План
Введение
Ι. Влияние СМИ на духовное развитие человека.
ІІ. Качества диктора.
ІІІ. Радио и жизнь.
- Информационно-публицистические жанры радиожурналистики.
Заключение
Список использованной литературы.
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе вам предлагается рассмотреть такие темы как: влияние СМИ на духовное развитие, на самовоспитание и воспитание человека; какими качествами должен обладать диктор радио; репортаж и жизнь; информационно-публицистические жанры радиожурналистики.
Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации и пропаганды. Они «призваны глубоко анализировать события и предлагать пути их решения, убеждать своей содержательностью, оперативностью, информационной насыщенностью». О всевозрастающей роли печати, радио, телевидения в духовной жизни общества свидетельствует их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации: печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайший срок достигать самых отдаленных районов, проникать в любую социальную среду.
Широкие возможности средств массовой информации (СМИ) вызывают необходимость изучать механизмы их функционирования и развития, эффективность влияния на аудиторию.
В сложившихся как внутренних, так и международных условиях помощь науки средствам массовой информации крайне необходима. За последние десять лет социологами, психологами, журналистами и представителями других наук проведена большая исследовательская работа по изучению средств массовой информации и повышению их эффективности. Ученые все более активно исследуют сущность, условия, факторы и показатели эффективности средств массовой информации.
Исследование различных аспектов деятельности средств массовой информации, в том числе их эффективности, имеет свои особенности. Во-первых, проблемы эффективности средств массовой информации анализируются с позиции системного подхода. Во-вторых, ученые и журналисты стремятся решать эти проблемы совместными усилиями, в результате чего обозначилась тенденция на разработку и внедрение конкретных рекомендаций в практику деятельности газет, радио, телевидения.
Установлено, например, что массово-коммуникативная деятельность современного человека, связанная с потреблением, использованием и производством массовой информации, при тотальной распространенности и доступности информации становится необходимым условием и средством осуществления практически любой социальной деятельности: общественно-политической, познавательной, трудовой и др. Однако это происходит лишь тогда, когда содержание и форма массовой информации изменяются в соответствии с информационными интересами и потребностями людей
Глава I. Влияние СМИ на духовное развитие, на самовоспитание и воспитание человека
При более низких уровнях образованности большинства населения, особенно молодежи, не так отчетливо выявлялась сложная, подчас противоречивая взаимосвязь образованности и нравственности. Сейчас же, когда получение полного среднего образования стало нормой жизни человека, нормой, которую можно превзойти, но нельзя недовыполнить, противоречивость взаимосвязи различных сторон духовной жизни стала более выраженной. Мы нередко встречаемся с такими коллизиями, когда человек, получивший аттестат зрелости и даже вузовский диплом, а порой и ученую степень, в нравственном отношении оказывается весьма далеким от той типологической модели личности, которая соответствует моральным принципам общества. Если повышение уровня образования людей является составным компонентом в едином процессе комплексного воспитания — идейно-политического, трудового, нравственного, то у того или иного индивида могут сложиться искаженные представления о жизненных ценностях. Возможность таких диспропорций необходимо учитывать в деятельности средств массовой информации: совершенствовать программы, тематическую направленность публикаций, радио- и телепередач.
Творческой, умелой, хорошо аргументированной, эмоционально насыщенной пропагандой нравственных ценностей, смысла жизни, долга, совести, ответственности средства массовой информации могут и должны оказать воздействие на духовное созревание и развитие молодежи.
Возьмем другую проблему — соотношение духовных и материальных потребностей и их влияние на ценностные ориентации и жизненные позиции людей. В условиях значительного подъема народного благосостояния встречаются негативные явления, обусловленные тем, что не везде и не всегда подъем материального уровня жизни людей сопровождается столь же заметным подъемом уровня и качества идейно-нравственного воспитания, вследствие чего приходится сталкиваться с рецидивами мелкобуржуазной психологии и морали, с болезненными и ущербными в духовном смысле проявлениями стяжательства, вещизма, потребительства. Как только тот или иной человек превращает потребление материальных благ из условий жизни в цель и смысл своего существования — он становится мещанином, человеком, соизмеряющим свои симпатии и антипатии, свои устремления и поступки по извращенной системе ценностей. Средства массовой информации в последнее время значительно острее и смелее обнажают подобные духовные пороки, но вести эту важную работу нужно более масштабно и эффективно.
Чтобы выяснить место и роль системы СМИ в механизме функционирования динамично развивающейся культуры, воспроизводстве и трансляции ее ценностей, необходимо уточнить само понятие культуры. Культура представляет собой активную творческую деятельность людей по освоению и потреблению общественно значимых материальных и духовных ценностей, в ходе которой происходит развитие общества и личности. Функционируя как сложноструктурированное и многогранное социальное явление, она охватывает все сферы формирования и проявления человеческих сил и выступает качественной характеристикой развития индивида, его духовного мира. При таком понимании в центре культуры оказывается человек как субъект культурной деятельности, создатель, носитель и потребитель культурных ценностей. Такое понимание неизбежно включает в себя представление о процессуальном характере культуры, критерием прогрессивности которой выступает возрастание роли субъекта в историческом процессе развития и обогащения культуры, создания реальных условий для преумножения и широкого использования духовных ценностей в целях политического, нравственного и эстетического воспитания.
Разумеется, «перевод» достижений культуры в личностный духовный мир человека представляет сложный и противоречивый процесс. Здесь необходимо учитывать своеобразие самой структуры духовного мира личности, основными компонентами которой являются: 1) общечеловеческие черты, так как каждая личность усваивает общечеловеческие духовные ценности; 2) социальная сущность определенного типа личности как продукта определенной эпохи; 3) индивидуально-особенные черты духовного мира конкретной личности, по-своему воплощающей в себе жизненные обстоятельства и идущие от макро- и микросистемы (общество в целом, семья, трудовой коллектив, группа по интересам и т. д.) культурные влияния. В процессе этого «перевода» все более важную роль играют средства массовой информации. При выяснении этой роли первостепенное значение имеет учет двух моментов.
Во-первых, какими путями осуществляется сближение так называемой традиционной культуры, ценности которой выражаются в камне, металле, слове, музыке, в изобразительных средствах живописи и т. д., с новыми ценностями культуры, рожденными самим развитием массовой коммуникации, такими, например, как аудиовизуальный образ на телевидении. Отсюда возникает целый ряд специфических задач: выяснение связи между учреждениями традиционной культуры (театрами, музеями и т. д.) и средствами массовой информации; определение наиболее эффективных путей использования массовой коммуникации в целях широкого «тиражирования» подлинных ценностей национальной и мировой культуры; уточнение того, какие из этих ценностей в процессе массовой коммуникации выступают на передний план, а какие оттесняются с прежних позиций; в какой мере средства массовой информации «шагают в ногу» с изменениями в содержании и структуре культуры (в частности, в какой мере они учитывают возникновение новых, так называемых синтетических, видов художественного творчества-цветомузыки, дизайна и т. д.).
Во-вторых, уяснение того, что коммуникативное распространение культуры имеет свою культуру, называемую коммуникативной. По мнению некоторых исследователей, к числу ее основных компонентов относятся: количественные характеристики коммуникативной сети общества и его отдельных слоев и групп, регулярность (интенсивность) использования; точки пересечения различных видов коммуникации, главным образом средств массовой информации, с межличностным общением; семистические параметры коммуникации, включая условия кодирования сообщений, а также формы, на основе которых осуществляется убеждение в актах коммуникации — риторика, ораторская речь, интервью, беседа со зрителем или слушателем и т. д.
Рассматривая роль средств массовой информации в формировании и обогащении духовного мира личности, необходимо иметь в виду, что, хотя распространяемая с их помощью информация адресована массам, воспринимается (принимается или отвергается) она конкретной личностью. Целостность личности в ее соотнесенности с целостностью и направленностью функционирующей в обществе культуры во многом определяет достижение целевых установок, на которые ориентирована деятельность средств массовой информации в социалистическом обществе. Специфика деятельности этих средств состоит в том, что в сообщениях, транслируемых с помощью СМИ, раскрывается искусственный символический мир, посредством которого культивируются определенные образцы, эталоны поведения, нормы морали, художественные вкусы, ориентирующие личность в том, что важно и существенно, что хорошо и плохо, что правильно и неправильно, что благородно и низменно, что с чем и каким образом взаимосвязано. Воздействуя через многообразие каналов на духовный мир личности, средства массовой информации в социалистическом обществе ориентируют развитие этого мира в направлении его гармонизации, создания материальных и духовных условий, формирования идейно зрелой, нравственно развитой, духовно богатой личности. Поскольку духовная жизнь общества и духовный мир каждого человека представляют собой сложноструктурированную, многогранную и многокрасочную систему, то эффективно влиять на духовные процессы можно только при системной организации деятельности всех средств идеологического воздействия, включая и средства массовой информации. А это предполагает последовательное проведение в жизнь общих принципов, имеющих важное значение как в исследовании деятельности СМИ, так и в социологическом анализе эффективности этой деятельности, меры ее влияния на создание условий для гармонизации духовной жизни людей.
Первый принцип связан с последовательным применением методологии системности как необходимого исходного пункта в понимании диалектической целостности всех средств массовой информации в процессе соединения их в единую, четко скоординированную и действующую во имя достижения общих целей систему, основанную на взаимодополнении и взаимозависимости всех СМИ. Ежедневно люди слушают радио и смотрят телевизор, читают газеты и журналы. Поэтому каждое средство массовой информации как компонент общей коммуникационной инфраструктуры должно вместе с тем и в содержании, и в формах подачи информационных потоков выражать свою специфику. А это означает, что последовательное применение принципа системности как важного фактора повышения эффективности воздействия средств массовой информации на духовный мир личности связано с выяснением особенностей действия, каждого из них.. Если речь идет о радио, то оно, давая столь же широкую информацию о мировых и локальных событиях, выполняет своеобразную роль «сопровождающего» средства массовой информации, дающего определенный ориентир для избирательной интериоризации индивидом определенных видов сообщений из общего потока информации, проходящего через различные компоненты коммуникационной системы. Этот принцип предполагает наряду с пониманием единства информационно-идеологического процесса, осуществляемого сложной системой средств, четкое представление о реальной соотнесенности в общем потоке информации ее организованной (институализированной) и неорганизованной (неофициальной) информации. Под первым видом информации подразумеваются все сообщения, поступающие по различным каналам из институциональных источников — прессы, радио, телевидения. Под вторым — сообщения, поступающие к индивиду стихийно, вне контроля общественных институтов (слухи, анекдоты, сведения из зарубежных источников информации и пропаганды). Точный учет этого аспекта позволяет определить зависимость объема и значение организованной информации для духовной жизни людей от ее направленности, научной обоснованности, связи с жизнью, объективности, наступательности, оперативности, а также в какой мере возрастает роль неорганизованной информации в тех случаях, когда институализированная информация не дает ответа на волнующие человека вопросы или же дает их с опозданием и без достаточной аргументированно-сти.
Второй принцип повышения эффективности средств массовой информации и пропаганды в расширении возможностей для гармоничной духовной жизни людей реализуется в комплексном подходе к исследованию места и роли печати, радио, телевидения, кинематографа, информационных агентств в процессе их скоординированной деятельности по пропаганде коммунистических идеалов, активного участия в коммунистическом воспитании трудящихся. Он предполагает дифференциацию интересов в получении того или иного вида информации различными социально-демографическими группами населения.
Последовательное применение принципа комплексности позволяет повышать информационную насыщенность публикуемых в газетах и журналах материалов, телевизионных и радиопередач, разнообразить жанры информационных потоков, усиливать воздействие как на рациональную, так и на эмоциональную сферу личности, целенаправленнее и эффективнее влиять на ее, духовный мир.
Наряду с принципом комплексности в повышении эффективности влияния средств массовой информации и пропаганды на духовную жизнь людей существенную роль играет принцип спецификации, ориентирующий на учет особенностей каждого из средств идеологического влияния, на поиск оптимальных воздействий присущих ему языка, форм и средств передачи материала на человека.
Четвертый принцип, играющий важную роль в усилении влияния средств массовой информации и пропаганды,- это необходимость понимания того, что значение информационно-идеологического потока не сводится лишь к информированию читателя, слушателя, зрителя, а определяется в возрастающей степени активным взаимодействием средств массовой информации и личности. Поэтому при разработке различных аспектов специальной теории духовного обогащения людей следует иметь в виду, что средства массовой коммуникации не только не являются единственным источником информации, но составляют своего рода «вторичное» образование, базирующееся на таких первичных системах социального информирования, как социальный опыт личности и неформальное межличностное общение.
Наличие вокруг индивида сразу нескольких источников социального информирования порождает его избирательность, определенную автономию по отношению к каждому из источников, дает возможность различать, сопоставлять, выбирать, практически оценивать, воспринимать или отвергать соответствующую информацию. К тому же каждый источник взаимодействует с другими, источниками. Следовательно, изучение путей повышения эффективности воздействия средств массовой информации и пропаганды на духовный мир личности может быть продуктивным только при углубленном изучении с применением методов и средств конкретного социологического исследования, реальных процессов взаимодействия различных источников информации, в частности, взаимодействия средств массовой коммуникации, с одной стороны, с социальным опытом субъекта (личность, социальная группа и т. д.), а с другой — неформальным межличностным общением, которое может служить и простым транслятором уже переданных по средствам массовой информации сообщений, и интерпретатором этих сообщений, и «заменителем» их, когда средства массовой информации запаздывают с определенными видами сообщений, интересующими определенные, подчас широкие круги общественности, что может привести к возникновению слухов и кривотолков.
Пятый принцип, позволяющий повысить роль средств массовой информации и пропаганды в расширении возможностей для гармоничной духовной жизни людей,- это принцип наступательности, последовательное проведение которого предполагает органичное соединение активной поддержки всего нового, прогрессивного.
Шестой принцип состоит в упрочении прямых и обратных связей между всеми компонентами системы духовной жизни общества и всей системой идеологических средств, функционирующих в обществе.
Таким образом, для практического претворения всех принципов повышения эффективности деятельности коммуникационной системы необходимо достичь полного единства содержания, направленности и функций средств массовой информации.
Глава II. Качества диктора
Перед дикторами, как и перед всеми работниками радио и телевидения, стоит большая и почетная задача — поднять свое мастерство до уровня, соответствующего этим высоким целям.
Живое слово может обладать могучей силой и убедительностью.
Диктор должен быть широко образованным человеком, отлично разбирающимся в вопросах внутренней и внешней политики правительства, хорошо знающим, чем живет наша страна в данный момент, свободно ориентирующимся в международных событиях.
Когда одного из популярных в свое время дикторов Вадима Гладкого· спрашивали, как он добивается при чтении правдивой и доходчивой интерпретации, он отвечал: «Надо знать жизнь и уметь к ней прислушиваться. Если диктор не знает, не «интересуется, чем живет сегодня страна, он никогда не прочитает как следует ни одной самой маленькой, несложной информации. А потом надо быть уверенным в значительности каждого слова передачи. Я верю в актуальность и необходимость каждой заметки, которую передаю по радио. Я убежден, что все, о чем говорится в передаче, и есть то главное, о чем должны узнать радиослушатели, поэтому, когда я подхожу к микрофону, у меня появляется непреодолимая потребность рассказать всем-всем-всем (так начинались тогда передачи. — Н. Т.). Если передача меня взволновала, если я заинтересовался ею, то я становлюсь как бы ее соавтором и читаю обо всем, как о своем кровном деле. Отсюда появляются верный тон и правдивые интонации. Все это происходит постепенно, в процессе постоянного наблюдения за жизнью, за событиями, за людьми».
Для выражения глубоких мыслей и ярких чувств, заложенных в тексте передачи, для правдивой и выразительной интерпретации самых разнообразных по содержанию и по форме материалов диктору надо обладать хорошими голосовыми данными.
В чем заключается красота дикторского голоса? Он должен быть чистым, мелодичным, приятным на слух, чтобы своим звучанием привлекать внимание слушателя. При этом диктор должен обладать поставленным, т. е. разработанным во всех качествах голосом
Голосу диктора необходимы легкость, гибкость, подвижность. Эти качества дают ему возможность пользоваться всем богатством и разнообразием мелодических оттенков речи, ее тембровыми красками.
Голос диктора должен быть достаточной силы, которая позволяла бы ему без напряжения и форсирования звука быть хорошо слышным через микрофон.
Практика показала, что лучше всего звучат по радио чистые, не очень звонкие, мягкие, гибкие голоса широкого диапазона. Такие голоса «льются» легко и свободно, не перегружая микрофон, они приятны на слух.
Если голос красив, но слишком громок, то по радио он звучит резко и неприятно. Если красивый голос прерывается тяжелым и коротким дыханием, то красота его тоже меркнет: учащенные вдохи и выдохи создают впечатление напряженности и усталости. Неприятное впечатление производит сдавленный, горловой звук. Зато «широкие», грудные, «теплые» голоса всегда приятно слушать.
Неотъемлемыми качествами речи диктора должны быть безукоризненная дикция и четкая артикуляция.
Незаурядным голосом, в котором удачно сочетались все необходимые качества, являлся голос Ю. Б. Левитана. Это — голос большой полноты, широкого диапазона, достаточно большой силы, сочетающейся к тому же с широким и плавным звучанием. Голосовые данные Ю. Б. Левитана позволяли ему совершенно свободно, без всякого напряжения, не форсируя звука, а лишь слегка усиливая его, эмоционально, с большим богатством интонационных красок и оттенков читать любой материал.
Много искренности и тепла было в мягком, несильном голосе О. А. Дмитриевой. Ее своеобразная манера посыла звука, как бы чуть-чуть распевно, без открытого, назойливого растягивания гласных, не отвлекая на себя внимания слушателя, заставляла внимательно слушать то, что она читала.
Некоторые дикторы спрашивают, можно ли совершенствовать природные голосовые данные, устранить недостатки. На этот вопрос нужно ответить следующее: недостатки голоса, которые зависят от несовершенного анатомического строения звукового аппарата, трудно или почти невозможно устранить. Например, нельзя изменить тембр голоса. Визгливый или скрипучий, пронзительно-резкий или глухой голос нельзя «переделать» до неузнаваемости. Можно слегка сгладить, смягчить эти недостатки, но никогда из визгливого голоса не сделаешь низкого и грудного, как не «перекуешь» скрипучий голос в певучий и мягкий. Люди с такими голосами не могут быть дикторами.
При помощи упражнений, повседневной тренировки можно несколько расширить диапазон голоса, усилить слабый голос, сделать голос более гибким, послушным, добиться свободного перехода из одного регистра в другой. Всякий, даже самый красивый голос, нуждается в постоянной обработке, упражнениях, тренировке.
Работа диктора заключается главным образом в чтении у микрофона различного рода материалов. Чтение — первая и основная обязанность диктора. Отсюда вытекает требование к диктору — в совершенстве знать методы и приемы выразительного логического чтения и безукоризненно владеть ими на практике. Он должен глубоко вживаться в содержание текста, чтобы интонации, темп, ритм и все другие качества чтения находились в полном и строгом соответствии с авторским замыслом. Тогда диктору легко будет выступать не только в роли чтеца, но стать как бы и соавтором передачи.
Чтение диктора должно как можно больше походить на разговорную речь, чтобы слушатели не чувствовали печатного листа, а были бы убеждены, что диктор разговаривает с ними, ведет задушевную беседу, передает им свои мысли, свои чувства, говорит о своих наблюдениях и переживаниях, вскрывая свое отношение к передаваемым материалам, стремясь приблизить свое чтение к разговорной интонации.
Разговорность требует, чтобы диктор разнообразно, со сменой ритмов, темпа, интонаций, с насыщенными паузами и верными логическими ударениями передавал текст, живо и убедительно раскрывал авторский замысел. При таком чтении диктор становится как бы соавтором: читая, он как бы говорит от себя.
Есть дикторы-автоматы и дикторы-индивидуалисты. Что такое диктор-автомат? А это такой самоуверенный, самоуспокоившийся товарищ, который выработал для себя приемы чтения, пригодные для всех случаев жизни, и шпарит их подряд. Последние известия, в которых сообщается о наших успехах, «рвану» на полном мажоре… И так все без раздумья, без анализа содержания, по заранее затверженному закону, как дьячок на клиросе, — на такой-то глас.
А диктор-индивидуалист — это другое. Он все окрашивает в свое «я», он не меняется ни в одной передаче, он всегда одинаков, всюду несет свою персону. Долго слушать его невозможно — надоест».
Надо не забывать о цели и характере того, о чем читаете, избегать поучающего тона; его не любит слушатель, не укрупнять материал; не перенасыщать его гиперболическими интонациями; не читайте каждое слово с большой буквы, не выражать голосом не нажитых чувств; все равно это прозвучит фальшиво и не убедит слушателя. Гораздо важнее разобрать суть произведения, чем щеголять красивым голосом. Надо избегать равнодушия к слушателю, но и не расшаркиваться перед ним, не злоупотреблять излишней «уважительностью»: все хорошо в меру.
Диктора должен волновать его материал, как бы «сух» он ни был. У спокойного, безразличного диктора — плоские, пустые интонации, у него нет эмоциональной и «эстетической границы» между Пушкиным и Энгельсом. Он все читает одинаково и бездушно.
Диктору надо уметь сразу, при самом беглом знакомстве с текстом, усваивать содержание и стиль передачи, чтобы взять верный тон и правильно прочитать ее у микрофона.
Для того чтобы выработать у себя этот навык, надо долго и постоянно тренироваться. Лучшим упражнением для этого является каждодневное чтение вслух с листа. Смело берите самые различные материалы различных авторов, различных эпох и стилей. Это поможет вам не только выработать в себе умение быстро и точно схватывать идею, но и научит различать богатое разнообразие стилей, отчего ваше чтение тоже сделается разнообразней, ярче и интересней».
Образцом дикторского исполнения являлось чтение Ю. Б. Левитана: он читал просто, ясно, убедительно, разговорно. Его интерпретации всегда были строго подчинены смыслу, содержанию передаваемого материала, замыслу автора, которые он раскрывал с предельной полнотой и глубиной. Для каждого материала у него находились свои голосовые краски, нюансы и свой тон. Повествовательные тексты Левитан читал эпически спокойно, не спеша, как будто рассказывал и объяснял слушателю то, о чем узнал от автора. Описательные тексты передавал выпукло и рельефно, будто сам видел описываемое и тем заставлял и слушателя зримо представлять его.
Каждый хороший диктор стремится выработать свою, ему присущую манеру чтения, «свой почерк в эфире». По этому «почерку» их узнают радиослушатели.
В понятие радио почерка входят все особенности, отличающие одного диктора от другого: тембр голоса, дикция, манера подачи материала. Иногда начинающие дикторы опасаются, что, сохраняя свой индивидуальный радио почерк, они могут «заштамповаться». Такие опасения напрасны. Радио почерк это не штамп. Штампы появляются у диктора лишь тогда, когда он, успокоившись на достигнутом, перестал работать над собой, над повышением своей творческой квалификации.
Правильному Пониманию радио почерка мешает то, что иногда смешивают работу диктора с работой актера, пытаясь установить между ними полное сходство. При этом ссылаются на труды К. С. Станиславского (а ведь если бы К. С. Станиславский обращал свое слово к дикторам, то, вероятно, он сказал бы нечто иное, чем об актерском труде). Иногда говорят:
«Как мало интересен актер, у которого во всех ролях выпирает его индивидуальность и который одинаков, какую бы роль он ни исполнял!» Если говорить об актерах, то это правильно. Но какое отношение имеет это к диктору? Представьте себе, что диктор начнет до неузнаваемости перевоплощаться то в лектора, то в председателя колхоза, то в дипломата… Этот порочный прием недопустим в дикторской практике. Умение перевоплощаться необходимо актеру, но что хорошо актеру, то не всегда нужно и полезно диктору.
Вершиной дикторского мастерства является умение, всегда оставаясь самим собой, по-разному, в зависимости от содержания, творчески интерпретировать самые разнообразные материалы.
Речь диктора, его чтение должны быть безукоризненно правильными и образцовыми с точки зрения соблюдения правил орфоэпии и постановки ударений.
Само собой разумеется, что диктор должен в совершенстве знать свой родной язык — особенности его структуры, оборотов речи, лексики, фонетики и пр. Радио, выполняя свои прямые задачи, призвано вместе с тем поднимать культуру речи, учить правильному произношению, очищая родной язык от диалектизмов, от словесного мусора. И эту свою функцию радио выполняет прежде всего и главным образом через живую, безукоризненно правильную речь диктора. Диктору никогда не следует забывать об этой стороне дела и быть до щепетильности строгим и требовательным к своей орфоэпии: не только на работе, у микрофона, но и повседневно в быту следить за собой, за чистотой своей речи.
Дикторам всегда необходима четкая договоренность об ударениях в словах родного языка, а также в словах иностранного происхождения, в неруссифицированных фамилиях, в названиях, терминах.
Материалы, которые приходится читать диктору, разнообразны: это — информация, публицистические статьи, лекции ученых, беседы, статьи из газет, художественная проза, стихи и т. д. Диктору надо уметь быстро и верно ориентироваться в материалах любого содержания, любой трудности, правильно и свободно произносить незнакомые слова, наименования, легко разбираться в иностранных терминах. От диктора требуется способность быстро переключаться с одного материала на другой.
Успешно справиться с этими нелегкими задачами может диктор, обладающий всесторонними, энциклопедическими знаниями, эрудированный в современных достижениях науки и техники, литературы и искусства, знакомый с музыкальной грамотой. Ему нужно знать также по крайней мере один из иностранных языков, а еще лучше, если диктор ориентируется в нескольких иностранных языках, т. е. знаком с основами фонетики, транскрипции, ударениями этих языков. Это даст ему возможность правильно и свободно произносить иностранные слова.
Только обладая этими качествами, диктор может быстро и правильно разобраться в содержании материала, читать его уверенно и свободно, как бы делясь со слушателями своими знаниями, своими чувствами.
Чтобы слово звучало живо, убедительно, доходчиво, диктор должен не только уметь читать любой текст, но и уметь вести устный разговор, говорить не по бумажке, а от себя. Практика иногда требует от диктора умения сказать от себя несколько слов, сократить на ходу текст вступительного конферанса к спектаклю, чтобы успеть вовремя включить зрительный зал, кратко изложить содержание действия, сформулировать концовку передачи, сообщить слушателям о внезапном изменении в программе и т. д.
Разумеется, если диктор читает политический материал, директивные документы или научную статью, он обязан прочитать их, ни на одну букву не отступая от текста. Зато объявление в концерте только тогда звучит хорошо, когда диктор не читает его по заранее заготовленной бумажке, а говорит своими словами, как ведущий с эстрады. Папка концерта — только конспект, только тезисы, по которым диктор должен вести передачу. К сожалению, далеко не все дикторы решаются «оторваться от текста».
А как приятно бывает услышать от диктора живое слово во время трансляции оперы, драматического спектакля или концерта, когда он своими словами рассказывает, что происходит на сцене, комментирует концертный номер. Эти живые, непосредственные впечатления неизменно импонируют слушателю.
Нам остается назвать еще одно важное качество, которым должен обладать диктор, — это хорошие организаторские способности. Ведь диктору приходится не только читать материал, но и следить за хронометражем передачи, смотреть на часы, связываться с диспетчером, договариваться с оператором, с исполнителем, снимать или добавлять музыкальные номера, быстро находить выход из самых трудных положений.
Для этого нужны большая собранность и внимание, четкость в работе и оперативность.
Таковы качества, определяющие творческое лицо диктора на радио.
Глава III. РЕПОРТАЖ И ЖИЗНЬ
Успех радиопередачи зависит от ее содержания, формы подачи, технических возможностей и учета психологии слушателя.
Все авторы, которые пишут о радиорепортаже, приходят к единому мнению, что этот жанр лучше других позволяет рассказать о событии так, что радиослушатель становится как бы непосредственным свидетелем или участником его. Итак, репортер находится в гуще жизни. Казалось бы, простая вещь, тысячу раз повторенная на страницах печати, на различных творческих совещаниях. Но может быть именно потому, что эти слова привычны, мы часто произносим их, не задумываясь над сущностью выражений «гуща жизни», «знание жизни».
Действительно, корреспондент, который по своей прямой служебной обязанности должен следить за всеми событиями, отбирая наиболее важные из них, и информировать об этом радиослушателей или читателей газет, должен хорошо знать жизнь. Но как ни странно, многие журналисты проходят мимо важных явлений, не умеют глубоко раскрыть тему, до конца осмыслить события, свидетелями которых они были.
В записной книжке одного писателя есть любопытное; наблюдение: «Когда кондуктор объявляет, что трамвай идет только до определенной остановки, среди присутствующих обязательно найдется человек, который обязательно спросит:
«А дальше не пойдет?» Сколько раз наблюдали подобные сцены многие из вас, но подметил этот психологический момент писатель!
У юристов бытует полушутливое-полусерьезное мнение:
— Никто так не ошибается, как очевидцы.
Действительно, очень часто непосредственные впечатления очевидца мешают человеку быть объективным. Как правило, он обращает внимание на детали, которые успел уловить, которые ему сейчас, в данный момент, кажутся наиболее важными. Общеизвестно, что чем больше времени проходит со дня какого-нибудь события или факта, тем объективнее становится наше суждение о нем.
Искусство журналиста в том-то и заключается, чтобы среди множества фактов и событий найти главные, характерные, типические.
Наш век — век высоких скоростей и удивительно быстрого темпа. Мы — свидетели того, как необычайно ускоряются шаги истории. Десятки веков потребовались людям, чтобы перейти от каменного топора к железному. Прошло много столетий, прежде чем появились ручные станки.
А в двадцатом веке ученые, техники подарили нам сразу: автоматику, чудеса химии, самолеты, кинематограф, радио, телевидение, спутники, космические корабли. Причем, достижения науки и техники широко используются в трудовой деятельности человека, в быту. В процессе труда создаются не только материальные, но и духовные богатства. В этом сложном процессе происходит развитие самого человека. В труде человек утверждает себя как личность, проявляя свою подлинно человеческую сущность. Всеми своими способностями, умственными и физическими, он обязан прежде всего труду. Отношение к труду выступает как важнейший определитель ценности человеческой личности, ее моральных принципов, взглядов на жизнь.
«…Всякая так называемая всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом…»,- писал Карл Маркс ·.
Вот на это влияние труда на развитие человеческой личности, развитие духовного богатства человека, как мне кажется, многие журналисты не обращают достаточного внимания.
Они отстают от быстрого темпа жизни и забывают, что радиослушатель сегодня не тот, каким был, скажем, десять лет или даже год назад. Возьмем, например, информированность людей о событиях в стране и за рубежом. Если раньше для того, чтобы новость дошла из столицы куда-нибудь, скажем, в Сибирь или на Дальний Восток, нужны были многие месяцы, то сейчас достаточно включить радиоприемник или телевизор, чтобы эти новости из Москвы или другого крупного культурного центра были доставлены прямо на дом.
Хорошей лектор всегда должен отчетливо представлять, перед какой аудиторией он будет выступать. Было бы странно лекцию, подготовленную для школьников, услышать, до, пустим, в стенах Академии наук.
Хороший репортер также всегда думает о том, когда, в какое время пойдет его репортаж. Причем, он учитывает не только время суток, но и место, которое должен занять репортаж в выпуске. Ибо одно требование к репортажу, который идет на открытии выпуска, и иное к пленке, которая будет заверстана в конце. Точно так же одно требование предъявляется к материалу, предназначенному для радиожурнала, и другое — к самостоятельной, отдельной передаче.
Журналист всегда должен помнить об интересах радиослушателя, знать, что волнует умы и сердца его современников. Недаром А. Толстой заметил, что «журналистика — это секундная стрелка истории».
Всегда ли мы учитываем требование радиослушателя, его интересы, запросы, его уровень и кругозор, возможности к восприятию наших материалов? Всегда ли мы отвечаем на вопросы, которые волнуют определенную аудиторию радиослушателей?
Многое зависит и от умения репортера за случайным, частным явлением жизни, отдельным случаем, эпизодом увидеть общественный смысл, а это умение определяется степенью идейно-политической зрелости автора. Журналисту никогда не следует забывать, что у печати, радио и телевидения есть две функции: они являются орудием целенаправленного формирования общественного мнения и одновременно его рупором.
То, что волнует людей сегодня, те задачи, которые они в настоящее время решают,-именно это является предметом общественного мнения. Как известно, общественному сознанию, а значит, и общественному мнению как одной из его категорий, при всей зависимости их от общественного бытия присуща относительная самостоятельность. Иными словами, общественное мнение является большой силой в жизни общества. В связи с этим все возрастающее значение приобретает вопрос о сознательном, целеустремленном формировании общественного мнения в условиях нашей действительности и о роли в этом процессе радиожурналистики.
Бурное развитие связи, техники сблизило народы, и то, что происходит сегодня на одном конце планеты, моментально становится известно и на другом.
Большое внимание информационным материалам уделяется всеми радиокомпаниями мира. Так, в программах американских радиостанций и сетей первое место занимают комментарии на актуальные темы, интервью, озвученная информация (на них падает более 30 процентов объема вещания). Проведенный во Франции опрос показал, что 25 процентов радиослушателей отдают предпочтение такой форме передач, как репортаж. В программы нашего радио все чаще стали включаться интервью, документальные записи.
Особенно большую роль играют репортажи. Нашими радио-журналистами накоплен богатейший опыт в этой области. Сейчас уже есть возможность проследить, как изменился репортаж за минувшие годы и каковы тенденции его дальнейшего развития. Вопросы эти немаловажные. Ведь теоретическое осмысливание накопленной практики в конечном итоге помогает совершенствовать эту практику.
Опыт работы на радио позволяет утверждать, что многие начинающие репортеры на ощупь открывают то, что давно известно их старшим товарищам. Они впустую тратят много времени на выяснение вопросов, которые в свое время разрешила сама жизнь.
Прежде чем перейти к рассмотрению эволюции этого жанра на радио, отметим, что репортажи разделяются на два вида: эфирный и записанный на пленку. Такое деление позволит лучше разобраться в структуре репортажа и его особенностях.
Вначале-об эфирном репортаже. Чтобы разобраться, каким он должен быть сегодня, очевидно, уместно вспомнить историю его возникновения.
B ноябре 1965 года эфирному репортажу на советском радио исполнилось 40 лет. Многие тысячи восторженных писем получили работники радио в 1925 году, после первого репортажа с Красной площади о праздновании восьмой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Сохранились и воспоминания о том, как проводились репортажы в те годы.
Так, 7 ноября 1925 года в Москве у Политехнического музея была установлена трибуна с будкой. На трибуне полотнище с надписью: «Пролетарии Москвы! Голос вашей Октябрьской демонстрации слушают по радио рабочие всего мира!»
А через улицу был, протянут плакат с надписью: «Микрофон включен. Пойте вместе снами!»
Студенты, приглашенные для участия в трансляции, пели революционные и народные песни. Стоя на трибунах, они начинали песню, которую подхватывали проходившие колонны. Здесь же, на трибуне находились музыканты. Это было трио гармонистов, барабанщик и горнист.
В то время считали (как об этом писалось в журнале «Радиослушатель»), что «в дни массовых демонстраций микрофон должен стать огромным звуковым зеркалом, отражающим всю гигантскую картину нашего социалистического строительства».
Прямые эфирные передачи велись с различных совещаний, митингов. Микрофоны радио поднимались на стратостате, опускались под воду, включались на Днепрострое, в колхозах, на заводах. Организация эфирных передач была очень ясной она требовала основательной технической подготовленности и журналистского мастерства.
Подчас подготовка к эфирному репортажу длилась несколько недель. Немалую сложность представляла и техническая сторона передачи. Так, например, на разных участках Днепрогэса было установлено 16 микрофонов. В течение передачи 25 раз производилось переключение с одного микрофона на другой.
Не приходится говорить о том, какие высокие требования предъявлялись к комментаторам тех лет.
От них требовались изобретательность, находчивость, моментальность реакции.
После Великой Отечественной войны широкое распространение получила магнитофонная запись. Магнитофонная лента крыла новые возможности в творчестве радиожурналистов. Запись на пленку быстро завоевала право гражданства и оттеснила микрофон, установленный на месте события. Эфирный репортаж был вытеснен из сетки радиопередач.
В первые годы вещания само появление журналиста с микрофоном уже было событием. Теперь же людей трудно удивить микрофоном. Сегодня имеется практическая возможность вести прямые эфирные репортажи из любого места нашей страны. А репортажи из космоса! Вспомним, как наши космонавты рассказывали о том, что происходит у них в кабине корабля, как выглядит космос, как они чувствуют себя в состоянии невесомости… Вот этого-то и не хватало этим радиожурналам. В то время в редакции «Последних известий» Всесоюзного радио велось много дискуссий о репортаже. Проблемами радиорепортажа интересовались и журналисты на местах.
Раньше не было и материального стимула для работы над радиорепортажем. Ведь каждый журналист, занимающийся звукозаписью, знает, что радиорепортаж — это очень трудоемкая форма. На него нужно затратить минимум 2-3 дня. Нужно провести много времени в аппаратной для того, чтобы отмонтировать документальные записи.
Репортажем занимались только одни энтузиасты. Они и попытались возродить этот жанр.
Прошло еще некоторое время, и вернулись к старой форме «С микрофоном по родной стране». В эти выпуски включались различные документальные записи, а дежурный репортер в меру своих способностей комментировал те события, которые были зафиксированы на магнитофонной ленте.
В это же время широко использовалась передача документальных записей по проводам. Причем, документально звучали рассказы корреспондентов, полученные по проводам для записи на магнитофонную пленку.
Прошло еще некоторое время. Однако и эта радиоформа вскоре изжила себя, так как она не смогла соперничать с другими выпусками. Большое влияние на выпуски в то время имели творческие поиски международной редакции. Коллектив журналистов-международников неустанно искал новые формы передачи событий международной жизни. В эфире звучали голоса людей, записанные по телефону из разных концов нашей планеты. Включались короткие документальные записи о сегодняшних событиях в международной жизни.
Надо отметить, что в это время резко стало меняться лицо многих газет. Они перестали быть похожими одна на другую. С читателем стали говорить более откровенно, просто, задушевно. Такой разговор был необходим ‘и с радиослушателем. Появились газеты, в которых радиожурналисты отвечали на письма радиослушателей, поднимали важные вопросы, но, как правило, это делалось без документальных записей.
Ритм жизни заставил поставлять радиослушателю новости в тот же час. И многие литературные, и технические огрехи в документальных записях прощались потому, что пленки подготавливались очень оперативно.
В достаточной степени не была проявлена требовательность к слову, к мастерству, к выбору тем и их решению. И снова как когда-то резко упало количество откликов.
Между тем жизнь шла вперед. Репортаж продолжал развиваться. Шло постепенное накопление журналистского опыта в этой области. Отношение к документальным записям стало более требовательным. Появились и исследования о репортаже.
Большинство радиожурналистов, которые занимаются исследованием этого жанра вещания, выделяют следующие из них:
- «Живой» репортаж, передаваемый непосредственно с 1 места события, то есть эфирный репортаж.
- Текстовой репортаж или репортаж из студии, т. е. репортаж, который создается после возвращения журналиста с места события. При этом отмечается, что, работая над созданием репортажа в студии, журналист уже утрачивает то эмоциональное состояние, в каком он был на месте события. Но зато этот репортаж дает возможность отобрать самое главное, дать концентрированную информацию.
- Проблемный репортаж или репортаж-лекция. Здесь имеется в виду выступление специалиста не из студии, а непосредственно с места», где он работает (конструктора или рабочего у машины, агронома в поле, ученого из лаборатории и т.д.).
- Репортаж-композиция или инсценированный репортаж. Он состоит из документальных записей, рассказывающих о конкретных людях и событиях. Но для усиления эмоционального воздействия на слушателя в такой репортаж вводятся звуки, не только записанные на месте события, но и взятые из фонотеки. В эти репортажи включается также музыка и стихи.
- Репортаж-комментарий. Здесь журналист выступает в роли комментатора события, стремясь за короткое время познакомить радиослушателя с событием, длившимся значительное время. Отдельные мысли и положения комментария репортер иллюстрирует документальными записями, сделанными на месте события, то есть в этой форме журналист стремится как бы дать звуковую «фотографию» события.
- Репортаж в форме коллективной беседы или дискуссии
- Репортаж-очерк или познавательный репортаж. Этот вид репортажа очень близок к путевым заметкам. Он рассказывает не только о событии, но и знакомит радиослушателя со всем новым, что увидел журналист во время поездки по стране, городу или при посещении какого-нибудь интересного объекта.
Глава ΙV. Информационно-публицистические жанры радиожурналистики
Мне бы хотелось представить вам один из жанров радиожурналистики. Это радиобеседа.
Как и в ряде других жанров, например комментарии, в радиобеседе используется только одно главное выразительное средство радиожурналистики ~ звучащее слово. Назначение беседы на радио во многом сходно с назначением различных жанров научно-популярной литературы. Научные идеи, сложные проблемы политики, экономики, искусства в беседе излагаются популярно, с расчетом на активное восприятие содержания беседы разнообразной по составу массовой аудитории.
Лекция в зале почти всегда предназначается для определенного круга людей, специально интересующихся данной темой, обладающих определенными общими представлениями и знаниями в этой области, знакомых со специальной терминологией.
Радиоаудитория слушающая беседу, как правило, представляет самые разные слои населения, различавшиеся по своим запросам и интересам, по уровню общих и специальных знаний.
Всякая беседа предполагает особую ситуацию речевого общения-собеседования, то есть разговора, в котором принимают участие собеседники. Рассматриваемый нами здесь жанр радиожурналистики потому и получил свое название — радиобеседа, что ему свойственна эта ситуация, однако не в обычной форме (как это имеет место в бытовой или деловой беседе), а в преобразованном виде. Своеобразие радиобеседы состоит, во-первых, в том, что собеседники не присутствуют физически в одном месте, а отделены друг от друга пространством — часто многими тысячами километров. Во-вторых, в процессе радио собеседования один из собеседников — автор — находится у микрофона и действительно обращается к другому — радиослушателю, который мыслится как активный участник этого двустороннего контакта. Пожалуй, некоторую аналогию этому процессу можно обнаружить в таком жанре эпистолярной литературы, как письмо. Автор письма также ведет мысленный разговор с человеком, которому адресовано письмо.
Беседа — это не просто описание и оценка явления или события. Нередко она бывает вызвана определенным оперативным поводом, у нее есть посылка. Автор привлекает к участию в анализе своего материала слушателей. Слушатели с самого начала и в течение всей беседы должны чувствовать ход мыслей автора. Этот процесс можно было бы назвать параллельным мышлением, сопереживанием, когда слушатель одновременно с выступающим у микрофона оказывается перед проблемой и вместе с ним на основе им обоим известных фактов приходит к определенным правильным выводам. Это требует от беседы последовательного, логического развития одной главной идеи. Отступления, которые возможны и часто неизбежны в беседе, должен лишь подтверждать, иллюстрировать, усиливать развитие главной идеи.
Многолетний опыт радиожурналистики свидетельствует о том, что подобный процесс параллельного мышления чаще возникает у слушателя тогда, когда автор беседы говорит у микрофона без текста, выступает с импровизированной беседой. Именно естественный процесс мышления, который обязательно отражается в эмоциональной окраске беседы, в живой разговорной интонации, больше, чем что-нибудь иное, вовлекает слушателя в собеседование, заражает его предметом разговора. Устность синтаксиса, непосредственное обращение к слушателю (однако не такое, как с трибуны в зале, а подобное обращению к слушающему нас собеседнику) создают тот эффект присутствия, который считался привилегией внестудийных передач, в основном репортажа.
Действительно, для внестудийных передач, для радиорепортажа этот эффект характерен. Но создание эффекта присутствия должно быть целью каждой передачи (а не только внестудийной), в каком бы жанре она ни была решена.
Если в репортаже микрофон переносит нас на место события, превращает слушателя в его участника, то в других жанрах, например в беседе, этот эффект достигается благодаря тому, что автор, выступающий у микрофона, «приходит» к слушателю домой и говорит с ним в привычных для него условиях. Решавшую роль в данном случае играет слово — форма его подачи, интонация. Слушающий в процессе восприятия передачи должен забыть о том, что с ним говорит радио, а не конкретный пришедший к нему домой человек. Только в этом случае передача создает эффект присутствия. Только при этом передача по-настоящему волнует и увлекает слушателей, а личность выступающего становится им небезразличной. Помехой для установления контакта говорящего со слушателем является, как это ни парадоксально, использование таких, казалось бы, естественных для радиовещания слов, как «радиослушатели», «микрофон», «пленка». Эту помеху можно, да и нужно устранить. Ибо общение говорящего у микрофона и слушающего у себя дома с помощью радиоприемника или репродуктора совсем не требует, а, наоборот, исключает постоянное напоминание о том, что один из них слушатель, что беседа происходит посредством радио.
Слова: «Рядом со мной сейчас Михаил Михайлович Иванов» — более уместны, чем: «Рядом со мной у микрофона сейчас находится Михаил Михайлович Иванов». А разве обращение: «Здравствуйте, товарищи!» — хуже и несет меньше информации, чем: «Здравствуйте, товарищи радиослушатели!»
Создать атмосферу общения журналисту помогут актуальность рассматриваемой в беседе темы, такие качества передачи, как занимательность, оригинальный сюжет, живое начало.
Нередко уже само название передачи предопределяет интерес к ней и чем удачнее выбрана тема, тем меньше необходимость в ее пространной мотивировке.
Решающим фактором для возбуждения интереса к беседе может быть и личность выступавшего. Ибо одно имя автора, его компетентность в той области, которой посвящена данная беседа, могут сами по себе привлечь внимание слушателя.
Беседа по радио отличается от непосредственной живой беседы тем, что слушающий не в состоянии прервать выступающего, задать ему вопрос, переспросить. Поэтому выступающий должен предвидеть возможные вопросы и отвечать на них так, как он отвечал бы в «живой» аудитории.
Для того чтобы контакт говорящего и слушающего был действительно прочным, устойчивым, полезно употреблять формы прямого обращения к слушателям. Это, на первый взгляд, формальное требование психологически глубоко обосновано. В самом деле, если автор решит использовать слово «вы», он обязательно должен будет ответить на вопрос, какое отношение к слушателю имеет предмет беседы. Иначе говоря, будет вынужден объяснить слушателю важность для него, слушателя, обсуждаемого предмета. И если ему это удается, слушатель примет беседу близко к разуму и сердцу, она затронет его мысли и чувства, глубоко заинтересует его.
Приведем в качестве примера фрагменты беседы из цикла «Здоровье». Общий объем беседы 9 минут. Она посвящена профилактике нервных заболеваний.
«… Надо сказать, что люди, у которых только-только начинаются невротические расстройства, редко обращаются к врачу. Они объясняют их просто плохим настроением, усталостью. И только тогда, когда такие болезненные состояния переходят в ярко выраженный невроз, они наконец обращаются к врачу.
Что же главное в профилактике нервных заболеваний? Отвечая на этот вопрос, хочу еще и еще раз подчеркнуть — правильный режим жизни. Он касается труда, отдыха, питания, сна.
Нормальный, достаточно продолжительный сон — важная форма пассивного отдыха. В состоянии сна человек проводит приблизительно треть жизни. Достаточный сон ограждает человека от развития невроза и его последствий — гипертонии, язвенной болезни, холецистита и других заболеваний. Как говорится, нормальный сон -это здоровье…
… Многочисленные факты свидетельствуют, что эмоциональное состояние, то есть то, что в быту, в жизни называют обычно настроением, оказывает первостепенное влияние на работоспособность. Горе и радость, грусть и веселье, страх накладывают отпечаток на трудовую деятельность человека.
Эмоция — это выражение жизни. Проблема эмоций в физиологии до сих пор остается одной из наименее изученных. Это объясняется сложностью самой проблемы и тем, что не так легко найти методы, которые бы полностью раскрыли происходящие в организме под влиянием эмоций физиологические сдвиги. Но вы можете спросить, можно ли управлять эмоциями? Воспитывать их, трезво оценивать случившееся? Да, эмоции поддаются воспитанию и тренировке. Воспитание эмоций — это воспитание чувств, воспитание умения преодолевать отрицательные эмоции, ослаблять их, закалять силу воли, воспитывать выдержку, твердость характера.
Если речь идет о разочаровании, раздражении, связанных с невозможностью достигнуть поставленную цель или выполнить какие-либо планы, — убедите себя, что данная цель — не единственная, что достижение ее не так уж много дало бы вам. Вы увидите, что чувство неудовлетворенности исчезнет. Другой способ — увлечение новым делом. Когда вы поставите перед собой новую цель, важность прежней покажется вам уже меньшей.
Практический опыт показывает, что отрицательные эмоции снижают работоспособность, приводят к нарушению регулирующего влияния коры головного мозга на деятельность внутренних органов, могут вызвать и нервные заболевания. Эмоции же положительные воодушевляют человека. Под влиянием положительных эмоций человек спокоен, уравновешен, без заметной усталости выполняет любую работу.
Вот почему так важно, повторяю, уметь управлять своими эмоциональными реакциями, не допуская развития отрицательных эмоции. Вот почему у людей и здоровых и больных следует пробуждать эмоции положительные. Достигается это многими способами. Одному человеку может поднять настроение музыка, другому — прогулки на свежем воздухе, третьему — хороший, спокойный сон и так далее.
Очень важное значение для сохранения нервной системы, для поднятия настроения имеет обстановка в доме, в рабочем коллективе. Слишком дорогой ценой расплачиваются люди за хамство, грубость, невоспитанность. «Ничто не дается так дешево и не ценится так высоко, как вежливость», — говорится в известном изречении, и в этом большая правда.
Наша медицинская статистика — один из показателей благополучия или неблагополучия в деловых отношениях на любом предприятии. Вы знаете по себе, как легко и приятно работать, когда обстановка в коллективе товарищеская, когда уважительно относятся друг к другу, когда мастер, бригадир, заведующий отделом — справедливый, принципиальный человек.
На службе здоровья должны стоять не только врачи, но и те, кто имеет непосредственное отношение к человеку».
Хотя беседе, как жанру, присуши широкие обобщения, она, как правило, бывает удачной лишь тогда, когда в ней рассматривается одна основная, можно сказать, сквозная тема. Взаимосвязь событий порой вызывает соблазн показать эту широкую взаимозависимость. Но здесь автора подстерегает опасность многотемья, а следовательно, поверхностного, торопливого, мимоходного разговора обо всем понемногу. В беседе целесообразно последовательное рассмотрение новых фактов и явлений. Каждый новый термин, который может быть неизвестен слушателю, должен быть пояснен через понятия, уже известные ему. В беседе допустимо минимальное использование цифр, да и то при условии их наглядности, сравнимости.
Беседа — один из тех жанров, которые не могут быть составной частью другой большой передачи.
В последнее время удобной формой общения со слушателями стала передача «Беседа за круглым столом». В данном случае многосторонний анализ проблемы выигрывает от различных подходов к ее решению, к анализу ее различными специалистами по данному вопросу. Сопоставление их мнений, за которым обычно следует признанный всеми участниками беседы вывод, значительно глубже и больше убеждает слушателя в его закономерности, поскольку проблема обсуждается группой ведущих специалистов по проблеме.
Один из участников «Беседы за круглым столом» выполняет роль ведущего. Он обычно ставит вопросы, предоставляет слово другим участникам, сводит воедино их мнения и делает обобщавшие выводы.
Подготовка «Беседы за круглым столом» отличается немалым своеобразием. Тексты выступлений участников беседы, как правило, не пишутся. Это в полном смысле слова живая бестекстовая беседа. В то же время в большинстве случаев такие беседы предварительно записываются на пленку. Это позволяет участникам вести разговор более легко, свободно, непринужденно, не опасаясь неудачно выраженных мыслей, оговорок. При необходимости они могут быть вырезаны, а отдельные фрагменты беседы можно записать на пленку снова.
Одну из разновидностей «Беседы за круглым столом» представляет собой широко используемая в вещании на зарубежные страны передача, которая ведется в форме ответов на письма радиослушателей. В такой передаче, как и в обычной беседе за круглым столом, три-четыре участника, один из них — ведущий. Он открывает передачу, знакомит слушателей со своими коллегами, читает вопросы слушателей, называя при этом их фамилии и адреса, и предоставляет слово для ответа на письма, иногда дополняет своих собеседников, подытоживает сказанное и делает общие выводы. Участие ведущего в такой передаче, его вопросы, реплики, дополнения активно помогают поддерживать контакт со слушателями, способствуют возникновению «эффекта собеседования».
Как готовится эта передача? Обычно вначале редакция отбирает интересные вопросы, которые касаются разных сфер — политики, экономики, быта. Иногда, чтобы сделать передачу более живой, занимательной, в этот перечень включают один-два смешных или даже курьезных вопроса. Вопросы отпечатываются и раздаются участникам передачи за несколько дней до записи. Каждый из них готовит ответы на все вопросы без исключения. Причем в процессе подготовки участники не консультируются друг с другом. Передача никогда не репетируется и сразу же записывается на пленку. Участники передачи имеют лишь планы ответов или краткие заметки для памяти, но ни в коем случае не пишут предварительно текстов. Так как каждый обдумывает ответы на все вопросы, он всегда может по ходу передачи дополнить своего товарища. Ответ на каждый вопрос занимает не больше одной-двух минут и касается самого главного. Быстрое чередование ответов, частая смена голосов усиливают динамичность обсуждения. Эта передача никогда не идет в эфир в «живом» варианте. Она записывается на пленку, и если возникает необходимость, то любая ее часть переписывается.
На примере ответов на письма радиослушателей видно, насколько обогащает передачу, усиливает ее эмоциональное воздействие звучание живой человеческой речи, голосов участников передачи. Интересные вопросы радиослушателей, бестекстовая импровизированная беседа, элементы обсуждения, дискуссии, естественные разговорные интонации — все это делает передачу особенно убедительной и действенной. К тому же ее можно записать таким образом, чтобы она по объему точно соответствовала выделенному для нее отрезку времени в программе, и при этом ни один из вопросов, которые хотят обсудить участники передачи, не будет упущен.
В зависимости от объема предоставленного времени каждый участник беседы строит свою часть так, чтобы добиться нужного пропагандистского эффекта. Если времени мало, его выступление будет напоминать тезисы комментария, если больше, например, четыре-пять минут — собственно комментарий. Успех передачи зависит от таких условий, как правильный учет психологии, характера аудитории, ее основных нужд и проблем, удачный выбор темы, использование специфики радио.
Остановимся на некоторых чертах таких жанров, как радиоочерк, радиорассказ, радиофельетон, на тех элементах, которые сближают их с информационными и позволяет использовать их в информационных передачах или в передачах, сочетающих в себе информации и публицистику.
В отличие от уже рассмотренного нами жанра, радиорассказ, радиоочерк, радиофэльетон представляют собой жанры художественно-публицистические. Они находятся на границе между собственно радиожурналистикой и радиодраматургией. Практически в каждом из них в различных соотношениях фигурируют, переплетаясь, информации, корреспонденция, беседа, интервью, репортаж. Таким образом, в определенном смысле они могут быть названы производными, включающими в себя элементы вышеназванных основных жанров.
Структура их характеризуется синтезом и взаимодействием документальных в литературно-художественных элементов. Документальные факты, портреты и характеристики конкретных людей, реально существующих и действующих, сочетаются в них с широкими обобщениями, художественными отступлениями, художественным домыслом. Причем преобладать в этом сочетании могут иногда одни, иногда другие элементы. В тех случаях, когда эти жанры используются в информационных передачах, когда они, следовательно, несут информационную нагрузку, документальные элементы в них усиливаются, акцентируются.
В основе раднорассказа и радиоочерка лежат не редкие или частные случаи, а типичные факты, жизненно важные коллизии, в центре их всегда находится человек — творец события. Через дела и поступки, действия, чувства и мысли людей радиожурналист раскрывает суть фактов, показывает жизнь, ее глубинное течение. Герои событий при всей своей индивидуальности обладают типическими чертами, присущими многим людям, целым социальным группам нашего общества.
В процессе анализа и обобщения жизненного документального материала журналист вправе переходить к размышлениям общего плана, обобщениям, художественным предположениям. Таким образом, радиорассказ и радиоочерк закономерно становятся в ряд литературных произведений.
Но, с другой стороны, использование в радиорассказе, радиоочерке документальных звуковых записей, специфических для радио средств выразительности, включение в их ткань живых голосов, интервью или репортажных фрагментов повышает степень их документальности, информативности. Эти радиожанры представляют собой не просто журналистское или литературное описание событий, диалогов, размышлений героев, а звуковую, звучащую запись событий и той акустической среды, в которой происходит действие. Живой документальный рассказ героев событий усиливает достоверность передач. Все это позволяет успешно использовать эти жанры в информационном вещании.
Вместе с тем едва ли целесообразно игнорировать два следующих обстоятельства. Во-первых, то, что оперативные информационные радиопередачи постоянно взаимодействуют в общей, единой вещательной программе с передачами неоперативными и неинформационными. Во-вторых, то, что внутри ряда не чисто информационных форм (например, радиогазеты, радиожурналы) информационные и неинформационные публицистические жанры сосуществуют и выполняют общую работу с жанрами художественно-публицистическими. Эти обстоятельства обусловливают процесс непрерывного взаимовлияния всех жанровых групп, существующих в радиовещании.
Один из структурных элементов этих радиожанров — живой, непосредственный рассказ журналиста у микрофона. Радиорассказ, радиоочерк, радиофельетон сильно выигрывают от того, что их читает сам автор, встречавший людей, о которых он говорит, наблюдавший их в жизни, в труде, в быту. Индивидуальная окраска голоса, интонационное своеобразие звучащей авторской речи, авторское отношение также обогащают выразительные средства радиожанров, привлекают внимание слушателей.
Если автор читает материал, а затем включает в свой рассказ сделанные им на месте документальные записи (репортаж, интервью, зарисовку), то это усиливает документальность передачи, а значит, еще более убеждает слушателей в достоверности сказанного.
Степень документальности радиорассказа и радиоочерка значительно превосходит степень документальности аналогичных жанров в печатной журналистике. Вернее сказать, в первом случае документальность предстает в ином виде, в ином качестве, чем во втором.
В газетном очерке автор неизбежно прибегает к литературному описанию своих героев. Он говорит о том, как они выглядят, сколько им лет, выделяет какие-то характерные детали их внешнего вида, поведения. Некоторые из этих моментов сохраняются и в радиоочерке, другие же нет, так как они не требуют пояснений, потому что слушатель, находясь у радиоприемника, слышит и воспринимает их также, как и журналист, находясь на месте события. Манера речи героя, его голос, общий тон разговора дорисует образ, созданный автором.
Важную роль в радиорассказах и радиоочерках часто играет музыка. Она может быть и составным элементом передачи, выполняя те же функции, какие выполняют включенные в радиорассказ, радиоочерк интервью или репортах, если речь идет о герое, связанном с музыкой. Но это частный случай. Обычно же музыка используется как дополнительное выразительное средство: иллюстрация, фон или как обобщение. В подобных случаях музыка играет примерно ту же роль, которую она играет в театральных спектаклях или кинофильмах.
Музыкальное произведение или его часть могут служить обоим фоном для характеристики всего рассказа. При этом музыкальная тема совпадает с темой радиорассказа, радиоочерка, музыка может активно способствовать созданию характеристики одного из героев. Тогда она характерна и специфична, созвучна образу героя.
Таким образом, в качестве одной из характерных особенностей этих жанров можно отметить соединение, совмещение конкретных элементов и деталей описания человека, конкретного лица с общим, типическим, присущим многим. Это соединение — предпосылка всякого удачного, яркого, убедительного радиорассказа, радиоочерка.
В живых рассказах о людях, об их сильных и слабых сторонах, их радостях и заботах заключена огромная эмоциональная сила, которая делает радио сильнейшим воспитательным и пропагандистским средством. Эта сила, как показывает практика нашего радио, может успешно помогать повышению эффективности информационных передач.
Воспитание и самовоспитание
Сегодняшние молодые люди — акселераты. Быстрее достигая физической зрелости, современный подросток претендует на право быть взрослым (в частности, самому выбирать способ времяпрепровождения, прическу, одежду и т. д.). Но в отличие от своих сверстников, скажем, 20-х годов, которые в этом возрасте начинали самостоятельную трудовую жизнь, нынешнее поколение на длительное время освобождается от обязанностей взрослых. Сегодня не редкость, когда молодые люди, уже создав семью, продолжают оставаться на материальном обеспечении родителей.
Когда-то отличительным свойством зрелого человека была более широкая, чем у детей и юношества, информированность. И уже поэтому взрослый, особенно учитель, пользовался авторитетом у молодых.
Современные молодые люди порою информированы больше взрослых. Дети и молодежь стали эрудированнее за счет совершенствования системы образования, невиданного развития средств массовой информации и пропаганды, повышения культурного уровня родителей. И как следствие — они более рациональны и критичны в отношении к своим воспитателям.
Однако, как отмечают социологи, психологи и педагоги, несмотря на свою большую информированность, раннее физическое и интеллектуальное развитие, современные молодые люди дольше остаются детьми и в нравственном, и в социальном плане. По сравнению со старшими поколениями, намного позднее включаются в самостоятельную трудовую жизнь, зачастую не умеют соотносить личные желания с интересами семьи и общества, не привыкли отвечать за свои поступки. Другими «словами, ускоренное физическое и интеллектуальное развитие современной молодежи еще не влечет за собой ускоренного нравственного совершенствования. Ныне, как и сто лет назад, доброта, честность, трудолюбие, способность к сопереживанию требуют длительных усилий со стороны наставников и самой молодежи, взаимодополнения методов воспитания и самовоспитания.
Как известно, специфичность нравственности заключается в том, что она требует активного самовоспитания личности, взаимосогласования «ума, души и сердца», которое должно осуществляться самим человеком. Вне этого процесса невозможно самоусовершенствование личности, и потому средства массовой информации и пропаганды большое внимание уделяют проблемам самовоспитания.
Специфика воздействия средств массовой информации и пропаганды на нравственное становление личности состоит, в частности, в практической невозможности использовать какие бы то ни было методы принуждения. Это предполагает такую постановку идейно-воспитательной работы, когда непрерывно воспроизводится теоретический фон «ситуации нравственного выбора». Средства массовой информации имеют огромные возможности для того, чтобы слушатель или зритель стал непосредственным наблюдателем и в определенной степени участником самых различных ситуации, будь то космический полет или борьба повстанцев в Сальвадоре.
Выше уже говорилось о том, что юноши и девушки строят зачастую идеальные (нереальные) планы массовой ориентации на получение высшего образования после окончания средней школы. Эти ориентации были сформированы во многом благодаря деятельности газет, радио, телевидения и кино.
В науке справедливо требование — «не изобретать велосипед заново». Но в сфере нравственности каждый человек должен сам открывать для себя простые и вечные истины: что такое добро, справедливость? в чем предназначение человека, смысл его жизни? Чтобы как можно полнее ответить на эти вопросы, молодежные редакции Казахского радио и телевидения часто приглашают к микрофону психологов, социологов, педагогов, вовлекают в дискуссию по проблемам морали аудиторию.
Истоки и корни инфантильности, нравственной незрелости части молодежи заключаются в упрощенном взгляде на жизнь. Часто бывает, что человек усваивает прописные истины автоматически, попав в сложную ситуацию нравственного выбора, теряется и не может проявить самостоятельность, а потому не в состоянии отвечать за свои поступки. Отсюда вовсе не следует, что задача воспитателей — устраивать искусственные трудности. Важно смело вводить молодых во «взрослую» жизнь с ее проблемами и поисками, не оберегать от сложностей, а научить преодолевать их.
В решении этой задачи трудно переоценить роль искусства, главным объектом которого всегда был человек. Читая книги, слушая музыку, человек включается в тысячи вариантов всевозможных ситуаций, которые, возможно, и не встретятся в его реальной жизни. Тем не менее именно искусство готовит его к нравственному выбору, который он делает.
Всякая реальная жизненная ситуация ставит проблему несколько в иной плоскости, чем теоретическая ее постановка (в литературе, в искусстве, средствами массовой информации и пропаганды). Но, не овладев теорией, человек совершает бессознательные поступки. Для того, чтобы жить, творить высокоорганизованно, он должен быть обязательно вооружен теми 999 вариантами, которые прожило за него все человечество в книгах, стихах, поэмах, в лучших картинах, в прекрасных созданиях музыкального искусства, в запоминающихся репортажах и интересных передачах. Вот тогда он уже будет способен прожить свою жизнь как неповторимую вечность в истории вселенной.
У современного радио и телевидения огромные возможности нравственного и эстетического воспитания молодежи.
Воспитательное, эстетическое воздействие слова, звучащего по радио, исключительно велико. Тем более слова художественного, которое призвано образно и поэтически пропагандировать высокие идеалы, доставлять людям эмоциональную радость, давать пищу для размышлений, духовно и нравственно обогащать их, пропагандировать образ жизни.
Может создаться впечатление, что телевидение более «приспособлено» для эстетического воспитания общества. Это, видимо, действительно так, если иметь в виду экранизации литературных произведений, беседы о художниках и т.п. но применительно к пропаганде симфонической музыке, оперного искусства радио продолжает оставаться важным каналом эстетического воздействия. Более того, определенная свобода восприятия, присущая радиоинформации, способствует большей ориентации на радио в сфере музыкальных передач.
Заключение
Радио прочно сохраняет свои позиции и в передачах драматических произведений. В этом случае особенно наглядно выступает «эффект компенсации», присущий радиотеатру: у слушателя, подобно человеку, лишенному зрения, обостряется чуткость восприятия. В определенном смысле художественная палитра радио уже, чем изобразительные возможности кино или телевидения, но «радио искусство, лишенное зрительных образов, тяготеет в своем содержании не столько к миру видимому, к физическим действиям и поступкам (обязательным в зрелищных искусствах), сколько к «жизни человеческого духа», конфликтам чувств и мыслей, выраженным преимущественно в словесных действиях героев- размышлениях-монологах, диалогах и т. п.»».
Роль нравственного и эстетического воспитания особенно возрастает в современных условиях. Средства массовой информации и пропаганды при формировании всесторонне гармонически развитой личности стремятся развить в ней все богатство способностей и потребностей, ибо человек должен обязательно сохранить ту живость восприятия, то любопытство к жизни и к людям, ту непосредственность и чистоту, которые характерны для детства и юности. Именно эти качества духовно и эмоционально обогащают его в дальнейшем.
Никогда не нужно забывать о детях. В дошкольные годы жизни ребенка журналисты стремятся в простой и доступной форме помочь малышам познакомиться с окружающей его действительностью, разбудить воображение и фантазию, вместе с родителями ответить на тысячи «почему» маленьких слушателей.
Рассмотрев качества, которыми должен обладать диктор, не нужно забывать, что диктор радио – член коллектива. Его работа тесно связана с работой партнера у микрофона. Каждому диктору необходима квалифицированная критика и творческая помощь его коллег.
Много полезного дают встречи дикторов с учеными, журналистами, актерами, певцами и т.д.
В настоящее время существует множество интересных различных передач, конкурсов, игр. С каждым днем радиопрограммы представляют что-нибудь новое и полезное для слушателя.
Список использованной литературы
- Н.А.Толстова «Беседы о дикторском мастерстве» М., 1993г.
- В.Н.Ярошенко «Информационные жанры радиожурналистики» Центр научного программирования, М., 1988г.
- «Радиорепортаж» Комитет по радиовещанию и телевидению, М., 1987г.
- М.Тиморшин. «Звучащее слово» Алма-Ата, 1993г.
- «Эффективность средств массовой информации» «Наука и техника», Минск, 1991.
- В. А. Гладкий — один из первых дикторов Московского радио. Его дикторское дарование было необычайно многогранным. С большим мастерством, всегда увлеченно и живо читал он все материалы — от передовых статей, информации и научных бесед до детских рассказов и эпизодических ролей в радиоинсценировках. Он был в числе основателей студии им. Шаляпина, существовавшей в Москве в начале 20-х годов. Игру В. Гладкого в студийных постановках видел Ф. И. Шаляпин и отзывался о ней с большим одобрением.
- Маркс. Из ранних произведений, 1956, стр. 598.