Министерство науки и образования Республики Казахстан
Казахский Университет Международных Отношений и Мировых Языков им. Абылай хана
Факультет Международных Отношений
Кафедра регионоведения
Курсовая работа
Внешнеэкономические связи Японии. Влияние японских монополий
Выполнила:
Ким Екатерина
Группа № 315
Проверила:
Шиналиева С. А.
Алматы 2008
План
Введение………………………………………………………………..3
- Восстановление экономики Японии после Второй Мировой Войны. Развитие японских монополий……………………….4
- «Страна монополистического капитализма»…………………5
- «Дзайбацу»………………………………………………………6
3.1 «Хитачи»
3.2 «Сумимото»
3.3 «Мицубиси»
3.4 «Мицуи»
- Внешние экономические связи……………………………………16
Заключение…………………………………………………………….19
Список используемой литературы……………………………………20
Введение
Целью курсовой работы является изучение развития японских монополий, влияние их на экономику и политику государства, а также влияние их на внешнюю экономику страны. Японские монополии занимают весомую нишу в системе международной экономике. Они играют важную роль в торгово-рыночных отношениях. Поэтому изучение их появления, исследование сложной структуры контролирования монополий, является актуальным вопросом в сегодняшнее время. Умение контролировать большое количество дочерних компаний и холдингов, поддержание политики «пожизненного найма», поощрение головными компаниями более мелких, все это складывалось на протяжении многих лет, путем проб и ошибок. В итоге японские монополии представляют собой отдельный мир, играющий большую роль в экономике, политике страны.
Исследованию и изучению экономического аспекта Японии занимались различные авторы. В своей работе я пользовалась трудами таких людей как Пронников В.А., Ладанов И.Д. – «Японцы», Латышев И.А. – «Япония наших дней», Сашин А.П. – «Главный секрет японского экономического чуда», Жуков Е.П. – «История Японии», а также материалами различных журналов и Интернет-сайтов.
В своей работе я рассмотрю историю возникновения монополий, структуру их функционирования, на примере нескольких известных концернов. Кроме того, необходимо уделить внимание внешним экономическим связям Японии, выявить какую роль в них играют монополии.
- Восстановление экономики Японии после Второй Мировой Войны. Развитие японских монополий.
После окончания второй мировой войны и до середины 50-х годов в Японии шел период
восстановления разрушенной войной экономики. В это время политика США в отношении Японии была направлена на восстановление ее промышленного потенциала, были созданы условия для притока иностранного капитала. Японские монополии, опираясь на поддержку американских оккупационных властей, к середине 50-х годов восстановили свои позиции.
С середины 50-х до начала 70-х годов происходило ускоренное развитие японской экономики. В стране начался период экономического подъема. Важным фактором, повлиявшим на развитие промышленности, явился высокий уровень накопления капитала в стране. Широкое использование передовых научно-технических достижений позволило японским монополиям создать крупную индустриальную базу, основой которой стали энергетика, тяжелая промышленность, ведущие отрасли химического производства, модернизированная строительная индустрия. Многие ценные патенты закупались за рубежом, особенно в США и ФРГ. Японский монополистический капитал шел по пути творческого приспособления иностранных новинок к японским условиям. Росту японской промышленности способствовали также изменения в организационной структуре самого производства. В ведущих отраслях на базе новой техники усилились процессы комплексного характера, возросла роль комбинатов[3], соединяющих в одном предприятии разные виды производств, что позволило широко использовать промышленные и сырьевые отходы. Особенно усиленно этот процесс проявился в металлургии, машиностроении, в химической промышленности.
Всевозрастающее место занимала в хозяйстве страны крупная строительная индустрия, ее материально-техническая основа заметно усилилась. Это позволило осуществлять крупномасштабное строительство высокоэтажных зданий на антисейсмическом фундаменте, подводных тоннелей, автострад, электростанций, в том числе атомных, больших портов и аэродромов.
- «Страна монополистического капитализма»
Современная Япония — страна монополистического капитализма, для которого характерна борьба за наиболее выгодные условия деятельности: получение государственных заказов, субсидий и всякого рода льгот.
В отличие от США и стран Западной Европы, где основные средства в расширение производства вкладывают сами предприятия, в Японии преобладает иной путь — использование заемных средств: либо долгосрочных банковских ссуд, либо правительственных кредитов (25% падает на собственные средства и 75% — на заемные). Такое положение могло сложиться в Японии в условиях значительного развития государственно-монополистического капитализма. Весьма важным в деятельности японского монополистического капитала является то, что сфера интересов его ведущих компаний стала выходить за пределы национальных границ: некоторые из этих компаний включились в ряды многонациональных корпораций.
Одна из своеобразных черт японской экономики — сочетание крупных концернов с большим числом мелких предприятий[4]. С одной стороны, здесь действует горстка гигантских монополий, охватывающих почти все области экономической жизни, — банки и страховые компании, внешнюю торговлю, промышленность, строительство, сферу развлечений и туризма и др. Это шесть крупнейших монополий и их банки: «Мицубиси», «Мицуи», «Сумитомо», «Фудзи», «Сан- ва» и «Дай ити кангё». С другой стороны, в Японии существует множество мелких и средних предприятий и масса мельчайших, многие из которых являются субподрядчиками монополий и подвергаются их нещадной эксплуатации.
В политической и экономической жизни страны значительную роль играют организации, созданные деловыми кругами Японии. К наиболее влиятельным среди них относится «Кэйданрэн» — Федерация экономических организаций. В ее состав входят ведущие предпринимательские компании, наиболее мощные региональные объединения районов Оса- ки, Нагой, Ниигаты, Кюсю и других, а также индивидуальные члены — лидеры японской финансовой олигархии. «Кэйданрэн» состоит из большого числа разного рода постоянных комитетов и консультативных бюро. Формально в ее задачу входит разработка экономических рекомендаций для японского правительства[6].
Из других предпринимательских организаций крупного капитала следует назвать созданное в декабре 1975 г. Общество по изучению промышленных проблем. Главная цель этого общества сугубо практическая — установление непосредственных контактов лидеров делового мира с наиболее влиятельными государственными чиновниками.
Большую роль в деле защиты интересов капитала играют два других объединения: Торгово- промышленная палата с ее многочисленными отделениями на местах и представительствами за рубежом, а также «Никэйрэн» — Федерация предпринимательских организаций.
- «Дзайбацу»
Японские корпорации дзайбацу (финансовая клика) оформились и действовали в годы до Второй мировой войны. Структура их была достаточно единообразной. Как правило, каждая дзайбацу имела холдинговую компанию. Контрольный пакет акций этой головной компании принадлежал одной семье (например, Мицуи). Однако в доме Сумитомо, семья которого была малочисленной, практически все акции находились в руках одного человека — главы семьи. Право наследования и управления акциями определелялось положениями семейных уставов, которые имелись практически во всех предпринимательских кланах. Холдинговая компания могла осуществлять руководство только над «дочерними» фирмами, пакетами акций которых она обладала. Но могла и совмещать управление с производственной деятельностью. «Дочерние» фирмы, как правило, имели в своем управлении большое количество «внучатых», для головной компании, предприятий. В некоторых случаях в дзайбацу капитал был переплетен другими, весьма хитроумными способами. Так, семья Номура владела акциями индивидуально или коллективно в разных компаниях одновременно. В некоторых дзайбацу, таких, например, как группа «Ниссан–Хитати–Мангё», капитал был переплетен между составляющими группы еще более хитроумными способами, а управлял группой крупный бизнесмен Аюкава. В таких дзайбацу, как «Нихон тиссо» или «Риккэн», акционеров было много. Руководили ими наемные управляющие или, как в случае погрязшего в хронических долгах «Риккэн», представители банков-кредиторов[1].
Как правило, дзайбацу носили многопрофильный характер, включая в себя предприятия разных отраслей хозяйства. Однако у каждой из них были свои сильные и слабые стороны. Группа «Ясуда», например, известна была своим банком. «Фурукава» и «Кавасаки» — предприятиями тяжелой промышленности. Дом Мицуи традиционно имел сильные позиции в текстильной промышленности и банковском деле. «Нихон тиссо», в основном, действовал в химической промышленности. Каждая из финансовых клик имела значительную долю рынка той или иной продукции, которая для нее была приоритетной. Однако случаи абсолютной отраслевой монополии встречались в Японии нечасто. Так, на долю первой (по объемам производства) десятки компаний приходилось от 10% (производство стали) до 80% (ртуть) общего объема той или иной отрасли. Некоторые группы имели также географические предпочтения. Например, «Ниссан–Хитати–Мангё» занимал значительную долю японского капитала, инвестированного в оккупированную Японией Маньчжурию. Однако для большинства финансово-промышленных групп той довоенной поры зарубежная деятельность носила, можно сказать, «второстепенный», по сравнению с активностью внутри страны, характер. Правда, лидеры того или иного клана могли иметь тесные связи с предпринимателями в других странах — США, Мексике или Германии, — что позволяло им успешно решать коммерческие или технологические задачи.
Каждый из предпринимательских кланов также имел свои слабые места[9]. Так, промышленная группа «Асано» или промышленно-торговое объединение «Окура» не имели собственных банков. В своей деятельности они сильно зависели от кредитов клана Ясуда. А имевшиеся в составах чисто промышленных групп банковские структуры были настолько слабы, что со временем переходили в руки более мощных конкурентов. Так произошло с дзайбацу «Кавасаки», которая уступила свой банк клану Сумитомо. Иногда «сражения» между группами вспыхивали из-за транспорта. Так, в свое время поссорились «Мицуи» и «Мицубиси», поскольку дом Мицуи, который одно время не обладал собственным флотом, считал стоимость фрахта судов Мицубиси сильно завышенной. Слабым местом «Сумитомо» считалось отсутствие в рядах группы сильной торговой компании. Интересы всех предпринимательских кланов, а также государства регулировались через разные отраслевые предпринимательские ассоциации. Дзайбацу имели крайне запутанную систему отчетности, что позволяло крупнейшим предпринимательским семьям Японии руководить по собственному разумению, практически безотчетно.
Связи с государством и политической средой были важным моментом на всем протяжении деятельности японских дзайбацу. В исследованиях американских оккупационных властей, посвященных японским финансовым кликам, содержатся впечатляющие списки фамилий, причастных, одновременно, к тому или иному клану и правительству, а также ключевым министерствам или важным политическим ассоциациям. Эти связи были одним из инструментов взаимного регулирования интересов политической и экономической элиты. Некоторые группы имели особо тесные связи с правительством, поскольку напрямую зависели от него в своей деятельности. Так, в годы подготовки войны и в период войны на Тихом океане сумела значительно нарастить свою производственную мощь группа «Накадзима». Лидеры группы в отдельные годы прямо входили в правительство. А на завершающем этапе войны предприятия концерна, который специализировался на производстве самолетов, были объявлены национальным достоянием и поступили под прямое управление военных властей[10].
После Второй мировой войны японская экономика прошла около пяти стадий развития. На первой, примерно, до 1950 года, были проведены экономические реформы. Дзайбацу были распущены, могущественные семьи лишились своего решающего влияния на экономику страны. Нескольких предпринимателей союзные державы объявили военными преступниками и посадили в тюрьму. К таковым относились Ф. Кухара, Ё. Аюкава, Г. Фудзивара, К. Гоко, С. Икэда и некоторые другие деятели японского бизнеса[11]. Но довольно скоро все обвинения с них были сняты и бизнесменов выпустили из тюрьмы.
Главной целью проводившихся реформ был роспуск дзайбацу. В проскрипционный список американских оккупационных властей попали девятнадцать японских финансовых и промышленных групп. Это кланы Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда, Кавасаки, Асано, Сибусава, Фурукава, Окура, Номура, а также такие «несемейные» концерны, как «Ниссан», «Фудзи» (промышленный), «Риккэн», «Ниппон сода», «Ниппон тиссо», «Хитати», «Нитидэн», «Мангё» (Маньчжурский инвестиционный), «Одзи». Частично это было произведено через ликвидацию головных компаний (холдингов) и распродажу акций. В итоге многие ценные бумаги входивших в дзайбацу компаний оказались в руках новых владельцев.
Однако личные, банковские и производственные связи, которые во многих случаях оказались нетронутыми, позволили новым «вождям» японской промышленности стянуть предприятия старых концернов в единый кулак[6]. Объединяющими субстанциями новых финансово-промышленных групп стали крупные коммерческие банки, например, «Фудзи» (бывший банк «Ясуда»), вокруг которого сформировалась группа «Фуё», или торговые компании, как в случае с «Мицуи». Однако в японской экономике сменился «расклад сил». Например, главенствовавшая раньше по объему богатства группа «Мицуи» ушла в тень таких финансово-промышленных групп, как «Мицубиси» и, позднее, «Дайити кангё». Однако по степени консолидированности капитала и производства лидерство сохранили старые группы. Явным лидером среди них оказалась «Сумитомо». Образования типа «Дайити кангё» и «Санва», предприятия которых были стянуты в единую группу через кредиты, практически не имели единой стратегии развития и носили заметно «рыхлый» характер. Многие их предприятия тяготели сразу к нескольким банкам или торговым компаниям из разных групп. Для послевоенных групп характерно также усиление связей, деловых и технологических, с крупными американскими и европейскими концернами, а также широкая экспансия за рубеж, прежде всего в Восточную Азию, Северную Америку и, позднее, в Европу. Деятельность их, в конечном итоге, можно сказать, приобрела глобальный характер.
Некоторые экономисты полагают, что американцы, распуская дзайбацу, как тесным образом связанные с войной образования (они «оснастили» целых четыре войны), стремились покончить навсегда с японским милитаризмом. Другие считают, что Вашингтон просто пытался избавиться от потен-циально опасных конкурентов в районе Дальнего Востока. Но как только американские власти, почувствовали необходимость в поддержке Японии на мировой арене, монополиям позволили воссоединиться, после чего они «оснастили» еще две войны — корейскую и вьетнамскую. Правда, на сей раз инициатором этих военных столкновений был Вашингтон, а не Токио. Тем не менее, практически все сходятся во мнении, что американские военные заказы сыграли немалую роль в загрузке японских предприятий в период начала и расцвета экономического роста Японии.
Вторая стадия послевоенного развития связана с бурным экономическим ростом, который окончательно вывел страну в лидеры мировой экономики. Бывшие дзайбацу сумели стянуть воедино свои старые предприятия и выстроить новые. Остатки некоторых дзайбацу сгруппировались вокруг крупнейших банков. В итоге в Японии сформировались шесть значительных «старых» и «новых» финансово- промышленных групп: «Дайити кангё», «Мицубиси», «Мицуи», «Санва», «Сумитомо» и «Фуё». Часть предприятий сгруппировалась вокруг Японского промышленного банка, считавшегося проводником государственной политики в промышленности.
Руководство послевоенных групп носило обезличенный характер. В том смысле, что, в отличие от довоенных семей, оно не имело в своих руках титула собственности на предприятия, который дают акции. Уставной капитал основных производственных компаний оказался рассредоточен. Главными акционерами, как правило, выступали члены финансового блока той или иной группы. Такой блок традиционно включал коммерческий и инвестиционный банки, а также страховую компанию или торговые корпорации. Причем большинство долей учредителей не превышало 5% от общего объема акций[17]. Многие вопросы руководство компаний решало через заседания советов директоров предприятий группы. Причем степень влияния этого совета в группах была разной и зависела от степени «рыхлости» объединения. В то же время такие директора-руководители вновь оказались связанными с политическими и бюрократическими кругами, то есть с государством. Новая элита Японии состояла из людей, которые умели согласовывать свои действия, подчиняясь воле государства (бюрократии), коллектива (союзы предпринимателей). В свою очередь политики через финансовые связи научились слушать руководителей частного сектора экономики. Многие эти связи основывались также и на родственных отношениях, на прежних знакомствах, на общности деловых интересов и др.
Внизу, под основными промышленными, финансовыми и прочими корпорациями находилось множество предприятий мелких и средних, связанных с отраслевыми лидерами сложной системой связей. В некоторых объединениях, например, «Хитати», «дочки» тесно слились с головными предприятиями, которые владели контрольным пакетом акций более мелких фирм. Размер этого пакета колебался от 20 до 50%[17]. В других группах предприятия более мелкие, например, просто зависели от заказов более крупных предприятий, не имея друг с другом никаких «капитальных» связей.
Третья послевоенная стадия началась с нефтяного кризиса 1973 года, то есть с внезапного повышения цен на нефть. Японские концерны сумели перестроить свои предприятия и свои структуры с экстенсивного (расширенное потребление ресурсов) на интенсивный путь развития (экономное потребление сырья). На четвертой стадии в 80-е годы они вступили в период «мыльного пузыря», характерного для японской экономики тех лет. Страна занималась спекуляциями на фондовом и земельном рынках. На пятой стадии, в 90-е годы, оба эти рынка рухнули, японская экономика погрузилась в период низких темпов роста, огромной невозвратной задолженности предприятий банкам, дефляции и роста безработицы. Началось также переформирование капитала, перестройка рядов финансово-промышленных групп. Были сформированы четыре крупные финансовые группы: «Токио–Мицубиси», «Сумитомо–Мицуи», «Мидзухо» («Дайити кангё» и «Фудзи») и «Объединенные финансы Японии» («Санва» с более мелкими банками). Сегодняконкуренция за ресурсы и рынки разворачивается между ними.
История Японии показала, что экономический рост возможен как в условиях господства в экономике семейных кланов, так и при размытой системе концентрации капитала. И вопрос об их сравнительной эффективности, видимо, остается открытым. Стоит также добавить, что и в том, и в другом случае финансово-промышленные группы тесно взаимодействовали с государством, которое выступало иногда координатором экономической деятельности частного капитала, иногда — финансовым спонсором частных предприятий и в некоторых случаях — «добрым волшебником», одаривавшим особо «заслуженных» предпринимателей копями, рудниками и целыми заводами, ранее находившимися в собственности властей[12].
Послевоенные группы и экономическую элиту, в отличие от дзайбацу (финансовая клика), экономисты окрестили кэйрэцу, сюдан или дзайкай, в зависимости от типа структуры, в которой расположены очень часто многочисленные предприятия, составляющие группу. Так, кэйрэцу (этот термин возник еще в период Второй мировой войны), скорее можно отнести к связанным технологической или финансовой (такие группы называют «юси кэйрэцу») цепочкой заводам, которые производят широкую номенклатуру продукции, начиная от исходного материала и кончая потребительскими изделиями. Причем иногда сразу в нескольких различных отраслях. Сюдан (этот термин применяется в литературе гораздо реже), в принципе, означает «собранные вместе» предприятия, сгруппированные вокруг банка или иной финансовой организации, торговой или производственной структуры на разнообразных принципах, не всегда связанных с технологиями. Наконец, дзайкай — означает «финансовые круги». Как правило, этим термином обозначают экономическую элиту общества. Однако японская финансово-промышленная группа — понятие несколько более широкое, чем кэйрэцу и сюдан, но ее масштабы скромнее, чем у дзайкай. Такая группа может включать несколько крупнейших компаний, как отраслевых, так и многоотраслевых, которые сами выступают в качестве кэйрэцу.
Сегодня, некоторые экономисты полагают, что уже наступил этап заката финансово-промышленных групп. Или они становятся своего рода реликтами. Отчасти это суждение, видимо, верно, но окончательный диагноз ставить пока рано. В экономике Японии идет процесс перегруппирования. Причем особенно интенсивно в финансовой сфере. Его окончательные итоги пока подводить рано. Чего не скажешь о деятельности дзайбацу[8].
3.1«Хитачи»
ХИТАТИ (ХИТАЧИ) (Hitachi, Ltd.) — одна из крупнейших японских компаний. Основана в 1910 г. Одайрой Намихэй. Входит в число ведущих национальных производителей продукции электронной и тяжелой промышленности и является одной из самых крупных мировых фирм по производству электроники и бытовой техники. «Хитати» является многопрофильной компанией, чьи интересы лежат в разных секторах рынка. Среди приоритетных направлений развития корпорации сегодня развитие химического производства и ведение долгосрочных перспективных разработок в этой области, кораблестроение, производство промышленного оборудования для электростанций, участие в разработке и промышленном производстве компьютеров следующего поколения и т.д. Чрезвычайно активно работает и на зарубежных рынках, а ее акции высоко котируются на различных биржах.
Количество рабочих и служащих, занятых на предприятиях и в научных центрах «Хитати», превышает 67 тыс. чел. Годовой объем продаж корпорации составляет около 7977 млрд. иен (март 1999 г.) [14].
3.2 «Сумимото»
СУМИТОМО (Sumitomo Corp.) — одна из старейших торгово-промышленных корпораций Японии. За свою четырехсотлетнюю историю она играла различную роль в японской экономике, переживала времена расцвета и кризисов, но сумела сохранить прочную финансовую базу и до сих пор остается одной из ведущих финансово-промышленных групп в современной Японии.
История «Сумитомо» уходит своими корнями в XVI–XVII вв. Дом Сумитомо с самого начала своей предпринимательской деятельности был связан с горнорудной промышленностью, в частности с добычей меди. Деятельность дома была разносторонней — торговля, ссудно-кредитные операции.
В период Мэйдзи (1868–1912) «Сумитомо» стал специализироваться на прокате медного листа, производстве стали. Затем были освоены машиностроение и электротехнические отрасли. Концерн «Сумитомо» вошел в тройку наиболее мощных семейных групп дзайбацу.
В годы второй мировой войны число фирм, которыми владел концерн «Сумитомо», увеличилось с 40 (в 1941 г.) до 135 (в 1946 г.). В годы послевоенной оккупации концерн был раздроблен на отдельные фирмы. В 50-х гг. группа «Сумитомо» вновь объединилась. Ей теперь принадлежит около 80 фирм. Финансовым центром группы остался банк «Сумитомо», один из крупнейших в Японии.
Ныне интересы группы «Сумитомо» простираются на металлургию, машиностроение, химию, строительство, фармацевтику, электротехнику, торговлю, страховое дело, операции с недвижимостью и другие отрасли экономики.
В 1998 финансовом году объем продаж корпорации «Сумитомо» составлял 10 461 млрд. иен. В компании работало 5,6 тыс. человек[14].
- «Мицубиси»
МИЦУБИСИ (Mitsubishi Corp.) — одна из ведущих торгово-промышленных фирм мира. Ядро крупнейшей в Японии и одной из самых крупных в мире финансово-промышленной группы с одноименным названием.
Компания первоначально специализировалась на торговле нефтяными и другими энергоресурсами, позже расширила сферу своей деятельности практически на все отрасли тяжелой и средней промышленности. Активно инвестирует капиталы за пределами Японии и работает на биржах Лондона и Парижа.
Годовой объем продаж — 13 683 млрд. иен (март 1999 г.). Количество работающих — 8 тыс. человек[14].
- «Мицуи»
МИЦУИ (Mitsui & Co., Ltd.) — старейший торговый дом в Японии. Его основателем считается Такатоси Хатиробэй. Но первую лавку открыл его отец — Такатоси Сокубэй. Именно он в 1616 г. отказался от самурайского звания и решил заняться торговлей, хотя сословие торговцев находилось на низшей ступени социальной лестницы.
Сокубэй получил самурайское воспитание, был сведущ в поэзии и каллиграфии, но плохо представлял технику торгового дела, где одного желания было мало. И здесь судьба благосклонно улыбнулась ему в лице его жены Сюхо. Она была купеческой дочкой, ее выдали замуж в 13 лет, у нее рано появились дети, однако Сюхо находила время вникать в дела мужа и проявила удивительные деловые качества. Ее житейская смекалка, умение ладить с клиентами, способность находить новые формы обслуживания покупателей, не упускать из виду ни единой мелочи, бережливость сыграли определяющую роль в успешном развитии их семейного предприятия, получившего название «Мицуи».
И после смерти мужа в 1633 г. Сюхо успешно вела дела. Своему младшему сыну Такатоси Хатиробэю (1622–1694), который рано проявил способности к торговому делу, она сама подобрала жену из купеческой семьи.
С 14 лет Такатоси Хатиробэй помогал старшему брату, имевшему в Эдо мануфактурную лавку под названием «Этигоя», а немного позже обзавелся и собственной лавкой с таким же названием. Приобретя опыт, он начал в широких масштабах совершать закладные операции, заведя ссудную лавку.
В 1673 г. Хатиробэй занялся торговлей тканями, и весьма успешно.
1 июля 1876 г. была создана и зарегистрирована фирма «Мицуи и Ко., Лтд.», насчитывавшая в своем составе 16 человек.
В 1868 г. Япония, открывшаяся миру после 200-летней изоляции, начала разворачивать торговлю с другими странами, которую на первых порах вели иностранные компании под контролем японского правительства. «Мицуи» активно включилась в международную торговлю в роли японской частной фирмы. Через десять лет она имела представительства в Шанхае, Париже, Нью-Йорке и Лондоне, которые занимались в основном экспортом риса и угля. Затем к ним добавилась хлопчатобумажная пряжа, более половины общей торговли которой в стране к концу XIX в. приходилось на «Мицуи».
В начале нынешнего столетия в центре внимания компании оказались новые сферы — машиностроение, химическая промышленность и судостроение. Успехи, достигнутые «Мицуи» в этих отраслях, укрепили компанию и позволили ей внести свою лепту в структурную перестройку японской экономики.
Постепенно «Мицуи» становилась действительно универсальной торговой фирмой, масштабы деятельности которой были огромны. К 1937 г. ей принадлежало 9,5% всех выпущенных в стране акций, она стала ядром одной из самых мощных японских финансово-промышленных групп, именуемых дзайбацу. Компания имела около 230 отделений, в том числе свыше 160 — зарубежных.
После поражения Японии во второй мировой войне под давлением американских оккупационных властей крупнейшие дзайбацу были распущены. Торговый дом «Мицуи» оказался раздробленным более чем на 200 самостоятельных фирм, одной из которых стала «Дайити Буссан Ко., Лтд.». Дата ее создания — 25 июля 1947 г. — и считается вторым официальным днем рождения «Мицуи». Связано это с тем, что именно «Дайити Буссан Ко., Лтд.» явилась сердцем новой компании — «Мицуи и Ко., Лтд.», объединившей в 1959 г. большинство самостоятельных фирм, возникших при разделении торгового дома «Мицуи». Это слияние стало возможным лишь после того, как чрезмерно жесткие меры по демонополизации японской экономики были несколько смягчены.
Последовавший затем стремительный взлет «Мицуи» в решающей степени определялся ее неразрывной связью с интересами национальной экономики. В 60-е гг., известные как период высоких темпов экономического роста, «Мицуи» занималась, с одной стороны, поиском и импортом в страну новых западных технологий и сырьевых ресурсов, с другой — экспортом японских товаров. В 70-е гг. компания немало потрудилась над тем, чтобы компенсировать последствия двух «нефтяных шоков», расширив сферу своей деятельности в информатике и других отраслях, способствовавших снижению потребления энергии.
«Мицуи» сегодня — это прежде всего глобальная корпорация. В ее более чем 200 офисах, расположенных почти в 90 странах мира, трудится около 12 тысяч человек, средний возраст которых составляет 38 лет. На экспортные и импортные операции приходится половина всего торгового оборота компании.
Примерно десятая часть всего персонала работает в США. Благодаря сохраняющейся там высокой деловой активности североамериканские филиалы имеют наилучшие показатели. В 1995 финансовом году их торговый оборот составил около 14,9 млрд. долларов из общей суммы в 163,740 млрд. долларов. «Мицуи» в течение вот уже многих лет входит в десятку крупнейших экспортеров американской продукции.
Ключевым «Мицуи» считает для себя китайский рынок. В 1995 г. инвестиции компании в Китае составляли 100 млн. долларов, с ее участием в Китае было создано 70 предприятий. Спектр производимых ими товаров весьма широк: от цемента до пейджеров и пищевых продуктов. К концу века «Мицуи» намерена иметь здесь около сотни предприятий.
Начало своего присутствия в России «Мицуи» относит к 1907 г., когда во Владивостоке было открыто ее торговое представительство. В конце 50-х гг. компания одной из первых в Японии развернула деятельность в бывшем СССР. В 1964 г. она заключила контракт на строительство завода азотных удобрений. Впоследствии ею было поставлено в Советский Союз 32 аммиачных завода, пять нефтехимических комплексов.
В 1975 г. «Мицуи» организовала первый банковский кредит в японских иенах, спустя двенадцать лет — первый долларовый кредит, предоставленный японскими банками. На сегодня ее годовой объем торговли с Россией составляет 750 миллионов долларов.
Торговый дом имеет 520 дочерних фирм, 237 из которых созданы вне Японии. К нему примыкают также 322 ассоциированные компании, включая 152 зарубежные.
Каждая из компаний, входящих в группу, действует самостоятельно. В «Мицуи» полагают, что отличительная черта их группы — сравнительно «мягкие» связи между компаниями.
Годовой объем продаж компании — 13 980 млрд. иен (март 1999 г.). Число служащих — 7,4 тыс. человек[14].
- Внешние экономические связи.
Внешнеторговый оборот Японии в 1980 г. составил 270 млрд. долл. (экспорт 130 млрд. долл., импорт — 140 млрд. долл.). Хртя внешняя торговля имеет большое значение в экономике Японии, ее экспорт составляет лишь 13% валового национального продукта страны.
Наибольший удельный вес в японском экспорте занимают машины, суда и автомобили, электротехнические товары, разного рода механизмы и точные приборы, а также металлы (прокат и металлические изделия).
Важное место в экспорте принадлежит разнообразным химическим товарам. Текстиль, раньше являвшийся основной статьей экспорта, хотя и растет по размерам вывоза, но по стоимости уже не занимает главного места. Однако на мировых рынках роль текстиля Японии по- прежнему велика. Так, например, по экспорту хлопчатобумажных товаров она занимает второе-третье место в мире, по экспорту химических волокон — первое-второе место.
В импорте первое место принадлежит нефти (почти 40% японского импорта) и коксующемуся углю. Велики размеры импорта металлов, металлолома и бокситов.
По-прежнему ввозится большое количество текстильного сырья (хлопок и шерсть) и натурального каучука. Увеличивается покупка строевого леса. Доля промышленных изделий в импорте составляет лишь 23 %.
Ввоз продовольственных товаров увеличился за счет кормового зерна (осо-, бенно кукурузы), затем бобов, сахара-сырца, морепродуктов и рыбы.»
Крупнейшим торговым партнером Японии продолжают оставаться США, даже в условиях значительных американо-японских торговых противоречий. На долю США приходится Уз всего внешнеторгового оборота Японии[2].
В географическом направлении внешней торговли Японии в последние десятилетия произошли изменения. Значительно расширились торговые связи с Южной Кореей и Тайванем, которые стали крупными покупателями самых разнообразных японских товаров. Торговыми партнерами Японии стали «нефтяные» страны Персидского залива — Кувейт, Саудовская Аравия., Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн.
Активные торговые связи сложились у Японии со странами Юго-Восточной Азии — Филиппинами, Малайзией, Таиландом и Индонезией. Эти страны направляют в Японию сырье — нефть, железную руду, бокситы, цветные и редкие металлы, лес тропических пород, а Япония вывозит туда потребительские товары, комплектное оборудование, транспортные средства.
Японо-китайская торговля, игравшая значительную роль в довоенные годы, одно время резко сократилась, но затем вновь стала наращивать темпы, однако к концу 70-х годов приняла неустойчивый характер. Объем торговли достигал почти 5 млрд. долл. Япония вывозит из Китая железную руду, нефть, коксующийся уголь, редкие и цветные металлы, все это правда не в столь значительных размерах. Поставляет туда потребительские товары и промышленное оборудование[2].
В борьбе за новые рынки Японии удалось завоевать значительные позиции в Австралии и Новой Зеландии, расширить торговые связи со странами Латинской Америки (особенно с Бразилией и Венесуэлой) и странами Африки.
Новым явлением в японской внешней торговле является значительный рост торговых операций со странами Западной Европы, в первую очередь с Германией.
Форсированным расширением экспорта Япония стремится покрыть огромные расходы на импорт сырья. Особенно успешно конкурирует Япония по таким товарам, как автомобили, электроника, оптика, фотоаппараты, пластмассы, синтетические ткани, керамика, одежда, обувь. Японские товары выделяются высоким качеством, красивой упаковкой и чаще всего дешевизной, при этом хорошо рекламируются, нередко продаются в кредит. Столь активная торговая экспансия привела, по существу, к слабо замаскированной «торговой войне» Японии с другими капиталистическими странами.
Успешное развитие внешней торговли в немалой степени связано с усилением экспорта японских капиталов не только в развивающиеся страны, но и в промыш-ленно развитые. Экспорт капиталов осуществляется главным образом ведущими японскими монополиями, опирающимися на активную правительственную поддержку.
Первоначально Япония вывозила свои капиталы в слаборазвитые страны и районы Восточной Азии. Позднее наступил этап более активного усиления экспорта капиталов в связи с политикой создания за рубежом сырьевых баз. В странах Южной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки японскими монополиями также создаются предприятия по добыче и первичной обработке различных видов сырья.
Наиболее значительные вложения направляются в Бразилию, Индонезию, Южную Корею, Тайвань, Сянган[3].
Исходя из своих интересов, японские монополии особое внимание уделяют новому строительству, предусмотренному в долгосрочных национальных программах экономически слабо развитых стран, предоставляют кредиты для закупки про-. мышленного оборудования и транспортно-строительных средств, посылают своих специалистов, создают смешанные предприятия, используя дешевый местный труд.
Большая доля экспортируемых капиталов направляется в промышленно развитые страны, где осуществляется скупка ценных бумаг, выпускаемых крупными зарубежными компаниями. В ряде стран (США, Канада, Австралия, Германия, Англия, Франция) японскими монополиями создаются смешанные предприятия[3].
Наряду с развитием торговых отношений было положено начало совместному осуществлению крупномасштабных проектов на компенсационной основе по разработке древесины, угля, по разведке нефти на Сахалине и газа в Якутии. Японской стороной были выполнены заказы по сооружению на Дальнем Востоке ряда промышленных предприятий. Японская сторона приняла участие в составлении проекта постройки крупного Восточного порта вблизи Находки.
Таким образом сложилось новое направление в советско-японских экономических отношениях, основу которых составили крупномасштабные проекты, для осуществления которых ведутся закупки в Японии промышленного оборудования, а оплата кредитов осуществляется путем компенсационных поставок леса, угля и других товаров.
Осуществляются экономические связи между Центросоюзом и кооперативными объединениями западных районов Японии — прибрежная торговля между районами, примыкающими к Японскому морю. Центрами этой торговли стали советский порт Находка и города на побережье Японского моря — Ниигата, Майд-зуру, где сооружены новые причалы для приема дальневосточного леса и других грузов.
Заключение
Подводя итоги всего вышесказанного, можно сделать вывод. История Японии показала, что экономический рост возможен как в условиях господства в экономике семейных кланов, так и при размытой системе концентрации капитала. И вопрос об их сравнительной эффективности, видимо, остается открытым. Стоит также добавить, что и в том, и в другом случае финансово-промышленные группы тесно взаимодействовали с государством, которое выступало иногда координатором экономической деятельности частного капитала, иногда — финансовым спонсором частных предприятий и в некоторых случаях — «добрым волшебником», одаривавшим особо «заслуженных» предпринимателей копями, рудниками и целыми заводами, ранее находившимися в собственности властей.
Сегодня, некоторые экономисты полагают, что уже наступил этап заката финансово-промышленных групп. Или они становятся своего рода реликтами. Отчасти это суждение, видимо, верно, но окончательный диагноз ставить пока рано. В экономике Японии идет процесс перегруппирования. Причем особенно интенсивно в финансовой сфере. Его окончательные итоги пока подводить рано. Чего не скажешь о деятельности дзайбацу.
Со дня принятия решения о роспуске дзайбацу прошло уже 60 лет, начался новый этап в истории эволюции финансово-промышленных групп. Они либо обретут второе дыхание, либо уйдут в прошлое, но, в отличие от своих довоенных прототипов, канувших в Лету под грохот фронтовой канонады, тихо, по-английски.
Возможно, сам вопрос о финансово-промышленных группах сегодня уже имеет чисто риторическое звучание. Сегодня процессы взаимоотношений между японскими корпорациями логичнее рассматривать с другой точки зрения, как вопрос движения капитала, например через слияния и поглощения, с целью достижения максимальной эффективности, то есть прибыльности, его вложений. Или, скажем, с точки зрения таких форм организации и управления капиталом, которые обеспечивают наибольшую отдачу от него.
Список используемой литературы.
- Пронников В.А., Ладанов И.Д. – «Японцы» – 1985
- Латышев И.А. – «Япония наших дней» – 1986
- Сашин А.П. – «Главный секрет японского экономического чуда» – 1998
- Камионко В.Ф. – «Роботы и самураи» – 1997
- Камионко В.Ф. – «Радио и телевидение в современной Японии» – 1997
- Ефимов М.Б. – «Японские вертикали» – 1987
- Жуков Е.П. – «История Японии» – 1939
- АН СССР – «История Японии (1945-1975)» – 1978
- Овчинников В.В. – «Ветка сакуры» – 1975
- Григорьева Т.П. – «Ещё раз о востоке и западе» («Иностранная литература» №7) – 1975
- Афанасьев В.А. – «Старина и современность. Япония наших дней» (газета «Правда») – 24/061979
- Степанчук Ю. – «В ожидании чуда» – 1991
- Соколов А.И. – «Япония и образование» (издательство «Наука» СССР, Институт научной информации по общественным наукам)
- Сайт журанала «Япония сегодня» — www.japantoday.ru/arch/jurnal
- Овчинников В.В. – «Об отношении к работе в Японии» (газета «Московский метрополитен») – 18/05/1994
- Виханский О.С. – «Японские стандарты поведения» (журнал «ЭКО» сибирского отделения АН)
- Медведев Р. – «Японские парадоксы» («Советская Сибирь» №73) – 18/04/1998