Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны пойти к истокам. Живший в то время ученый Ибн аль Асир пишет: «Царь большого Тюркского племени татаров Чингис-хан, пошёл войной на Хорезм». Так неужели современник Шынгыс-хана, свидетель тех событий, ибн аль Асир будет врать? Ведь прежде чем написать что-либо, он опросил множество свидетелей бежавших от ужасов войны. И все твердили о свирепых тюрках-кочевниках Шынгыс-хана «татарах». В своих летописях автор пишет только о татарах.
Ибн аль Асир: о том что они (татары) сделали с аланами и кыпшаками: «Перебравшись через Ширванское ущелье, татары двинулись по этим областям в котором много народов, в том числе аланы, лезгины и разные тюркские племена. Нападая на жителей этой страны, мимо которых проходили, они прибыли к аланам… Они аланы употребили всё своё старание, собрали у себя толпу кыпшаков и сразились с татарами. Ни одна из обеих сторон не одержала верх над другою. Тогда татары поехали к кыпшакам сказали: «Мы и Вы одного рода, а эти аланы не из ваших, что вам нечего помогать им; вера ваша не похожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападём на вас, а принесём вам денег одежды сколько хотите, оставьте нас с ними. Уладилось дело между ними… и кыпшаки оставили их (аланов). Тогда татары [напали] на аллан, и произвели между ними избиение».
***
И что это означает? Это значит, что кыпшаки и татары не просто договорились, а заключили военный союз. Жебе и Субетай к кыпшакам Котян-хана и русским князьям прибыли уже с удвоенной силой. Надо отметить, что по Рашид ад-Дину, из Самарканда вышло три тумена, а не два. Так же к Жебе и Субетаю под Табризом присоединились тюрки-огузы (туркмены). Далее ибн аль Асир сообщает: «Кыпшаки разбрелись как мы сказали выше, то большая толпа из них ушла земли русов. По прибытии их к ним, все собрались и единогласно решили биться с татарами, если они пойдут на них. Татары некоторое время пробыли в земле кыпшаков, но потом в 620 году хиджры двинулись в страну русов. Услышав весть о них русские и кыпшаки, успевшие приготовится к бою с ними вышли на путь татар, что бы встретить их. Известие о движении их дошло до татар, и они обратились вспять».
Ибн аль Асир не пишет, даже не упоминает, о погромах татар над кыпшаками. Он сообщает что кыпшаки разбрелись т.е. откочевали по своим жайлауам, а татары некоторое время пробыли на землях кыпшаков. Без каких либо происшествий. Здесь они отдохнули, провели необходимую перемобилизацию и пополнили свои силы. Вполне возможно кыпшаки, проживающие междуречье Волги и Дона, поддержали татар, и пополнили ряды татарского войска. А кыпшаки, проживающие в междуречье Днепра и Дона, были агрессивно настроены против татар. По этому поводу есть сообщение: «Когда татары подошли близко к Киеву, русские ударили по передовым отрядам татар. И в короткой стычке одержали победу над татарами. Где был пленён кыпшакский военачальник Гемянбек. Русские князя передали его половцам на растерзание».
***
И вот мы подошли финалу, и к причине поражения русско-кыпшакской рати от «татаро-кыпшаков». Ибн аль Асир сообщает: «Тогда у русских и кыпшаков явилось желание напасть на них: полагая, что они вернулись со страху перед ними и по бессилию сразится с ними, они стали усердно преследовать их. Татары не переставали отступать, а те гнались по следам их двенадцать дней, но потом татары обратились на них, которые заметили их только тогда, когда те наткнулись на них: для последних это было совершенно неожиданно, потому что они считали себя безопасности от татар, будучи уверенными в своём превосходстве над ними. Не успели они собраться к бою как на них напали татары со значительно превосходящими силами».
Как мы видим, ибн аль Асир предельно ясно описал тактику ложного отступления кочевников. При внезапном нападении, даже передовые отряды Котян-хана, Мстислава Удатного и Данилы Волынского не смогли перестроится и дать должного отпора. А татары действительно превосходили их, так как основная часть войска отдыхая, в нужном месте поджидала противника. И со свежими силами ударили по утомлённой русско-кыпшакской рати. Как ни странно, даже сегодня для кочевников эта битва не является сложным вопросом. То для не кочевников которые не сидели верхом на лошадях, такие вот сверх-победы наших предков являются чем-то мистическим, тайной или вообще фальсификацией историков.
Болат Майдан: https://vk.com/neonomads