АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Кишки и клен: из чего делают домбру и как у нее появились струны[:]

[:ru]

1 июля в Казахстане впервые отмечают Национальный день домбры. Отныне он будет праздноваться каждое первое воскресенье июля.

 

В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего была домбра, на которой он любил играть. Обо всем на свете забывал. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить, младший тем временем играл на домбре и не спешил помогать старшему. Разозлился брат-строитель, выхватил у младшего домбру и что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет, нашли люди этот отпечаток, стали по нему изготавливать домбру. Вновь зазвучала музыка в бескрайней степи. Это самая распространенная легенда о казахском национальном инструменте. Как его делают сейчас, какие есть тонкости у сохранивших секреты ремесла нынешних мастеров? Об всем этом читайте в подборке редакции Today.kz. 

Что интересно, в разных регионах нашей огромной родины существуют разные виды домбры. Так, на западе, в Прикаспийских степях домбра имела округлую каплевидную форму с тонкой длинной шейкой. Лады-перевяз перне, как и струны, изготавливались из бараньих или козлиных кишок. В центральных и восточных регионах Казахстана инструмент делали с плоской нижней декой и короткой, толстой шейкой. На восточно-казахстанской домбре навязывались 7-9 ладов, что обеспечивало особую игру и исполнение песенных мелодий. Чаще всего этот инструмент изготавливали из цельных кусков дерева: ель, клен, чинара, но встречаются и клееные экземпляры домбры. 

Фото -

Фото: kaztube.kz

В 1934 году домбру реконструировали и были созданы ее оркестровые разновидности. 

В наше время, благодаря усилиям казахсстанских деятелей музыкального искусства, домбра значительно усовершенствовалась: усилилась громкость и расширился диапазон звучания, появилась домбра высокого и низкого регистров. 

Конечно, основные части казахской домбры одинаковы во всех регионах Казахстана. Это шанак – корпус домбры, выполняющий роль усилителя звука. Какпак – дека домбры. Она, воспринимая вибрацию звуков струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента – тембр. Пружина – это балка на деке с внутренней стороны. В казахской домбре пружины раньше не было. Ее стали использовать сравнительно недавно для улучшения звука. Пружина длиной от 250-300 миллиметров крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она выполняется из еловой древесины с выдержкой в несколько десятилетий. Главное, чтобы на досках не было даже малейших признаков гнили.

Фото -

Фото: inform.kz

Обечайки (открытый цилиндрический или конический элемент конструкции – Прим. автора) изготавливают из клена. Заготовки должны иметь такую толщину, чтобы при чистовой отделке обечаек, в зависимости от плотности клена, толщина их составила 1-1,2 мм. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным залогом чистого и красивого звучания домбры. От ее качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Самое главное в домбре – струны – источник звуковых колебаний. 

Фото -

Фото: 24.kz

На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Любопытный факт: считалось, что наилучшими качествами обладают струны из кишок двухлетней овцы. Такие струны дают низкий звук и соответственно низкий настрой, характерный для народной музыки: G-c, A-d, B-es, H-e. Кстати, не всякая овца подойдет для подготовки хороших струн! Предпочтение, как выяснилось, отдается овцам Атырауской и Мангыстауской областей. По-видимому, засоленность пастбищ в этих местах благоприятно влияет на качество струн, изготавливаемых из бараньих кишок. 

Для оркестровых произведений мировой классики низкий настрой оказался неудобным, поэтому в 30-ые годы ХХ века, в связи с созданием оркестров народных инструментов, была выбрана настройка струн d-g. Однако жильные струны ее не выдерживали и быстро лопались. Тогда Ахмет Жубанов пробовал использовать в качестве материала кетгут, шелк, капрон и прочие материалы, но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат, сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбры стандартной формы со струнами из лески. Прежний тембр звучания такая конструкция, конечно, уже не передает.


Автор статьи:

Инга Селезнева

http://today.kz/news/kazahstan/2018-07-01/767382-kishki-i-klen-iz-chego-delayut-dombru-i-kak-u-nee-poyavilis-strunyi/

[:]