Китай пригласил на саммит ШОС не только страны-участницы организации, но и представителей Организации тюркских государств, а также руководство Армении, информирует Altyn-Orda.kz. Этот шаг рассматривается экспертами как начало формирования гигантской логистической цепи, в которой Китай выступает в роли ключевого центра, соединяющего Восток и Запад.
По словам международного обозревателя Айдара Куанышева, Пекин использует площадку ШОС не только для укрепления политических связей, но и для развития транспортных маршрутов, охватывающих Центральную Азию, Кавказ и далее — Европу. Это продолжение стратегии «Один пояс — один путь», которая нацелена на создание альтернативных каналов поставок, снижая зависимость от традиционных маршрутов через Россию.
Особое внимание привлекает включение Армении и стран тюркского мира. Для Китая это возможность соединить южное и центральное направление логистики в единый коридор, который обеспечит выход к Чёрному морю и далее — в Европу. Эксперты подчеркивают, что речь идёт о создании «широкой сети безопасности» для поставок товаров и энергоресурсов.
Интерес к проекту проявляют не только региональные игроки, но и США вместе с Европой. Брюссель уже несколько лет активно обсуждает инициативу Global Gateway, которая по сути конкурирует с китайским «Поясом и путём». Однако, как отмечает аналитик по международной торговле Марина Лебедева, Европейский союз понимает, что полностью игнорировать китайские коридоры невозможно. Более того, европейские компании заинтересованы в прямых маршрутах, минующих зоны нестабильности и геополитических конфликтов.
США также внимательно следят за развитием нового евразийского логистического каркаса. В Вашингтоне открыто заявляют о необходимости диверсификации поставок и снижении роли России в мировой торговле. В то же время, американские корпорации проявляют интерес к транзитным маршрутам через Центральную Азию, поскольку это сокращает сроки доставки товаров между Китаем и Европой.
В итоге складывается ситуация, при которой Китай становится главным архитектором будущей евразийской транспортной карты. Центральная Азия, Кавказ и страны тюркского мира получают шанс превратиться в ключевых участников глобальных логистических процессов, а конкуренция интересов между Китаем, США и ЕС лишь усиливает значимость этого проекта.