[:ru]
Казахстан с первых лет Независимости проводит взвешенную миролюбивую внешнюю политику, направленную, как сказал Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев, на приобретение друзей, а не на поиск врагов.
В 1991 году наш родной Казахстан стал независимым и как любое нормальное государство начал проводить свою внешнюю политику. Все прекрасно знают, что именно руководитель государства вырабатывает внешнеполитический курс своей страны, его главные приоритеты, направления и определяет основные вопросы, на которых должно сосредоточиться внешнеполитическое ведомство страны и пути, методы, средства реализации внешней политики.
Вот уже более четверти века, с самого появления Республики Казахстан и по сегодняшний день, отцом – основателем и движущей силой внешнеполитического курса является Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев.
В своей фундаментальной работе «Эра независимости» Елбасы пишет: «Стоило нашему молодому государству проявить в те годы узость в понимании глобальных мировых процессов, сосредоточиться на развитии отдельных внешнеполитических направлений и ограничиться решением локальных задач, и мы легко могли оказаться на задворках мировой политики, лишившись возможности реально защищать свои национальные интересы. Однако мы не допустили такого сценария, осознанно избрав стратегию максимально широкого и многообразного партнерства. Стержнем внешней политики Казахстана, по моему убеждению, должна была стать многовекторность – стремление к взаимодействию со всеми, кто также, как и мы, открыт к равноправному, конструктивному, плодотворному и взаимовыгодному диалогу. Я считал и считаю, что для современного, сильного, способного постоять за себя государства, каким обязан был стать Казахстан, глобальный выигрыш в международных делах связан с установкой на приобретение друзей, а не на поиск врагов. О том, какое значение придает республика добрым отношениям со странами-соседями и насколько важно ей тесное, построенное на равноправии сотрудничество с ведущими странами мира, я неоднократно высказывался публично. Мы всегда подчеркивали, что будущее Казахстана зависит от того, насколько успешно страна сыграет роль экономического и культурного связующего звена между тремя быстро растущими регионами – Китаем, Россией и мусульманским миром».
Во внешней политике Казахстана второй половины 1990-х годов особое место занимали отношения со странами «Шанхайской пятерки»: Китаем, Россией, Кыргызстаном и Таджикистаном. Переговоры между СССР и КНР о взаимном сокращении вооруженных сил и укреплении доверия на советско-китайской границе стартовали еще вначале 1980-х годов. После распада Советского Союза для участия в новом раунде переговоров с Китаем была сформирована объединенная делегация Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Сторонам удалось прийти к согласию по ключевым вопросам, и 26 апреля 1996 года в Шанхае главы пяти государств подписали Соглашение о мерах военного доверия в районе общей границы – уникальный документ, не имеющий аналогов в мировой дипломатической практике. Молодой независимый Казахстан и его лидер на практике реализовывали принцип многовекторности. Казахстан активно действовал не только в азиатском, но и в европейском направлении. Казахстан предпринял необходимые действия по обеспечению собственной безопасности – в частности, в июле 1996 года было подписано важное Соглашение с НАТО, которое регламентирует участие казахстанских Вооруженных сил в военных учениях Североатлантического альянса, а также в проводимых им операциях по урегулированию конфликтных ситуаций.
Параллельно Н.А.Назарбаев и Казахстан продолжали укреплять политические, экономические и другие отношения со своим северным соседом – Россией. Как подчеркивает Елбасы в своем фундаментальном труде «Эра независимости»: «В отношениях с Борисом Николаевичем не нужно было заниматься протокольным дипломатесом. Если он верил, то верил до конца. Если не верил, то все равно ничего не получалось. И мне кажется, что упрощать Ельцина как политика нельзя. Для меня Первый Президент России был и остается величайшей политической фигурой новейшего времени».
Далее Президент пишет: «Вторая половина 1990-х была благоприятным временем для отношений Казахстана с еще одним великим соседом и ключевым партнером – Китайской Народной Республикой. В начале июля 1996 года состоялся первый официальный визит Председателя КНР Цзян Цзэминя в Казахстан, а вскоре после его завершения начались работы по демаркации границы между двумя нашими странами. В ноябре 1999 года в ходе моего очередного официального визита в Китай обе стороны подтвердили свою заинтересованность в разностороннем сотрудничестве, суть которого емко выразил Председатель КНР Цзян Цзэминь: «Как бы ни менялась международная обстановка, Китай всегда будет для Казахстана надежным другом и добрым соседом».
Мой визит в США в ноябре 1997 года ознаменовал новый этап в казахстанско-американских отношениях. Было подписано 18 важных документов, в том числе Программа действий в рамках экономического партнерства, Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии, контракты по освоению Карачаганакского нефтегазо-конденсатного месторождения и по разделу продукции северной части Каспийского шельфа. Во время нашей встречи с Президентом США Биллом Клинтоном американский лидер отметил, что Казахстан, по мнению Вашингтона, главенствует в Центральной Азии. Следующий мой визит в США состоялся через два года, в декабре 1999-го, и его результатом также стал новый пакет соглашений о военном, экономическом и торговом сотрудничестве. В фокусе внешнеполитических интересов Казахстана находились и крупнейшие европейские страны. Подписанные в ноябре 1997 года соглашения с Германией касались главным образом экономического сотрудничества. Шесть наших встреч с французским лидером Жаком Шираком, прошедших в разное время в течение пяти лет (с 1995 по 1999 год), помогли Казахстану и Франции достичь согласия во многих вопросах. Визит, который я осуществил в Великобританию в июне 1997 года, помог найти общий язык казахстанскому и британскому бизнесу. Соглашение с Турцией в сентябре 1996 года положило начало тесному взаимодействию двух стран в военной сфере и объективно способствовало укреплению обороноспособности Казахстана. Играя важнейшую, особо отмеченную Соединенными Штатами Америки, роль в Центральной Азии, Казахстан неизменно проявлял дружественность по отношению к другим странам этого региона, с которыми был тесно связан общим прошлым. 8 апреля 1997 года был заключен Договор о вечной дружбе с Кыргызстаном, 31 октября 1998 года – с Узбекистаном. Еще раньше, в 1996 году, вооруженные силы трех стран, руководствуясь задачами региональной безопасности, сформировали объединенный миротворческий батальон «Центразбат», а в сентябре 1997 года провели на территории Казахстана и Узбекистана совместные учения, в которых, помимо указанного объединенного военного подразделения, приняли участие военнослужащие армий США, России, Турции и Грузии. Сложная, многообразная и насыщенная международная жизнь Казахстана во второй половине 1990-х годов стала для нашего государства источником драгоценного опыта, который помог выстроить выверенную и прагматичную внешнеполитическую модель и твердо следовать своим курсом в системе глобальных геополитических координат».
Алтынорда
[:]