АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Внешне-экономическая деятельность в освоении природных ресурсов в РК

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КАЗЛХСТАНА

 

Глава 2. Особенности крупнейших инвестиционных проектов в освоении нефтяных ресурсов РЕСПУБЛИКИ Казахстана

 

Глава 3. ОСВОЕНИЕ И  Воспроизводство природных ресурсов и эффективность их использования – главная задача Правительства РК на современном этапе

 

Глава 4. Политика Правительства Республики Казахстан по вопросу ОСВОЕНИЯ И воспроизводства природных ресурсов

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Последнее десятилетие уходящего столетия  внимание ученых так и политиков приковано к глобальным проблемам человечества. В частности  это относится к  изменению климата Земли. Изменение климата Земли связано прежде всего, с нерациональным использованием природных ресурсов. Поэтому  вопрос воспроизводства природных ресурсов и эффективность его использования в настоящее время является не только актуальным, но своевременным.   В настоящее время необходимо срочно начать исследования по воспроизводству природных ресурсов к поиску и созданию альтернативы источников сырья, источника энергии, природных ресурсов.

В результате хозяйственной деятельности человечества происходит глобальное потепление на Земле, вызванное увеличением концентрации углекислого газа и других «парниковых» газов в атмосферу. В настоящее время углекислый газ составляет – 55,0%, фтор и углероды – 24,0%, метан – 15,0%, окись азота – 16,0%.

По оценкам Межправительственной группы экспертов по изучению климата на Земле за последнее 100 лет произошло повышение температуры на 0,3 – 0,6 градусов.  Если содержание «парниковых» газов будет продолжать расти, то к концу ХХI века температура воздуха повысится на 1,0 – 3,5 градуса.

Вторая глобальная проблема, исходящая из первой – связана с тем, что наступивший ХХI век будет характеризоваться истощением природных ресурсов.

В связи с этим основным вопросом курсовой работы было раскрытие использования природных ресурсов в настоящее время, и эффективность его использования как сейчас так и обозримом будущем а также его восполнение.

Так как основным потребляемым природным ресурсом в Казахстане является нефть, то и основным направление государства является рациональное использование данного стратегического  сырья. Однако при его добычи возникают проблемы  с сохранением этих природных ресурсов, их воспроизводство.

Поэтому на государственном уровне решаются такие вопросы, как правильное и рациональное использование этих ресурсов, экологические вопросы, связанные в связи с этим  использованием, а именно: сброс и захоронение отходов, охрана окружающей среды, экологические вопросы.

Согласно Закону «О нефти в Республике Казахстан», его статьи 32, 33 следует « Сброс и захоронение отходов, связанных с проведением Нефтяных операций в Море, запрещается.

Сброс технических вод в Море осуществляется только с разрешения и под контролем государственных контролирующих органов при условии их очистки до установления нормативов.

Следовательно, исходя из данных статей Закона, уже существуют ряд нерешенных проблем, а именно:

  1. До настоящего времени не решены вопросы с нормами сбросов технических вод в Море;
  2. Кто будет восполнять потери таких природных ресурсов, как вода, так как на Правительственном уровне решен вопрос о сбросе технической воды в Море.

Кроме того, как известно, запасы нефти ограничены, не только в Казахстане, но и других регионах мировой экономики.

Потребность же  стран мира в энергоресурсах  постоянно  растет и будет  расти. К 2005 году ожидается увеличение расхода энергии более чем в три раза.  Поэтому основная задача нашего государства –  эффективное использование стратегического сырья и поиск новых источников  дешевого сырья, эффективных технологий по производству энергоресурсов.   Следовательно, данный вопрос является вопросом всех здравомыслящих людей, ученых, политиков, социологов.

Кроме вопросов об энергоресурсах не решаются вопросы рационального использования таких ресурсов как земли, воды и т. д.

Поэтому в курсовой работе приведены основные вопросы, связанные с ресурсосбережением в этих направлениях. Намечены пути выхода из сложившейся ситуации.

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КАЗЛХСТАНА

 

В своем выступлении на Всемирном экономическом форуме в г. Давосе, Швейцарня (январь 1995 г.) Президент Республикн Казахстан Нурсултан Назарбаев отметил, что суверенный Казахстан представляет собой аграрно индустрнальную страну с достаточно развитой инфраструктурой, богагым промыщленным потенциалом. Причем топливно-энергетический комплекс является в республике одним из ведущих. Исследования, проведенные экспертами Всемирного банка, определили эту отрасль как наиболее привлекательную с точки зрения вложения инвестиций и кредитования.

В связи с идущей сейчас в мире напряженной борьбой за экономическое выживание и за расширение сфер влияния на нефтегазовых рынках, европейские страны прилагают усилия для того, чтобы обеспечить беспрепятственный ввоз на континент энергоносителей. Ключевой идеей здесь является создание Европейской энергетической хартии. Участие в ней государств СНГ, и прежде всего России и Казахстана, позволяет Европе нанти альтернативу странам ОПЕК.

Возможности для наращивания республикой добычи углеводородного сырья — огромные. Общий объем прямых инвестиций по проектам, связанным с разработкой нефтяных месторождений в Казахстане, оценивается в 32,3 миллиарда долларов США, а с разведкой углеводородных ресурсов — в 8,2 миллиарда долларов США [1]. Балансовые запасы разведанных месторождений нефти оцениваются не менее 2,6 миллиардов тонн. Если в 1993 г. в республике было добыто 23 миллиона тонн нефти, то к 2000 году планируется довести добычу до 45 млн тонн, к 2010 году — до 70 млн тонн в год. Реализация этих планов должна обеспечигъ нарастающий приток нефте-долларов в республику [2].

Таким образом, Казахстан может и должен рассматриваться мировым сообществом, прежде всего европейским, как будущий крупный производитель и экспортер нефти и газа. Ожидается, что только на мощнейшем месторождении Тенгиз, соглашение о разработке которого подписано с корпорацией «Шеврон», добыча нефги превысит к 2000 году 30 млн т. Подписан с иностранными фирмами «Бритиш гэс» (Англия) и «Аджип» (Йталия) контракт по другому уникальному газоконденсатному месторождению — Карачаганак. В нефтегазовой отрасли Казахстана уже работают 14 совместных предприятии: Ведутся исследования казахстанского сектора Каспийского моря.

Вместе с тем, для республики вопросом вопросов является транспортировка добываемого сырья. И ключевым подходом к решению проблемы его экспорта будет реализация проекта Каспийского трубопроводного консорциума. В него входят, наряду с Казахстаном, Российская Федерация и Султанат Оман. Трубопровод проляжет от месторождения Тенгиз к черноморскому порту Новороссийск. Обязательство финансирования проекта взял на себя Оман.  „Шеврон» готов выделить до 700 миллионов долларов и привлечь к ффинансированию других инвесторов и потенциальных пользователей трубопроводом. Европейский банк реконструкции и развития, учитывая его добрую волю, так-же приглашается к кредитованию проекта.

Правовое регулирование. В деле освоения природных ресурсов Казахстана важная роль отводится законодательству. Четкое правовое регулирование данного рода отношений является стимулирующим фактором для привлечения иностранных инвесторов в республаку.

Правовую базу данных отношений составляет Конституция Республики Казахстан [3]. В статье 6, пункт 3 сказано, что «земля и ее нсдра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». Следует назвать также законы: кодекс Республаки Казахстан «О недрах и переработке минерального сырья» от 30 мая 1992 г. [4], указ Президснта Республики Казахстан, имеющий силу закона, ,,О государственном регулировании отношений, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями» от 20 июля 1995 г. [5], указ Президента Республики Казахстан, имсющий силу закона, «О нефти» от 28 нюня 1995 г. (6).

Следует назвать также Указы Прсзидента Республики Казахстан: «Об образовании Министерства нефтяной и газовой промышленности Республики Казахстан и Министерства энергетики и угольной промышленности Республики Казахстан» от 13 июня 1994 г. № 1729 (7), «О нефтяных операциях» от 18 апреля 1994 г. № 1662 (8), «О дополнительных мерах по упорядочению недропользования для геологичсского изучения и добычи полезных ископаемых» от 5 апреля 1994 г. № 1637 [9].

Практическое значение имеют постановления Кабинета Министров Республики Казахстан: «Положение о государственном энергетическом надзоре Республики Казахстан» от 5 мая 1993 г. №362, „О мерах по ускорению оценки перспектив нефтегазоносности и освоению казахстанского сектора Каспийского моря» от 9 шоня 1993 г. № 488, „О мерах по обеспечению деятельности Национального центра по комплексной переработке минерального сырья Республики Казахстан» от 22 июля 1993 г. № 642, „О создании международного Консорциума по оценке нефтегазоносного потенциала казахстанского сектора Каспийского моря» от 3 декабря 1993 г. № 1215, „О неотложных мерах по развитию Мангышлакского территорнально-производственного комплекса» от 22 ноября І993 г., «О регулировании экспорта рсдких и редкозсмсльиых мсталлов и их соединений» от 13 января 1994 г. № 65, „Об утверждении Положения о Национальном совете Республики Казахстан по проблемам Каспийского моря» от 5 яянваря 1994 г. № 26 [10], „Об утверждении Положения о порядке аттестаци ппользователей недр» от 2 февраля 1994 г. „О либерализации цен на энергоресурсы и регулировании тарифов на отдельные виды услуг» от 23 марта ) 994 г. № 288, ,.О порядке предоставления недр для геологического изучения, добычи полезных ископаемых и пользования в иных целях» от 13 апреля 1994 г. (11). «О порядке перемещения грузов через границу Республики Казахстам в рамках выполнения программы международного Консорциума по оценке нефтегазоносного потенциала казахстанского сектора Каспийского моря» пт 28 апреля 1994 г. № 441 [12]. „О ставках фиксированных рентных платежей за нефть и уголь» от 11 мая 1994 г. № 498, „Об утверждении ІІоложения о Министерстве геологии и охраны недр Республики Казахстан'» от 8 июля 1994 г. № 763, «О строительстве экспортного нефтепровода систсмы трубопроводного консорциума Тенгиз-Атырау-Астрахань-Новорос-сийск» от 13 июля 1994 г. № 790 [13], „Об утверждении Положения о порядке лицензирования недропользования в Республике Казахстан» от 8 августа 1994 г. № 886 [34], „Вопросы Министерства нефтяной и газовой промышленности Республики Казахстан» от 22 августа 1994 г. № 934, „Об утверждеиии Модельного договора на осуществление разработки месторождения полсзного ископаемого между Компетентным органом Правительства Республики Казахстан и горнодобывающим (нефтегазовым) предприятием» от 27 июня 1995 г. № 882 и другие.

Прежде всего нсобходимо рассмотреть Кодекс «О недрах и переработке минерального сырья» который был принят Верховным Советом Республики Казахетан 30 мая 1992 г. Кодекс о недрах состоит из 76 статей, объединенных в 16 раздслов (общие положения; пользование недрами; органы государственной власти и управления в области пользования недрами и их охраны, переработки минерального сырья; охрана недр; плата за пользование недрами; геологическое изучение недр; проектирование, строитсльство и ввод в эксплуатацию предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений для иных целей; пользование недрами для добычи полезных ископаемых и в иных целях; переработка минерального сырья; государственный учет состояния недр; техническая безопасность работ, связанных с пользованием недрами; государственный контроль за охраной и пользованием недрами; участие общественных объединений и граждан в осуществлении мероприятий по охране недр, рациональному и комплексному использованию минерального сырья; разрешсние споров по вопросим пользования недрами и переработки минерального сырья; ответствснность за нарушение законодатсльства о недрах и переработке минерального сырья; мсждународные договоры)

Для того чтобы привлечь иностранный капитал с наименьшими для себя затратами, Казахстану понадобится убедить инвесторов в том, что правовой режим республики обеспечит эффективное всдение операций по переработке минерального сырья (в т. ч. нефтегазового) и защиту их инвестиций и права собственности. С этой целью необходимо яснос и недвусмысленнос законодательство, которое соответствовало бы указанным задачам.

В дальнейшем будет подробно рассмотрен закон «О нефти в Казахстане. Однако сегодня, по мненню западных специалистов, отдельные положения закона „О нефти» противоречат условиям, содсржащимся в Кодексе о недрах. Дсйствнтельно, по своей базовой принципиальной концепции, закон „О нефти» основывается на западном принципе ррегулируемого свободного предпринимательства, и в соответствии с этим принципом устанавливает концептуальную основу, по которой ислолнительному органу пере поручается заключение контрактов в предслах, определеных руководящих указаний. В противоположность этому, Кодекс о недрах основан на классическом подходе командной экономики к регламентации н сконцентрирован на правительственной власти, судопроизводстве, принудительном исполнении, контроле и планировании.

На наш взгляд, можно указать на следуюшие спорные вопросы, имеющиеся в кодексе о недрах:

1) отсутствует ясное и четкое опрсдсление прав иностранных инвесторов, осуществляющих капитало вложения в разработку минеральных ресурсов;

2) предоставление кодексом о недрах правтельству Казахстана широких полномочий вмешиваться во все стороны деятельности по использованию минеральных ресурсов может создать серьезные трудности для инвесторов, пытающихся строить свою деятелъность на основе договорных обязательств;

3) мы хотели бы отметитъ, что хотя Кодекс о недрах и представляет собой всеобъемлющую основу для правового регулирования в конечном счете работоспособность Кодекса, т. е. создание положительного баланса между экономическими стимулами и риском операций в этой области, будет определяться факгическими подзаконными актами, издаваемыми в дополнение к Кодексу о недрах.

Важное значение имеет принятый Президентом Республики Катахстан Указ, имеющий силу закона, „О нефти» от 28 июия 1995 г., и вступивший в силу с 1 июля 1995 г. Данный Указ является первым опытом в СНГ в области правового регулирования нефтебизнеса. Поэтому важно рассмотреть его правовую характеристику. Указ «О нефти» состоит из 11 глав, объединяющих 59 статей.

Важное практическое значение имеет статья 2, посвященная сфере применеиия указа. Во-первых, даннный указ регулирует отношения, возникающие при проведении нефтяных операций на территории, находящейся под юрисдиксией Республики Казахстан, в том числе на море и во внутренних водоемах.

Во-вторых, указ действует в сочетании с Кодексом о недрах и переработке минерального сырья, принятым 30 мая 1992 г. и другими законодательными актами Республики Казахстан.

В-третьях, в случае прсггаворечия между Указом „О нефти» и другими законодательными актами Рсспублики Казахстан в части регулирорвания нефтяных операций применяются нормы рассматриваемого Указа.

В-четвертых. установлен приоритет международных норм над внутренним республиканским законодательством. В частности, если международным договором, участником которого является Республика Казахстан, установлены иные правила, чем те, которыс содержатся в настоящем Указе, то применяются правила международного договора.

В-пятых, выданные лицешии и контракты, заключенные до введения в действие Указа о нефти, а также все связанные с ними акты государственных органов Республики Казахстан сохраняют свое действие. Этим положением установлены гарантии сохранения юридической силы всех ранее заключенных котрактов и выданных лицензий.

Статья 3 регулирует вопросы права собственности на нефть. В частности, установлены следующиие принципы:

1) вся нефть в естественном залегании в недрах Республики Казахстан является исключительной собствениостью Республики Казахстан; 2) собственник нефти, поднятой на поверхность, определяется контрактом. Право распоряжения нефтью, поднятой на поверхность, принадлежит собственнику, если иное не предусмотрено контрактом; 3) нсфгь, возвращенная в недра для хранения, рассматривается как нефть, поднятая на поверхность, и ее собствениик онределяется контрактом.

Безусловно, важной является гл. 2, рсгулирующая компетенцию органов государственного управления в области проведения нефтяных операций. Статья 5 устанавливает компетенцию правительства Республики Казахстан, которое:

1) разрабатывает стратегию использования, темпов воспроизводства и дальнейшего расширения ресурсов нефти; 2) устанавливаст правила пользования недрами и их охраны, единые правила разработки нефтяных и газовых месторождений; 3) контролирует составление рсспубликанских балансов запасов нефти, организует государственный учет изученности недр (блоков); 4) обеспечивает формирование стратегических запасов нефти и учет их размещения на территории республики и другие.

 В Указе вводится новый термин «компетентный орган», что означает государственный орган, которому правительство Республики Казахстан делегирует права, непосредствено связанные с заключением контрактов. В статье 6 изложены функции компетентного органа:

 1) ведение переговоров с подрядчиком об условиях контракта и подготовка совместно с подрядчиком проекта контракта; 2) организацяя проведещія независимой экспертизы проекта контрактных документов; 3) подписание контракта и другие.

 Право на проведение разведки и добычи вьщается на основе конкурса. При отсутствии необходимого числа участников для проведения конкурса (менее двух) — допускается предоставление указанного права на основе прямых переговоров.

Правительство Республики Казахстан имеет право проводить прямые переговоры с недропользователем на осуществлеиие нефтяных операцяй без проведения конкурса.

Заключительная глава 11 Указа о нефти посвящена правовым условиям.

Прежде всего, следует рассмотреть институт передачи прав и обязанностей ст. 53). Подрядчик может передать другому юридическому или физическому лицу или международной организации все или часть своих прав и обязанностей  по контракту, в том числе путем отчуждения контрольного пакета акций, только с пясьменного разрешения лицензионного и компетентного органов.

Условия передачи прав и обязанностей дочерней организации оговариваются в контракте.

Помимо рассмотренных статей Указа о нефти важные моменты заложены и в постановлении Президента Республики Казахстан от 28 июня 1995 г. О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О нефти». Кабинету Министров Республики Казахстан поручено

1) внести предлржения о приведении Кодекса Республики Казахстан о недрах и переработке минерального сырья в соответствии с Указом о нефти;

2) подготовить и утвердить единые правила разработки нефтяных и газовых месторождений; порядок выдачи лицензии на проведение нефтяных операции;

 порядок заключения контрактов на проведение нефтяных операций;

порядок и условия обязательного страхования нефтяных операций; порядок проведения нефтяных операций на море, внутренних водоемах, в зонах чрезвычайной экологической ситуации и на особо охраняемых объектах природы и культуры; положение о порядке и условиях выдачи разрешения на монтаж, эксплуатацию и использование искусственных островов, дамб, сооружений и установок при проведении нефтяных операщш; правила безопасности и охраны окружающей среды при строителъстве, прокладке и эксплуатации подводных трубопроводов и кабелей, связанных с нефтяньши операциями; порядок проведения морских научных исследований, связанных с проведением нефтяных операций.

 

Глава 2. Особенности крупнейших инвестиционных проектов в освоении нефтяных ресурсов РЕСПУБЛИКИ Казахстана.

 

Первым работающим с апреля 1992 г. контрактом является Договор о сотрудничестве с фирмой «Эль Нефтегаз», являющейся филиалом французской компании «Эльф Акитен».

Контракт поручает „Эльф Нефтегазу» проводить и выполнять операции в зоне поисково-разведочных работ на территории Актюбинской области площадью 19,3 тыс, кв. км и эксплуатации обнаруженных месторождений под надзором Совместного Оперативного комитета, образовапного на паритетных началах представителями республики и „Эльф Нефтегаза». Для выполнения этой задачи предусмотрено применение инвестором современных технологий, используемых в мировой нефтяной и газовой промышленности. С нашей стороны партнером является созданное акционерное общество „Темирмунай».

Контракт принадлежит к типу „контрактов о разделе продукции» [15], т. е. к классическому типу, исполъзующемуся в мировой практике и в отношении которого у „Эльф Акитена» накоплен хороший опыт. Республика Казахстан является единотвенным обладателем прав и правооснований, относящихся к недрам, и единсгвенным собственником открытых месторождений. В рамках кооперации, установленной контрактом, „Эльф Нефтегаз» получает исключительное право вести поисково-разведочные работы и добывать угле-водороды в данной зоне, на свой собственный финансовый и технический риск. Что касается добычи, то в соответствии с прогрессивной шкалой (в зависимости от годового обьема) часть ее будет предназначена на платежи „роялти» (до 15%), а оставшаяся часть предназначена на компенсацию издержек и затрат, на работы, въполненные фирмой (до 45%) и распределение между сторонами (доля казахской стороны от 50 до 90%). „Эльф Нефтегаз» обязался выплатить казахской стороне дополнителъные вознагрождения (бонусы) в момент вступления контракта в силу, при открытии коммерческих запасов углеводородов и после достижения определенных пороговых значений объема товарной продукции на общую сумму 40,5 млн. долларов. Помимо этого, „Элъф Нефтегаз» в качестве компенсации за исключительные права, предоставленные ему на данную зону, будет также выплачивать арендную плату за пользование территорий — при поискоразведке, выполняемой в три этапа по 40,60 и 80 долларов США за 1 кв. км, а за участки добычи — по 500 долларов США за 1 кв. км [16].  Сроки проведения поисково-разведочных работ установлены в 10 лет разделенных на три последовательных периода (5,3 и 2 года), по истечении каждого из которых часть территории будет возвращаться. В случае открытия и создания зоны (зон) разработки, контракт прекратит действие по истечении суммарного срока в 30 лет, или же срок его действия будет по взаимному соглашению продлен. Минимальный объем затрат на поисково-разведочные работы установлен в 480 млн долларов. Эти затраты будут полностью финансироваться фирмой и пойдут на выполнение проектных, ссейсморазведочных и буровых работ. В случае успеха, на разработку открытых месторождений потребуются уже миллиарды долларов и все эти затраты также будут финансироваться „Эльф Нефтегазом».

 Особый упор сделан на профессиональную подготовку персонала, разработка детальной программы по этому вопросу в стадии завершения и ею предусматривается предоставление персоналу, задействованному по контракту, возможности обучения новейшим методам нефтегазовой промышленности. Фирмы и предприятия, к услугам которых прибегнет „Эльф Нефтегаз» при осуществлении нефтяных операций, будут выбраны из числа казахстанских и иностранных фирм, исходя из показателей мировой конкурентоспособности (уровень цен, качество, сроки, вопросы безопасности). Тем не менее, предпочтение будет отдаватъся предприятиям Казахстана и „Эльф Нефтегаз» прилагает необходимые усилия, чтобы оказать этим предприятиям помощь для прохождения ими стадии «предквалификации» в виде предоставления консультаций, рекомендаций и контактов с иностранными фирмами. Таким образом, казахстанские предприятия извлекут преимущества из деятельности и контактов „Эльф Нефтегаза», а также из передачи им новейших передовых технологий. Предусмотрено участие „Эльф Нефтегаза» в промышленном развитии республики за счет вклада части прннадлежащей ему продукции в реализацию проектов, направленных на создание в Казахстане высокорентабелъных промышленных центров, а также обязательство проявлять постоянную работу об охране окружающей среды, и, в частности, приведеше в прежнее ростояние территорий после завершения работ.

 В случае успеха поисковоразведочных работ республика и Актюбинская область без риска и собственных затрат получат гарангированную возможностъ исполъзовать богатство своих недр для развития экономики Республики и расширения занятости населения.

За 1992 г. на реализацию выработанных программ по организации геологического изучения территории и развертывания буровых работ было направлено свыше 40 млн. долларов США, а бюджетом на 1993 г. запланировано инвестировать не менее 91 млн. долларов США. Как и предусматривалось до начала работ, „Эльф Нефтегаза» внес 15 млн долларов США в счет предусмотренных выплат казахстанской стороне (бонус и арендная плата, а также 8 млн долларов США за геологическую информацию).

В соответствии с заключенным ) 18 мая 1992 г. между Республикой Казахстан и американской корпорацией „Шеврон» Учредительным Соглашением о совместном предприятии „Тенгизшевройл» завершена подготовка пакета соответствующих учредительных документов по разработке крупнейшего в мире Теигизского и Королевского месторождений и разведке прилегающей территории Атырауской области площадью 4 тыс. кв. км.

Кабинет Министров Республики Казахстан принял по данному вопросу специальное постановление „Об утверждении Соглашений и Договоров по созданшо совместного предпрнятия „Тенгизшевройл» (№ 260 от 5 апреля 1993 г.). В дальнейшем был принят специальный Указ Президента Республики Казахстан „О деятельности совместного предприятия „Тенгизшевройл» (№ 1168 от 6 апреля 1993 г.) [17].

Совместное предприятие создано между объединением „Тенгизнефтегаз в дочерней компанией „Шеврон» (Шеврон оверсиз петролеум Инк.) в качестве независимого юридического лица с ограниченной ответственностью. Первоначальный капитал составляют все активы, связанные с освоением Тенгизского месторождения, оцениваемые в 1,64 млрд. долларов США. Половина (50%) этих активов оплачивается корпорацией „Шеврон» Республике Казахстан в соответствии с согласованным механизмом.

На развитие Тенгизского месторождения за весь срок функционирования СП (40 лет, после чего проводится. пересмотр документов, и если не будет достигнуто соглашение, то СП прекращает свое действие) корпорацией „Шеврон» намечается вложить 20 млрд. долларов США, в том числе за первые три года—1,8млрд. долларов США.

В соответствии с разработанными учредительными документами СП вы плачивает „роялти» за первый год — 20 млн долларов, за второй — 30 млн долларов, за третий — 40 млн долларов США, а далее по базовой ставке — 18% продукции. Совместное предприятие также облагается налогами согласно законодательству республики, При этом налог на прибыль — 30%. Предусмотрена также выплата 50 млн долларов США для социально-экономического развития Атырауской области [18].

Исполнение контракта обеспечивается Управляющим Комитетом совмесного  предприятия, имеющим равное ІІредставительство сторон. Оператором

освоеиия Тенгизского месторождения будет само СП „Тенгизшевройл»

В результате проведенного коикурса по выбору иностранного партнера для продолжения освоения Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения в Западно-Казахстанской области компании „Аджип и «Бритиш гэс» получили от Республики Казахстан в соответствии с Протоколом о намерениях от 1 июля 1992 г. исключительное право на ведеиие переговоров по выработке официального Соглашения по разделу продукции для продолжения разработки данного месторождения.

В дальнейшем, 2 марта 1995 г., в г. Алматы между Правительством Республики Казахстан, компаниями „Брнтиш гэс» и ,Аджип» (Италия), российским акционерным обществои „Газпром» и государственным холдингом „Казахгаз» заключено соглашение о принципах раздела добываемой продукции на одном из крупнейших в мире Карачаганакском газонефтеконденсатном месторождении, расположенном в Западно-Казахстанской области. Впервые в истории суверенного Казахстана сформирован альянс, где партнером республики в больщом деле наряду с фирмами из дальнего зарубежья стал представитель России.

Заключенное 2 марта 1995 г. соглашение является промежуточным и рассчитано на 2—4 года. В течение этого срока стороиами предполагается детатльно отработатъ вопросы совместной эксплуатации, транспортировки и переработки сырья. Ориентировочные затраты этого периода — 320 млн долларов для доведення добычи жидких углеводородов и газа. Доля прибыли от реализацни сырья казахстанской стороны — 85%, трех остальных участников, вместе взятых, — 15%.

Но при этом будут действовать положения по возмещению издсржек производства, понесенных подрядчиком. На практике это означает, что „Казахгазу», выступающему в альянсе заказчиком и получившему право распоряжения сырьем, после его продажи предстоит рассчитываться со своими партнерами, образующими так называемую группу подрядчиков. Ее ежегодные затраты составят в течение действия промежуточного соглашения порядка 70-80 млн долларов.

Внутри группы подрядчика планируется следующий раздел долей: „Бритиш гэс» и „Аджип» — по 42,5%, „Газпром», роль которого в решающей мере определяется возможностями транспортировки и переработки, — 15% [19].

Другие соглашения в области освоения природных ресурсов. Важное значение для Казахстана имеет создание экспортной трубопроводной системы. Одним нз направлении реализации данной задачи явилось „Соглащение о трубопроводном Консорциуме между Правительством Республики Казахстан и Правительством Суптаната Оман» от 17 июня 1992 г.

Для реализации вышеназванного Соглашения Кабинет Министров Республики Каэахстан 13 июля 1994 г. принял постановление № 790 «О строительстве экспортного нефтепровода системы трубопроводного консорциума Тенгиз-Атырау-Астрахань-Новороссийск», в котором обязал Министерство нефтяной и газовой промышленности Республики Казахстан обеспечитъ совместно с государственной холдинговой компанией „Мунайгаз» реализацию проекта Трубопроводиого Консорциума и участае в нем казахстанских предприятий и организаций. Выполнение данного проекта позволит обеспечить возможности экспорта казахстанской нефти в объеме до 40 млн т в год с получением республикой 25% прибыли от деятельности консорциума.

Постановлением Кабинета Министров Республикя Казахстан от 24 февраля 1993 г. № 145 утверждено „Соглашение о создании Бакырчикского горнодобывающего совместного предприятия в Семипалатинской области Республики Казахстан», заключенного с компанией „Минирок-Чалевич, Лимитед» (США) [20]. Данное постановление принято в целях ускоренного освоения Бакырчикского золото-мышьякового месторождения на основе привлечения иностранного капитала, применения эффективной экологически чистой технологии, создания высокорентабельного производства и решения программы социально-экономического развития региона.

В целях создания условий по ускорению оценки и обеспечению эффективной разведки и добычи углеводородного сырья в прибрежном и межоводиом секторах Каспийского моря, прялегающих к Атырауской и Мангистауской областям Кабинет Министров Республики Казахстан 13 февраля 1993 г. принял постановление № 97 „О становлении и развитии добычи углеводородного сырья в казахстанской части Каспийского моря» [21]. Данным постановлением принято предложение Министерства энергетики и топливных ресурсов о создании для этих целей специализированной государственной компании „Казахстанкаспийшелъф» и образовании соответствующего международного консорциума.

В дальнейшем постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 9 июня 1993 г. Ма 488 „О мерах по ускорению оценки перспектив нефтегазоносности и освоению казахстанского сектора Каспийского моря» был одобрен текст предварительного соглашения о Консорциуме по изучению и освоению казахстанского сектора шельфа Каспийского моря.

Соглашение о Консорциуме между Республикой Казахстан, государственной компанией „Казхстанкаспийшельф»,, Аджип С. п. А», „Бритшп гэс Эксплорейшн энд Продакшн Лимитед», „Альянсом Бритиш Петролеум Эксплорейшн Оперейтинг Компаии Лимитед» и ,Ден Норске Статс Ольесельскап а. с.» (действующих совместно), „Мобил ойл Казахстан Инк.», „Шелл Экспорейшн Би. Ви.», „Тотал Эксплорейшн Продакшн Кааахстан» утверждено по становлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 3 декабря 1993 г. № 1215 „О создании международного Консорциума по оценке нефтегазоносного потенциала казахстанского сектора Каспийского моря» (22) Данным постановлением государственная компания „Казахстанкаспийшельф» определена в качестве Оператора Консорцнума, представляющего Республику Казахстан во всех контрактах и договорах, связанных с данным Соглошением и она наделена соответствующими полномочиями для исполнения принятых в этой связи обязательств.

Также постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 28 апреля 1994 г. № 441 „О порядке перемещения грузов через границу Республики Казахстан в рамках выполнеаия программы международного Консорциума по оценке нефтегазоносного потенциала казахстанского сектора Каспийского моря» [23] разрешены иностранным подрядчикам, занятым в выполнении программы Соглашения, на период действия Консорциума ввоз и обратный вывоз всех видов имущества, в том числе расходуемого, предназначенного для использования при выполнении программы Соглашения, а также предметов личного пользования без уплаты таможенных пощлин, налогов и сбрров в соответствии с денствующим законодательством Республики Казахстан.

В целях ускорения работ по освоению месторождений углеводородного сырья, расположенных в Южно-Тургайской впадине, Кабинет Министров Республики Казахстан своим постановлением от 19 октября 1993 г. „О совместном предириятии „Казгермунаи» одобрил договор о создании совместного предприятия „Казгермунай с участием производного объединения „Южказ-нефтегаз», немецких фирм „Феба ойлаг» и „Эрдойл-Эрдгаз Гоммерн Гмбх» по доразведке, разработке, добыче, транспортировке, экспорту и реализации углеводородов месторождений Акшабулак, Нуралы и Аксай.

В этом же регионе Правительство Казахстана своим постановлешем от 6 сентября 1994 г. № 998 „О совместном предприятии „Куатамлонмунай» [24] одобрило договор о создании совместного предприятия „Куатамлонмунай» с участием холдинговой компании „Куат» и английской фирмы „Амлон Трейдинг Лимитед» по доразведке, разработке, добыче, транспортировке, экспорту и реализации углеводородов месторождений Коныс и Бектас Южно-Тур-гайской впаднны.

В рамках реализации постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 12 мая 1993 г. № 382 „Об обеспечении программы социально-экономического развития Атырауской области» Правитсльство республики в своем постановлении от 15 февраля 1994 г. № 187 одобрило представленный главой Атырауской областной администрации, разработанный с участием производственного объединения „Эмбанефть» и согласованный с заинтересованными министерствами и ведомствами республики проект Соглашения по доразведке, разработке и добыче нефти на месторождении Матин Атырауской области на условиях раздела продукции (продакшн шеринг) с компашей „Мунекс Ойл Аг» (Швейцария). Главе Атырауской областной администрации и производственному обьединению „Эмбанефть» поручено подписать указанное Соглашение и назначить своих представителей в Управляющий Комитет с казахстанской стороны.

Мы привели лишь отдельные примеры контрактов (соглашений), заключенных Правительством Казахстана в области освоения недр и природных ресурсов.

 

Глава 3. ОСВОЕНИЕ И  Воспроизводство природных ресурсов и эффективность их использования – главная задача Правительства РК на современном этапе.

 

В настоящее время,  когда идет интенсивное использование природных ресурсов, стает вопрос о его воспроизводстве. Государством предпринимаются попытки восполнить  использование запасов за счет налоговых и неналоговых платежей. В доходной части государственного бюджета объем поступлений за пользование недрами и отчислений в  государственный бюджет ( без акцизов) составляет  более 15,0%.

В доходной части государственного бюджета  доля прямых поступлений в 2000 году  от добычи ресурсов недр  составляет  12,7%, а с учетом других  налогов, таможенных пошлин, обслуживающих отраслей удельный вес минерально – сырьевого комплекса  превышает 50,0%.

Сложившая система платежей при использовании  недрами базируется на положениях Закона Республики Казахстан « О недрах» и других нормативных правовых актах, регулирующих вопросы налогообложения в сфере недропользования. При пользовании недрами взимаются следующие виды платежей:

  1. бонусы: подписной, коммерческого обнаружения, добычи;
  2. роялти;
  3. налог на свехприбыль;

Уплата платежей и налогов не освобождает недропользователей от уплаты других налогов и платежей.

Недропользователи, осуществляющие деятельность по более одному контракту, заключенному  с Правительством Республики Казахстан в соответствии с законодательством, не имеют право на объединение доходов и затрат для целей определения любых налогов и платежей.

Однако общий объем поступлений платежей в бюджет от недропользователей выявила недостатки при формировании и использовании отчислений платежей.

Прежде всего,  это проявляется в механизме  направления отчислений  в государственный бюджет.

Наряду с этим в действующем законодательстве о недрах не установлено точное определение  налогооблагаемой базы для исчисления платежей при использовании недрами по каждому  виду полезного ископаемого. Это затрудняет деятельность налоговой службы и налогоплательщиков. В результате  добывающие отрасли широко стали применять для исчисления  налоговой базы внутрикорпоративные цены, снижающие налоговые платежи. Только по восьми крупнейшим  нефтедобывающим  компаниям   потери государственного бюджета от применения внутрикорпоративных  цен составили порядка 4,5 млд.. Тенге.

Регулярные платежи за пользование недрами  ( роялти) изымаются в размере от 2,0 до 16,0% стоимости добытой и  реализованной продукции, что в целом соответствует международной практике. Однако эти платежи могут быть увеличены. Причина заключается в том, что на предприятиях, недропрользователях, имеются большие неплатежи и ценовые перекосы. Занижение платежей  связано с укоренившейся практикой введения низких цен на продукцию добывающих дочерних предприятий.

Реализация предложения по изъятию платежей по экспортоориентированным видам минерального сырья в натуральной форме позволило бы получить дополнительно до 62,0 млд. тенге. в год.

Существенная система налогообложения в недроиспользовании не успевает в должной мере реагировать на изменения мировых цен на нефть. Совершенствование действующей системы налогообложения в недроиспользовании,  возможно путем замены жесткой системы изъятия акцизов на нефть на более гибкую систему изъятия сверхнормативных доходов  у предприятия нефтегазового комплекса. Предлагаемая система налогообложения  отражена в проекте закона «О налоге на дополнительный доход от добычи углеводородов». Замена акциза на нефть налогом на дополнительный доход от добычи углеводородов  хотя и приведет к уменьшению доходов республиканского  бюджета на 4,095 млрд. тенге. однако позволит частично решить проблемы сохранения рабочих мест, а следовательно, увеличения поступления налогов от нефтегазодобывающего сектора, сопровождающих отраслей экономики и физических лиц.  Снятие акциза на нефть, добываемую из новых месторождений, позволит нефтеперерабатывающим компаниям за ближайшие пять лет увеличить добычу на 5,0 – 15,0 млн. тонн.

Одним из основных направлений  совершенствования  системы налогообложения  в сфере  недроиспользования должен стать переход на новый единый налог  — горную ренту, которая заменит роялти акциз и будет базироваться  на стоимостной оценке  участка недр, учитывающей  индивидуальные особенности  месторождения  и другие объективные условия.

Исходя из вышеизложенного, РК по согласованию с  заинтересованными министерствами,  представило на рассмотрение  Правительства Республики Казахстан « О внесение изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О недрах». В предложенном законопроекте установлены:

  • Повышение уровня государственного регулирования на недра, направляемые в республиканский бюджет и местные бюджеты.
  • Паритетные величины отчислений в местные бюджеты, направляемые в местные бюджеты.
  • Аккумулирование части отчислений на недроиспользование в материнских компаниях (вертикально – интегрированных) компаниях для их свободного перетока.
  • Единая налогооблагаемая база по каждому виду полезного ископаемого для исчисления платежей за добычу полезных ископаемых и отчислений за недроиспользование.
  • Введение и установление пропорций направления в бюджет различных разовых платежей при получении недропользователями права пользования недрами.

Принятие указанных изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О недрах» позволит качественно улучшить действующую систему платежей при использовании недрами, обеспечит поступление в бюджет, повысит эффективность геологоразведочных работ и увеличить их объем не менее чем на 30,0%.

Республика Казахстан за последние годы отработало механизм финансирования геологоразведочных работ за счет отчислений на воспроизводство минерально – сырьевой базы, которое осуществляют все горнодобывающие предприятия. По существу, данный вид платежа решает задачу компенсации возмещения недроиспользователям  расходов государства (исторических затрат) на поиски и разведку запасов полезных ископаемых, а также обеспечивает финансирование работ по программе «Развитие минерально – сырьевой базы Республики Казахстан», что позволяет поддерживать прирост запасов полезных ископаемых на минимальном уровне.

Помимо основного источника  — отчислений на выполнение геологоразведочных работ направляются собственные средства предприятия, отечественных и зарубежных инвесторов в объеме 430,0млн. тенге., что составляет 20,0% от общего объема профинансированных геологоразведочных работ.

Реализация заданий государственной программы «Развитие минерально – сырьевой базы Республики Казахстан на 1994 – 2000 годы» позволила обеспечить поддержание на определенном уровне по геологическому изучению  недр  и воспроизводству  минерально – сырьевой базы в переходный период экономического развития страны. Однако, учитывая негативные тенденции формирования минерально – сырьевой базы страны, наиболее насущной текущей задачей является разработка и реализация государственной программы развития и воспроизводства минерально – сырьевой базы страны на 2001 – 2005 годы, которая позволит стабилизировать процесс уменьшения разведанных запасов полезных ископаемых. Указанное может быть обеспечено только при росте объемов финансирования геологоразведочных работ по государственной программе развития и воспроизводства минерально – сырьевой базы.

Объем геологоразведочных работ за период реализации Программы 2030 прогнозируются за счет внебюджетных источников.

Из государственного фонда воспроизводства минерально – сырьевой базы будут финансироваться государственные задания по региональным геолого – съемочным и специальным работам, научно – исследовательским и опытно – конструкторским работам по изучению дна Каспийского моря, работам по охране подземных вод, прогнозу землятресений, ведению мониторинга геологтческой среды, государственному геологическому информационному обеспечению, формированию государственного резерва месторождений полезных ископаемых, обеспечению государственного геологического контроля, экспертизе запасов полезных ископаемых, управлению фондом недр и др.

Прогнозируемые объемы, источники и структура финансирования геологоразведочных работ в 2001 –2005 годах (млн. тенге в ценах 2000 года, в % к общему обороту)

Таблица 1.

 

Источники финансирования

Ожидаемые 2000г.

2001

2002

2003

2004

2005

2001 — 2005

Объемы геологоразведочных работ  всего:

В том числе:

 

43/100

 

44,6/100

 

46,7/100

 

49,2/100

 

52,6/100

 

54,9/100

 

248/100

1.Отчисления на восполнение материально – сырьевой базы

 

37/86

 

37,7/84,5

 

38,5/84,5

 

39,2/79,7

 

40,3 /76,6

 

41,4/75,4

 

197,1/79,4

2. Внебюджетные источники (собственные средства предприятий, средства отечественных и зарубежных инвесторов)

 

6/14

 

6,9/15,5

 

8,2/17,6

 

10,0/20,3

 

12,3/23,4

 

13,5/24,6

 

50,9/20,6

 

Данные таблицы свидетельствуют, что существующая система финансирования геологоразведочных работ в период реализации Программы будет осуществляться как в рамках действующего законодательства, так и путем подготовки специальной части Налогового Кодекса Республики Казахстан. В первую очередь предполагается изменение отчислений на возмещение минерально – сырьевой базы  в бюджеты различных уровней и добывающим предприятиям, уточнено определение налогооблагаемой базы для исчисления отчислений на восполнение минерально – сырьевой базы по видам полезных ископаемых, реализованы мероприятия по повышению уровня целевого использования средств на воспроизводство минерально – сырьевой базы. Все эти мероприятия  будут напроавлены на повышение эффективности применяемой системы финансирования геологоразведочных работ, что будет способствовать увеличению их объема не менее чем на 30,0% и обеспечит дополнительные поступления в государственный бюджет  на 25,0 – 30,0 %.

Реализация мероприятий Программы позволит восполнить поисково – разведочный задел, обеспечить необходимый уровень прироста запасов полезных ископаемых, передачу их недропользователям, поступление платежей в государственный бюджет, сохранить и существенно увеличить занятость населения, повысить его платежеспособность и благосостояние

 

 

Глава 4. Политика Правительства Республики Казахстан по вопросу ОСВОЕНИЯ И воспроизводства природных ресурсов.

 

Центральным вопросом, на который необходимо ответить при разработке концепции экономического роста, является: «Много ли природных ресурсов нам нужно?». И в самом деле – сколько? Одни говорят, что природные ресурсы необходимо использовать еще больше, так как их не хватает даже для  стабилизации экономического роста в условиях экономического кризиса. Другие доказывают, что российская экономика и так слишком усердно использует кладовую природы. Кто прав? Сейчас нет ни строгого научного обоснования, ни четкого критерия – сколько нам нужно брать у природы.

Имеющиеся программы  ориентируют казахстанскую экономику на увеличение или сохранение ресурсосбережения в природной среде. Но и здесь закладывается законное сомнение. Казахстан является одним из крупнейших в мире производителем нефти – около 1/20 мировой добычи. Однако зачастую самолеты и машины простаивают, трактора и комбайны не работают во время полевой страды, потому что не хватает топлива и горючего. Производство газа составляет примерно 25,0% от мирового уровня, но в сельском местности большинство домов не газифицировано. Страна имеет самые плодородные земли (черноземы, занимающие огромные площади), но импорт  продовольствия достаточно высок. Казахстан – богатейшая лесная держава, в то же время не хватает собственной бумаги для публикации книг, газет, мало производится мебели. Подобные абсурдные цепочки можно множить практически для всех видов природных ресурсов. С одного конца таких цепочек  — огромные природные ресурсы – вечный дефицит и нехватка продукции.

Об отсутствии жесткой связи между ростом потребления природных ресурсов и экономическими результатами говорит и зарубежный опыт. Очевидно, что дело не в объемах используемых природных ресурсов и производства промежуточной продукции, а в экономических структурах их использующих.

При сохранении сложившихся инерционных тенденций в природопользовании, техногенных подходов в экономике в Казахстане не хватает природных ресурсов для поддержания сложившегося типа развития  даже при значительном увеличении их эксплуатации.

Для решения экологических проблем, выхода экономики на траекторию устойчивого, ресурсосберегающего эколого – экономического развития необходима новая система взглядов, новая методология.  Традиционное эколого – экономическое мышление можно описать моделью «черного ящика», представляющего собой народное хозяйство. На вход «черного ящика» подаются природные ресурсы, а в качестве выхода берется конечная продукция и различного рода загрязнения и деформация окружающей среды, отходы.

Поскольку произведенной продукции не хватает, то исходя из традиционной логики, очевидна необходимость подавать на вход больше природных ресурсов.  При этом механизм функционирования «черного ящика» — остается вне рамок рассмотрения. Борьба с загрязнениями окружающей среды, отходами, деградацией природных ресурсов на  «выходе» экономики  представляет собой по существу  борьбу  со следствиями  техногенного экономического развития.

Для обеспечения реального решения экологических проблем, формирования устойчивого типа  экономического развития необходимо забраться в сам «черный ящик», оценить эффективность  функционирования экономических  структур с экологических позиций и внести необходимые коррективы. Нужно понять, почему, наш «черный ящик» такой «прожорливый», и снизить его аппетит по отношению к природе. При этом так упорядочить  экономические структуры,  экономические структуры, чтобы увеличить выход продукции, т.е. необходимо  понять причины колоссальной природоемкости экономики и бороться с ними, а не со следствиями.

Самое важное  в экологизации экономического развития, выработке  интенсивного и одновременного сберегающего  подхода  к природопользованию состоит в необходимости  ориентации на конечные результаты. Для традиционного экстенсивного  мышления объемы  используемых природных ресурсов  являются важнейшими     показателями. Между тем эти ресурсы являются лишь  начальным или промежуточным  звеном в длинной цепи, связывающей природу и продукцию, поступившую к потребителю. Для последнего главное – объемы и качество поступившей к нему продукции. В этих условиях нужно программировать и регулировать общественное производство не от природных ресурсов, не от того, сколько им можно использовать, а наоборот, от потребителя к ресурсам.

Этот программно – целевой подход является существенным признаком «интенсивного» типа мышления.

Реализация подобного программно – целевого подхода к использованию природных ресурсов предполагает построение для каждого природного ресурса или группы своей природно – сырьевой вертикали (цепочки), соединяющей первичные природные факторы производства с конечной продукцией. В движение природного вещества и продуктов его обработки в данных вертикалях осуществляется с помощью интегрированной цепочки видов деятельности, принадлежащих к различным сферам и отраслям, но объединяемых  технологически для производства и реализации конечной продукции.

Например, в общем виде динамичный во времени  и пространстве  природно – сырьево – продуктовый процесс для водных и земельных ресурсов  в оросительных мелиорациях можно представить в  следующем виде: источник водозабора – вода в процессе  доведения до полей (транспортировка  воды в оросительных системах) – орошаемые земли (обработка земли) – сельскохозяйственное сырье (продукция), произведенная на этих землях, (сбор урожая) – продукция в процессе доведения до потребителя (транспортировка, хранение, переработка, реализация) – потребляемая продукция.

Решение любого вопроса в природно – продуктовой цепочке неизбежно скажется на ситуации с природными ресурсами, возможно и опосредованно. Построение такой цепочки  позволит оценить резервы в каждом ее звене и выявить огромные резервы природных ресурсов, которые используются в настоящее время нерационально.

В связи с такой постановкой вопроса,  необходимо тщательно проанализировать взаимозаменяемость и дополняемость факторов производства  (или различных видов капитала) в экономике,  с позиции конечных результатов, возможности экономии природных ресурсов,  при сохранении и увеличении конечного выхода продукции. Природный фактор, живой конкретный труд и искусственно созданные средства производства выступают как исторически сложившиеся, дополняющие друг друга факторы производства.  Выпуск продукции предполагают обязательное участие всех  этих факторов в производственном процессе.

Вместе с тем, в процессе экономического развития в той или иной мере возможно использование одного фактора производства вместо другого. При этом могут сохранятся  структура  и объемы  выпуска продукции, т. е. действует принцип взаимозаменяемости факторов производства. Например, соотношение между земельными ресурсами, с одной стороны, и средствами производства и качеством затраченного труда  — с другой стороны, достаточно  эластично. Можно сократить сельскохозяйственные угодья, но за счет концентрации средств производства и труда  на единице площади поддерживать на прежнем уровне выпуск продукции путем роста урожайности.

Эластичностью по отношению к объемам используемых природных ресурсов обладают затраты труда  и средства производства во «вне природных» перерабатывающих, обрабатывающих и инфраструктурных отраслях. Развитие этих отраслей позволяет более полно использовать конкретный природный ресурс или продукцию, полученную на ее основе, комплексно ее обрабатывать, ликвидировать потери из – за неразвитости инфраструктуры и переработки, что в целом также способствует увеличению конечных результатов. Таким образом, оптимизация взаимодействия факторов производства, их комбинирование позволит снизить нагрузку на природные ресурсы.

На основе учета такой взаимозаменяемости факторов производства и необходимостью определять  реальные потребности в природных ресурсах. Нужно оценивать природные ресурсы и получаемую на их основе продукцию как единый комплекс, как целостную природно – продуктовую систему. И с позиций конечных результатов функционирования этой системы определять требуемые  объемы и эффективность использования природных ресурсов. Нагрузка на природный фундамент экономики может быть значительно снижена при увеличении потребления конечной продукции.

Взаимозаменяемость факторов производства (или различных видов капитала) важно учитывать для перехода к устойчивому развитию. Для такого развития во времени необходимо простое или расширенное воспроизводство производственного потенциала, определяемого взаимодействием всех трех факторов производства (труда, «искусственного» и природного капиталов) и институциональным фактором:

 

1 d F(L. K. N. l) / d t = 0

 

Принципиальным вопросом является вопрос о степени  возможности замены природных ресурсов искусственно созданными средствами производства, степени замены природного капитала искусственным. До какой степени мы можем истощать природные ресурсы, используя вместо исчерпанных ресурсов достижения научно – технического прогресса? По – видимому, возможности такой замены далеко не безграничны. Так, целый ряд функций и услуг экологических систем, жизненно важных для человека вообще не могут быть заменены.

В связи с проблемой возможности замены природного капитала на искусственный,  возникла концепция критического природного капитала. Это те необходимые для жизни природные блага, которые заменить невозможно искусственным путем: ландшафты, редкие виды растений и животных, озоновый слой, глобальный климат. Имеется и ряд эстетических качеств окружающей среды, которые также незаменимы.

Критический природный капитал необходимо сохранить при любых вариантах экономического развития. Остальная часть природного капитала может быть заменена на искусственный. Это касается возобновляемых  природных  ресурсов и части не возобновляемых конечных природных ресурсов  (замена нефти, газа, угля на солнечную энергию).

С учетом критического природного капитала соотношение устойчивого развития может быть  дополнено ограничением на исчерпание во времени критического природного капитала:

 

1d F ( L. K. N. I ) / d t = 0

N = N c + N g

1d* Nc /d t = 0

 

Где N – природный капитал;

Nc – критический  природный капитал;

Ng – природный капитал, который можно заменить искусственным;

Важным показателем эффективности функционирования природно – продуктовой системы является природоемкость. Этот показатель хорошо характеризует тип и уровень эколого – экономического развития. Среди экономических критериев уменьшение природоемкости в динамике является критерием устойчивого развития. Можно выделить два типа показателей природоемкости.

  1. Удельные затраты природных ресурсов в расчете на единицу конечного результата (конечной продукции). Часто этот показатель определяется как собственно показатель природоемкости. Здесь величина природоемкости зависит от эффективности использования природных ресурсов во всей цепи, соединяющей привычные природные ресурсы, продукцию, получаемую на их основе, и непосредственно конечные стадии технологических процессов, связанных с преобразованием природного вещества.
  2. Удельные величины загрязнений в расчете на единицу конечного результата (конечной продукции). В качестве загрязнений могут быть взяты различные загрязняющие вещества, газы, отходы. Величина этого показателя во многом зависит от уровня «безотходности» технологии, эффективности очистных сооружений.

Можно выделить два уровня показателей природоемкости:  макроуровень, уровень всей экономики, и продуктовый, отраслевой уровень. На первом уровне это могут быть  показатели природоемкости, отражающие   макроэкономические  показатели:

  1. затраты природных ресурсов (ресурса);
  2. объемы выбросов /сбросов загрязняющих веществ и отходов на единицу валового внутреннего продукта;
  3. национального дохода.

Измерение этих показателей могут производится,  как в стоимостной форме (например, р/р), так и в натурально – стоимостной ( например, т/р  — производство (потребление0 нефти  на единицу ВВП. На макроуровне показатели «природоемкости» валового внутреннего  продукта (ВВП) можно определить как затраты используемых природных ресурсов (или ресурса) N на единицу ВВП:

 

1En = N /ВПП;

 

или как объемы загрязняющих веществ (Z) на единицу ВПП;

 

Ez = Z  / ВПП;

 

Где  En – коэффициент удельных затрат природных ресурсов;

Ez —  коэффициент удельных загрязнений.

В идеале агрегированные показатели природоемкости  должны представлять соотношение  стоимости оценки  всех используемых в сферах  производства и потребления природных ресурсов  или стоимости оценки ущерба от загрязнений, с одной стороны,  макроэкономического показателя (ВПП,ВНД) – с другой. В качестве временного интервала можно брать год (для более или менее стабильных производств)  или более продолжительные периоды времени ( например, пять лет для сглаживания годовых  разбросов в урожайности в аграрном  секторе).

К сожалению, нигде в мире нет адекватной стоимостной оценки  природных ресурсов и эколого – экономического ущерба.  Конечно, можно оценить стоимость использованных за год природных ресурсов на основе, например, рыночных цен. Однако  общим случаем является недооценка используемых природных ресурсов, занижение их цены. Тем самым показатель природоемкости на макроуровне получается заведомо заниженным.

В качестве отдельных показателей природоемкости на  макроуровне для ВВП, национального дохода и пр. можно рассматривать показатели энергоемкости, материалоемкости, водоемости, металлоемкости, удельных выбросов парниковых газов и. т. д.

Второй уровень показатель природоемкости (продуктовый или отраслевой уровень) определяется:

— затратами природного ресурса в расчете на единицу конечной продукции (V), произведенной на основе этого ресурса (например, количество земли, требуемой для производства  1 тонны зерна; количество леса, требуемого для производства 1 тонны бумаги, и пр.):

 

En = N /  V ;

 

Фактически это оценка эффективности функционирования природно – продуктовой вертикали, соединяющей природный ресурс с конечной продукцией. Чем меньше здесь  показатель природоемкости, тем эффективности процесс преобразования природного вещества в продукцию, меньше  отходы  и загрязнения;

Объемом загрязнений в расчете на единицу использования природного ресурса, территории загрязнения, количества населения, конечной продукции:

 

Ez  = Z /H ;

 

Где H – объем использования природного ресурса, общая территория загрязнения, количество населения, конечная продукция.

В статистике также  используется модифицированные показатели природоемкости в расчете на общее  население страны, региона, города и т. д.: затраты природных ресурсов или количество загрязнений на души населения.

Но сами по себе показатели природоемкости мало что говорят. Главным их достоинством проявляются при изменении в динамике  или при сравнении с другими странами, экономическими структурами, технологиями и т. д.  В настоящее время хозяйства  развивающихся стран, а также  стран с переходной экономикой чрезвычайно природоемки и требуют значительно большего удельного расхода природных ресурсов (объемов загрязнений) на производство продукции по сравнению с имеющими экономическими  структурами развитых стран и современными технологиями.

Например, сравнения природоемкости казахстанской экономики и некоторых стран дают весьма показательные результаты. Так, энергетические затраты (энергоемкость) на единицу конечной продукции в Казахстане больше по сравнению с развитыми странами в 2 –3 раза. Конечно, Казахстан – северная страна, и расход энергии должен быть выше, чем в южных странах. Однако такой разрыв в показателях энергоемкости нельзя объяснить только географическим местоположением, здесь существенную роль играет технологическое отставание.

 

Таблица 2.

Отдельные показатели природоемкости в странах мира.

 

Страна

Энергоемкость (т нефт. Экв. 1000 дол. США ВПП)

Выбросы SОх (кг/ 1000 дол. США ВПП).

Выбросы Со2 (г. /1000 дол. США ВПП).

Япония

0,17

0,3

0,42

Германия

031

1,0

0,52

Франция

0,21

0,9

0,31

Норвегия

0,22

0,3

0,32

Великобритания

0,20

1,8

0,49

Канада

0,36

4,1

0,73

США

0,28

2,3

0,72

Страны ОЭСР

0,24

2,1

0,58

 

Довольно характерным для Казахстанской  экономики с этой точки зрения является, например, уровень расходования лесных ресурсов на производство бумаги и картона по сравнению с ведущими  лесными странами мира. Показатель природоемкости в этом случае равен частному от деления количества вывезенной древесины  на объем  производства бумаги и картона. По затратам лесных ресурсов на 1 тонну бумаги  Казахстан превосходит развитые страны  в 4 –5 раз. Иными словами, в стране для выпуска единицы бумажной продукции и картона нужно срубить  в несколько раз больше леса, чем это требуется по современным технологиям.

Высокую природоемкость можно наблюдать и в аграрном секторе. Отставание сельскохозяйственных технологий, уровень образования работников, обслуживающих сельское хозяйство, большие потери продукции оборачиваются огромным повышением затрат земельных ресурсов на получение единицы конечной продукции. Если  сравнивать с развитыми странами то можно это проследить.

Целесообразно также измерение показателя природоемкости в динамике. Его изменение может свидетельствовать или об экологосбалансированных, или о техногенных сдвигах в экономике. Например в Казахстане сейчас сложились негативные тенденции, связанные с ростом многих показателей удельных затрат природных ресурсов и загрязнений. Это во многом объясняется тем, что во время экономического кризиса 1990 года, 1997 года выжили загрязняющие и ресурсоемкие сектора, тогда как многие ресурсосберегающие и высокотехнологичные производства практически исчезли. В результате промышленные выбросы многих загрязняющих веществ в воздух  и сброс сточных вод сократились  менее резко, чем общий объем производства.

В этих условиях в Казахстане нельзя переоценивать значение факта снижения нагрузки на  окружающую среду в результате кризиса и падения производства. На этом фоне ситуация роста природремкости и удельных загрязнений чрезвычайно опасна для будущего страны. Сейчас практически формируется эмбрион  будущей экономической системы, которая будет развиваться в следующем столетии. И если этот зародыш экономического будущего несет в своих генах «антиэкологичность», то в случае начала экономического роста будет превращать дальнейшую деградацию окружающей среды. В настоящее время в Казахстане сложилась негативная  тенденция  в динамике показателей  удельных загрязнений: по отношению к 1994 году большинство их увеличилось, что происходило  на фоне  огромного падения масштабов производства. Данные показатели рассчитаны как частное от деления валовых объемов загрязнения на объем ВВП.  В нашей таблице четко прослеживаются более быстрые темпы падения  ВПП за 1993 –2000 годы по сравнению с темпами снижения большинства видов загрязнений. Это  отражается в увеличении удельных показателей загрязнения водных ресурсов, отходов, а также росте водоемкости. За период 1993 –2000 годы сброс загрязнений сточных вод в расчете на единицу ВВП увеличился в 1,4 раза, водоемкость возросла на треть, объем отходов на единицу ВВП только за четыре года  (1997 – 2000) увеличился в 1,7 раза.  Показатель удельных загрязнений воздуха  для стационарных источников практически не изменился.

При всей условности формул (1.1) – (1.6) расчеты по ним довольно ясно показывают «прожорливость» и затратность экономики страны.

 

Заключение

 

Изучив   вопрос по освоению  и эффективному использованию природных ресурсов, принимаемые меры  для этого меры в Республике Казахстан следует, что проводимые мероприятия не соответствуют современным требованиям. Существующая система взимания налогов и неналоговых платежей за использование недр, желает быть лучше, об этом свидетельствует проект изменения в Налоговый Кодекс Республики Казахстан

Однако одними мероприятиями по взиманию налогов и неналоговых платежей нельзя решить проблему по восполнению минерально – сырьевых ресурсов республики. Необходимы совместные мероприятия, такие как сбережение природных ресурсов, их экономное использование.

Так  основным природным ресурсом,  извлекаемым из недр в Республике Казахстан является нефть. В тоже время запасы ее ограничены. А как показывает практика при ее добыче не применяются нормативы по ее сбережению. Кроме того до настоящего времени не решается вопрос по ее замещению.

В настоящее время, необходимо искать новые источники сырья для производства энергии, топлива, получение более чистых ценных химических веществ.

Одним из источников является природный, попутный газ и газы от нефтепереработки. Разведанные мировые запасы природного газа (в основном метана) составляют 150,0 – 160,0 трлл. М3. При существующем уровне добычи природного газа этих запасов хватит на 65 лет.

В настоящее время в Казахстане происходит сжигание попутного газа на нефте – угле добыче на факелах, что является недопустимым с точки зрения экологии и экономии энерогоресурсов. При снижении добычи нефти должна возрасти добыча угля. К числу источников, наиболее богатых углеводородом в Казахстане является крупное месторождение бурых углей (Кендерлык, Шубарколь, Киякты, Ойкаргай Каражира и др.)

Еще одним источником углеводородного сырья  является оксиды углеводов. Например, фосфорные заводы мощностью 260 тыс. тонн фосфора в год выбрасывают в атмосферу около 1 миллиона тонн печного печного топлива, содержащего 85,0 –90,0 % угарного газа. Утилизация подобных выбросов важна для Республики Казахстан, где имеются не только фосфорные, но и металлургические, карбидные заводы. Необходимо решение задач утилизации газовых выбросов ТЭС, содержащий углекислый газ.

При имеющихся запасах углеводородного сырья в Казахстане не развито собственное производство целевых химических продуктов ( моторные масла, олефины, кислородосодержащие соединения). Так в Казахстане не развито производство технического спирта, представляющий промышленный интерес, для нефтедобычи, не развито производство уксусной кислоты.

Казахстан не имеет собственного производства углеводородов, например, олефины, являются сырьем для органического синтеза как церезины, применяемые в более 200 производствах, в том числе оборонной.

Следовательно, помимо имеющихся определенных направлений государства в использовании и восполнении сырьевых ресурсов, необходимо дополнительные льготные налоговые поощрения. При их помощи будет способствовать их развитию, тем самым увеличению сырьевых источников Казахстана.         

 

Список использованной литературы

 

  1. Абенова. Ж. Любовь к инвесторам будет расти.
  2. Аль – Пари. Алматы. 2001 год. №1 стр.24 – 26.
  3. Вестник Московского Университета. С.6. Экономика. 2001. №4.
  4. Конституция Республики Казахстан.
  5. Налоговой Кодекс Республики Казахстан.
  6. Закон «О нефти в Республике Казахстан», 1999 год.
  7. Послание Президента страны к народу Казахстана. Стратегия «Казахстан – 2030».
  8. Постановление Государственного Комитета по инвестициям « Об утверждении списка наиболее важных производств для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций на период до 2000 года».
  9. Кругман. Международная экономика теория и политика. Учебник. МГУ. 1997.
  10. Попова И.Г. Модели и методы планирования и управления народным хозяйством. 1975. Москва.
  11. Казахстан станет крупным экспортером нефти и газа. Советы Казахстана, 1995, 3 февраля.
  12. Касенов У. Куда потечет казахстанская нефть? Азия — экономика и жизнь, 1995, №З.С 1.
  13. Казахстанская правда, 1995, 8 сентября.
  14. Всдомости Верховного Совета Республики Казахстан. 1992, № 9. Ст. 248.
  15. Казахстанская правда, 1995. 22 июля.
  16. Казахстанская правда, 1995. 20 июля.
  17. Казахстанская правда. 1994. 14 июня.
  18. САПП , 1994, № 18. Ст. 179.
  19. САПП, 1994, № Ст.152.
  20. САПП, 1994, № 1. Ст. 12. САПП, 1994, №18. Ст. 183.
  21. Иногда в нериодической литературе можно встретить иное название данному контракту — „продакшн шеринг». См.: М. Сулейменов, Казахстан дает гарантии. — Казахстан: Экономика и жнзнь, 1994, № 4. С. 28—33.
  22. Материалы Министерства нефтяной и газовой промышленности Республики Казахсган за 1993 год.