СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА1. Индия – историко-политическая
характеристика……………………………………………………………….5
Глава 2. Казахстан и Индия этиология
сотрудничества………………………………………………………………20
ГЛАВА 3. ВИЗИТ НУРСУЛТАНА НАЗАРБАЕВА В ДЕЛИ В ФЕВРАЛЕ 2002 ГОДА………………………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….34
Введение
Глобализация международных отношений становится реальностью современного мира. Взаимопроникновение культур, языков, верований, смешение образов жизни является главной тенденцией в любом уголке земного шара. Безусловно, глобализация имеет множество позитивов. Мир становится более тесным и взаимозависимым, тенденция рационализации всех сторон общественной жизни, выравнивания уровня экономического развития, многосторонняя дипломатия, поликонфессиональное и поликультурное развитие общества — цели и веяния нового века. Но вместе с тем глобализация с ее непременным «расширением Запада», как «победившей» парадигмы человеческого развития, более эффективной, оптимальной и рациональной линии движения, вызывает сопротивление еще сохранившихся анклавов традиционной культуры.
Когда мы говорим о традиционной культуре, то имеем в виду культуру обществ, социальная структура которых основана на традиционных духовных ценностях, имеющих достаточно длительную историю цивилизованного развития. Это общества с более или менее непрерывной и длительной традицией формирования национального менталитета и образа жизни. В группу обществ подобного типа входят и общества, достигшие на этой традиционной основе определенных успехов экономической модернизации. К таким странам и относится Республика Индия.
Конфессиональная картина Центральной Азии развивалась в течение веков совместной истории разноязыких народов, населявших этот регион. При этом ее развитие осуществлялось с разной степенью интенсивности и соотносимости с иными сферами развития человеческого духа. Периоды толерантного, терпимого отношения сменялись этапами непримиримости и религиозных войн; религиозный нигилизм, доведенный до крайних форм атеизма, сменялся религиозным фанатизмом и экстремизмом. И вместе с тем этот регион характеризовался значительной степенью этноконфессиональной устойчивости и самодостаточности, которые при определенных условиях могли вывести народы Центрально-азиатского региона на уровень формирования цивилизационной целостности, подобно цивилизациям Китая и Индии (также отличавшихся полиэтничностью и много конфессиональностью). Но волею исторических судеб и геополитического положения региона он стал ареной «расколотых этносов» и «растерянных конфессий» и теперь задача поиска «нового» национального лица и духовной принадлежности становится чрезвычайно сложной.
Индия является поликонфессиональным и полиэтничным государством. Большинство населения составляют индусы – около 82,4%, затем следуют мусульмане – около 11,67%, христиане – 2,32%, сикхи – 1,99%, буддисты – 0,77%, джайны – 0,41% . По числу проживающих в стране мусульман – почти 130 миллионов человек — Индия занимает второе место в мире после Индонезии.
Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан совместно с Индийским культурным центром посольства Индии в РК и Институтом оборонных исследований и анализа Индии 29 октября 2001 года провели казахстано-индийскую конференцию на тему «Проблемы безопасности в Центральной Азии».
Конференция посвящена обсуждению новой структуры международных отношений и проблеме безопасности в Азии. Одним из центральных моментов, анализ внешней политики Индии и ее сотрудничество с Казахстаном.
По оценкам казахстанских аналитиков, Индия занимает в азиатском регионе одну из лидирующих позиций. Благодаря динамичному развитию экономики и за счет высокотехнологичных производств уже сегодня эта страна заняла прочное место среди экспортеров информационно-программного обеспечения на мировом рынке.
По численности населения Индия уступает лишь Китаю. С одной стороны, это усиливает ее влияние в регионе, с другой — блокирует умеренный прогресс, которого Индия старается достичь.
Индия располагает ядерным оружием. С политической точки зрения, это делает ее одной из значимых стран в Азии.
В Южной Азии она лидирует не только в экономическом, военном, но и в культурном плане, и можно предположить, что в недалеком будущем она займет в Азии одно из ключевых мест.
Республика Индия, имеющая общие границы с Афганистаном, Бангладеш, Бирмой, Бутаном, Китаем, Непалом, Пакистаном, Таджикистаном, Шри-Ланкой, является безусловным лидером Южно-азиатского региона. В последнее время, однако, складывается тенденция усиления геополитического влияния Индии и в других регионах, в частности, в Юго-западной, Юго-восточной Азии.
Индия представляет собой уникальный пример того, каким образом страна, в прошлом – колониально-зависимая, сталкивавшаяся и продолжающая сталкиваться с многочисленными социальными, экономическими проблемами, а также граничащая с враждебно настроенными по отношению к себе странами, тем не менее, смогла не только добиться значительных успехов в экономике и стать региональной державой, но и добиться безусловного мирового лидерства в области программного и информационного обеспечения.
Значительный подъем экономики, лидерство в области передовых информационных технологий, наличие ядерного оружия, стратегическое партнерство с крупнейшими державами – эти и другие факторы свидетельствуют о том, что в перспективе роль Индии может стать определяющей, должна будет учитываться и государствами Центральной Азии, в частности, Республикой Казахстан.
глава 1.Индия – историко-политическая характеристика
Республика Индия – крупнейшее государство Южной Азии и мира с населением свыше одного миллиарда человек. По данным переписи населения от 2001 года в стране проживают около 1,1 миллиарда человек. Предполагается, что к 2050 году население Индии составит около 1,53 миллиарда человек, что позволит ей перегнать Китай по демографическим показателям. К 2000 году почти 2/3 населения страны входили в возрастную группу от 15 до 35 лет, что свидетельствует о том, что в демографическом отношении Индия является «молодым» государством с большим потенциалом.
Индия – это федерация, состоящая из 28 штатов, имеющих свою исполнительную и законодательную власть, и 7 союзных территорий, напрямую подчиняющихся центральной власти. Считается, что процесс формирования штатов не завершен и будет продолжаться. Так, например, три новых штата – Уттаранчал, Чхаттисгарх и Джаркханд — были образованы в 2000 году путем дробления более крупных штатов. Данный процесс отражает углубление процесса децентрализации, придание более широких полномочий местным правительствам штатов и является своего рода политическим ответом на проведение экономической либерализации и усиление экономической самостоятельности регионов.
Республика Индия – это светская, парламентская республика так называемого «Вестминстерского» (британского) образца. Парламент страны является двухпалатным, состоящим из верхней, Раджья Сабха, и нижней, Лок Сабха, палат. Премьер-министром, который обязательно должен быть депутатом парламента, становится лидер партии (или коалиции партий), набравшей большинство голосов на всеобщих выборах в парламент. Несмотря на то, что главой государства является президент, реальной властью обладает премьер-министр. Официальным языком Индии является хинди, на котором говорит около 30% населения страны. Однако, в соответствии с Актом 1963 года, английский язык и впредь продолжает оставаться языком официального общения. Кроме того, существуют 18 государственных языков Индии, включенных в Конституцию страны.
Индия пользуется в мире заслуженным авторитетом как крупнейшее государство в Южной Азии. Она является одним из лидеров Движения неприсоединения, принимая активное участие в миротворческой деятельности ООН.
Широкомасштабные экономические реформы, начатые с середины 1991 года, перевели экономику Индии на рельсы уверенного роста. Сегодня страна занимает 10-е место в мире по размеру ВВП и 16-е место — по объему промышленного производства.
Индия — аграрно-индустриальная страна. Основные отрасли экономики имеют следующий удельный вес в производстве валового национального продукта: сельское хозяйство — 32%, промышленность — 29%, сфера услуг (транспорт, связь, торговля) — 39%.
Государственный сектор играет значительную роль в развитии национальной экономики, обеспечивая производство около четверти ВНП. Он занимает ведущие позиции в таких областях, как оборонная промышленность, энергетика, железнодорожный, авиационный, морской транспорт, связь, металлургия.
Частный сектор преобладает в машиностроении, сельском хозяйстве, легкой, пищевой, медицинской промышленности, строительстве, торговле, автомобильном транспорте.
Сельское хозяйство остается основной отраслью индийской экономики. Сбор зерновых в 1995-96 финансовом году составил 191,1 млн.тонн. Производство молока — 64 млн.т (второе место в мире в пересчете на душу населения).
В промышленности ведущее место среди отраслей занимают текстильная — 17,2%, нефтяная и угольная — 16,5%, черная и цветная металлургия — 13,9%, машиностроение — 12,3%, пищевая — 11,4%, целлюлозно-бумажная — 7,2%, электротехническая — 5,3%.
Темпы роста ВНП в 1995-96 гг. составили 5,6%, ВНП на душу населения — 335 долларов, инфляция — 8,5%.
Основными задачами социально-экономического развития Индии в соответствии с восьмым пятилетним планом (1992-1997 гг.) являются:
— значительное ускорение темпов роста экономики, повышение эффективности использования ресурсов, рост производительности труда;
— ускорение темпов модернизации с целью достижения экономической и технологической самообеспеченности;
— постепенное снижение уровня бедности и безработицы;
— ускоренное развитие местных источников энергии при соответствующей концентрации усилий на сохранении энергии и ее эффективном использовании;
— общее повышение жизненного уровня народа, особенно экономически и социально отсталых слоев;
— последовательное преодоление регионального неравенства, как в развитии экономики, так и в распространении современной технологии;
— поощрение добровольного ограничения численности семьи; — приведение в соответствие долгосрочных и краткосрочных задач развития с необходимостью улучшения экологии и защиты окружающей среды;
— использование системы образования и средств массовой информации для активного вовлечения всех слоев населения в процесс социально-экономического развития.
Для решения этих задач в стране разработаны и успешно реализуются Национальные целевые программы, ставшие главной составной частью экономической политики правительства Индии.
Целью начавшихся в 1991 году радикальных экономических реформ было создание рыночной экономики открытого типа. Почти все сферы экономики были открыты для отечественных и иностранных частных инвестиций. Ограничения на импортное лицензирование полуфабрикатов и средств производства фактически ликвидированы.
В 1995-96 гг. темпы роста в таких областях, как машиностроение, автомобильная, электротехническая промышленность составили в среднем 25%; в фармацевтической и химической — 15-20 %.
Произошли значительные перемены на финансовых рынках, где заметным событием стала выдача лицензий 20 новым частным банкам, а также новым иностранным банкам. Частично отменен контроль над курсами иностранных валют, что позволило Индии выполнить требование финансовой глобализации, предусмотренное статьей 8 Устава Международного валютного фонда.
Осуществляется реформа индустрии страхования, в которой главное внимание уделяется отмене государственной монополии. Правительством страны взят курс на дальнейшее сокращение пошлин на импорт в бюджете 1996-97 гг. и рассматривается возможность отмены действующего запрета на импорт потребительских товаров.
С августа 1994 г. введена конвертируемость рупии по текущим операциям платежного баланса.
Под влиянием проводимого индийскими властями курса на либерализацию экспортно-импортного и валютно-финансового законодательства стала заметной тенденция притока в Индию иностранных частных капиталовложений.
В наибольшей степени иностранный капитал проявляет интерес к таким отраслям индийской экономики, как нефтепереработка, энергетика, сфера услуг, металлургия, пищевая промышленность, производство электрооборудования.
При этом сохраняется тенденция роста внешней задолженности Индии и существенного увеличения выплат в счет погашения основного долга и процентов по нему, что серьезно осложняет сегодня валютно-финансовое положение страны. Внешний долг Индии по состоянию на конец 1996 г. составил около 85 млрд. долл.
К началу 1997 года валютные резервы Индии достигли 20,2 млрд. долларов.
В 1995-96 гг. внешнеторговый оборот страны составил 51,2 млрд. долл. При этом объем экспорта по сравнению с предыдущим годом увеличился на 21 %, а импорта — на 20 %. Основными торговыми партнерами Индии являются США, Япония, ФРГ, Великобритания.
В «Отчете по глобальной конкурентоспособности», подготовленном Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), Индии отводится 45 место среди 49 стран, чьи позиции на мировом рынке являются лидирующими. По индексу экономического роста, который определен на основе перспектив развития страны на предстоящие 5-10 лет, Индия находится на 11 месте. По степени открытости своей экономики Индия занимает 49 место. Серьезную проблему представит для страны в начале следующего столетия демографическая ситуация, а именно практически неконтролируемый рост населения.
Своей важнейшей внешнеполитической задачей Индия рассматривает достижение статуса глобальной державы. Об этом достаточно красноречиво свидетельствуют претензии на постоянное членство в Совете Безопасности ООН, о чем индийский представитель заявил на 49-й сессии ГА ООН. Выступая за демократизацию механизма принятия решений в ООН, который отражал бы новые геополитические реалии, индийцы отмечают важность повышения эффективности ООН, при этом они не возражают против сохранения права вето в расширенном СБ исключительно за «пятеркой».
Считая вклад в миротворческие усилия ООН одним из критериев членства в СБ , Индия активно участвует в операциях по поддержанию мира (ОПМ). Для подходов Дели к ОПМ характерно требование жесткого соблюдения Устава ООН, принципа непредвзятости и недопущения нарушения национального суверенитета.
Заявляя о приверженности всеобщему и полному разоружению, Индия осуществляет долгосрочную программу модернизации своих вооруженных сил на основе общенационального консенсуса о необходимости сохранения ядерного выбора. Дели занимает негативную позицию в отношении ДНЯО, считая его дискриминационным, выступает против концепции отдельных безъядерных зон, в частности, против создания такой зоны в Южной Азии.
На проходивших в Женеве заседаниях Комитета по разоружению Индия предложила придать разрабатываемому проекту международного Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) характер документа, предусматривающего более решительные меры по обеспечению процессов ядерного разоружения в четко намеченные сроки. Без определения сроков значение настоящего соглашения, по ее мнению, окажется значительно ослабленным, а подписание его Индией, наряду с другими околоядерными странами, приведет к тому, что она окажется в числе «наиболее пострадавших», потому что при сохранении ядерного оружия пятью ядерными державами Индия, в случае необходимости, не сможет приступить к полигонным испытаниям.
Идея полной ликвидации запасов оружия массового уничтожения, по мнению Индии, должна стать приоритетной в многосторонних процессах по разоружению, осуществляемых в настоящее время в мире.
По заявлению МИД Индии, Дели будет продолжать усилия, направленные на достижение истинного, не дискриминационного режима нераспространения путем ликвидации всего ядерного оружия. Свое негативное отношение к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний Индия объясняет следующими причинами:
— во-первых, в проекте Договора не нашло отражение предложение Индии о том, чтобы соглашение о запрещении ядерных испытаний стало частью процесса глобального ядерного разоружения;
— во-вторых, сфера действия Договора сужена и касается лишь запрещения испытаний ядерного оружия: при этом остаются без внимания положения о новых технологиях в этой области, которые могут использоваться в целях модернизации имеющихся ядерных арсеналов;
— в-третьих, в политических кругах страны обеспокоены нестабильностью ситуации в ядерной области, что, по их мнению, представляет угрозу национальной безопасности Индии.
Позиция Индии по отношению к ДВЗЯИ ставит под угрозу вхождение Договора в силу, поскольку непременным условием является его подписание 41 государством, в т.ч. Индией и Пакистаном.
По мнению индийских аналитиков, потенциал создания собственного ядерного оружия должен сохраняться за Индией до тех пор, пока существует угроза его применения любой другой страной. Такая позиция не противоречит готовности Дели поддерживать любые инициативы, направленные на ограничение и ликвидацию всех видов оружия массового уничтожения, имеющих универсальный, не дискриминационный и контролируемый характер, а также соответствует продолжающейся с 1954 г. поддержке Индией идеи заключения договора о всеобщем и полном запрещении ядерных испытаний при соответствующем универсальном режиме контроля за его выполнением.
Индия постоянно голосует «против» по регулярно включаемому в повестку дня Генеральной Ассамблеи ООН вопросу о создании безъядерной зоны в Южной Азии. Индийские представители в ООН придерживаются принципиальной позиции в том, что ядерное разоружение не может иметь регионального характера, а представляет собой глобальный общемировой процесс, основанный на всеобщем и полном разоружении под эффективным международным контролем.
Отношения с США для Индии являются приоритетными. Усилия концентрируются в основном на развитии сотрудничества в тех сферах, где у сторон имеются совпадение или близость взглядов и общность интересов с переносом спорных моментов на второй план. В последнее время наблюдается активизация взаимодействия в оборонной области. Визит У. Перри, первого министра обороны США, посетившего Индию в июле 1995г., заложил договорно-правовую базу для развития контактов в военной сфере.
В последнее время отмечается и устойчивая тенденция укрепления индийско-американских отношений. Это связано с тем, что: санкции против Индии, введенные США после проведения Индией и Пакистаном ядерных взрывов в 1998 г., по мнению Конгресса США, являются контр продуктивными для экономик обоих государств. 22 сентября 2001 г. президент США Дж.Буш подписал указ о снятии санкций с Индии и Пакистана как не отвечающих национальным интересам США. В условиях борьбы США с терроризмом это стало своеобразной благодарностью за принятие Индией и Пакистаном условий сотрудничества. Кроме того, данным решением Вашингтон фактически санкционирует коммерческую продажу запасных частей к военной технике и, в дальнейшем – своего оружия в регионе.
США намерены придать особое значение Индии — своеобразному противовесу Китаю в Азии, которого администрация Дж. Буша в настоящее время рассматривает как соперника. Именно в этой связи следует рассматривать заявления обеих сторон, интенсивно озвучивавшиеся в последние месяцы, о том, что стороны пришли к мнению о необходимости строительства между Индией и США «архитектуры диалога» и военного сотрудничества.
Индийское руководство, почти сразу же после консультаций с заместителем государственного секретаря США Р.Армитиджем 12 мая 2001 года, выразило поддержку американским инициативам по НПРО. Индия стала, таким образом, одним из первых государств в мире, открыто признавших необходимость разворачивания данной программы. Не случайно, что помощник госсекретаря США Кристина Рокка в своем выступлении перед сенатским комитетом по иностранным делам Конгресса США заявила 17 мая 2001 года о том, что Индия приобрела новый «глобальный статус», в том время как Пакистан – статус «региональной державы».[1]
Вашингтон является приоритетным партнером Индии и в торгово-экономической области, что получило подтверждение во время визитов министров торговли и энергетики США в Дели. Одним из важных итогов состоявшихся визитов стало подписание меморандума об учреждении индий-ско-американского торгового союза со сроком действия 2 года и возможным пролонгированием. Основной целью этого союза является оказание правительственного содействия развитию торгово-экономического сотрудничества между Индией и США по линии государственных и частных фирм, а также коммерческих структур. Если в экономическом сотрудничестве Индии и США наметилось явное потепление, то в политическом диалоге двух стран остаются разногласия по вопросам ракетно-ядерного нераспространения, проблемам Кашмира, прав человека и ряду других.
Происходит улучшение индийско-китайских связей, чему в немалой степени способствовало подписанное в сентябре 1993 г. между Индией и Китаем соглашение о мире и спокойствии вдоль линии фактического контроля в Каракоруме, предусматривающее сокращение войск в приграничных районах и другие меры взаимного доверия. Однако территориальный спор двух азиатских держав остается нерешенным. Стороны временно «заморозили» данную проблему, т.е. вывели ее за рамки политических дискуссий.
Неурегулированность пограничной проблемы создает конфликтный потенциал в двусторонних отношениях между странами. С 1962 г. Индия и Китай занимают разные позиции относительно спорных территорий в районе Ладакха на севере Индии (штат Джамму и Кашмир) и по так называемой линии МакМахона на северо-востоке Индии в штате Аруначал-Прадеш. Протяженность спорных территорий составляет около 130 тысяч квадратных километров.
В настоящее время ни Индия, ни Китай не заинтересованы в эскалации напряженности в данном вопросе, но, вместе с тем, не намерены и уступать свою территорию. Обе страны считают территориальный спор своеобразным рычагом давления друг на друга. Поэтому государства выступают за урегулирование проблемы мирными средствами и путем переговоров, а также стараются не форсировать ее решение. Так, например, еще в 1988 году стороны договорились решать проблему путем «мирных и дружественных переговоров». Следующее соглашение – по поддержанию мира в районах, прилегающих к фактической линии контроля — они подписали в 1993 году. И, наконец, в ноябре 2000 года – обменялись картами по спорным зонам. Визит Председателя парламента КНР Ли Пэна в Индию в январе этого года подтвердил готовность сторон продолжать сотрудничество для мирного разрешения спорных территориальных вопросов. Так, 1 августа 2001 г. в Пекине состоялось заседание китайско-индийской экспертной группы по проблеме границы между двумя странами.
По результатам встречи было заявлено, что «обе стороны занимают по пограничному вопросу конструктивную и нацеленную на будущее позицию». Учитывая интересы сторон, можно предположить, что окончательное решение по территориальному вопросу будет найдено нескоро.
Страны занимают различные позиции по вопросу о сотрудничестве с Пакистаном. Для Китая развитие дружественных связей с Пакистаном является своеобразным противовесом усилению позиции Индии в регионе. Несмотря на то, что Китай отрицает факт поставок ракетной технологии и других современных вооружений Пакистану, данный вопрос всегда поднимается в ходе переговоров между Индией и Китаем. Со своей стороны, Китай постоянно подчеркивает, что не представляет угрозы для своих соседей.
Разработка Индией ядерной программы и мощное наращивание вооружения расцениваются Китаем как угроза стабильности в регионе и как вызов Китаю. После серии атомных взрывов, проведенных Индией в мае 1998 года, испытаний баллистических ракет в рамках развития индийской ракетно-ядерной программы, многие страны, включая Китай, осудили действия Индии.
Последние испытания Индией в середине января 2001 года нового носителя ядерного оружия – ракеты «Агни-2» с радиусом действия до 2,2 тысячи километров, способной нести заряд массой до одной тонны – вызвали у Китая серьезную обеспокоенность. По мнению политического руководства КНР, Индия, таким образом, обозначила курс на эскалацию напряженности, на создание стратегической автономии с целью обогнать Китай. Все это создает в регионе предпосылку к росту вооружений.
Опасения у Китая вызывает и увеличение Индией расходов на оборону – 13,8% (или 13,3 миллиардов долларов) в 2001-2002 финансовом году (в 2000-2001 г. расходы на оборону увеличились на 28,2% после пограничного конфликта с Пакистаном в районе Каргиля летом 1999 г.). Статья расходов на оборону в основном увеличивается за счет закупок новых вооружений и военной техники, преимущественно, российской.
Со своей стороны, Китай также объявил об увеличении своих бюджетных расходов на оборону в этом году — 17,7% (около 17 миллиардов долларов). В 2000 году оборонные расходы составили 12,1%.[7] Данное решение можно расценивать как реакцию Китая в ответ на ухудшение геополитического фона — развертывание ядерной программы Индией, избрание президентом Тайваня проамерикански настроенного Чен Шуи-бяна, эскалацию напряженности в Афганистане.
Расхождения в позициях стран вызывает и неодинаковое отношение обоих государств к системе противоракетной обороны (ПРО), инициированной Вашингтоном. Если Китай категорически выступает против данной программы (и в этом его позицию разделяет Пакистан, что особенно наглядно подтвердилось в ходе визита китайского премьер-министра Чжу Жунцзи в Пакистан 18 мая 2001 года), то Индия всецело поддерживает американские инициативы. Следует, однако, отметить, что, выказывая доброжелательное отношение к системе ПРО, Индия одновременно выступает против намерения США об одностороннем выходе из Договора по противоракетной обороне 1972 года.
Таким образом, развитие индийско-китайских отношений имеет определенный конфликтный потенциал, который, однако, сдерживается наличием следующих весьма мощных ограничителей, оказывающих значительное влияние на выработку окончательной политики стран в отношении друг друга.
Индия и Китай, преследуя цель, как собственного усиления, так и возрастания роли региона в целом, разделяют мнение о необходимости установления многополярного мира и объединения усилий в его строительстве, выступают против абсолютного доминирования стран запада в современных условиях.
Обе страны выступают за региональную безопасность как фактор усиления своего экономического потенциала и, соответственно, геополитического влияния.
Оба государства объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом – факторами, оказывающими влияние на их территориальную целостность и безопасность.
Обе страны заинтересованы в полномасштабном торгово-экономическом сотрудничестве друг с другом, которое, с учетом огромного потребительского рынка, образуемого в совокупности двумя странами, наличием общих границ, а также экономического роста, может приносить значительные прибыли в бюджет обоих государств (в первом квартале 2001 года объемы индийско-китайской торговли увеличились на 45,6% и впервые, таким образом, могут перейти рубеж в 3 миллиарда долларов).
Оба государства обладают технологией производства ядерного оружия. Долгосрочное действие данных факторов определяет и долгосрочный характер индийско-китайского сотрудничества в целом. Подкрепленное влиянием так называемого российского фактора, наличием схожих задач и целей, преследуемых и Россией, а также экономической целесообразностью и достаточно высокими темпами роста экономик стран, становится очевидным реальное укрепление сотрудничества в рамках «тройственного союза» между Россией, Индией, Китаем. В настоящее время Индия, Россия, Китай рассматривают идею проведения трехсторонней встречи по вопросу о стратегическом партнерстве, пока на уровне экспертов – конференция политологов из трех стран может состояться уже в этом году в Пекине. Ряд встреч на уровне «back-track» — на «второй дорожке» — может стать предпосылкой к реальным будущим договоренностям в рамках данного союза между тремя державами.
Сохранение и упрочение дружественных отношений с государствами СНГ является важным направлением внешней политики Индии. Основной упор делается на поддержание высокого уровня контактов в политической, экономической, торговой, научно-технической и оборонной областях с Российской Федерацией, на долю которой приходится основная часть товарооборота Индии со странами СНГ.
Индийско-российское сотрудничество, всегда (с 1947 г. – времени обретения Индией независимости) отличавшееся высоким уровнем доверия и тесными экономическими, политическим связями, в настоящее время не только возрождается после некоторого спада в первой половине 90-х годов, но и значительно углубляется. Между обеими странами в октябре 2000 г. подписана Декларация о стратегическом партнерстве, в рамках которой можно вычленить следующие направления, по которым у Индии и России существует совпадение взглядов.
Очевидно, вопросы международной безопасности являются для обоих государств проблемой №1, поскольку напрямую затрагивают интересы данных стран в сопредельных регионах, в частности, в Афганистане и Центральной Азии, а также сказываются на внутренней безопасности государств. Для Индии решение данных вопросов необходимо по следующим причинам:
- неурегулированность «афганской проблемы» сказывается на дестабилизации ситуации на границе Индии с Пакистаном и Афганистаном;
- решение «афганского вопроса», помимо ликвидации источника нестабильности в регионе, косвенным образом будет способствовать дальнейшему снижению престижа Пакистана в глазах мирового сообщества как страны, способствовавшей возникновению данной проблемы в целом;
- стабильность в регионе позволит Индии осуществлять масштабное экономическое сотрудничество, в частности, приступить к строительству газопроводов в Индию из Ирана, Туркменистана.
Борьба с международным терроризмом и экстремизмом, кроме того, влияет и на решение проблем территориальной целостности страны, поскольку будут сведены к минимуму возможности предоставления военной и финансовой помощи группам террористов и религиозных экстремистов, выступающих за отделение Кашмира от Индии. Данные факторы приводят к поддержке Индией действий России в Чечне и поддержке Россией действий Индии в Кашмире, а также позиции Индии в целом в ее противостоянии с Пакистаном.
Вопросы углубления экономического, военно-технического, научно-информационного сотрудничества. На сегодняшний день Индия стоит на первом месте в мире по объемам закупок российского оружия. Военно-техническое сотрудничество между двумя странами неуклонно возрастает: 15 февраля 2001 г. вице-министр РФ И.Клебанов и бывший министр обороны Индии Дж.Фернандес подписали контракт на поставку для индийской армии российских танков Т-90С. Контракт включает поставку готовых танков, организацию их лицензионного производства, а также ракетное вооружение для них. Стоимость контракта оценивается почти в 1 миллиард долларов. Первая партия танков поступит в Индию уже в 2001 году. 8 февраля 2001 г. Россия и Индия подписали соглашение о совместной разработке многоцелевого самолета. Первоначально будет разработан вариант транспортного самолета, затем – военно-транспортного, если интерес к нему проявит министерство обороны Индии, на третьем этапе – создание пассажирского самолета на 100 мест.
Между Россией и Индией рассматривается возможность заключения контракта по бомбардировщикам Ту-22М3. Четыре дорогостоящих многоцелевых самолета дальней авиации Россия отдаст Индии в лизинг, позднее Индия приобретет их по остаточной стоимости. Кроме того, в настоящее время рассматривается предложение о передаче Индии одной российской подводной лодки. Россия также займется модернизацией вертолетов Ми-17, находящихся на вооружении индийских ВВС.
Россия продолжает осуществлять по контракту поставки в Индию 40 самолетов-истребителей Су-30МКИ. Россия примет участие в индийском проекте по созданию сверхзвукового легкого ударного самолета. Кроме того, в ближайшее время Россия предоставит Индии в качестве дара авианесущий крейсер «Адмирал Горшков».
Доля Индии в военном экспорте России высока и составляет 22-25%. Только в прошлом году благодаря Индии Россия добилась рекордного за всю свою историю уровня оборота военной торговли, составляющего почти 4,5 миллиардов долларов США. Самый большой контракт – на сумму в 3,3 миллиардов долларов США – был заключен по продаже Индии лицензии на производство 140 истребителей Су-30МКИ.
Наряду с военно-экономическим, наблюдается также возрастание двустороннего сотрудничества в рамках Интегрированной долгосрочной программы по сотрудничеству в области науки и технологий до 2010 года. Индия намерена оказать содействие России в модернизации ее компьютерных технологий. Некоторым диссонансом в отношениях между двумя странами может стать, на первый взгляд, поддержка Индией американской национальной программы противоракетной обороны (НПРО). Известно, что Россия выступает с критикой данной инициативы администрации Дж.Буша. Однако, как явствует из заявления министра иностранных дел России И.Иванова в ходе его поездки в Индию в начале мая этого года, «ни о какой коррекции в отношениях между Россией и Индией в зависимости от позиции Дели по вопросу о намерении США создать НПРО речи нет и не будет». Для России сотрудничество с Индией важно во многих отношениях, поэтому, как отмечалось в майском послании В.В.Путина индийскому премьер-министру, «нацеленность на укрепление сотрудничества с Индией в международных и двусторонних вопросах остается стратегически приоритетным направлением для России. Считаем Индию нашим важнейшим партнером в азиатских и мировых делах, настроены твердо придерживаться этой принципиальной позиции»[2].
Россия считает, что решение кашмирской проблемы должно быть предметом переговоров только между Индией и Пакистаном, и интернационализация проблемы не может быть способом ее разрешения. Активно развиваются связи с Украиной и Беларусью. Особый интерес к государствам Центральной Азии в основном объясняется двумя причинами — определенной исторической и культурной общностью народов Центральной Азии и Индостана, а также опасением индийцев, что данные государства могут попасть в сферу влияния исламских фундаменталистов и превратиться в союзников Пакистана.
Заинтересованность Индии в скорейшем урегулировании ситуации в Таджикистане связана с опасением как расползания исламского фундаментализма в регионе, так и расширения присутствия там внерегиональных держав. Вместе с тем, в настоящее время Индия остается во многом вне процессов международного урегулирования этих проблем.
В последнее время Дели усилил «восточный акцент» своей внешней политики, налаживая более тесные политические и торгово-экономические связи с Японией, Южной Кореей, государствами АСЕАН, в первую очередь с Малайзией и Сингапуром, которых индийцы рассматривают в качестве потенциальных инвесторов в свою экономику. В ходе проведенной в Джакарте в мае 1996 г. встречи высокопоставленных представителей стран-участниц Регионального Форума АСЕАН по безопасности (РФА) принято решение о включении Индии в ее состав в качестве партнера по диалогу, и она приняла участие в июльском (1996 г.) совещании РФА.
Решение учредить региональную консультативную организацию 18-ти государств (АСЕАН, США, Китая, России, Японии, Австралии, Канады, Южной Кореи, Новой Зеландии, Европейского союза, Вьетнама, Лаоса и Папуа — Новой Гвинеи) было принято на саммите стран-участниц АСЕАН в 1992 г. Сегодня РФА является авторитетным форумом, работа которого обеспечивает поддержание стабильного диалога по вопросам региональной безопасности с государствами, не являющимися членами АСЕАН. Участие в РФА может придать новый импульс проводимому Дели на протяжении последних нескольких лет курсу экономического и стратегического сотрудничества с динамично развивающимся регионом, а также увеличению политического влияния в АТР.
Центральное место во внешней политике Индии продолжают занимать отношения с Пакистаном. Дели предпринимает шаги по противодействию попыткам Исламабада интернационализировать Кашмирскую проблему. Нынешняя тактика индийской стороны направлена на возобновление двустороннего диалога, чтобы на какое-то время снять остроту Кашмирского вопроса и получить, таким образом паузу, необходимую для политического урегулирования внутри Джамму и Кашмира.
В отличие от сотрудничества в рамках блока Россия – Индия – Китай (идея была выдвинута Россией, бывшим премьер-министром Е.М.Примаковым в 1998 году), контуры стратегического партнерства между Индией, Россией и Ираном стали вырисовываться только недавно, после принятия внешнеполитической доктрины России в 2000 году и активизацией политики РФ на Каспии и в Иране. Одним из ярких проявлений сотрудничества между тремя странами стало подписанное в сентябре 2000 года соглашение между правительством Российской Федерации, правительством Республики Индия и правительством Исламской Республики Иран о международном транспортном коридоре «Север-Юг». На взаимоотношениях Индии с Ираном, и до этого отличавшихся высоким уровнем доверия, сказалось углубление сотрудничества России с Ираном.
Индийско-иранские отношения на нынешнем этапе носят характер устойчивого стратегического партнерства, получившего новый толчок своему развитию в результате визита премьер-министра А.Б.Ваджпаи в Иран 10-13 апреля 2001 года и подписания Тегеранской декларации. Основные направления сотрудничества, по которым существует совпадение позиций двух стран, следующие.
Достижение региональной стабильности, что подразумевает урегулирование «афганской проблемы» и борьбу с терроризмом, стабилизацию ситуации в Юго-Западной Азии. Для обоих государств решение «афганской проблемы» связано со стабилизацией ситуации на своих границах, возможностью экономического развития.
Если для Индии борьба с терроризмом означает поддержку другими странами ее позиции в Кашмирском вопросе, то для Ирана — прежде всего, в вопросе о противостоянии этой страны с Ираком. Негативное отношение Индии к санкциям США против Ирана и поддержка ею в этом вопросе позиции Ирана приводят к тому, что во влиятельных региональных объединениях мусульманских стран, таких, как, например, ОПЕК, ОИК, Иран сдерживает анти-индийскую дипломатию Пакистана и других стран, недовольных позицией Индии в Кашмирском вопросе.
Углубление торгово-экономического (в том числе в нефтегазовой сфере), военно-технического, научно-информационного сотрудничества. Для Индии, которая не обладает собственными нефтегазовыми запасами и потому, учитывая демографический фактор, остро нуждается в углеводородном сырье, сотрудничество с Ираном является не просто выбором, а насущной необходимостью.
В настоящее время Индия заинтересована в прокладке газопровода из Ирана. Окончательное решение пока не найдено, поскольку основным препятствием реализации проекта является протяженность трубопровода по территории Пакистана. Для Индии это не совсем приемлемо, так как делает ее уязвимой от политики Пакистана. Именно поэтому Индия пытается разработать маршрут транспортировки, минуя Пакистан – через море. Тем не менее, в настоящее время Индия готовит технико-экономическое обоснование для обоих маршрутов – наземного и морского.
Кроме того, индийское правительство пытается изыскивать альтернативные источники поступления углеводородов и из других стран – России, Вьетнама. Так, индийская нефтегазовая компания ОВЛ намерена инвестировать 1,7 миллиардов долларов в разработку месторождения нефти и газа на российском Дальнем Востоке по проекту «Сахалин-1», а также 250 миллионов долларов в разработку вьетнамского газового месторождения Нам Кон Шон.
В торгово-экономической сфере Индия и Иран установили режим наибольшего благоприятствования друг другу, что позволит обоим государствам укреплять торговые связи, кроме того, реэкспортировать свою продукцию в третьи страны. В 1999-2000 г.г. Индия экспортировала в Иран продукцию на сумму в 165 миллионов долларов, в то время как импорт составил 1 миллиард долларов.
Основным сдерживающим фактором развития индийско-иранских взаимоотношений является активное сотрудничество Индии с Израилем, в частности, в военно-технической области и в сфере борьбы с терроризмом. Так, например, агенты израильских спецслужб повышают интенсивность сотрудничества со своими индийскими коллегами – несколько подразделений израильских инструкторов обучают индийских военных приемам антипартизанской войны, которые индийцы ведут на территории Кашмира. Летом этого года Израиль подписал также с Индией контракт на поставку вооружений на сумму около 2 миллиардов долларов. Экспортироваться будут в основном военные самолеты, оборудованные системой раннего оповещения «Фалькон», радарные установки и системы, а также ракеты класса «земля-земля».
Но, несмотря на динамично развивающееся индийско-израильское сотрудничество, существующее единство интересов Индии и Ирана по широкому спектру проблем, а также предполагаемые и очевидные положительные долгосрочные последствия сотрудничества свидетельствуют о том, что между странами сложились отношения стратегического партнерства. На сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что для Индии и Ирана двустороннее сотрудничество является решением многих проблем — как экономических, так и геополитических.
Курс на экономические преобразования и заинтересованность в иностранных инвестициях предопределили активизацию контактов Индии с Великобританией, Францией, ФРГ. Помимо расширения традиционных политических и экономических связей, заметно поднялся уровень сотрудничества с этими странами и в военной области. Последнее оправдывается необходимостью модернизации индийских вооруженных сил перед лицом военной мощи соседних Пакистана и Китая.
Высокий международный авторитет Индии, наличие большого потенциала для развития взаимовыгодного экономического сотрудничества, позиция Индии в качестве «околоядерной» державы закономерно выдвинули эту страну в категорию приоритетов казахстанской политики на азиатском направлении.
На современном этапе наблюдается значительное возрастание роли и позиции Индии в мире. Это связано с действием различных факторов, ключевыми из которых являются: наметившаяся тенденция перехода от монополярного к многополярному миру, экономический потенциал Индии, стратегическое партнерство Индии с крупнейшими державами и возрастание значения Индии для США, лидерство в области информационных технологий.
На сегодняшний день внешнеполитическая ситуация в мире и приоритеты Индии складываются таким образом, что позволяет говорить о принимающем все более четкие очертания партнерстве Индии по следующим направлениям:
- Индия-Россия–Китай.
- Индия-Россия-Иран.
- Индия-США.
- Индия-Казахстан
Современная Индия — это не только колоссальный человеческий потенциал в миллиард жителей или 16% от мировой популяции людей. Хотя и одного этого уже совсем не мало. Все последние годы эта страна переживает экономический подъем. Рост ВВП колеблется в промежутке 5-7% в год. В Казахстане 2000 год тоже отмечен показателем роста в 9,6%, но у индийцев не было резкого спада производства, как в РК первой половины 90-х годов.
Стоимость только экспортированного в прошлом году компьютерного программного обеспечения составила $4 млрд. Сейчас в шутку слово «чип» расшифровывают как аббревиатуру «Чайна (Китай), Индия, Пакистан». Многие транснациональные компании размещают свои финансовые департаменты в индийских городах, поскольку там очень квалифицированный персонал. Колоссальные успехи в сельском хозяйстве после «зеленой революции», превратили Индию в одного из крупнейших мировых экспортеров продовольствия. Широко известны достижения в области фармакологии, освоения атома и космоса. Дели обладает ядерным оружием, мощными сухопутными войсками, авиацией и военно-морским флотом.
Кроме достижения самодостаточного уровня развития экономики и стабильного роста, нельзя не сказать об успехах в области демократии. Г-н Бурханов особо подчеркнул, что индийский опыт — это ответ тем, кто считает народы Азии плохо восприимчивыми к институтам демократии в силу исторических традиций, ментальных и психологических особенностей. Демократическое строительство в Индии все эти посылы опровергает. К примеру, такой рудимент прошлого как деление общества с древних времен на касты, развитию демократии там никак не способствовал.
Складывающиеся геополитические альянсы вызваны действием самых разнообразных факторов и в определенной степени отражают меняющуюся ситуацию при переходе от монополярного к многополярному миру. Данные альянсы и союзы пока далеки от окончательного, юридически подкрепленного оформления, тем не менее, интенсивность взаимодействия их участников между собой в рамках данных союзов является очень высокой.
ГЛАВА 2 Казахстан и Индия этиология сотрудничества
«Потенциал Индии в Центральной Азии до конца еще не раскрыт», -заявил Камал Бурханов, директор Института России и Китая на круглом столе, посвященном двустороннему сотрудничеству. Однако при этом г-н Бурханов не сомневается, что мощное присутствие Дели в регионе только вопрос времени.
Индия была в числе государств, первыми признавших независимость Казахстана. Уже в мае 1992 года в Алматы открылось индийское посольство, а в сентябре 1993 года заработало казахстанское посольство в Дели.
Если заглянуть вглубь истории, то разнообразные контакты между двумя странами уходят в эпоху Великого Шелкового пути, а в Южном Казахстане до сегодняшних дней сохранились историко-культурные памятники индийского происхождения.
Сайед Раза Хашим, посол Индии в РК, охарактеризовал отношения между Астаной и Дели как «хорошее взаимопонимание». Последние события в Афганистане сблизили позиции двух государств еще больше. Успешно работает индийская программа технического и экономического сотрудничества, в рамках которой 375 казахстанцев прошли обучение в этой стране. Большой популярностью пользуется Индийский культурный центр, выделяются специальные, стипендии по культурной линии.
Однако все это, плюс экономические контакты и сотрудничество в рамках международных организаций и форумов, трудно назвать адекватным имеющемуся потенциалу между двумя государствами.
Возможно, одним из сдерживающих факторов являются концептуальные подходы к внешней политике в дипломатических ведомствах двух стран. В казахстанском МИДе все зарубежные государства ранжируются по своеобразной иерархии, и исходя из этого с ними строятся отношения. Насколько нам известно, Индия при этом не входит даже в первую пятерку. Иной подход у Дели. Здесь внешняя политика строится по принципу определенных задач. Поэтому когда идет речь об урегулировании конфликта на Шри-Ланке, там Астаны нет, но у нее очень высокий рейтинг в вопросах Афганистана, Кашмира или углеводородов Каспийского моря.
С момента установления дипломатических связей между Индией и Казахстаном в 1992 году, они поддерживают устойчивые, политические взаимоотношения, основанные на взаимном уважении и доверии. Оба государства выработали одинаковый подход к жизненно важным политическим вопросам. Между Индией и Казахстаном имел место ряд визитов на высоком уровне. С индийской стороны основные визиты были нанесены Вице-президентом Нараянаном (сентябрь, 1996 г.), Премьер-министром Нарасимха Рао (май, 1993 г.) и др., а с казахстанской стороны — визиты Президента Н.А.Назарбаева в феврале 1992 г., июле 1993 г. и декабре 1996 г. Во время этих визитов были подписаны двусторонние соглашения, которые заложили правовую основу наших отношений в политической, экономической, торговой, культурной, научной и спортивной сферах.
Чтобы оказать поддержку торговым и экономическим отношениям, была создана Индийско-Казахстанская Совместная Комиссия, которая провела три заседания. Последнее заседание Совместной Комиссии прошло в г. Алматы в 1999 году. Экономические отношения между нашими странами имели определенный успех. Однако двусторонние торговые отношения между Индией и Казахстаном еще не достигли полного развития, в основном из-за отсутствия эффективного торгового пути и ряда других проблем.
С момента установления дипломатических отношений для казахстанско-индийского сотрудничества характерна высокая степень устойчивости. Немаловажную роль в этом играют традиционно дружественные отношения и взаимная симпатия между народами двух стран. Исторические и культурные связи Казахстана и Индии тесно переплетены между собой и уходят вглубь веков. Достаточно вспомнить империю великих Моголов. Общим достоянием двух народов является наследие нашего соотечественника, видного историка и полководца Мирзы Мухаммад Хайдара Дулати, который в период с 1540 по 1552 годы был правителем в Джамму и Кашмир. В 1999 году в Казахстане и Индии широко отмечалось его 500-летие под эгидой ЮНЕСКО.
В ходе первого официального визита Президента Н.Назарбаева в Дели в феврале 1992 года (это был первый зарубежный визит руководителя независимого Казахстана) подписана Декларация о принципах взаимоотношений между Казахстаном и Индией. В ней выражено стремление строить двусторонние отношения на основе международного права, уважения суверенитета и независимости, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг друга.
Переговоры на высшем уровне продемонстрировали совпадение позиций по ключевым аспектам региональной и международной политики. Н.Назарбаев подчеркнул неизменность казахстанской позиции по кашмирской проблеме, затрагивающей взаимоотношения двух крупнейших государств Южной Азии. Кашмирский вопрос должен решаться с учетом баланса интересов Дели и Исламабада, путем достижения консенсуса в ходе двусторонних переговоров, которые при условии обоюдного согласия могут проводиться с привлечением экспертов ООН и других международных организаций.
Важным по своему значению оказался визит Премьер-министра Индии Нарасимха Рао в Казахстан (25-26 мая 1993 г.). Он подтвердил обоюдную заинтересованность в развитии диалога по актуальным международным проблемам, активизации взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества.
Итогом переговоров стало подписание Соглашений о сотрудничестве в области науки и технологий; об открытии воздушного сообщения между Алматы и Дели. Достигнута договоренность о стажировке в Индии казахстанских кадров в области дипломатии, маркетинга, банковского дела и сельского хозяйства.
В результате дальнейших контактов на высшем уровне (визиты Президента Н.Назарбаева в Индию в июле 1993 и декабре 1996 гг., визит Вице-президента Индии в Казахстан Нараянана в сентябре 1996 г.), обмена визитами министров иностранных дел процесс наращивания потенциала двустороннего сотрудничества получил дальнейший импульс. Были заключены важные межгосударственные документы, включая Конвенцию об избежании двойного налогообложения, Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, Меморандум взаимопонимания о проведении Дней культуры Казахстана в Индии и Индии в Казахстане.
Ключевым аспектом политического взаимодействия продолжают оставаться усилия по продвижению казахстанской инициативы о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Индийское руководство придает особое значение своему участию в СВМДА, проявляя при этом достаточную степень гибкости и конструктивизма. Это сыграло позитивную роль в процессе подготовки Декларации принципов взаимоотношений государств-членов СВМДА.
В соответствии с подписанным в 1993 году Протоколом О сотрудничестве между внешнеполитическими ведомствами двух стран осуществляются регулярные консультации с привлечением представителей других заинтересованных министерств. Подобная практика позволяет оперативно решать широкий круг вопросов, связанных с развитием взаимовыгодного сотрудничества в сферах экономики, энергетики, торговли, обороны, сельского хозяйства, туризма, культуры, здравоохранения, образования и науки.
Поступательными темпами развивается торгово-экономическое сотрудничество. Казахстан и Индия располагают значительным экономическим потенциалом, экономики двух стран могут взаимно дополнять друг друга. За период с 1995 по 1997 годы товарооборот между двумя странами вырос с 14,6 до 53,2 млн. долларов. В 1999 году внешнеторговый оборот между Казахстаном и Индией без учета «челночного» бизнеса составил уже 58 млн., а в 2000-м — 68 млн. долларов. Однако, по мнению правительств двух стран, достигнутый объем торговли явно не соответствует имеющимся возможностям, поскольку, например доля Индии во внешнеторговом обороте с Казахстаном составляет менее 1 процента при том, что внешнеторговый оборот самой Индии превышает 95 млрд. долларов. Поэтому обеим сторонам предстоит дальнейшая работа с целью активизации взаимной торговли.
Особое значение в этом контексте приобретает участие Казахстана в многостороннем международном соглашении «Север — Юг», целью которого является создание транспортного коридора из Индии в СНГ и далее Европу. Совместные усилия в рамках данного соглашения будут способствовать увеличению прямых контактов, включая торговлю. В частности, речь идет об импорте из Индии кожаных и шерстяных изделий, продукции текстильного производства, чая, кофе, фармацевтических препаратов, промышленного и сельскохозяйственного оборудования, товаров народного потребления. В свою очередь, Казахстан в состоянии увеличить объемы экспорта продукции цветной металлургии, драгоценных металлов, шерсти, хлопка, шелка. Указанные перспективы регулярно рассматриваются в рамках деятельности Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Заметный интерес в Дели проявляют к возможностям сотрудничества в нефтегазовой сфере. Крупные нефтяные компании, прежде всего, ONGC выражают готовность участвовать в разработке нефтегазовых месторождений в Казахстане, а в дальнейшем и подключиться к проектам по транспортировке углеводородного сырья. Об этом говорил на встрече с Президентом Н.Назарбаевым Министр нефти и газа Индии В.Рамамурти (сопредседатель Межправительственной комиссии по сотрудничеству). Нашу страну посетили представительные индийские делегации для налаживания соответствующих контактов и рассмотрения возможностей участия в разработке нефтегазовых месторождений Казахстана.
Стратегическим интересам Казахстана соответствовало бы интенсивное сотрудничество с Индией по развитию и техническому перевооружению базовых отраслей промышленности: черной и цветной металлургии, нефтепереработки, электронной промышленности, машиностроения, производства товаров народного потребления и продовольствия, развития фармацевтической промышленности, переработки сельскохозяйственной продукции.
Положительное воздействие на динамику двустороннего сотрудничества оказывает привлекаемый в Казахстан государственный и частный капитал Индии. В 2000 году была создана казахстанско-индийская торговая палата, прорабатывается вопрос о создании совместного Центра развития предпринимательства в Астане. Уже сейчас ведущие индийские компании и фирмы широко представлены на казахстанском рынке (более 30 представительств). Так, компания «Испат Интернэшнл» взяла под управление Карагандинский металлургический комбинат, а также ряд угольных шахт и объектов электроэнергетики в Карагандинской области. Казахстанско-индийское СП «Аджанта Фарма» ведет строительство фармацевтического завода в Алматы, который путем внедрения передовых технологий и задействования местной сырьевой базы позволит организовать в Казахстане производство медицинских препаратов, отвечающих международным стандартам.
Фармацевтику можно рассматривать в качестве одного из многообещающих направлений сотрудничества. Только в 1998 году Казахстан импортировал лекарственных препаратов и медицинского оборудования индийского производства на сумму 14 млн. долларов. В стоимостном выражении Индия занимает второе место среди наших торговых партнеров по этому показателю. Учитывая высокое качество индийских лекарств при сравнительно низких ценах, предлагаемый ассортимент лекарственных средств пользуется повышенным спросом на казахстанском рынке.
Другим примером расширяющихся деловых контактов является сотрудничество с крупнейшей частной компанией «Ларсен и Тубро». По итогам визита руководителей этой компании в Астану в апреле 2000 года индийские партнеры уже приступили к рассмотрению конкретных коммерческих проектов, в том числе по строительству жилых, производственных объектов и. инфраструктурных сооружений в Казахстане.
Налаживается продуктивное взаимодействие и в области изучения проблем недропользования и окружающей среды. В феврале 2000 года Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Казахстана совместно с ведущим научно-исследовательским институтом Индии «Tata Energy Research Institute» (TERI) подписали Меморандум об открытии официального представительства этого института в нашей стране (первого в Центральной Азии).
Индия и Казахстан имеют много общего. Это главный вывод, к которому пришли участники казахстанско-индийской конференции “Проблемы безопасности в Центральной Азии”, пытаясь найти пути взаимовыгодного сотрудничества.
Что общего между Индией и Казахстаном?
Васант Кумар ШРИВАСТАВА, заместитель директора Института оборонных исследований и анализа Индии, ответил на этот вопрос так:
— Индия была первой страной, которая возвысила голос против колониального режима. Казахстан был первой страной, которая выступила против режима СССР.
— После обретения независимости и Индия, и Казахстан приняли Конституции нерелигиозного светского характера.
— После обретения независимости Индия присоединилась ко всем мировым системам, Казахстан пошел по этому же пути (ООН, ЮНЕСКО, МВФ и др.).
— В первые годы независимости в Индии было, принято пять принципов общения с другими государствами. Казахстан тоже стал инициатором СВМДА.
— Обе страны находятся в процессе глубокого реформирования экономики.
— Индия — страна многорелигиозная, многоэтническая. Это утверждение верно и для Казахстана.
Самый главный для Индии, так называемый Афганский вопрос.
Васант Кумар ШРИВАСТАВА, заместитель директора Института оборонных исследований и анализа Индии изложил позиции государства:
«Наша страна очень обеспокоена ситуацией в Афганистане, мы сами более 20 лет испытываем на себе проявления международного терроризма, поэтому ждем счастливого разрешения конфликта. Что касается действий американцев, то они направлены не только против терроризма, но имеют более широкий спектр целей. Нельзя отрицать тот факт, что США заинтересованы если не в проамериканском правительстве Афганистана, то в правительстве, которое лояльно и дружественно относилось бы к Америке.
Что касается будущего Афганистана, то сейчас видится три пути возможного разрешения конфликта: восстановление правительства Раббани, примерно в том же раскладе, который был; создание коалиционного правительства, которое бы включало все этнические группы и политические силы; раскол Афганистана на два независимых государства. Более реальным вариантом пока видится коалиционное правительство, которое бы учитывало интересы всех этнических групп».
Маулен АШИМБАЕВ, директор КИСИ по этому поводу ответил «Несмотря на ситуацию в Афганистане, у нас достаточно благополучная и стабильная обстановка. Это в первую очередь связано с тем, что наша страна находится далеко от мест военных действий, плюс все последние годы в Казахстане предпринимались целенаправленные меры на предотвращение каких-либо кризисных ситуаций. Однако проблема безопасности остается актуальной и для нас. Терроризм, распространяющийся из Афганистана, это вполне реальная угроза. Наши индийские коллеги большое внимание уделяют именно борьбе с терроризмом, и надо отметить, что сейчас они обладают обширной информацией в этом вопросе, которая даже для меня, человека, который непосредственно занимается проблемами безопасности, была своего рода открытием.
На Афганистан мы всегда смотрели “с северной стороны”, Индия же смотрела на все происходящее в этой стране “с южной стороны”. Сейчас нам предложили взглянуть на эти же проблемы, но под иным ракурсом, который позволил увидеть, что у них есть иные подходы к вопросам, которые с нашей стороны порой не замечались. Не могу сказать, что мы согласны с их точкой зрения, но, по крайней мере, знать и учитывать ее должны, это позволит Казахстану принимать более правильные решения.»
ГЛАВА 3 ВИЗИТ НУРСУЛТАНА НАЗАРБАЕВА В ДЕЛИ В ФЕВРАЛЕ 2002 ГОДА
Официальная часть визита началась 12 февраля утром с церемонии встречи Президента Казахстана перед входом в грандиозный комплекс «Раштрапати Бхаван». Супружескую чету Назарбаевых приветствовали Президент Республики Индии Кочерил Раман Нараянан с супругой и премьер-министр страны Атал Бихари Ваджпаи. После взаимных приветствий прозвучали гимны двух стран, Н. Назарбаев совершил смотр почетного караула.
В тот же день Президент Казахстана посетил мемориал Махатмы Ганди, возложил венок к месту кремации великого индийского гуманиста и почтил его память двух минутным молчанием.
Эта церемония, которую выполняют все главы государств, посещающие Индию, наполнена высочайшим смыслом: Мохандас Карамчанд Ганди остался в памяти своего народа как Отец нации, поскольку, исповедуя незыблемые нравственные ценности в жизни, он сумел соединить, казалось бы, несовместимые понятия политики и этики.
Здесь, у священного места, вспоминаются слова Махатмы: «Я не желаю, чтобы мой дом был обнесен со всех сторон стеной, и чтобы мои окна были наглухо заколочены: я хочу, чтобы культура всех стран свободно проникала в мой дом. Но я не желаю, чтобы меня сбили с ног». Не это ли принцип дальновидности политика, пекущегося о прогрессе своей страны, но не менее того — о сохранении лучшего, что было и есть у его народа. Эта позиция очень близка и Президенту Н. Назарбаеву, политика которого фактически строится на стремлении как можно быстрее ввести Казахстан в мировое сообщество на правах равноправного члена и вместе с тем возродить национальную самобытность своей страны.
Естественным продолжением этого дня визита стало открытие в Дели улицы имени другого мыслителя-гуманиста, чьей принадлежностью гордится казахский народ, — улицы Абая. В этой церемонии при большом стечении народа приняли участие генерал-губернатор Дели и председатель Национальной делийской муниципальной корпорации.
Наш Президент снял покрывало с памятной доски, обозначающей новое название старой улицы, тем самым скрепив еще одной нитью развивающиеся отношения между двумя народами, убежденными в том, что показателем цивилизации является не столько материальное богатство и даже не уровень технического прогресса, а люди, воспитанные этой страной.
В тот же день состоялась встреча Нурсултана Назарбаева с премьер-министром Индии Аталом Бихари Ваджпаи, которая затем продолжилась в расширенном составе. С нашей стороны в ней приняли участие государственный секретарь — министр иностранных дел Касымжомарт Токаев, министр энергетики и минеральных ресурсов Владимир Школьник и министр обороны генерал-полковник Мухтар Алтынбаев.
По результатам обсуждения была подписана казахстанско-индийская совместная декларация, в которой отмечается, что народы двух стран имеют давние дружественные связи, особенно в области экономики и культуры. В документе также выражается намерение и дальше развивать сотрудничество по региональным и международным вопросам. В частности, это касается Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.
Выражено было и отношение сторон к современному положению дел в Афганистане, проблемам борьбы с терроризмом. Как отмечается в декларации, Казахстан решительно осуждает террористические акты у парламента Дели, происшедшие 13 декабря прошлого года.
Стоит отметить, что интерес к этому событию в стране очень велик. Ход визита освещают многочисленные индийские СМИ. А одна из ведущих телекомпаний республики — «Уорлд репорт» — взяла у главы нашего государства эксклюзивное интервью, в котором Президент ответил на ряд вопросов, касающихся позиции Казахстана в отношении актуальных региональных и мировых проблем.
Говоря о подходах к борьбе с терроризмом. Нурсултан Абишевич особо подчеркнул, что Казахстан с первых дней поддерживает антитеррористическую коалицию, ведь страшное зло можно уничтожить только общими усилиями. При этом, добавил Президент, ваша страна не ограничивается словами, а помогает коалиции на деле.
Что касается Индии, то для нее проблема терроризма сегодня актуальна как никогда. Террористы уже несколько раз предпринимали попытки дестабилизировать ситуацию в государстве путем организации взрывов у парламента штата в Дели, в результате чего погибли 49 граждан. А вообще, по официальной статистике, только в прошлом году в вооруженных столкновениях в стране пострадало около 3 тысяч человек.
Очередной теракт был совершен совсем недавно — 22 января. В этот день боевики устроили нападение на здание информационного центра посольства США в Калькутте. И сейчас индийские власти предпринимают самые жесткие меры в отношении террористических сепаратистских организаций. Само собой, тема противостояния терроризму стала одной из главных в ходе беседы Нурсултана Назарбаева с премьер-министром Индии Аталом Бихари Ваджпаи. При этом речь опять-таки шла о необходимости объединения усилий всех стран. Неоценимую роль здесь могут сыграть и международные сообщества. Индия высоко оценила инициативу Казахстана по Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и отметила прогресс в деятельности Шанхайской организации сотрудничества, кстати, остающейся открытой для всех желающих вступить в нее либо работать с ней на правах партнеров.
Значительное место во время встречи главы нашего государства с индийским премьером было уделено и вопросам развития торгово-экономического сотрудничества.
Господин Ваджпаи, в частности, выразил заинтересованность в строительстве нефтепровода из Казахстана в Индию. Не оставило его равнодушным и приглашение Н. Назарбаева участвовать в разработке нефтяных месторождений нашей страны. Кроме этого, отмечены перспективы для совместной работы в сфере информационных технологий, оборонной промышленности.
Стороны дали высокую оценку работе межправительственной казах-станско-индийской комиссии, заседание которой прошло накануне визита. Ее участники обсудили возможности совместной деятельности в сфере энергетики, сельского хозяйства, науки у техники, малого бизнеса, развития туризма. В настоящее время особенно успешно действует подкомиссия по науке и технике, работу которой координирует с нашей стороны академик Умирзак Султангазин. Сейчас члены подкомиссии ведут исследования по шестнадцати проектам, касающимся космических и информационных технологий, извлечения золота и редкоземельных металлов, переработки нефтяных фракций и сопутствующего газа, проблем экологии и сельского хозяйства.
Казахстанские ученые хотят использовать опыт своих индийских коллег в решении практических задач, касающихся приема и обработки изображений, получаемых с космических спутников, минимизации вреда, наносимого сельскому хозяйству саранчой, создания информационно-технологического парка в Астане. К слову, его создание Нурсултан Назарбаев назвал одним из самых приоритетных направлений совместной работы.
Индия, по словам У.Султангазина, ежегодно экспортирует продукцию по обеспечению компьютеров на шесть миллиардов долларов США. Почему бы и Казахстану не задуматься об использовании подобного резерва? Ведь нельзя же делать ставку только на природные ресурсы.
Еще одно интересное событие произошло в эти дни в индийской столице. Ректор Евразийского университета имени Л.Гумилева и вице-канцлер делийского университета имени Д.Неру скрепили подписями меморандум о сотрудничестве в подготовке специалистов и проведении научно-исследовательской работы. Студенты и преподаватели нашего вуза уже стажируются в Дели, 47 казахстанцев изучают хинди и урду, и это только начало. По словам ректора ЕНУ Мырзатая Джолдасбекова, он, как тюрколог, хочет привлечь внимание специалистов к совместному изучению трудов правителей Индостана, имевших тюркские корни. Это его желание уже с готовностью поддержано коллегами ученого в Дели. Индийцы пообещали снять копию с «Тарих-и-Рашиди» Мухаммеда Хайдара Дулати и передать ее казахстанскому университету. Визит Президента Казахстана в Индию, считают ученые, послужит импульсом для достижения нового, более качественного уровня контактов.
Научно-информационный фактор во многом определяет на сегодняшний день экономическую ситуацию в Индии, достаточно благоприятную для роста экономики. Развитие информационных технологий для Индии означает то же самое, что и развитие нефтегазовой отрасли для стран Ближнего Востока и региона Персидского Залива. Сегодня Индия получает столь необходимые ей инвестиции в основном благодаря вливанию иностранных денежных потоков в развитие наукоемких отраслей производства.
В 2000 году Индия привлекла зарубежных инвестиций на 4,5 млрд. долларов, что на 14,6% больше, чем в 1999 году (3,95 млрд. долларов). За последние 10 лет в целом общий объем прямых зарубежных инвестиций в экономику страны составил 23,6 млрд. долларов. Причем, основная часть инвестиций направлена на развитие высокотехнологичных отраслей:
- Компания IBM, например, планирует инвестировать в ближайшие годы 100 миллионов долларов в деятельность лаборатории по разработке программного обеспечения, которую она сама же и открыла. Это станет уже 4-м проектом компании в Индии.
- Представители компании AOL объявили о том, что в ближайшие 5 лет объем инвестиций составит более 100 миллионов долларов, которые будут направляться на предоставление услуг интернета в Индии. В 2000 году корпорация уже заключила контракт на распространение продукции компании с крупнейшим индийским провайдером Satyam Infoway Ltd.
- Массачусетский технологический институт (США) совместно с правительством Индии планирует открыть азиатскую медиалабораторию (европейская медиалаборатория МИТ была открыта в 2000 году в Ирландии). В проект, призванный содействовать техническому развитию региона, планируется вложить 500-1000 миллионов долларов в течение 10 лет. Предполагается, что годовой бюджет данной лаборатории в размере 50-100 миллионов долларов превысит бюджеты американской и европейской медиалабораторий.
О значимости Индии для ведущих стран мира в области развития информационных технологий свидетельствует, в частности, ряд следующих фактов: 1февраля 2001 года заместитель председателя совета директоров биржи Nasdaq Альфред Беркли объявил о планах биржи открыть свой офис в технологической столице Индии – городе Бангалоре, поскольку, по его мнению, как настоящий, так и долгосрочный потенциал Индии в области информационных технологий оценивается очень высоко.
Крупнейшая в США рекрутинговая интернет-компания Monster.com объявила об открытии в Индии в ближайшем времени своего филиала по поиску кадров для работы в области информационных технологий и продаж.
Министерство экономики, торговли и промышленности Японии в феврале этого года сообщило о снижении требований к специалистам в области информационных технологий из Индии, желающим иммигрировать в Японию. Если раньше это могли сделать только люди с высшим образованием в области науки и технологии или инженеры с опытом работы более 10 лет, то теперь такая возможность появится у тех, кто прошел квалификационный тест Министерства информационных технологий Индии.
Около 65% программного обеспечения, создаваемого в Индии, продается американским компаниям (вплоть до Cisco и General Electric) при объемах годового экспорта в 4 миллиарда долларов, из которых только на General Electric приходится 150 миллионов долларов, или 4%. Согласно отчету Merril Lynch, в течение ближайших 2-х лет 46% крупнейших корпораций США планируют осуществлять проекты в сфере информационных технологий с участием фирм из Индии, Ирландии и Израиля. Свою программу в области развития передовых технологий Индия разработала еще в 1983 году, сразу же приступив к ее осуществлению. Данная государственная программа нацелена на то, чтобы способствовать разработке технологий, необходимых для превращения Индии в кратчайшие сроки в само обеспечивающуюся и конкурентоспособную страну.
На сегодняшний день развитие информационных технологий стало для Индии приоритетным направлением развития экономики. Для того, чтобы Индия стала мировой супер-державой в этой сфере, государство принимает самые разнообразные меры, в частности, следующие:
- Правительство Индии рекомендовало каждому министерству и департаменту выделять 2-3% от их бюджета на развитие информационных технологий, кроме того, предоставило основные налоговые льготы по сектору информационных технологий: льготы по подоходному налогу организациям и лицам, занятым в исследовательской сфере; облегченные налоговые вычеты на спонсируемую деятельность; освобождение от таможенных пошлин на товары, ввозимые в страну по исследовательским проектам, которые финансируются правительством Индии, другие виды льгот.
- Правительство Индии утвердило создание специального венчурного фонда по информационным технологиям, доли в котором имеют: государство в лице Управления по электронике (30%), Банк Индии по развитию малого бизнеса (40%), финансовые и исследовательские институты, частные компании (30%). Цель деятельности фонда — предоставление финансового капитала и займов для развития информационных технологий (создания специальных структурных подразделений, обучения специалистов) в тех фирмах и компаниях, занимающихся разработкой программного обеспечения, которые работают в сфере малого бизнеса.
- Для развития электронной торговли был разработан специальный указ, обеспечивающий юридическую базу для заключения сделок, произведенных в электронном режиме, предотвращения компьютерных преступлений, т.д. Кроме того, было выдвинуто предложение о признании действительной в юридических документах электронной подписи. Данный законопроект министерство юстиции Индии намерено передать на рассмотрение в парламент.
Налоговая, инвестиционная, торговая политика в области развития сектора электроники в Индии является очень либеральной, в результате чего в стране наблюдается своеобразный информационный бум. Это позволяет правительству практически полностью окупать затраты, вложенные в развитие данного сектора, и, кроме того, получать инвестиции. Так, например, только индустрия по разработке программного обеспечения имела в 1998-1999 финансовом году годовой оборот в 4 миллиарда долларов США и экспорт на сумму 2,6 миллиарда долларов США. К 2008 году правительство планирует экспортировать продукцию программного обеспечения на сумму в 50 миллиардов долларов США.
Индия пытается использовать свое лидерство в области информационных технологий для развития экономики в целом. О значимости данной отрасли индустрии для правительства Индии свидетельствует следующий, достаточно смелый шаг, предпринятый правительством этого государства – группа хакеров в возрасте от 14 до 19 лет, проживающих в разных городах страны, будет теперь консультировать индийский национальный комитет кибер (компьютерных) полицейских, борющихся с компьютерной преступностью.[3]
Безусловно эта сторона развития промышленности Индии не оставлена без внимания лидером Казахстана. Казахстан заинтересован в развитии научно-технического сотрудничества в области высоких медио-компьютерных технологий.
…13 февраля казахстанская делегация во главе с Президентом Нурсултаном Назарбаевым посетила «заповедник средневековья» город Джайпур и «силиконовую долину» — Бангалор, где сосредоточены все крупные местные и международные компании по выпуску компьютерного программного обеспечения.[4]
Заключение
Последние события в мире еще больше усилили геополитические позиции Индии. Разгромлен и сошел с политической дистанции Талибан.
«Россию, Индию и Казахстан, как и другие страны, интересует, куда делась основная часть талибов и террористов группировки «Аль-Каида»». Об этом заявил на пресс-конференции после переговоров в Дели перед отлетом в Кабул министр иностранных дел России Игорь Иванов. «Нам трудно сказать, осталась ли их основания часть, или они уши в другие страны, включая Пакистан». Для международного сообщества «необходимо принять все меры, чтобы не допустить их возрождения», подчеркнул российский министр иностранных дел. Накануне стороны приняли совместное заявление, в котором выражается понимание, в связи с обоснованными требованием Дели к Исламабаду ликвидировать угрозу терроризма, исходящего из приграничных с Индией территорий Пакистана. Москва, Дели и Астана высказались за международный мониторинг государствами своих обязательств по борьбе с терроризмом.[5] А еще совсем недавно часть казахстанских политологов предлагала государственному руководству строить отношения с талибами, как с законным правительством Афганистана.
Успех в войне с Талибаном стал и успехом Дели. Индия — один из спонсоров Северного альянса. К тому же, это успех в традиционном соперничестве с Пакистаном, поскольку Талибан несколько лет был мощным козырем Исламабада. Активный приход в регион США потеснил здесь Китай и открыл новые перспективы для Индии.
Булат Султанов, директор Центра внешней политики и анализа, высказал идею, что конец талибов будет началом газопровода из Центральной Азии в Индию. Пусть не через Афганистан, но, возможно, через Иран и Персидский залив, либо маршрутом Центральная Азия — Китай — Индия при участии России.
Раньше уже был проект газопровода из Ирана в Индию через территорию Пакистана. Но он так и остается нереализованным. В Пакистане, несмотря на возможность многомиллионных доходов от транзита, общественное мнение разделилось. Слишком долго фактически главной государственной идеей Исламабада является «мы против Индии». В индийском обществе противников трубопроводов через Пакистан еще больше, поскольку там опасаются, что деньги от транзита пойдут на поддержку сепаратистов в Кашмире.
Мощный удар по Аль-Каиде стал и ударом по боевикам в Кашмире. Террористическая организация использовалась сепаратистами в идеологической борьбе как пример несокрушимой мощи. После событий последних месяцев террористически ориентированные группы в Кашмире серьезно деморализованы.
Индия интересна Казахстану в плане своих взаимоотношений с Китаем. Дели практически с момента обретения независимости находится в прямых контактах с Пекином и имеет богатый и разнообразный опыт. В Астане существует позиция, согласно которой предлагается связать Казахстан и Китай максимально возможным количеством договоров. Но по информации ряда индийских источников, после подписания договора об ослаблении напряженности на китайско-индийской границе в 1992 году количество провокаций с китайской стороны увеличилось. После ядерного испытания 1998 года они прекратились.
Казахстан, помимо всего прочего, находится в географической вилке между Россией и Индией, которые усиливают свое стратегическое партнерство. В свете борьбы с терроризмом, транспортного коридора Север — Юг, энергетических проектов и проблемы наркотрафика, обращение Дели к Москве в определенной мере подразумевает и обращение к Астане. Особенно, если принять во внимание намерение Казахстана и России идти по пути интеграции.
В любом случае, наработанный Республикой Казахстан и Индией опыт контактов за 10 лет независимости будет только фундаментом для построения взаимоотношений в дальнейшем.
Экономики Казахстана и Индии -взаимодополняющие, Дели — колоссальной емкости рынок для энергоносителей, главного экспортного товара Астаны. Так что при любом раскладе внимательно смотреть на Индостан — это политическая и экономическая необходимость для РК уже сегодня. Завтра данная реальность будет только более ощутимой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Токаев К.К. Под стягом независимости. Алматы. 1997.
- Богатуров А. Синдром поглощения в международной политике //»Pro et Contra». — Москва. — 1999 — Осень. — с. 41
- Хантингтон Самюел П. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка (отрывки из книги)// «Pro et contra». — Москва. — 1997. — Весна. — с.121
- Райс К. Во имя национальных интересов (пер. с англ.) // «Pro et contra». — Москва. — 2000. — Весна. — с. 103-104
- Дружиловский С.Б. Проблема противостояния исламского общества западному влиянию на примере стран Среднего Востока (Иран, Афганистан, Турция). Сб. Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. — М.: МГИМО, 1999. — с. 80-81
- Ќазаќстан сарбазы № 15 от 15.02.2002. В.А. Мельянцев.
- Крупные державы Востока, Запада и Россия: важнейшие тенденции развития на рубеже тысячелетий. Восток. – 1999. — №5. – с.196, 199.
- Наука Казахстана № 20 от 16-31 октября 1998 года
- Время ПО 14 декабря 2001года
- Внешняя политика Казахстана сб. статей Алматы-Москва. 1995
- Габдулина Г. Казахстан и современный мир Алматы. 2001
- Казахстан и мировое сообщество. Алматы 2000
- Новости india.ru — 24 сентября. — 2001.
- Новости экономики. — www.india.ru — 1 февраля, 9 февраля, 25 февраля, 11 марта 2001 г.
[1] Новости www.india.ru — 24 сентября. — 2001.
[2] Новости www.india.ru — 24 сентября. — 2001.
[3] Новости экономики. — www.india.ru — 1 февраля, 9 февраля, 25 февраля, 11 марта 2001 г.
[4]Ќазаќстан сарбазы № 15 от 15.02.2002.
[5] .Интернет сайт http://www.russia-asia.com/ 04.02.02