План
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Мировой экономический кризис и особенности его проявления в отдельных странах
Глава 2. Последствия мирового кризиса в США
Глава 3.Последствия мирового кризиса в Германии
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Развитие производительных сил в конце 20-х годов минувшего века привело к одной из самых больших катастроф, которые когда либо переживало человечество. И сейчас это тем более актуально, что развитие производства в начале 21 века также может привести к подобному явлению на мировой арене.
Однако сейчас эта тема является не просто предметом изучения историков, ей сейчас занимаются практически большинство ученных всех отраслей науки. История имеет тенденцию иногда повторятся в будущем поэтому изучение причин мирового экономического кризиса как никогда важно именно сейчас.
Мировой экономический кризис 29-33гг. появился тогда, когда мир переживал значительные потрясения и перемены вызванные первой мировой войной, революциями, происходившими в самых различных местах Европы и Америки. В ответ на наступление социалистических революций мировой капитализм стремился в противовес им создать свою собственную концепцию «государства всеобщего благосостояния». Однако именно это стремление любой ценой остановить надвигающуюся угрозу революции и привело капиталистический мир к такому удару от которого оно долго не могло оправиться.
В данной работе я хочу рассмотреть сущность мирового экономического кризиса 1929-33гг. его причины и главные формы его проявления. Поскольку в 20 веке самую значительную роль играли два государства — США и Германия, то именно эти два государства будут рассматриваться в историческом контексте мирового экономического кризиса. И если в одной стране (США) последствия кризиса были преодолены в пользу государства, и в конечном счете дали начало новой экономической политике и процветанию, то в другой стране (Германии) последствия этого кризиса выразились в том, что германское государство оказалось зачинщиком второй мировой войны, что в конечном счете и привело его к краху.
Глава 1 Мировой экономический кризис и особенности его проявления в отдельных странах
Мировой экономический кризис, развернувшийся в 1929-1933 гг., был самым сильным, тяжелым и разрушительным кризисом в истории капитализма. Он резко обострил весь комплекс капиталистических противоречий: классовые, социально-экономические и политические антагонизмы в странах империализма, межимпериалистические конфликты, противоречия между метрополиями и зависимыми странами. Кризис не просто завершил этап временной, частичной стабилизации капитализма, но и показал невозможность укрепления капиталистических отношений на базе традиционных принципов рыночного хозяйства и неограниченного буржуазного индивидуализма. Перед правящим классом империалистических держав во весь рост встала задача скорейшего изыскания действенных средств поддержания своего экономического и политического господства.
По своему характеру и происхождению мировой экономический кризис начала 30-х годов был циклическим кризисом перепроизводства. Однако его исключительная разрушительная сила объяснялась тем, что к действию традиционного механизма циклического развития капиталистического хозяйства присоединились новые факторы долговременного характера, отражавшие глубокие сдвиги в капиталистическом способе производства на стадии империализма. Главным из них был общий кризис капитализма, начавшийся в годы первой мировой войны.[1]
Общий кризис капитализма наглядно обнаружил резко возросшее несоответствие производственных отношений капитализма достигнутому уровню развития производительных сил. Он до крайности углубил противоречия капиталистического способа производства Особая тяжесть кризиса 1929-1933 гг. во многом определялась тем, что в условиях общего кризисе капитализма все более широкий круг социально-экономических проблем приобретал характер долговременных пороков системы. Это, в частности, относилось к нарушениям хозяйственного механизма, порожденным первой мировой войной.
Война нанесла большой урон капиталистической экономике, выражаемый не только цифрами людских и материальных потерь. Ускорив развитие одних отраслей промышленности и затормозив развитие других, она деформировала сложившуюся хозяйственную структуру капиталистических стран. В годы войны оказались нарушенными традиционные мирохозяйственные связи, существенной перестройке подверглись торговые и финансовые отношения капиталистического мира. Послевоенная реконверсия экономики и ее относительная стабилизация в 20-х годах лишь сгладили остроту этих проблем, но не разрешили их, и с началом кризиса они вновь обострились.
Ускоренное первой мировой войной развитие государственно-монополистического капитализма повлекло за собой быстрый рост концентрации производства и капитала. На этой основе произошло новое громадное усиление позиций монополий и их роли в хозяйственной жизни, что обусловило невозможность восстановления в полном объеме довоенных экономических отношений даже после ликвидации военного механизма государственного регулирования экономики. В обстановке кризиса начала 30-х годов вполне проявились как отрицательные последствия анархии нерегулируемого капитализма, так и результаты засилья монополий в экономике.
Действие всех этих факторов придало мировому экономическому кризису 1929 — 1933 гг. необычайную глубину, продолжительность и всеобщий характер, а редкое сочетание этих черт сделало его уникальным в истории капитализма.
Кризис отбросил капиталистическую экономику по меньшей мере на четверть века назад — к показателям начала XX в. Общее сокращение промышленного производства в капиталистических странах составило в среднем 38 %, продукция сельского хозяйства уменьшилась на треть, а объем торговли капиталистического мира упал до трети предкризисного уровня. Таковы были разрушительные последствия кризиса для капиталистического хозяйства и общества.[2]
Невиданной была и продолжительность кризиса. Возникнув осенью 1929 г., он достиг пика своего развития лишь к середине 1932 г., но и после этого потребовалось два-три года, а в отдельных странах — и более продолжительный срок для возврата к докризисному уровню.
Одной из главных причин, затягивавших выход из экономического кризиса, стало безраздельное господство монополий в экономике империалистических стран. В немонополизированных отраслях хозяйства кризисное падение рыночных цен капиталисты, как и прежде, стремились компенсировать наращиванием объема продажи своей продукции, что требовало по меньшей мере сохранения докризисного объема производства. В монополизированном же секторе, наоборот, производство резко сокращалось, с тем чтобы, реализуя меньший объем продукции, обеспечить сохранение высоких монопольных цен. Понятно, что даже при условии падения доходов от реализации продукции монополии получали существенное преимущество: путем сокращения производства они значительно уменьшали его издержки и сохраняли тем самым свою чистую прибыль.
Искусственное поддержание монополиями высокого уровня цен при резком падении производства влекло за собой еще большее углубление кризиса в результате сокращения потребления сырья и оборудования, а также снижения платежеспособного спроса населения. Все это до крайности затрудняло выход из кризиса, так как высокие цены препятствовали рассасыванию товарных излишков. Итогом хозяйственной политики монополий явился непомерный рост недогруженности производственных мощностей (т. е. избытка основного капитала) и безработицы, что крайне осложнило традиционный путь преодоления экономического кризиса, состоявший в обновлении основного капитала.
Всеобщий характер экономического кризиса начала 30-х годов проявился в двух аспектах. Во-первых, в той или иной степени кризис захватил все капиталистические страны: большие и малые, индустриально развитые и отсталые, империалистические и колониальные независимо от их географического положения и формы политического правления. Разумеется, картина развития экономического кризиса была неодинаковой. Вступление различных стран в кризис растянулось более чем на год -до конца 1930 г. Столь же неравномерным был и выход из кризиса: в отдельных странах он затянулся до 1935- 1936 гг. Тем не менее кризис начала 30-х годов стал кризисом всей мировой системы капиталистического хозяйства.
В наибольшей степени кризис поразил экономику США и Германии, самых развитых империалистических держав, господство мощных монополий в хозяйственной жизни которых было безраздельным. Несколько меньшей была глубина экономического кризиса во Франции, но зато кризис затянулся там до 1935 г. Примерно таким же было падение промышленного производства и в Италии (почти на треть), несмотря на предпринятые фашистским режимом энергичные противокризисные меры.
В Англии, промышленность которой лишь накануне кризиса достигла уровня 1913г., падение производства было относительно небольшим. Сравнительно менее глубоким был кризис и в Скандинавских странах. С другой стороны, чрезвычайно глубоко было поражено кризисом хозяйство аграрных и аграрно-индустриальных стран Европы и Латинской Америки. Это объяснялось как засильем иностранного капитала в их экономике, так и особенностями развития длительного аграрного кризиса.[3]
Во-вторых, всеобщий характер экономического кризиса начала 30-х годов выражается в его универсальности — он охватил все сферы капиталистического хозяйства и промышленности кризис парализовав половину (а иногда и больше) производственных мощностей ее ведущих отраслей горной металлургии, машиностроения, горнодобывающей и легкой промышленности лишь некоторые новые отрасли — авиационная, химическая, электротехническая — продолжали развиваться, хотя кризис не миновал и их. Падение производства имело место во всех отраслях промышленности, но производство средств производства сократилось в среднем вдвое больше, чем выпуск предметов потребления. Значительный ущерб был причинен кризисом транспорту, особенно морскому: резко сократились объемы перевозок, упала стоимость фрахтов.
Экономический кризис резко усилил аграрный кризис перепроизводства, развернувшийся после окончания первой мировой войны. Быстрое падение ей на сельскохозяйственную продукцию ело к массовому разорению фермеров и крестьян, а это влекло за собой снижение емкости внутреннего рынка и уменьшение платежеспособности стран -экспортеров сырья и продовольствия. Если к 1931 г. физический объем их экспорта сократился на 5 %, то сокращение его стоимости составило почти 45 %, что было прямым следствием увеличения “ножниц цен” на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Падение промышленного производства углубление аграрного кризиса крайне отрицательно сказались на мировой капиталистической торговле. Всеобщий характер кризиса практически лишил одни страны возможности маневрировать за счет других. На фоне резкого сокращения общего объема торгового оборота усилились тенденции торгового шовинизма, автаркии, свертывания хозяйственных отношений между странами. Одновременно обострись конкуренция на мировом рынке, принявшая характер торговой войны. Внутренний рынок ограждался все более высокими таможенными барьерами. Только 1931-1932 гг. 76 стран повысили таможенные пошлины, ввели разного рода квоты и другие ограничения импорта. Разрушение мирохозяйственных связей, таким образом, зашло очень далеко.
Особенно страдала в этих условиях экономика аграрного сектора. При огромном росте армии обездоленных и голодных происходило широкомасштабное уничтожение продуктов питания. Под нож шли датские коровы, австралийские овцы, американские свиньи, тонны молока выливались в реки, запахивались пшеничные поля, посевы хлопчатника, мешки с бразильским кофе выбрасывали в море или пускали на дорожное покрытие.1
В связи с обострением торгового соперничества оказались подорванными и традиционные основы финансовых взаимоотношений капиталистических стран. В годы кризиса капиталистический мир пережил три волны инфляции. Первая из них охватила в начале кризиса экономику ряда аграрных государств. Вторая волна инфляции заставила Англию в сентябре 1931 г. отменить золотой стандарт фунта стерлингов, а ее доминионы, Индию, Бразилию, Аргентину и Скандинавские страны — привязать курсы своих валют к обесцененному английскому фунту. Третья волна, поднявшаяся весной 1933 г., была связана с отходом от золотого стандарта Соединенных Штатов. В результате обесценились валюты 56 государств, а на мировом финансовом рынке развернулась валютная война между долларовым блоком США и английским блоком фунта стерлингов, весьма осложнившая выход из кризиса.
Политика господствующих классов всех капиталистических стран в годы кризиса была нацелена на то, чтобы переложить основную его тяжесть на трудящиеся массы этих стран, а также на колониальные народы. Главное бремя кризиса вынес на себе рабочий класс. В начале 30-х годов произошло не только относительное, но и абсолютное обнищание пролетариата. К началу 1932 г. армия полностью безработных в капиталистических странах превысила 26 млн. человек, а с учетом занятых неполную рабочую неделю перевалила за 30 млн. Чрезвычайно ухудшилось положение крестьянских масс, резко снизился жизненный уровень городской мелкой буржуазии.
Потеряв в годы кризиса большую часть завоеваний предшествующих лет, рабочий класс боролся за улучшение экономического положения, за сохранение и расширение социальных прав трудящихся. В 15 ведущих капиталистических странах состоялось около 20 тыс. забастовок, в которых участвовало 10 млн. человек. Усилились демократические движения, выступления крестьян, новый подъем переживала национально-освободительная борьба народов колоний. Особым размахом и боевым духом отличались движения безработных, развернувшиеся во всех главных странах капитализма. Выросли ряды и укрепился авторитет коммунистических партий.
Существенные изменения внес кризис и во все другие сферы жизни капиталистического общества. В области международных отношений в годы кризиса начался процесс крушения Версальско-Вашингтонской системы послевоенного урегулирования, усилилась реакционность внешней политики империалистических держав. В рядах правящих классов возросло стремление к сильной власти, к авторитарным методам обеспечения своего классового господства. Померк ореол идей буржуазного индивидуализма, неограниченной свободы частной инициативы и предпринимательства. Активизировались теоретические и практические поиски новых средств и методов борьбы с кризисом.
Магистральным направлением таких поисков стало усиление государственного вмешательства в экономику и социальные отношения, ускорение развития государственно-монополистического капитализма. Усиление государственно-монополистического регулирования, конкретный вариант которого определялся спецификой социально-экономического и политического развития отдельных стран, обеспечивало капиталистическому хозяйству новую возможность осуществления расширенного воспроизводства, открывало перспективы дальнейшего развития капитализма, но и несло с собой новое обострение всех его противоречий. Огромное значение для превращения государственно-монополистического капитализма в постоянный элемент социально-экономического строя ведущих империалистических держав имело развертывание исторического соревнования двух противоположных общественных систем — капитализма и социализма.
Мировой экономический кризис 1929- 1933 гг. стал глубоким водоразделом в новейшей истории стран Европы и Америки.
Глава 2. Последствия мирового кризиса в США
Кризис и положение трудящихся. Экономический кризис 1929-1933гг. особенно сильно поразил главную страну капиталистического мира — Соединенные Штаты Америки. В 1932 г., когда кризис достиг наибольшей глубины, общий объем продукции промышленности составил лишь 54 % докризисного уровня.
Наибольшее падение продукции имело место в отраслях тяжелой промышленности, т. е. там, где позиции монополий были особенно сильны. Стремясь сохранить прежний уровень прибылей, они проводили политику искусственного поддержания высоких цен путем решительного сокращения производства. Так, например, из 285 доменных печей, числившихся тогда в стране, летом 1932 г. действовало только 46.
Экономический кризис принес неслыханные бедствия рабочему классу. Армия безработных возросла во много раз: она достигла к 1933 г. 16,9 млн. человек. Следовательно, каждый третий рабочий был лишен работы. Широкое распространение получила частичная безработица. В 1932 г. полностью занятыми остались только 10 % рабочих.
Миллионы безработных и членов их семей лишились всяких средств к жизни. Отсутствие системы социального страхования не оставляло им надежд на помощь государства. После бесплодных поисков работы и истощения сбережений рабочие нередко оказывались перед угрозой голодной смерти. Кризис привел к абсолютному обнищанию рабочего класса. По подсчетам АФТ, реальная заработная плата рабочих снизилась в 1929-1932 гг. в среднем на 35%.[4]
Катастрофически ухудшилось и положение фермеров. Сильное падение цен и доходов привело к повальному разорению фермеров. За четыре года кризиса разорились и были подвергнуты принудительной распродаже за неуплату долгов и налогов 900 тыс. фермерских хозяйств, т. е. 15 % их общего числа. Разорившиеся фермеры вливались в огромную армию бродяг, скитавшихся по стране в напрасных поисках работы.
Кризис охватил и всю финансовую систему страны. В октябре 1929 г. в США началась невиданная биржевая паника. К марту 1933 г. общая стоимость акций сократилась в четыре с половиной раза. За четыре года прекратили существование более 5,5 тыс. банков, т е. пятая часть всех банков США. Миллионы мелких вкладчиков теряли свои сбережения и превращались в нищих.
Внутренняя политика правительства Гувера. Надежды трудящихся на то, что в трудные годы правительство придет им на помощь, оказались несостоятельными. Президент Гувер и члены его кабинета, основываясь на идеологии “твердого индивидуализма”, решительно возражали против использования государства для непосредственного регулирования экономики и социальных отношений. Они отвергали все предложения о государственной помощи безработным и тем более о введении федеральной системы социального страхования. В лучшем случае деятели республиканской администрации соглашались лишь с тем, что в экстраординарных условиях кризиса для помощи безработным могут быть использованы средства муниципалитетов и штатов, обычно же они возлагали эти функции исключительно на частную благотворительность. Вся практическая деятельность республиканского правительства в этой сфере свелась к организации в небольших размерах общественных работ.
Не отвечала требованиям момента и аграрная политика правительства Гувера. Созданное в 1929 г. федеральное фермерское управление начало скупку сельскохозяйственных товаров, чтобы не допустить слишком сильного падения цен. К середине 1931 г. на правительственных складах скопились огромные запасы: 257 млн. бушелей пшеницы и 1,3 млн. кип хлопка. Операции фермерского управления принесли немалые выгоды верхушке крупного фермерства и особенно монополистическим посредническим компаниям, в распоряжении которых находились основные запасы продукции. Однако сосредоточение крупных товарных запасов без надежды на выгодный сбыт оказывало крайне неблагоприятное влияние на рынок. Когда же во второй половине 1931 г. фермерское управление прекратило закупки и начало распродажу своих запасов, это привело к полной дезорганизации сельскохозяйственного рынка и к еще большему ухудшению положения основной массы фермеров.
Правительство Гувера долгое время не прибегало к государственному регулированию и в таких высокомонополизированных отраслях экономики, как промышленность и банковско-финансовая система. Однако там, где речь шла об интересах крупного капитала, руководители республиканской администрации давали гораздо более расширительное толкование догматов “твердого индивидуализма”, чем в своей политике по отношению к рабочему классу, где любые требования государственной помощи с порога отвергались. Уже в 1929 г. республиканское правительство приняло меру к удешевлению кредита и провело очередное снижение налогов на доходы корпораций. В 1930 г. вступил в силу новый тарифный закон, еще раз увеличивший размеры импортных пошлин.
Осенью 1931 г. в связи с резким ухудшением хозяйственной конъюнктуры и участившимися крахами крупных банков правительство вынуждено было отступить от канонов “твердого индивидуализма”. Гувер выступил с инициативой создания Национальной кредитной корпорации с капиталом в 500 млн. долл., который предполагалось собрать путем добровольных взносов банковских групп. Когда же оказалось, что владельцы крупнейших банков не намерены расходовать средства на помощь своим коллегам, попавшим в затруднительное положение, на спасение монополий, оказавшихся перед угрозой краха, были брошены крупные государственные средства. В январе 1932 г. конгресс принял закон об основании Реконструктивной финансовой корпорации (РФК). Всего лишь за один год РФК распределила субсидий и займов на 2 млрд долл
Деятельность РФК свидетельствовала о том, что в период кризиса 1929- , 1933 гг. в США вновь началось усиление государственно-монополистических тенденций. Однако пока у власти находилась республиканская администрация, эти тенденции обнаруживались лишь эпизодически, а главное, они проявлялись в форме государственного субсидирования монополий, а не в форме непосредственного государственного регулирования. Они не распространялись на сферу социальных отношений.[5]
Социальные движения. Расстройство экономической жизни общества, вызванное кризисом, неслыханное обострение нужды и бедствий трудящихся, антинародная политика буржуазного правительства-такова была объективная основа новой волны массового народного движения, охватившего Соединенные Штаты в начале 30-х годов.
Несмотря на то что степень профессиональной организованности рабочего класса оставалась очень низкой (лишь 10 % рабочих были членами профсоюзов), несмотря на прямую сделку лидеров АФТ с правительством, в результате которой профсоюзам было навязано обязательство воздерживаться от забастовок, стачечное движение в США достигло весьма большого размаха. Всего за 1930-1932 гг. в стране бастовало около 850 тыс. рабочих. Таким образом, после длительного спада забастовочной борьбы, начавшегося в годы капиталистической стабилизации, появились признаки оживления стачечного движения. Это создавало основу для нового подъема забастовочной борьбы, обозначившегося со второй половины 1933 г.
Еще более интенсивно развивалось движение безработных, которое стало в годы кризиса главной формой борьбы рабочего класса. Оно проходило под руководством Коммунистической партии. 6 марта 1930 г. были проведены массовые демонстрации протеста против безработицы. В них приняло участие около 1250 тыс. рабочих. В июле 1930 г. состоялся первый общеамериканский съезд безработных. Съезд создал Национальный совет безработных, который объединил деятельность советов безработных на местах.
Летом 1930 г. Коммунистическая партия предложила законопроект о социальном страховании, получивший название “рабочего билля”. Он предусматривал выплату пособий по безработице, старости или болезни в размере средней заработной платы промышленного рабочего. Фонд социального страхования предполагалось создать путем дополнительного налогового обложения крупного капитала. Требования “рабочего билля” нашли широкий отклик среди участников демонстраций и голодных походов безработных в различных районах страны, а в 1931-1932 гг. по инициативе и под руководством Коммунистической партии были проведены два национальных голодных похода на Вашингтон.
Другим важным событием классовой борьбы тех лет был поход ветеранов первой мировой войны летом 1932 г. Бывшие солдаты потребовали немедленной выплаты так называемого бонуса, т. е. компенсации за их службу в армии в период войны. В июне 1932 г. в столице США собралось около 25 тыс. ветеранов и членов их семей. Палата представителей решила удовлетворить их требование. Однако по настоянию Гувера сенат отверг билль о выплате бонуса. Это всколыхнуло движение ветеранов Участники похода стали требовать не только уплаты бонуса, но и введения системы социального страхования. Тогда по приказу Гувера против ветеранов войны были брошены регулярные войска. Участников похода разогнали, а их временный лагерь сожгли. Но эта расправа не испугала трудящихся. Движение безработных развернулось с новой силой.
Наряду с коммунистами в движении безработных приняли участие Социалистическая партия и левая оппозиционная группа в рядах АФТ, оформившаяся в 1929 г. в Конференцию за прогрессивное рабочее действие Созданные ими рабочие альянсы и лиги безработных нередко становились важным орудием борьбы рабочего класса.
Движения социального протеста охватили и широкие слои фермерства. В августе 1932 г. в штате Айова началась забастовка фермеров, которая распространилась затем на другие штаты Среднего Запада На дорогах, ведущих в города, появились забастовочные пикеты Фермеры наваливали на шоссе бревна, камни, старые повозки и задерживали грузовики, которые подвозили сельскохозяйственную продукцию на скупочные пункты посреднических монополий.[6]
Власти мобилизовали против забастовщиков полицейские силы На подступах к некоторым городам завязались настоящие сражения фермеров с полицией и охранными отрядами монополий Только в октябре 1932 г с помощью насилия, угроз и обещаний властям удалось добиться прекращения забастовки
Однако фермеры продолжали борьбу В конце 1932 — начале 1933 г стало частым сопротивление принудительной распродаже ферм за неуплату долгов и налогов Фермеры являлись на торги и под угрозой насилия не разрешали никому принимать участие в аукционе Другой формой сопротивления были “грошовые распродажи” Из числа фермеров выделялось несколько человек, которые участвовали в аукционе, предлагая предельно низкие цены Больше никто к торгам не допускался Фермеры заставляли кредиторов принимать в погашение долга несколько долларов, вырученных на аукционах, а “купленное” таким путем имущество возвращали его владельцу
Активную роль в этой борьбе играла Лига объединенных фермеров, руководимая коммунистами На Юге с 1931 г действовал Союз кропперов-издолыциков, созданный по инициативе компартии
Массовые движения социального протеста создали в стране крайне напряженную обстановку Рабочие, фермеры, представители средних городских слоев воочию увидели своего главного врага — монополии Крупный капитал вновь стал объектом острой критики Антикапиталистические устремления масс нашли выражение в интересе, проявляемом к Советскому Союзу, в популярности идей планирования экономики для “всеобщего блага”.
Глубокое разочарование масс в деятельности буржуазных партий привело к возрождению движения за независимые политические действия и за создание третьей партии Активными пропагандистами этих идей были Лига за независимые политические действия, созданная в 1929 г представителями радикальной интеллигенции, Фермерско-рабочая партия Миннесоты, завоевавшая в 1930 г пост губернатора штата, и группа левых республиканцев, наиболее влиятельным лидером которой после смерти Р. Лафоллета стал сенатор Дж Норрис Осуждая реакционную политику буржуазных партий, участники движения защищали программу реформ, направленную на ограничение господства монополий
В этой обстановке развернулась избирательная кампания 1932 г Обе буржуазные партии стремились представить себя защитниками интересов народа Кое в чем даже республиканцам пришлось идти на уступки Так, в марте 1932 г Гувер подписал закон Норриса-Лагардиа, ограничивший судебное вмешательство в трудовые конфликты Однако для республиканцев это было не правилом, а исключением В их предвыборной платформе не было ничего, что обещало хотя бы частичное облегчение бедственного положения рабочих и фермеров.[7]
В отличие от республиканцев демократическая партия и особенно ее кандидат на пост президента США — губернатор штата Нью-Йорк Франклин Рузвельт — признали необходимым пойти на некоторые уступки трудящимся, на проведение отдельных либеральных реформ, рассчитанных на ослабление остроты классовых противоречий Гибкая тактика кандидата демократической партии, выдвинувшего лозунг “нового курса”, а также несравненно более благоприятное положение демократов, позволившее им сваливать всю вину за кризис на республиканцев, обеспечили Рузвельту победу на выборах За него голосовали в 1932 г 22,8 млн избирателей, что дало ему 472 выборщика, тогда как Гуверу удалось получить только 15,8 млн голосов и всего лишь 59 выборщиков Демократы завоевали большинство в обеих палатах конгресса После 12-летнего перерыва власть вновь оказалась в их руках.
Глава 3. Последствия мирового кризиса в Германии
Экономический кризис и его социальные последствия. Кризис 1929-1933 гг. в Германии носил особенно острый характер и вызвал глубокие социально-политические потрясения. Падение производства продолжалось в течение трех лет, в промышленности оно сократилось до 58 % от уровня 1928 г. Реальная заработная плата снизилась на 50 % и составляла половину официального прожиточного минимума.
Численность полностью и частично безработных приближалась к 9 млн., из них лишь около 20 % получали мизерное пособие по безработице. С особой силой кризис ударил по средним слоям населения. Сотни тысяч служащих и чиновников оказались без средств к существованию, десятки тысяч мелких производителей, торговцев, малоземельных крестьян ежегодно попадало в водоворот банкротств. Оборот розничной торговли сократился на одну треть, ремесленного производства — в два раза. Денежные доходы сельского хозяйства снизились на одну треть, его общая задолженность увеличилась до 12 млрд. марок. Кризис глубоко потряс кредитно-финансовую систему Германии, вызвал крах ряда крупных банков, повлек за собой многочисленные банкротства, сокращение прибылей, особенно в “старых” отраслях промышленности — металлургической, горнодобывающей и др. В отличие от стран-победительниц возможности германской буржуазии в преодолении кризиса были ограничены вследствие финансовой зависимости Германии от заграницы, отсутствия у нее колоний, узости внутреннего рынка
Как и в других индустриально развитых государствах, в Германии был деформирован механизм автоматического выхода из кризиса через обесценение основного капитала. В отраслях, где господствовали монополии, производство упало в два-три раза при сохранении относительно высокого уровня цен. И наоборот, в немонополизированной текстильной промышленности объем производства сократился лишь на 20 %, а цены-на 60%. Высокие картельные цены тормозили обесценение основного капитала и выход из кризиса традиционным путем.
Монополистический капитал реагировал на экономический кризис жесткими требованиями “социального демонтажа”. Имперский союз германской промышленности призвал “очистить” государственный бюджет от социальных расходов, восстановить на предприятиях довоенный принцип “хозяина в своем доме”, сократить налог на капитал на 50 % с последующей его полной отменой. Подчеркивалось, что эти требования способно выполнить “лишь твердое и устойчивое правительство”, которому при необходимости надо предоставить чрезвычайные полномочия.[8]
Финансовый капитал навязывал правительству выгодную для него дефляционную политику. Под давлением монополий социал-демократический министр финансов был отправлен в отставку. Новый министр, ставленник “И. Г. Фарбениндустри” Мольденхауэр, представил проект государственного бюджета, предусматривавший увеличение налогового обложения трудящихся почти на полмиллиарда марок. Но крупная буржуазия не была удовлетворена этим компромиссным решением, требуя более радикальных мер. Она стремилась к ограничению прерогатив государства в определении уровня заработной платы, условий труда, социального страхования. СДПГ под давлением профсоюзов отказалась удовлетворить эти притязания. В марте 1930 г “большая коалиция” с участием социал-демократов распалась.
Политика кабинетов Брюнинга. Новое правительство возглавил лидер правого крыла партии Центра Брюнинг. Его кабинет стал важной вехой в эволюции политической системы Германии вправо. Это было первое “президиальное правительство”. Не имея большинства в рейхстаге, оно существовало лишь “доверием президента” и управляло с помощью чрезвычайных декретов Гинденбурга. В 1930 г. было издано 5, в 1931 г.-44, а в 1932 г.-66 чрезвычайных декретов. Законодательные функции рейхстага сводились почти на нет:
в 1932 г. он принял лишь 5 законов. Создание “президиальных кабинетов” было результатом отказа значительной части германской буржуазии, в том числе партии Центра, от политики буржуазного реформизма. Следствием этого было сужение партийно-политической базы Веймарской республики.
Монополистический капитал стремился взвалить издержки кризиса на рабочий класс. Поскольку это могло вызвать оппозицию со стороны СДПГ, был взят курс на разрыв коалиции с нею. Важно также подчеркнуть взаимообусловленность стратегии финансового капитала во внутренней и внешней политике. Военная ревизия Версаля и всей послевоенной системы международных отношений считалась невозможной без ликвидации веймарской демократии. Выдвигая цель подготовки войны-реванша, империалистические круги Германии видели гарантию ее победоносного завершения в установлении диктаторского режима.
Таким образом, менялась стратегия монополистического капитала. Буржуазный и социал-демократический реформизм, буржуазно-парламентская демократия, сохранение веймарской коалиции — все это больше не соответствовало его интересам, не давало ему гарантии “спокойного тыла” в захватнической войне. Логика развития событий требовала поиска новой массовой опоры. В этой ситуации германская империалистическая буржуазия сделала выбор, окончательно определив свое отношение к фашистскому движению. Однако это произошло лишь в конце 1932 г. Установлению фашистской власти предшествовала острая борьба внутри правящих сил по вопросу о формах и характере диктаторского режима. “Приучая” страну к антипарламентским методам правления, кабинет Брюнинга объективно расчищал путь фашизму. Вся его политика была направлена на обеспечение интересов монополий. Первая чрезвычайная программа для покрытия бюджетного дефицита была представлена им в июле 1930 г. Она предусматривала значительное снижение пособий по безработице и другим видам социального страхования, сокращение жалованья чиновникам и служащим, увеличение налогов на трудящихся и др. Вместе с тем увеличивалась “восточная помощь”, т. е. кредиты юнкерскому землевладению, повышались льготы, экспортные гарантии и кредиты промышленникам. Кабинет Брюнинга фактически стал на путь государственно-монополистического регулирования. Кризис подтолкнул и усилил его развитие в Германии. В ходе борьбы внутри монополистического капитала победу одержала та его часть, которая считала необходимым энергичное вмешательство государства в экономику и общественные отношения, осуществляемое в консервативных формах.[9]
Дефляционная политика Брюнинга длительное время основывалась на сохранении монопольных цен. Лишь чрезвычайный декрет в декабре 1931г. предусматривал наряду с сокращением заработной платы до уровня 1927 г некоторое снижение цен, что усиливало конкурентоспособность германской промышленности на мировых рынках. Был назначен государственный комиссар по ценам. Однако политика дефляции, снижая покупательную способность внутреннего рынка, содействовала обострению кризиса.
В 1931 г. углубился кредитно-финансовый кризис, обанкротился ряд банков. Правительство реагировало на это назначением государственного комиссара для надзора за банковской системой, а также акциями так называемого санирования, т. е. “оздоровления”. Государство завладело 90 % капитала второго по величине в стране Дрезденского банка, спасло от краха Берлинский банк, две крупнейшие пароходные компании — “Гапаг” и “Северо-германский ллойд”, ряд сельскохозяйственных латифундий, а также концерны Рёхлинга, Борзига, предотвратило крах самого мощного в Европе Стального треста. Стальной трест и Дрезденский банк (а в меньшей степени и другие “санированные” предприятия) оказались фактически в руках государства. Государство участвовало в 583 акционерных обществах с капиталом свыше 5 млрд. марок, контролировало большинство банков, вмешивалось в систему тарифных договоров в интересах предпринимателей.
Форсируя дефляционную политику, Брюнинг рассчитывал, что иностранные банкиры оценят его усилия по стабилизации марки и государственного бюджета, предоставят новые кредиты и проявят снисходительность в репарационном во-
просе. Приняв в 1930 г. новый репарационный план Юнга, Германия не собиралась его выполнять. Брюнинг настойчиво искал пути для отсрочки очередных взносов. После моратория, объявленного США в 1931 г., Германия практически прекратила выплату репараций.1
Кабинет Брюнинга выражал в основном интересы тактически более гибкого крыла монополистического капитала — электротехнических компаний, концерна “И. Г. Фарбениндустри”, имевших Тесные связи с французскими и англо-американскими монополиями. Эта часть крупной буржуазии вначале исходила из целесообразности постепенно, конституционным путем парализовать действие парламентских институтов республики. В тот период крупная буржуазия и юнкерство, которым претили амбиции Гитлера, плебея и авантюриста, предпочитали оставить руль государственного управления за респектабельными господами из партии Центра. Именно Брюнинг, допуская возможность коалиции с НСДАП, рассчитывал “приручить” и поглотить фашистское движение.
Однако к концу 1931 г. внутри блока, который поддерживал правительство Брюнинга, усилилась переориентация, активизировалось его профашистское крыло. В октябре 1931 г. был создан “Гарцбургский фронт”. В нем были представлены все оттенки националистической оппозиции — от лидера Немецкой национальной народной партии Гугенберга до Гитлера. Хотя он распался, так как не были удовлетворены главные требования нацистов, именно со второй половины 1931 г. участились прямые домогательства со стороны Гитлера и его “опекунов” заменить Брюнинга “твердым канцлером и твердыми людьми вокруг него”. После успеха НСДАП на выборах в рейхстаг 14 сентября 1930 г. значительно укрепились позиции крупных монополистов Тиссена, Кирдорфа, Флика, поддерживавших фашистские притязания на власть. Сторонниками нацистов стали и те круги монополистического капитала, которые ранее скептически оценивали способность Гитлера создать фашистской партии массовую базу. Вместе с тем разногласия среди германской буржуазии еще не были преодолены: на выборах президента республики весной 1932 г. наряду с Гинден-бургом баллотировались представители правоэкстремистских сил, в том числе Гитлер. Гинденбург был избран лишь в результате поддержки СДПГ. Его переизбрание укрепило правое крыло буржуазии. Решающая часть монополистического капитала все более ориентировалась на установление фашистской диктатуры. В конце мая 1932 г. правительство Брюнинга ушло в отставку.
Нарастание фашистской опасности. Национал-социалистская немецкая рабочая партия (НСДАП) — “буржуазная партия нового типа” (П. Тольятти) -создавалась под лозунгом борьбы против “большевизма” и “ноябрьских преступников”, как орудие правоэкстремистских сил монополистического капитала для решения двух главных задач: подавления революционного и демократического движения и ликвидации Версальской системы.
Проповедуемый НСДАП “национальный социализм” претендовал на представительство интересов “всего народа”. Но поскольку основную его часть составляли наемные рабочие, нацисты поставили задачу внедриться в ряды пролетариата, извратить его социалистические идеалы, интегрировать его в капиталистическую систему во имя “общенародных” и “национальных” целей, использовать в качестве “пушечного мяса” в империалистической войне. С этой целью в программу фашистской партии был внесен ряд требований, заимствованных из документов рабочего движения. В ней провозглашались лозунги ликвидации “нетрудовых доходов”, национализации трестов, “участия в прибылях крупных предприятий”, государственных гарантий “трудовой деятельности”, “обеспечения старости”, уничтожения “спекуляции и ростовщичества”. НСДАП рекламировала себя как партия “социальной справедливости” и радикального, “революционного обновления” общества. Нацисты пытались создавать на предприятиях партийные ячейки. Однако завоевать на свою сторону промышленных рабочих до прихода к власти им не удалось. В 1930 г. в нацистскую партию вступило лишь 8,5 % рабочих. Реформистские профсоюзы и СДПГ, не говоря о КПГ и революционной профоппозиции, стояли на антифашистских позициях Нацисты смогли завоевать лишь часть неорганизованных рабочих (особенно в небольших городах), не принадлежавших ни к КПГ, ни к СДПГ Это обстоятельство вынудило фашистскую партию сосредоточить усилия на укреплении влияния среди мелкобуржуазных масс.[10]
Экономический кризис ослабил политический фундамент Веймарской республики — значительная часть средних слоев перешла в оппозицию этому режиму Низвергнутые в пропасть нищеты мелкобуржуазные массы лихорадочно искали пути к преобразованию существующего строя Однако низкий уровень исторического кругозора и классового сознания обусловил парадоксальность их политических взглядов сочетание антимонополистических и антиреспубликанских настроений, надежды на возможность возвращения к домонополистическому капитализму С другой стороны, поскольку Веймарская республика являлась результатом революции и ассоциировалась с деятельностью СДПГ, недовольство мелкобуржуазных слоев нередко принимало форму бунта против “марксистского социализма” Средние слои проявляли враждебность к рабочему классу, твердили о “засилье” профсоюзов Многие требования мелких буржуа объяснялись чувством ущемленного национального достоинства как следствия “версальского унижения” Им импонировали нацистские требования ликвидации Версальского мира, возвращения колоний, установления в стране “сильной власти” Идеологически далекие от пролетарского социализма мелкобуржуазные массы искали политический и государственный идеал в тоталитарных теориях национал-социализма Они и составляли массовую базу НСДАП
Необходимо учитывать также, что фашисты имели тщательно разработанную систему идеологического воздействия на массы, особенно на средние слои города и деревни Программные заявления НСДАП отвечали уровню политического сознания именно этой части населения, требовавшей создания “здорового среднего сословия”, муниципализации универсальных магазинов с выделением прилавков для мелких лавочников, возвращения к цеховой системе средневековья В 1932 г , стремясь закрепить свои позиции, нацисты создали Боевой союз промыслового среднего сословия Используя демагогические лозунги, нацисты увлекли и значительную часть мелкого крестьянства, сельскохозяйственных рабочих Фашистская программа требовала проведения “учитывающей национальные особенности земельной реформы”, в том числе издания закона о “безвозмездном отчуждении земли” в пользу всего общества, отмены арендной платы и “прекращения спекуляции землей”
Особое внимание гитлеровцы уделяли политической обработке молодого поколения Ее организация была продумана во всех деталях учитывалась жизненная неопытность юношества и склонность его к романтическим приключениям, любовь к униформе и спорту, невозможность трудоустройства Союз гитлеровской молодежи создавал свои организации в школах и высших учебных заведениях Преобладающая часть студенчества оказалась благоприятной средой для нацистской агитации. Этому содействовала и консервативная часть профессуры, которая, как и чиновничество, была не только восприимчива к националистической пропаганде, но и принимала активное участие в формировании профашистского идейного климата.
Преследуя цель “искоренения марксистского мировоззрения”, развертывая антисемитскую пропаганду, фашистская партия использовала все средства идеологического воздействия на массы, создавала организации насилия и террора против инакомыслящих.[11]
Однако НСДАП не смогла бы прорваться к власти без поддержки монополистического капитала По мере того как крупный капитал осознавал необходимость политической массовой опоры для диктаторского режима, влияние фашистской партии возрастало Если в начале 20-х годов ее кредиторами были некоторые баварские промышленники, Ф Тиссен и Г Стиннес, то в 1927 г с ней установил контакт создатель угольного синдиката Э Кирдорф, а затем и другие монополисты Поддержка монополий позволила фашистской партии развернуть широкую пропагандистскую деятельность. Возросла ее численность-со 100 тыс. в 1927 г. до 850 тыс. к началу 1933 г. На выборах в рейхстаг 14 сентября 1930 г. НСДАП собрала почти 6,5 млн. голосов и создала вторую по численности (после СДПГ) фракцию парламента. Покровители нацистов увидели подтверждение перспективности своей ставки на фашистскую партию. Лидеры НСДАП сумели преодолеть подозрительность некоторой части представителей крупного капитала к псевдореволюционным лозунгам партии. На ряде встреч Гитлера с промышленниками и банкирами было разъяснено, что монополистические объединения типа фирмы Круппа и крупные аграрии “выполняют свои специфические задачи”, заслуживают “уважения”, а требования об экспроприации касаются неарийцев, особенно евреев.
Финансовый крах 1931 г. еще более укрепил позиции профашистских сил. В октябре 1931 г. Гинденбург впервые удостоил Гитлера личной встречи. Хотя из-за чрезмерных притязаний нацистов договориться не удалось, НСДАП явно превращалась в гегемона всех реакционных сил. С середины 1932 г. менялась ориентация таких крупнейших монополистических гигантов, как Всеобщая электрическая компания и концерн “И. Г. Фарбениндустри”, менее пострадавшие от кризиса, чем компании в старых отраслях промышленности. Если ранее они вполне удовлетворялись “президиальными кабинетами” Брюнинга, то во второй половине 1932 г., когда кризис ударил по прибылям и этих монополий, их позиции изменились. Бездействие парламента, правительственная чехарда, рост влияния компартии, нарастание стачечного движения — все это свидетельствовало о том, что политический кризис стал принимать острый характер. В этой ситуации среди широких кругов буржуазии становилась все более популярной фашистская идея о всевластии государства, являвшаяся краеугольным камнем идеологической платформы НСДАП. Интересам крупного капитала и умонастроению всего консервативного лагеря отвечал курс нацистской партии на тотальную диктатуру и военный реванш.
Преемником Брюнинга стал деятель, близкий к правому крылу партии Центра,- Папен, сформировавший кабинет, который опирался на поддержку профашистских кругов монополистического капитала. Однако в рейхстаге он не имел большинства и продолжал практику управления с помощью чрезвычайных декретов. Папен с ведома Гинденбурга пошел на открытый государственный переворот в Пруссии: 20 июля 1932 г. правительство этой крупнейшей земли во главе с социал-демократом О. Брауном было смещено и заменено профашистски настроенными чиновниками. Шансы нацистов на создание правительства повысились. Этому способствовала и их победа на выборах в рейхстаг в июле 1932 г., когда НСДАП получила 13,8 млн. голосов избирателей (см. табл. на с. 218).
Фашизм и рабочие партии. Победа фашизма в Германии не была фатальной. Создание мощного антифашистского фронта могло преградить ему путь к власти. Основой антинацистского сопротивления был рабочий класс, организованный в КПГ, СДПГ, в пролетарских профсоюзах. Располагая около ‘/з голосов в рейхстаге, опираясь на антифашистские силы вне парламента, рабочие партии могли нанести гитлеровцам решительный удар. Но социал-реформистские силы отказались от сотрудничества с компартией. Их средства борьбы против фашизма не были эффективны, их политика объективно углубляла кризис Веймарской республики и способствовала укреплению позиций нацистов.
Лидеры СДПГ и реформистских профсоюзов искали выход из экономического и политического кризиса исключительно в рамках капиталистической экономики и буржуазного государства. Они претендовали на роль “заботливого врача” у постели “заболевшего капитализма”. Государственно-монополистическое регулирование трактовалось ими как создание “прочного фундамента” будущего социалистического общества. Фашистское движение рассматривалось лишь как результат кризиса и недовольства разорявшейся мелкой буржуазии. Некоторые лидеры СДПГ все же питали иллюзии относительно возможности “приучить к ответственности” нацистов в случае прихода их к власти. Они не видели сущности и социальной роли фашистского движения как орудия правоэкстремистских сил финансового капитала.[12]
Эти идейные принципы определяли практическую деятельность руководства СДПГ и реформистских профсоюзов. Они проводили политику “меньшего зла”, выступая с лозунгами “Лучше Брюнинг, чем Гитлер!”, игнорируя тот факт, что Брюнинг последовательно расчищал дорогу фашистам. Ошибочным и пагубным по своим последствиям было и голосование социал-демократов за переизбрание Гинденбурга президентом германской республики в 1932 г. Отвергнув предложение компартии о совместном выдвижении антифашистского кандидата в президенты, СДПГ и руководство профсоюзов, прикрываясь политикой “меньшего зла”, поддержали Гинденбурга. Кайзеровский фельдмаршал рекламировался как “хранитель республики” и даже как “гарант социализма” в Германии. Голосами социал-демократов он был переизбран, а спустя несколько месяцев призвал Гитлера к власти. Антикоммунизм лидеров СДПГ тормозил создание антифашистского рабочего фронта, обрекал реформистские организации на пассивность. Наиболее отчетливо это проявилось во время переворота в Пруссии в июле 1932 г. Руководство СДПГ, заранее информированное об антиконституционных планах удаления социал-демократов с руководящих постов в Пруссии, ничего не сделало для организации сопротивления рядовых членов партии и профсоюзов, ожидавших призыва к действию Переворот в Пруссии ослабил позиции антифашистских сил.
Наиболее активной силой в борьбе против фашизма была КПГ. В решениях компартии фашистское движение характеризовалось как инструмент крайне империалистических сил монополистического капитала. КПГ вела активную борьбу против политики Брюнинга и чрезвычайных декретов. Несмотря на общую тенденцию спада забастовочного движения в годы кризиса, компартии и революционной профоппозиции (РПО) удалось организовать ряд крупных выступлений рабочих. В 1930- 1931 гг прошли стачки металлистов Берлина, горняков Рура, забастовки в Мансфельдском промышленном районе, в сентябре — ноябре 1932 г.- более тысячи экономических и политических стачек на транспорте и на других предприятиях.
В 1930 г. КПГ разработала Программу национального и социального освобождения немецкого народа. В ней вскрывалась сущность фашизма как антирабочей, антисоциалистической и антинациональной силы. В 1931 г. КПГ опубликовала программу помощи крестьянству, план ликвидации безработицы, а также программу помощи средним слоям населения. В этих документах выдвигались требования безвозмездной конфискации помещичьей земли и бесплатной передачи ее малоземельным крестьянам и батракам, предусматривалась система мер для увеличения занятости и облегчения положения мелкобуржуазных слоев. Компартия стремилась подорвать позиции нацистской партии, создать союз рабочего класса и всех трудящихся масс города и деревни. В сентябре 1930 г. был создан Союз борьбы против фашизма, активное сопротивление гитлеровским головорезам оказывали отряды рабочей самообороны. Несмотря на трудности, КПГ удалось укрепить свои позиции в массах. На выборах 14 сентября 1930 г. она получила на 1,3 млн голосов больше, чем в 1928 г.,- за нее проголосовало 4,6 млн. человек
Вместе с тем росту влияния компартии, ее борьбе за создание антифашистского фронта мешали ошибки в ее стратегии и тактике. В программе 1930 г. в качестве альтернативы фашистской диктатуре выдвигался как ближайшая цель борьбы лозунг социалистической революции и диктатуры пролетариата. В январе 1931 г. КПГ выступила с лозунгом народной революции. Он отражал понимание того, что пролетариат может одержать победу лишь в союзе с трудящимися средними слоями. Однако лозунг народной революции нередко трактовался как синоним социалистической революции. В этом отразилось непонимание неизбежности промежуточных этапов на пути к пролетарской революции, сочетания борьбы за демократию с борьбой за социализм. Когда фашизм стал главной опасностью, неотложной задачей рабочего класса явилась защита буржуазно-демократических завоеваний германской революции 1918- 1919 гг. Переместив центр тяжести в повседневной борьбе на конечные цели, компартия не смогла увлечь под свои знамена реформистски настроенную часть рабочих и широкие мелкобуржуазные массы.
Ошибки тактического характера были результатом неверного понимания политических функций реформизма в условиях угрозы фашизма. Социал-реформизм рассматривался как “левое крыло” фашизма, а СДПГ — как “социал-фашистская” партия. Эта характеристика, отражавшая реакцию КПГ на оголтелый антикоммунизм лидеров СДПГ, не учитывала, что по своей классовой природе реформистские организации являлись составной частью буржуазной демократии. Отнесение их к профашистским силам затрудняло создание единого антифашистского фронта. Не были до конца изжиты сектантские взгляды в отношении реформистских профсоюзов, недооценивалось ущемленное национальное чувство немецкого народа. Хотя вопрос о ликвидации грабительского Версальского мира стоял в центре Программы национального и социального освобождения, его практическое решение увязывалось лишь с победой социалистической революции в Германии.
Политика классового сотрудничества, проводимая лидерами СДПГ и профсоюзов, ошибки компартии тормозили сплочение антифашистских сил. Вместе с тем в практической деятельности в течение 1932 г. КПГ исправила некоторые сектантские установки, хотя ее стратегический курс не изменился. Она заявила о готовности сотрудничать с любой организацией в борьбе против фашистской опасности. В мае 1932 г. пленум ЦК КПГ принял решение о проведении “Антифашистской акции”, т. е. о развертывании широкого народного движения против фашизма. Летом 1932 г. в Берлине состоялся общегерманский конгресс “Антифашистской акции”, в котором приняли участие многие рядовые социал-демократы и беспартийные. По всей Германии прошли массовые демонстрации и митинги. Движение “Антифашистской акции” было зародышем антифашистского рабочего фронта. КПГ значительно укрепила свои позиции в массах. На выборах в рейхстаг в ноябре 1932 г. за ее кандидатов было подано около 6 млн. голосов — почти 17 % всех избирателей. Укреплявшуюся тенденцию единства действий пролетарских масс, усиление популярности КПГ нацисты встретили истошными воплями об “опасности красной диктатуры”, будто бы угрожающей Германии[13]
Приход нацистов к власти. Выборы в рейхстаг в июле 1932 г. стали вехой нового этапа кризиса Веймарской республики. Гитлеровцам удалось & значительной мере “поглотить” промежуточные буржуазные партии: фракция НСДАП увеличилась до 230 депутатов, в то время как все другие буржуазные партии, вместе взятые, получили 145 мандатов.
Внутри господствующих классов углублялись противоречия по вопросу о путях и формах установления диктаторского режима. Нацисты претендовали на пост канцлера и другие ведущие портфели в кабинете. Центр же, как и стоявшие за ним политические силы, не были готовы к этому, рассчитывая получить в свои руки решающие рычаги управления государством. Вместе с тем процесс поляризации сил продолжался, причем быстро укреплялось пронацистское крыло. Созданный в 1932 г. “кружок Кеплера”, в который входили наиболее могущественные покровители Гитлера, давал “фюреру” рекомендации по экономической части программы нацистов. В этой ситуации рейхстаг был распущен и на 6 ноября 1932 г. назначены новые выборы. Фашисты надеялись получить подавляющее большинство мандатов и на “законном” основании сформировать правительство.
Однако в то время эти расчеты не оправдались. Более того, осенью 1932 г. стали обнаруживаться симптомы кризиса фашистского движения. Часть введенных в заблуждение попутчиков НСДАП отказала ему в доверии. В результате нацисты получили на этих выборах 11,3 млн. голосов-на 2,5 млн. меньше, чем в июле 1932 г. Германские финансовые магнаты отдавали себе отчет о возможных политических последствиях развала НСДАП. Крах нацизма был бы “национальным бедствием”, “катастрофой”, наперебой взывали буржуазная пресса и покровители НСДАП, размахивая жупелом антикоммунизма. Последнее правительство Веймарской республики, которое возглавил генерал Шлейхер, не имело опоры в рейхстаге и носило переходный характер. Представители крупнейших монополий, банков и генералитета окончательно переходили на профашистские позиции. В адрес президента были направлены послания, подписанные более чем 20 финансовыми воротилами Германии с требованием без промедления назначить Гитлера рейхсканцлером. На закулисных встречах и переговорах были определены состав и программа правительства Гитлера. Фашистская партия и финансовая олигархия были едины в необходимости удушения революционного движения, регулирования экономики в интересах крупного капитала, ревизии Версальского мира. 30 января 1933 г. Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером.
Заключение
Мировой экономический кризис явился тем самым двигателем который подтолкнул капиталистические страны к развязыванию второй мировой войны. Правительства этих стран во всех бедах обвиняло Советский союз, поэтому всеми силами старалось предотвратить становление молодого государства. И вследствие чего лучшим выходом из этого положения было решение о допуске Гитлера к власти. Итоги этого решения испытали на себе практически все страны.
Сегодня Казахстан находится на пути строения своего собственного независимого государства, поэтому очень важно учитывать уроки истории, особенно на данный момент, когда по прогнозам ученных, политиков, дипломатов мировое сообщество вступает в новый этап своего развития — эпоху глобализации. Глобализация проявляется практически во всех сферах общественной политической и экономической жизни. И я думаю что если будут происходить какие либо признаки кризиса в странах с которыми у Казахстана тесные связи, то это несомненно отразится и на нашей экономической и общественной жизни. Поэтому Казахстану нужно достичь того уровня, при котором можно будет уже не зависеть от тех или иных ситуаций в экономической сфере на мировой арене. А для этого требуется правильная и эффективная политика направленная на укрепление основ государственности, экономической стабильности и развитие гражданского общества.
Список использованной литературы
- Ананова Е.В. Новейшая история США. 1917-1945 М., 1962
- Германская история в новое и в новейшее время. М.,1970 т.2
- Зубок Л.И. Новейшая история США М., 1972
- История зарубежных стран(1917-1945гг.) М., 1967
- Кульбакин В.Д. Очерки новейшей истории Германии М., 1962
- Лан В.И. США от первой до второй мировой войны. М., 1962
- Новейшая история/под ред. Замасловой З.А. М.,1958
- Новейшая история/под ред. Александрова В.В. М.,1978
- Новейшая история/под ред. Галкина И.С. М.,1974
- Новейшая история зарубежных стран. Европа и Америка 1917-1939 М.,1975
- Орлова М.И. Германия в 1918-1939 гг. М., 1973
- Очерки новой и новейшей истории США М.,1960, т. 2
- Розанов Г.Л. Очерки новейшей истории Германии М., 1959
- Яковлев Н.Н. История США. М., 1978
[1] История зарубежных стран(1917-1945гг.) М., 1967 с.215
[2] Новейшая история. под ред. Замасловой З.А. М.,1958 с.354
[3] Новейшая история зарубежных стран. Европа и Америка 1917-1939 М.,1975 с.312
1 Там же с. 314
[4] Очерки новой и новейшей истории США М.,1960, т. 2 с. 265
[5] Зубок Л.И. Новейшая история США М., 1972 с.246
[6] Ананова Е.В. Новейшая история США. 1917-1945 М., 1962 с.184
[7] Ананова Е.В. Новейшая история США. 1917-1945 М., 1962 с.190
[8] Германская история в новое и в новейшее время. М.,1970 т.2 с. 291
[9] Розанов Г.Л. Очерки новейшей истории Германии М., 1959 с. 243
1 Там же с. 248
[10] Орлова М.И. Германия в 1918-1939 гг. М., 1973 с. 193
[11] Новейшая история/под ред. Александрова В.В. М.,1978 с.211
[12] Розанов Г.Л. Очерки новейшей истории Германии М., 1959 с.246
[13] Кульбакин В.Д. Очерки новейшей истории Германии М., 1962 с.284