ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основные этапы развития банковского сектора экономики Республики Казахстан и его реформирование…………………………………4
Глава 2. Влияние коммерческих банков на экономику Казахстана….. 17
Глава 3. Современная банковская система Казахстана………………… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….30
Введение
Банки — одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности — необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.
Система коммерческих банков в ее современном виде стала формироваться с 1988 года.
Развитие системы коммерческих банков в РК все более настоятельно требует вмешательства регулирующих органов. Следует иметь в виду, что банки не просто хранилища денег и кассы для их выдачи и предоставления в кредит. Они представляют собой мощный инструмент структурной политики и регуляции экономики, осуществляемой путем перераспределения финансов, капитала в форме банковского кредитования инвестиций, необходимых для предпринимательской деятельности, создания и развития производственных и социальных объектов. Банки могут направлять денежные средства, финансовые ресурсы в виде кредитов в те отрасли, сферы, регионы, где капитал найдет лучшее, полезное, эффективное применение.
Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно — кредитной системы страны возложены на Национальный Банк РК. При этом НБРК используются в первую очередь экономические методы управления и только при их исчерпании административные.
Цель курсовой работы изучить роль малых и крупных банков, их влияние на экономику государства и взаимовлияние банков различных уровней.
Глава 1 Основные этапы развития банковского сектора экономики Республики Казахстан и его реформирование
Эволюция и проблемы совершенствования банковской системы предопределяется в каждый исторический период состоянием и уровнем развития экономических и социальных отношений в обществе. Будучи продуктом этих отношений, банковская система оказывает существенное влияние на общество. Она детерминирована не только процессами производства и обращения материальных благ, но и политикой и идеологией, наукой, культурой, а также моральными ориентирами населения. Исследование эволюции банковской системы в Казахстане в XX веке показало, что истоки многих современных проблем следует искать в игнорировании исторических особенностях формирования отечественных банков, традиций банковского дела и тех реалий, которые сложились в денежно-кредитной сфере в период плановой экономики.
Характеризуя экономику дореволюционного Казахстана, которая представляла собой часть экономики царской России следует отметить, что она развивалась на основе национальных особенностей под влиянием патриархального, феодального, мелкотоварного и в то же время под влиянием капиталистического уклада жизни народа. Именно рассматривая вопросы связанные со становлением и развитием кредитно-денежной системы в Казахстане, обращает внимание тот факт, что зарождение товарно-денежных отношении в Казахстане относится лишь к концу 1ХХ и началу XX веков, когда натуральный товарообмен уступает место торговле на основе купли-продажи за деньги. (Т. Тулебаев, В. Бахарев, И. Панченко. Социалистическое преобразование кредитной системы и ее развитие в Казахстане Алма-Ата, «Казахстан», 1978 г). С того самого времени, как отмечает история, на территории Казахстана начинают появляться первые банки, в основном, это представительства и филиалы крупных российских коммерческих банков.
Однако, в мировом пространстве, первые организации, занимавшиеся деятельностью схожей с банковской, существовали еще в древнейшие времена. Священники храмов и священных мест из Дельф и до Эфеса брали на сохранение ценные предметы, драгоценные металлы и монеты. Наряду с этим с 1Х-го века до рождества Христова в Греции начали появляться гражданские «банкиры», которые принимали денежные вклады и осуществляли посредничество в платежах. В XII веке в итальянских торговых приморских городах Генуя, Флоренция, Венеция начинает бурно развиваться банковское дело и первые формы безналичного платежа.
Среди многих аспектов исследования развития кредитных учреждений в Казахстане особо важным является появление первых кредитных учреждений в начале XX века и стал временем не только появления первых кредитных учреждений, но и огромных преобразований и проведением всевозможных денежных, кредитных и банковских реформ. С другой стороны эти вопросы нам представляются важными для понимания процесса становления и функционирования денежно — кредитной системы в Республике Казахстан. Более того, уместно напомнить, что рубль, который находился в обращении не только на территории России, но и в Казахстане, претерпел восемь денежных реформ в течение одного столетия. Между тем европейских странах, в период начиная с 1944 года по 1952 годы было проведено 24 денежные реформы, это в основном в странах, где отмечалась очень сильная инфляция.
Как известно, первая денежная реформа, но ее правильнее было бы назвать «дореволюционной» реформой, это период с 1895 — 1897 г.г., вошла в историю как «золотая» реформа. На территории в обращении находились бумажные кредитные билеты, серебряная и медная монета. В мае 1895 г. был принят закон, разрешающий оплачивать любые торговые операции золотой монетой, затем было установлено соотношение между бумажными кредитными билетами и российской золотой монетой, а учреждениям Госбанка разрешалось покупать и продавать по этому курсу империалы и полуимпериалы. Так было положено начало переходу России на золотое обращение, заменив биметаллический стандарт золотым стандартом. Вторая денежная реформа 1922 — 1924 г.г., это время, когда были изъяты находящиеся в обращении более 80 видов денежных знаков и принята твердая советская валюта.
Особо хотелось бы подчеркнуть третью денежную реформу, так называемую «сталинскую», которая была проведена в декабре 1947 г. Речь идет о специальном постановлении Центрального Комитета партии и Совета Министров — «О проведении денежной реформы и обмене карточек на продовольственные и промышленные товары «, но и что особенно важно обмен носил конфискационный характер, т.е. речь идет о том, что в ходе этой реформы старые банкноты и банковские вклады обменивались на новые — с существенно уменьшенным номиналом — рубль новыми за десять старых.
С точки зрения необходимости проведения денежных реформ, когда мы говорим о явных предпосылках ее проведения, то реформа 1961 года («хрущевская») проводилась в то время когда в стране не было никакой явной необходимости в этой реформе, не было сильной инфляции и присутствовала экономическая стабильность. Как известно, правительство изъяло из обращения все рубли и заменило их новыми банкнотами в пропорции десять к одному. Целесообразность деноминации 1961 года можно лишь обосновать желанием руководителей страны в этот период постоянного поиска средств для оздоровления экономики, а также выполнения всевозможных новых программ (освоение целинных и залежных земель, массовое жилищное строительство, пенсионная реформа и др.).
К концу восьмидесятых годов экономика и денежное обращение Советского Союза находились в глубоком кризисе — возросло количество денег циркулирующих в экономической системе и стало оказывать существенное влияние на реальный выпуск продукции, уровень цен, занятость и многие другие экономические переменные. Первоначально государство в ходе этой реформы предполагало произвести с одной стороны осуществление контроля, за количеством денег находящихся в обращении, а с другой попытка «откачать» из обращения наличность, полученную главным образом неправедным путем. Задачей так называемой «мини — реформы» было нанесение удара по черному рынку. Многие экономические и политические лидеры того времени считали, что дельцы «теневой» экономики, накопившие большие суммы денег, не смогут обменять свои накопления старых банкнот на новые.
Но по мере того как происходили глубокие изменения в экономике страны и в связи с возникшей нехваткой наличности в начале 1992 года были выпущены денежные знаки достоинством 200, 500 и 1000 рублей, а первые денежные знаки Банка России достоинством 5000 рублей появились в июне того же года. А 23 июля 1993 года Центральный Банк России сообщил об изъятии из обращения советских денежных знаков, также российских 5 и 10 тыс. рублей образца 1992 года.
В связи с этим возникает чрезвычайно сложное положение в Казахстане, связанное с распадом в июле 1992 года рублевой зоны. После этого резко увеличился объем незаконного ввоза банкнот Госбанка СССР и банка России выпуска 1961 — 1992 годов на территорию Казахстана, что привело к ослаблению финансовой системы страны в целом, повышению уровня инфляции, понижению уровня жизни населения казахстанцев.
12 ноября 1993 года Президент Н. А. Назарбаев подписал Указ «О введении национальной валюты Республики Казахстан» согласно которому на территории республики Казахстан в обращении вводилась национальная валюта — тенге. Введение национальной валюты привело к сильному всплеску появления новых банков на территории Казахстана, (2. 5, с. 214 — 220) обеспечивается устойчивый курс по отношению к иностранным валютам.
В целом, в процессе анализа осуществленных на территории Казахстана денежных реформ за период с 1895 — 1993 годы предполагает единство следующих основных моментов:
во-первых, речь идет, как уже говорилось, об экономических моментах становления и развития финансов и денег нашего отечества, но, вместе с тем, затрагивает моменты возникновения ее денежного обращения;
во-вторых, денежные реформы предполагают смену денежных купюр с одной стороны, а с другой приводит к радикальным переменам в экономике. С этой точки зрения чрезвычайно важное значение имеет широкий комплекс мероприятий, осуществляемых правительством страны по организации и проведению денежных реформ, т.е. созданию таких условий, которые бы позволили оперативно провести эти мероприятия.
Таким образом, проведение денежных реформ представляют собой диалектическое единство последовательного процесса развития экономики, поддерживаемые объективными условиями существования. Сущностью ее проявления является социально — экономические отношения, связанные с развитием и совершенствованием денежного обращения и кредита в стране.
Этапы развития банковской системы в Казахстане как объективно необходимый социально — экономический процесс органично связан с изменением экономических формаций и других экономических преобразований в стране. На наш взгляд, главными этапами развития банковской системы в Казахстане являются:
Первый этап — это время появления первых банков на территории Казахстана с 1868 — 1930 годы — названный в некоторых источниках «дореволюционный».
Во второй половине XIX и начале XX века в Казахстане росло и развивалось общественное производство путем постоянного расширения сферы влияния, колонизации новых земель Россией. На стыках укладов (патриархального, натурального, феодального, мелкотоварного, капиталистического), каждый из которых развивался на основе своих внутренних закономерностей, возникло множество переходных и смешанных форм, а вся экономика все более и более пронизывалась развивающимися товарно-денежными отношениями. Однако, господствующим типом производственных отношений оставались патриархально — феодальный, сочетавшиеся в разной степени с родовым бытом, с одной стороны и развивающимися капиталистическими — с другой. Освоение «свободных» земель, эксплуатация богатейших источников сырья, расширение рынков сбыта — все это сопровождается созданием разветвленной сети банковских филиалов и кредитных учреждений, посредством которых капитал проникал в самые отдаленные районы казахстанских степей.
Отделения Госбанка на территории Казахстана возникли прежде всего в центрах торгово-промышленной деятельности края — Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Верном. Кредитование» торгово-промышленной клиентуры осуществляли крупнейшие петербургские акционерные банки, число которых составляло к 1914 году — 18. В тесном контакте и сотрудничестве с иностранными финансово — капиталистические группы проникали и внедрялись в сырьевые отрасли Казахстана — угольную, нефтяную, цветную и так далее. С развитием обмена и товарного производства стали возникать общества взаимного кредита и городские общественные банки, число которых в 1914 году составило 12, а также кредитная кооперация была представлена ссудо — сберегательными и кредитными товариществами, общее число которых составляло -345.
Второй этап — развития банковской системы Казахстана относятся годы с 1930 по 1987 годы — «советский».
Третий этап — самый короткий это 1987 — 1988 годы.
Четвертый этап — 1988 год — и по настоящее время — переходный. Однако, некоторые экономисты представляют четвертый этап как единство следующих подэтапов. Период с 1988 по 1991 год признан первым под этапом формирования существующей банковской системы. Этот этап характеризуется реорганизацией государственных отраслевых банков, созданием первых коммерческих банков. Благодатной’ почвой для появления банков стал высокий уровень инфляции, позволявший при негативных процентных ставках с легкостью зарабатывать доходы.
Период с 1992 по конец 1993 года является вторым подэтапом формирования банковской системы. Основные его черты: постепенный переход Национального банка к выполнению ряда функций центрального банка, экстенсивное формирование и развитие коммерческих банков. (3. 1, с. 8).
Третий подэтап с 1993 — 1995 годы. В 1992 году было зарегистрировано наибольшее количество коммерческих банков, так только в течение этого года более 50, и их число выросло на территории Казахстана до 170. Затем этот процесс был приостановлен и 1993 году количество зарегистрированных банков составило 37, а в 1994 году 18 банков, в 1995 году составило 8 банков, т.е. сократилось количество новых банков, а также у некоторых банков были отозваны лицензии на проведение банковских операций. С точки зрения механизма регулирования денежно — кредитной политики этот этап в некоторых исследованиях казахстанских ученых определяется как «неопределенность политики». Таким образом, этот период, на наш взгляд, является периодом формирования банковской системы Казахстана и отличается следующими основными чертами:
- сокращение количества банков второго уровня;
- позитивность ставки рефинансирования;
- активизация операций на рынке МБК;
- важность создания депозитного рынка;
- снижение уровня инфляции и другие.
Четвертый подэтап с 1995 — 1997 годы переход на более цивилизованный банковский менеджмент, можно охарактеризовать как «доминантность монетарной политики». Продолжается качественное реформирование банковской системы. Была проделана большая работа по совершенствованию законодательства, касающиеся банковской деятельности. Решением Правления НБРК с 1 апреля 1997 года снизился уровень обязательного резервирования в банках с 20% до 15%.
С периода 1997 и по настоящее время наблюдается целенаправленность в регулировании всей денежно — кредитной политики Казахстана.
Анализ итогов кредитной реформы 1930 — 1932 гг. и последующих реформ в развитии банковской системы СССР вплоть до 1988 года, позволил выявить следующие ее характерные особенности: во-первых, банковское дело было монополизировано государством и все банки были прямо и непосредственно подчинены Госбанку СССР и Стройбанку СССР, либо проводила свою деятельность через акционерную форму Внешторгбанка СССР находились в руках государства; во-вторых, банковская система была строго централизованная и плановая, что соответствовало планово — централизованной системе управления экономикой. В стране было всего три банка, которые имели разветвленную филиальную сеть. По всей территории филиала не было ни юридической, ни экономической самостоятельности, работали на основе кредитных и кассовых отношений. Между собой банки не конкурировали, поскольку сферы влияния волевым порядком были разделены между ними. Несмотря на многочисленные попытки усилить влияние банков на повышение эффективности общественного производства, общественность банковских учреждений на местах стимулировало деятельность работников преимущественно в отношении выполнения распоряжений вышестоящих банковских органов и в меньшей уделялось внимание степени реальности и эффективности деятельности их клиентов. Предпринятые в работе попытки оценить банковскую систему, существовавшую в СССР с позиций современных представлении о роли кредита и банка в экономике привела нас к закономерному выводу о том, что она была неотъемлемым элементом хозяйственного механизма плановой экономики, поэтому анализировать ее роль а экономике и эффективности воздействия на общественное производство, необходимо только в комплексе с другими элементами этого механизма. Признавая вторичность кредитных отношении, предопределенность в отношении народнохозяйственного планирования, подчиненность всей банковской системе, заданиями народнохозяйственных планов экономического и социального развития мы, тем не менее, не можем не отметить достигнутых в тот период высокий уровень партнерских взаимоотношений банков с клиентами по линии краткосрочного кредитования и расчетов, глубокое проникновение в экономику предприятий, также хорошо отлаженный механизм банковского контроля в процессе финансирования кредитования капитальных вложений. За годы плановой экономики была создана своеобразная система денежно — кредитного регулирования основными инструментами которого были планы краткосрочного кредитования, кассовые планы и балансы денежных доходов и расходов населения. В условиях одноуровневой банковской системы они обеспечивали достаточно эффективное управление денежного оборота страны, в то же время, нельзя не признать, что основа управления денежного оборотом составляли единые народнохозяйственные планы производства и реализации продукции и услуг.
Таким образом, кредитная система Казахстана с классической централизованной плановой экономикой представляла собой единую советскую модель и предназначалась, главным образом, для обеспечения выполнения государственного плана развития народного хозяйства Казахской ССР. Государственный банк Казахской ССР представлял собой филиал Государственного банка СССР. Госбанк СССР был единственным эмиссионным институтом, в то же время являлся источником кредитования и осуществлял кассовое и расчетное обслуживание народного хозяйства. Здесь как бы были совмещены две функции, одна эмиссионная, другая функция по расчетно-кредитному обслуживанию клиентуры. Это способствовало тому, что превращало Госбанк СССР в один единый орган государственного управления и контроля. В условиях административно-командной системы, т.е. «командос», кредитные отношения носили формальный характер и Госбанк СССР являлся монобанком, распределяющим кредиты между предприятиями в соответствии с централизованным кредитным планом. Что касается внутренних активов, банки осуществляли финансирование предприятий и централизованные инвестиции, как это предполагалось согласно плана развития народного хозяйства, зачастую под отрицательные процентные ставки, не принимая в расчет обоснованность, жизнеспособность и прибыльность финансируемого проекта. Банковское финансирование проектов основывалось на необходимости выполнить план и более ни на чем.
Такое положение можно было оправдать, так как по пассивам банка получали рефинансирование от Госбанка по низким процентным ставкам. Платежеспособность банков и их заемщиков никогда не ставилась под сомнение, так как все принадлежало государству. Как говорят китайцы, «все ели рис из одной железной миски», которую невозможно разбить.
Третий этап реорганизации банковской системы начался в 1987 — 1988 годах, и как показал анализ, не изменило принципов ее построения и функционирования. Монополии ранее существовавших трех банков была заменена монополией вновь созданных пяти государственных специализированных банков. Как показала практика, реорганизация банковской системы была проведена поспешно и без необходимой разработки определенных концепции, без соответствующей организационной подготовки. Это привело к параллелизму в работе банков, резко возросла численность управленческого персонала, возникли трудности в проведении кредитно-расчетных операций увеличился документооборот между банками возникли отношения не экономической конкуренции подчас переходящий в антагонистический. Деятельность специализированных банков пришла в противоречие с нарождающимся в 1988 году новыми рыночными отношениями. В марте 1988 года правительство еще пыталось сохранить централизованную банковскую систему, приняв решение о переводе банков на хозрасчет, однако, это решение не могло осуществиться ибо правительство СССР утратило роль управления экономикой. Усилились центробежные тенденции в союзных республиках появились первые признаки галопирующей инфляции. Объективная экономическая ситуация требовала преобразований принципиально новой банковской системы.
Признавая, что централизованная система монобанка не может удовлетворить нужды экономики, ориентированный на рынок начался процесс радикальной перестройки всей банковской системы Казахстана, которая практически началась формироваться стихийно в 1988 году в процессе перестройки всей экономики путем разделения монобанка на двухступенчатую систему, состоящую из центрального банка в лице Национального Банка республики Казахстан, кооперативных и коммерческих банков по образцу западных (сформировался четвертый этап банковской реформы).
Нет необходимости лишний раз говорить о том, что весь комплекс мероприятий связанный с перестройкой банковского сектора экономики должен был отражать такие обязательные основополагающие цели, которые определялись следующим образом:
во-первых, необходимо было развитие финансовых инструментов способствующие улучшению функционирования кредитно-денежного управления финансовыми учреждениями посредством рынка, а не за счет кредитных директив;
во-вторых, передача контроля банкам за финансовым состоянием предприятия механизму рынка (предполагалось, что банки сыграют свою роль в ликвидации неплатежеспособного предприятия или способствовать перестройки деятельности предприятиям испытывающие определенные трудности как заемщика);
в-третьих, повышение эффективности распределения ограниченных ресурсов конкурентоспособным отраслям народного хозяйства и предприятиям;
в-четвертых, улучшение привлечения и мобилизации сбережений.
Четвертый период реформирования банковского сектора экономики в Казахстане, как отмечалось выше, приходится на период с 1989 и по настоящее время. В этот период многие учреждения государственных специализированных банков стали самостоятельными и начали преобразовываться в коммерческие банки и выходить из системы, которая ранее ими руководила. Число банков стало резко расти, появились частные и совместные банки.
Следует отметить одно очень важное, на наш взгляд, обстоятельство, связанное с определением первоначальных задач, т.е. с необходимостью тесной координации перестройки как предприятия так и банков. Управление процессом перестройки требовал тщательной координации между Национальным банком Республики Казахстан, Министерством финансов, изменениями в законодательстве, банками и различными отраслевыми министерствами.
Как известно, за этот короткий период большие потери понесла банковская система в связи с разрушением расчетов между филиалами через систему МФО и медлительностью внедрения новых видов межбанковских расчетов по причине концептуальной и организационно — технически неподготовленностью банков второго уровня. Одновременно резкий отказ от кредитного планирования значил практическую ликвидацию всей системы денежно — кредитного регулирования, что создало возможность неуправляемого развития инфляции.
Устранение государства от участия в банковском капитале снизило общую устойчивость банковской системы и нарушило ее пропорциональное развитие. Оказалось свернутой система сельскохозяйственного кредита, инвестиционного кредитования исчезла возможность получения кредитной поддержки для реализации низко рентабельных проектов имеющую социальную направленность.
Одновременно значительные объемы централизованных кредитных ресурсов использовались для расширения спекулятивных операций на межбанковском и валютном рынках. Несмотря на предпринятые в дальнейшем Национальным банком Республики Казахстан и правительством меры направленной на повышение стабильности банковской системы и управляемости денежного обращения в последствии стихийного развития банков на начальном этапе рыночных реформ продолжает оказывать негативное влияние на ситуацию в денежно — кредитной сфере.
Глава 2 Влияние банковской сферы на экономику
Слово «банк» происходит от итальянского «Банко» и означает «стол». Предшественниками банков были средневековые менялы — представители денежно-торгового капитала; они принимали денежные вклады у купцов и специализировались на обмене денег различных городов и стран. Со временем менялы стали использовать эти вклады, а также собственные денежные средства для выдачи ссуд и получения процентов, что означало превращение менял в банкиров.
В 16 — 17 вв. купеческие гильдии ряда городов (Венеции, Генуи, Милана, Амстердама, Гамбурга, Нюрнберга) создали специальные жиробанки для осуществления безналичных расчетов между своими клиентами-купцами. Жиробанки вели расчеты между своими клиентами в специальных денежных единицах, выраженных в определенных весовых количествах благородных металлов. Свои свободные денежные средства жиробанки предоставляли в ссуду государству, городам и привилегированным внешнеторговым компаниям.
В Англии капиталистическая банковская система возникла в xvi в., причем банкиры вышли «из среды либо золотых дел мастеров (например, пионер банкирского промысла в Лондоне — Чайльд), либо купцов (ряд провинциальных английских банкиров первоначально были торговцами мануфактурой и другими товарами)»1. Первый акционерный банк (Английский банк) был учрежден в 1694 г. в Лондоне, получив от правительства право выпуска банкнот.
Банки — особый вид предпринимательской деятельности, связанной с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением. В отличие от ссудного капиталиста (рантье) банкир представляет собой разновидность капиталиста — предпринимателя. Примышленные капиталисты вкладывают свой капитал в промышленность, торговые — в торговлю, а банкиры — в банковское дело. Ссудный капиталист предоставляет в ссуду собственный капитал, банкиры оперируют в основном чужими капиталами. Доходом ссудного капиталиста является ссудный процент, а доходом банкира — банковская прибыль (процент, доходы от ценных бумаг, комиссионные и пр.).
Банки выполняют в рыночном хозяйстве следующие важные
функции:
— посредничество в кредите между денежными и функционирующими капиталистами;
— посредничество в платежах;
— мобилизация денежных доходов и сбережений и превращение их в капитал;
— создание кредитных орудий обращения.
Непосредственное предоставление свободных денежных капиталов их владельцами в ссуду промышленным и торговым предпринимателям наталкивается на ряд препятствий. Во — первых, размеры денежного капитала, предлагаемого в ссуду, могут не соответствовать размерам спроса на ссудный капитал. Например, А имеет свободный денежный капитал в 100 тыс. долл., но заемщику Б требуется ссудный капитал в размере 200 тыс. долл. Во-вторых, сроки высвобождения денежных капиталов у их собственников зачастую не совпадают со сроками, на которые эти капиталы требуются заемщикам; например, у капиталиста А высвобождается денежный капитал на один месяц, а капиталисту Д нужен дополнительный капитал на три месяца. И, в-третьих, препятствием к прямому предоставлению предпринимателям в ссуду денежных капиталов их собственниками может быть неосведомленность их о кредитоспособности заемщиков.
Посредничество банков в кредите устраняет все эти преграды, стоящие на пути к прямому кредитованию. Банки мобилизуют вклады различных размеров и различной срочности, поэтому могут предоставлять функционирующим капиталистам кредиты на необходимые для них суммы и на нужные сроки. Вместе с тем, специализируясь на ведении кредитных операций, банки имеют возможность хорошо определять кредитоспособность своих заемщиков.
С посредничеством в кредите тесно связана другая функция банков -посредничество в платежах. В ходе своих операций промышленным и торговым капиталистам приходится заниматься ведением кассы: приемом денег от клиентов и их выплатой, хранением наличных денег, записью всех денежных поступлений и выдач на соответствующие счета и т.д. Выступая в качестве посредников в платежах, банки берут на себя выполнение всех этих операций для своих клиентов. Промышленные и торговые капиталисты заинтересованы в банковском посредничестве в платежах, так как концентрация денежных операций и расчетов в банках сокращает расходы на содержание штата кассиров, бухгалтеров и счетоводов и т.п.
Особая функция банков — мобилизация денежных доходов и сбережений и превращение их в капитал. Различные классы и слои общества получают денежные доходы, часть которых кратковременно или длительно аккумулируется для будущих расходов. Эти денежные доходы и сбережения сами по себе не являются капиталом и при отсутствии банков и других кредитных учреждений превращались бы в мертвое сокровище. «Банки (а также другие кредитные институты) мобилизуют эти денежные доходы и сбережения в виде вкладов, в результате чего они превращаются в ссудный капитал»2. Последний, банки предоставляют промышленным и торговым компаниям, которые используют полученные от банков средства для вложений в свои предприятия. Тем самым разнообразные денежные доходы и сбережения с помощью банков, в конечном счете превращаются в капитал.
Одной из функций банков является создание кредитных орудий обращения (банкнот и чеков), замещающих металлические деньги.
Выполняя перечисленные функции, банки содействуют расширенному воспроизводству путем:
— предоставления ссудных капиталов в распоряжение предпринимателей, использующих их для расширения предприятий;
— сокращения непроизводительных издержек обращения благодаря концентрации кассовых операций, развитию безналичных расчетов и замене металлических денег кредитными орудиями обращения;
— мобилизации денежных сбережений и части лично потребляемых доходов и превращения их в дополнительный капитал.
В широком смысле слова под кредитной системой понимают «совокупность кредитных отношений, форм и методов кредита, существующих в рамках той или иной социально-экономической формации»3. В более узком смысле кредитная система есть совокупность банков и других кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих мобилизацию свободных денежных капиталов и доходов и предоставление их в ссуду.
Глава 3 Современная банковская система Казахстана
В настоящее время процесс формирования двухуровневой банковской системы в Казахстане практически завершен. В основном это банки среднего или малого размера, включая сеть филиалов и покрывают только основные регионы национальной территории. Их деятельность — это главным образом, предоставление кредитов фирмам любого размера, физическим лицам, сбор сбережении, управление текущими счетами и состоянием платежей. Сеть филиалов помогает им привлекать все группы клиентов. Структура их баланса в основном состоит из операций с клиентами, банки также берут займы на межбанковском рынке. Их акционерами могут быть страховые компании, государство или общество через биржу.
Однако для того чтобы коммерческие банки заняли ведущее положение в экономической системе рынка, являющейся характерной для всех развитых стран, необходимо глубоко проработать теоретически обоснованную концепцию их развития, определяющая сущность и общественное значение, их функции в условиях формирования рыночных отношений.
Как известно, одним из основных приоритетов является быстрый экономический рост, но он невозможен без расширения объемов кредитования. Для реализации этой задачи необходимо, чтобы банки стали сильными. Однако банки отчетливо понимают, что их роль в развитии малого предпринимательства пока не в полной мере отвечает требованиям времени. При наличии свободных Кредитных ресурсов банки вынуждены сдерживать процесс кредитования из-за Недостаточности финансово — устойчивых потенциальных ссудозаемщиков. «Перекос» в кредитовании по преимуществу коммерческих проектов малого и Среднего бизнеса в ущерб производственной сферы является сугубо экономической категорией. Управляя активами в соответствии с нормативными требованиями, банки вынуждены выдавать кредиты торгово-закупочньм предприятиям в связи с самой высокой оборачиваемостью и гарантированностью возврата денежных средств. И здесь нет вины кредитных учреждений. В настоящее время еще не установлены имеющиеся противоречия в законодательной и правовой нормативной базе, что создает высокую степень риска кредитования производственного сектора экономики. Отсутствуют четкие нормативные регуляторы, которые являлись бы стабилизирующим фактором при угрозе ухудшения экономических показателей банка в связи с кредитованием высокорискованных проектов.
Проблемным вопросом для перестроенной банковской системы Казахстана является вопрос по созданию рынка земли. Как показала практика сегодняшнего дня не разработан механизм оценки по рыночной стоимости. Немало возникло противоречии в судопроизводстве, отсутствует механизм реализации банками права собственности и права пользования на землю — в случаях возникновения такой необходимости при несвоевременном погашении ссудозаемщиками задолженности за кредит. Без решения этих и многих других вопросов трудно ожидать позитивных сдвигов в кредитовании крестьянских и фермерских хозяйств.
При всей сложности этой проблемы выход из создавшегося положения имеется. Одной из форм кредитования малого предпринимательства является создание кредитных товариществ. Особенно эффективной такая форма кредитования может оказаться в сельской местности, где банковские структуры практически отсутствуют. Кредитные товарищества — это объединения групп предпринимателей а целях взаимного кредитования участников этих товариществ. В Казахстане это дело новое и, думается, перспективное. Создана надежная законодательная и нормативная правовая база, уже зарегистрировано несколько таких товариществ.
Детализация существующей банковской системы и изучение современных тенденций по достижению макроэкономической стабилизации были проведены в период до 1996 года. В последующие периоды, то есть начиная со второй половины 1996 года и весь 1997 год основной задачей Национального банка Республики Казахстан было укрепление банковской системы. Так, ключевая задача Национального банка Республики Казахстан связана с проведением монетарной политики, обеспечивающей низкую инфляцию и стабильный обменный курс, является основополагающим в работе банка.
Важную роль в части укрепления банковской системы играет, как известно, ликвидация слабых банков, не проводящих платежи клиентов, хронически нарушающих пруденциальные нормативы, следовательно за весь период до 2002 года существенно увеличился капитал как в целом банковской системы, так и отдельных банков.
Как известно, в мировой практике оценочными критериями банка являются собственный капитал и размеры его активов. В этой связи Национальным банком Казахстана принято постановление «О вопросах перехода банков второго уровня к международным стандартам» в соответствии с которым, в зависимости от уровня капитала, банки разбиты на две группы, где к первой группе отнесены 30 наиболее устойчивых банков второго уровня, которые должны достичь международных стандартов, в срок до конца 1998 года и 30 банков отнесены ко второй группе с достижением международных стандартов до 2000 года. По условиям перехода на международные стандарты в случае не достижения отдельными банками установленного уровня капитала они будут либо ликвидированы, либо преобразованы в кредитные товарищества. Предполагается, что в будущем в Казахстане останутся только финансово — устойчивые банки.
Изменения происходящие в одном элементе объективно требуют изменений в других элементах, такова диалектика развития, основанная на действии объективных экономических законов, то есть все это находит выражение в таких процессах как дальнейшее сокращение числа банков за счет слияния мелких банков, или их покупки более крупными банками, поскольку конкуренция усиливается, и на банковском рынке.
Однако если этот процесс рассматривать в другой плоскости, то сегодня размеры банка сами по себе не являются условием выживания. Мелкие операторы должны предлагать ряд специальных высококачественных продуктов и тем самым оказаться крайне выгодными. К 2000 году в Казахстане был приход новых крупных иностранных банков, были открыты дочерние банки Societe General (Франция), CitiBank (США), ABN AMRO Bank (Голландия), ING Bank (Голландия), Hongkong & Shanghai Bank (HSBC Китай), ChinaBank (Национальный Банк Китая). Крупные банки, как известно, находят возможность манипулирования своей организационной структурой и гарантировании необходимой гибкости и приспособления к нуждам потребителей. И, наконец, один из самых важных моментов — крупные, многофункциональные банки более устойчивы к финансовым кризисам, обеспечивают своим клиентам лучшие условия для деятельности. Вторым немаловажным подходом в обращении к лучше организованным банковским системам с более высокой степенью организации является то, что с одной стороны крупные банки могут стать наилучшей защитой против банкротства банка поскольку риски могут быть разделены, а с другой владельцы;
сберегательных счетов полагают, что правительство не допустит банкротства крупного банка.
Нет нужды доказывать, что естественно эти иностранные банки придут с большими по масштабам Казахстана капиталами и, если подходить объективно, то они могут размещать заемные ресурсы по более дешевым ставкам, чем’ большая часть действующих банков, и в большем объеме.
Однако, эта проблема имеет и другой аспект. Как известно, важным условием формирования устойчивой национальной банковской системы является целенаправленное регулирование иностранных банков на территории Казахстана.
Исходя из вышесказанного для Казахстана этот вопрос представляется особенно актуальным, поскольку, с учетом множества сложных обстоятельств в которых оказалась банковская система Республики Казахстан, необходимо будет определится какое регулирование и управление банками предполагается -отечественное или иностранное. По этому поводу существует нескольких точек зрения: первая точка зрения Национального Банка РК, которая была описана выше, и представляется в нашем понимании в быстрейшем привлечении в экономику Казахстана иностранных банков, создавая для них максимально удобный режим, вторая точка зрения — иностранные банки могут и должны допускаться в казахстанскую экономику, но в ограниченном количестве, в определенном сегменте банковского сектора экономики Казахстана и под надежным контролем.
Следует подчеркнуть, что обе эти позиции представляют собой частные случаи двух достаточно разных точек зрения на роль иностранного капитала в экономике Казахстана.
Не менее интересно отметить, что руководители центральных банков других стран проводят политику наибольшего благоприятствования в своей деятельности отечественным банкам. И привлекают иностранные банки на свои территории лишь в случае определенной выгоды для своей страны.
В США, например, Казахстан не может открыть ни одного представительства не говоря уже об открытии филиалов или отделений, поскольку в США действуют многочисленные законы регулирующие присутствие иностранного банка и проводится над ними жесткий контроль. Однако, весьма активно американские банки осваивают казахстанский финансовый рынок. Подобная картина считается вполне нормальной, поскольку надзорные органы каждой страны защищают собственные банковские системы от того, что они считают угрозами для нее.
Не достаточно аргументированы высказывания некоторых руководителей комитета по банкам и денежно — кредитным отношениям Парламента Республики Казахстан, что «…отечественный бизнес становится значительно сильнее при условии конкуренции с иностранными предприятиями. Прессинг конкурентной борьбы заставит отечественные банки искать наиболее радикальные пути своего развития. Клиенты банков могут в этом случае получать банковские услуги по более низким ценам и в больших объемах.» Китай допускает на свою территорию иностранные и совместные банки, однако это ограничивается только валютными операциями. Многие страны мира проводят законы дерегулирующие присутствие иностранных банков, так называемыми либеральными банковскими законодательствами (Испания, Япония, Финляндия, Норвегия, Швеция.). Эти преобразования в содержании банковского законодательства свидетельствуют о достаточно жестких условиях в отношении зарубежного банковского капитала. За прошедшие десять лет в банковском секторе экономики Казахстана произошло пополнение банков за счет иностранных банков. Итак, иностранные банки приносят капитал необходимый для своей деятельности. Однако, банки в первую очередь являются финансовыми посредниками, а инвестиции могут стать в определенной степени лишь средством «зарабатывания» денег иностранными банками.
Специфика современных казахстанских региональных финансовых структур, наряду с их бедностью по сравнению с алматинскими, — это часто имеющая место распыленность и без того ограниченных ресурсов. Практика показывает, что надежность региональных банков находится нередко в обратной зависимости к их числу. В качестве характерного примера здесь можно провести сопоставление региональных финансовых структур Карагандинской, Актюбинской, Акмолинскои, Павлодарской областей. Карагандинская область накануне реформ и в ходе их имела наибольший экономический потенциал наиболее урбанизирована и в этом плане именно здесь количество региональных банков должно бы быть максимальным. Фактически же пропорция (при сопоставлении с Алматы) иная количество банков в Алматы заметно больше (52 против 6). Масштабы производства вышеуказанных областей близки и концентрация банковского капитала в них приблизительно одинакова, так в Актюбинской 6 банков, в Акмолинской и Павлодарской 5 банков.
Для повышения роли региональных банков может использоваться широкий арсенал средств: поддержка со стороны центра (создание приоритетов для наиболее надежных региональных банков, расширение их функций) и со стороны местных властей и волеизъявлением самих банкиров (укрепление важнейших банков за счет поглощения ими, в форме добровольного слияния, мелких ненадежных структур).
Весьма актуально и расширение филиальной сети — большинство региональных банков не имеет развитой филиальной сети.5
Оценивая в целом кредитно-денежную политику правительства, можно констатировать, что как и в прошлые годы, так и сейчас, основные методы кредитно-денежного регулирования (определение учетной ставки, нормы обязательного резервирования, операции с государственными ценными бумагами) направлены на дальнейшую концентрацию финансовых ресурсов в Алматы.
Заключение
Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ (АО).
Действующее банковское законодательство предоставило всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Доходы (прибыль) банка, остающиеся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяются в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.
Роль НБРК в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.
Поскольку в процессе деятельности коммерческого банка затрагиваются имущественные и иные экономические интересы широкого круга предприятий, организаций, граждан, которые являются его акционерами, вкладчиками, кредиторами, государство в лице НБРК, давшего лицензию (разрешение) на деятельность коммерческого банка и тем самым в определенной мере поручившись за законность, правомерность и надежность его работы, осуществляет надзор за его деятельностью, состоянием ликвидности, финансовым положением с использованием, как экономических, так и административных методов управления.
Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно — кредитной системы сегодня возложены на НБРК.
При этом со стороны НБРК используются в первую очередь экономические методы управления и только при их исчерпании (в отдельных случаях) административные. Организация взаимоотношений НБРК с коммерческими банками и методы регулирования деятельности последних предусмотрены соответствующие банковским законодательством. Так, с учетом складывающейся ситуации в экономике НБРК регулирует деятельность коммерческих банков посредством использования такого комплекса экономических методов, как:
- изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в НБРК;
- -изменение объема кредитов, предоставляемых НБРК коммерческим банкам, а также процентных ставок по кредитам;
- проведение операций с ценными бумагами и с иностранной валютой. НБРК, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, например, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т. е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.
Список использованной литературы:
- Жуков Е. Ф. Общая теория денег и кредита. — М., 1995 14.3емцов А. В. Обзор современной банковской системы// Банковское дело, №1,1997
- Колесников В. И., Колесникова Л. П. Банковское дело. — М., 1997
- Поляков В. П., Московкина Л. А. Основы денежного обращения и кредита:
Учебное пособие. — М., 1997
- Райзберг Б. А. Курс экономики: Учебник. — М., 1997
- Рид Э., Котер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки. — М., 1991
- Солнцев О. Г. денежно — кредитная политика на 1998 год// Банковское дело, №3, 1998
- Усоскин В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. – М., 1996
- Харрис Л. Денежная теория. – М., 1990
- Айманова Л.Б. Банковское дело. Алматы 1998
1 Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. – М., 1997
2 Рид Э. Коттер Р., Гилл Э., Смит Р. Коммерческие банки. — М., 1991
3 Харрис Л. Денежная теория. — М.. 1990
4 Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. – М., 1997
5 Айманова Л.Б. Банковское дело. Алматы 1998