АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Венская конвенция о консульских сношениях

 

Содержание

 

Введение

 

Глава 1. Понятие о консульских сношениях

 

Глава 2 Преимущества, привилегии и иммунитеты штатные консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений

 

Глава 3 Консульское управление МИД Республики Казахстан

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Международное право — это совокупность норм, ре­гулирующих отношения между государствами. Международное право, как видим, является понятием, производным от внешней политики и дипломатии. Но необходимо подчеркнуть, между­народное право, став продуктом внешней политики и диплома­тии, оказывает обратное воздействие на внешнюю политику и дипломатию. Это находит свое выражение в том, что государи через своих дипломатов, записав в договоре взаимно пред­ставляющие и обязывающие права и обязанности, должны бы­ли исполнять их: иначе они уже не могли достичь целей своей внешней политики. Международное право обслуживало многие сферы межгосударственной деятельности. Это затрагивало та­кие области человеческой деятельности как: экономика, торгов­ля, морское дело, таможенное дело, борьба с преступностью и т.д. Но оказалось, что сами дипломаты, их деятельность стали нуждаться в правовом регулировании. Дипломатов, а затем и консулов могли избить, убить, держать в заключении. Стали вырабатываться нормы, направленные на защиту личности ди­пломата и консула, на защиту их неприкосновенности, на обес­печение их нормальной деятельности. Таким образом, в меж­дународном публичном (межгосударственном) праве начали формироваться самостоятельные отрасли — дипломатическое право и консульское право. Итак, дипломатическое и консуль­ское право — это отрасль международного права, представляю­щая собой совокупность правовых норм, регулирующих отно­шения между государствами по вопросам обеспечения непри­косновенности дипломатических и консульских представителей и их деятельности в государствах пребывания.

Понятие консульского права можно определить следующим образом: консульское право представляет собой совокупность принципов и норм, ре­гулирующих отношения между субъектами международного права по общим консульским вопросам, по вопросам, опреде­ляющим правовой статус консульского представительства, его функций, консульским привилегиям, иммунитетам с целью поддержания деловых и иных отношений между государствами, их юридическими и физическими лицами.

Международное право гарантирует главе консульского учреждения, консульскому должностному лицу, сотруднику кон­сульства личную неприкосновенность и иммунитет от юрисдик­ции. Статья 41 Венской Конвенции о консульских отношениях гласит о том, что консульские должностные лица не могут быть арестованы или задержаны иначе как на основании постанов­ления судебного органа в случае совершения ими тяжких пре­ступлений. Консульское должностное лицо могут привлечь к уголовной ответственности за преступные действия, совершен­ные им за пределами своих служебных функций, а также в случае совершения ими тяжких преступлений. В Конвенции не дано толкование понятия тяжкого преступления. Уголовно-правовая практика многих государств свидетельствует, что под тяжким понимается такое преступление, наказание за которое предусматривают лишение свободы 5 и более лет. Обычно к тяжким относятся такие преступления как: бандитизм, контра­банда, повреждение путей сообщения, фальшивомонет­ничество, нанесение телесных повреждений, убийство и т.д.

Основными привилегиями и иммунитетами консульских представительств за рубежом являются: неприкосновенность консульских помещений, неприкосновенность консульских ар­хивов, документов, свобода сношений консульских учреждений, право консульского учреждения пользоваться гербом и флагом своего (представляемого) государства, фискальный иммунитет для консульских представителей.

Неприкосновенность консульских помещений является весомой привилегией в консульском праве. Впервые, пожалуй, принцип неприкосновенности консульских помещений был при­знан Институтом международного права, это нашло свое отра­жение в принятом им в 1896 году в Вене Регламенте о консуль­ских привилегиях. Статья 9 этого документа закрепила положе­ние о том, что консульские помещения неприкосновенны, при этом в этой же статье подчеркивалось, что ни одно должност­ное лицо государства пребывания не имеет права заходить в эти помещения ни под каким предлогом. Затем этот принцип нашел свое оформление в статье 18 Гаванской Конвенции о консульских чиновниках 1928 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Понятие о консульских сношениях

 

Установление консульских сношении между государствами осуществляется по взаимному согласию. Согласие, данное на установление дипломатических отношений между двумя государствами, означает, если не оговорено, согласие на установление консульских сношении. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipso facto разрыва консульских сношений.

Консульские   функции   выполняются   консульскими учреждениями. Они выполняются также дипломатическими представительствами в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

Консульское учреждение может быть открыто на терри­тории государства пребывания только с согласия этого государ­ства. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются представляемым государст­вом и подлежат одобрению государства пребывания.

Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса или консульского округа могут осущест­вляться представляемым государством только с согласия госу­дарства пребывания Согласие государства пребывания также требуется, если  какое-либо генеральное консульство или консульство желает открыть вице-консульство или консульское агентство не в том населенном пункте, где они сами находятся. Предварительное определенно выраженное согласие государства пребывания необходимо также для открытия кан­целярии, составляющей часть существующего консульского учреждения, вне местонахождения последнего.

Консульскими функциями являются:

  1. защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом;
  2. содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями в соответствии с положениями настоящей Конвенции,  
  3. выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и представление сведений заинтересованным лицам;
  4. выдача паспортов и проездных документов, гражданам представляемого государства и виз или соответствующих доку­ментов лицам, желающим поехать в представляемое государ­ство,
  5. оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства,
  6. исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, при условии что в этом случае ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания,
  7. охрана интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае преемства «mortis causa» на территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами государства пребывания;
  8. охрана в рамках, установленных законами и правила” государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особен­ности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;
  9. с соблюдением практики и порядка, принятых в госу­дарстве пребывания, представительство или обеспечение над­лежащего представительства граждан представляемого госу­дарства в судебных и иных учреждениях государства пребыва­ния с целью получения, в соответствии с законами и правилам государства пребывания, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если, в связи с отсутствием или по другим причинам, такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих прав и интере­сов;
  10. передача судебных и несудебных документов или по­полнение судебных поручений или же поручений по снятию по­казаний для судов представляемого государства в соответствия с действующими международными соглашениями или, при от­сутствии таких соглашений, в любом ином порядке, не противо­речащем законам и правилам государства пребывания;
  11. осуществление предусматриваемых законами и прави­лами представляемого государства прав надзора и инспекции” отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в этом государ­стве, а также в отношении их экипажа;
  12. оказание помощи судам и самолетам, упомянутым в пункте к настоящей статьи, и их экипажу, принятие заявлен” относительно плавания судов, осмотр и оформление судовых документов и, без ущерба для прав властей государства пре­бывания, расследование любых происшествий, имевших месте в пути, и разрешение всякого рода споров между капитанов командным составом и матросами, поскольку это предусматри­вается законами и правилами представляемого государства;
  13. выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых государство пребывания не имеет возражений, или же которые предусмотрены международными договорами, действующими между представляемым государством и государством пребывания.

Главы консульских учреждений делятся на четыре класса, а именно:

  1. генеральных консулов;
  2. консулов;
  3. ви­це-консулов;
  4. консульских агентов.

Консульское должностное лицо может при особых об­стоятельствах, с согласия государства пребывания, выполнять свои функции за пределами своего консульского округа.

Представляемое государство может, после уведомления соответствующих   государств,    поручить    консульскому учреждению, открытому в одном государстве, выполнение кон­сульских функций в другом государстве, если не имеется опре­деленно выраженного возражения со стороны какого-либо из этих государств.

После соответствующего уведомления государства пре­бывания консульское учреждение представляемого государства может, если государство пребывания не возражает, выполнять консульские функции в государстве пребывания от имени третьего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Преимущества, привилегии и иммунитеты штатные консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений

 

Государство пребывания обязано относиться к консуль­ским должностным лицам с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство.

Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании по­становлений компетентных судебных властей в случае совер­шения тяжких преступлений; консульские должностные лица не могут быть за­ключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничений личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлении, вступивших в законную силу.

Если против консульского должностного лица возбуж­дается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетент­ные органы. Тем не менее при производстве дела ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и, кроме случаев, предусмотренных в пункте 1 статьи 41 должно ставиться как можно меньше препятствий выполнению им консульских функций. Когда возникает необходимость за­держания консульскою должностного лица в соответствии с пунктом 1 статьи 41, судебное преследование должно быть начато против нею в возможно короткий срок.

В случае ареста или предварительного заключения како­го-либо работника консульского персонала, или возбуждения против нею уголовного дела государство пребывания незамед­лительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если последний сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство через дипломатические каналы.

Консульские должностные лица и консульские служа­щие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, со­вершаемых ими при выполнении консульских функций.

Однако положения пункта 1 статьи 41 не при­меняются в отношении гражданского иска:

а) вытекающего из договора, заключенного консульским должностным лицом или консульским служащим, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательств в качестве агента представляемого государства; либо

  1. b) третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожным транспортным средством, судном или самолетом.

Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или админи­стративных дел. Консульский служащий или работник обслужи­вающего персонала, за исключением случаев, упомянутых в пункте 3 настоящей статьи, не может отказываться давать пока­зания. Если консульское должностное лицо отказывается да­вать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания.

Орган, которому требуется показание консульского дол­жностного лица, должен избегать причинения помех выполне­нию этим лицом своих функций. Он может, когда это возможно, выслушивать такие показания на дому у этого лица или в кон­сульском учреждении или же принимать от него письменные показания.

Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям офи­циальную корреспонденцию и документы. Они также не обяза­ны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства.

Представляемое государство может отказаться от лю­бых привилегий и иммунитетов работников консульского учреждения, предусмотренных в статьях 41, 43 и 44.

За исключением случая, предусмотренного в пункте 3 настоящей статьи, такой отказ всегда должен быть определен­но выраженным, и о нем должно быть сообщено государству пребывания в письменной форме.

Возбуждение консульским должностным лицом или консульским служащим дела в том случае, когда он мог бы вос­пользоваться иммунитетом от юрисдикции, согласно статье 43, лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в от­ношении какого бы то ни было встречного иска, непосредствен­но связанного с основным иском.

Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении граж­данского или административного дела не означает отказа от иммунитета от исполнительных действий, являющихся резуль­татом судебного решения; в отношении таких действий необхо­дим отдельный отказ.

Консульские должностные лица, консульские служа­щие и члены их семей, проживающие вместе с ними, освобож­даются от всех обязанностей, предусмотренных законами и правилами государства пребывания в отношении регистрации иностранцев, и от получения разрешения на жительство. К любому консульскому служащему, который не яв­ляется постоянным служащим представляемого государства или который занимается частной деятельностью с целью по­лучения доходов в государстве пребывания, а также к любому члену семьи такого служащего данное правило не применяется .

Работники консульского учреждения в том, что касается выполнения работы для представляемого государства, освобо­ждаются от любых обязанностей, связанных с получением раз­решения на работу, установленных законами и правилами госу­дарства пребывания о найме на работу иностранцев.

Частные домашние работники консульских должност­ных лиц и консульских служащих, если они не занимаются в государстве пребывания никакой другой частной деятельностью с целью получения доходов.

Консульские должностные лица и консульские служа­щие, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, ос­вобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и иму­щественных, государственных, районных, и муниципальных, за исключением:

  1. a) косвенных налогов, которые обычно включаются в стоимость товаров или обслуживания;
  2. b) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, с изъя­тиями, предусмотренными в положениях статьи 32;
  3. c) налогов на наследственное имущество или пошлин на наследование, или налогов на переход имущества, взимаемых государством пребывания, с изъятиями, предусмотренными в положениях пункта Ь статьи 51;
  4. d) налогов и сборов на частный доход, включая доходы с капитала, источник которого находится в государстве пребыва­ния, и налогов на капиталовложения в коммерческие или фи­нансовые предприятия в государстве пребывания;
  5. e) сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания:
  6. f) регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипо­течных сборов, гербовых сборов, с изъятиями, предусмотрен­ными в положениях статьи 32.

Работники обслуживающего персонала освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработную плату, получаемую ими за свою работу.

Работники консульского учреждения, нанимающие лиц, заработная плата которых не освобождена от подоходного на­лога в государстве пребывания, выполняют обязательства, на­лагаемые законами и правилами этого государства на нанима­телей в том, что касается взимания подоходного налога.

Государство пребывания, в соответствии с принятыми в нем законами и правилами, разрешает ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного ро­да услуги:

  1. a) предметы, предназначенные для официального поль­зования консульским учреждением;
  2. b) предметы, предназначенные для личного пользования консульским должностным лицом или членами его семьи, про­живающими вместе с ним, включая предметы, предна­значенные для его обзаведения. Количество потребительских товаров не должно превышать количества, необходимого для непосредственного потребления соответствующими лицами.

Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними, который следует вме­сте с этими лицами, освобождается от досмотра. Он может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания предполагать, что в нем содержатся предметы иные, чем это указано в подпункте b пункта 1 статьи 45, или же пред­меты, ввоз и вывоз которых запрещены законами и правилами государства пребывания или которые подпадают под его карантинные законы и правила. Такой досмотр должен производиться в присутствии соответствующего консульского должностного лица или члена его семьи.

В случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи, проживающего вместе с ним, государство пребывания’

  1. a) разрешает вывоз движимого имущества умершего, за исключением имущества, которое было приобретено в государ­стве пребывания и вывоз которого был запрещен в момент его смерти;
  2. b) не взимает никаких государственных, районных или муниципальных налогов на наследство или пошлин на насле­дование с движимого имущества, которое находится в государ­стве пребывания исключительно в связи с пребыванием в этом государстве умершего лица в качестве работника консульского учреждения или члена его семьи.

Государство пребывания обязано освобождать работни­ков консульского учреждения и членов их семей, проживающих вместе с ними, от всех трудовых и государственных повинно­стей, независимо от их характера, а также от воинских повинно­стей, таких как реквизиция, контрибуция и военный постой.

Каждый работник консульского учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в настоя­щей Конвенции, с момента его вступления на территорию госу­дарства пребывания при следовании к месту своего назначения или, если он уже находится на этой территории, с момента, когда он приступил к выполнению своих обязанностей в консуль­ском учреждении.

Члены семьи работника консульского учреждения, про­живающие вместе с ним, и его частные домашние работники пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в настоящей Конвенции, с момента предоставления ему приви­легий и иммунитетов в соответствии с пунктом 1 ста­тьи 46 или с момента вступления их на территорию государства пребывания, или же с того момента, когда они стали членами его семьи или его частными домашними работниками, в зави­симости от того, что имело место позднее.

Когда функции работника консульского учреждения прекращаются, его привилегии и иммунитеты, а также привиле­гии и иммунитеты члена его семьи, проживающего вместе с ним, или его частною домашнего работника обычно прекраща­ются в момент, когда данное лицо оставляет государство пре­бывания, или по истечении разумного срока, чтобы это сделать, в зависимости от того, какой из этих моментов наступит раньше, но до этого времени они продолжают существовать, даже в случае вооруженного конфликта. Что касается лиц, упомянутых в пункте 2 статьи 46, их привилегии и иммунитеты пре­кращаются, когда они перестают быть членами семьи работни­ка консульского учреждения или оставляют свою службу у него, однако с оговоркой, что если такие лица намереваются поки­нуть государство пребывания в течение разумного срока, то их привилегии и иммунитеты сохраняются до момента их отъезда.

Однако в отношении действий, совершаемых консуль­ским должностным лицом или консульским служащим при вы­полнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает существовать без ограничения сроком.

В случае смерти работника консульского учреждения члены его семьи, проживающие вместе с ним, продолжают пользоваться предоставленными им привилегиями и иммуните­тами до момента оставления ими государства пребывания или до истечения разумного срока на оставление государства пре­бывания, в зависимости от того, какой из этих моментов насту­пит раньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Консульское управление МИД Республики Казахстан

 

Консульское управление МИД Республики Казахстан про­водит изучение и анализ законодательства других государств, их правил, обычных норм по разнообразным консульским во­просам. В его обязанности входит разработка предложений и анализ вопросов визовой деятельности зарубежных стран со­стояния визовой деятельности Казахстана. Консульское управ­ление поддерживает постоянные контакты с министерствами и ведомствами с целью оказания содействия в поддержании ими деловых связей с иностранными государствами.

Консульское управление оформляет патент консулам Республики Казахстан, выезжающим на работу за границу. Оно же выдает экзекватуру иностранным консулам, начинающим свою деятельность на территории Республики Казахстан.

Сотрудники управления принимают участие в разработке проектов соглашений по урегулированию вопросов двойного гражданства.

Консульское управление занимается вопросами легали­зации документов, обобщением международной практики по легализации документов, взиманию консульских сборов, по­шлин, разработкой инструктивных указаний для консульских учреждений Республики Казахстан, наблюдением за исполне­нием заключенных Республикой Казахстан договоров, конвен­ций и соглашений с другими государствами по консульским во­просам.

В соответствии со 2 статьей Венской Конвенции о кон­сульских отношениях 1963 года признается принцип неприкос­новенности консульских помещений. Отличие заключенного в Венской Конвенции о консульских отношениях принципа непри­косновенности от подобного принципа неприкосновенности по­мещений дипломатического представительства, закрепленного в Конвенции о дипломатических отношениях от 1961 года, со­стоит в том, что объем понятия «неприкосновенность консуль­ского помещения» несколько уже, нежели понятие «непри­косновенность помещений дипломатического представительст­ва». Мы утверждаем так потому, что в случае стихийных бедст­вий, пожара предполагается согласие главы консульского учреждения на вхождение в консульские помещения. Неприкос­новенность же помещений дипломатического представительст­ва является практически абсолютной.

Но государства в своих двусторонних консульских согла­шениях и конвенциях обычно закрепляют принцип неприкосно­венности консульских помещений без оговорок.

В консульском праве сформулирован другой принцип -принцип неприкосновенности консульских архивов, документов и официальной переписки консульства.

Под архивными понимают практически все бумаги, кор­респонденция и официальная переписка, которую ведет кон­сульское учреждение с  заинтересованными организациями.

Все бумаги консульского учреждения считаются непри­косновенными независимо от того, где они находятся, даже ес­ли они находятся за пределами помещений консульского учреждения.

Свобода сношений консульства как принцип означает, что данное консульское учреждение может свободно сноситься с правительством, с ведомством иностранных дел своей страны, с юридическими и физическими лицами не только своей стра­ны, но и других стран для разрешения тех или иных проблем. Для осуществления этих целей консульство может использо­вать различные средства связи.

Переписка консульских учреждений в служебном порядке и опечатанные вализы с видимыми внешними знаками также являются неприкосновенными. Они не могут быть подвергнуты контролю. «Консульская вализа, — говорится в статье 35 (п.3) Конвенции о консульских отношениях, — не подлежит ни вскры­тию, ни задержанию». Вместе с тем, в этой статье есть некото­рые оговорки: «Однако в тех случаях, когда компетентные вла­сти государства пребывания имеют серьезные основания пола­гать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспон­денции, документов или предметов, перечисленных в пункте 4 настоящей статьи, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства». Кроме того, в этой же статье дополнительно оговаривается: «В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требо­вание, вализа возвращается в место отправления».

Консульская практика государств показывает, что госу­дарства в своих двусторонних отношениях стараются обес­печить переписке, документам, архивам, вализе абсолютную неприкосновенность. В частности, это видно из статьи 15 Кон­сульской конвенции, подписанной Республикой Казахстан и Венгерской Республики от 9 марта 1995 года.

Консульские учреждения держат связь с помощью раз­личных средств. Одним из таких средств является использова­ние консульских курьеров. Консульские курьеры при выполне­нии своих официальных функций при себе имеют подписанный главой консульского учреждения официальный документ, в ко­тором обычно указывается статус этих курьеров, а также число мест, которые в совокупности составляют консульскую вализу. Консульским курьерам гарантируется личная неприкосновен­ность, они не могут быть арестованы или задержаны в какой бы то ни было форме. Впервые в Конвенции о консульских отно­шениях было закреплено право дипломатического, консульско­го представительства по назначению временных консульских курьеров (ad hoc); специальные консульские курьеры пользуют­ся иммунитетом, который действует в период доставки консуль­ской вализы до места назначения. Это предусмотрено статьей 35 рассматриваемой Конвенции. Но в данной Конвенции не предусмотрено изъятие консульского курьера из уголовной, гражданской, административной юрисдикции государства пре­бывания.

Венская Конвенция о консульских отношениях, двусто­ронние консульские конвенции фиксируют положение о том, что командир морского или воздушного судна может выполнять функции по доставке консульской вализы в соответствующий порт назначения.

Консульские конвенции предусматривают освобождение от налогообложения и других поборов. Говоря другими слова­ми, консульские работники пользуются фискальным иммуните­том. Иммунитет такого рода распространяется на автомобили, иные средства передвижения, предназначенные для служебно­го пользования консульского учреждения, а также на те предме­ты, которые предназначены для пользования в консульстве.

Право консульства пользоваться гербом и флагом пред­ставляемого государства также относится к числу привилегий в консульском праве. Положения о таком праве стали составной частью консульских конвенций Казахстана, которые он за­ключает с другими государствами.

Отдельную группу составляют привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и сотрудников консульств. Меж­дународное право предоставляет привилегии и иммунитеты для того, чтобы официальное консульское должностное лицо могло выполнить свои обязанности на должном уровне. Объем при­вилегий и иммунитетов консульского персонала различен и за­висит от того, является ли должностное лицо консульским должностным лицом или относится к сотрудникам консульского учреждения, а также зависит от того, гражданином какого госу­дарства является этот работник консульского учреждения. Сле­дует отметить, что те члены консульского персонала, которые не являются гражданами представляемого государства, поль­зуются привилегиями и иммунитетами в меньшем объеме, чем если бы они были гражданами представляемого государства.

В отличие от персонала дипломатического представи­тельства консульские работники пользуются меньшим объемом привилегий и иммунитетов. В частности, они не полностью ос­вобождаются от юрисдикции государства пребывания в отно­шении тех действий, которые входили в пределы полномочий члена консульского персонала. Объем привилегий и иммуните­тов зависит также и от того, находится ли консул в штате официального консульского учреждения или нет. Статья 57 Венской Конвенции о консульских отношениях 1963 года закрепила пра­вило, согласно которому консульские должностные лица, нахо­дящиеся на штатных должностях, заниматься профессиональ­ной или коммерческой деятельностью с целью извлечения до­ходов не имеют права.

В случае ареста члена консульского персонала в извест­ность ставят главу консульского учреждения; если аресту под­вергнут сам глава консульства, то информация об этом переда­ется пославшему его государству по дипломатическим каналам.

В чем смысл фискального иммунитета? «Фиск» — означает «казна». Отсюда следует, что под фискальным иммунитетом, которым пользуются сотрудники консульского учреждения, по­нимают освобождение не только сотрудников, но и членов их семей от уплаты всех налогов, пошлин и сборов практически любого уровня и видов: государственных, районных и муници­пальных, а также имущественных и личных. Норма об освобож­дении консулов от налогов впервые была официально зафик­сирована в статье 13 Регламента о консульских привилегиях 1896 года и в статье 20 Гаванской Конвенции о консульских чиновниках 1928 года. Кроме того, эта же норма получила за­крепление в статье 49 Венской Конвенции о консульских отно­шениях 1963 года, согласно которому освобождение от налогов, поборов и пошлин как льготу получили не только сотрудники консульских учреждений, но и члены их семей.

В консульском праве есть оговорка о том, что освобождение от уплаты налогов не может быть распространено на коммерческую, торговую, иную деятельность, которая не связана с официальной деятельно­стью консульского работника. В статье 49 Венской конвенции 1963 года сделаны изъятия в отношении следующих видов на­логов и пошлин:

  • косвенные налоги, как правило, включены в стоимость товаров и обслуживания;
  • сборы и налоги в отно­шении частного недвижимого имущества, расположенного на территории государства пребывания;
  • налоги, связанные с на­следованием, пошлины на наследование, а также налоги, свя­занные с переходом имущества, которые взимаются государст­вом пребывания;
  • налоги и сборы, которыми облагается частный доход, в том числе и доходы с капитала, если источник находится в государстве пребывания;
  • сборы, которые взи­маются за те или иные виды обслуживания;
  • пошлины регист­рационные, судебные, реестровые;
  • гербовые сборы, ипо­течные сборы.

  Нужно иметь в виду, что работники обслужи­вающего персонала консульского учреждения освобождаются от уплаты налогов на заработную плату, которую они получают за свою повседневную работу.

Принцип   освобождения   сотрудников   консульского учреждения и членов их семей от уплаты тех или иных видов налогов, пошлин и сборов нашел свое отражение в ряде подписанных Казахстаном консульских конвенций с другими государ­ствами (Монголией, Россией, Украиной, Венгрией).

Каковы обязанности консульского учреждения в отноше­нии государств пребывания? Консульские учреждения обязаны содействовать развитию дружественных отношений своего го­сударства с другими странами, углублению торговых, эконо­мических, научно-технических, культурных, туристических свя­зей. Способствуя укреплению таких связей, консульское учреждение не вправе вмешиваться во внутренние дела госу­дарства пребывания. Сотрудники консульского учреждения не должны использовать привилегии и иммунитеты в ущерб стране пребывания. Консульские учреждения в пределах территории своего консульского округа могут сноситься с любым граждани­ном государства пребывания, принимать в случае необходимо­сти меры по оказанию ему правовой защиты. Неприкосновен­ность консульских помещений не означает, что работники кон­сульских учреждений могут в своих консульствах предостав­лять кому-либо убежище в этих помещениях. Причем предос­тавлять убежище нельзя ни уголовным, ни политическим пре­ступникам; при этом гражданство преступника и характер со­вершенного преступления значения не имеют.

В свою очередь, государство пребывания также имеет обязанности перед консульским учреждением иностранного го­сударства. Государство пребывания обязано создать условия для нормального функционирования консульского учреждения зарубежной страны. Обеспечение неприкосновенности консуль­ских помещений, почты, переписки, вализы является еще одной обязанностью государства пребывания перед консульским учреждением другой страны.

Государство пребывания обязано относиться с должным уважением к личности консула и принимать все меры к тому, чтобы предупредить возможные посягательства на личность консула, на его достоинство, свободу. К примеру, в марте 1970 года в Сан-Паулу (Бразилия) были похищены консулы Парагвая в Аргентине и Японии. В мае 1971 года был похищен и убит консул Ирана в Стамбуле (Турция). Нештатный консул Бельгии в Сан-Франциско (США) исчез при загадочных обстоятельствах.

Хотя в Венских Конвенциях о дипломатических отноше­ниях и консульских отношениях не предусматривается ответст­венность государства пребывания за нарушение привилегий и иммунитетов дипломатических и консульских представителей, тем не менее международная практика выработала нормы по­литической и материальной ответственности государства пре­бывания за упомянутые нарушения. Не исключены осложнения и разрыв дипломатических и консульских отношений в случае несоблюдения консульских и дипломатических привилегий и иммунитетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Дипломат, как известно, пользуется полным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. У студента не должно формироваться ложное представление о том, что дипломат, совершив тяжкое преступление, может вообще уйти от ответственности. Речь идет о том, что дипломата не будут привлекать к уголовной ответственности в государстве пребы­вания, но он привлекается к уголовной ответственности в своем государстве.

Члены семей сотрудников консульского учреждения при условии проживания с ними пользуются привилегиями и имму­нитетами а том же объеме, что и сами консульские должност­ные лица и сотрудники консульских учреждений.

В отличие от дипломатов работника консульских учреж­дении в случае необходимости должны выступать в качестве свидетелей по судебным и административным делам. Члены консульского персонала не вправе отказываться от дачи свиде­тельских показаний. Но если они отказываются давать показа­ния, то они могут быть принуждены к этому.

В консульской практике обычно консула не вызывают для дачи показаний, а предлагают дать письменные показания у него дома или в его консульском учреждении. Общепринятым является то, что у консула не требуют давать показания по во­просам, связанным с выполнением им своих официальных кон­сульских функций. Это правило нашло свое отражение и в практике консульской деятельности Республики Казахстан. В судах многих западноевропейских стран свидетели произносят слова клятвы на священной книге (Библии) о том, что они наме­рены говорить как свидетели только правду. Консул может сле­довать этой традиции. Вместе с тем не возбраняется, если кон­сул вместо клятвы произнесет заверение о том, что он будет говорить правду, и ничего, кроме правды.

Еще одной привилегией является свобода передвижений и сношений сотрудников консульских учреждений с гражданами представляемого государства. В том, что консул имеет право передвигаться в пределах своего консульского округа, нет со­мнений. Они возникают тогда, когда возникает вопрос о том, могут ли консульские должностные лица и сотрудники консуль­ских учреждений передвигаться по территории всей страны. Хотя в консульских конвенциях нет прямого закрепления этого права, на практике государства такое право за консулами при­знают. Они (консулы) могут передвигаться во всех районах (регионах) страны, за исключением специально оговоренных мест, куда въезд и выезд может быть запрещен или ограничен по соображениям государственной безопасности. Согласно ста­тье 34 Венской Конвенции государство пребывания должно принять все меры по обеспечению передвижения консульского должностного лица по его территории в рамках дозволенного законом этого государства.

Если государство не присоединилось к Венской Конвен­ции о консульских отношениях, оно обеспечивает достаточно свободное продвижение по территории своей страны консулам других государств на основе принципа взаимности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Александров С. Новая Венская конвенция по диплома­тическому праву / Международная жизнь. — 1975. — № 7. — Стр. 83-87.
  2. Блищенко И.П., Дурденевский В.Н. Дипломатическое и консульское право. — М.,1962.
  3. Блищенко И.П. Дипломатическое право. — М.,1990.
  4. Бобылев Г.В., Зубков Н.Г. Основы консульской службы. — М.: Международные отношения, 1986. — 320 с.
  5. Дипломатическое право. — В кн.: Сарсембаев М.А. Меж­дународное право. Учебное издание. — Алматы: Жеты Жаргы. -1996.-Стр.189-211.
  6. Закон Республики Казахстан «О дипломатической службе» от 12 ноября 1997 года / Казахстанская правда. — Алма­ты. — 1997. — 18 ноября. — Стр.3.
  7. Ильин Ю.Д. Основные тенденции в развитии консуль­ского права. — М.,1996.
  8. Ковалев А.Н. Азбука дипломатии. — 4-е издание. -М.,1984.-247 с.
  9. Левин Д.Б. Дипломатия. Ее сущность, методы и фор­мы. — М.,1962.
  10. Петренко Н.И. Основы консульского права. — М.: УДН, 1986.
  11. Сандровский К.К. Право внешних отношений. Учебное пособие. — Киев: Вища школа,1974- -Вып.1.-79 с.
  12. Санчов В.Л. Учебник консульского права.-М.-Л,1926 г.
  13. Bleiber, F. Handworterbuch der Diplomatic und Aus-senpolitik. Darmstadt, C.W. Leske.1959. -280 p.
  14. Boutros-Ghali. An agenda for peace: preventive diplomacy, peacemaking, and peace-keeping: report of the Secretary-General pursuant to the statement adopted by the summit