Содержание
Введение
Глава 1. Понятие о консульских сношениях
Глава 2 Преимущества, привилегии и иммунитеты штатные консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений
Глава 3 Консульское управление МИД Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Международное право — это совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Международное право, как видим, является понятием, производным от внешней политики и дипломатии. Но необходимо подчеркнуть, международное право, став продуктом внешней политики и дипломатии, оказывает обратное воздействие на внешнюю политику и дипломатию. Это находит свое выражение в том, что государи через своих дипломатов, записав в договоре взаимно представляющие и обязывающие права и обязанности, должны были исполнять их: иначе они уже не могли достичь целей своей внешней политики. Международное право обслуживало многие сферы межгосударственной деятельности. Это затрагивало такие области человеческой деятельности как: экономика, торговля, морское дело, таможенное дело, борьба с преступностью и т.д. Но оказалось, что сами дипломаты, их деятельность стали нуждаться в правовом регулировании. Дипломатов, а затем и консулов могли избить, убить, держать в заключении. Стали вырабатываться нормы, направленные на защиту личности дипломата и консула, на защиту их неприкосновенности, на обеспечение их нормальной деятельности. Таким образом, в международном публичном (межгосударственном) праве начали формироваться самостоятельные отрасли — дипломатическое право и консульское право. Итак, дипломатическое и консульское право — это отрасль международного права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами по вопросам обеспечения неприкосновенности дипломатических и консульских представителей и их деятельности в государствах пребывания.
Понятие консульского права можно определить следующим образом: консульское право представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по общим консульским вопросам, по вопросам, определяющим правовой статус консульского представительства, его функций, консульским привилегиям, иммунитетам с целью поддержания деловых и иных отношений между государствами, их юридическими и физическими лицами.
Международное право гарантирует главе консульского учреждения, консульскому должностному лицу, сотруднику консульства личную неприкосновенность и иммунитет от юрисдикции. Статья 41 Венской Конвенции о консульских отношениях гласит о том, что консульские должностные лица не могут быть арестованы или задержаны иначе как на основании постановления судебного органа в случае совершения ими тяжких преступлений. Консульское должностное лицо могут привлечь к уголовной ответственности за преступные действия, совершенные им за пределами своих служебных функций, а также в случае совершения ими тяжких преступлений. В Конвенции не дано толкование понятия тяжкого преступления. Уголовно-правовая практика многих государств свидетельствует, что под тяжким понимается такое преступление, наказание за которое предусматривают лишение свободы 5 и более лет. Обычно к тяжким относятся такие преступления как: бандитизм, контрабанда, повреждение путей сообщения, фальшивомонетничество, нанесение телесных повреждений, убийство и т.д.
Основными привилегиями и иммунитетами консульских представительств за рубежом являются: неприкосновенность консульских помещений, неприкосновенность консульских архивов, документов, свобода сношений консульских учреждений, право консульского учреждения пользоваться гербом и флагом своего (представляемого) государства, фискальный иммунитет для консульских представителей.
Неприкосновенность консульских помещений является весомой привилегией в консульском праве. Впервые, пожалуй, принцип неприкосновенности консульских помещений был признан Институтом международного права, это нашло свое отражение в принятом им в 1896 году в Вене Регламенте о консульских привилегиях. Статья 9 этого документа закрепила положение о том, что консульские помещения неприкосновенны, при этом в этой же статье подчеркивалось, что ни одно должностное лицо государства пребывания не имеет права заходить в эти помещения ни под каким предлогом. Затем этот принцип нашел свое оформление в статье 18 Гаванской Конвенции о консульских чиновниках 1928 года.
Глава 1 Понятие о консульских сношениях
Установление консульских сношении между государствами осуществляется по взаимному согласию. Согласие, данное на установление дипломатических отношений между двумя государствами, означает, если не оговорено, согласие на установление консульских сношении. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой ipso facto разрыва консульских сношений.
Консульские функции выполняются консульскими учреждениями. Они выполняются также дипломатическими представительствами в соответствии с положениями настоящей Конвенции.
Консульское учреждение может быть открыто на территории государства пребывания только с согласия этого государства. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются представляемым государством и подлежат одобрению государства пребывания.
Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса или консульского округа могут осуществляться представляемым государством только с согласия государства пребывания Согласие государства пребывания также требуется, если какое-либо генеральное консульство или консульство желает открыть вице-консульство или консульское агентство не в том населенном пункте, где они сами находятся. Предварительное определенно выраженное согласие государства пребывания необходимо также для открытия канцелярии, составляющей часть существующего консульского учреждения, вне местонахождения последнего.
Консульскими функциями являются:
- защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом;
- содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями в соответствии с положениями настоящей Конвенции,
- выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и представление сведений заинтересованным лицам;
- выдача паспортов и проездных документов, гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство,
- оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства,
- исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, при условии что в этом случае ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания,
- охрана интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае преемства «mortis causa» на территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами государства пребывания;
- охрана в рамках, установленных законами и правила” государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;
- с соблюдением практики и порядка, принятых в государстве пребывания, представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилам государства пребывания, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если, в связи с отсутствием или по другим причинам, такие граждане не могут своевременно осуществить защиту своих прав и интересов;
- передача судебных и несудебных документов или пополнение судебных поручений или же поручений по снятию показаний для судов представляемого государства в соответствия с действующими международными соглашениями или, при отсутствии таких соглашений, в любом ином порядке, не противоречащем законам и правилам государства пребывания;
- осуществление предусматриваемых законами и правилами представляемого государства прав надзора и инспекции” отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в этом государстве, а также в отношении их экипажа;
- оказание помощи судам и самолетам, упомянутым в пункте к настоящей статьи, и их экипажу, принятие заявлен” относительно плавания судов, осмотр и оформление судовых документов и, без ущерба для прав властей государства пребывания, расследование любых происшествий, имевших месте в пути, и разрешение всякого рода споров между капитанов командным составом и матросами, поскольку это предусматривается законами и правилами представляемого государства;
- выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых государство пребывания не имеет возражений, или же которые предусмотрены международными договорами, действующими между представляемым государством и государством пребывания.
Главы консульских учреждений делятся на четыре класса, а именно:
- генеральных консулов;
- консулов;
- вице-консулов;
- консульских агентов.
Консульское должностное лицо может при особых обстоятельствах, с согласия государства пребывания, выполнять свои функции за пределами своего консульского округа.
Представляемое государство может, после уведомления соответствующих государств, поручить консульскому учреждению, открытому в одном государстве, выполнение консульских функций в другом государстве, если не имеется определенно выраженного возражения со стороны какого-либо из этих государств.
После соответствующего уведомления государства пребывания консульское учреждение представляемого государства может, если государство пребывания не возражает, выполнять консульские функции в государстве пребывания от имени третьего государства.
Глава 2. Преимущества, привилегии и иммунитеты штатные консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений
Государство пребывания обязано относиться к консульским должностным лицам с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство.
Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений; консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничений личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлении, вступивших в законную силу.
Если против консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы. Тем не менее при производстве дела ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и, кроме случаев, предусмотренных в пункте 1 статьи 41 должно ставиться как можно меньше препятствий выполнению им консульских функций. Когда возникает необходимость задержания консульскою должностного лица в соответствии с пунктом 1 статьи 41, судебное преследование должно быть начато против нею в возможно короткий срок.
В случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала, или возбуждения против нею уголовного дела государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если последний сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство через дипломатические каналы.
Консульские должностные лица и консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций.
Однако положения пункта 1 статьи 41 не применяются в отношении гражданского иска:
а) вытекающего из договора, заключенного консульским должностным лицом или консульским служащим, по которому они прямо или косвенно не приняли на себя обязательств в качестве агента представляемого государства; либо
- b) третьей стороны за вред, причиненный несчастным случаем в государстве пребывания, вызванным дорожным транспортным средством, судном или самолетом.
Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Консульский служащий или работник обслуживающего персонала, за исключением случаев, упомянутых в пункте 3 настоящей статьи, не может отказываться давать показания. Если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания.
Орган, которому требуется показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех выполнению этим лицом своих функций. Он может, когда это возможно, выслушивать такие показания на дому у этого лица или в консульском учреждении или же принимать от него письменные показания.
Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства.
Представляемое государство может отказаться от любых привилегий и иммунитетов работников консульского учреждения, предусмотренных в статьях 41, 43 и 44.
За исключением случая, предусмотренного в пункте 3 настоящей статьи, такой отказ всегда должен быть определенно выраженным, и о нем должно быть сообщено государству пребывания в письменной форме.
Возбуждение консульским должностным лицом или консульским служащим дела в том случае, когда он мог бы воспользоваться иммунитетом от юрисдикции, согласно статье 43, лишает его права ссылаться на иммунитет от юрисдикции в отношении какого бы то ни было встречного иска, непосредственно связанного с основным иском.
Отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказа от иммунитета от исполнительных действий, являющихся результатом судебного решения; в отношении таких действий необходим отдельный отказ.
Консульские должностные лица, консульские служащие и члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех обязанностей, предусмотренных законами и правилами государства пребывания в отношении регистрации иностранцев, и от получения разрешения на жительство. К любому консульскому служащему, который не является постоянным служащим представляемого государства или который занимается частной деятельностью с целью получения доходов в государстве пребывания, а также к любому члену семьи такого служащего данное правило не применяется .
Работники консульского учреждения в том, что касается выполнения работы для представляемого государства, освобождаются от любых обязанностей, связанных с получением разрешения на работу, установленных законами и правилами государства пребывания о найме на работу иностранцев.
Частные домашние работники консульских должностных лиц и консульских служащих, если они не занимаются в государстве пребывания никакой другой частной деятельностью с целью получения доходов.
Консульские должностные лица и консульские служащие, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от всех налогов, сборов и пошлин, личных и имущественных, государственных, районных, и муниципальных, за исключением:
- a) косвенных налогов, которые обычно включаются в стоимость товаров или обслуживания;
- b) сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания, с изъятиями, предусмотренными в положениях статьи 32;
- c) налогов на наследственное имущество или пошлин на наследование, или налогов на переход имущества, взимаемых государством пребывания, с изъятиями, предусмотренными в положениях пункта Ь статьи 51;
- d) налогов и сборов на частный доход, включая доходы с капитала, источник которого находится в государстве пребывания, и налогов на капиталовложения в коммерческие или финансовые предприятия в государстве пребывания;
- e) сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания:
- f) регистрационных, судебных и реестровых пошлин, ипотечных сборов, гербовых сборов, с изъятиями, предусмотренными в положениях статьи 32.
Работники обслуживающего персонала освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработную плату, получаемую ими за свою работу.
Работники консульского учреждения, нанимающие лиц, заработная плата которых не освобождена от подоходного налога в государстве пребывания, выполняют обязательства, налагаемые законами и правилами этого государства на нанимателей в том, что касается взимания подоходного налога.
Государство пребывания, в соответствии с принятыми в нем законами и правилами, разрешает ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов за хранение, перевозку и подобного рода услуги:
- a) предметы, предназначенные для официального пользования консульским учреждением;
- b) предметы, предназначенные для личного пользования консульским должностным лицом или членами его семьи, проживающими вместе с ним, включая предметы, предназначенные для его обзаведения. Количество потребительских товаров не должно превышать количества, необходимого для непосредственного потребления соответствующими лицами.
Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними, который следует вместе с этими лицами, освобождается от досмотра. Он может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания предполагать, что в нем содержатся предметы иные, чем это указано в подпункте b пункта 1 статьи 45, или же предметы, ввоз и вывоз которых запрещены законами и правилами государства пребывания или которые подпадают под его карантинные законы и правила. Такой досмотр должен производиться в присутствии соответствующего консульского должностного лица или члена его семьи.
В случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи, проживающего вместе с ним, государство пребывания’
- a) разрешает вывоз движимого имущества умершего, за исключением имущества, которое было приобретено в государстве пребывания и вывоз которого был запрещен в момент его смерти;
- b) не взимает никаких государственных, районных или муниципальных налогов на наследство или пошлин на наследование с движимого имущества, которое находится в государстве пребывания исключительно в связи с пребыванием в этом государстве умершего лица в качестве работника консульского учреждения или члена его семьи.
Государство пребывания обязано освобождать работников консульского учреждения и членов их семей, проживающих вместе с ними, от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от воинских повинностей, таких как реквизиция, контрибуция и военный постой.
Каждый работник консульского учреждения пользуется привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в настоящей Конвенции, с момента его вступления на территорию государства пребывания при следовании к месту своего назначения или, если он уже находится на этой территории, с момента, когда он приступил к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении.
Члены семьи работника консульского учреждения, проживающие вместе с ним, и его частные домашние работники пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в настоящей Конвенции, с момента предоставления ему привилегий и иммунитетов в соответствии с пунктом 1 статьи 46 или с момента вступления их на территорию государства пребывания, или же с того момента, когда они стали членами его семьи или его частными домашними работниками, в зависимости от того, что имело место позднее.
Когда функции работника консульского учреждения прекращаются, его привилегии и иммунитеты, а также привилегии и иммунитеты члена его семьи, проживающего вместе с ним, или его частною домашнего работника обычно прекращаются в момент, когда данное лицо оставляет государство пребывания, или по истечении разумного срока, чтобы это сделать, в зависимости от того, какой из этих моментов наступит раньше, но до этого времени они продолжают существовать, даже в случае вооруженного конфликта. Что касается лиц, упомянутых в пункте 2 статьи 46, их привилегии и иммунитеты прекращаются, когда они перестают быть членами семьи работника консульского учреждения или оставляют свою службу у него, однако с оговоркой, что если такие лица намереваются покинуть государство пребывания в течение разумного срока, то их привилегии и иммунитеты сохраняются до момента их отъезда.
Однако в отношении действий, совершаемых консульским должностным лицом или консульским служащим при выполнении своих функций, иммунитет от юрисдикции продолжает существовать без ограничения сроком.
В случае смерти работника консульского учреждения члены его семьи, проживающие вместе с ним, продолжают пользоваться предоставленными им привилегиями и иммунитетами до момента оставления ими государства пребывания или до истечения разумного срока на оставление государства пребывания, в зависимости от того, какой из этих моментов наступит раньше.
Глава 3 Консульское управление МИД Республики Казахстан
Консульское управление МИД Республики Казахстан проводит изучение и анализ законодательства других государств, их правил, обычных норм по разнообразным консульским вопросам. В его обязанности входит разработка предложений и анализ вопросов визовой деятельности зарубежных стран состояния визовой деятельности Казахстана. Консульское управление поддерживает постоянные контакты с министерствами и ведомствами с целью оказания содействия в поддержании ими деловых связей с иностранными государствами.
Консульское управление оформляет патент консулам Республики Казахстан, выезжающим на работу за границу. Оно же выдает экзекватуру иностранным консулам, начинающим свою деятельность на территории Республики Казахстан.
Сотрудники управления принимают участие в разработке проектов соглашений по урегулированию вопросов двойного гражданства.
Консульское управление занимается вопросами легализации документов, обобщением международной практики по легализации документов, взиманию консульских сборов, пошлин, разработкой инструктивных указаний для консульских учреждений Республики Казахстан, наблюдением за исполнением заключенных Республикой Казахстан договоров, конвенций и соглашений с другими государствами по консульским вопросам.
В соответствии со 2 статьей Венской Конвенции о консульских отношениях 1963 года признается принцип неприкосновенности консульских помещений. Отличие заключенного в Венской Конвенции о консульских отношениях принципа неприкосновенности от подобного принципа неприкосновенности помещений дипломатического представительства, закрепленного в Конвенции о дипломатических отношениях от 1961 года, состоит в том, что объем понятия «неприкосновенность консульского помещения» несколько уже, нежели понятие «неприкосновенность помещений дипломатического представительства». Мы утверждаем так потому, что в случае стихийных бедствий, пожара предполагается согласие главы консульского учреждения на вхождение в консульские помещения. Неприкосновенность же помещений дипломатического представительства является практически абсолютной.
Но государства в своих двусторонних консульских соглашениях и конвенциях обычно закрепляют принцип неприкосновенности консульских помещений без оговорок.
В консульском праве сформулирован другой принцип -принцип неприкосновенности консульских архивов, документов и официальной переписки консульства.
Под архивными понимают практически все бумаги, корреспонденция и официальная переписка, которую ведет консульское учреждение с заинтересованными организациями.
Все бумаги консульского учреждения считаются неприкосновенными независимо от того, где они находятся, даже если они находятся за пределами помещений консульского учреждения.
Свобода сношений консульства как принцип означает, что данное консульское учреждение может свободно сноситься с правительством, с ведомством иностранных дел своей страны, с юридическими и физическими лицами не только своей страны, но и других стран для разрешения тех или иных проблем. Для осуществления этих целей консульство может использовать различные средства связи.
Переписка консульских учреждений в служебном порядке и опечатанные вализы с видимыми внешними знаками также являются неприкосновенными. Они не могут быть подвергнуты контролю. «Консульская вализа, — говорится в статье 35 (п.3) Конвенции о консульских отношениях, — не подлежит ни вскрытию, ни задержанию». Вместе с тем, в этой статье есть некоторые оговорки: «Однако в тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, перечисленных в пункте 4 настоящей статьи, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем представляемого государства». Кроме того, в этой же статье дополнительно оговаривается: «В том случае, если власти представляемого государства откажутся выполнить это требование, вализа возвращается в место отправления».
Консульская практика государств показывает, что государства в своих двусторонних отношениях стараются обеспечить переписке, документам, архивам, вализе абсолютную неприкосновенность. В частности, это видно из статьи 15 Консульской конвенции, подписанной Республикой Казахстан и Венгерской Республики от 9 марта 1995 года.
Консульские учреждения держат связь с помощью различных средств. Одним из таких средств является использование консульских курьеров. Консульские курьеры при выполнении своих официальных функций при себе имеют подписанный главой консульского учреждения официальный документ, в котором обычно указывается статус этих курьеров, а также число мест, которые в совокупности составляют консульскую вализу. Консульским курьерам гарантируется личная неприкосновенность, они не могут быть арестованы или задержаны в какой бы то ни было форме. Впервые в Конвенции о консульских отношениях было закреплено право дипломатического, консульского представительства по назначению временных консульских курьеров (ad hoc); специальные консульские курьеры пользуются иммунитетом, который действует в период доставки консульской вализы до места назначения. Это предусмотрено статьей 35 рассматриваемой Конвенции. Но в данной Конвенции не предусмотрено изъятие консульского курьера из уголовной, гражданской, административной юрисдикции государства пребывания.
Венская Конвенция о консульских отношениях, двусторонние консульские конвенции фиксируют положение о том, что командир морского или воздушного судна может выполнять функции по доставке консульской вализы в соответствующий порт назначения.
Консульские конвенции предусматривают освобождение от налогообложения и других поборов. Говоря другими словами, консульские работники пользуются фискальным иммунитетом. Иммунитет такого рода распространяется на автомобили, иные средства передвижения, предназначенные для служебного пользования консульского учреждения, а также на те предметы, которые предназначены для пользования в консульстве.
Право консульства пользоваться гербом и флагом представляемого государства также относится к числу привилегий в консульском праве. Положения о таком праве стали составной частью консульских конвенций Казахстана, которые он заключает с другими государствами.
Отдельную группу составляют привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц и сотрудников консульств. Международное право предоставляет привилегии и иммунитеты для того, чтобы официальное консульское должностное лицо могло выполнить свои обязанности на должном уровне. Объем привилегий и иммунитетов консульского персонала различен и зависит от того, является ли должностное лицо консульским должностным лицом или относится к сотрудникам консульского учреждения, а также зависит от того, гражданином какого государства является этот работник консульского учреждения. Следует отметить, что те члены консульского персонала, которые не являются гражданами представляемого государства, пользуются привилегиями и иммунитетами в меньшем объеме, чем если бы они были гражданами представляемого государства.
В отличие от персонала дипломатического представительства консульские работники пользуются меньшим объемом привилегий и иммунитетов. В частности, они не полностью освобождаются от юрисдикции государства пребывания в отношении тех действий, которые входили в пределы полномочий члена консульского персонала. Объем привилегий и иммунитетов зависит также и от того, находится ли консул в штате официального консульского учреждения или нет. Статья 57 Венской Конвенции о консульских отношениях 1963 года закрепила правило, согласно которому консульские должностные лица, находящиеся на штатных должностях, заниматься профессиональной или коммерческой деятельностью с целью извлечения доходов не имеют права.
В случае ареста члена консульского персонала в известность ставят главу консульского учреждения; если аресту подвергнут сам глава консульства, то информация об этом передается пославшему его государству по дипломатическим каналам.
В чем смысл фискального иммунитета? «Фиск» — означает «казна». Отсюда следует, что под фискальным иммунитетом, которым пользуются сотрудники консульского учреждения, понимают освобождение не только сотрудников, но и членов их семей от уплаты всех налогов, пошлин и сборов практически любого уровня и видов: государственных, районных и муниципальных, а также имущественных и личных. Норма об освобождении консулов от налогов впервые была официально зафиксирована в статье 13 Регламента о консульских привилегиях 1896 года и в статье 20 Гаванской Конвенции о консульских чиновниках 1928 года. Кроме того, эта же норма получила закрепление в статье 49 Венской Конвенции о консульских отношениях 1963 года, согласно которому освобождение от налогов, поборов и пошлин как льготу получили не только сотрудники консульских учреждений, но и члены их семей.
В консульском праве есть оговорка о том, что освобождение от уплаты налогов не может быть распространено на коммерческую, торговую, иную деятельность, которая не связана с официальной деятельностью консульского работника. В статье 49 Венской конвенции 1963 года сделаны изъятия в отношении следующих видов налогов и пошлин:
- косвенные налоги, как правило, включены в стоимость товаров и обслуживания;
- сборы и налоги в отношении частного недвижимого имущества, расположенного на территории государства пребывания;
- налоги, связанные с наследованием, пошлины на наследование, а также налоги, связанные с переходом имущества, которые взимаются государством пребывания;
- налоги и сборы, которыми облагается частный доход, в том числе и доходы с капитала, если источник находится в государстве пребывания;
- сборы, которые взимаются за те или иные виды обслуживания;
- пошлины регистрационные, судебные, реестровые;
- гербовые сборы, ипотечные сборы.
Нужно иметь в виду, что работники обслуживающего персонала консульского учреждения освобождаются от уплаты налогов на заработную плату, которую они получают за свою повседневную работу.
Принцип освобождения сотрудников консульского учреждения и членов их семей от уплаты тех или иных видов налогов, пошлин и сборов нашел свое отражение в ряде подписанных Казахстаном консульских конвенций с другими государствами (Монголией, Россией, Украиной, Венгрией).
Каковы обязанности консульского учреждения в отношении государств пребывания? Консульские учреждения обязаны содействовать развитию дружественных отношений своего государства с другими странами, углублению торговых, экономических, научно-технических, культурных, туристических связей. Способствуя укреплению таких связей, консульское учреждение не вправе вмешиваться во внутренние дела государства пребывания. Сотрудники консульского учреждения не должны использовать привилегии и иммунитеты в ущерб стране пребывания. Консульские учреждения в пределах территории своего консульского округа могут сноситься с любым гражданином государства пребывания, принимать в случае необходимости меры по оказанию ему правовой защиты. Неприкосновенность консульских помещений не означает, что работники консульских учреждений могут в своих консульствах предоставлять кому-либо убежище в этих помещениях. Причем предоставлять убежище нельзя ни уголовным, ни политическим преступникам; при этом гражданство преступника и характер совершенного преступления значения не имеют.
В свою очередь, государство пребывания также имеет обязанности перед консульским учреждением иностранного государства. Государство пребывания обязано создать условия для нормального функционирования консульского учреждения зарубежной страны. Обеспечение неприкосновенности консульских помещений, почты, переписки, вализы является еще одной обязанностью государства пребывания перед консульским учреждением другой страны.
Государство пребывания обязано относиться с должным уважением к личности консула и принимать все меры к тому, чтобы предупредить возможные посягательства на личность консула, на его достоинство, свободу. К примеру, в марте 1970 года в Сан-Паулу (Бразилия) были похищены консулы Парагвая в Аргентине и Японии. В мае 1971 года был похищен и убит консул Ирана в Стамбуле (Турция). Нештатный консул Бельгии в Сан-Франциско (США) исчез при загадочных обстоятельствах.
Хотя в Венских Конвенциях о дипломатических отношениях и консульских отношениях не предусматривается ответственность государства пребывания за нарушение привилегий и иммунитетов дипломатических и консульских представителей, тем не менее международная практика выработала нормы политической и материальной ответственности государства пребывания за упомянутые нарушения. Не исключены осложнения и разрыв дипломатических и консульских отношений в случае несоблюдения консульских и дипломатических привилегий и иммунитетов.
Заключение
Дипломат, как известно, пользуется полным иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. У студента не должно формироваться ложное представление о том, что дипломат, совершив тяжкое преступление, может вообще уйти от ответственности. Речь идет о том, что дипломата не будут привлекать к уголовной ответственности в государстве пребывания, но он привлекается к уголовной ответственности в своем государстве.
Члены семей сотрудников консульского учреждения при условии проживания с ними пользуются привилегиями и иммунитетами а том же объеме, что и сами консульские должностные лица и сотрудники консульских учреждений.
В отличие от дипломатов работника консульских учреждении в случае необходимости должны выступать в качестве свидетелей по судебным и административным делам. Члены консульского персонала не вправе отказываться от дачи свидетельских показаний. Но если они отказываются давать показания, то они могут быть принуждены к этому.
В консульской практике обычно консула не вызывают для дачи показаний, а предлагают дать письменные показания у него дома или в его консульском учреждении. Общепринятым является то, что у консула не требуют давать показания по вопросам, связанным с выполнением им своих официальных консульских функций. Это правило нашло свое отражение и в практике консульской деятельности Республики Казахстан. В судах многих западноевропейских стран свидетели произносят слова клятвы на священной книге (Библии) о том, что они намерены говорить как свидетели только правду. Консул может следовать этой традиции. Вместе с тем не возбраняется, если консул вместо клятвы произнесет заверение о том, что он будет говорить правду, и ничего, кроме правды.
Еще одной привилегией является свобода передвижений и сношений сотрудников консульских учреждений с гражданами представляемого государства. В том, что консул имеет право передвигаться в пределах своего консульского округа, нет сомнений. Они возникают тогда, когда возникает вопрос о том, могут ли консульские должностные лица и сотрудники консульских учреждений передвигаться по территории всей страны. Хотя в консульских конвенциях нет прямого закрепления этого права, на практике государства такое право за консулами признают. Они (консулы) могут передвигаться во всех районах (регионах) страны, за исключением специально оговоренных мест, куда въезд и выезд может быть запрещен или ограничен по соображениям государственной безопасности. Согласно статье 34 Венской Конвенции государство пребывания должно принять все меры по обеспечению передвижения консульского должностного лица по его территории в рамках дозволенного законом этого государства.
Если государство не присоединилось к Венской Конвенции о консульских отношениях, оно обеспечивает достаточно свободное продвижение по территории своей страны консулам других государств на основе принципа взаимности.
Список использованной литературы:
- Александров С. Новая Венская конвенция по дипломатическому праву / Международная жизнь. — 1975. — № 7. — Стр. 83-87.
- Блищенко И.П., Дурденевский В.Н. Дипломатическое и консульское право. — М.,1962.
- Блищенко И.П. Дипломатическое право. — М.,1990.
- Бобылев Г.В., Зубков Н.Г. Основы консульской службы. — М.: Международные отношения, 1986. — 320 с.
- Дипломатическое право. — В кн.: Сарсембаев М.А. Международное право. Учебное издание. — Алматы: Жеты Жаргы. -1996.-Стр.189-211.
- Закон Республики Казахстан «О дипломатической службе» от 12 ноября 1997 года / Казахстанская правда. — Алматы. — 1997. — 18 ноября. — Стр.3.
- Ильин Ю.Д. Основные тенденции в развитии консульского права. — М.,1996.
- Ковалев А.Н. Азбука дипломатии. — 4-е издание. -М.,1984.-247 с.
- Левин Д.Б. Дипломатия. Ее сущность, методы и формы. — М.,1962.
- Петренко Н.И. Основы консульского права. — М.: УДН, 1986.
- Сандровский К.К. Право внешних отношений. Учебное пособие. — Киев: Вища школа,1974- -Вып.1.-79 с.
- Санчов В.Л. Учебник консульского права.-М.-Л,1926 г.
- Bleiber, F. Handworterbuch der Diplomatic und Aus-senpolitik. Darmstadt, C.W. Leske.1959. -280 p.
- Boutros-Ghali. An agenda for peace: preventive diplomacy, peacemaking, and peace-keeping: report of the Secretary-General pursuant to the statement adopted by the summit