АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Керимсал Жубатканов, руководитель научно-исследовательского центра «Рухани жаңғыру» КРМУ. Настоящая индустриализация Казахстана стала свершимся фактом![:]

[:ru]

 

В своем ежегодном Послании к народу от 10 января 2018 года Президент Казахстана сказал: «В прошлом году запущена Третья модернизация Казахстана. Успешно реализуется Программа индустриализации».

С обретением независимости Казахстан встал перед большой экономической проблемой – это реальная индустриализация, которая вывела бы наша республику из состава производящих сырье или полуфабрикаты.

В советское время утверждали, что благодаря Советской власти Казахстан превратился в индустриально-аграрную республику СССР. Но, на самом деле. Наш Казахстан был сырьевой базой для тяжелой, металлургической и др. отраслей советской промышленности. И все эти разговоры были лишь хорошо завуалированной ложью о тех замечательных достижениях Советского Казахстана, когда 90% всей экономики Казахской ССР производило сырье как для тяжелой и легкой промышленности СССР, а также сельхозсырье для пищевой, мукомольной, кожевенной, шерстяной и других отраслей промышленности СССР.

Так, например, в 1970-1980 гг. в моем родном Актобе работал завод ПОШ (первичная обработка шерсти), где всю шерсть, которую давали животноводческие  хозяйства Актюбинской области тщательно мыли, чистили, сушили, а потом огромные тюки этой прекрасной чистой шерсти везли в европейскую часть СССР, на предприятия, где шили костюмы, вязались свитера и прочие изделия и т.д. Сырье стоило копейки, а вот готовый костюм отличного качества стоил дорого (в среднем 35-40 рублей, при средней советской зарплате 120 рублей).

До сих пор наша страна очень тяжело преодолевает это советскую сырьевую ориентированность в своей экономике.

В Стратегии-2050 Елбасы  поставил важную задачу – полностью переформатировать лицо национальной экономики, сделать так, чтобы казахстанская экономика и жизнь самих казахстанцев полностью перестала зависеть от колебаний мировых цен на сырье.

Для этого была разработана программа форсированной индустриализации, начатая в 2010 году и зафиксировавшая лидерство Казахстана в пятилетнем индикативном планировании. Уже в 2011 году появились первые успехи в реализации этой  программы: в Казахстане было введено в эксплуатацию 152 предприятия, обеспечены постоянной работой 24 тысячи человек. Начался процесс активного восстановления и развития химической и легкой промышленности, совершен рывок в переработке сельхозпродукции. К 2014 году было реализовано почти 300 инвестиционных проектов общей стоимостью восемь триллионов тенге, создано 160 тысяч постоянных рабочих мест и более 200 тысяч – на период строительства.

Главным итогом І индустриальной пятилетки  стало начало серьезных структурных изменений в казахстанской экономике. С 2011 года хорошей традицией стали Дни индустриализации, на которых два раза в год – в июле и декабре – подводятся текущие итоги программы индустриального развития Казахстана, в формате общенационального телемоста презентуются проекты и отчеты регионов, запускаются новые производства.

Так на первом Дне индустриализации — 9 декабря 2011 года — в строй были введены завод по производству пассажирских вагонов «Тулпар-Тальго» в Астане, метрополитен в Алматы, завод катодной меди «Сары Казына» в Балхаше, завод медицинских изделий «Супер Фарм» в Жамбылской области, Семипалатинский кожмехкомбинат, мясоперерабатывающий комплекс «Байсерке Агро» в Алматинской области, текстильное производство «Шымкент-Кашемир», были запущены Мойнакская ГЭС на реке Чарын, железнодорожные линии Жетыген – Коргас и Узень – граница с Туркменистаном, в Жамбылской области представлен проект автомагистрали Западная Европа – Западный Китай.

Летом 4 июля 2012 года в новом медиацентре Астаны состоялся общенациональный телемост, в ходе которого были введены в эксплуатацию объекты Карты индустриализации. Состоялся запуск Национальной цифровой сети телерадиовещания и нового казахстанского телеканала «24.kz», ориентированного на отечественную новостную телепродукцию. За два с половиной года реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития было введено в строй более 440 проектов общей стоимостью 1,8 триллиона тенге. «Однако не все предприятия были загружены в полной мере. Для некоторых главное было – красиво отчитаться: разрезать ленточку и забыть о заводе. Мое настойчивое требование заключалось в том, что акиматы должны содействовать реализации проектов не только на начальной стадии, а вплоть до их выхода на полную проектную мощность. Особое внимание, на мой взгляд, следовало уделять производству с высокой добавленной стоимостью и экспортному потенциалу. Учитывая глобальные перспективы технологического развития, уже в 2012 году необходимо было готовиться к следующей пятилетке», — такое замечание сделал Президент в своей фундаментальной работе «Эра независимости».

Глава государства путем программы форсированной индустриализации стремится осуществить перехол казахстанской экономики на новую модель – ростановую модель роста, основанную не на сырьевых ресурсах, а на диверсифицированной экономике и развитом человеческом капитале. С 2015 года в Казахстане предпринимаются следующие меры как развитие конкуренции, приватизация госпредприятий, внедрение новой модели банкротства без остановки предприятий, решение вопросов проблемных активов банков, доступ к финансированию и так далее. Эти действия помогут резко активизировать инвестиционную активность и развить МСБ. Во 2-й пятилетке акцент ставиться на стимулировании производительности труда в обрабатывающем секторе, активной политике по продвижению экспорта обработанных товаров на соседние рынки, по поддержке инноваций.

Продолжается работа по улучшению инвестклимата в стране. Дело в том, что виден тренд ухода инвестиций из развивающихся стран в условиях кризиса. Поэтому нам необходимо вести более агрессивную инвестиционную политику. Об этом постоянно говорит Президент. Сейчас ведется активная работа согласно рекомендациям ОЭСР. Казахстан планирует в ближайшее время вступить в Комитет по инвестициям данной организации. С января 2016 года Министерство по инвестициям и развитию стало работать по принципу «одного окна» для инвесторов. Все необходимые для реализации инвестпроектов разрешительные документы стали выдаваться в одном госоргане. Это 363 госуслуги (лицензии, разрешения, различные справки). Соответствующий закон уже принят, разработаны более 30 подзаконных актов. Создан Правительственный совет и усилена координация этой работы с вовлечением наших посольств, регионов, бизнес-сообществ.

Хочу отметить, что за последние несколько лет Казахстан значительно улучшил свои показатели по инвестиционному климату, привлек ряд транснациональных корпораций. Только 2015 году в Казахстан зашли несколько новых инвесторов. Например, финская Tikkurila построила завод лакокрасочных изделий в Алматинской области. Японская Toyota Tsusho инвестировала в выращивание зерна и овощей. Кроме того, несколько компаний реинвестируют полученную в свои действующие проекты. Можно отметить французский «Данон», который вложил в средства в увеличение производства новых видов молочной продукции до 11 000 тонн в год. Южнокорейская компания Lotte – в создание второго производства в Шымкенте. Турецкая BTM Group реинвестировала в производство новых видов продукции в стройиндустрии. Нужно заметить, что иностранные инвесторы приносят не только деньги, но и прогрессивные методы ведения бизнеса, новые технологии.

Казахстан в 2016 году завершил работы на основных отрезках автокоридора Западная Европа – Западный Китай и полностью ее открыл.

В текущем году также откроется движение между Шымкентом и Таразом; вводятся в эксплуатацию участки на трассах Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай, на отрезке Центр – Восток, полностью завершится реконструкция участка Омск – Павлодар. В целом реконструкцией было охвачено 2,2 тысячи километров автомобильных дорог. В следующем году строительство будет вестись на 1,6 тысячи километрах.

Как я уже сказал, планируется полное завершение проектов Западная Европа – Западный Китай (424 км), Бейнеу – Актау (230 км), участков Астана – Темиртау (149 км), Алматы – Капшагай – Талдыкорган (120 км) и Астана – Петропавловск (51 км).

Развиваются три ключевые «гавани» страны: паромный комплекс в порту Курык, «сухой порт» на СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и столичный аэропорт, где пропускная способность увеличится с 750 до 1 750 пассажиров в час. До 2019 года поэтапно откроются новые международные сообщения по направлениям Гонконг, Токио, Сингапур, Нью-Йорк. Это необходимо для становления Астаны в качестве финансового центра мирового уровня.

Таким образом, настоящая индустриализация Казахстана стала свершимся фактом! С чем и поздрвляю всех соотечественников!

Алтынорда

[:]