АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Комплексов меньше, юзеров больше. Как растет казахоязычный Интернет[:]

[:ru]

Корреспондент Tengrinews.kz узнал мнения экспертов медиаиндустрии о росте казахоязычной аудитории. Рост казахоязычной аудитории связан с улучшением доступа к Интернету. Так считает президент Интернет ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров. «В последние годы Казнет существенно разросся. И в первую очередь за счет казахоязычной аудитории. Эта часть сейчас увеличивается потому, что русскоязычная аудитория традиционно проживает в крупных городах, где Интернет был доступен всегда. Поэтому она выросла до максимальных пределов еще в прошлые годы. Сегодня же связь добралась до самых отдаленных районов, за счет чего мы наблюдаем сильный скачок». Глава Интернет ассоциации рассказал о характерных чертах казахоязычных пользователей.

«Эта аудитория более благодарная. Она больше комментирует — бурно обсуждает, больше лайкает. От нее идет больше отзывов. Ее коэффициент вовлеченности просто огромный», — считает он. По мнению Сабирова, сегмент ощущает острую нехватку контента. «К сожалению, бурный рост численности совсем не дал увеличения контента. К примеру, у казахоязычной аудитории очень популярны представители шоу-бизнеса. Это потому, что больше нет другого контента. Если посчитать новостные сайты на казахском языке, то их единицы. Хотя по статистике число просмотров казахоязычных новостей гораздо больше русскоязычных. Практически отсутствует аналитическая информация, информация для людей с ограниченными возможностями. Например, для больных диабетом. Они вынуждены брать информацию на русском языке, а затем переводить ее на казахский». По его мнению, в увеличении контента активное участие должно принимать государство.

«Поддержки со стороны государства не хватает катастрофически. Еще один вопрос — это инвестиции со стороны бизнеса. Многие бизнесмены пока что не понимают, в какие сферы казахоязычного Интернета можно вкладываться. Но суть такова, что этот сектор есть, и он достаточно активный. Ниша свободна, и ее можно развивать».
Многомиллионными просмотрами уже не удивишь

Группа Alem Band в начале года выпустила клип на песню «Қалауым» с участием скандально известной Айжан Байзаковой. Видео набрало около пяти миллионов просмотров. Продюсер коллектива Алмас Бекиш считает, что казахоязычная аудитория ничем не отличается от какой-либо другой. И зачастую ее вкусы предугадать сложно. «Я совершенно не знаю, чего хочет казахоязычный зритель. Бывает так, что пытаешься снять что-то хорошее. И вроде бы должно быть большое количество просмотров, но, наоборот, их мало. А когда делаешь что-то хайповое, то сразу же идет бурная реакция. Сейчас даже казахоязычная аудитория, которая традиционно придерживается морали, берет направление в сторону эпатажности», — делится продюсер.

Продюсер Gakku TV Тимур Балымбетов подчеркивает, что все больше казахстанцев, в том числе и русскоязычных, переключают внимание на казахоязычные клипы и музыку. Русскоязычные артисты или те, кто раньше пел на другом языке, сейчас выпускают клипы на казахском. И нынешняя молодежь стала гораздо больше говорить на казахском языке, ей стало комфортно на казахском. Поэтому и музыка на казахском востребована», — пояснил он. Если в прежние времена казахоязычному клипу было непросто набрать в YouTube миллион просмотров, то сегодня цифра в 50 миллионов уже не удивляет, отмечает продюсер.

«Обратите внимание, что в Казахстане проживает 18 миллионов человек. То есть количество просмотров в несколько раз превышает численность населения». Он считает, что будущее видеоконтента, в том числе и казахоязычного — за Интернетом. «На мой взгляд, телевидение в классическом виде останется больше для старшего поколения. Молодые будут смотреть видео через гаджеты, мобильные приложения, видеохостинги и так далее. И это отличный вариант развития, потому что если к этому отнестись с умом, то можно неплохо выиграть», — добавил продюсер.
«Нужно больше социальных проектов»

 

Генеральный директор «Седьмого канала» Алия Бабаева также подчеркнула активный рост казахоязычной аудитории в digital. «Самые активные пользователи нашего YouTube-канала — это граждане в возрасте от 18 до 24 лет, затем следуют зрители 25-34 лет и на третьем месте — зрители 13-17 лет. По данным за 2016 год количество просмотров на нашем канале составило 158 миллионов, а в 2017 году этот показатель вырос на 50 миллионов (до 212 миллионов). Среди самых популярных роликов — проекты собственного производства. Так, проект Q-елі за все четыре сезона набрал 185,7 миллиона просмотров, сериал «Бастық боламын» за два сезона набрал 14,5 миллиона просмотров. Еще один наш сериал «Тақиясыз періште» всего за один сезон набрал почти 19 миллионов просмотров, а скетчком «Япырай» набрал 6,3 миллиона просмотров. И это только несколько проектов из всего обилия, которые мы ежедневно и еженедельно размещаем. Больше всего аудиторию привлекает развлекательный контент — скетчкомы, сериалы, ситкомы. Пользователи хорошо просматривают и короткие нарезки со скетчей, по этой тенденции мы понимаем, что короткие ролики предпочитают больше. Много просмотров также набирают проекты с участием казахстанских звезд», — рассказала Бабаева.

«Основную часть востребованных проектов составляет развлекательный контент, тем не менее мы, как канал для семейной аудитории, хотели бы видеть в числе популярных проектов и проекты социальной направленности», — добавила она.

Известная телеведущая Ляйла Султанкызы тоже отметила нехватку казахоязычного контента. «Я буду вторить экспертам и аналитикам YouTube, но контента действительно сейчас не хватает и нужно создавать больше, лучше. На мой взгляд, казахоязычный контент сейчас стоит на границе изолированного развития и вступает на порог становления мейнстримом. Если на зачатии Казнета были популярны звезды «Дома-2», то сейчас, например, Ольга Бузова в Казахстане менее популярна, чем, к примеру, Ерке Есмахан. Потому что отечественному медиапотребителю по нраву местный исполнитель. Среди наших зрителей сейчас популярны остросоциальные темы. Их больше интересует контент, в котором поднимаются темы семейного быта, домашнего насилия.

При этом даже не важны качественная съемка или оригинальная подача. Заголовок на социальную тематику сам по себе вызывает большой интерес», — сказала Султанкызы. Директор Genesis YouTube Qazaqstan Самсон Безмятежный апеллирует к цифрам, говоря о росте казахоязычной аудитории видеохостинга. «Если в 2016 году мы могли видеть только 500 тысяч просмотров на казахском, то теперь эта цифра достигает трех миллионов, а это уже половина от общего трафика в казахстанском YouTube. Основной тренд, сохраняющийся уже давно, — трансформация телевизионного контента для YouTube-формата: нарезки сериалов, скетчей, казахоязычного КВН. Тематические тренды для всего YouTube — это музыка и развлечения. Что касается возраста казахоязычного YouTube, это 25-34 лет», — рассказал Безмятежный. По его словам, доход казахстанских блогеров на YouTube составляет от 200 до 500 долларов в месяц. «Доход телеканалов куда побольше, особенно музыкальных. Юмористическую нишу по скетчкомам, которые отлично смотрятся и в телевизоре, и в YouTube, уверенно занимает «Седьмой канал». Скетчком Q-елi, например, собрал более 200 миллионов просмотров за все сезоны на YouTube благодаря полюбившимся народу персонажам Анары Батырхан и Жанар Айжановой», — подчеркнул директор Genesis YouTube Qazaqstan. Стоит отметить, что среди казахстанских каналов YouTube самый популярный — Saspens, который рассказывает о науке, жутких историях и любопытных фактах, число подписчиков канала — 1,8 миллиона. На втором месте вайнер Аминка Витаминка — более 1,2 миллиона фолловеров. В топ-10 также входит «Седьмой канал».

Использованы фотографии с сайта pixabay.com
Подробнее: https://tengrinews.kz/article/723/
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Tengrinews.kz

 

[:]