочередном съезде партии «Нур-Отан» и заявил: «В прошлом веке наш народ пережил девять различных трагедий. Две мировые войны, два жестоких голода, национально-освободительные движения, годы репрессий. Во время Ашаршылық (голод 30-х годов) и других трагедий свыше четырех миллионов наших казахстанцев, казахов погибли. Полтора миллиона бежали, оказались вдали от родной земли».
И далее мы продолжаем цитиривать Дмитрия Верхотурова. Вот что пишет этот новоявленный мистификатор: «Это не единственное его высказывание в таком духе. Например, в марте 2012 года Назарбаев на встрече со студентами «Назарбаев-Университета» сказал: «Наш народ много чего плохого пережил. Я дал поручение в этом году отметить 80-летие голодомора. В 1929—1933 годах погибло 40 процентов казахов от голода. Если бы не голод, нас было бы сейчас 40−50 миллионов». Тогда и памятник в Астане был поставлен.
Тут все довольно очевидно. Но с Назарбаевым нельзя поступить как с любым другим «голодоморщиком»: разоблачить и назвать всякими нелестными эпитетами. Во-первых, все же Назарбаев — фигура историческая и уважаемая. Во-вторых, он явно был если не руководителем создания и насаждения концепции «казгеноцида» и «голодомора» в Казахстане, то, по крайней мере, был политическим заказчиком всего этого дела».
А вот как было на самом деле. Одним из сложных периодов и трагических страниц нашей недавней истории являются годы коллективизации тогдашней советской деревни/аула, которая проходила в Казахстане, как в целом по СССР в 1929-1933 гг.
Первые попытки проведения коллективизации были предприняты Советской властью сразу после революции. Однако в тот период существовало немало более серьезных проблем. Решение о проведении коллективизации в СССР принято на 15-м съезде партии в 1927 г. Причинами коллективизации стали, прежде всего: 1. — необходимость крупных капиталовложений в промышленность для проведения индустриализации страны; 2. — и «кризис хлебозаготовок», с которым столкнулись власти в конце 20-х годов.
Социально-экономическая и политическая обстановка к началу 1928 г. серьезно осложнилась и требовала к себе взвешенного подхода к решению назревших проблем, но сталинская группа, которая только что добилась большинства в политическом руководстве, не проявила государственной мудрости в решении социальных вопросов и особенно к крестьянству.
На места последовали подписанные И. В. Сталиным директивы с угрозами, в первую очередь по адресу партийных руководителей с требованием «поднять на ноги партийные организации…», «усилить борьбу с кулацкой опасностью». Таким языком с партийными работниками и организациями ЦК не вел разговор со времен гражданской войны.
Сильнейший удар по казахскому хозяйству нанесла политика насильственного перевода скотоводов-кочевников и полукочевников на оседлость, хотя кочевое хозяйство еще не исчерпало свой экономический потенциал и оставалось во многом целесообразной системой в условиях Казахстана.
Тем не менее, силовая политика по оседанию, а вслед за оседанием — по вовлечению их в колхозы была проведена в кратчайшие сроки. К февралю 1932 г. в Казахстане 87% хозяйств колхозников и 51,8% единоличников полностью лишились своего скота. На 1 января 1933 г. край, считавшийся крупной базой животноводства на востоке страны, насчитывал всего 4,5 млн. голов скота против 40,5 млн. голов накануне коллективизации.
Через архивные данные я раскрыл всю жестокость и бесчеловечность сталинской политики, когда рушились многовековые национальные устои, менталитет казахского и других народов бывшего СССР и формировался так называемый гомо советикус или совок. Он был просто винтиком, рабом всей советской государственно-экономической системы, который не имел никаких стимулов в своей работе, что и привело к кризису всей советской системы в середине 80-х годов 20 века и его сельского хозяйства, да и всей экономики в целом.
На примере статьи «Некоторые моменты коллективизации в Актюбинской области» наглядно видна вся преступная сущность сталинского режима и его политики во всех областях человеческого общества в СССР, Казахстане и Актюбинской области в конце 20 – начале 30 гг. 20 века.
В мировой науке этим вопросом так или иначе занимались видные американские ученые-историки и советологи как Роберт Конквест, Марта Олкот и др. В Казахстане об этом впервые заявили такие известные ученые-историки Казахстана как МанашКозыбаев, ЖулдызбекАбылхожин, МакашТатимов, которые в 1989 году опубликовали в главном историческом журнале СССР – «Вопросы истории» статью под названием «Казахстанская трагедия».
Я на основе архивных данных по Актюбинской области попытался путем анализа, систематизации и в хронологически-историческом порядке показать всю суть сталинской чудовищной и античеловеческой политики коллективизации и уничтожения такого слоя людей, которые являлись прежде всего генофондом любой нации СССР, Казахстана и Актюбинской области, трудовой, морально-нравственной и просто человеческой основой.
Комиссия, созданная в 1992 г. при Президиуме Верховного Совета Республики Казахстан, провела большую работу исследованию обстоятельств и причин голода. Опубликованы многочисленные исследования на русском и казахском языках. В столице Казахстана Астане в июне 2012 г. открыт памятник жертвам массового голода в связи с 80-летием трагедии. Как указывают представители власти, вследствие голода, а также от различных заразных заболеваний в 1930-е гг. погибло 2580000 казахов, 800 тысяч эмигрировали в другие страны. Из проживавших в республике представителей других народов от голода умерли 11% украинцев, 6% русских, 8% узбеков, 13% уйгуров, 10% татар, 11% немцев.
Между тем, не менее трагичным был голод начала 1920-х гг., когда, по данным известного казахстанского демографа А.Н. Алексеенко, потери казахского населения составили 414 тыс. чел. (18,5% титульного этноса), а поголовья скота – на 46,5%. А.Мамырханова указывает, что всего в 1921-1922 гг. население республики сократилось на 876201 чел. Демограф М.Б. Татимов подсчитал, что со времени восстания 1916 г. вплоть до окончания массового голода в 1922 г. погибло 850 тыс. казахов и 200 тыс. бежало за пределы родины. Основными причинами этого голода в 5 губерниях республики, охватившего более 2,3 млн. чел., называются экономические, природно-климатические и политические.
Алексеенко на основе собственных достаточно убедительных исследований доказывает: с учетом всех возможных поправок потери казахского населения составили 1840 тыс. человек или 47,3% от численности этноса в 1930 г. Американский специалист по Казахстану М.Б. Олкотт, считающая, что голод унес от трети до половины казахов: «Бремя ответственности за реализацию политики коллективизации и последующий голод должно быть распределено среди многих из тех, кто служил большевистской партии, с самого высокого уровня до самого низкого. Все они в той или иной степени продолжали проводить политику, которая, как им было известно, приводила к значительным человеческим потерям от голода».
На Международной научной конференции «Голод в Казахстане: трагедия народа и уроки истории», прошедшей в Астане 31 мая и 1 июня 2012 г., директор Института истории государства Комитета науки МОН РК Б. Аяган отметил, что численность казахов в республике в 1926 г. составляла 3 628 000 чел. Следующая перепись 1939 года показала, что народ потерял 1 300 000 чел., т.е. около 36% всей численности.
По подсчетам ученых, с 1929 по 1931 гг. в Казахстане произошли 372 восстания, в которых участвовали более 80 тыс.чел. Голод продолжался примерно до 1938-1939 гг. — получения нового урожая и установления спокойствия в степи. Часть казахов, перекочевавших в Россию, тогда вернулись на родину.
Известный казахстанский историк, доктор исторических наук, профессор Б. Аяган заявил: «Масштабы трагедии были столь чудовищны, что мы с полной моральной ответственностью можем обозначить ее как проявление политики геноцида. Такая констатация вытекает из строгих норм международного права, зафиксированных в Международной конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказаний за него».
В коллективной монографии «Правда о голоде 1932-1933 годов» подчеркивается, что «Великий голод 30-х гг. в Казахстане действительно предстает как величайшая народная трагедия и национальная катастрофа, невиданная прежде в истории казахского народа и других народов Казахстана», когда с 1926 по 1939 гг. численность казахов уменьшилась на 36% (1300 тыс. чел.), что явилось «результатом политики, привнесенной извне».
В заключении отмечено также, что, как и голод на Украине, Великий Голод в Казахстана признан геноцидом многими странами официально, включая США, Канаду, Австралию, большинство стран Латинской Америки и Восточной Европы.
Просто непонятно почему этот т. н. российский историк Верхотуров не знает, что мировая историческая наука давно признали эту страшную трагедию казахов и всех других народов бывшего СССР, что давно в мировой исторической науке вопрос о сталинском тоталитарном правлении и его политических репрессиях является одним из самых изученных и описанных в мировой научной исторической литературе.
Мир признал геноцид над казахским, украинским и другими народами бывшего СССР. Несмотря на это, Верхотуров извращает, фальсифицирует исторические факты, и, особо не стесняясь, высказывает абсолютно шовинистическом и антинаучном бреде. По словам этого т. н. историка, казахи сами виноваты в репрессиях над собой.
На наш взгляд, необходимо усилить изучение и анализу событий 1929-1933 годов в СССР и Казахстане, которые оказали значительное долгосрочное влияние на историю Советского Союза и Казахстана в второй половине ХХ века, а также имели важные международные последствия.
Насильственная коллективизация и индустриальный скачок первой пятилетки, культурная революция, нацеленные на быстрое превращение преимущественно аграрной страны в индустриальную, разрушали традиционные социально-экономические структуры и уклад жизни большинства советского населения, прежде всего, крестьянского.
Наряду со строительством новых промышленных предприятий, созданием колхозов, развитием образования и ростом городов, перелом конца 1920–начала 1930-х годов оказался связан с усилением внеэкономического принуждения и государственного террора, созданием огромной лагерной системы принудительного труда и спецпоселений, массовым голодом в Казахстане и Украине.
[:]