Локомотивом и движущей силой этнических историй в течение многих веков в странах Центральной Азии служил межэтнический синтез. Долговременные и интенсивные взаимодействия между представителями различных этнических образований в пределах обширного региона не могли не привести к синтезу этнических компонентов, осмысление которого всё ещё недостаточно.
Иногда итогом межэтнического синтеза становится переход идентификационных характеристик народа из одного в другое состояние. Ещё в XIV в. эта коллизия была известна арабскому историку Ал-Омари, автору книги «Пути взоров по государствам разных стран». Характеризуя этнические истории народов, входящих в состав Золотой Орды, он, в частности, акцентировал внимание на процессах тюркизации монгольских завоевателей. «В древности это государство, – писал Ал-Омари об этнической судьбе Золотой Орды, – было страною Кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом татары смешались и породнились с кипчаками, и земля одержала верх над природными и расовыми качествами татар, и все они стали точно кипчаками, как будто они одного с ними рода» [Тизенгаузен, 1884: 235].
XIII и XIV вв. являются эпохой монгольских завоеваний территории Азии и значительной части Восточной Европы. Завоевание территории Средней и Южной Азии монголами изложено в трудах персидских, арабских и индийских историков, бывших очевидцами или современниками исторических событий этого времени.
После Западной кампании 1236-1243 гг. значительная часть монгольских войск вернулась обратно на захваченные ранее земли Хорезмшаха, и количество кочевых монголов, которые переселились на завоёванные земли, не было столь уж большим. В основном они были вовлечены в цивилизационную орбиту и со временем ассимилированы кочевым населением евразийских степей и Среднего Востока. Чингисидская эра упрочила тюркизацию этих территорий, добавив несколько новых элементов (монголы, тангуты и тюрки Внутренней Азии) в Центральной Азии, Западной Евразии и на Среднем Востоке.
В процессе создания Монгольской империи происходил неизбежный процесс разрушения прежних этнических взаимосвязей и перемещения групп тюркских племён и других этносов, перекройки и перестройки их внутренней структуры, создания новой тюрко-монгольской политической системы (Golden, 1992, р. 283). Известно также, что по мере завоевания Евразии собственно монгольские армии не включали представителей исключительно монгольского этноса, но значительно пополнялись покорённым тюркским контингентом, поскольку ещё до их прихода Дашт-и Кыпчак был заселён преимущественно тюркоязычными племенами, говорившими на кыпчакском, огузском и других языках, а также некоторыми осёдлыми элементами. Таким образом, в результате своеобразного «процесса глобализации», объединившего в огромном государственном объединении народы с разными культурами, языками и религиями, образовался уникальный симбиоз, где в количественном плане преобладали тюрки при руководящем положении монгольской элиты [А. А. Арсланова, 2019].
Нараставшая ассимиляция Чингисидов и монголов с тюркскими силами создали новую уникальную и своеобразную социально-политическую систему, которая в дальнейшем не могла не отразиться на социально-политической, культурно-религиозной, языковой и т.д. сферах огромной империи.
Кто такие моголы
В академической среде термин могол связан с Моголистаном. Это государство образовалось в середине XIV века в результате распада улуса Чагатая, который был одним из улусов Монгольской империи. «Моголистан» – это персидское название, означающее «Земля Моголов» или монголов (термин «могол / могул» в переводе с персидского означает «монгол», а «стан» означает «место стоянки, стойбище, земля». Термин «Моголистан» встречается в основном в советской историографии, в то время как в китайской историографии в основном используется термин «Восточно-Чагатайское ханство» (китайский: 东察合台汗国; пиньинь: Dōng Cháhétái Hànguó), который противопоставляет Моголистан империи Тимуридов.
Империя Тимуридов в 1409 году.
Сами могольские ханы считали себя наследниками монгольских традиций и называли себя монгулами, от чего местное среднеазиатское население называло их могулы. Китайцы династии Мин называли моголов Восточно-Чагатайского ханства «монгольскими племенами» (китайский: 蒙古部落; пиньинь: Ménggǔ Bùluò).
Этнический состав Моголистана в XIV веке состоял к тому времени из отюреченных монголов, а также различных местных и переселённых тюркских племён из различных частей Центральной Азии в результате внедрения монголами в XIII веке улусной системы управления и владения с завоёванными землями и народами. Известно, что этими племенами управляли могольские ханы и нойоны.
Этническое название «могол» касалось лишь определённой части населения Моголистана. Моголы являлись общностью кочевых племён преимущественно монгольского происхождения, выступавшей в качестве господствующего класса в государстве Моголистан. Закреплению этнонима «могол» в Чагатайском улусе и, в дальнейшем в Моголистане, видимо, способствовало стремление могольской знати на первых поpax сохранить кочевые традиции и подчеркнуть преемственность власти чингисидов. Согласно В. В. Бартольду, местное среднеазиатское население называло захватчиков и их потомков могол (могул, мугул). Так, без «н», произносилось народное название монголов в Средней Азии.
Территория Моголистана охватывала в основном современный Кыргызстан и прилегающие к нему регионы на юго-востоке Казахстана, Узбекистана и на западе Китая.
Территория Моголистана в 1372 году
Как часть господствующего класса, моголы жили в основном в городах вместе с другими мусульманами. Они традиционно были известны своим мастерством в области верховой езды, стрельбы из лука и борьбы. Отмечается схожесть могольской кухни с монгольской, богатой различными мясными блюдами. Хотя со временем могольская кухня изменилась в сторону среднеазиатской. Однако монгольский язык всё ещё сохранялся в имперских канцеляриях [Усманов, 2002, с. 107]. Как писал Бартольд, «ещё в начале XVI в. язык моголов был монгольским».
В XIV—XVII веках моголы, будучи привилегированным военным сословием, сыграли важную роль не только в истории народов Центральной Азии, но и Южной Азии.
Моголы. Соревнование по стрельбе из лука (Акбар-наме)
От моголов к Великим Моголам
После падения в начале XVI в. династии Тимуридов (1370 — 1507) Бабур — один из потомков эмира Тимура в пятом поколении, в 1526 году захватил большую часть Северной Индии, создав Империю Великих Моголов, которая просуществовала в Индии до середины XIX века (династия Бабуридов).
«Великими Моголами» династию Бабуридов назвали европейские путешественники XVII в., ни основатель империи, ни его потомки сами себя так не называли.
Империи Великих Моголов повезло в том смысле, что шесть её самых могущественных правителей — Бабур, Хумаюн, Акбар, Джахангир, Шах-Джахан и Аурангзеб — правили один за другим по очереди вплоть до середины XIX века.
Наибольшего расцвета государство Великих Моголов достигло при Шах-Джахане (1592—1666). Государство Великих Моголов было централизованной феодальной монархией. В XVII в. оно включало всю Индию (кроме крайнего юга) и Кабул. Однако в начале XVIII в., несмотря на внешний блеск и могущество, стал назревать внутренний кризис, приведший вскоре после смерти Аурангзеба (1707) к междоусобицам и постепенному распаду Империи Великих Моголов. К середине XVIII в. Великие Моголы фактически владели лишь Дели и прилегающими районами.
В XVIII в. английская Ост-Индская Компания постепенно установила контроль над Бенгалией. В XIX в. все владения названных династий были захвачены Ост-Индской Компанией. Ослабление власти Великих Моголов и подавление Сипайского восстания предоставило возможность англичанам низложить династию Великих Моголов и установить прямой контроль над Дели в 1857 г.
Границы империи Великих Моголов в разные периоды времени
Таким образом, династия Великих Моголов в Индии (1526—1858) берёт начало от эмира Тимура, происходившего из отюреченного монгольского племени барлас (по-монгольски «барулас» — ушедшие на запад).
На официальном уровне в Империи Великих Моголов упоминалось преимущественно имя эмира Тимура, что было обусловлено рядом важных причин. Во-первых, Тимур являлся предком по прямой линии отца – линии наиболее значимой для статусного самоопределения в социально-политической стратиграфии. Во-вторых, Тимур, так же как и сами Моголы, исповедовал ислам суннитского толка. Кроме того, с именем Тимура и его потомков были связаны самые значимые политические и военные успехи, мощный подъём городской культуры, расцвет художественных искусств и науки, известный как Тимуридский Ренессанс.
Великие Моголы позиционировали себя достойными и, что более важно, законными наследниками Тимуридов и официально именовали себя Гурканидами, по титулу эмира Тимура (gūrkān, хурьгэн – «зять» чингисида) [Jahangir 1999, XXIV]. В современной отечественной и зарубежной (западной и индийской) историографии их принято называть Великими Моголами (The Great Mughals), а в иранской и таджикской литературе – индийскими Тимуридами / Гурканидами (timuriyān / gurkāniyān-e hend).