введение
введение
Глава 1. Экономическая сущность и необходимость внешней торговли
- Понятие и экономическая сущность внешней торговли
- Инструменты внешней торговли
- Роль государства во внешней торговле
ГЛАВА 2. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОД- НЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ и место казахстана на мировом торговом пространстве
- Концепция экономического развития Казахстана в мировом сообществе
- Экономический потенциал Республики Казахстан
Глава 3. приоритеты внешней торговли казахстана
- Экспортный потенциал Республики Казахстан
- Внешнеторговый режим Республики Казахстан.
Заключение
СПисок использованной литературы
Введение
16 декабря 1991 года принимается Закон Республики Казахстан о независимости (имеющего силу Конституционного Закона). Объявив о своей независимости, Республика Казахстан стала представлять собой политически самостоятельное государство с многонациональным укладом, с единым монолитным организмом. 1995 г. 30 августа на всенародном референдуме принимается ныне действующая Конституция Республики Казахстан.
В настоящее время в республике происходит интенсивный рост числа совместных предприятий, открываются представительства крупнейших компаний мира, разрабатываются и осуществляются проекты совместной разработки природных ресурсов и переработки сырья и материалов, внедрение прогрессивных технологий в аграрной сфере и т.д.
Богатые природные ресурсы Казахстана, социальная и политическая стабильность в республике делают этот регион одним из наиболее привлекательных для вложения иностранного капитала среди республик бывшего Советского Союза.
Республика Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества, получив признание и поддержку абсолютного большинства государств мира. На сегодня Казахстан признан 113 государствами, со 105-ю из них установлены дипломатические отношения. Укрепляется взаимодействие, расширяется сотрудничество с наиболее авторитетными международными структурами. В их числе ООН, Европейское сообщество, Международный и Европейский банки реконструкции и развития, Международный валютный фонд, МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНЕСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. Республика присоединилась более чем к 40 международным конвенциям, ею подписано около 400 многосторонних и более 700 двусторонних договоров и соглашений.
В 1997 г. принято решение о переносе столицы из г. Алматы в г. Акмола, (Астана) связанное с геополитическими, экономическими причинами развития Казахстана.
Разработана и принята к реализации Программа «О мерах по реализации стратегического развития Казахстана до 2030 года».
Теоретические объяснения и обоснования причин существования, развития и повышения роли торговли между странами и народами начали формироваться значительно позже возникновения самого международного обмена. Этому предшествовало преодоление внутренней феодальной раздробленности, становление достаточно устойчивых торговых связей между странами.
Теории международной торговли объясняют причины и условия ее возникновения. Кроме раннего направления меркантилистов, выводивших внешнюю торговлю из задачи увеличения запасов золота и драгоценностей в стране, все основные концепции видят причину торговли между народами в экономических преимуществах и выгодах международного разделения труда. А.Смит и Д.Рикардо обосновали и сформулировали положение об абсолютных и относительных преимуществах стран, связанных с различием издержек производства, затрат труда.
На современном этапе международных экономических отношений международная внешняя торговля становится реальным и все более ощутимым фактором воспроизводственного процесса, удовлетворения потребностей населения и всякой хозяйственной деятельности. По данным анализа журнала «Аль ПАРИ», в 2002 г. международная торговля товарами и услугами превысила рубеж 10,6 трлн долл., а темпы ее ежегодного прироста 6-8 %, значительно опережая рост производства (2-2,5 %). Внешнеторговый обмен товарами и услугами составляет в настоящее время свыше 1/3 по отношению к суммарному ВВП стран мира – более 27 трлн долл.[1]
Таким образом, каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю. Без внешней торговли теперь невозможно удовлетворить разнообразные повседневные потребности населения не только малых стран, что очевидно, но также средних и больших (как США, Китай, Индия, Россия и т.п.), где доля импортных потребительских товаров в среднем достигает 12 –20 % от всех приобретаемых населением.
Имеются также другие новые черты современной международной торговли: обмен услугами увеличивается, и их доля составляет в настоящее время почти треть мирового экспорта (около 1,5 трлн долл.), при этом основная часть приходится на новые виды – инжиниринг, консалтинг, лизинг, информационные и др. В товарной структуре международного обмена резко возросла доля готовой продукции – около 2/3, в том числе поставки кооперационного характера (узлы, детали, агрегаты) – более половины. Это отражает возрастающее значение международной производственной и научно-технической специализации. Не случайна, поэтому и принципиально иная роль в МЭО внутрифирменного сотрудничества в рамках ТНК, на которые приходится подавляющая часть международного кооперационного обмена, создающего устойчивые предпосылки неуклонного расширения международного рынка. Вместе с тем это реальный фактор развития интеграционного типа мирохозяйственных отношений. Все это предопределяет и сдвиги в географической, «страновой» структуре международной торговли: центр тяжести перемещается в ней на взаимные отношения между экономически развитыми странами и группами стран (60 – 70% мирового товарооборота).
Количественные и качественные характеристики современных МЭО показывают усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, повышение значения внешнеэкономического роста, предопределяя преимущества международной торговли, что обусловливает актуальность темы работы, посвященной анализу развития международной торговли и места Казахстана в этом процессе.
Глава 1. Экономическая сущность и необходимость внешней торговли
1.1 Понятие и экономическая сущность внешней торговли
Одними из актуальных проблем экономического развития являются вопросы бюджетной политики, в частности, исполнение планов по формированию доходной и расходной частей в соответствии с принятым законом.
Однако, как свидетельствуют статистические показатели, основной финансовый документ не выполняет своих функций, что видно по результатам одной из важнейших сфер бюджетной политики — инвестиционной деятельности. Так, по итогам января — апреля 1999 г. инвестиции в основной капитал, финансируемые из государственного бюджета, по отношению к общему объему составили 8,3%. Для сравнения: данный показатель за 1998 г. равнялся 24,7%.
Причиной данного явления стало не только ухудшение конъюнктуры во внешних рынках, но и несостоятельность современной экономической политики Правительства. Сбор налогов и пополнение доходов государственной казны остаются на низком уровне, несмотря на усиление административной и материальной частей фискального управления в республике.
Бесспорно, общее состояние экономики также является одним из важнейших факторов невыполнения бюджетных требований и обязательств.
1.2 Инструменты внешней торговли
Статистика пока не подтверждает реальную эффективность инструментов экономической политики в валютной и внешнеторговой сферах. Наоборот, резкая девальвация национальной валюты увеличивает реальные производственные издержки предприятий обрабатывающей промышленности.
Исходя из этого, можно увидеть, как развитие обрабатывающей отрасли влияет на промышленное производство, поскольку она имеет наибольший вес в промышленности (около 50%). В свою очередь, данная позиция ухудшает значимость доли производства товаров в ВВП.
Некоторое улучшение по сравнению с прошлогодними итогами наблюдается в отраслях металлургической промышленности и обработки металлов. Вместе с тем в цветной металлургии сохраняются негативные тенденции, где индекс физического объема производства за указанные периоды составляет 94,7%.
1.3 Роль государства во внешней торговле
Настоящая ситуация в экономике обусловливает появление интересных тенденций в экономических и политических процессах. Проблемы экономики все в большей степени становятся инструментом проявления протеста против правящей элиты. Со стороны различных политических группировок в адрес Правительства выдвигаются требования о смене основных идеологических концепций современной экономической политики. Более в агрессивном виде оппозиционные настроения демонстрируются как требования отставки Правительства.
Следующий политический маневр Президента пройдет с «активным участием» и «инициативой» Парламента республики. Судя по действиям депутатов, очередной раз будет инициирована сцена противостояния Парламента и Президента по отношению отстранения команды Н. Балгимбаева от управления народным хозяйством.
В данной «схватке» Президент попытается защитить Правительство от нападок депутатов. Однако, по причине усиливающихся требований со стороны общественности и парламентариев, он подпишет Указ об отставке, скорее всего, во время традиционного спада деловой и политической активности, т.е. в ближайшие летние месяцы. Высокую вероятность указанного решения Президента со значительной активностью ожидают оппозиционные и неоппозиционные политические силы. Основным инструментом завоевания общественного мнения для них является демонстрация программ своих экономических политик, которые обеспечат выход из экономического кризиса и повышение благосостояния народа. Максимально общий обзор и сравнение этих программ и экономической политики Правительства предопределяют относительную схожесть между собой первых по основным макроэкономическим направлениям и их кардинальное отличие от действующей политики.
Учитывая предельно тяжелую ситуацию в стране, при условии смены Правительства и назначении Премьер-Министра не из числа нынешнего состава, можно ожидать смягчения монетарной и фискальной политик, так как почти все альтернативные программные меры предполагают снижение налоговой нагрузки, увеличение расходов на социальные и инвестиционные цели, стимулирование роста уровня мо-нстизации экономики и т.д.
Таким образом, анализируя экономико-политическую ситуацию в государстве и учитывая обострение негативных настроений в обществе по отношению исполнительной власти, а также ее неэффективную деятельность в условиях кризиса, возможность отставки Правительства повышается.
Конец весны ознаменовался рядом интересных событий в политической жизни Казахстана. Активизировались Президент и Парламент, которые дружно начали критиковать Правительство, ушедшее на этот период в глухую защиту.
Парламент понять нетрудно: от него требуют сейчас невозможного — узаконить очередной секвестр бюджета. На пороге парламентских выборов, при том что в исполнительные структуры не очень хочется идти, их одобрение сокращения расходов на социальные нужды равнозначно неизбранию на ставшее в последнее время весьма привлекательным место в Парламенте. Вследствие этого начали муссироваться слухи о скорой отставке Правительства. Эта тема, пожалуй, стала центральной в прошедшем месяце. Однако обо всем по порядку.
В начале мая Президент объявляет выговор Вице — Премьеру
У. Джандосову и министру энергетики, индустрии и торговли М. Аб-лязову. Некоторые газеты пытались представить это событие как показатель демократии, но, судя по всему, Президент считает дела в финансовой сфере настолько плохими, что необходимо устраивать публичные наказания. Его опасения подтвердились во второй декаде мая, когда курс доллара по отношению тенге в разных обменных пунктах подскочил на несколько десятков пунктов.
Причина не столько в том, что власти отменили обязательную продажу валютной выручки экспортерами, сколько в неуверенности предпринимателей в политике, проводимой Правительством. Неадекватной их реакцию не назовешь. Население на это событие отреагировало спокойно: то ли потому, что ни долларов, ни тенге у него нет, то ли к финансовым штормам стало привыкать.
Взволновала общество отмена различных видов услуг пенсионерам и инвалидам: бесплатный проезд в городском транспорте и коммунальные услуги. Впрочем, финансовые неурядицы и отмена льгот — звенья одной цепи — усугубляющегося системного кризиса, который переживает сейчас не только Казахстан.
Общую сложную ситуацию в стране подогрела обстановка вокруг подачи воды в Казахстан из Кыргызстана, с которой достаточно быстро стали разбираться жители прилегающих к соседней республике районов, начав собирать деньги, чтобы заплатить за воду. После этого толки об отставке Правительства усилились. Развеять или подтвердить их мог только Президент.
Н. Назарбаев посчитал несвоевременным отправлять команду Н. Балгимбасва в отставку. Он выступил с жесткой критикой Премьера и его чиновников, поставив перед ними десять задач, потребовав выполнения самых срочных из них в течение месяца.
Судя по всему, позиции Балгимбаева достаточно сильны, так как встречу с депутатами Парламента по поводу складывающейся ситуации он провел в достаточно агрессивной манере. К примеру, на обвинение одного из лидеров парламентской фракции «Отан» М. Жуйриктаевой в неспособности выправить экономическую ситуацию в стране он ответил, что председатель их партии С. Терещенко также повинен в создавшейся сложной экономико-политической и социальной ситуации в Казахстане, так как в пору своего премьерства набрал зарубежные кредиты, за которые сейчас приходится расплачиваться.
Позиция партии «Отан» может вызвать недоумение, так ее неофициальным лидером является сам Президент, поэтому нельзя исключать, что происходящее, возможно, есть начало очередной политической игры. Пока же власти заняты поиском средств для стабилизации как экономического, так и политического положения в стране.
Видимо, не дождавшись, пока семена, посеянные весной, принесут урожай, в Карасайском районе власти инициировали мероприятие по сбору золотых украшений и прочих ценностей в пользу государства, которое грозит перерасти в грандиозное шоу всеказахстанского масштаба. Несмотря на то, что глава государства порыв жителей района поддержал, реакция на него со стороны общественности была не совсем однозначной. Оппозиция в этом усмотрела очередной «грабеж» со стороны властей, про правительственные силы пытались представить данное событие как массовое желание трудящихся помочь родной стране. Трудно утверждать, но, видимо, карасайский почий затронет интересы многих жителей Казахстана, особенно тех, кто трудится в бюджетной сфере. Все это предположения, а сейчас доносятся сведения о принудительной сдаче ценностей в так называемый золотой фонд.
Этот исключительный в жизни страны эксперимент произошел в июне, почти параллельно с другим событием — первыми выборами акима нижнего эшелона власти, а именно: чемолганского сельского акима. Выборы, хотя и проходили на родине Президента, не отличались высоким уровнем участия — чуть более 60% от общего количества избирателей. При этом их можно назвать успешными, так как на этот пост был избран уроженец Чемолгана, в связи с чем появился и новый термин «чемолганская демократия», который, возможно, будут применять и к демократии во всем Казахстане.
ГЛАВА 2. РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОД- НЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ и место казахстана на мировом торговом пространстве
2.1 Концепция экономического развития Казахстана в мировом сообществе
Вхождение Казахстана в мировое экономическое сообщество отражает коренные качественные изменения его международных экономических отношений, возникновение и развитие рыночных отношений, стремление к полноценному участию в международном разделении труда. Концепция МЭО Казахстана исходит из положения страны между Западом и Востоком, между Россией, Китаем и Исламским миром, а также из удаленности республики от мировых морских коммуникаций и т.д.
Обладая огромным потенциалом, Казахстан не должен и не может быть на обочине мирового развития. Поэтому векторы ориентации необходимо учитывать во взаимосвязи и в переплетении, что отражает сложность выработки внешней политики, так как республика не может ориентироваться только на «долларовые зоны» или только на «рублевые». Она должна иметь более широкие связи с каждой из этих зон, не упуская ни одну из сфер внешнеполитических (внешнеэкономических) интересов. Конечно, для нашей республики в первую очередь представляют интерес страны СНГ. «Нас здесь все касается, так как все мы связаны между собой тесным образом — через экономику, культуру, человеческое общение, психологию, привычки к определенным институтам, и мы должны стремиться не только не утерять, но и укреплять эти связи и общение»[2].
Большие надежды в области совершенствования внешнеэкономической деятельности возлагаются ныне на ЕврАзЭС. Данная организация, объединяющая страны с населением свыше 180 млн. человек и обширной территорией, богатыми природными ресурсами и развитой производственной инфраструктурой, имеет реальный шанс стать самодостаточным партнером на мировом рынке. Для этого сообщество имеет статус международной организации с четкой структурой и механизмом выполнения принятых решений, чего не было у Таможенного союза.
Внешнеэкономические связи представляют собой многоуровневую систему взаимоотношений участников мирохозяйственной общности. На одном полюсе этой взаимосвязи — развивающиеся страны, для которых торговля и приток инвестиций играют ведущую роль в их экономическом развитии, на другом полюсе -развитые страны, которые достигли высокой степени интеграции своих хозяйств и являются локомотивом мирового развития и генератором интеграционного процесса в мире. Одновременно в мире формируются различные экономические союзы и появляются новые экономические центры, которые будут оказывать существенное влияние на процесс ускорения интеграции мирового хозяйства. Республика Казахстан, вырабатывая свою внешнеэкономическую политику, все эти факторы экономической действительности стремится учитывать. Конечно, наша страна не может руководствоваться броским лозунгом типа «Экспортировать или умереть!», как это сделала в свое время Япония. Ей более всего подходит лозунг: «сотрудничество, а не помощь», при котором предпочтение отдается строительству своих отношений с промышленно развитыми странами на основе взаимовыгодного сотрудничества, а не обременительной помощи. Поэтому для привлечения инвестиций, оборудования, новых технологий и управленческого опыта из промышленно развитых стран Республика Казахстан стремится использовать принцип равного партнерства, имея в виду, что:
- экспортная политика должна быть долговременной и ориентированной на удовлетворение потребности партнеров;
- приоритет в ориентации на внешних рынках должен отдаваться наиболее перспективным странам-партнерам.
Однако с кем быть Казахстану — это в то же время некорректный вопрос. К сожалению, мы не в той весовой категории, чтобы самим выбирать стратегических партнеров, скорее, выбирают нас. Причем нас выберут только в том случае, если мы представляем какой-то стратегический интерес и имеем высокий уровень технологического развития. Если не будет стратегического интереса со стороны развитых стран, то страна будет вынуждена мириться с ролью периферии мирового развития. У нас сейчас заканчивается переход от эйфории и завышенной самооценки к объективному самоосознанию и пониманию окружающей нас ситуации. Мы стали более критически относиться к своему месту в глобальной мирохозяйственной системе. Мы знаем, что любой стране необходимо подключиться к промышленному разделению труда. Сколько-нибудь быстрое преодоление технологической и социально-экономической отсталости требует активного участия в международном разделении труда (МРТ), цель которого освоение его наиболее динамичных и перспективных сегментов.
Разговоры о «разумном импортзамещении с возможным использованием иностранных инвестиций», о «стимулирующем отечественного производителя протекционизме», о «переходе от экспорта сырья к вывозу готовых промышленных изделий» и подобные продолжаются давно. Ныне вопрос стоит так: перестать быть нетто-импортером насущных продуктов питания и избавиться от «колониальной» товарной структуры своего экспорта. Но для этого необходимо предложить мировому рынку некий реальный конкурентоспособный ресурс, а не только потенциал. Пока говорить о наших научных достижениях и научном потенциале как об экспортном ресурсе нельзя. Рассчитывать на появление наукоемкой экспортной продукции при низком научном бюджете трудно! Природные запасы — где, сколько, по какой цене? Это надо четко определить. Выйти на мировой рынок многих товаров без иностранной помощи не можем (особенно машинотехнических и наукоемких товаров). Именно иностранный капитал должен сыграть роль переходника при подключении к мировому рынку. Н ИС и Китай накопили огромный опыт привлечения и использования иностранного капитала для развития и экспортоориентированного, и импортозамещающего производства.
Повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке надо сделать национальной целью. Эта задача требует мобилизации всех усилий. «Догоняющая экономика» (термин «догоняющее развитие» отражает реальный исторический процесс) требует серьезных жертв. К примеру, японцы в среднем отдыхали всего 8,5 дней (1998 г.), а южнокорейские рабочие работали более 55 часов в неделю.
Надо выбрать параметры модели, наиболее приемлемые для себя, с учетом особенностей внешней среды, и формировать собственную модель, созвучную условиям страны и культуре. При этом следует помнить, что концепция экономического развития (внешнеэкономическая концепция) РК не может быть раз и навсегда данной. Она должна постоянно совершенствоваться в соответствии с изменениями окружающей мировой среды.
Глобализация, которая происходит сейчас, к сожалению, оборачивается и негативными сторонами. К ним можно отнести формирование такой мировой экономической системы, в которой господствуют неконтролируемые силы, непонятные финансовые корпорации, и государство утрачивает способность гарантировать человеку устойчивое существование. Кроме того, глобализация связана с экспансией западного стиля жизни, масскультуры и типов мышления. Процессы глобализации вызывают некую противоречивую тенденцию и стремление к национальной самобытности во многих странах. Наш менталитет нетехнологичен в отношении к труду, в отношении к закону. Внедрение же жесткого западного стиля требует пунктуальности, организованности, дисциплины. Правда, то, что зарождается в обществе сейчас под воздействием процессов глобализации, станет доминировать только через 20 — 25 лет. Надо полагать, что наше развитие в рамках глобальных процессов будет довольно мучительным, длительным и противоречивым.
Глобализация мировой экономики вносит свои коррективы в концепцию развития РК в мировом сообществе, и не учитывать их РК не имеет возможности. Опыт стран Юго-Восточной Азии доказал, что экономический рост должен полностью отвечать требованиям глобализации. Экономическое развитие в соответствии с требованиями глобализации — уникально. В условиях глобализации тип, темп, ритм и отраслевая структура экономики задаются мировой экономикой. Любые отклонения от этих требований, налагаемых на экономику глобализацией, лишь формирует потенциал для экономического коллапса. К пониманию этого пришли, после кризиса, Мексика, Бразилия, Аргентина.
Для средней по размерам, открытой и перегруженной внешним долгом экономики не динамика ВВП, а состояние платежного и торгового баланса выступает определяющим фактором экономического роста. Поэтому такой стране важно определить качество экономического роста, так как не всякое наращивание физических объемов производства увеличивает благосостояние народа. Как было отмечено выше, тип, темп, ритм и даже отраслевые пропорции развития современной экономики любой средней или малой страны (из-за ограниченности внутреннего спроса) в значительной мере задаются мировым рынком: отраслевые истоки иностранных инвестиций, объем внешнего товарооборота, состояние платежного баланса, ставки рефинансирования, устойчивость национальной валюты и т.д. Перспективы РК, и в целом Центральной Азии, почти исключительно определены степенью ее успешной интеграции в мировую экономику. Причем ни Турция, ни Иран, ни любое другое государство Востока, претендующее на роль нового «большого брата» для РК (и в целом для Центральной Азии) не способны заменить Россию и помочь РК занять достойное место в мировом сообществе. Россия нужна для поддержания стабильности в стране (в регионе), для обеспечения здесь безопасного развития, сдерживания китайской экспансии.
В Казахстане в начале 90-х годов волевым политическим решением иностранные компании получили право контролировать или приобретать в собственность ключевые предприятия промышленного сектора, и этот шаг позволил быстро трансформироваться в типичную страну третьего мира с экспортоориентирующейся экономикой. Иностранные инвестиции потекли не в базовые сектора промышленности и трудоемкие отрасли, а в горнодобывающую промышленность и нефтегазовый комплекс. Ныне 75% геополитических запасов нефти и 79 % газа находится под контролем иностранного капитала, что снижает возможности Правительства влиять на ситуацию в этой стратегической отрасли. Причем в контрактах предусмотрено, что после начала промышленной эксплуатации (в частности, с «Аджип ККО», начиная с 2005 года) 70% углеводородов пойдет на погашение затрат концорциума, из оставшихся тридцати доля Казахстана — 80, «Аджип ККО» — 20%. В целом доля нашей страны составит четверть извлекаемого сырья. (Прогнозные запасы казахстанского сектора каспийского шельфа, который принадлежит международному концорциуму «Аджип ККО», составляют 4 — 4,5 млрд. тонн условного топлива).
Экспорт дешевого сырья приносит быстрые и огромные прибыли и освобождает инвесторов от дополнительных капиталовложений в функционирующие производственные мощности.
В результате волевого формирования внешнеэкономической политики (концепции внешнеэкономической деятельности РК) республики основные базовые сырьевые отрасли промышленности оказались в руках иностранных инвесторов, и именно они задают темп, ритм и определяют отраслевую структуру экономики страны. Так, при наличии огромных запасов нефти три нефтеперерабатывающих завода страны загружены в пределах 50 — 55% мощности и страна постоянно находится в критической ситуации по обеспечению энергоресурсами при высоких ценах на них. Кроме того, минусом можно считать экспортную ориентацию экономики Казахстана и ее уязвимость перед колебаниями мировых цен на нефть вследствие ее открытости. В результате возникает сомнение в строгой просчитанности, осознанной выборности модели экономического развития и научной обоснованности внешнеэкономической политики, порождая мнение, скорее, об их имитации.
Выбор модели развития, концепция внешнеэкономической деятельности играют огромную роль в интеграции страны в мировую экономику. Об этом свидетельствует опыт стран Балтии (Латвии, Литвы, Эстонии). Так, например, Эстония (полностью сохранив сельское хозяйство) выбирает путь сервисной страны (транзит, туризм, финансовые услуги) по примеру Швейцарии, Гонконга, Сингапура. Международный институт развития управления (IMD) опубликовал рейтинг конкурентоспособности развитых стран. Эстония в этом списке — на 22-м месте из 49 стран. Она лидер среди Восточноевропейских стран (2001 г.)
Всемирный экономический форум (ВЭФ) определил конкурентоспособность 75 государств с использованием 286 критериев для отбора и анализа, и здесь Эстония заняла 22-е место, тогда как Россия — на 45-м, Польша — на 47-м месте[3]. К концу 2003 года Эстония готовится к вступлению в ЕС.
Эксперты полагают, что в дальнейшем » Казахстан не должен заключать соглашения с иностранными инвесторами на принципах production sharing (разделение продукции). Он должен создавать только совместные предприятия с четко обозначенной долей РК.» Концепция экономического развития Казахстана в мировом сообществе, видимо, должна включить в себя и такой важный регион, как Каспийский регион. Эксперты считают, что прикаспийские государства должны быть заинтересованы в консолидации. Они подразделяют их на 3 группы:
- нефтедобывающие страны (Казахстан, Азербайджан, Туркменистан);
- страны, транспортирующие углеводородное сырье (Грузия, Азербайджан);
- потребляющие страны (Турция, Иран).
Если эти государства найдут общий язык друг с другом (не отказываясь при этом от глобальных экономических связей), инвестиционные позиции всего региона существенно улучшатся.
Внутренняя интеграция чрезвычайно выгодна с точки зрения создания единого рынка сбыта. Даже без учета России, Турции и Ирана в регионе насчитывается около 72 млн. жителей. И, если решить таможенные и другие проблемы, затрудняющие движение товаров между странами, регион будет представлять большой интерес для международной торговли. Региону необходимо диверсифицировать производство, не зацикливаться только на добыче, переработке и транспортировке нефти. Необходимо развивать другие отрасли промышленности.
Жесткость мировой конкуренции делает устойчивый экономический рост невозможным без столь же устойчивого роста емкости внутреннего рынка и внешнеэкономической экспансии на этой основе. Иначе страна распадется на богатую «экспортную» и бедную «внутреннюю» части; исключительно же экспортная ориентация бесперспективна из-за постоянной угрозы мирового перепроизводства.
Для выхода из депрессии при помощи роста емкости внутреннего рынка государство должно одновременно продвигаться в двух направлениях: стимулировать спрос и оздоровлять инвестиционную среду. Причем спрос надо увеличивать по всем направлениям: стимулирование спроса населения прежде всего для обеспечения прожиточного минимума.
Инвестиционный спрос должен стимулироваться созданием инвестиционной инфраструктуры (Банк развития, агентство по страхованию и гарантированию инвестиций). Инвестиционный спрос создается развитием бизнеса и реструктуризацией промышленно-производственного аппарата. Реальный сектор экономики не оздоровить без политики разумного протекционизма.
Внешний спрос необходим по всем каналам поддержки экспорта.
Государственный спрос — это государственные закупки за счет бюджета. Кроме того, необходимо закрыть каналы зарубежной «гуманитарной продовольственной помощи», которая кардинально сокращает внутренний спрос.
Однако вступление во ВТО Казахстана требует почти полного отказа от политики протекционизма. В целом всего товарных позиций в перечне ВТО, по которым надо определиться по тарифам, — 98600; часть из них для РК либо не имеет значения, либо не так экономически весома. ЕС требует, чтобы РК сохранила уровень существующих тарифов. Тогда у РК не останется возможности их повышения для защиты внутреннего рынка. Сейчас РК, при высоких затратах на производство отдельных товаров, использует административные меры защиты внутреннего рынка. Внутреннее законодательство РК еще во многом вступает в противоречие с принципами ВТО. В РК контролируется деятельность иностранных инвесторов в части размещения заказов на отечественных заводах, уменьшая долю импорта. Правительство широко использует механизмы поддержки отечественных производителей, а по международным принципам этого нельзя допускать. С позиции ВТО, политики импортозамещения не должно быть.
Таким образом, исходя из требований глобализации экономики и изменений мирохозяйственных связей Казахстана, концепция экономического развития Казахстана постоянно должна совершенствоваться.
2.2 Экономический потенциал Республики Казахстан
Понятие «внутренний экономический потенциал» включает в себя: природные ресурсы, уровень развития базовых и инфраструктурных отраслей, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы и т.д.
Валовой внутренний продукт (ВВП)
Валовой внутренний продукт в мировом масштабе имеет устойчивую тенденцию к постоянному росту. За последние 30 лет мировой ВВП в абсолютных размерах увеличился более чем в пятнадцать раз. Однако мировой валовой внутренний продукт распределен неравномерно по континентам и странам. Так, из общей стоимости ВВП на американский континент приходится около 37%, на европейский — 32%, на азиатский — 29%, на африканский -лишь 2% (точнее — 1,6%). Более половины стоимости мирового ВВП создается в трех странах — США, Японии и Германии. На современном этапе по объему ВВП на первом месте США, на втором — Япония, на третьем — Китай.
ВВП на душу населения в развитых странах в 1996 г. составил: в Японии — 34148 долл., в Швейцарии — 33813, в Дании -26107, в США — 24520 и т.д.[4] Страны распределяются по группам доходов на основании значений ВВП на душу населения в 1994 г., рассчитанных по методологии «Атласа» (World Bank Atlas). Это: страны с низким уровнем доходов — не более 725 долларов; страны с доходом ниже среднего — от 726 до 2895 долларов, страны с доходом выше среднего — от 2896 до 8955 долларов, страны с высоким уровнем доходов — 8955 долларов и более[5].
Валовой внутренний продукт Казахстана в 2001 г. составил 3285,4 млрд. тенге, что составляет на душу населения 221521,3 тенге (или 1435 долл, при 1 долл. = 154 тенге (2001 г.). Как видим, экономика Казахстана вышла из состояния кризиса и перешла к траектории экономического роста. Так, рост экономики в 2000 году составил 9,8% по сравнению с 1999 годом, а в 2001 году — 13,2% по сравнению с предыдущим годом. К 2015 году Республика Казахстан достигнет уровня экономического развития и качества жизни среднеразвитых стран.
Программа развития Казахстана состоит из трех этапов:
- первый этап — до 2004 года — все отрасли, кроме сырьевых, будут работать на внутренний рынок по принципу импортозаме-щения. Приоритеты в развитии будут иметь сельское хозяйство, легкая, пищевая и химическая промышленность;
- второй этап — до 2007 года. На этом этапе будет проведено массовое обновление производственного аппарата, износ которого ныне составляет до 70%, формирование новых отраслей, в частности нефтехимии, производство конечных переделов в сырьевых отраслях, редкоземельных металлов и изделий из них, темпы роста инвестиций будут опережать темпы роста ВВП;
- третий этап — до 2015 года. На этом этапе произойдет увеличение реальных доходов населения, конкурентоспособности отечественных товаров, произойдет значительное расширение экспорта.
Природные ресурсы
Казахстан по своей территории занимает второе место в СНГ после Российской Федерации и девятое место в мире, его территория 2724,9 тыс.кв.км, куда могут разместиться восемь европейских государств вместе взятых: Франция, Испания, Италия, Португалия, Швеция, Норвегия, Греция, Финляндия, в которых проживает свыше 240 млн. человек. Республика имеет 15 областей, включая г.Алматы с особым статусом, 164 района, 82 города. Она обладает богатейшими земельными ресурсами и полезными ископаемыми. Казахстан обладает уникальными природными богатствами. Основное богатство Казахстана — это, прежде всего, нефть. Основные месторождения нефти находятся в Западно-Казахстанской, Атырауской, Мангистауской, Актюбинской, Кызыл ординс-кой областях. Прогнозные запасы нефти в РК составляют 13 млрд.т., а газа — 6 трлн.м.куб. Запасы сырой нефти в мире составляют 138 млрд.т. (на 01.01.2002 г.), из которых 25,9% (262 млрд.барр.) принадлежит Саудовской Аравии, 9,9% — Ираку, 9,6% — Кувейту, 9,1% — Абу-Даби, 8,8% — Ирану, 6,4% — Венесуэле, 4,9% — России. Таким образом, по запасам нефти Казахстан занимает 5-е место в мире, после ОАЭ.
По запасам хромовой руды Казахстан занимает второе место в мире после ЮАР. Основное месторождение хромовой руды находится в Западно-Казахстанской области (Донской ГОК). Республика является монополистом на Евразийском субконтиненте по добыче хрома.
В Казахстане обнаружено около 100 элементов из таблицы Менделеева, валовая потенциальная стоимость разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых оценивается в пределах 11 трлн.долл., а прогнозный потенциал значительно превосходит этот показатель.
По запасам вольфрама (30%), свинца (19%), хрома (30%), марганца (30%), цинка, серебра Казахстан занимает первое место в мире. Однако годовая добыча сырья по 32 основным видам полезных ископаемых составляет около 0,7% от разведанных запасов, а по вольфраму — 0,03%, марганцу — 0,12%, углю — 0,51%, свинцу
— 1,6%, хрому — 1%, бокситам — 0,7%, меди — 2,2%, золоту — 1% и т.д.
Золото. В республике учтены запасы золота по 195 месторождениям. Почти половина всех запасов сосредоточена в восьми крупнейших месторождениях — Васильковское (запасы 3 млрд.долл., запасы руды составляют 150 — 200 млн.т с содержанием золота 2,8 грамма на тонну), Бакырчик, Мизек, Суздальское, Акбакай, Бес-тюбе, Жолымбет, Большевик. В целом по запасам золота Казахстан занимает 9-ое место в мире и 2-е место — по количеству руд. Мировые запасы золота составляют около 90 тыс.тонн. Главные золотодобывающие страны — ЮАР, США, Австралия, Россия, Канада, Китай, Гана, Филиппины, Папуа Новая Гвинея. Мировая добыча золота составляет 2255 т. (1995 г.), из них в ЮАР — 518 т. (23%), в США — 338 т. (15%), в Австралии — 248 т. (11%), в СНГ
— 223 т. (10%), в Канаде — 157 т. (7%), в Китае — 135 т. (6%) и т.д.[6] По оценкам вашингтонского Института золота, ежегодная добыча золота в мире к 2000 году возрастет примерно на 15 — 20% и достигнет 2580 — 2600 т. Казахстан входит в двадцатку главных золотодобывающих государств мира, занимая 16-ое место в мировом ранге по производству золота[7]. По объемам добычи золота, Республика Казахстан занимает 4-е место в СНГ после России, Узбекистана и Кыргызстана, по добыче серебра 1-е место. По Программе «Золото Казахстана», которая была разработана бывшим Министерством промышленности и торговли в 1994 г., Казахстан в 1997 г. должен был добывать 60 т золота, и в дальнейшем довести его объем до 100 т, однако объем производства золота в 1997 г. не превысил 10 т., а в 2000 г. — 14,5 т. Выполнение Программы «Золото Казахстана» потребовало капиталовложений в отрасль в размере 1,5 млрд.долл., которых, к сожалению, в бюджете страны не было, и поэтому Программа осталась несбыточной мечтой.
Мировые запасы марганцевых руд составляют всего 1296 млн.т, в том числе на Украине — 554, в ЮАР — 360, в Казахстане — 82, в Турции — 37 млн.т. Балансовые запасы марганцевых руд составляют 390,5 млн.т. В целом обеспеченность республики запасами марганцевых руд составляет около 60 лет и значительно превосходит потребность Казахстана.
Запасы руд всех черных металлов на территории Казахстана достаточны для обеспечения сырьем не только республики, но и для реализации ее за пределами. Казахстан мог бы выйти на 1-е место по добыче этих руд, но это связано прежде всего со строительством обогатительных фабрик. Казахстан, Украина, ЮАР могут на ближайшие 15 лет полностью определить политику на европейском рынке марганцевых руд и заметно влиять на азиатские и американские рынки. При развитии сырьевой базы, создании современных производств по обогащению марганцевых руд в ближайшие 2-3 года можно конкурировать с другими продуцентами за свободный российский рынок. В целом на весь период до 2005 года прогнозируется устойчивое положение Казахстана в мировом производстве марганцевых руд.
Создав единую сырьевую базу и производителей ферросплавов, Казахстан наладил выпуск феррохрома, ферромарганца, пользующихся спросом на мировом рынке. На рынке СНГ наблюдается заметный дефицит ферромарганцевых сплавов. При развитии производства легированных сталей в Казахстане потребность в ферро-хромовых сплавах будет постоянно увеличиваться.
Уголь. В Казахстане разведанные запасы угля составляют свыше 4,5 млрд.т. Основные месторождения угля сосредоточены в Карагандинской (коксующийся уголь), Костанайской, Акмолинской областях. В Республике имеется уникальное месторождение угля: Шубар-кольское месторождение, где запасы угля составляют более 2 млрд.т, при зольности 4 — 25%, Торгайское месторождение энергетического угля с прогнозными запасами 50 млрд. тонн. По запасам угля 1-е место в мире занимают США — 445 млрд.т, 2-е место принадлежит Китаю — 272 млрд.т, 3-е место занимает Россия — 202 млрд.т.
Железная руда. По объемам запасов (8,8 млрд. тонн) Казахстан занимает 6-е место в мире и 3-е место в СНГ после России и Украины. Основные запасы сосредоточены в Костанайской (Сар-бай, Кашир, Лисаковск) и Карагандинской (Атасуский) областях.
Другие виды минерального сырья. В Казахстане имеются значительные запасы хромовых руд (90% запасов СНГ, или 30% мировых запасов — 2-е место в мире после ЮАР), желтого фосфора (60% мировых запасов. Фактически две страны в мире являются монополистами по фосфорным удобрениям: Казахстан и США). В масштабах СНГ Казахстан обладает 60% запасов технических алмазов, 97% — цветных металлов, 60% — запасов технического серебра. По данным МАГАТЭ, Казахстан располагает 25% запасов урановой руды мира и т.д. Однако уровень промышленного освоения этих ресурсов не всегда соответствует современным требованиям, и республике, чтобы занять свою «нишу» в мировой торговле по реализации высокотехнологичных товаров, необходимо вкладывать значительные инвестиции в развитие промышленности и внедрение новых технологий. В этом плане страна располагает своим определенным научно-техническим потенциалом.
К несметным богатствам Казахстана относится его земля. Общая земельная площадь на 1 января 2001 г. составляет 272, 5 млн.га, из них сельхозугодий 222,6 млн. га, под сельскохозяйственные культуры занято около 20 млн.га, из них под зерновые культуры — 17,0 млн.га, под пшеницу — 12,0 млн.га. посевной площади, причем по качеству земля Казахстана считается одной из лучших в мире.
Трудовые ресурсы Казахстана.
Численность населения Казахстана составляет около 15 млн. человек, из них 9 млн. человек в трудоспособном возрасте, а 6 млн. человек составляет экономически активная часть населения. Качественный состав трудовых ресурсов в целом соответствует требованиям современного научно-технического прогресса. Население республики имеет высокий образовательный ценз, что позволяет ему быстро адаптироваться к условиям и требованиям современного научно-технологического прогресса.
Научно-технический потенциал.
Согласно теории Н.Д.Кондратьева, научно-техническое развитие происходит волнообразно с циклами, протяженностью примерно в 50 лет. В основе такого процесса лежит волнообразная динамика технических и технологических нововведений. В настоящее время человечество поднимается на новую, пятую по счету, ступень научно-технического прогресса, которая может привести к радикальному изменению производительных сил современного общества. Пятая волна научно-технического прогресса опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, бионики, основывается на использовании новых видов энергетики, эффекта сверхпроводимости, освоения космического пространства и др.
Во многих странах мира наращивание научно-технического потенциала становится одним из наиболее активных элементов воспроизводственного процесса, а в качестве приоритетного направления экономического развития выступают наукоемкие отрасли. Насколько та или иная страна уделяет внимание научно-техническому потенциалу, можно судить по таким показателям, как объем расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и их удельный вес в ВВП. По удельному весу расходов на НИОКР в основном лидируют развитые страны, показатель у них от 2 до 3% ВВП: в Швеции — 3, в Японии — 2,97, в Чехии — 2,91, в Швейцарии — 2,86, в США -2,62, в Германии — 2,53[8]. Общие расходы на науку в бывшем СССР составляли 4% ВВП, что было самым высоким показателем в мире.
Расходы на науку в Казахстане составляют незначительную величину при наличии научно-исследовательских учреждений свыше 280, численность научных работников составляет более 150 тыс. человек. В современных условиях возникла определенная угроза сужения образовательной базы страны. Происходит некоторое сокращение выпуска специалистов, особенно по техническим специальностям, сократилась подготовка кадров через аспирантуру и докторантуру.
Необходимость стимулировать развитие высокотехнологичных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, способных обеспечить конкурентные преимущества предприятиям республики на ближайшую и долгосрочную перспективу требует наращивание интеллектуального потенциала нации. Хотя Казахстан не имеет ни одного нобелевского лауреата (Россия — 9, США — 160, Великобритания — 44, Германия — 24, Франция — 10, Швеция — 10), он имеет определенные заделы в разработке отдельных фундаментальных проблем в области физики, математики, химии, биотехнологии, а также в создании конкурентоспособных прикладных разработок.
В Республике Казахстан назрела необходимость разработки принципиально новой государственной доктрины научно-технического развития страны, адекватной ее общественно-государственным интересам, целям реформ и долгосрочным перспективам экономики. Именно научно-технический потенциал страны позволит ей занять достойное место в международном разделении труда и станет основой ее интеграции в мировую экономику.
В деле научно-технического развития Казахстану необходимо более основательно воспользоваться мировым опытом. Нашей стране сейчас недопустимо тратить средства на «догнать их» и иметь «плохонькое, да свое» . Надо искать такой участок НТП, где мы сегодня лидируем или легко можем выйти вперед. Концентрация средств должна быть только на этих участках, вперед не вырваться, не выделив средств на рывок. А для этого необходимо от чего-то отказаться, определить приоритеты для страны. Доходность науки определяется ее конкурентоспособностью на мировом рынке.
В настоящее время задача Республики Казахстан заключается в перестройке экономики в соответствии с требованиями мирового рынка с целью занять на нем свою «нишу», на которую реально может претендовать наша страна.
Глава 3. приоритеты внешней торговли казахстана
3.1 Экспортный потенциал Республики Казахстан
а) Современное состояние ВЭД.
Многие страны при создании основ рыночной экономики главное внимание уделяли развитию экспорта как фактора повышения конкурентоспособности своего производства в целом и как наиболее короткого пути при решении наболевших проблем.
Какими возможностями в этом плане располагает Республика Казахстан? Экономическое положение Казахстана определяется его богатством, в данном случае — природными ресурсами, с которыми Казахстан может выйти на мировой рынок и конкурировать с другими товаропроизводителями. Однако на этом пути его подстерегают большие непредвиденные обстоятельства. Во-первых, мировой рынок сырья уже поделен между всеми товаропроизводителями и там нет свободной «ниши», и потому там существует острая конкурентная борьба. Во-вторых, сырье на мировом рынке реализуется по низким ценам, казахстанский же поставщик сырья не имеет своего имиджа и большинство продукции не имеет международного сертификата качества. Мировой потребитель сырья привык покупать сырье определенного качества и в точно указанные сроки. Поэтому, чтобы завоевать свою «нишу» на этом рынке, необходимо приложить максимум усилий. При социализме республика находилась в тепличных условиях: она знала, что надо произвести столько тонн угля, нефти, зерна, цветных металлов и т.д., не вступала в контакты со своими потребителями, не конкурировала на мировом рынке с другими производителями аналогичной продукции, не изучала конъюнктуру мирового рынка. Однако, получив независимость, республика стала делать первые шаги в экспорте своей продукции. До 1986 г. внешнеэкономические и межреспубликанские связи формировались в составе единого государственного плана и народнохозяйственного комплекса. Советами Министров союзных республик устанавливались задания по экспорту только той продукции, которая изготавливалась предприятиями непосредственно республиканского подчинения. Основные предприятия-экспортеры находились в ведении союзных министерств, которые планировали и устанавливали задания по производству продукции на экспорт. Аналогичная система отношений действовала и при импортных закупках.
С 1986 г. союзные республики стали самостоятельно составлять планы экспортно-импортных операций, им было официально разрешено самостоятельно выходить на внешний рынок. Так, в 1986 г. началась приграничная торговля с СУАР (КНР) путем взаимной поставки товаров на сбалансированной основе. В 1986-87 г.г. товарооборот между Казахстаном и СУАР составил около 16 млн. швейцарских франков.
В 1989 г. решением директивных органов были определены права и обязанности предприятий, отраслевых, региональных и республиканских органов в области ВЭД. В их структуре созданы специальные подразделения по внешнеэкономическим связям.
В 1988 г. было создано республиканское внешнеторговое объединение «Казахинторг», в 1990 г. был образован Государственный Комитет по внешнеэкономическим связям, который в 1991 г. был преобразован в Министерство внешнеэкономических связей (МВЭС). В 1991 г. образовано Таможенное управление .
На начало 1991 г. было зарегистрировано 600 участников БЭС, созданы первые 6 совместных предприятий (Казахиталокаракуль, КРАМДС, СТС Стиль на Карметкомбинате и др.). В 1990 г. создается собственный Внешнеторговый банк. Как суверенное государство Казахстан вышел на мировой рынок в 1992 г., при этом находясь в состоянии глубокого экономического кризиса. В целях более эффективного использования производственного потенциала республики и удовлетворения потребности рынка, быстрейшего вхождения республики в мирохозяйственные связи в июне 1994 г. образовано Министерство промышленности и торговли РК (МПиТ РК) на базе упраздненных МВЭС, Минпрома и Минторга РК.
Однако поиск наиболее оптимальных вариантов управления народным хозяйством продолжается до сих пор, ныне имеются Агентство по стратегическому планированию, Министерство экономики и торговли, Министерство энергетики и минеральных ресурсов, которые в целом осуществляют координацию внешнеэкономических связей. Агентство по инвестициям МИД РК является единственным уполномоченным органом в деле осуществления государственной политики стимулирования прямых иностранных и отечественных инвестиций.
В Казахстане одним из первых среди республик СНГ были приняты нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) суверенного государства.
На внешний рынок Казахстан в начале 90-х годов поставлял 290 наименований разнообразных товаров и был основным поставщиком экспорта в бывшем Союзе: 95% хромовой руды, 90% желтого фосфора, 75% свинца, 50% цинка, 60% феррохрома и хромпика натриевого, а также значительной части эскпортируемой меди, титана, магния, редкоземельных металлов.
Экспортно-импортные операции осуществляются внешнеторговыми организациями на основе межправительственных соглашений и квот и лицензий на экспорт продукции государственного значения и на импорт сырья, продовольствия, медикаментов для государственных нужд и на условиях свободной торговли, а также непосредственно товаропроизводителями, предприятиями (совместными, малыми, частными) и кооперативами.
Как было указано выше, Казахстан начал самостоятельно осуществлять свои внешнеторговые связи в 1992 г. По данным таможенных деклараций, введенных во втором полугодии 1993 г., республика в настоящее время осуществляет товарообмен с более чем 140 странами мира, в том числе: 26 — Европы, 28 — Азии, 11 -Африки, 9 — Америки, а также с Австралией и Океанией и т.д. Ведущее место во внешнеторговом товарообороте занимают Российская Федерация, Бермудские острова, Виргинские острова, Италия, Китай, Германия и другие.
Динамика объема внешнеторгового оборота (без торговых операций между странами СНГ до 1994 г.)
(млн, долл.)
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
2000
|
2002
|
Всего
|
1867,0
|
6545,7
|
6792,0
|
8755,4
|
10491,7
|
10641,4
|
16400
|
15483
|
Экспорт
|
1398,0
|
3458,8
|
3230,8
|
4974,4
|
6230,4
|
6366,3
|
9600
|
9120
|
Импорт
|
469,0
|
3086,9
|
3561,2
|
3781,0
|
4261,3
|
4275,1
|
6800
|
6363
|
Сальдо
|
+879,0
|
+371,9
|
-330,4
|
1193,4
|
1969,1
|
+2091,2
|
2800
|
2757
|
Сырьевая направленность структуры казахстанского экспорта продолжает сохраняться. В структуре экспорта 80 % — минерально-сырьевая продукция; в том числе — 40% нефти, 32% — продукция металлургии, 4,6% — продукция горно-добывающей промышленности, 7% — на продовольственные товары и сырье для их производства, 5% — на химическую продукцию. Продукция высокой товарной готовности занимает в экспорте незначительную долю: так, машины, оборудование, транспортные средства и приборы составляют всего 3% экспорта (2002 г.). Свыше 26% экспорта Казахстана направляются в оффшорные зоны (2000 г.), что имеет свои отрицательные стороны. Продукция направляется в оффшорные зоны как некондиционная, а затем попадает на другие рынки уже в ином качестве. При этом десятки и сотни миллионов долларов проходят мимо казахстанского бюджета.
Оценивая потенциальные экспортные возможности Казахстана приходится констатировать, что в ближайшие годы республика на внешние рынки будет выходить в основном с сырьевой продукцией (нефть, черные и цветные металлы, сельскохозяйственные продукты и др.) Обрабатывающая промышленность республики сегодня не конкурентоспособна, и потребуется время, чтобы провести необходимые мероприятия и осуществить инвестиции, которые позволят производить конкурентоспособную продукцию. В дальнейшем требуется значительно увеличить привлечение заемных средств на развитие обрабатывающей промышленности республики.
Торгово-экономические отношения Казахстана с другими государствами свидетельствуют о том, что в настоящее время не в полной мере реализуется имеющийся экспортный потенциал республики, который оценивается в 12 — 15 млрд. долл. США, а фактически составляет около 5 — 6 млрд. долл. США. В этой связи основной задачей внешнеторговой политики Казахстана является оптимизация платежного баланса и увеличение экспортного потенциала республики. В среднесрочный период для увеличения экспортного потенциала необходимо наращивать производства, которые зависят от условий капитализации доходов от экспорта. Капитализация доходов от экспорта в расширение и развитие экспортных производств должна стимулироваться экономическими методами. Необходимо расширить масштабы инвестиций в создание современной производственной и экономической инфраструктуры внешнеэкономической деятельности. Эти задачи будут решаться посредством сочетания дальнейшей либерализации внешней торговли с умеренным протекционизмом отечественных товаропроизводителей, предполагающим изменение законодательно-нормативной базы в соответствии с принципами Всемирной Торговой Организации (ВТО).
3.2 Внешнеторговый режим Республики Казахстан.
С момента обретения республикой независимости во внешнеторговой политике Казахстана происходила смена приоритетов, вызванная вхождением государства в международные отношения и принятием его условий. Активному включению экономики Казахстана в международное разделение труда и проведению политики открытости внешней торговли способствовала выработка Правительством Казахстана новой, более либерализованной модели внешнеторговой политики.
Анализ правительственных программ свидетельствует о наличии важной тенденции — переходе от политики государственного регулирования экспорта и импорта к рыночным методам. Первоначально внешнеторговая политика обеспечивала возможность насыщения национального рынка товарной продукцией, импортируемой извне и производимой на внутреннем рынке. Но при этом сама проблема не решалась, так как отечественные товары не конкурентоспособны в сравнении с импортной продукцией, и в то же время имеющееся национальное конкурентоспособное производство не в состоянии максимально реализовать собственные возможности на рынках других стран.
Следующей особенностью внешнеторговой политики, тесно увязанной с предыдущей проблемой, является политика регулирования торговли «от квот к тарифам». Применявшаяся в начале реформ практика отказа от квот и снижения тарифов, в результате которой количество экспортируемых товаров, подлежащих квотированию, с декабря 1993 года по май 1994 года сократилось в 5 раз, а импортные квоты к началу 1994 года полностью отсутствовали, не была достаточно обоснована, и, начиная с 1997 года, в Индикативном плане по импорту предусматривается введение количественных ограничений по особым обстоятельствам, определение которых остается в прерогативе государства.
Существует еще один аспект, влияющий на изменение направлений внешнеторговой политики Казахстана, — это участие или намерение о включении в региональные союзы и мировые организации. Следуя целям Программы Президента Казахстана до 2030 года, в перспективе внешнеторговая политика страны должна строиться в направлении реализации стратегических и динамических выгод от международной торговли, где под первым понимается производство таких товаров, которые составляют сравнительное преимущество перед другими странами, а под вторым — совершенствование технологии. Именно второе послужило базой для быстрого развития восточноазиатских стран за последние десятилетия. Обоснованием в пользу участия в международных экономических организациях может служить анализ данных по внешней торговле республики. Начиная с 1995 года, по сравнению с кризисным периодом в экономике Казахстана (1992-1994 г.г.), стабилизировалось внешнеторговое сальдо республики (см. табл.)
Таблица: «Динамика внешнеторгового оборота РК»
млн.долл. США
|
1991 **
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
2000
|
2001
|
Экспорт
|
1620
|
1454
|
3277
|
3230
|
4974
|
6230
|
6366
|
9139
|
9120
|
Импорт
|
1019
|
570
|
3685
|
3561
|
3781
|
4261
|
4275
|
5052
|
6363
|
Сальдо
|
601
|
884
|
-408
|
-331
|
1193
|
1969
|
2091
|
4087
|
2757
|
** Данные таможенной статистики без учета «челночной» торговли (с учетом поставок природного газа и электроэнергии);** млн. руб.
В 2000 году экспорт республики увеличился на 3,547 млрд.дол-ларов США по сравнению с 1999 годом (на 63,0%) и составил 9139,0 млн. долл., в 2001 году эта тенденция с некоторым снижением пока сохраняется. В то же время уровень импортных поступлений в республику значительно вырос по отношению к предыдущему году, что связано с резким увеличением ввоза оборудования совместными предприятиями.
Отрицательным фактором во внешнеторговой политике Казахстана служит значительный рост неорганизованного челночного бизнеса, доля которого в импорте составляет около 46%. Предполагается, что многие субъекты такого бизнеса уже имеют достаточный капитал для начала легальной коммерческой деятельности.
В перспективе Правительство РК в вопросах регулирования внешней торговли предполагает ограничиваться признанными международными стандартами и осуществлять вмешательство в хозяйственную деятельность субъектов в соответствии с нормами и правилами ВТО.
Как известно, чтобы стать членом ВТО, необходимо создать следующие предпосылки: обязательное применение при взаимной торговле стран-участниц режима наибольшего благоприятствования; недискриминация; взаимные уступки; снижение таможенных пошлин и других нетарифных барьеров; единообразный подход к национальным товаропроизводителям и к импортерам; достижение более нейтрального режима торговли, либерализация внешнеторговой политики; внутриполитическая и экономическая стабильность.
Так, если Казахстан подтвердит, что является развивающейся страной, то к нему будут предъявлены следующие требования:
1) снизить импортный таможенный тариф в среднем на 20% при достижении средневзвешенной ставки до 12,3% и выполнять эти снижения ежегодно в равных пропорциях в течение 10 лет;
2) снизить импортный таможенный тариф на сельскохозяйственные продукты в среднем на 24% и выполнять снижения ежегодно в равных пропорциях в течение 10 лет;
3) установить максимальную ставку таможенного тарифа не выше 15%.
В данном случае жесткие требования к параметрам развивающейся страны могут вызвать заметные изменения во внутрихозяйственной структуре Казахстана в связи с тем, что рынок не «готов» к принятию столь ответственного решения по снижению таможенных тарифов. Анализируя положительные и отрицательные стороны членства во ВТО и оценивая положение страны на данный момент развития, можно констатировать, что сохранятся тенденции ускорения процесса интеграции в мировое хозяйство со значительной степенью риска для отечественных товаропроизводителей и экспортных отраслей промышленности, в первую очередь металлургической и нефтегазодобывающей.
За годы независимости республика еще не достигла такого уровня, при котором можно было бы без потерь принять все условия и обязательства для обширной торговли и взаимовыгодного сотрудничества, но тем не менее вступление во ВТО обеспечит более результативное продвижение казахстанских экспортных товаров на перспективные внешние рынки и будет противодействовать часто применяемым западными странами антидемпинговым процедурам.
Экспортную стратегию республики предпочтительнее разрабатывать не вообще, а с ориентацией на определенные рынки с учетом их особенностей. Поэтому при изучении возможностей проникновения на новые мировые рынки существенно важным является организация в республике систематической работы по проведению конъюнктурных исследований (как по странам, так и по важнейшим товарным группам).
Политика в области совершенствования географической направленности экспорта должна быть сориентирована на дальность нашей страны относительно мировых морских коммуникаций (что составляет от Черного моря — 2 тыс. км., от Балтийского моря — 3 тыс.км., от Индийского океана — 4 тыс.км., от Японского моря -5,6 тыс.км.). Это накладывает серьезный отпечаток на эффективность внешнеэкономической деятельности и остроту конкурентной борьбы на различных точках земного шара, а также — на состояние экономической активности в тех или иных регионах мирового экономического пространства.
Краткий анализ мирового рынка сырья и экспортных возможностей Республики Казахстан. Прежде всего необходимо определить, каково будет состояние мирового рынка нефти на ближайшие 30-50 лет и спрогнозировать экспортные возможности РК.
Основные рынки потребления нефти — Западная Европа и Юго-Восточная Азия. Экономический уровень развития Западной Европы, по данным экспертов, сохранит в основном нынешний темп роста, и, видимо, резкого роста потребностей в нефти не будет (рост в пределах 2-3% ежегодно). Главным образом, как утверждают эксперты, деловая активность в ближайшие 100 лет будет перемещаться в Азию и, естественно, если сохранится ныне имеющийся среднегодовой темп роста в странах Азии (от 7 до 10%) и сюда добавятся новые азиатские страны (Индия, Пакистан, новые азиатские «барсы» и т.д.), то потребность азиатских стран в нефти будет составлять значительную величину.
Казахстан, занимая 5-е место в мире по запасам нефти и находясь вдали от мировых морских коммуникаций, заинтересован в создании коммуникационных сетей для доставки на мировые рынки углеводородного сырья. В современных условиях в принципе решены вопросы доставки углеводородного сырья Казахстана на мировые рынки, вопрос остается за отбором наиболее эффективных вариантов строительства нефтепроводов, финансированием и строительством. Именно сейчас нам нельзя допускать просчета в определении своей стратегической цели и выборе наиболее оптимальных вариантов интеграции в мировой рынок нефти и занять там свою «нишу».
Как известно, вопрос прокладки нефтепровода — это вопрос баланса интересов, причем Казахстану неизбежно придется чем-то поступиться. По самым пессимистичным подсчетам, к 2015 году добыча углеводородного сырья дойдет до 50 млн.т ежегодно, при реализации технологических программ, связанных с добычей газа, этот показатель поднимется до 450 млн.т, и при максимальной внутренней потребности 45 млн.т остальной объем пойдет на экспорт. Поэтому нас должны интересовать конъюнктура мирового рынка углеводородного сырья, а также — в какие регионы будет перемещаться деловая активность.
Как известно, международная цена на нефть фиксирована, и поэтому необходимо попытаться за счет снижения расходов на транспортировку добиваться обеспечения максимальной прибыли.
Черноморский и Балканский регионы исторически всегда были и остаются достаточно сложными. Здесь проходит линия соприкосновения между мусульманским и православным миром. Чисто исторически накоплен негативный опыт в отношениях между странами региона. Имеются определенные нюансы в отношении Босфора. Турция контролирует проливы, что дает ей возможность беспрепятственно поднимать цены, ссылаясь на экологические и всякие другие причины или устанавливать квоты по объему перевозки нефти через пролив.
Для Турции было бы желательно переориентировать весь поток нефти на себя, что, помимо, значительного экономического эффекта, придало бы большой вес ее амбициям превратиться в центр притяжения тюркского мира от Адриатики до Байкала. Россию же, естественно, не может устраивать ни такой геополитический расклад, ни недогруженность самой сложной в мире системы трубопроводного транспорта.
Политика Казахстана в отношении экспортных нефтепроводов проста и понятна. Он против политизации нефтепроводных проектов и потому выступает за прокладку экспортных маршрутов и через территорию Ирана. Если ОЭТ (Основной экспортный трубопровод) Баку — Тбилиси — Джейхан окажется экономически обоскованным и жизнеспособным, то Казахстан присоединится к нему. Однако без казахстанской нефти большинство разработанных транс-портно-энергетических проектов становится нерентабельным.
Строительство КТК (первой очереди с пропускной способностью 28 млн. тонн в год) завершено в июле 2001 года, а в сентябре 2001 года первый танкер с нефтью пошел через Босфор. По завершении всего проекта пропускная способность нефтепровода составит 67 млн. тонн в год. В целом за 40 лет эксплуатации трубы Россия получит одних налогов и дивидендов более чем на 23 млрд. долл., а Казахстан — на 8 млрд. долларов.
Рекомендуемая стратегия Всемирного Банка
- Смена приоритетов для газовых поставок на основе рыночной стоимости газа;
- Сведение к минимуму сжигания попутного газа;
- Инвестирование в размере, равном мощности добычи жидких углеводородов (Карачаганак, Кумколь, Уритау, Жанажол);
- Ремонт существующей сети трубопроводов;
- Введение измерительной системы на всем ее протяжении.
Выход газа на мировые рынки
Республика сталкивается с ограниченностью собственных возможностей в области маркетинга своего экспорта, с контролем Россией доступа к европейским рынкам и с конкуренцией со стороны Узбекистана и Туркменистана на тех рынках, куда казахстанский газ может выйти. Чтобы выйти на европейский рынок, необходимо на приемлемых условиях выработать условия доступа к газопроводам.
По прогнозам, в Западной и Восточной Европе к 2010 г. увеличится спрос на газ. С учетом этих перспектив на Карачаганаке будет построен завод по переработке газового конденсата. Затем его мощности будут расширены. Надо искать наиболее оптимальные маршруты его доставки на мировые рынки. Одним из них можно считать создание компании «КазРосГаз» (апрель 2002 г.) В связи с этим выход казахстанского газа на европейский рынок можно считать решенным. Теперь для поставки своего газа европейским странам Казахстан будет пользоваться российским газопроводом.
Уран: можем ли занять свою «нишу»?
Казахстан располагает четвертой частью мировых запасов урана. Однако производство урана в последние пять лет снизилось в два раза. Поэтому разработана Программа выхода урановой отрасли из кризиса (ноябрь 1996 г.), созданы НАК и «Казатомпром». Последний объединил АО Ульбинский металлургический завод (УМЗ), ГХК «Целинный», Мангыстауский атомно-энергетический комбинат (МАЭК), а также ряд рудоуправлений: Центральное, Степное, РУ 6, Восточное и Западное. НАК КАТЭП до 1996 г. продавал урановое сырье по 30 долларов за тонну, имея хорошие квоты на экспорт урана на рынки США и ЕС. Однако это не соответствует тем возможностям, которыми располагает урановая промышленность Казахстана. Необходимо восстановить технологическую цепь с российскими предприятиями или создать кооперацию с Республикой Кыргызстан, тогда можно будет получать до 580-600 долларов за тонну высокообогащенного урана. В Казахстане имеются уникальные месторождения урана: Инкай и Моинкум. В них сосредоточена половина всех достоверно разведанных запасов урана в Казахстане. Его стоимость в недрах оценивается в 13 млрд.долл. (запасы одного только Инкая составляют 413 тыс.т урана по сравнению с общими запасами в США — 337 тыс.т). В западном мире число урановых рудников сократилось с 410 (1980 г.) до 57 (1991 г.). В то же время, по прогнозам специалистов, потребности мирового рынка природного урана возрастут, а производство на ныне действующих рудниках западного мира сократится из-за частичного их закрытия. Таким образом, складывается благоприятная ситуация для Казахстана, обладающего богатыми месторождениями урана, запасов которого, при разумном использовании и развитии, а также совершенствовании добывающих производств, хватит на 1000 лет. Доля «Казатомпрома» в мировом производстве урана равна 5% (2001 г.) Добыча природного урана составляет 2500 тонн в год. Для того, чтобы занять соответствующее место в мире в соответствии с запасами этого металла, необходимо будет увеличить производство урана. При этом следует иметь в виду, что себестоимость добычи составляет незначительную величину (15-16 долл. за 1 тонну).
Из урана Казахстан стал производить бериллий, осьмий, ниобий. Причем система управления качеством уранового, бериллие-вого и танталового производства сертифицирована международным органом TUV — CERT по стандарту ISO — 9002. Кроме того, Казахстан освоил выпуск бериллиевой бронзы, спектр применения которой очень широк (телекоммуникации, производство компьютеров, автомобилестроение, нефтегазовый комплекс). В мире этот сплав производит только одна американская компания «Браш Веллман». Теперь вторым будет Казахстан. При достаточном внимании к развитию этого производства (по прочности бериллиевая бронза адекватна прочности стали, при этом сплав имеет высочайшую пластичность и упругость, уникальную коррозийную стойкость. Поэтому спрос на этот материал во всем мире неуклонно растет) Казахстан твердо займет свою «нишу» в мировом экономическом пространстве по данной продукции.
Прокат черных металлов
Экономическая мощь любого государства определяется производством стали. Крупнейшим производителем стали в мире выступает Китай, далее Япония, США, Россия, Германия. Китай вышел на I место в мире в 2001 г. (144 млн.т.), на II-м — Япония (106,44 млн.т.), на III-ем — США (101 млн.т.), на IV-ом — страны СНГ (96,4 млн.т.). Всего в мире ежегодно выплавляется 843 млн.т. (2000 г.)
В Казахстане в 2001 г. произведено 4,693 млн.т стали (1990 г. — 6,7 млн.т).
Контракты на экспорт продукции черной металлургии ежегодно составляют в пределах от 200 (1995 г.) до 400 млн.долл. География экспорта разнообразна. Потенциальный спрос на продукцию этой отрасли велик, главным образом, со стороны стран азиатского региона. Основной поток экспорта проката черных металлов направляется в Китай и динамично развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, страны Ближнего Востока (Турция, Иран) и Россию. ЕС установил для Казахстана квоту на поставку черных металлов в 1996 г. — 15 тыс. тонн, в 2000 г. — 75 тыс. тонн в год, в 2002 г. — 108 тыс. тонн, 113,5 тыс. тонн — к 2004 г., и выше этой квоты республика не может поставлять продукцию на европейский рынок. Квота составляет лишь 5-10% объема производства продукции.
В современных условиях, с усилением конкуренции на мировом рынке, в определенной мере наблюдается повышение цен на все виды металлопродукции. По данным экспертов ООН, спрос на металлопродукцию сохранится на более высоком уровне в странах азиатского региона, где происходит бурный экономический рост и потребление металла возрастет.
В металлургической промышленности Казахстана имеется парадоксальная ситуация: ввиду несоответствия позиций производимого и потребляемого сортамента металлопродукции вывозится 80% производимого проката и завозится различного сортового проката более 76% от потребления. «Кармет» дает только 23-25% проката для Республики Казахстан, остальное вывозится. При этом более 70% объема экспорта падает на страны дальнего зарубежья, в основном Китай и страны Юго-Восточной Азии. Продукция Казахстана не всегда конкурентоспособна на мировом рынке из-за низкого качества и высокой цены продукции (высокий расход сырья, топлива, электроэнергии, высокие железнодорожные тарифы).
С производством стали на мировом рынке тесно увязан спрос на ферросплавы, так как они являются легирующими добавками при производстве качественной стали. Конъюнктура на ферросплавы на мировом рынке за последние годы несколько ухудшилась, хотя в целом мировое производство стали выросло. Основной объем экспорта ферросплавов приходится на феррохром. По запасам и производству хромовых руд на Донском ГОК (Актю-бинская область) РК в мире занимает почти монопольное положение. Казахстан экспортирует около 1 млн.тонн хромовой руды. При экспорте хромовой руды республика теряет на каждой тонне сырья более 200 долларов. Этим пользуются многие страны (Россия, КНР, ЮАР и др.): скупая нашу руду, они перерабатывают ее на феррохром и получают при этом большие прибыли. В связи с тем, что на мировом рынке возрос интерес к феррохрому и соответственно цены на него, то хромовую руду есть смысл переплавлять на Аксуском заводе ферросплавов. Сырье имеет стратегическое значение, и поэтому надо его производить, но на мировой рынок поставлять не в виде сырья, а, может быть, целесообразнее — в виде феррохрома и других компонентов.
Казахстан, конечно, свои надежды связывает не только с нефтяным бумом, но и развитием технологий и менеджмента, нефтегазового машиностроения, нефтехимии, автомобилестроения, пищевой и легкой промышленности, инфраструктуры, коммуникаций, морских портов, железных дорог и т.д.
заключение
В современном Казахстане, переходящей к рыночной экономике, внешнеэкономическая сфера — это не только средство повышения эффективности производства за счет преимуществ международного разделения труда. Речь идет прежде всего, об органичном и выгодном включении страны в мировое хозяйство как важном элементе создания рыночной экономики. Рыночная реформа сделала возможным глубокие преобразования во внешнеэкономических связях. Курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности явился важнейшей составной частью ее общей стратегии. Он представляет такое преобразование в области ВЭС страны, которое вытекает из логики рыночных отношений.
В процессе либерализации происходит существенное расширение и обогащение содержания внешнеэкономических связей, в состав которых включаются не только традиционные формы внешнеторгового обмена и кооперации, но и привлечение иностранного капитала, совместное предпринимательство, новая система валютно-финансовых отношений, свободная миграция рабочей силы, обмен новыми видами услуг и информации. Внутренний экономический механизм становится адекватным общепризнанному в мире: рыночная основа деятельности хозяйствующих субъектов, равные в целом условия для отечественных и зарубежных предприятий, последовательное сближение внутренних и мировых цен, наличия валютного рынка, конвертируемость валюты и т.д. Свободное участие в международной торговле позволяет существенно обогатить внутренний рынок, разнообразить круг потребительских товаров, предлагаемых населению, расширить рынок для производителей продукции, пользующейся спросом за рубежом, и выгодно её реализовывать.
Вхождение Казахстана в мировую экономику и региональные экономические группировки должно происходить с учетом общих целей национальной безопасности, защиты жизненно важных интересов страны и обеспечения возможности для республики:
- активно влиять на процессы, происходящие в мировой экономике и затрагивающие национальные интересы;
- решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, исходя из национальных интересов, не допуская при их решении давления со стороны внешних сил;
- обеспечивать населению образ и качество жизни, гарантирующих социальный мир и спокойствие в казахстанском обществе;
- в переходный период обеспечить способность экономики к прогрессивному развитию, не допуская снижение уровня жизни, предотвращая конфликты между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями.
При разработке своей внешнеэкономической политики республика должна исходить из того, что такие явления как конкретная экономическая обстановка, международная экономическая и политическая ситуация и др. находятся в постоянном изменении, и могут благоприятно или, наоборот, негативно сказаться не только на экономическом развитии, но и на ее месте в мировой экономике, международном разделении труда.
Конечно, у Казахстана имеются достаточно большие производственные возможности, подкрепленные богатыми природными ресурсами и обширной территорией. Одной из таких возможностей национальной экономики является уровень мировых цен на экспортируемую продукцию республики, что обусловлено товарной структурой и географической направленностью внешней торговли, являющейся на сегодня одной из основных форм внешнеэкономических связей Казахстана. Не так давно резкие взлеты нефтяных цен так сильно дестабилизировали национальную экономику промышленно развитых стран, что даже повлияли на политическую ситуацию в мире. И если их экономика выдержала эти колебания, то это прежде всего связано с тем, что она смогла быстро перестроиться благодаря развитой науке, обеспечивающей переход на современные энергосберегающие технологии. Другое дело – состояние национальной экономики Казахстана, для которой характерна доминирующая роль добывающих отраслей при почти полной потере обрабатывающей промышленности. Поэтому, как уже отмечалось, возможности поступательного экономического развития Казахстана во многом определяются состоянием и перспективой развития добывающих секторов.
Несмотря на относительный рост цен на сырье, темпы их роста былина много ниже роста цен на готовые изделия, а также ниже курсов акций. Так, в 1990-1995 гг. среднегодовой темп роста цен на промышленное сырье составил в США 2,5 % против 9,5 % увеличения курсов акций (включая дивиденды), 4,5 % облигаций и 4,7 % доходов от ликвидных средств. Это подтверждает, что изменение относительного уровня цен на сырье по сравнению с ценами на товары промышленной обработки было неблагоприятным для производителей сырья. Анализ, сделанный экспертами, дает основание утверждать, что данная тенденция сохранится и в начале третьего тысячелетия. Дело в том, что эволюции сырьевых цен характерны 15-25 -летние циклы. В это время цены определяются под воздействием изменений в предложении. Продолжительное сохранение высоких цен приводит к расширению производственных мощностей и сжатию спроса.
СПисок использованной литературы
- Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2001.
- Аль Пари 2000 год, №4 «Становление рыночного государства»
- Борисов С. На сырье надежды мало // Экономика и жизнь. 2000. №47. С.30
- Ежегодный отчет Национального банка РК за 2002 год.
- Елемесов Р.Е. Проблемы вхождения Казахстана на мировой рынок – Алматы, Казак Университеты – 2002 год.
- Континент.. № 11. (49) 6-19 июня 2001.
- Континент №2 2000 год «Становление и перспективы внешнеэкономической деятельности Казахстана»
- Мировая экономика: Введение во внешнеэкономическую деятельность. Под.ред. А.К. Шуркалина., Н.С. Цыпкиной. Москва «Логос». – 2002 г.
- Кошанов А. Интеграция Казахстана в международную торговую систему и ВТО. Аль ПАРИ, № 6, 1999.
- Международная экономика и международные отношения 1999 год № 11
- Международная экономика и международные отношения 2000 год № 5
- Панорама №65 2001 «Мировое сообщество в ожидании Казахстана»
- Статистический сборник за 2001 год. Агентство по статистике РК
- Статистический сборник за 2000 год. Агентство по статистике РК
- Статистический сборник за 1999 год. Агентство по статистике РК
- Ярмарки Европы // За рубежом — 2000.№30.С.10
[1] Аль ПАРИ, 2002, № 7 с. 18
[2] Р.И.Хасбулатов, Мировая экономика, Москва, «Инсан», 1994 г. с.624.
[3] .»Деловая неделя» 25.10.02 г.
[4] «Вопросы экономики» №5, 1997 г. с. 149.
[5] Отчет о мировом развитии, 1996 г., Вашингтон, с.309.
[6] «Вопросы экономики» №3, 97 г.
[7] «Казахстанская правда» 17.02.96 г.
[8] «Вопросы экономики», №3, 1997 г. стр.141