АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Внешнеэкономическая политика Казахстана

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Глава 1. Внешнеэкономическая политика

государства

 

 

Глава 2. Стратегия внешнеэкономической

политики Республики Казахстан

                2.1 Внешнеэкономическая политика Казахстана в период             

               перехода к рыночным отношениям

         2.2 Внешнеторговые отношения РК

 

 

Глава 3. Экспортно-импортная политика Республики  

Казахстана

        3.1 Экспортная политика Казахстана

        3.2 Импортная политика Казахстана

 

Заключение

 

Список использованной литературы

Введение

 

Современное мировое хозяйство, включающее в себя 188 государственных образований, представляет собой динамический мир, где взаимосвязи ассиметричны, а раз­личные группировки стран втянуты в процесс сотрудни­чества не на равных условиях и не в одинаковой степени.

Начавшаяся с Европейского Союза политика регионализма дала нам понятие, именуемое развитием госу­дарств «на разных скоростях». Это значит, что в конце XX века в условиях развития научно-технического прогресса многие государства, когда-то находившиеся в одинаковом экономическом положении, все больше стали отдаляться друг от друга и по мере своего развития становились при­частными к различным группировкам стран. Такое явление, как увеличение расхождения в скорости развития, было предопределено содержательностью внешнеэкономичес­кой политики отдельной страны, блока стран, а также мно­гими внешними факторами развития мирового хозяйства. Распад СССР, усиление невоенных методов экспансии национальных государств сделали процессы расхождения в скорости все более возрастающими, а их темпы и качество весьма различными. Примерами могут служить Юго-Восточная Азия, Средняя Азия, пространство СНГ, прибалтийские страны. Все это свидетельствует о том, что тот или иной баланс экономических сил на мировой арене в современный век характеризуется наличием не только объективных факторообразующих условий, но и целе­направленной внешнеэкономической политикой. При этом следует отметить, что последняя зачастую уже не дает воз­можности реализовываться многим объективным процес­сам, базирующимся на таких параметрах, как природно-климатические, экономические и другие преимущества стран, а также предреформенное состояние экономики. Многие страны с идентичными характеристиками и уровня­ми развития сегодня можно зафиксировать на разных иерархических уровнях интеграции в международном раз­делении труда.

Вышеотмеченное предполагает, что более целесооб­разно рассматривать внешнеэкономическую политику как вполне автономное явление, поскольку в настоящее время важны не столько межстрановые сопоставления сами по себе, а сопоставления факторов, рычагов, инструмента­рия, обусловившие их те или иные общественные пре­образования, превращающиеся во внешний фактор воз­действия.

В этом плане представляется правомерным мнение Э.П. Бабина о том, что внешнеэкономическая политика — это система мероприятий, направленная на достижение экономикой данной страны определенных преимуществ на мировом рынке и одновременно на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных товаров, откуда сле­дует, что это важнейшее звено внешней, внутренней и эко­номической политики государства. Содержательность внешнеэкономической политики обусловливается приро­дой общественного строя страны и соответственно зада­чами национального хозяйства, а также совокупностью внешних факторов. Органическая взаимосвязь внешне­экономической политики с внешней и внутренней по­литикой страны все более наполняется в своем содер­жании растущим взаимодействием национальной эконо­мики в сложной системе координат мирового хозяйства. Тенденции в мирохозяйственных связях предопределяют следующие цепи модификации: национальная экономика все более втягивается в интернационализированные вос­производственные звенья, превращаясь в их составные части и оказывая воздействие на всю совокупность эле­ментов цепи. Интернационализация экономики прин­ципиальным образом меняет политическую карту мира, зарождая новые экономические границы с собственными национальными интересами, ареалами стратегических целей и схемой интеграционных явлений. Безусловно, такой расклад обусловливает сложную пирамиду, в которой особо выделяются финансово-кредитные и ин­формационные структуры мирового хозяйства. На такой арене функционирует широкий арсенал приемов и правил, норм взаимодействия с внешним миром, при умелом использовании которых возможно разрешение задач без задействования военных, а иногда и дипломатических методов. Комплекс государственных мер, служащих стержнем внешнеэкономической политики, способствует достижению следующих целей:

— созданию условий для доступа и функционирования отечественным производственным звеньям на мировых рынках;

— обеспечению национальным субъектам благоприят­ных условий путем формирования рациональных торговых режимов в отношениях с торговыми блоками, отдельными странами и организациями, а также валютно-финансовых платформ, способствующих урегулированию взаимосвязей с международными финансовыми организациями, страна­ми-кредиторами и дебиторами;

— обеспечению защиты внешнеэкономических интере­сов страны.

При этом следует отметить, что внешнеэкономическая политика играет особую роль в модели экономического развития государства, выполняя функции следующего характера: преобразующую (политика развития отрас­лей, регионов в области ввоза и вывоза товаров, капитала, рабочей силы и т.д.), мобилизующую ( выход, удержание позиций на тех или иных рынках и расширение внешних рынков), балансирующую (национальные интересы в сочетании с интересами блоков стран и т.д.). С этой точки зрения внешнеэкономическая политика позволяет фиксировать ход трансформации моделей развития отдельных стран и определять общие ценности (преодоление проти­воречий внутри страны, адаптация к новому экономи­ческому механизму, к чужеродной неорганичной для дан­ного общества культуре), а также характер методических приемов реализации политики. Несмотря на наличие в эко­номической природе многовидового чуда (японского, германского и т.д.), шкала ценностных ориентиров, задействованность тех или иных инструментов во внешне­экономической политике, ход трансформации полученных результатов позволяют зафиксировать различные сочета­ния национальной специфики с общепринятыми элемен­тами политики и механизмы их реализации.

В период обретения независимости Казахстан, как и другие государства с переходной экономикой нуждается в развитии внешнеэкономической политики, и это играет особую роль, что и является для нашего государства актуальностью данной темы.

Целью данной работы является: раскрыть внешнеэкономические факторы влияющие на развитие внешней экономики республики. С распадом СССР и приобретением независимости Республика Казахстан усиливает экономические связи со странами: СНГ, США, Юго-Восточной Азии, Средней Азии и странами Европейского Союза, что приводит нашу страну в необходимое для нее положение со столь её высочайшим историческим прошлым и безграничными ресурсными запасами.

Глава I. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

Основные направления экономической политики ре­гулируют всю совокупность внешнеэкономической дея­тельности: международное перемещение товаров и услуг, материальных, трудовых, денежных и интеллектуальных ресурсов. Составными элементами ее соответственно яв­ляются внешнеторговая политика, политика в области производственного и научно-технического сотрудничества, валютно-кредитная политика, политика в области инос­транных инвестиций, в сфере передачи технологий и т.д.

Выработка внешнеэкономической политики госу­дарства требует наличия определенной базы:

— соответствующей системы экономических инсти­тутов;

— теоретической базы для формирования внешнеэконо­мической политики, учитывающей национальную специфи­ку государства;

— необходимый уровень демократизации общества, обеспечивающий заслон лоббированию;

— формирование широкой сети национальных рыночных структур, не обеспечивающих тому или иному звену лиди­рующей роли в экономике.

В связи с этим вполне закономерно возникает необ­ходимость выделить общие черты, тенденции международного разделения труда на современном этапе и одновременно отразить формулу успехов и достижений одних стран и упущений других. В итоге, признавая необ­ходимость приведения межстрановых сопоставлений, обя­зательным и дополняющим ее компонентом становится оценка их политики.

Общепризнанно, что внешнеэкономическая политика выполняет две функции, такие, как защитная и нас­тупательная. Такое разделение функций включает широ­кое толкование каждой из них, отдельно взятой. В част­ности, в разряд наступательной политики таких госу­дарств, как США, Китай, могут быть включены экспан­сионистские меры по обеспечению сфер влияния. По от­ношению к другим государствам «наступательная» может означать активизацию наращивания форм сотрудничества наряду с мероприятиями по воплощению в жизнь принци­пов добрососедства и мира. Вполне очевидно, что выб­ранная та или иная модель преобразования экономики го­сударств строилась на одном и том же арсенале элемен­тов внешнеэкономической политики, а различия определя­лись в выборе того или иного количества этих элементов и сочетания стратегий лидирования (высокий процент рабочей силы, занятой в производстве, ведущая роль новейших технологий — «high-trust societies»), дого­няющего развития («low-trust societies»). Две трети населения Китая проживает на селе, а доля рабочей силы, занятой в производственных операциях, невелика. Основ­ной упор делается на западные технологии, которые сосредоточены в относительно примитивном производ­стве, и модернизацию общества с характерной переходной экономикой    смешанного    типа (преобладание фактора использования природных ресур­сов и снятие природной ренты). Проблема состоит в выбо­ре модели преобразования экономической политики, кото­рая обеспечивает стабильность государства, так как любое изменение несет с собой перемену в системе взаимо­связей между странами.

Стратегию Казахстана за годы независимого развития обусловили в определенной мере стихийность и перепады принимаемых мер во внеш­неэкономических связях. Приобретя статус субъекта международных экономических отношении, Республика Казах­стан, как и многие страны СНГ, столкнулась с нормами об­щения, принятыми в процессе всемирного хозяйственного развития, которые требуют определения возможностей его общения с партнерами. Эта составляющая находится в неразрывной связи со следующей, сущность которой заключается в выработке концепции связей национальной экономики с внешней средой. Третья составляющая -возможность  маневрирования  инструментами  миро­хозяйственного общения. Развитие геоэкономики столь динамично и изменчиво, что страна должна предвидеть события и продвигаться по пути достижения мирового геоэкономического равновесия, если не в качестве сильного партнера, то хотя бы избавившись от статуса придатка мирового хозяйства преодолевая формы торго­вой, валютно-финансовой, технической, технологической и т.п. уязвимости.

Глава II. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА

 

2.1 Внешнеэкономическая политика Казахстана в период перехода к

 рыночным отношениям

Становление Казахстана как независимого государства предполагает построение политических и экономических отношений с зарубежными странами, определение места страны в системе мировых хозяйственных связей и международного разделения труда.

До конца 1991 г. Казахстан не имел самостоятельной государственности. Развитие республики осуществлялось в условиях централизованной системы планирования и глубокой интеграции в рамках экономического пространства бывшего СССР. Именно в советский период была осуществлена индустриализация Казахстана и развитие его крупных зерноводческих хозяйств, причем экономика была специализирована на поставках в другие республики СССР топливно-энергетических и минеральных ресурсов, зерна и другой сельскохозяйственной продукции, т.е. носила сырьевой характер. В республике были также построены крупные металлургические заводы для первичной переработки минерального сырья, а также крупные машиностроительные заводы, большая часть которых входила в систему военно-промышленного комплекса СССР.

Распад СССР и разрушение единого экономического и денежного пространства особенно болезненно отразились на экономике Казахстана, во многом обострив спад производства и инфляционные процессы. Казахстан вышел на мировую арену как самостоятельное государство, находясь в состоянии глубокого экономического кризиса. Сложившиеся экономические деформации, полная ориентация всей экономики на пространство бывшего СССР, неадекватность системы экономических отношений внутри республики характеру мировых экономических связей -все это значительно ограничило возможности быстрой интеграции страны в мировую экономику. Кроме того, Казахстан, как страна, не имеющая выходов к морю и имеющая выходы на мировые транспортные магистрали только через постсоциалистические страны с нестабильной экономикой, имел чисто объективные трудности в диверсификации своих экономических отношений.

Экономические реформы, направленные на переход к рыночным отношениям — это объективная необходимость для того, чтобы «вдохнуть жизнь» в экономику путем формирования новой системы стимулов производственной деятельности и ее регулирования. Бывшая централизованно планируемая экономика Казахстана должна претерпеть трансформацию, чтобы стать адекватной системе производственных отношений, сложившихся в мире, и интегрироваться в систему мировых хозяйственных связей, которые регулируются финансовыми потоками, отражающими действие рыночных сил.

Новая внешнеэкономическая политика республики формируется в контексте этих реформ и является их неотъемлемой частью. С одной стороны, переход к рыночными отношениям является необходимым условием вхождения страны в мировой рынок, с другой стороны, развитие внешнеэкономических связей стимулирует развитие рыночных отношений, способствуя созданию конкурентного рынка внутри республики и поступлению конкурентных сигналов к экспортерам, ускоряет процесс монетаризации экономических связей и формирования адекватной финансовой системы, дает мощный импульс процессам разгосударствления и приватизации. Таким образом, главные акценты во внешнеэкономической политике определяются этапами проведения экономической реформы .

На первом этапе необходимо стимулировать воздействие внешнеэкономических связей на ход рыночной реформы и макроэкономическую стабилизацию, что определяет главный курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая политика должна быть направлена также на рационализацию и диверсификацию экономических связей с другими странами, что позволит Казахстану постепенно снизить уровень экономической зависимости от стран бывшего СССР, прежде всего от России, и обеспечить большую устойчивость экономике.

       На втором этапе акцент может быть сделан на продвижение продукции казахстанских экспортеров на мировой рынок, т.е. на повышение конкурентоспособности национальной экономики. Этот этап наступает, когда страна достигает макроэкономической и финансовой стабильности и начинает осуществлять инвестиции в производство.

В прошедшие годы основным содержанием внешнеэкономической политики Казахстана стала либерализация внешнеэкономической деятельности.

До 1993 г. вся внутренняя, межреспубликанская и внешняя торговля регулировалась системой государственных заказов. Экспортные лицензии и квоты распространялись почти на 200 наименований товаров, включая все энергетические ресурсы, черные и цветные металлы, продукты питания, зерно, строительные материалы, широкий спектр промышленных и потребительских товаров. Экспорт стратегических товаров осуществлялся только через монопольные внешнеэкономические структуры. Практически вся торговля со странами бывшего СССР регулировалась двусторонними межправительственными соглашениями и проводилась на клиринговой основе.

Первый значительный шаг в либерализации внешнеэкономической деятельности был сделан в 1993 г., когда число квот было сокращено до 34 наименований, а лицензий — до 61 наименования. Были введены аукционы по продаже экспортных квот и лицензий. Объем межреспубликанской торговли по межправительственными соглашениями сократился на 60%, а систему государственного заказа, обеспечивавшую выполнение соглашений, сменила система государственных закупок, которая более полно отвечала рыночным условиям и формировалась на основе договорных цен. В то же время для выравнивания внутренних и внешних цен на экспортную продукцию были введены экспортные налоги на 145 видов, уплачивавшиеся в твердой валюте, в размере до 30 процентов. Средний размер экспортных налогов составлял 15%. Импортные лицензии распространялись на 5 наименований продукции, импорт облагался налогом в размере от 0,5 до 21% со средней ставкой 13%. Около 26 предприятий пользовались льготами по внешнеэкономической деятельности.

В 1994 г. произошло дальнейшее уменьшение числа товаров, подлежащих лицензированию (до 34 наименований) и квотированию (до 7 наименований), по большинству товаров произошло выравнивание внутренних и мировых цен, что привело к снижению средней ставки налога на экспорт до 7%, причем экспортный налог уплачивался уже в тенге. Были отменены все льготы по налогообложению внешнеэкономической деятельности.

В 1995 г. были отменены все экспортные квоты, отменены экспортные и импортные лицензии, за исключением короткого списка товаров, составленного по соображениям национальной и личной безопасности и здоровья (9 наименований — по экспорту и 11 наименований — по импорту); аннулирована монополия на внешнюю торговлю стратегическими товарами; отменена обязательная продажа валютной выручки экспортеров; запрещена бартерная торговля; приняты меры для расширения биржевой торговли промышленной и сельскохозяйственной продукцией, установлен порядок реализации товаров на экспорт через аукционную торговлю на биржах, а также порядок выдачи товарными биржами сертификатов для таможенного оформления вывозимых товаров.

В январе 1995 г. Россия, Казахстан и Беларусь заключили договор о таможенном союзе. Первый этап — отмена таможенных барьеров между этими странами — был завершен в марте 1995 г. С начала октября 1995г. были введены единые таможенные тарифы. Максимальная ставка экспортного таможенного тарифа была снижена с 30% до 25%, а число товарных групп, облагаемых таможенным тарифом, сократилось с 70 до 27. Значительно снижены ставки импортных таможенных пошлин, хотя перечень налогооблагаемых товарных групп все еще включает 12 наименований.

 

2.2 Внешнеторговые отношения РК.

 

Для усиления контроля за внешнеэкономической деятельностью и исключения случаев недобросовестных сделок в 1995 г. Правительство наметило разработать Законы «Об экспортно-импортных сделках» и «Об экспорте капитала», а также гармонизировать таможенные тарифы с международными нормами. Вывоз зерна, хлопка-волокна, кожсырья, проката черных металлов будет осуществляться при их приобретении или регистрации контрактов по их продаже на республиканских товарных биржах. Вводится совместный банковский и таможенный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта.

Либерализация внешнеэкономической деятельности коснулась не только внутренних процедур, но и доступа на рынки зарубежных стран для казахстанской продукции. Кроме вышеуказанного таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном, в соответствии с которым были отменены все таможенные барьеры на пути продвижения товаров, за эти годы значительно улучшился режим доступа на рынки стран ОЭСР. В отношении Казахстана сняты или снижены многие санкции, применявшиеся к странам с нерыночной экономикой, со стороны стран ОЭСР: дискриминационные тарифы, квоты, изменяющиеся уровни налогообложения, произвольно применяемые схемы лицензирования и другие нетарифные барьеры. Республика получила статус наибольшего благоприятствования на рынках Европейского Союза, Австрии, Скандинавских стран, Канады, США и Японии. В 1992 г. Канада, в 1993 г. ЕС и Австрия и в 1994 г. США включили Казахстан в систему Генеральных преференций. В настоящее время проводится подготовка вступлению Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО), включая Генеральную систему торговли и тарифов (ГАТТ). Вместе с тем, экспорт Казахстана все еще не страдает от антидемпинговых мер, квотирования и других ограничений, поэтому ускорение рыночных реформ и вступление республики в ВТО являются важнейшими задачами для обеспечения выхода на мировые рынки.

Внешнеэкономические связи Казахстана были значительно диверсифицированы. Разрыв хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, обусловленный в первые годы после его распада центробежными тенденциями и нарушением платежного механизма, наряду со многими негативными последствиями имел и положительный результат: вследствие необходимости адаптации к новым условиям и переориентации товарных потоков произошла рационализация хозяйственных связей. Искусственно поддерживаемые плановой экономикой, но не рациональные товарные потоки были переориентированы, а наметившаяся в последние два года тенденция к реинтеграции позволяет восстановить те связи, которые являются взаимовыгодными для стран-партнеров.

В настоящее время Казахстан торгует со 124 странами мира. Значительно изменилась страновая структура внешнеторгового оборота -доля стран СНГ снизилась до 56-60%. Главными торговыми партнерами Казахстана сегодня являются: Россия (40,5% экспорта и 42,6% импорта), Узбекистан (4% экспорта и 6,7% импорта), Украина (2% экспорта и 3% импорта), Кыргызстан (1,8% экспорта и 2,3% импорта), Нидерланды (11% экспорта), Швейцария (5% экспорта и 2,5% импорта), Германия (3,7% экспорта и 6,7% импорта), Китай (6,0% экспорта и 1,2% импорта), Турция (1,6% экспорта и 3,5% импорта), Республика Корея (1,3% экспорта и 1,5% импорта) и США (1,0% экспорта и 2,3% импорта).

Оценивая реальные экспортные возможности Казахстана, приходится констатировать, что в ближайшие годы республика будет выходить на внешние рынки в основном с сырьевой продукцией. Обрабатывающая промышленность республики сегодня неконкурентоспособна, и потребуется время, чтобы провести мероприятия и осуществить инвестиции, которые позволят производить конкурентоспособную продукцию. Такая ситуация обусловлена технологической отсталостью и изношенностью оборудования, несоответствием мощностей предприятий имеющимся ресурсам, высокой энерго- и материалоемкостью производства, отсутствием технологий глубокой переработки, что делает казахстанскую промышленную продукцию неконкурентоспособной даже по ценовому фактору, а также грузом социальных проблем, что также ведет к повышению цен. Если металлургические предприятия республики даже в современных условиях имеют неплохие экспортные возможности, то в машиностроении ситуация исключительно сложная. Здесь главная задача — в кратчайшие сроки провести реформирования предприятий и конверсионные мероприятия, направить интеллектуальный, научный и технологический потенциал военно-промышленного комплекса на цели повышения конкурентоспособности продукции.

Одной из главных статей казахстанского экспорта является нефть. Казахстан входит в число крупнейших производителей нефти в мире, а устойчивый спрос на это сырье на мировом рынке позволяет рассматривать экспорт нефти как важнейший потенциальный источник доходов страны. Однако сегодня возможности экспорта нефти ограничены отсутствием прямого доступа на мировой рынок и зависят от квот, устанавливаемых Россией на транспортировку нефти по ее трубопроводам. Так, в 1999 году квота, установленная Казахстану для транспортировки нефти на рынки дальнего зарубежья, составляла 7 млн. тонн, что, безусловно, гораздо ниже его экспортных возможностей.

Прошедшая недавно реорганизация Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) позволяет надеяться, что вопрос о строительстве экспортного нефтепровода, который позволит транспортировать нефть Тенгизского месторождения на терминалы Черного моря, наконец-то сдвинулся с «мертвой точки». Строительство этого нефтепровода является для Казахстана важнейшим инвестиционным проектом, реализация которого позволит резко увеличить экспорт нефти. Однако в среднесрочной перспективе, до ввода в действие экспортного трубопровода, доходы от экспорта нефти все еще будут ограничены.

В настоящее время важнейшими статьями казахстанского экспорта являются черные металлы, медь и медная продукция. Богатые месторождения с качественными и дешевыми ресурсами создают Казахстану первичные конкурентные преимущества в экспорте этой продукции. Однако, конкурентный потенциал черной и цветной металлургии постепенно подтачивается из-за износа оборудования, отсутствия инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, несоответствия мощностей предприятий рудной базе, повышения стоимости энергоресурсов, отсутствия оборотного капитала. Кроме того, технологическая отсталость производства не позволяет производить продукцию в соответствии с мировыми стандартами. Поэтому недостаточные инвестиции в экспортные производства могут привести к большим потерям в будущем.

Внешнеэкономическая политика должна стать неотъемлемой частью общей политики Правительства, направленной на поддержание макроэкономической стабильности, возрождение производства и оживление инвестиционной деятельности. Необходимо перейти от пассивной к активной внешнеэкономической стратегии, целенаправленно формируя новую товарную структуру экспорта и импорта, принимая меры для продвижения казахстанской продукции на рынки стран дальнего зарубежья и СНГ, предоставляя реальную поддержку экспортерам.

Глава III. Экспортно-импортная политика Казахстана

 

3.1 Экспортная политика Казахстана

 

В настоящее время основные статьи казахстанского экспорта — топливно-энергетические ресурсы и металлы — не нуждаются в специальных механизмах их продвижения на мировые рынки. Здесь поддержка казахстанских экспортеров должна иметь инвестиционную направленность. Необходимо сосредоточить усилия на поддержании и развитии производства в экспортных отраслях. Нефтяные скважины нуждаются в ремонте и новом оборудовании, рудники и металлургические предприятия -в техническом и технологическом перевооружении, поскольку потенциал роста экспорта на существующей производственной базе практически уже исчерпан.

Вопрос об инвестициях стоит настолько остро, что должны быть использованы все возможности привлечения капитала — привлечение прямых иностранных инвестиций путем продажи предприятий или их передачи в управление; привлечение иностранного ссудного капитала на цели инвестирования в экспортные отрасли путем предоставления суверенных гарантий и/или гарантий государственных банков для привлекаемых ресурсов, а также на основе проектного финансирования;

мобилизация внутреннего капитала. Причем эта работа должна носить системный характер. Необходимо разработать концепции приватизации экспортных отраслей, составной частью которых должны стать инвестиционные программы, продумать вопросы о возможности размещения акций предприятий на международных фондовых рынках. Приоритетными должны стать проекты, направленные на производство экспортной продукции высокой степени обработки.

Важной составной частью политики поддержки экспорта должно стать предэкспортное финансирование. Реализация экспортных возможностей казахстанских предприятий сегодня ограничена отсутствием рабочего капитала. Предоставление финансовых ресурсов на эти цели имело бы очевидные выгоды для казахстанских банков — более короткий, в сравнении с инвестиционными проектами, срок окупаемости средств; более надежные гарантии возврата кредитов при наличии контрактов на поставку продукции — и в то же время значительно способствовало бы росту экспорта. Проблема здесь — в дефиците кредитных ресурсов. Решение этой проблемы напрямую связано в проблемой развития финансовой системы республики и капитализацией казахстанских банков.

В настоящее время, вероятно, преждевременно говорить о применении специальных методов развития экспорта, таких как предоставление экспортные кредитов, например. Однако этот вопрос может возникнуть на повестке дня после завершения строительства экспортного нефтепровода. Резкое увеличение возможностей экспорта нефти может привести к оттоку капитала и рабочей силы из других отраслей («голландской болезни») и здесь, возможно .потребуются специальные государственные меры для поддержки производства и экспорта в этих отраслях.

Для Казахстана с его узким и раздробленным внутренним рынком, единственно возможной стратегией развития, позволяющей повысить конкурентоспособность национальной экономики, является стратегия ориентации на развитие экспорта. Импортозамещение должно происходить не вследствие действий Правительства по протекционистской защите рынка, а вследствие формирования рентабельных , конкурентоспособных производств, отвечающих спросу населения.

Стремление оградить отечественных производителей — как правило это предприятия легкой и пищевой промышленности, а также предприятия по производству товаров народного потребления — от конкуренции из-за рубежа ведет к непроизводительным затратам, инфляции, и к дальнейшей деградации этих производств. Более разумной является политика максимального привлечения иностранных инвесторов в эти отрасли путем либерализации условий создания совместных предприятий или допуска иностранных инвесторов к участию в акционерном капитале существующих предприятий.

Во-первых, рынок Казахстана с населением менее 17 млн. чел. и плотностью населения чуть более 6 чел. на кв. км, с точечными рынками, имеющими требовательный и платежеспособный спрос, в основном не представляет стратегической ценности для крупномасштабного производства, ориентированного на спрос населения. Размещая в Казахстане производства такого рода продукции, иностранные инвесторы имеют в виду возможности выхода на масштабные рынки России, Китая и Центральной Азии, используя потенциал Казахстана. Таким образом, речь идет либо о малых предприятиях, либо о предприятиях, ориентированных на экспорт. От первых ограждать внутренний рынок не имеет никакого смысла, а развитии вторых республика напрямую заинтересована.

 

Во вторых, предприятия базовых отраслей промышленности в протекционистской защите не нуждаются, поскольку их основные рынки сбыта находятся за пределами республики. Следовательно, политика импортных тарифов и налогов должна иметь своей целью только сбор доходов в бюджет, но не создание протекционистской системы. Часть импорта, например, инвестиционные товары, а также сырье и материалы для производства экспортной продукции, должны быть максимально освобождены от импортных пошлин и налогов на добавленную стоимость. В принципе, потери которые может при этом понести бюджет страны, могут быть компенсированы увеличением налогов от производства экспортной продукции. В качестве возможных образцов для подражания могут быть рассмотрены возвратные схемы, использовавшиеся в Индонезии, Таиланде и Корее.

 

  1. О состоянии экспорта — импорта на промышленных предприятиях в IV квартале 1998 г. и прогноз на I квартал 1999 г.

Анализируя данные конъюнк­турных опросов промышленных предприятий[1] за I квартал 1999 г., можно сделать вывод, что объе­мы экспортируемой продукции в целом по промышленности рес­публики несколько снизились по сравнению с третьим кварталом. Значительное количество опро­шенных предприятий сообщило об отсутствии экспорта. Так, в от­четном квартале это отметили 64% респондентов, у 6% произо­шел рост против 9% в третьем квартале, увеличилось количе­ство предприятий, снизивших эк­спорт промышленной продукции, — 9% против 6% в третьем кварта­ле, Такое положение связано, очевидно, с негативным влиянием мировой конъюнктуры на состо­яние деловой активности в про­мышленности республики, основ­ные отрасли которой ориентиро­ваны на экспорт(рис. 1-2). Несмотря на сокращение спроса на продукцию металлургии на мировом рынке, увеличилось количество предприятий, ожида­ющих роста экспорта, — 30% в IV квартале против 20% в III кварта­ле. Очевидно, в их числе те, кото­рые стремятся восполнить сто­имостные потери от экспорта за счет увеличения физических объемов. Хотя также отмечается увеличение числа предприятий, снизивших экспорт с 12% в III квартале до 23% в IV квартале.

Ухудшение ситуации на миро­вых рынках по продукции топлив­ной промышленности сказалось на экспорте. Снизилось количество предприятий, увеличивших рост экспорта с 14% в третьем квартале до 7% в четвертом квартале, увеличилось количество предприятий, снизивших экспорт соответственно с 9% до 15%.

Прогнозы экспертов на II квар­тал 1999 г. также довольно пес­симистичны — только 6% участни­ков ожидают роста экспорта против 9% в четвертом квартале, 8% участников ожидают снижения объемов экспорта против 5% в четвертом квартале, свыше 64% не надеются экспортировать свою продукцию.

Прогноз экспертов на II квар­тал 1999 г. по импорту более оптимистичен.

 

 

Увеличилось число опрошенных респондентов, ожи­дающих роста импорта по срав­нению с IV кварталом (6% против 2%). Более трети опрошенных респондентов вообще не предпо­лагают импортировать продук­цию, 19% оставят импорт на том же уровне, а 1% ожидает умень­шения импорта. Таким образом, сальдо положительных и отри­цательных ответов составило положительное число (+5% про­тив -3% в III квартале).

По сравнению с I кварталом вo II квартале 1999 г., по прогно­зам менеджеров, увеличится ко­личество предприятий, ожидаю­щих увеличения импорта капи­тальной и промежуточной продук­ции (по 3%), но на 2% уменьшит­ся количество предприятий, ожидающих увеличения потреби­тельских товаров. Сохранят на том же уровне импорт капиталь­ной продукции 18% респонден­тов, промежуточной продукции -22% и потребительских товаров — 8%. Ни один из опрошенных респондентов не отметил сниже­ния импорта капитальных и по­требительских товаров, и лишь 1% против 5% в IV квартале 1998 г. отметил снижение импорта промежуточной продукции.

Значительное количество предприятий вообще не будет импортировать капитальную про­дукцию — 20% респондентов, про­межуточную продукцию — 18% и потребительские товары — 21% респондентов.

  1. Оценка показателей внешней торговли в IV квартале и январе-декабре 1998 года

По оценке Института эконо­мических исследований, экспорт в IV квартале составил 1,2 млрд. долл. США (67% к IV кварталу 1997 г.), а за весь 1998 г. — 5,9 млрд. долл. США, то есть про­изошло сокращение внешнего спроса на казахстанские товары на 15,9% (табл. 1). При этом че­рез экспорт распределялось око­ло 37% ВВП против 30-33% в про­шлые годы.

Импорт в IV квартале (с уче­том досчетов по неорганизован­ной торговле) составил 1,9 млрд. долл. США (98% к соответствую­щему периоду 1997 г.), при этом несколько снизившись по срав­нению с III кварталом 1998 г. (на 2,4%). В целом за 1998 г, импорт достиг 7,9 млрд. долл. США, со­ставив 47% ВВП.

Сальдо торгового баланса за 1998 г. сложилось отрицательное в размере 1950,7 млн. долл. США, при этом наибольший «вклад» был внесен в IV квартале (-728,3 млн. долл. США) за счет резкого ухудшения условий тор­говли для Казахстана в связи с прокатившейся волной девальва­ций в соседних государствах. С учетом растущего дефици­та по услугам и доходам дефи­цит текущего счета за год достиг 2,6-2,8 млрд. долл. США, то есть примерно 12-13% ВВП. При этом весь запас имеющихся золотова­лютных резервов республики на текущий момент с трудом покро­ет дефицит текущего счета, сло­жившегося в IV квартале, — по­рядка 1,5-1,6 млрд. долл. США, даже если учесть положительное сальдо по счету операций с ка­питалом и финансами.

 

3.2 Импортная политика Казахстана

Продолжается тенденция пе­реориентации товарооборота РК на страны дальнего зарубежья, что подтверждают данные тамо­женной статистики: доля стран дальнего зарубежья в товарообо­роте увеличилась с 51% в 1997 г. до 56,1% в 1998 г. В общем объе­ме экспорта доля стран СНГ су­зилась с 45,4% до 41%. При этом произошло снижение экспорта на 22%.

Основными потребителями казахстанской продукции являют­ся Российская Федерация, Гер­мания, США, Великобритания, Турция, Нидерланды, Швейцария, Италия, Китай и Украина.

Доля стран СНГ в общем объеме импорта сократилась с 54,1% до 47,7% при снижении объемов импорта на 11%.

Основными поставщиками импортной продукции являются Российская федерация, Герма­ния, США, Великобритания, Тур­ция, Республика Корея и Нидер­ланды (табл. 2).

По данным таможенной ста­тистики, наблюдается уменьше­ние товарооборота со странами Таможенного союза. В январе-октябре 1998 г. товарооборот со­ставил 84% к соответствующему периоду прошлого года. Умень­шился товарооборот с нашим основным партнером — Россией -на 17% при снижении экспорта и импорта соответственно на 22% и на 12%, что, очевидно, связано со снижающейся конкурентоспо­собностью казахстанских товаров (по нашим оценкам, более чем на 40%) на фоне девальвации рос­сийского рубля, с одной сторо­ны, и увеличением объема кон­трабандного ввоза, с другой. На 6,5% увеличился товарооборот со странами Центрально-азиатского экономического сообщества, но только за счет включения в со­став ЦАЭС Таджикистана в 1998г., хотя товарооборот с каждой рес­публикой в отдельности падает.

Увеличился товарооборот со странами Европейского союза (108,9% к соответствующему пе­риоду 1997 г.). Основная причи­на — стабильность реальных сек­торов экономики стран ЕС и не­которое увеличение спроса с их стороны на подешевевшее сырье.

Наблюдается тенденция уменьшения товарооборота со странами ОЭС (Организация эко­номического сотрудничества), членом которой является Казах­стан. Товарооборот в январе-ок­тябре 1998 г. по сравнению с со­ответствующим периодом 1997 г. снизился на 9,3%.

Продолжается тенденция снижения объемов торговли со странами Юго-Восточной Азии. Так, товарооборот за январь-ок­тябрь 1998 г. сократился на 37%, причем экспорт снизился значи­тельно — на 45% против 15% сни­жения импорта.

Неблагоприятная мировая конъюнктура продолжает оказы­вать негативное влияние на внеш­неторговую деятельность Казах­стана. Так, по данным таможен­ной статистики за январь-октябрь 1998 г., по сравнению с соответ­ствующим периодом 1997г. на 35% снизился в стоимостном вы­ражении экспорт зерновых, хотя в предыдущие годы наблюдался стабильный рост. Это связано с неурожаем в республике в теку­щем году, а также с финансовым кризисом в России, основным импортером казахстанского зер­на, которой США намереваются оказать большую гуманитарную помощь в виде поставок зерна.

За январь-октябрь 1998 г. экспорт зерна в Россию составил 42% к соответствующему периоду про­шлого года.

В целом практически по всей экспортируемой продукции на­блюдается тенденция снижения экспорта: по данным таможен­ной статистики за январь-октябрь 1998 г., по сравнению с соответ­ствующим периодом 1997 г. в стоимостном выражении снизил­ся экспорт черных металлов на 21%, меди — на 16%, свинца — на 10%, хлопка — на 17%, в два раза снизился экспорт кожевенного сырья.

В рассматриваемый период на 52% снизился экспорт черных металлов в страны Юго-Восточ­ной Азии и в два раза — в Россию. При этом в 1,8 раза увеличился экспорт черных металлов в стра­ны Европейского союза (Герма­ния, Нидерланды, Финляндия).

 

 

Таблица 1

Торговый баланс Республики Казахстан (по кварталам), млн, долл. США

 

 

Всего

Ближнее зарубежье

Дальнее зарубежье

Экспорт (ФОБ)

Импорт (ФОБ)

Торговый баланс

Экспорт (ФОБ)

Импорт (ФОБ)

Торговый баланс

Экспорт (ФОБ)

Импорт (ФОБ)

Торговый баланс

1997 год — всего

7050,7

7792,3

-741,6

3331,2

3834,2

-503

3719,5

3958,1

-238,6

в т. ч. по кварталам:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I квартал

1683,2

1560,5

122,7

800,6

852,4

-51,8

882,6

708,1

174,5

II квартал

1656,8

1958

-301,2

764,8

850,3

-85,5

892

1107,7

-215,7

III квартал

1854,9

2261,3

-406,4

908,9

1111,7

-202,8

946

1149,6

-200,6

IV квартал

1855,8

2012,5

-156,7

856,9

1019,8

-162,9

998,9

992,7

6,2

1998 год — всего

5931,1

7881,8

-1950,7

2496,7

3853,3

-1356,6

3434,4

4028,5

-594,1

в т. ч. по кварталам:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I квартал

1611,2

1792

-180,8

785,1

878,6

-93,5

826,1

913,4

-87,3

II квартал

1643,2

2096,9

-453,7

750,1

1038,7

-288,6

893,1

1058,2

-165,1

III квартал

1432,7

2020,6

-587,9

526,1

969,6

-443,5

906,6

1051

-144,4

IV квартал, оценка

1244

1972,3

-728,3

435

966

-531,0

809

1006

-197,3

1999 год — 1 квартал, прогноз

1150-1250

1500-1650

(-350-400)

414-450

795-874

(-381-424)

836-800

705-776

131-24

Темпы роста, (%) к соответ. кв. предыд. года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 квартал

95,7

114,8

 

 

98,1

103,1

 

 

93,6

129,0

 

 

11 квартал

99,2

107,1

 

 

98,1

122,2

 

 

100,1

95,5

 

 

III квартал

77,2

89,4

 

 

57,9

87,2

 

 

95,8

91,4

 

 

IV квартал, оценка

67,0

98,0

 

 

50,8

94,8

 

 

80,9

101,3

 

 

Темпы роста, % к предыд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кв. текущего года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 квартал

102,0

117,0

 

 

95,5

118,2

 

 

108,1

115,9

 

 

III квартал

87,2

96,4

 

 

70,1

93,3

 

 

101,5

99,3

 

 

IV квартал, оценка

86,8

97,6

 

 

82,8

99,7

 

 

89,2

95,7

 

 

Источник: Данные таможенной статистики Нацстатагентства Республики Казахстан.

 

Таблица 2 Региональная структура внешней торговли Республики Казахстан (нарастающим итогом)

 

 

Удельный вес, %

Янв.-окт. 1997 г. к янв.-окт. 1998 г. (%)

янв.-окт. 1997 г.

ЯНВ.-ОКТ.

1998 г.

Экспорт — всего

в т. ч.

страны СНГ

из них:

Россия

Беларусь

Кыргызстан

Узбекистан

страны ЕС

из них:

Германия

Италия

Нидерланды

Великобритания

Финляндия

США

Япония

страны Юго-

Восточной Азии

из них:

Китай

Южная Корея

страны ОЭС

Импорт-всего

в т. ч.

страны СНГ

из них:

Россия

Беларусь

Кыргызстан

Узбекистан

страны ЕС

из них:

Германия

100,0

 

 

45,4

34,1

0,7

1,1

2,6

26,5

 

5,7

5,6

2,9

8,5

3,0

2,0

1,8

 

11,7

 

7,0

2,2

8,5

100,0

 

54,1

 

45,8

1,4

1,3

1,6

21,1

 

8,4

100,0

 

 

41,1

30,6

0,5

1,2

2,2

32,7

 

5,0

9,4

5,5

9,9

1,7

1,6

0,9

 

7,4

 

6,3

0,7

8,3

100,0

 

47,7

 

40,0

1,5

1,2

2,1

23,4

 

8,8

87,1

 

 

78,8

78,1

55,5

99,1

73,8

107,5

 

76,6

146,8

162,0

100,5

48,6

69,3

41,8

 

54,9

 

77,7

27,6

84,8

100,6

 

88,7

 

87,8

106,1

94,3

126,9

111,6

 

106,1

Италия

Нидерланды

Великобритания

США

Япония

страны Юго-

Восточной Азии

из них:

Китай

Южная Корея

страны ОЭС

1,8

1,6

3,3

4,9

0,7

 

4,6

 

1,1

3,2

8,8

2,0

1,7

4,5

6,6

1,6

 

3,8

 

1,0

2,5

8,7

107,8

106,3

137,6

135,8

240,0

 

84,6

 

89,7

77,6

99,3

 

 

Таким образом, данные теку­щего года показывают сужение рынков сбыта для Казахстана практически во всех регионах мира, концентрацию на рынках стран ЕС. В то же время Казах­стану пока не удается диверси­фицировать более эффективно региональную структуру внешней торговли.

  1. Товарная структура внешней торговли[2] и анализ товарных рынков

Товарная структура казах­станского экспорта за отчетный период продолжает сохранять концентрацию на товарах топливно-энергетического комплекса, неблагородных металлах, продук­ции химической промышленнос­ти. По данным Национального статистического агентства РК, за январь-октябрь на 6% вырос удельный вес минеральных про­дуктов в общем объеме экспорта по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и соста­вил 45% (руды, нефть, нефтепро­дукты, каменный уголь, природ­ный газ). На 1% снизился экспорт металлургической продукции и составил 32%, на 3% снизился экспорт продовольственных това­ров и сырья для их производства и составил 9%, а продукция ма­шиностроения уменьшилась на 1,5% и составила 2% [1].

В структуре импорта на 2% увеличилась доля продукции ме­таллургической промышленности и составила 12%, снизился им­порт продовольственных товаров и сырья для их производства (11%), на 1% снизился импорт машин, оборудования и транспор­тных средств и составил 34%.

Среди основных экспортных товаров республики, охватываю­щих 15 товарных групп, за истек­ший период увеличился вывоз лишь нескольких: нефти — на 4,1 млн. т, меди рафинированной -на 32,4 тыс. т, цинка — на 36,8 тыс. т и свинца — на 12,6 тыс. т. При этом только по нефти удалось компен­сировать стоимостные потери за счет увеличения физических объе­мов экспорта (табл. 3).

Взамен на сырье Казахстан получил на 92,2 тыс. т больше неф­тепродуктов, на 12,9 тыс. т — масел растительных, на 32,3 тыс. т -сахара, включая сахар-сырец, на 9,5% (246,6 млн. кВт/ч) — электро­энергии [2]. При этом стоимостные объемы импорта по этим товарам (кроме электроэнергии) превыси­ли прошлогодние на 10-27%.

Ситуация еще более усугуби­лась в III и IV кварталах, когда сто­имостные потери от снижения экспортных цен уже практически не покрывались увеличением фи­зических объемов экспорта.

В результате структура экс­порта еще более ухудшилась в сторону сырьевой направленно­сти, а экспортная база (весь объем экспортируемой продук­ции) сузилась. Структура и объе­мы импорта товаров не рациона­лизировались и, более того, на­несли существенный урон отече­ственным товаропроизводите­лям, которые еще недавно с большим трудом сумели поднять производство небольшой номен­клатуры продукции на потреби­тельском рынке республики, но в данный момент терпят убытки и склоняются к решению закупать аналогичную продукцию в сосед­них государствах для продажи на внутреннем рынке.

  1. Прогноз объемов внешней торговли на 2000г.

Сложившаяся внешняя и внутренняя конъюнктура позволя­ет сделать следующий прогноз 2000г.

Экспорт оценивается в пре­делах 1150-1250 млн. долл. США, или на уровне 71-77% 1998 г. и 92-100,5% 1998 г. (рис. 3).

Импорт (с учетом досчетов по неорганизованной торговле)

прогнозируется в пределах 1500-1650 млн. долл. США, или на уровне 83-92% 1999 г.

Сальдо торгового баланса в I квартале будет отрицательным в размере 350-400 млн. долл. США

 

  1. Выводы и рекомендации

Подводя итоги, можно сде­лать следующие выводы:

— финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и России резко ухудшил условия торговли для Казахстана. Ситуация пока более или менее выправляется дивер­сификацией региональной струк­туры внешней торговли, что, воз­можно, и эффективно в кратко­срочном плане, но не оставляет гарантий на долгосрочную перс­пективу, поскольку кризис затра­гивает все больше стран и реги­онов. А диверсификация товарной структуры в краткосрочном пла­не невозможна. Ожидать прежних объемов прямых иностранных ин­вестиций также нереально. Меж­ду тем остаются обязательства по внешним долговым выплатам;

— анализ товарных рынков по­казал сужение рынков сбыта ка­захстанской продукции;

— ухудшающаяся конъюнкту­ра мирового рынка ограничивает рост казахстанского экспорта;

— увеличение экспорта за счет экстенсивных факторов не покры­вает потерь от снижения средних экспортных цен. Данная тенденция усилилась в 1998 г. и, очевидно, продолжится;

 

Таблица 3 Экспорт и импорт важнейших товаров Республики Казахстан (нарастающим итогом)

Наименование продукции

1997 г.

10 мес. 1998 г.

Всего

в т. ч. 10 мес. 1997 г.

коли­чество

стои­мость, млн. долл.

уд. вес в общем объеме предыд. года

темп роста к соотв. периоду предыд. года

коли­чество

СТОИМОСТЬ,

млн. долл.

коли­чество

стоимость, млн. долл.

Экспорт — всего

 

 

6366,3

 

 

5216,1

 

 

4543,2

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нефть и газовый конденсат, тыс. т

14900

1540,4

12500,0

1277,2

16600,6

1404,7

30,9

110,0

Уголь, тыс. т

24840

364,9

21200,0

310,7

20487,5

283,5

6,2

91,5

Продукты переработки нефти, тыс. т

1423,7

128,5

1296,9

117.0

904,7

44,8

1,0

38,1

Глинозем, тыс. т

1201,9

149,4

989,0

118,4

530,8

80,0

1,8

67,6

медь рафинированная, тыс. т

287,9

604,7

230,5

500,3

262,9

420,0

9,2

83,9

цинк необработанный, тыс. т

191,2

219,2

136,2

154,0

173,0

148,3

3,3

96,3

Свинец необработанный, тыс. т

77,8

49,5

53,7

35,9

66,3

32,1

0,7

89,4

руды и концентраты хромитовые, тыс. т

579,6

15,7

383,8

10,2

324,9

11,8

0,3

115,7

ферросплавы, тыс. т

609,7

205

546,6

179,3

469,8

184,2

4,1

102,7

прокат черных металлов, тыс. т

2796,2

704,7

2370,1

601,1

1943,3

430,6

9,5

71,8

желтый фосфор, тыс. т

17,6

20

16,6

18,6

3,2

4,8

0,1

25,8

пшеница и меслин, тыс. т

2792,4

430,4

2181,4

350,5

2198,1

231,4

5,1

66,0

хлопковое волокно, тыс. т 1 63,9

 

77,5

40,1

49,1

35,7

41,1

0,9

83,7

шерсть мытая, тыс. т 2,7

 

3,6

2,5

3,2

1,3

1,0

0,0

31,3

газ природный, млн. куб. м

2431,8

20,6

2039,4

15,5

1824,9

20,9

0,5

134,8

Импорт — всего

 

 

4275,1

 

 

3448,1

 

 

3470,5

 

 

 

 

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

продукты переработки нефти, тыс. т

617,9 163,1

 

533,7

136,1

625,9

157,2

4,5

115,5

электроэнергия, млн. кВт/ ч

3457,6

94,2

2595,0

71,0

2841,6

68,6

2,0

96,6

газ природный, млн. куб. м

3003,7

92,3

2567,1

84,5

2434,5

83,9

2,4

99,3

прокат черных металлов, тыс. т

42,3

24,7

35,7

20,8

23,5

13,7

0,4

66,1

медикаменты, млн. долл.

53,2

42,4

52,4

1,5

123,6

карбонаты и пероксокарбонаты, тыс. т

215,2

33,1

179,8

27,7

179,0

21,7

0,6

78,3

машины и оборудование, млн. долл.

 

 

 

 

822,0

23,7

 

 

мясо и субпродукты, тыс. т

34,6

50,8

29,8

44,8

26,8

27,8

0,8

62,1

масла растительные, тыс. т

29,1

21,8

23,5

17,7

36,4

22,4

0,6

126,4

сахар, включая сахар-сырец, тыс. т 229,8

 

92,8

191,2

76,5

223,5

83,9

2,4

109,7

алкогольные напитки, млн. долл.

103,4

83,7

20,8

0,6

24,9

кондитерские изделия, тыс. т

38,1

63,9

29,3

52,7

21,2

22,8

0,7

43,3

телевизоры, тыс. шт.

316,2

77,5

274,5

68,3

64,3

11,9

0,3

17,4

мебель, млн. долл.

49,7

38,4

50,3

1,4

131,2

автомобили легковые, шт.

14409

137,1

12719,0

119,3

7446,0

62,3

1,8

52,2

автомобили грузовые, шт.

1693

38,4

1518,0

34,7

1002,0

23,7

0,7

68,3

 

Источник: Данные таможенной статистики Нацстатагентства Республики Казахстан за 1997-1998 гг., Доклад “О социально-экономическом положении Республики Казахстан” за 1997-1998 гг.

 

— экспортеры скрывают фак­тические доходы, продолжая практику занижения экспортных цен, получив, однако, преферен­ции от государства с мая 1998 г. в виде снижения тарифов на транспорт и электроэнергию. Этот вывод подтверждают и сле­дующие данные. К нелегальной утечке капитала, по нашему мне­нию, можно отнести большую часть статьи «Ошибки и пропус­ки» Платежного баланса РК. По данным Нацбанка, эта статья у нас отрицательная, то есть име­ет место утечка капитала, а ее ди­намика выглядит следующим об­разом: в 1995 г.—106,6 млн.долл. США, в 1996 — -889,8, в 1997 — -990,5 и в I квартале 1998 г. – уже -558,1 млн. долл. США, что со­ставляет почти половину от прошлогоднего объема. Склады­вается опасная тенденция сниже­ния в целом доходов по экспор­ту. Такое изъятие капитала из внутренней экономики показыва­ет, что ожидания инвесторов да­леко не оптимистичны;

при дальнейшем снижении внешнего спроса на казахстанс­кое сырье, подтверждающемся тенденциями, наблюдающимися в мировой экономике, доходы от экспорта сырья могут еще более снизиться. И как только эти до­ходы перестанут покрывать из­держки производства, сырьевой экспортный сектор может резко сократить последнее, что вполне вероятно в силу отсутствия в нем патриотических настроений, по­скольку этот сектор почти уже не принадлежит национальной эко­номике;

снижение доходов экспорт­ного сектора республики, в свою очередь, усугубляет фискальный дисбаланс, поскольку значитель­ные доходы госбюджета поступа­ли из этого единственного ста­бильно работавшего сектора на протяжении, по крайней мере, последних трех лет;

следует учесть, что в Ка­захстане основную часть текуще­го счета (до 45-50%) создает тор­говый баланс, который является пока стабильно отрицательным и сильно зависит от колебаний ми­ровых цен на сырье. При факти­чески жестко управляемом «пла­вающем» валютном курсе, а так­же частично либерализованном счете капитала будет крайне сложно сохранять внешний ба­ланс даже в краткосрочной перс­пективе;

девальвация национальной валюты в небольших масштабах (до 40-50%) не принесет суще­ственных сравнительных преиму­ществ сырьевым экспортерам и создаст для них только кратко­срочный эффект. Однако при су­ществующих структуре и масшта­бах импорта (40-50% ВВП; 45-47% импорта осуществляется че­рез неорганизованную торговлю) может нанести серьезный ущерб населению республики через по­вышение цен и обесценение сбе­режений в национальной валюте. Следует учесть, что при сниже­нии валютного курса тенге подо­рожает импорт, особенно из ЕС (поскольку цены на европейский импортный товар оставались не­изменными). В этих условиях име­ется возможность и необходи­мость быстрого замещения таких товаров отечественными. Вместе с тем, возможно, увеличится про­довольственная зависимость рес­публики в связи с продолжающимся спадом в сельском хозяй­стве;

довольно проблематичным остается поддержание золотова­лютных резервов страны на не­обходимом уровне;

складывается тревожная ситуация с валовым внешним долгом страны, который растет при снижающемся экспорте и, более того, снижении валютных поступлений. Наметилась тенден­ция увеличения внешнего заим­ствования частным сектором (не­финансовые корпорации и банки второго уровня), государствен­ный прямой и гарантированный долг составляет не более поло­вины валового. Хотя параметры долга, по данным НБК, невелики по отношению к ВВП (не более 25%), однако достигают уже 78-80% от экспорта, а его обслужи­вание — свыше 25%. С учетом того, что НБК будет вынужден прибегать к новым займам, воз­можно, уже сейчас необходима превентивная реструктуризация внешних долгов с целью недопу­щения дефолтов;

снижение цен на импорт­ные товары (по данным таможен­ной статистики) не во всех слу­чаях сопровождалось увеличени­ем физического объема импорта товаров. Кроме того, регулиро­вание импорта не стимулировало импортеров получить выгоды от снижения цен на внешних рын­ках за счет увеличения ввоза машин и оборудования. То есть снижение цен на импортные товары не рационализировало структуру импорта, а импорт машин и оборудования даже несколько сократился;

сохранилась тенденция по темпам роста неорганизованных товаропотоков по импортным операциям, что при уменьшении регистрируемых товаропотоков означает увеличение контрабан­ды;

дальнейшая переориента­ция торговли на страны дальнего зарубежья, в первую очередь ЕС, пока выгодна для экспорта казах­станского сырья. Однако необхо­димы более активные действия по диверсификации региональной структуры внешней торговли;

наблюдается тенденция уменьшения товарооборота со странами — участниками интегра­ционных союзов, в которых со­стоит Казахстан (Таможенный союз и Центрально-азиатское эко­номическое сообщество), хотя именно связи в этих регионах в долгосрочной перспективе долж­ны привести к устойчивости ка­захстанской экономики.

В данный момент опасно проводить девальвацию тенге, также как и жестко удерживать обменный курс. Тем не менее не­обходимо ввести комплекс мер для смягчения сложившихся вне­шних условий в краткосрочной перспективе. Среди них:

для увеличения и попол­нения валютных резервов необ­ходимо временно ввести обяза­тельную продажу (до 50%) валют­ной выручки экспортерами, при­чем независимо от видов осуще­ствляемых ими расчетов;

необходимо ограничить спрос на наличную валюту. Для этого нужно пересмотреть мак­симальную сумму, разрешаемую для вывоза физическими лицами, в сторону понижения. Кроме того, ввести налог на покупку налич­ной валюты (проект постановле­ния Правительства прилагается);

НБК должен строго следить за проведением всех денежных операций во внутренней экономи­ке исключительно в национальной валюте;

операции по продаже гос­имущества (резидентам и нере­зидентам) производить исключи­тельно в национальной валюте;

рационально диверсифи­цировать структуру валютных ре­зервов страны с учетом введения с 1 января 1999 г. евро, учиты­вая, что ЕС сейчас является для Казахстана наиболее стабильным рынком;

государство ни в коем слу­чае не должно давать косвенных гарантий через фиксирование обменного курса частному секто­ру при осуществлении последним внешнего заимствования. В этих целях установить налог (или квоту) на краткосрочные кредиты взятые резидентами в иностранной валюте;

постепенно снимать ограничения на присутствие иностранных банков в финансовой системе РК.                  

Одновременно для улучшения условий торговли следует проводить такие меры, как:   

продолжить работу по гармонизации методов государственного регулирования внешней торговли в соответствии с мирохозяйственной практикой и с точки зрения создания отечественного рынка товаров в связь с намерением вступить в ВТО;

продолжать процесс унификации тарифного и нетарифного регулирования стран Таможенного союза и Центрально-азиатского экономического сообщества согласовать защитные меры в краткосрочном плане и выработать единые — для долгосрочной периода;

продолжить работу в рамках СНГ по вопросам урегулирования НДС согласно требованиям международных организаций;

начать работы по заключению соглашений по ценообразованию и маркетингу, прежде всего со странами СНГ и ЕС, дж усиления стабильности существующих торговых связей и поиске новых рынков сбыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для ведения успешной экспортно-импортной политики наше государство со своей внешнеэкономической политикой должна направить усилия на решение следующих задач:

Реинтеграция на новой политической и экономической основе со странами бывшего СССР, восстановление хозяйственных взаимовыгодных связей.

Россия и страны Центральной Азии традиционно являлись, и будут являться основными торговыми партнерами Казахстана. Для Казахстана с его относительно узким внутренним рынком, масштабные рынки соседних государств являются стратегически важными, тем более, что традиционно существовавшие хозяйственные связи, близость структуры производства и территориальная близость облегчают доступ на эти рынки. Кроме того, эти страны являются поставщиками многих видов продукции, необходимой казахстанским предприятиям. Реинтеграция этих стран может значительно повысить конкурентные возможности каждой из них и значительно облегчить выход их на рынки третьих стран.

В прошедшие годы в этом направлении были сделаны серьезные шаги: принят пакет экономических соглашений, на пути товарных потоков сняты все таможенные барьеры. Однако остается, пожалуй, самый серьезный барьер на пути кооперации — проблема платежей. Инфляция и долговой кризис привели к тому, что в экономических отношениях между этими странами стали преобладать бартерные поставки. Стремление стран исключить бартерную торговлю и гарантировать платежи за поставленную продукцию вызвало необходимость осуществление предоплаты за поставки продукции и услуги. В условиях отсутствия у предприятий оборотных средств, неустойчивости курса национальных валют по отношению друг к другу и проблем с конвертацией, система предоплаты становится серьезным препятствием на пути развития торговых отношений.

В этих условиях принципиально важным становится развитие механизмов финансирования торговли со странами бывшего СССР. Аккредитивная форма платежей, уже достаточно развитая в торговле с другими странами, еще не работает в торговле между странами СНГ. Необходимо стимулировать сотрудничество между банками этих стран в сфере торгового финансирования, включая открытие корреспондентских счетов. Низкая капитализация казахстанских банков и проблемы с их ликвидностью являются по-видимому, основным фактором, сдерживающим развитие банковского сотрудничества.2 С учетом этого фактора на первом этапе налаживание такого сотрудничества возможно через государственный банк путем создания специальной государственной структуры, например, специального резервного фонда в Национальном банке или отдельно и подтверждение аккредитивов казахстанских банков в пределах лимита их обязательств, — возможно на базе обязательных депозитов коммерческих банков.

Необходимо также стремиться к снижению регулирования государством межгосударственной торговли стран СНГ. По-прежнему сохраняются двусторонние межправительственные клиринговые соглашения, причем полностью отказаться от таких отношений в ближайшее время вряд ли удастся, особенно в нефтяной торговле с Россией и в экспорте зерна в обмен на поставки газа с Узбекистаном, что связано во многом с отсутствием альтернативности поставок. Тем не менее, там, где это не является жизненно необходимым, такого рода соглашения целесообразно исключить. Даже при наличии государственных обязательств в торговых отношениях, целесообразно делегировать выполнение этих обязательств торговым агентам на конкурентной основе. Во-первых, это заставило бы частные компании конкурировать между собой за право стать агентом Правительства по поставкам, во-вторых, способствовало бы развитию рыночной системы торговли и ее демонополизации.

Доступ на международные рынки.

Важнейшим направлением государственной внешнеэкономической политики должно стать обеспечение доступа на международные рынки для казахстанских экспортеров. Как уже указывалось, экспорт из Казахстана все еще страдает от нетарифных ограничений, устанавливаемых развитыми странами. Поэтому вступление республики во Всемирную торговую организацию является принципиально важным. Проведение либеральной импортной политики во многом должно способствовать успеху переговоров.

Вместе с тем, существуют определенные проблемы в связи с участием Казахстана в таможенном союзе с Россией и Беларусью. В настоящее время этот союз не является достаточно «жестким» — так, Казахстан ввел более низкие импортные тарифы, чем Россия, на автомобили. В двух странах в настоящее время существует различный валютный режим: из Казахстана без декларации разрешен вывоз до 10 тыс. долларов США, тогда как из России — лишь 500 долларов США. Безусловно, это требует усилий по согласованию мер в рамках заключенных соглашений. Тем не менее, все три страны вступают в ВТО как независимые участники, и думается, что заключенный между тремя странами таможенный союз не станет серьезным препятствием на пути заключения этих соглашений.

Развитие финансовых, информационных и коммерческих услуг в сфере международной торговли.

Развитие финансового сектора Казахстана является принципиально важным для улучшения положения в сфере внешней торговли, особенно в деле обеспечения кредитования и платежей.

В настоящее время весьма ограниченное число банков Казахстана используют систему документарных платежей для внешнеторговых операций. Необходимо, чтобы этот вид торгового финансирования получил большее распространение, причем был распространен и на страны СНГ. В то же время на первом этапе целесообразно было бы активизировать этот вид деятельности среди вовлеченных банков и предоставить возможность использования этих механизмов только тем коммерческим банка, которые имеют достаточный уровень ликвидности.

Отсутствие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности значительно снижает конкурентные возможности казахстанских экспортеров, поэтому развитие системы обеспечение информационных и коммерческих услуг является еще одним важным направлением внешнеэкономической политики. Так, например, казахстанские экспортеры часто не располагают информацией о стандартах продукции и о движении цен, что значительно снижает эффективность внешнеэкономической деятельности. Необходимо создать условия для развития отечественных структур по оказанию услуг экспортерам и обеспечить доступ экспортерам к соответствующим зарубежным структурам. Необходимо активизировать деятельность Торгово-промышленной палаты именно в этом направлении, и в то же время создать условия для развития консалтинговых фирм, способных составить ей конкуренцию.

Внешнеэкономическая политика Казахстана в среднесрочной перспективе должна быть направлена на реализацию экспортоориентированной стратегии развития. Достижение макроэкономической и финансовой стабилизации, проведенная либерализация внешнеэкономической деятельности и обеспечение конвертируемости тенге по текущим операциям позволяют перейти к активной внешнеэкономической деятельности, нацеленной на содействие инвестиционной стратегии развития. Основным содержанием внешнеэкономической политики на этом этапе является максимальное использование потенциала уже имеющихся рынков сбыта продукции и продвижение казахстанского экспорта на новые зарубежные рынки. Вместе с тем необходимость наращивания инвестиций в экономику Казахстана требует максимального облегчения импорта инвестиционных товаров. В связи с этим в ближайшие три года возможно увеличение дефицита торгового баланса, что однако необходимо для реализации потенциальных экспортных возможностей республики.

Внешнеэкономическая политика государства должна быть направлена на создание среды, максимально благоприятствующей развитию внешней торговли, в том числе — на стимулирование развития финансовой, информационной и коммерческой инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Adams С. and Wighton D., Producers See Largest Price Fall for 40 Years // Financial Times, 12.98.
  2. Baker, «Policymakers: IMF and G7 Fear World Crisis is Deepening» // Financial Times, 5.10.98.
  3. Luke E., Financial Crisis:Economic Rules Being Rewritten // Financial Times,10.98.
  4. Абрахманов М. Внешнеэкономический режим и его роль в развитии торговли (на примере РК), Алматы, У-т “Туран”, 1997
  5. Аль Пари, 1998, №4
  6. Данные таможенной статистики «Экспорт и импорт Республики Казахстан по товарам и стра­нам» за январь-октябрь 1998 г.
  7. Доклад «О социально-экономи­ческом положении Республики Казахстан» за январь-ноябрь 1998 г.
  8. Ержанов А.Б. Международные экономические отношения. – Алматы.: — У-т “Кайнар”, 1999. – 252 с.
  9. Киреев А. Международная экономика. Ч. 1. Международная микроэкономика. М. , 1999
  10. Мадиярова Д.М. Стартегия формирования внешнеэкономической политики. Алматы: Экономика. – 1999. С. 184
  11. МЭО под ред Рыбалкина В.Е. М., 1999
  12. Темиргалиев Б.Б. Основы внешнеэкономической деятельности Казахстана. Алматы, 1997

 

[1] * Данные сектора конъюнктурных опро­сов Института экономических исследова­ний.

 

[2] * По данным таможенной статистики Нац-статагентства РК за январь-октябрь 1998 г.