ПЛАН
Введение………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Реакция советского союза на события в
польше…………………………………………………………………………….7
1.1. Решительные действия Советского правительства……………………..7
1.2. Отношение западных держав к действиям Советского
правительства………………………………………………………………….9
Глава 2. РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ В ПРИБАЛТИКЕ…………………………12
2.1.Принятие мер в отношении Прибалтийских государств………………12
2.2. Заключение договоров между Прибалтикой и СССР………………….13
ГЛАВА 3. Радикальное правительство в Прибалтике……………15
3.1. Отношение буржуазного правительства к событиям на границе Советского союза……………………………………………………………..15
3.2. Действия коммунистической партии Латвии, Литвы,
Эстонии…………………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………23
Введение
Около 8 часов вечера 31 августа 1939 г. в городке Глейвиц, близ тогдашней германо-польской границы, две машины с эсэсовцами, переодетыми в польскую форму, ждали условного сигнала неподалеку от городской радиостанции. Когда сигнал прозвучал, эсэсовцы начали операцию под кодовым названием «Гиммлер». Они ворвались в радиостудию, прочитали перед микрофоном текст на польском языке, содержавший резкие антигерманские высказывания, сделали несколько выстрелов и скрылись. На видном месте остался труп в польской военной форме. Это был один из заключенных концлагеря, доставленный гестапо. Повод для агрессии теперь имелся.
В 4 часа 45 минут 1 сентября гитлеровская авиация нанесла удары по аэродромам, узлам коммуникаций, экономическим и административным центрам Польши. Линкор «ШлезвигТольштейн», заранее прибывший к польскому побережью, открыл огонь по полуострову Вестерплятте. Сухопутные силы Германии вторглись в Польшу.
Начавшаяся вторая мировая война подтвердила положения о том, что война «есть продолжение средствами насилия той политики, которую вели господствующие классы воюющих держав задолго до войны», и что «эта политика за целый ряд десятилетий до войны должна быть изучена и понята в ее целом»[1]. История человечества знала и более продолжительные войны, но не было войны столь кровопролитной и разрушительной. В ее огне погибли более 50 млн. человек. Только народы Европы потеряли убитыми в 2 с лишним раза больше, чем за предшествующие 350 лет. Ареной непосредственных боевых столкновений стала территория 40 государств, страны с населением ,-1700 млн. челочек.
Ценой колосальных людских потерь, громадного напряжения ресурсов — прежде всего Советского Союза— удилось нанести поражение державам фашистской «оси», снасти человечество от порабощения. «То было трудное, очень трудное время. Оно все дальше отходит от нас, но дела тех лет никогда не станут мертвой историей для народа. Они — часть нашего миросозерцания, вечный пример героизма и самоотверженности, на котором будут воспитываться поколения, вступающие в жизнь».
Менее 22 месяцев — короткий исторический отрезок — отделяет 1 сентября 1939 г. от начала Великой Отечественной войны советского народа. Но это один из наиболее сложных периодов истории СССР после Великой Октябрьской социалистической революции. Исключая момент заключения Брест-Литовского мира в 1918 г., пожалуй, трудно найти другое время, когда международные условия налагали бы такую небывалую ответственность на советскую внешнюю политику. Отсюда и масштаб задач, которые приходилось решать советской дипломатии. «Действуя в исключительно сложных условиях, в обстановке постоянной угрозы нападения извне и антисоветских провокаций, особенно после захвата фашизмом власти в Германии, наша страна проявляла железную выдержку и принципиальность, сочетала твердость в защите своих государственных интересов и дела мира с гибкостью и реализмом.»[2].
Изучение непосредственной предыстории Великой Отечественной войны позволяет не только лучше и полнее выявить всю меру величия подвига советского народа. Это содействует пониманию того огромного влияния, которое имела и имеет победа над фашистскими агрессорами на весь ход послевоенного развития. Эта победа, в достижении которой решающую роль сыграл СССР, упрочила положение Советского государства, усилила его международное влияние и авторитет. В результате разгрома самых реакционных сил империализма создались благоприятные условия для дальнейшего ускорения мирового революционного процесса. В ряде стран Европы и Азии произошли народно-демократические и социалистические революции. Образовалась мировая социалистическая система. Разгром гитлеровской Германии и ее сателлитов, а также милитаристской Японии дал мощный толчок национально-освободительной борьбе народов колониальных и зависимых стран. Это движение в обстановке серьезного ослабления капиталистической системы и быстрого развития СССР и других социалистических стран, при активной поддержке международного коммунистического движения ликвидировало колониальную систему империализма.
Рост могущества СССР, социалистического содружества, дальнейшее развитие мирового революционного процесса, углубление общего кризиса капитализма — все это коренным образом изменило соотношение сил на международной арене в пользу социализма, в пользу сил, борющихся за мир, свободу и независимость.
Данная монография — попытка комплексного исследования международных условий, общей концепции и конкретных установок, характера, форм и методов борьбы советской дипломатии за обеспечение безопасности и улучшение внешних условий для социалистического строительства и укрепление обороноспособности СССР с 1 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 г. С этой целью рассматриваются отношения СССР с теми государствами, политика которых в наибольшей степени затрагивала международные интересы нашего государства: с империалистическими державами—Германией, Англией, Францией (до ее капитуляции), США, Японией, Италией; со странами—соседями СССР—Финляндией, Польшей (до ее разгрома), Румынией, Болгарией, Венгрией, Турцией, Афганистаном, Ираном, а также с Югославией и с Китаем.
Основное внимание в данной работе уделяется следующим вопросам:
- политика СССР в отношении англо-французской коалиции.
—-отношении германо-фашистской группировки, прежде всего принципиальная линия Советского Союза в отношениях с гитлеровской Германией—борьба за улучшение внешних связей с подготовкой к предстоявшему решающему столкновению с германским фашизмом, многоплановый отпор провокационным действиям германской дипломатии;
— борьба СССР за безопасность на западе и северо-западе Европы в условиях возрастания германо-фашистской угрозы и антисоветской политики англо-французской коалиции и США;
— борьба СССР за безопасность на юге, противодействие антисоветской деятельности обеих империалистических группировок;
— борьба СССР за безопасность и ослабление угрозы японского милитаризма на Дальнем Востоке и оказание поддержки Китаю в борьбе против японской агрессии.
В документах КПСС и Советского правительства, выступлениях руководителей государства ясно определены основные принципы и задачи внешней политики СССР рассматриваемого периода, борьбы советской дипломатии за их решение, направления и содержание се практической деятельности. Они исследованы в ряде фундаментальных советских изданий, появившихся в 70-80 годы. Вопросы внешней политики СССР в последние предвоенные годы являются объектом пристального внимания исторической науки, разрабатываются ведущими историками. Это и составляет структуру работы.
Библиогафия и первоисточники.
Широкую известность получили труды П. А. Жилина, Е. М. Жукова, И. Н. Земскова, Н. Н. Иноземцева, М. С. Капицы, А. Л. Нарочницкого, С. Л. Тихвинского, И. Г. Трухановского, В. М. Хвостова, Н. Н. Яковлева. Большой вклад в разработку проблем истории второй мировой войны вносят работы В. Я. Аварина, С. Л. Ага-ева, В. И. Антюхиной-Московченко, В. А. Анфилова, А. А. Ахтамзяна, Т. Бартсньева, 10. Комиссарова, Л. А. Безыменского, Ю. В. Борисова, Ф. Д. Волкова, В. И. Дашичена, А. М. Дубинского, Л. И. Зубока, Л. Н. Иванова, В. Л. Исраэляна, И. А. Кирилина, И. К. Коблякова, В. С. Коваля, Н. И. Костюнина, 10. Л. Кузнеца, В. М. Кулиша, Л. Н. Кутакова, Н. И. Лебедева, В. А. Матвеева, Н. Н. Молчанова, И. Д. Овсяного, М. И. Панкрашовой, Л. В. Поздеевой, Д. М. Проэкто-ра, Г. М. Ратиани, Г. И. Реутова, О. А. Ржешевского, Г. Л. Розанова, А. М. Самсонова, Г. Н. Севостьянова, В. А. Секистова, В. Я. Сиполса, Б. С. Тельпуховского, Г. С. Филатова, В. Т. Фомина, В. К. Фураева, А. А. Шевякова и др.
Комплексное исследование советской внешней политики в начальный период второй мировой войны становится возможным только при опоре на произведения советской исторической науки. Вместе с тем решение этой задачи требует введения в научный оборот новых материалов и документов.
Научной базой данной работы являются главным образом документальные материалы Архива внешней политики СССР МИД СССР и опубликованные документальные источники на русском и иностранных языках. Широко использованы документы и материалы, касающиеся дипломатических контактов советских государственных деятелей, ответственных работников Наркомата иностранных дел СССР, Наркомата внешней торговли СССР, а также документы двусторонних отношений СССР с Германией, Англией, США, Францией, Италией, Японией, Финляндией, Турцией, Румынией, Болгарией, Ираном, Афганистаном, Швецией, Норвегией и другими государствами.
Исследовательность темы.
Необходимо показать, как много делалось советской внешней политикой и ее дипломатической службой для того, чтобы встретить фашистскую агрессию в условиях, выгодных для СССР, масштабы и характер тех многочисленных испытаний, через которые прошла советская дипломатия и международных отношениях того периода, противодействуя антисоветской деятельности для обеих империалистических группировок, а также других государств.
Актуальность работы определяется, в частности, тем обстоятельством, что проблематика Казахстанской литературы по внешней политики в начальный период второй мировой войны имеет важное научное и политическое значение, тем более в современных условиях, когда сушествует Евразийский союз, все миролюбивые страны и общественно-политические силы планеты прилагают настойчивые усилия для того, чтобы ведущей тенденцией в отношениях между государствами оставалась разрядка международной напряженности.
Значимость работы.
Уроки 1939—1941 гг. помогают лучше понять опасные последствия такой политики, быть бдительными к проискам агрессивных экстремистских террористических сил, еще больше осознать всемирно-историческое значение последовательного проведения Казахстаном курса на мир и разоружение. «Если брать широко, главное, что удалось сделать, так это разорвать трагический цикл: мировая война — короткая мирная передышка—снова мировая война»[3].
глава 1. Реакция советского союза на события
в польше.
В Советском Союзе с тревогой следили за событиями в Польше, преданной собственным правительством и союзниками. 2 сентября 1939 г. министр иностранных дел Польши Ю. Бек сообщил в польское посольство в Лондоне, что советский полпред в Варшаве Н. И. Шаронов ‘ по собственной инициативе запросил его, почему польское правительство не ведет переговоров с СССР о поставках Польше необходимых материалов 2. При всем понимании враждебного настроя польского руководства к СССР Советское правительство с вниманием относилось к тем вопросам, которые ставились польской стороной. Так, 5 сентября 1939 г. польский посол Вацлав Гжибовский[4] был принят наркомом иностранных дел СССР.
Посол поставил вопрос о товарообороте между СССР и Польшей, о снабжении Польши военными материалами и о транзите военных материалов из других стран через СССР в Польшу. Сославшись на торговое соглашение между СССР и Польшей, заключенное в 1939 г., В. М. Молотов подтвердил: советская сторона намерена его в точности выполнять. Развитие событий на западном направлении все больше подводило Советское правительство к необходимости принципиальных решений по укреплению безопасности страны. В материалах органов печати ЦК ВКЛ(б) и Советского правительства прямо указывалось на реальности сложившегося положения. «Польско-германская война выявила внутреннюю несостоятельность польского государства,— писала «Правда».— В течение десяти дней военных операций Польша потеряла все свои промышленные районы и культурные центры»[5]. Газета «Известия» подчеркивала: «Советское правительство должно было сделать свои выводы из создавшегося положения… Советское правительство считало своей священной обязанностью подать руку помощи своим братьям-украинцам и братьям-белорусам, населяющим Польшу»[6]. Момент для решительных действий был определен с учетом ситуации на Дальнем Востоке, где 15 сентября 1939 г. Советский Союз, Япония и МНР подписали документ об окончании военных действий, начатых японской военщиной на реке Халхин-Гол. Ликвидация острой конфликтной ситуации содействовала принятию активных мер по обеспечению безопасности СССР на западе.
1.1. Решительные действия Советского правительства.
17 сентября 1939 г. советские войска перешли границу, чтобы освободить население Западной Украины и Западной Белоруссии, отторгнутых от Советской России в 1920 г. Одновременно Красная Армия освободила столицу Литвы Вильнюс и Вильнюсскую область, также захваченные польской военщиной в 1920 г. В ноте Советского правительства польскому послу в Москве от 17 сентября 1939 г. говорилось: «Советское правительство не может также безразлично относиться к тому, чтобы единокровные украинцы и белорусы, проживающие на территории Польши, брошенные на произвол судьбы, оставались беззащитными»[7]. Учитывая такую обстановку, Советское правительство отдало приказ советским войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии. С аналогичным заявлением по радио выступил Председатель Совета Народных Комиссаров и нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов. Текст ноты правительства СССР польскому послу в Москве был вручен также всем послам государств, имевших дипломатические отношения с СССР.
При всей своей решительности действия Советского правительства сочетались с осмотрительностью и осторожностью, вниманием ко всем возможным ситуациям. Показателен, например, такой факт. 19 сентября 1939 г. румынский посол в СССР Николае Диану[8] по поручению своего правительства посетил народного комиссара иностранных дел СССР. Нарком спросил: «Не могут ли произойти в связи с тем, что на территории Румынии находится польское правительство, главные военные руководители и 500 польских военных самолетов, какие-нибудь неожиданности для Советского Союза?» Диану заверил, что инцидентов не будет[9].
Ожидая Красную Армию, трудящиеся Западной Украины и Западной Белоруссии создавали органы народной власти — революционные комитеты, в городах формировались отряды рабочей гвардии, в селах—крестьянской милиции. Трудящиеся брали под охрану народное имущество, изгоняли помещиков и буржуазию, полицию. Борьбу за воссоединение с СССР возглавляли коммунисты. Активный участник освободительного похода Красной Армии на запад в сентябре 1939 г. Маршал Советского Союза В. И. Чуйков вспоминает: «По войскам был отдан приказ войти на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины, чтобы спасти от фашистской оккупации родственные нам белорусский и украинский народы. Я командовал 4-й армией, которая должна была продвинуться до Бреста.
Этот поход ничего общего с военными действиями не имел. Население Западной Белоруссии и Западной Украины встречало нас с ликованием и радостью. Танки и автомашины буквально осыпали цветами. Попы и ксендзы выходили навстречу с иконами и хоругвями. Там, куда вступила Красная Армия, дорога фашизму была закрыта. Мы остановились почти на теперешней границе с ПНР по восточному берегу Буга. Хотя и был подписан пакт о ненападении с Германией, однако мы держали войска в полной боевой готовности. Никто не верил, что Гитлер будет соблюдать какой-либо договор, если увидит, что ему выгодно его нарушить»[10].
Опираясь на массовую поддержку населения, Красная Армия к концу сентября завершила свою освободительную миссию, остановившись на так называемой «линии Керзона», которая еще в 1920 г. настойчиво предлагалась Англией как восточная граница Польши. Более 12 млн. человек, в том числе свыше 6 млн. украинцев и около 3 млн. белорусов, населявших территорию в 190 тыс. кв. км, были спасены от фашистского порабощения. На освобожденных землях были созданы условия для строительства новой жизни.
Вступление Красной Армии на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии вызвало всплеск антисоветизма в реакционных политических кругах Анлии, Франции и США. 18 октября 1939 г. советский полпред в Париже писал в НКИД, что влиятельная часть французских правящих кругов, оперируя измышлениями о неком «нападении СССР на Польшу», призывала французское правительство сделать из этого «логический вывод и объявить СССР войну»[11].
1.2. Отношение западных держав к действиям Советского правительства.
Еще более нелепыми были заявления о том, будто бы СССР «аннексировал» территорию Западной Украины и Западной Белоруссии. Воссоединение Западной Украины с Украинской ССР, Западной Белоруссии—с Белорусской ССР не имело ничего общего с аннексией: в период военной слабости молодого Советского государства они были насильственно отторгнуты от него вопреки воле украинского и белорусского населения.
Французский посол в Варшаве Л. Ноэль на вопрос, мог ли СССР при сложившейся к 17 сентября обстановке допустить, чтобы немецко-фашистская армия оккупировала всю территорию Польши, отвечал: «Это было невозможно. Советский Союз обязательно должен был ввести свою армию, пока еще не было поздно»[12]. Видный политический деятель Великобритании Д. Ллойд Джордж писал польскому послу в Лондоне 27 сентября 1939 г.:
«Русские армии заняли территории, которые не являются польскими и которые были силой захвачены Польшей после первой мировой войны. Жители польской Украины принадлежат к той же расе и пользуются тем же языком, что и их соседи, проживающие на территории Советской Украинской Республики. Я считаю делом первостепенного значения—немедленно обратить внимание на эти важные соображения. Я сделал это из опасения, как бы мы неосторожно не начали войны против России, поддавшись впечатлению, что ее вмешательство имеет тот же характер, что и германское… Было бы актом преступного безумия поставить русское продвижение на одну доску с продвижением немцев»[13].
Здравый смысл звучал и в телеграммах глав дипломатических миссий в Москве. 17 сентября 1939 г. посол США в Москве Л. Штейнгардт писал государственному секретарю: «Мне сообщили в строго доверительном порядке, что французское и английское посольства советуют своим правительствам не объявлять войны и не разрывать дипломатических отношений с Советским Союзом из-за агрессии против Польши по той причине, что такая акция пошла бы лишь на пользу Германии»[14]. В целом, характеризуя первую реакцию в Англии на освободительный поход советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию, полпред СССР в Англии 18 сентября 1939 г. сообщал, что она была «слабее, чем можно было ожидать… Правительство занимает выжидательную позицию и, видимо, не хочет обострять положения. Да это ему сейчас и не под силу»2. Американское правительство также заняло выжидательную позицию.
В течение октября — ноября 1939 г. английские официальные лица сделали ряд заявлений в отношении мероприятий Советского Союза по укреплению своей безопасности на западных рубежах. В этих заявлениях прозвучал реализм, хотя они и делались с явным прицелом на обострение советско-германских отношений.
17 октября 1939 г. в беседе с полпредом СССР в Англии И. М. Майским парламентский заместитель министра иностранных дел Р. Батлер подчеркнул, что «в английских правительственных кругах считают, что не может быть никакого вопроса о возврате Польше Западных Украины и Белоруссии»3. 20 октября 1939 г. состоялась встреча полпреда СССР в Англии с министром снабжения Л. Бёрджипом и главным директором министерства экономической войны Ф. Лейт-Россом, в ходе которой затрагивались политические вопросы. Они оба, писал полпред, издевались над «сентиментальными простаками», которые болтают о восстановлении Польши в старых границах. Оба выражали удовлетворение по поводу занятия Западной Украины и Западной Белоруссии СССР («Хорошо, что Гитлеру не досталось») и заявили, что только сумасшедшие могут думать о возвращении их под власть «будущей Польши».
В беседе с И. М. Майским 27 октября главный советник Н. Чемберлена Г. Вильсон, касаясь характера будущего мира, заявил: «Польша должна быть восстановлена как самостоятельное государство, но без Западной Украины и Западной Белоруссии»[15]. 28 октября 1939 г:
советский полпред обращал внимание НКИД на речь английского министра иностранных дел Э. Галифакса в палате лордов 26 октября, в которой «Галифакс фактически (хотя и в несколько завуалированной форме) сказал, что Англия не имеет возражений против занятия СССР Западных Украины и Белоруссии, а также на ответ Чемберлена в парламенте того же 26 октября на запрос либерального депутата Мандера, в котором премьер заявил, что британское правительство разделяет взгляды Черчилля в отношении СССР, высказанные последним в речи по радио 1 октября». Наконец, 24 ноября 1939 г. полпред сообщил в НКИД, что в беседе с одним лейбористским депутатом парламентский заместитель министра иностранных дел Р. Батлер указывал на то, что английское правительство, в противоположность Даладье, считает, что о возвращении Польше Западной Украины и Белоруссии не может быть и речи.
В октябре 1939 г. состоялись выборы в народные собрания Западной Украины и Западной Белоруссии. Высшие законодательные органы этих территорий провозгласили Советскую власть и обратились в Верховный Совет СССР с просьбой о приеме их в состав Советского Союза. В ноябре 1939 г. пятая внеочередная сессия Верховного Совета СССР удовлетворила эту просьбу. Западная Украина воссоединилась с Украинской ССР, Западная Белоруссия — с Белорусской ССР,
ГЛАВА 2 . РАЗВИТИЕ СОБЫТИЙ В ПРИБАЛТИКЕ
СССР неизменно проводил дружественную политику в отношении Литвы, Латвии и Эстонии. По словам В. И. Ленина: «…по отношению к буржуазным и мелкобуржуазным элементам маленьких стран… мы представляем из себя если не союзников, то соседей более надежных и ценных, чем империалисты»[16]. Однако реакционные силы Эстонии, Латвии и Литвы шли в фарватере ведущих империалистических держав Запада.
Военно-политический разгром Германией польского буржуазного государства, выход фашистской Германии на западные рубежи СССР, антисоветская линия Англии и Франции в период «странной войны» — все это усиливало угрозу безопасности СССР в районе Прибалтики. «Империалисты считали Прибалтику одним из самых выгодных плацдармов для нападения на Советскую страну, ибо отсюда лежали ближайшие пути к самым важным жизненным центрам первого в мире социалистического государства»[17],—отмечал советский историк В. Я. Сиполс, Как только та или иная империалистическая держава становилась на путь борьбы против Советского государства, она сразу же обращала свои взоры в сторону Прибалтики.
2.1.Принятие мер в отношении Прибалтийских государств.
Интересы безопасности СССР требовали принятия таких мер, чтобы территория Прибалтийских государств не стала трамплином для агрессии против Советского Союза. В ходе военных переговоров летом 1939 г. Советское правительство настойчиво ставило перед англо французской стороной вопрос о совместном вооруженном выступлении против агрессора в районе Прибалтики, в том числе и о том, что в случае начала войны с Германией английские и французские эскадры должны войти в Балтийское море для операций против германского морского флота. СССР предлагал Англии и Франции еще до начала войны договориться с Прибалтийскими странами о временном размещении английского и французского флотов на Аландских островах, Моонзундском архипелаге и в ряде портов Прибалтийских государств «в целях охраны нейтралитета этих стран от нападения со стороны Германии». В тех же целях, там, в случае необходимости должен был бы базироваться советский Балтийский флот[18]. Советские предложения были отвергнуты. 30сентября 1939 г. в передовой статье «Правды» указывалось: Советский Союз бережно относится к независимости и к суверенитету небольших государств, не вмешивается в их внутренние дела. Вместе с тем СССР «не может допустить, чтобы слабое соседнее государство стало слепым орудием, игрушкой в руках поджигателей мировой войны и этим подвергало угрозе оборону наших границ».
Стремясь к сокращению возможностей для распространения германской угрозы, в конце сентября 1939 г. Советское правительство предложило министру иностранных дел Эстонии К. Сельтеру обсудить вопрос об укреплении безопасности на восточном берегу Балтийского моря, имея в виду заключение договора о взаимной помощи. Эстония приняла это предложение. 28 сентября договор был подписан. С аналогичным предложением Советское правительство обратилось к правительству Латвии. Переговоры о заключении договора проходили в Москве 2—5 октября и завершились подписанием договора о взаимной помощи. 10 октября договор о взаимной помощи с СССР подписала Литва.
В ходе переговоров с Прибалтийскими государствами советская дипломатия активно проводила тезис о том, что возможность агрессии Германии в отношении их никоим образом не исключена. Соответственно строились и сами договоры, которые были почти идентичными. Статья I договора с Латвией и Эстонией (в договоре с Литвой—статья II) гласила, что договаривающиеся стороны обязуются оказывать друг другу всяческую помощь, в том числе военную, в случае прямого нападения или угрозы нападения со стороны любой великой европейской державы, независимо от того, будет ли произведено это нападение с моря или суши. Советский Союз обязывался оказывать армиям каждой из этих стран помощь вооружением и прочими военными материалами на льготных условиях. Согласно статье III договоров с Латвией и Эстонией (с Литвой—статья IV), в целях укрепления взаимной безопасности Советского Союза и Прибалтийских государств последние предоставляли СССР право иметь военно-морские базы и аэродромы, а также держать за свой счет в участках, отведенных под базы и аэродромы, строго ограниченное количество советских наземных и воздушных вооруженных сил. Принципиально важным было то, что договоры содержали обязательства не заключать каких-либо союзов и не участвовать в коалициях, направленных против одной из договаривающихся сторон.
2.2. Заключение договоров между Прибалтикой и СССР.
По договору с Литвой Советский Союз в целях закрепления дружественных отношений между двумя государствами передавал литовской стороне город Вильнюс и Вильнюсскую область, захваченные у Литвы Польшей в 1920 г. и освобожденные советскими войсками в сентябре 1939 г. Договор предусматривал также совместную с СССР защиту западной границы Литвы.
Договоры не ущемляли суверенные права Прибалтийских государств, не затрагивали их общественного и государственного устройства. Они строились на принципах равенства, невмешательства во внутренние дела, взаимного уважения независимости и суверенитета сторон. После подписания договоров о взаимопомощи с СССР правительства Латвии, Литвы и Эстонии выступили с официальными заявлениями, в которых подчеркивалось большое значение политики СССР для укрепления мира и безопасности в районе Прибалтики. Министр иностранных дел Латвии В. Мунтерс отмечал взаимовыгодность договора с СССР и его значение для предотвращения войны. Литовский министр иностранных дел Ю. Урбшис, выступая в сейме, обратил особое внимание на то, что СССР всегда уважал интересы Литвы и всегда поддерживал ее справедливые требования. «Вне зависимости от истинных намерений буржуазных государственных деятелей Прибалтики в этих заявлениях объективно отражались подлинные желания народов Латвии, Литвы и Эстонии, с которыми господствующие круги не могли не считаться»[19].
Договоры имели большое значение для укрепления обороноспособности и безопасности СССР на северо-западе. Были пресечены попытки фашистской Германии закрепить свои позиции в этом важнейшем военно-стратегическом районе. 11 октября 1939 г. «Правда» писала:
«Этим договором с Литвой, как и заключенными ранее договорами с Эстонией и Латвией, Советский Союз обеспечивает безопасность своих границ и укрепляет еще больше свою оборону. Советский Союз устраняет угрозу, существовавшую для слабо защищенных соседних с СССР государств со стороны империалистических держав».
На внеочередной пятой сессии Верховного Совета СССР, проходившей 31 октября—2 ноября 1939 г., В. М. Молотов подчеркнул: «Мы стоим за честное и пунктуальное проведение в жизнь заключенных пактов на условиях полной взаимности…»[20]. На базе достигнутого улучшения политических отношений с Эстонией, Латвией и Литвой Советский Союз искренне пошел навстречу экономическим нуждам этих государств, заключив соответствующие торговые договоры. «В условиях, когда торговля всех европейских стран, в том числе и нейтральных государств, переживает громадные затруднения, эти экономические соглашения СССР с Эстонией, Латвией и Литвой имеют для них весьма крупное положительное значение»[21],—отмечал докладчик. Сессия Верховного Совета СССР одобрила политику Советского правительства в отношении Прибалтики.
Заключение договоров о взаимной помощи между Прибалтийскими государствами и Советским Союзом способствовало значительной активизации демократических сил в Эстонии, Латвии и Литве. Трудящиеся этих стран приветствовали заключение договоров. На собраниях и митингах выдвигались требования пресечь деятельность фашистских организаций, установить с Советским Союзом более тесные дружественные отношения во всех областях. «Договор развязал революционные динамические силы народа,—писала латвийская газета «Циня»,—которые были придавлены в течение 20 лет. Эти силы уже пришли в движение, и ничто их больше не остановит…»[22]
гЛАВА 3. Радикальное правительство в Прибалтике
Как показали последующие события, правительства Прибалтийских государств не собирались отвечать взаимностью Советскому Союзу, который строго и в полной мере выполнял свои обязательства по заключенным договорам.
3.1. Отношение буржуазного правительства к событиям на границе Советского союза.
В руководстве этих государств нарастали и без того сильные антисоветские настроения, верх брали давнишняя неприязнь прибалтийской буржуазии к социализму и ее опасения дальнейшей революционизации масс. В том же антисоветском направлении еще активнее, чем раньше, подталкивали прибалтийские столицы государства обеих империалистических группировок, особенно Германия. Вместо искреннего сотрудничества с советской стороной правительства Латвии, Литвы и Эстонии пошли по иному пути.
После начала советско-финляндского вооруженного конфликта политика правящих кругов Прибалтийских стран все больше характеризовалась недружелюбием в отношении СССР. В нарушение договора с СССР правительство Латвии тайно оказывало Финляндии военную помощь. При попустительстве властей во всех трех Прибалтийских государствах, особенно в Эстонии, развернулась вербовка «добровольцев» для посылки в Финляндию. По некоторым данным, в военных действиях на стороне Финляндии участвовало до 2—3 тыс. эстонцев. В руководстве Прибалтийских государств усилилась ориентация на фашистскую Германию. В январе 1940 г. в Риге, Лиепае, Елгаве и Вентспилсе были произведены аресты многих друзей Советского Союза, активных борцов против фашизма. Усилились преследования сторонников развития дружественных отношений с СССР в Эстонии и Литве. Советское правительство обращало внимание этих стран на факты нарушений ими договоров с СССР, предупреждало о последствиях подобных нарушений. Тем не менее эти предупреждения не возымели должного воздействия.
Затягивались переговоры о сроках ввода ограниченных контингентов советских войск на территории Прибалтийских стран, осуществлялся саботаж в деле их размещения, предпринимались административные меры, направленные на всяческое пресечение контактов гражданского населения с советскими воинами. Вокруг гарнизонов советских войск в целях их изоляции были расположены воинские части. Устанавливалась тщательная слежка за советскими военнослужащими. Не разрешалось, например, даже следовать в вагонах поездов, где находились красноармейцы. 19 октября 1939 г. полпред СССР в Литве информировал о том, что литовские власти «за малейшую критику правительства и проявление чувств благодарности к СССР» людей избивают и арестовывают[23].
Беспокойство Советского правительства в отношении положения на прибалтийских рубежах СССР усиливало то обстоятельство, что линия на. саботаж договоров с СССР сопровождалась значительным ростом военных приготовлений этих государств, а также вооружением националистических организаций фашистского толка. Военное руководство Прибалтийских государств приступило к подготовке планов нападения на советские гарнизоны на случай возникновения военной ситуации.
В целях консолидации антисоветских сил в Прибалтике и расширения военного сотрудничества между Эстонией, Латвией и Литвой участились встречи политического и военного руководства этих стран. 7—8 декабря 1939 г. в обстановке секретности в Таллине состоялась Х конференция министров иностранных дел Пийпа, Мунтерса и Урбшиса. Одновременно совещались командующие вооруженных сил Прибалтийских государств. 14— 16 марта 1940 г. в Риге состоялась XI конференция министров иностранных дел трех стран. В ходе этих встреч оформлялся военный союз Латвии, Эстонии и Литвы, имевший антисоветскую направленность. Командующий литовской армией подтверждал впоследствии, что в 1940г. генеральные штабы армий Прибалтийских стран имели разработанные общие оперативные планы на случай совместных военных действий. Подобная деятельность прямо противоречила договорам о взаимопомощи между СССР и Прибалтийскими странами, где специально оговаривалось, что государства-участники не будут заключать каких-либо союзов и не будут участвовать в коалициях, направленных против другой договаривающейся стороны.
Реакционные круги Прибалтийских государств все более активно вели скрытый зондаж в Берлине, добиваясь от Германии заверений в поддержке. Дальше других в этом отношении шел президент А. Сметона в Литве. В феврале 1940 г. он направил с секретной миссией в Берлин директора департамента государственной безопасности А. Повилайтиса с поручением просить фашистов установить над Литвой протекторат, взять ее под свою политическую опеку. Гитлеровское правительство упрашивать не пришлось — оно пообещало сделать это ориентировочно к осени 1940 г.
Расчеты на поддержку фашистской Германии были той почвой, которая питала провокационные антисоветские действия правящих кругов Прибалтийских государств. На основе секретных соглашений с Германией в первом полугодии 1940 г. до 70% экспорта трех Прибалтийских государств было направлено в «третий рейх». Немецкий фашизм усиленно насаждал в Прибалтике свою агентуру. 26 июня 1940 г. посланник США в Риге Уайли писал в Вашингтон, что премьер-министр Латвии заявил ему: «В Латвии, как и везде, существует пятая колонна прогермански настроенных лиц»[24].
Если правящая верхушка Прибалтийских государств все более активно стремилась к сближению с Германией, усиливая антисоветскую направленность своей внешней политики и реакционные тенденции во внутриполитическом плане, то внутри этих государств не менее быстрыми темпами развивались противоположные процессы — революционизация трудящихся, исключительно быстрое вовлечение их в активную политическую жизнь на стороне демократических сил и коммунистических партий. Нарастало мощное массовое движение за укрепление дружбы с Советским Союзом.
Угроза германского фашизма, активность внутренней реакции вели к дальнейшему обострению внутренней обстановки в Прибалтийских государствах. Репрессии фашистских режимов Сметоны, Ульманиса, Пятса против трудящихся не могли приостановить нараставшего недовольства народов этих стран действиями правящих кругов.
3.2. Действия коммунистической партии Латвии, Литвы, Эстонии.
В этих условиях ЦК Компартии Латвии в своем решении от 3 марта 1940 г., Апрельская конференция Компартии Эстонии, ЦК Компартии Литвы в ряде воззваний в апреле — мае 1940 г. призвали трудящихся Прибалтики усилить борьбу за революционное свержение фашистских правительств, проводивших все более провокационную политику в отношении СССР. Под напором демократических сил к весне 1940 г. во всех трех Прибалтийских государствах сформировались единые антифашистские фронты, которые требовали ликвидации фашистских правящих режимов. Была выдвинута задача очистить государственный аппарат от фашистских элементов и создать правительства народного фронта. Между политикой верхов и требованиями народных масс в Прибалтийских государствах назрело непреодолимое противоречие. Министр внутренних дел Эстонии А. Юримаа признавал, что если бы народу была предоставлена свобода выражения своих мыслей; то за какие-нибудь два месяца произошла большевизация всей страны[25].
В Литве, Латвии и Эстонии начинался революционный кризис.
Размах народных выступлений был таков, что правительства Прибалтийских государств уже не решались открыто прибегнуть к военной силе для подавления революционного движения. Поэтому они поддержали план фашистских политических группировок о проведении так называемой «Балтийской недели», рассчитывая использовать эти мероприятия для демонстрации единства антисоветских сил в Прибалтике и разгона демократических организаций. Осуществление плана намечалось на 15 июня 1940 г. Однако реализовать его фашистским силам помешали трудящиеся Прибалтийских республик и Советский Союз.
«Вопрос о взаимоотношениях Советского Союза с прибалтийскими странами,—говорил В. М. Молотов на седьмой сессии Верховного Совета СССР (1 августа— 7 августа 1940 г.),—встал в последнее время по-новому, поскольку заключенные с Литвой, Латвией и Эстонией пакты о взаимопомощи не дали должных результатов… Правящие буржуазные группы Литвы, Латвии и Эстонии оказались неспособными к честному проведению в жизнь заключенных с Советским Союзом пактов взаимопомощи… Количество фактов, говорящих о том, что правительства этих стран грубо нарушают заключенные с СССР пакты взаимопомощи, все увеличивалось. Дальше терпеть такое положение, особенно в условиях современной международной обстановки, становилось совершенно невозможным»’. В Советском Союзе, естественно, не могли рассматривать политику правящих кругов Прибалтийских государств в отрыве от происходившего в Европе в целом. Германия, которая фактически завершала решение своих основных военно-политических задач на Западе, могла использовать Прибалтику в качестве плацдарма для агрессии против СССР. Таким образом, обстановка требовала от СССР немедленных чрезвычайных действий.
14 июня 1940 г. Советское правительство потребовало от Литвы принять меры в отношении министра внутренних дел К. Скучаса и начальника департамента государственной безопасности А. Повилайтиса как лиц, возглавлявших кампанию провокационных действий против советского контингента в Литве. Предлагалось также об пропуск дополнительных советских войск в Литву, с тем чтобы донести их количество до уровня, позволяющего выполнять обязательства договора. 15 июня 1940 г. литовское правительство согласилось с этим. 16 июня заявления аналогичного характера были сделаны правительствам Эстонии и Латвии, которые также согласились с советскими предложениями.
Позиция СССР получила широкое одобрение и поддержку трудящихся масс Прибалтийских государств. Дополнительный контингент советских войск прибыл в Литву 15 июня, в Латвию и Эстонию— 17 июня.
15—21 июня по всей Прибалтике прошли манифестации с требованием покончить с антинародной политикой правительств. Огромный нажим народных масс вынудил к отступлению правящие круги Прибалтийских государств.. 15 июня Сметона тайно бежал в Германию, фашистский режим пал, 17 июня к власти в Литве пришло народное правительство во главе с видным общественным деятелем, писателем Юстасом Палецкисом. В условиях революционного нажима трудящихся 20 июня было сформировано народное правительство Латвии во главе с профессором Аугустом Кирхенштейном. 21 июня социалистическая революция лишила опоры режим Пятса в Эстонии, и в тот же день к власти пришло народное правительство во главе с известным эстонским поэтом, врачом Иоханнесом Варесом (Барбарус).
14 и 15 июля 1940 г. были проведены свободные выборы в народные сеймы Латвии и Литвы и в Государственную думу Эстонии, которые принесли полную победу трудящимся во главе с коммунистами. За представителей Союза трудового народа Литвы голосовали 99,19% избирателей, за представителей Блока трудового народа Латвии — 97,8%, за представителей Союза трудового народа Эстонии — 92,8% избирателей.
На сессиях высших законодательных органов 21— 22 июля были приняты решения о восстановлении в Прибалтийских республиках Советской власти и об их вхождении в состав СССР. В начале августа 1940 г. седьмая сессия Верховного Совета СССР удовлетворила просьбу Литвы, Латвии и Эстонии о принятии их в СССР в качестве равноправных союзных республик. «…Достаточно спросить трудящихся Литвы, Латвии и Эстонии,— подчеркнул депутат А. С. Щербаков на VII сессии Верховного Совета СССР,— какую власть они хотят, дать им возможность свободно выявить свою волю, как дело пошло совершенно иначе, чем этого хотели буржуазные политиканы. Народные массы Литвы, Латвии и Эстонии единодушно заявили: «Новая жизнь — это советская жизнь, новая народная власть — это только советская власть»[26].
Победа революционных сил в Литве, Латвии, Эстонии, восстановление в этих государствах Советской власти и их вхождение в качестве полноправных республик и состав СССР коренным образом изменили ситуацию в этом районе Европы. Вместо плацдарма для агрессии против СССР развитие событий в Прибалтике принесло империалистам совершенно противоположный итог.
В широком международном плане мероприятия СССР по обеспечению безопасности на западном направлении и на северо-западе в рассматриваемый период означали, что сделано максимум возможного для противодействия фашистской агрессии и антисоветской деятельности англо-французской коалиции, для упрочения общего международного положения Советского государства.
Заключение
Противники гитлеровской Германии на Западе постепенно осознавали, что сотрудничество с СССР в борьбе против фашизма приобретает для них жизненно важное значение. Советская внешняя политика содействовала провалу мюнхенской политики правящих кругов Англии, Франции, а также США, стремившихся разрешить внутренние противоречия империалистической системы за счет СССР. События 1939—1941 гг. драматически подтвердили опасность политики поощрения и натравливания агрессивных сил на СССР, разыгрывания с этой целью разного рода «антисоветских карт». Стратегия «умиротворения» фашистских агрессоров обернулась катастрофой для ее творцов.
Сорвав многочисленные попытки англо-французской коалиции и США спровоцировать СССР на преждевременное столкновение с фашистской Германией, советская внешняя политика подводила Лондон, Париж и Вашингтон к пониманию того, что достигнуть этого сотрудничества невозможно, применяя в отношении СССР методы нажима и пытаясь за его спиной договориться с Гитлером. Правящие круги Англии, Франции и США не могли не усвоить и еще один урок 1939—1941 гг.— их попытки использовать СССР в своих империалистических интересах решительно пресекаются и не только ведут к ухудшению их отношений с СССР, но и к ухудшению их общих международных позиций. Все это создавало важнейшие предпосылки для создания в будущем антигитлеровской коалиции и подтверждало историческую правильность политики СССР.
Вступление в войну Советского Союза в результате нападения гитлеровской Германии явилось решающим фактором, завершившим процесс превращения второй мировой войны в освободительную и справедливую. Морис Торез писал: «Гитлеровская агрессия против Советского Союза дала сильный толчок нашему движению Сопротивления, особенно организации вооруженной борьбы. Все патриоты поняли, что создалось новое соотношение сил и что теперь победа сторонников свободы и независимости народов обеспечена. До этих пор многие французы, даже враждебно относящиеся к оккупантам, были охвачены неверием и свои силы и сомневались, что Франция может быть освобождена»[27].
Разгром фашизма, решающую роль в котором сыграл Советский Союз, поднял могучую волну социально-политических изменений, прокатившуюся по всей планете, привел к укреплению сил мира во всем мире.
Политика, которую проводило Советское государство с первого дня второй мировой войны, в тех исторических условиях была единственно возможной. Она отвечала жизненным интересам не только советского народа, но и коренным интересам народов других стран. «Наша партия предвидела возможность военной схватки с силами империализма, готовила страну и народ к обороне. Социально-экономические завоевания предвоенных пятилеток, идейно-политическое единство советского общества, выкованное в ходе построения социализма, заложили основы победы, одержанной нашим народом в Великой Отечественной войне».
Предыстория второй мировой войны свидетельствует о главном: с войной надо бороться еще тогда, когда она не началась. Разобщенность и слабость антивоенных сил на Западе позволили гитлеровцам развязать войну. Это очень важный урок, призывающий все прогрессивные силы планеты к бдительности, сплочению, к активной борьбе против войны.
Международная обстановка наших дней кардинально отличается от довоенной. Никто не в состоянии ни перечеркнуть завоевания Советского Союза, ни остановить продвижения вперед прогрессивных сил. Уже пять десятилетий народы Европы живут в мирных условиях. Исторические сдвиги в расстановке и соотношений социальных сил, появление и совершенствование в процессе научно-технической революции качественно новых видов оружия массового уничтожения — все это обусловило принципиально новую постановку проблемы войны и мира, позволило мировому сообществу сделать вывод о возможности и объективной необходимости предотвращения новой мировой войны.
Нисколько не утратили своей значимости и другие уроки международных отношений и внешней политики СССР периода 1939—1941 гг. Как сказал в своем выступлении на открытии международной конференции «XXI век навстречу миру, свободному от ядерного оружия» 29 августа 2001 года Н.А.Назарбаев:
«Прежде всего это настоятельная необходимость последовательного и своевременного противодействия со стороны всех государств, заинтересованных в сохранении мира, любым проявлениям агрессивной политики, которые чреваты в наши дни многократно большей опасностью, чем те, которые привели ко второй мировой войне. В не меньшей степени это относится к необходимости участия масс в решении внешнеполитических вопросов, причем не после начала войны, а в качестве активных и сознательных борцов за ее предотвращение.
Четыре десятилетия огромные ядерные арсеналы были основными аргументами в глобальном противостоянии двух сверхдержав. В то время достижение ядерной безопасности увязывалось, главным образом, с процессом увеличения ядерного потенциала.
Вот уже 10 лет как мир перестал быть блоковым. Но проблема ядерной безопасности не решилась сама собой даже после уничтожения значительной части ядерного арсенала распавшейся сверхдержавы.
К сожалению, на рубеже тысячелетий наша планета не стала более безопасной, ни в обычном, ни в ядерном контексте.
А сама ядерная угроза переросла своё прежнее двухмерное измерение и, подобно пораженному радиацией организму, стала быстро мутировать, приобретая новые и новые формы.
Сегодня нам важно уяснить, почему фундаментальные сдвиги последнего десятилетия, снизив ядерную угрозу в плане глобального ядерного конфликта, в то же время способствовали возникновению новых измерений «ядерной реальности»»[28].
Еще один серьезный урок, вытекающий из событий сорокалетней давности,— пагубность раскола в рядах миролюбивых сил, важность их сплочения в великом деле борьбы за мир, несмотря на существующие между ними различия в подходе к другим вопросам.
Наконец, в наши дни, как и накануне Великой Отечественной войны, первостепенной важности фактором успешной борьбы за предотвращение войны является миролюбивая внешняя политика Казахстана, в которой органически сочетаются защита его государственных, интересов с гуманистической заботой об интересах всего человечества.
«Сохранение мира как раньше, так и сейчас остается главной внешнеполитической целью государства. Республика Казахстан, учитывая уроки второй мировой войны, не жалеет усилий в борьбе за то, чтобы не повторилась трагедия прошлого. Казахстан полон решимости сделать все, чтобы навсегда исключить войны из жизни человечества.
В целом в сегодняшних условиях Казахстан, как независимое государство, считает, что важнейшим аспектом обеспечения международной безопасности, том числе и в ядерной сфере, должны стать расширение и укрепление доверия.
Именно принцип доверия должен придти на смену господствующему до сих пор в конфликтных регионах принципу военного сдерживания.
Доктрина Доверия имеет свои четкие и ясные механизмы реализации. Это транспарентность военной политики, сокращение вооруженных сил в районе границы, создание демилитаризованных зон, взаимные консультации по вопросам обеспечения безопасности, совместные военные учения и т. д.
Там, где больше общения, больше и доверия. Там, где есть доверие, нет места противостоянию. Это простая, но очень ценная истина»[29].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Василевский А. Дело всей жизни. М., 1978.
- Внешняя политика СССР. Сборник документов, т. 4.
- Гречко А.А. Вооруженные силы Советского государства. М,, 1974.
- Громыко А. А. Во имя торжества ленинской внешней политики. Избранные речи и статьи. М., 1978
- Жилин П.А. Проблемы военной истории . М., 1973.
- Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.,1978.
- Жуков Е.М. Происхождение второй мировой войны Новая и новейшая история 1980. № 1.
- Зародов К.Н. Социализм, мир, революция М.,1977.
- ИЗВЕСТИЯ 30 августа 2001 г.
- История второй мировой войны. 1939—1945, т. 3.
- История дипломатии т. 4 М.1975.
- Клаузевиц А. Анатомия войны. М., 1997.
- Овсяный И.Д. Тайна в которой война рождалась. М., 1975.
- «Правда». М., 1980.
- Севостьянов П.П. Перед великим испытанием . М., 1981.
- Сиполс В. Я. Тайная дипломатия. Буржуазная Латвия в антисоветских планах империалистических держав. 1919—1940 гг. Рига, 1968.
- Социалистические революции 1940 г. в Литве, Латвии и Эстонии. Восстановление Советской власти. М. 1978.
- СССР в борьбе против фашистской агрессии. 1933—1945. М., 1976.
- Торез М. . Сын народа. М., 1960.
- Яковлев Н.Н. Год 1939-й: взгляд 40 лет спустя.-Вопросы истории, 1979, № 8.
[1] Клаузевиц А. Анатомия войны. М., 1997.
[2] Громыко А. А. Во имя торжества ленинской внешней политики. Избранные речи и статьи. М., 1978, с. 584.
[3] «Правда». М., 1980, с. 3.
[4] В. Гжибовский прибыл в СССР 2 июля 1936 г., верительные грамоты вручил 4 июля 1936 г.
[5] 6 Правда, 1939, 19 сентября.
[6] ‘ Известия, 1939, 30 сентября.
[7] Внешняя политика СССР. Сборник документов, т. 4, с. 448.
[8] Н. Диану прибыл в СССР 16 Июня 1938 г., верительные грамоты вручил 24 июня 1938 г.
[9] Чуйков В. И. Новый мир, 1979, № 11, с. 198—199.
[10] Там же.
[11] История международных отношений и внешней политики СССР. М„ 1962, т. 2. 1939—1945 гг., с. 23.
[12] Там же.
[13] Там же.
[14] Parliamentary Debates. House of Commons, vol. 352, col. 1570—1571.
[15] Там же.
[16] История второй мировой войны. 1939—1945, т. 3 с 239
[17] Сиполс В. Я. Тайная дипломатия. Буржуазная Латвия в антисоветских планах империалистических держав. 1919—1940 гг. Рига, 1968, с. 5.
[17] Там же.
[19] СССР в борьбе против фашистской агрессии. 1933—1945. М., 1976, с. 126.
[20] Внешняя политика СССР. Сборник документов, т. 4, с. 451, 453—458.
[21] Там же.
[22] Внешняя политика СССР. Сборник документов, т. 4, с. 451, 453—458.
[23] Социалистические революции 1940 г. в Литве, Латвии и Эстонии. Восстановление Советской власти. М., 1978, с. 222.
[24] Сиполс В. Я. Тайная дипломатия, с. 319
[25] Сиполс В. Я. Тайная дипломатия, с. 325—326.
[26] Социалистические революции 1940 г. в Литве, Латвии и Эстонии. Восстановление Советской власти, с. 228.
[27] Торез М. Сын народа М. 1960., с. 168.
[28] ИЗВЕСТИЯ 30 августа 2001 г.
[29].Назарбаев Н.А «Эпицентр мира» Алматы 2001. стр. 31