Пятиклассник, делая домашнее задание по русскому языку, вставил пропущенные буквы: снежный сугроБ, клуБки ниток, теплые вареЖки… Учитель городской школы, проверяя тетрадь, не согласилась с последним вариантом и исправила Ж на Ш.
— Мне мама так подсказала, — попытался аргументировать школьник.
— А кто твой учитель: мама или я? — назидательно заметила педагог.
Учитель плохому не научит?
Проверяя тетради ученицы третьего класса одной из сельских школ, начинает сомневаться в компетенции учителей еще одна мама.
— Дочь выполнила задание по русскому языку правильно, а учитель исправила «блокнот» на «блакнот» и в то же время не заметила другую явную ошибку. Или еще один случай по математике за первый класс. Учитель, сама неверно истолковав задание, исправила и поставила двойку. А ведь это такой стресс для первоклашки! Бывают случаи, когда, учителя, видимо, уставшие после работы, поручают проверку тетрадей своим детям-старшеклассникам, что заметно по почерку. Да и вообще бывает, что те же иногда вместо педагогов проводят занятия. О каком качестве образования можно говорить, если уже с начальных классов детей так обучают?
А родительница первоклассника столичной школы каждый день уговаривает его сходить на уроки.
— Просто у него нет интереса к занятиям, хотя считает и читает неплохо, — говорит она. — Недавно сын рассказал, что учительница (причем советской закалки, ей уже под 60 лет) постоянно матерится (!) на детей. Другие родители тоже подтвердили это. Мы решили поговорить с педагогом, она, конечно, не призналась, но материться, по словам ребят, перестала.
Исключить двоечников
Проблемы школьного образования в профильном министерстве признают. Накануне глава ведомства Эльвира Сариева рассказала на брифинге о стоящих перед ними задачах на 2015 год. Работа ведомства, по ее словам, будет акцентирована на «поддержке и развитии учительского корпуса, что позволит стать чуть ближе к качественным результатам в достижениях учащихся». «Система образования напрямую зависит от качества преподавательского состава. Мы хотим прийти к тому, чтобы постепенно в профессию начали приходить лучшие выпускники», — процитировали ее в пресс-службе Минобразования и науки.
Пока же ситуация оставляет желать лучшего. Абитуриенты, как правило, не торопятся поступать на педагогов, а вузы, недобравшие студентов, просят Минобразования продлить приемную кампанию, в результате объявляют четвертый, и даже пятый тур зачисления абитуриентов. Именно так было и в 2014 году. Объявив о заключительном туре, в Минобразования поясняли, что по итогам четвертого тура отбора и зачисления студентов на грантовое обучение вакантными остались еще 250 мест в 12 вузах республики. Среди вакансий 112 мест оказалось по педагогическим специальностям.
Чтобы обеспечить набор студентов, в заключительном туре пороговый балл по основному тесту для абитуриентов, поступающих на грантовое обучение по педагогическим и гуманитарным направлениям подготовки в бишкекские вузы, снизили со 110 до 95 баллов. Комиссиям разрешили допускать к конкурсу на бюджетные места даже абитуриентов, не сдававших предметные тесты (кроме медицинских специальностей).
«Из 245 максимальных баллов — это даже не двойка, а практически единица», — считает советник ректора одного из вузов Алмаз Акматалиев.
«Сегодня на учителей идут учиться самые слабые абитуриенты, или те, кто действительно любит эту профессию. Но на педагогические поступают молодые люди с низкими результатами по Общереспубликанскому тестированию, — говорит и член общественного наблюдательного совета (ОНС) при Минобразования, глава ОФ «Перемена» Алмаз Тажыбай. – Конечно, никто не утверждает, что все станут плохими специалистами после окончания вуза. Во время учебы они могут стать хорошими, грамотными специалистами. Но тут есть и другая проблема: большинство из них не идут в школу преподавателями. Просто получают диплом на всякий случай, а девушки могут выйти замуж».
Зарплата больше и требования жестче
Так как же сделать, чтобы в эту профессию шли грамотные и лучшие абитуриенты? С этим вопросом ИА «24.kg» обратилось к самому министру. «Нужен комплексный подход. Кроме повышения зарплаты, необходимо повысить статус учителя. Тут мы должны работать вместе с органами местной власти. Зачастую мы отправляем молодых преподавателей в регионы, а они возвращаются, не отрабатывая: жить негде. Если не жилье, органы МСУ должны хотя бы землю предоставлять по закону. Но нормы, которые прописаны в законодательстве, не исполняются. Такая же проблема, кстати, есть и в системе здравоохранения. И, кроме того, необходим качественный отбор людей в эту профессию. Набор на педагогические факультеты должен быть более жестким. Мы не можем брать в профессию троечников, поскольку учитель не может дать больше того, что у него есть», — перечислила необходимые меры Эльвира Сариева.
Она добавила, что сейчас разрабатывается большая программа по подготовке преподавателей. «На самом деле, она должна быть другой. Наряду с традиционной работой с педагогическими факультетами мы запустим дополнительную программу по подготовке преподавателей из других профильных факультетов. В странах, где система школьного образования значительно поднялась, брали из пяти процентов лучших выпускников матфака, химфака и других. А нам сейчас не хватает физиков, химиков, математиков, преподавателей русского и английского языков, начальной школы. Всего по республике на сегодня более двух тысяч вакансий», — проинформировала Эльвира Сариева.
Она напомнила, что в 2015 году Минобразования уже зафиксировало единый проходной балл по ОРТ – 110. «Это тоже мало, но и благодаря этому мы потеряем значительное количество абитуриентов. В мае будет критика, давление на министерство, многие вузы будут терять финансирование и просить снизить баллы. Но снижать порог мы не будем, — заверила министр. — Повышение баллов на следующем этапе должно подкрепляться усилением школьной подготовки. Понятна логика вузов, когда говорят, что в школе мы не очень хорошо готовим детей, а потом забираем у них абитуриентов».
Что касается повышения зарплаты школьных учителей, то его обещают провести с начала нового учебного года — в сентябре 2015-го. Проведенные расчеты предполагают дополнительные средства в размере 3 миллиардов сомов в 2015 году и около 9 миллиардов – в следующем.
«И нужно не просто повышать зарплату учителей, но и поднимать требования, чтобы педагоги переходили от старых методов обучения к современным, интерактивным. Чтобы ученик не просто накапливал знания, но и умел их применить в жизни», — отмечает член ОНС Алмаз Тажыбай.
Подождать пять лет?
По словам Эльвиры Сариевой, оплата труда учителей должна быть достойной и стимулирующей. Чиновники готовят новую методику расчета зарплаты преподавателей, предусмотрев стимулирующую часть, которая предполагает введение трех уровней повышения квалификации. Чем выше уровень, тем больше будет получать преподаватель, обещают в Минобразования.
Как получится в итоге, пока неизвестно. Еще свежа в памяти критика после внедрения новой системы оплаты в мае 2011 года. Тогда, кстати, для стимулирования труда работников образования, в том числе педагогов, в общеобразовательных школах страны создали стимулирующий фонд зарплаты в размере 10 процентов от фонда заработной платы. Доплаты производятся раз в квартал.
«Каждый раз при определении КТУ (коэффициента трудового участия) доходит чуть ли не до оскорблений. Каждый считает, что именно он больше и лучше других работал и достоин большей доплаты. Из-за этого стимулирующего фонда учителя просто находятся в конфронтации», — посетовала одна из педагогов.
«А все потому, что нет четких критериев, категории же убрали. Сейчас эти вопросы субъективны, и поэтому возникают споры. Почему мы и вводим оценку учителей и аттестацию? Три уровня (школы, районо/облоно и министерство) измерения квалификации учителя должны быть нормативно зафиксированы. Тогда этот инструмент позволит принимать более объективные решения, будет какой-то порядок», — поясняет Эльвира Сариева.
И когда же начнут приходить лучшие выпускники вузов в профессию? «В системе образования самый быстрый результат приходит только через пять лет», — констатирует министр.
А пока будем носить вареШки.
12/03/15 Анастасия БЕНГАРД
Источник — 24kg.org