[:ru]
Общественность Кыргызстана поделилась на два. Шум поднялся из-за клипа киргизской певицы Зере, который называется Кыз. Все дошло до того, что националисты стали угрожать юной девушке расправой. Среди угроз фигурирует призыв убить ее прилюдно. Однако, немало тех, кто поддерживает Зере в ее нелегком начинании. Люди выражают слова поддержки в социальных сетях.
В песне «Кыз» Зере затрагивает важную тему. Тему равноправия. Призывает уважать ее, и не указывать, как ей жить и как одеваться. Стоит отметить, что в Киргизии ситуация с правами женщин обстоит крайне удручающе. Треть браков до сих пор заключается посредством кражи невест. Лишь в 2016 году, в Киргизии запретили жениться на несовершеннолетних. Однако до сих пор по стране можно увидеть 17тилетних мам.
Это стало триггером для патриархально-настроенной публики. Как так? Женщина просит уважать ее? Это вне традиций. За это надо убивать!
Киргизов шокировали, как слова Зере, таки ее внешний вид в клипе.
Стоит отметить, что клип получился очень бодипозитивным. Зере бросает вызов патриархату по всем направлениям. Во-первых, она девушка полного телосложения, но в клипе она фигурирует в нижнем белье. Патриархальные представления о том, что женщина, желающая демонстрировать свое тело, обязана быть худой, были повержены в пух и прах.
Так же рядом с Зере совершенно разные девушки. Разного телосложения. Одна девушка коротко подстриженная, с цветными волосами, пирсингом. Другая в национальном киргизском костюме. Третья в хиджабе. Четвертая одета в откровенный купальник. Имеются татуировки. У Пятой яркий макияж. Суть клипа в том, что каждая из нас имеет право на свое тело. И тела могут быть разными.
Зере показывает принятие своего тела. Возмущенная публика пишет ей оскорбления по поводу ее внешности, обзывает жирухой, и трет за патриархальные традиционные ценности, указывая, где ее место. Место как известно, у плиты. Вспомните случаи с Баян Алагузовой и Айжан Байзаковой. Эти женщины не обладали феминистской позицией, и их внешность неплохо вписывается в стандарты. Тем не менее, они получили тонну хейта, травлю, и агрессивные мизогинные комментарии в свой адрес. Что уж говорить о явной феминистке, да еще и бодипозитивщице?
Есть и другой момент. Бодипозитивный опять-таки. Была бы у Зере и у других девушек социально приемлемая, конвенционально красивая внешность, отреагировала бы общественность точно так же? Было бы столько споров? Львиная доля оскорблений затрагивает внешность девушек. Оскорбления из серии «жирная свинья» это только малая часть. Ведь, все проявилось в патриархалах. Бодишейминг. Слатшейминг. Лукизм. Ненависть к не модельным женским телам. Мизогиния. Религиозные нравоучения.
На её защиту встал Феликс Кулов, бывший премьер-министр Кыргызстана.
По его словам, Зере своим поступком всего лишь пыталась продемонстрировать свою гражданскую позицию. Политик считает, что клип восприняли бы совсем по-другому, если в нём появились девушки с параметрами 90-60-90.
Имам Чубак ажы Жалилов так же вступился за девушку
Священнослужитель удивлен ажиотажем вокруг клипа. По его мнению, в клипе ничего неординарного нет.
«Сначала я не смотрел, но потом, когда уже все начали обсуждать, вынужден был посмотреть клип. Если честно, я не понял, почему все так отрицательно восприняли и начали критиковать одежду Зере. Там ведь ничего необычного нет. Да, наши кыргызские женщины сегодня такие. Это тайна для вас? Таких, как Зере, у нас на улице очень много. Это правда. Что скрывать-то? В городе можно встретить девушек и в хиджабе, и в открытой одежде, и полуголых, и с татуировками. А Зере еще надела пиджак, не знаю, видимо, отцовский пиджак. Зере просто взяла женщин с улиц Бишкека и перенесла их на берег Иссык-Куля, так что тут не на что обижаться. Они обычные женщины. Худые,толстые,средние. Ее песню, конечно, не сравнить с песней, например, Саламат Садыковой «Кыргыз жери», мне кажется, в клипе есть недоработки в художественной части», — сказал Чубак ажы Жалилов.
Отец Зере тоже высказался:
[:]