[:ru]
Разделившийся народ казаков и казахов
Слово қазақ известно с XIII века. На кыпчакских языках оно означало вольного человека. Казахи и казаки – одного рода. Областью, где в XIII-XIV веках формировался этнос қазақов, стала большая часть Золотой Орды: от Днепра до Иртыша. В дальнейшем язык кыпчакской ветви тюркской группы сохранился у тех қазақов, кто составил казахский народ.
У қазақов, живших западнее Волги, благодаря интенсивной славянской миграции и распространению православия, славянская lingua franca постепенно вытеснила другие наречия. Эти қазақи стали русскими и украинскими казаками.
Обычно считают, что Казахское государство сложилось в середине XV века. Но народ-то такой в составе Золотой Орды был уже раньше. И недаром один из отцов-основателей Казахского государства Жаныбек звался в честь одного из прежних царей всей Золотой Орды, о котором у нас пойдет речь дальше.
Впрочем, разве сам Чингисхан не был қазақом, то есть вольным человеком? Ведь по сей день уважаемые казахские рода ведут от него свою родословную.
Толерантность царей Золотой Орды
Золотоордынский царь Жаныбек (именуемый в литературе, для отличия от тезок, обычно Джанибеком или Чанибеком) вступил на сарайский престол в 1342 году. Ранее Золотая Орда уже приняла ислам в качестве государственной религии. Но в отличие от средневековых государств Европы – и в этом коренная черта средневекового Востока, помноженная на традиционную веротерпимость кочевых тюркских народов – другие религии в Золотой Орде не подвергались гонениям.
Русская православная церковь сохраняла все привилегии, дарованные ей царем Менгу-Тимуром в 1267 году и подтвержденные царем Узбеком в 1315 году. Она была свободна от уплаты налогов. Сарайская епископия вела миссионерскую деятельность по всей Золотой Орде. Узбек, сам принявший ислам, не препятствовал членам своей семьи креститься. Так, он выдал замуж за своего московского улусника Юрия Даниловича свою сестру Кончаку (в крещении – Агафью).
Когда в 1357 году Жаныбек занемог, его мать Тайдула призвала в Сарай русского митрополита Алексия, славившегося даром исцеления. Поскольку сведения о болезни царя не должны были выходить за пределы его дворца, Тайдула известила, будто она сама больна и просила Алексия вылечить ее. Митрополит произвел над ней манипуляции и, по свидетельству современников, сотворил чудо – царица выздоровела. Так это представили в Руси. В память об этом событии митрополит основал в Москве Чудов монастырь.
Царица была, похоже, мнимой больной, но этот эпизод подчеркнул значение Русского улуса в Золотой Орде при Жаныбеке. Вылечить же реальный недуг самого царя митрополиту было не под силу. В том же году Жаныбек скончался.
Тайдула имела большое влияние на своего царствующего сына и оставила о себе благоприятную память в Руси. Это запечатлелось, в частности, в названии города Тула, основанного в том уделе, которым царица владела лично.
Преференции для Руси
При Жаныбеке продолжался режим преференций, введенных Узбеком для Русского улуса. Один из князей, имевший царский ярлык на титул великого князя, сам собирал общефедеральные налоги и отправлял их в Сарай. Отмененный Узбеком институт баскаков и откупщиков налогов, практиковавшийся в XIII веке, больше не восстанавливался.
Авторитет Жаныбека был достаточно велик, чтобы гасить распри между русскими князьями, не прибегая к миротворческим операциям золотоордынских войск в Русском улусе. Поэтому в русской истории период его правления отмечен полным отсутствием так называемых «татарских нашествий». Все русские летописи единогласно величают Жаныбека «добрым царем».
Тайная история
[:]