АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Внешняя и внутренняя политика Франции конце ХІХ- в начале ХХ вв.

Содержание

 

 

Введение. 3

 

Глава І Внешняя и внутренняя политика Франции конце ХІХ- в начале ХХ вв.

1.1 Колониальная политика Франции в конце ХIХ века. 9

1.2 Захват Турции Египта и Конго …………………………………………..12

 

Глава ІІ Политическая и экономическая обстановка Франции в начале ХХ века

2.1 Экономическое положение и внутренняя политика Франции в начале ХХ века  19

2.2 Политическая обстановка Франции в начале ХХ века. 22

 

Заключение. 30

Список использованной литературы: 32

 

Введение

 

 

Актуальность темы.

В своем историческом Послании народу Казахстана Н.А.Назарбаев отметил, что: «Наши приоритеты во внешней политике остаются неизменными – активная, разносторонняя и сбалансированная внешняя политика, способная противостоять вызовам 21 века и нацеленная на обеспечении долгосрочных национальных интересов». /1/

 В настоящий момент мы уже реально осознали, что Казахстан, наряду с соседними странами, является зоной, где переплетаются не всегда совпадающие интересы мировых держав. Целью  любого сотрудничества является  укрепления  стабильности и повышение благосостояния  народов.

В 1993 году в Алматы состоялось уникальное событие между Правительствами  Республики Казахстан и Французской Республики в области культуры и искусства. Обе стороны взаимно содействовали распространению культуры другой страны путем:

— приглашения художников, скульпторов, архитекторов, работников музеев, композиторов и других деятелей искусства,

— направления молодых артистов для прохождения обучения в высших учебных художественных заведениях другой стороны и молодых специалистов для переподготовки в области культуры,

— обмена документацией и информацией о культурной и артистической жизни.

          Они также содействуют развитию отношений в области киноискусства. С этой целью проводились дни кино, обмен художественными, документальными фильмами и их совместное производство, а также участвовать в международных фестивалях, проводимых на территориях Сторон. В связи с этим было подписано Соглашение между Правительством

________________

  1. Назарбаев Н. А. «На пороге ХХI века». — Алматы,  2000. – С.  39-49

 

 

Республики Казахстан и Правительством Французской Республики в области культуры и искусства. /2/

1992 году был составлен договор о дружбе, взаимопонимании о сотрудничестве между Республикой Казахстан и Французской Республикой.

Республика Казахстан  и Французская Республика   во взаимных отношениях выступает  в качестве суверенных, равноправных государств на основе дружбы, взаимного доверия и тесного сотрудничество во всех областях. /3/

 

 Из всех западных стран, именно с Францией Россия связана с давними и прочными отношениями. Пожалуй, нет в Европе более длительных политических, экономических, культурных и идейных связей, чем связи между Францией и Россией. Российская империя была заинтересована в дружественных политических и торговых отношениях с Францией на основе взаимного уважения суверенитета обоих государств.

          Страны Европы, осуществив модернизацию, получили огромные преимущества по сравнению с остальным миром, который основывался на принципах традиционализма. Это преимущество сказалось и на военном потенциале. Поэтому вслед за эпохой Великих географических открытий, связанных в основном с разведывательными экспедициями, уже в ХII-ХIII веках началась колониальная экспансия на Восток наиболее развитых стран Европы. Традиционные цивилизации в силу отсталости своего развития были не способны противостоять этой экспансии и превращались в легкую добычу своих более сильных противников.

Казахстан развивает со всеми странами дружественные отношения, о чем свидетельствуют слова Н.А. Назарбаева, «Приоритетными направлениями являются развитие сотрудничества с Россией, Китаем, США, Европейским

_________________________

  1. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Французской Республики в области культуры и искусства. 17 октября 1993 г. В кн.: Сборник документов по Международному праву. Т. ІІ. — Алматы, 1998. – С. 478-480
  2. Договор о дружбе, взаимопонимании о сотрудничестве между Республикой Казахстан и Французской Республикой. 23 сентября 1992 г. В кн.: Сборник документов по Международному праву. Т. І. — Алматы, 1998. – С. 73-78

 

союзом», в том числе и с Францией /4/

Практика свидетельствует, что в обществах, социально и политически структурированных, с развитыми демократическими традициями и публичной политикой, к которым относится большая часть стран Западной и Центральной Европы, превалирующее влияние на политическое действие оказывают, как правило, общенародные и социальные групповые интересы и только потом — партийные и личные. Ситуация конфронтации, именно двойственного, а не более взвешенного тройственного и не более кратного выбора характерна для эпохи масс, для ее специфически партийного метода разрешения сложных интеллектуальных и ментальных проблем. Для решения судьбоносных вопросов общественного бытия здесь сколачиваются партии, блоки, лагеря — идея непременно должна овладеть массами, физическая борьба которых определяет исход того или иного решения. 

«Становление капитализма в свою очередь порождало различные классы и новую систему отношений между ними. В условиях развитого рынка, свободной рабочей силы, когда формируются институты гражданского общества, контроль, в том числе классовый, над политическими институтами, государство в значительно большей степени зависит от поддержки населения или, как мы сегодня говорим, от легитимности того или иного решения». /5/

В Юго-Восточной Азии французы захватили большую часть территории Индокитая. Относительную независимость сохранил только Сиам (Таиланд), но и у него была отнята большая территория.

  Первоначально европейские страны не привносили в колонии свойственной им политической культуры и социально-экономических отношений. Сталкиваясь с древними цивилизациями Востока, которые давно выработали собственные традиции культуры и государственности, завоеватели добивались прежде всего их экономического подчинения.

___________________

  1. Назарбаев Н.А. Казахстан на пути ускоренной, социальной и политической модернизации. – Алматы, 2005. – С. 43-50.
  2. 5. Назарбаев Н.А. На пороге ХХI века. — Алматы, – С.  39-49.

 

          Экономическая политика в различных европейских колониях  была в значительной мере схожа. Испания, Португалия, Голландия, Франция, Англия первоначально переносили в свои колониальные владения феодальные структуры. При этом широко использовалось плантационное хозяйство. Конечно, это не были рабовладельческие плантации классического типа, как, скажем, в Древнем Риме. Они представляли собой крупное капиталистическое хозяйство, работающее на рынок, но с использованием грубых форм внеэкономического принуждения и зависимости.

Степень разработанности темы: Социально-политическую  литературу по теме исследования можно разделить на три группы:

Первую группу составляют работы зарубежных  авторов: Р.Ю.Виппер, И. Эренбург, А.З. Манфред «Международные переговоры выступают важнейшим фактором глобального развития мира» /6/

В своих работах они анализируют политику Франции как один из основных субъектов мировой политики.

Вторая группа состоит из работ российских  ученных: Ю.В. Борисов,  Н.А. Крашенников,  О.А. Жидков  «Вопросы истории это прежде всего вопрос о типах цивилизации» /7/

Которые рассматривают историю Франции и основные направления ее политики.

Третья группа состоит из казахстанских ученых: К.К. Токаев, М. Лаумулин  «Мы стремились осознать наши собственные региональные интересы и выработать принципы взаимодействия с соседями и ведущими державами современного мира». /8/

Источниковая база.  Источниковая  база курсовой работы составляют 

____________________________

  1. Манфред А.З. История Франции. Т ІІІ. — М.: Наука, 1993. – 220 с.; Виппер  Р.Ю. История нового времени. — М., 1999. – 310 с.;  Эренбург И. – История Франции   Т. ҮІІІ.  — М., 1996.  – 563 с.
  2. Крашенникова Н.А., Жидкова О.А., История государства и права зарубежных стран. Т ІІ. — М., 1997. — 425с.; Барисов Ю.В. Новейшая история Франции. — М.,  1996. – 350 с.
  3. Токаев К.К. Дипломатия Республики Казахстан. – Астана, 2001. – 213 с.; Лаумулин М. Международные отношения в современном мире. – Алматы 2003. – 250 с.

документы, договора, соглашения, которые были подписаны в республике Казахстан с различными Республиками. Основными видами источников, которые были использованы:

  1. Дипломатические документы.
  2. Исследования, опубликованные в историко-аналитических журналах.

Методологический основа. При написании работы использовались источники публикуемые в новой истории, а так же работы политических лидеров Казахстана, в частности  Назарбаева Н.А.   где он отмечает: «Важно помнить что Казахстан воспринимается в мире как региональная держава, обладающая сильной экономикой и прочными позициями в  международном  сообществе».  /9/

Одним из методологических принципов для автора является историзм, понимаемый как требование рассматривать любой объект, любое историческое явление в движении, становлении и развитии, во взаимосвязи с другими объектами и явлениями. Принцип историзма неразрывно связан с объективностью исторического исследования, с отказом от политизации исторического мышления, абсолютизации значения классовых противоречий. Объективность как теоретико-методологический принцип предполагает преодоление односторонности в оценке социальных групп и политических отношений. Наряду с принципами историзма и объективности важное значение для автора имело использование таких общенаучных методов исследования, как анализ и синтез. При исследовании содержания конституции использовался принятый в юриспруденции метод аналогии. Из специальных исторических методов при написании данного сочинения автор использовал такие методы, как генетический, сравнительно-исторический и метод ретроспекции. Данное исследование построено по проблемно-хронологическому принципу.

Научная новизна  курсовой работы состоит из полной картины внешней политики Франции.

_____________________________

  1. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030. – Алматы, 1997. – 120с.

 

Целью курсовой работы является изучение внешней  и внутреннюю политику Франции в конце Х1Х в начале ХХ века. Для достижения цели перед работой поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть подробно колониальную политику Франции в конце Х1Х века
  2. указать причины ход захвата Францией Египта и Конго,
  3. выявить особенности экономического развития и политической обстановки Франции в начале ХХ века

          Практическая значимость работы заключается в том, что полученная путем исследования теоретического  вывода позволяет глубже понять внешнюю  политику Франции.  

          Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списков  использованной литературы.

Объем работы составляет   33  страниц.

 

Глава І. Внешняя и внутренняя политика Франции  в конце  XIX – в      начале XX вв.

1.1 Колониальная политика Франции в конце ХIХ века

Вторая колониальная империя Франции конца XIX и начала XX века была, отчасти, порождением обстоятельств. Завоевание Алжира было начато Карлом Х накануне своего падения. Во время II Империи индокитайская авантюра началась с инициативы кучки миссионеров, торговцев и морских офицеров. Наконец, великая экспансия в Тунисе, в Марокко и в тропической Африке была предпринята в качестве компенсации за национальное унижение, вызванное потерей Эльзаса и Лотарингии в 1871 году.

Франция использовала главным образом методы прямого правления, с помощью армии и полиции подавляя сопротивление тех, кто не желал мириться с колониальным господством. В то же время она, как и Португалия, проводила в своих колониях политику ассимиляции, в которой в какой-то мере отразились идеи революции 1789 г., провозгласившей равенство жителей метрополии и колоний. Преимуществами ассимиляции пользовались, однако, немногие; например, в Африке в конце XIX начале XX вв. только жители четырёх городов Сенегала, которые имели французское гражданство и могли посылать по одному депутату во французский парламент.

К концу XIX века колониальная проблема во Франции стала весьма актуальной. Утратив во франко-прусской войне Эльзас и Лотарингию, страна должна была как-то реабилитировать себя перед Европой, доказать, что по-прежнему является великой державой. К тому же, захват в Тропической Африке территорий, измерявшихся миллионами квадратных километров, укреплял представления о могуществе метрополии . /1/

В правящих кругах Франции стали обсуждаться перспективы проникновения в Африку южнее Сахары. Через географические общества

  1. Субботин В.А. Колониалистское движение во Франции и Тропическая Африка 1870 — 1918 гг. – М., 1999. — C. 37-60.

 

правительством финансировались и снабжались экспедиции на заморский континент. На книжном рынке появилось немало литературы, пропагандировавшей образ жизни в колониях, туристические журналы были насыщены «экзотической» тематикой. Теперь, когда империя была создана, надо было удержать завоёванные позиции. Чтобы внушить французам чувство превосходства, обосновать их право на завоеванные края по обе стороны экватора, восславить заморские достижения, была тщательно подобрана пропагандистская литература, включая книги, информационные бюллетени, красочные плакаты, марки и открытки.

Первой жертвой французского капитала стал Тунис. Тунис имел немалое значение для борьбы за господство в Средиземноморском бассейне. Еще в 60-х гг. Тунис попал в финансовую кабалу к английскому и французскому капиталу. В 1869 г. тяжелое финансовое положение этой страны привело к организации Международной комиссии тунисского долга, которая в обеспечение уплаты по займам захватила контроль над значительной частью государственных доходов Туниса. В комиссии хозяйничали Французы, англичане и итальянцы – между ними разгоралась ожесточенная борьба. Французские капиталисты получили концессию на телеграф; из-за железнодорожных концессий шла решительная грызня. /2/

После берлинского конгресса французское правительство принялось энергично подготовлять захват Туниса. Французский капитал при содействии дипломатии стремился проникнуть во все отрасли народного хозяйства страны.

Обычным способом проникновения в  Тунис было приобретение иностранным капиталом земли и феодальных прав. Франции очень хотелось полностью захватить Тунис, оккупировав его французскими войсками. Главным препятствием для осуществления этого плана было серьёзное внутренне противодействие в самой Франции. Вся оппозиция – и правая, и левая, и радикалы, и монархисты – сходились на том, что Франция не может

_________________________

  1. Маркова А.Н.  История народного хозяйства. – М., 1995. – С. . 55-100.

отвлекать свое внимание и силы от германской границы. Жюль Ферри,  наиболее энергичный проводник колониальной экспансии и «самый подлый из палачей Коммуны…» по выражению Энгельса, постарался тщательно замаскировать свои действия – изобразил поход на Тунис как мероприятие, совершенно необходимое для безопасности Алжира. Он заявил, что французы должны помочь сохранить порядок и спокойствие на этой территории. Под видом такой «помощи» французский экспедиционный корпус оккупировал важнейшие центры Туниса. Тунисскому бею, в резиденции Бардо, ничего не оставалось как подписать так называемый Бардосский договор в 1881 г. /3/

Над Тунисом был установлен протекторат Франции. Захват Туниса был не только эпизодом борьбы за преобладание на Средиземном море, он оказал влияние и на группировку сил в Европе. Поощряя французское правительство на захват Туниса, Бисмарк совершил ловкий дипломатический маневр. Он вовлек Италию и Францию в ожесточенную борьбу из-за этого куска Северной Африки. Как ни парадоксально это звучит, но, оказывая Франции дипломатическую поддержку против Италии, Бисмарк делал обиженных им итальянцев своими союзниками. Он, можно сказать, пинками загонял мелкого итальянского хищника в свой политический лагерь. В  момент захвата Туниса Французами в Италии стояло у власти министерство Кайроли. Это был яростный поборник присоединения Триесто и Трентино, так называемой «неискупленной Италии», оставшейся под властью Габсбургов. Ненависть к Австрии делала ирредентистов франкофилами: где же, как не в Париже искать поддержки против страны, являвшейся союзницей Берлина?

Незадолго до вторжения французских войск в Тунис Кайроли публично заверял встревоженный Парламент, что никогда Франция не совершит столь «вероломного» акта. Когда же этот шаг был сделан, Кайроли подал в отставку. Уходя, он заявил, что в его лице со сцены уходит последнее франкофильское

министерство в Италии. Конфликт с Францией побуждал Италию искать _____________________________

  1. Мунчаев Ш.М. Из истории мировой цивилизации. — М., 1993. – С. 80-100.

 

сближения с австро-германским блоком.

В результате тайных переговоров Италии с Германией и Австро-Венгрией 20 мая 1882 г. был подписан союзный договор между этими странами, известный под именем Тройственного союза. /4/

Этот договор существовал параллельно с австро-германским союзом 1879 г., направленным против России, и с соглашением трех императоров 1881 г. В совокупности они организовали целую систему союзов, в центре которой стояла Германия.

1.2. Захват Турции, Египта и Конго

Не только Тунис оказался в кабале у французского капитала. Весь бассейн Средиземного моря, включая Испанию и Италию, стал ареной его деятельности

Помимо Туниса, в наиболее тяжелую зависимость от Франции попали страны Ближнего Востока – Египет и Турция.

После банкротства 1875 г. и русско-турецкой войны турецкие финансы пришли в полнейшее расстройство. Турция вторично объявила банкротство. Это позволило банкирам-кредиторам навязать Турции иностранный финансовый контроль.

Два года шли переговоры между Портой и кредиторами. Наконец, в 1881 г. состоялось соглашение. Результаты его были закреплены в т.н. Мухарремском декрете. Сумма внешнего дола Турции была определена в размере 2,5 миллиарда франков. Для обеспечения платежа процентов и погашения капитальной суммы долга было создано Управление оттоманского государственного долга, которое состояло из представителей кредиторов различных национальностей. Французским банкирам принадлежала руководящая роль.

Управлению оттоманского долга был передан целый ряд важнейших источников дохода турецкой казны как, например, поступления от табачной и соляной монополий, часть таможенных сборов, налоги с шелкопрядства и

________________________

  1. Кращенинникова Н.А., Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. Т ІІ. — М., 1997. – С. 102-140.

рыболовства, гербовый сбор и прочее. Из одного этого перечня ясно, какое влияние могло оказывать Управление долга на оттоманское правительство. Французский капитал занимал господствующее место и в Оттоманском банке и в Управлении табачной монополией.

Мухарремский декрет был крупным шагом на пути превращения Турции в полуколонию европейского капитала. Это превращение облегчалось режимом капитуляций и усугублялось многочисленными концессиями, принадлежащими иностранным капиталистам.

Наряду с Константинополем и проливами важнейшим объектом в борьбе за господство на Средиземном море и над путями из Европы в Индию был Египет. До второй половины 70-х годов в Египте властвовал французский капитал, а вместе с ним и преобладало и политическое влияние Франции. Следует помнить, что англо-французское соперничество в Египте и особенно постройка французами Суэцкого канала обеспечили Германии благожелательный нейтралитет Англии во франко-прусской войне. Правда этих факторов оказалось недостаточно для того, чтобы Англия вторично заняла такую же позицию в дни военной тревоги 1875 г. И все же именно с этого года Англия начала решительную атаку на Египет в целях вытеснения французского влияния и подчинения себе этой страны, прикрывающей подступы к Суэцкому каналу.

Для этого в Египет была отправлена миссия во главе с генеральным казначеем Кейвом обследовавшей с согласия египетского хедива финансы египетской казны. Французское правительство, обеспокоенное вмешательством Англии присылает в Каир своего финансового уполномоченного. В ответ на это английское правительство прибегло к шантажу и угрозам опубликования доклада Кейва о плачевном состоянии финансов. /5/

Однако такая политика не увенчалась успехом и хедив решается ускорить переговоры с французскими банкирами. В мае 1876 г. было достигнуто соглашение об организации в Египте института международного финансового

______________________________

  1. Манфред А.З. История Франции. ТІІІ. — М.: Наука, 1993. — С. 68-98.

контроля, так называемой кассы египетского государственного долга и о консолидации египетских займов. Тем не менее, в ноябре 1876 г. хедиву были навязаны два советника: англичанин и француз. Первый контролировал доходы, второй расходы египетской казны.

С этого момента начинается полновластный англо-французский финансовый контроль в Египте.

Система англо-французского контроля на практике свелась к вымогательству последних средств страны для своевременной оплаты купонов. В 1877 г. из 9,5 миллиона фунтов государственного дохода Египет истратил 7,5 миллиона на уплату по иностранным кредиторам. За вычетом дани султану и выдачи дивидендов по акциям Суэцкого канала на все нужды страны оставалась около 1 миллиона фунтов, лишь немногим более 1% бюджета.

Страну грабили самым беспощадным образом. По поводу двойственного контроля египтя­не горько шутили: “Вы видели когда-нибудь собаку и кошку, ведущих вместе мышь на прогулку?” /6/

Тяжелое положение Египта было использовано англо-французскими банкирами для дальнейшего подчинения страны. В августе 1978 г. администрация Кассы заставила хедива создать новое министерство во главе с Нубар-пашой. При этом на ряд министерских постов были назначены иностранцы. Связанная с банкирами и прежде всего с Ротшильдами английская и французская печать мотивировала создание министерства интересами страны. Она утверждала, что все финансовые злоключения Египта проистекают из самодержавия хедива и что для устранения их необходимо создать «ответственное министерство». Эта либеральная фразеология была всего лишь маскировкой.

Весь план создания министерства Нубара был придуман англичанами. Его автором был вице-председатель Кассы сэр Риверс Вильсон, который предполагал ввести в министерство только одного иностранца, а именно самого себя. Он предназначал себе портфель министра финансов. Но французы сумели

  1. Эренбург И.История Франции Т ҮІІІ. — М., 1996. – 563 с.

расстроить планы Вильсона добившись того, что министром общественных работ был назначен француз. Кроме того, в кабинет Нубара вошли один австриец и один итальянец. Таким образом, благодаря изворотливости французской дипломатии препятствия на пути захвата Египта Англией еще умножились.

18 февраля 1879 г. в Каире египетские офицеры остановили карету Нубар-паши, когда он ехал вместе с Вильсоном, оба были арестованы. Возмущение офицеров отчасти было вызвано тем, что стремясь сохранить больше денег для удовлетворения кредиторов, Нубар сократил штаты армии и многих военнослужащих уволил в отставку.

Нубар и Вильсон были освобождены только благодаря вмешательству хедива. Тем не менее кабинет Нубара был уволен, включая и министров-иностранцев. Так закончился в феврале 1879 г. первый опыт иностранного контроля на Египтом, установленный в 1876 г. /7/

Возмущению банкиров и капиталистической прессы не было пределов. Однако английское правительство не было недовольно: оно полагало, что с удалением министерства Нубара открывается простор для самостоятельных действий Англии в Египте.

Наоборот, французское правительство было крайне встревожено, заинтересованных банкиров охватило смятение. Чтобы оказать давление на Египет, парижский Ротшильд отказался выплатить египетской казне остаток по последнему займу, реализованному еще при Нубаре. Этот остаток предназначался специально для удовлетворения претензий держателей краткосрочного египетского долга. Среди последних было много немецких капиталистов, в числе которых оказался и личный банкир Бисмарка Блейхредер Бисмарк немедленно обратился к хедиву с резким протестом. Он был поддержан и австро-венгерским правительством. Таким образом Англия оказалась изолированной: перед ней образовался единый фронт – Франции,

____________________________

  1. Субботин В.А. Колониалистское движение во Франции и Тропическая Африка 1870 — 1918 гг. — М., 1999. — C. 37-67.

 

Германии и Австро-Венгрии. Отстаивая интересы Блехредера и германских капиталистов, Бисмарк преследовал и политическую цель: по своему обыкновению, он стремился втянуть Францию в осложнения с Англией.

Английское правительство не решилось выступать одно против всех. Хедива принудили отречься от престола 26 июня 1879 г. Вместо него хедивом был провозглашен его сын Тевфик. Его тут же заставили восстановить двойственный англо-французский контроль с обязательством не увольнять иностранных финансовых комиссаров иначе, как с согласия их правительств.

Результатом восстановления иностранного режима в Египте явилось дальнейшее разорение страны и новое национальное восстание, 9 сентября  1881 г., под руководством полковника Ахмета Араби. националисты добились того, что хедив, хотя и против воли, подчинился их влиянию. Таким образом, временно восторжествовала политика, враждебная иностранным контролерам и стоявшей за ними международной бирже.

События в Египте совпали с приходом к власти во Франции кабинета Гамбетты. Последний предложил правительству Гладстона сделать хедиву совместное представление и предостеречь его против попыток изменить установленный в Египте порядок вещей. Гамбетта предполагал, что в случае невыполнения хедивом этих требований должны последовать «меры принуждения» в виде англо-французской военной интервенции. Но нарастала также угроза от образовавшегося Тройственного союза. И силы Франции могли понадобиться ей в Европе. Это было тем более очевидно, что и Бисмарк вдруг перешел  в египетском вопросе на сторону англичан. Он учел, что в изменившейся обстановке именно такая позиция должна способствовать углублению англо-французского антагонизма, а это составляло главную задачу всей египетской политики германского канцлера.

В Константинополе была созвана конференция послов. И пока разыгрывалась эта дипломатическая комедия в Египет нарастало национально-революционное движение. Одновременно на александрийском рейде бросили якорь английские и французские корабли, под предлогом защиты иностранных подданных.

12 июня вспыхнуло восстание в Александрии, направленное против иностранцев – было убито около 50 подданных различных европейских держав. Ожидая интервенции, египетское правительство стало укреплять Александрию с моря. Командир британской эскадры адмирал Сеймур сообщил об этом своему правительству и 3 июля получил приказ потребовать прекращения фортификационных работ. В случае необходимости ему предписывалось разрушить уже возведенные укрепления. Формы  английского правительства сочла нужным предложить Франции принять участие в этом выступлении. У власти в это время находился уже не Гамбетта, а Фрейсинэ. Он отказался от вооруженного выступления против Египта, опасаясь оппозиции палаты, в которой преобладало мнение, что Франция не должна отвлекать свое внимание от лотарингской границы. Французские корабли получили приказ покинуть Александрию. 10 июля Сеймур вручил ультиматум египетским властям, а 11-го в 7 часов утра началась бомбардировка укреплений и самого города, который вскоре оказался объятым пламенем. 13 июля последовала высадка десанта и через несколько месяцев весь Египет был оккупирован Англией. Планы Англии имели дальний прицел – захват Судана. Но там, как оказалось, им  был никто не рад. В начале 1885 г. восставшие туземцы, руководимые вождем, известным по имени Мхади, истребили в Хартуме английский отряд во главе с генералом Гордоном.

Как мы уже отмечали, французское правительство не решилось помешать Англии высадить десант в Александрии. Однако оно неустанно противодействовало англичанам через Кассу египетского долга, пользуясь своим влиянием на египетские финансы. В общем итоге захват Египта чрезвычайно обострил англо-французские отношения, к величайшей радости Бисмарка, никогда не забывавшего 1875 года, когда он на мгновение оказался перед грозным фактом англо-франко-русского сближения.

В конце XIX — начале XX вв. Франция и Бельгия, эти вечные соперники, несмотря на сходство культур и общность языка, не были, как известно, единственными колониальными державами. Каждая по-своему пыталась опередить своих конкурентов, хотя «захват территорий в других материках отвечал не столько внутренним потребностям европейских народов, сколько денежной жадности руководящих кругов в европейских державах». /8/

Борьба великих держав за раздел Африки не ограничилась северной частью материка. В 1876 г. бельгийский король Леопольд II создал Международную ассоциацию для исследования и цивилизации Африки. Истинная же цель была захват бассейна реки Конго.

Однако у него нашлись конкуренты в лице французского правительства, также решившего наложить руку на богатства Центральной Африки. На нижнее Конго была послана экспедиция во главе с морским офицером де Браза, который основал ряд французских укрепленных станций.

Видя, что Франция и   Бельгия близки к тому, чтобы захватить все Конго, английское правительство в начале 1884 г. заключило договор с Португалией, по которому признавало ее «права» на устье Конго. Иными словами Англия передавала устье Конго, основной торговой артерии Центральной Африки, в руки державы, еще с XVII века являвшейся ее спутником. /9/

В это время во Франции вторично пришел к власти Жюль Ферри, который уже провел захват Туниса. Он заявил протест против англо-португальского договора. Англо-французские противоречия перебрасывались, таким образом, и в Центральную Африку, что не могло не разжечь еще большие противоречия между этими странами.

 

 

 

___________________________

  1. Виппер Р.Ю. История нового времени. — М., 1999. — 175с.
  2. Кращенинникова Н.А., Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. Т ІІ. — М., 1997. – 169с.

 

Глава ІІ. Политическая и экономическая обстановка Франции  в начале ХХ века 

2.1.          Экономическое положение и внутренняя политика Франции  в начале ХХ века

Франция в конце XIX — начале XX вв. остава­лась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и мелкие предприя­тия первенствовали перед крупной фабрикой. Банков­ский капитал, проценты на банковские вклады, мелкая собственность — движимая и недвижимая — харак­терные черты французской экономики. В 1869 г. на­селение Франции было равно 38,4 млн. человек, в 1903 г. — 39,1 млн., в 1906 — 39,25 млн. чел. Из этого числа в первые годы XX в. самостоятельных ра­ботников (зарабатывающих самостоятельно) было 15, 8 млн. чел. В свою очередь из этих 15,8 млн. чел. про­мышленных рабочих было 6,8 млн. /1/

В начале XX в. в экономической жизни Франции наступило некоторое оживление. В восточных районах и на севере быстро развивалась новая металлургическая база. С 1903 по 1913 г. добыча железной руды вы­росла в три раза. Однако большая часть руды потреблялась не французской, а герман­ской металлургией.

Прежняя главная металлургическая база Франции в центральном массиве, в районе Соны и Луары, нахо­дилась в упадке. Франция заняла второе место в ми­ре (после Соеди­ненных Штатов) по выпуску авто­мобилей, но фран­цузское машино­строение росло по-прежнему очень медленно, и 80 % всех станков вво­зилось из-за гра­ницы.

Ускорился процесс концентрации производства. В департаменте Паде-Кале в 1906 г. в руках компаний сосредоточилось около 90% всей угледобычи. На шести автомобиль­ных заводах, построенных в начале XX в. в париж­ском районе, сконцентрировался выпуск почти всех автомобилей, производившихся в стране. Фирме Шнейдера принадлежали не только крупнейшие в Европе

_____________________________

  1. Борисов Ю.В. Новейшая история Франции. — М., 1996. – 149с.

военные заводы, но и рудники, сталепла­вильные заводы и другие предприятия в разных районах Франции. Французские железные до­роги были монополизированы шестью железнодорож­ными компаниями.

Несмотря на значительный промышленный подъем, Франция отставала от других крупных капиталисти­ческих государств, как по уровню производства, так и по степени его концентрации. Еще в 1880 г. Франция, Германия и Соединенные Штаты выплавляли примерно одинаковое количество стали (1,2 — 1, 5 млн. т), но к 1914 г. Соединенные Штаты выплавляли уже почти 32 млн.т, Германия — 16, 6 млн., а Франция — всего 4, 6 млн. т. В 1912 г. на одно предприятие во Фран­ции в среднем приходилось в два с лишним раза мень­ше рабочих, чем в Германии. Больше трети всего французского пролетариата было занято в текстильной промышленности, в производстве предметов роскоши и моды; в этих отраслях преобладали мелкие предприятия, работа на дому. /2/

Одним из факторов, тормозивших развитие фран­цузской промышленности, была бедность угольных ре­сурсов. В 1913 г. пришлось ввезти из-за границы более трети всего потребляемого в этом году угля. Недос­таток угля, особенно коксующегося, усиливал экспан­сионистские настроения руководителей французской металлургии, стремившихся овладеть богатыми гер­манскими угольными бассейнами.

Но главная причина сравнительной отсталости фран­цузской индустрии заключалась в структурных осо­бенностях французской экономики, важную роль в ко­торой играл ростовщический капитал. Французские банки, концентрировавшие вклады бесчисленных мелких вкладчиков, экспортировали капитал в грандиозных размерах, размещая его то в правительственных и коммунальных займах иностранных держав, то в частных и казенных промышленных предприятиях и же­лезных дорогах за границей. К середине 1900-х го­дов около 40 млрд. франков французских капиталов было вложено в заграничные займы и предприятия, а к началу войны эта цифра уже равнялась

_________________

  1. Виппер Р.Ю.История нового времени. — М., 1999. – 166с.

 

около 47-48 млрд. По­литическое влияние принадлежало во Франции не столько промышленникам, сколько банкам и бирже.

По размерам вывоза капитала Франция заняла вто­рое место в мире после Англии. Франция владела ог­ромной колониальной империей, уступавшей по раз­мерам только английской. Территория французских колоний почти в двадцать один раз превышала тер­риторию метрополии, а население колоний составляло свыше 55 млн., т.е. примерно в полтора раза превос­ходило по численности население метрополии.

Во Франции после крушения Коммуны окончатель­но консолидировался строй сильно централизованной.

Верховными законодательными учреждениями Фран­ции согласно конституции были палата депутатов, фор­мируемая на основе прямых выборов, и сенат, осно­ванный на двухстепенном выборе, избираемый от местных выборных учреждений — генеральных советов. Эти органы на общем заседании (конгрессе) избира­ли главу государства, президента республики. Президент назначал кабинет министров, ответственный перед за­конодательными палатами. Всякий закон должен был пройти как через палату, так и через сенат.

Ключевые позиции французской экономики — бан­ки, промышленные объединения, транспорт, связь с колониями, торговлю — держала в своих руках мо­гущественная группа финансистов. Она, в конечном счете, направляла и политику правительства.

В силу сравнительной «застойности» французской экономики значительную часть населения составля­ли так называемые средние слои — мелкие предпри­ниматели города и деревни.

Замедление темпов экономического развития страны отражалось и на положении рабочего класса. Рабо­чее законодательство было чрезвычайно отсталым. Закон об 11-часовом рабочем дне, введенный сначала для жен­щин и детей, был в 1900 г. распространен и на мужчин, но обещание правительства о переходе через несколько лет на 10-часовой рабочий день не было осуществлено. Только в 1906 г. был окончательно установлен обязательный еженедельный отдых. Франция отставала от ряда западноевропейских стран также в области со­циального обеспечения.

2.2 Политическая обстановка Франции в начале ХХ века

Парламентские выборы 1902 г. принесли победу радикалам (тогда называвшим себя уже радикал-социалистами), и новый кабинет во главе с Э. Комбом решил поставить борьбу с клерикализмом в центр политической жизни. В политике ра­дикалов сказывалась присущая этой партии противоречивость.

На все решающие посты в правительстве были на­значены лица, тесно связанные с крупными предпри­нимателями и финансистами. Лишь в вопросах борьбы с влиянием церкви, расширения светской школы и т.п. Комб повел себя гораздо бо­лее решительно, чем его предшественники. Антикле­рикализм давал возможность радикалам сохранять союз с реформистским крылом французского социализма, которое возглавлял Жорес.

Тем не менее, антиклерикальные мероприятия пра­вительства вызвали резкое сопротивление церкви и рим­ского папы, что вынудило Комба порвать диплома­тические отношения с папской курией, а в дальнейшем внести в парламент законопроект об отделении церкви от государства. Политика Комба стала казаться многим предпринимателям слишком прямо­линейной, и в начале 1905 г. его кабинет пал. Но­вому кабинету, возглавленному Морисом Рувье, все же удалось добиться принятия закона об отделении церкви от государства.

Проведение этого закона содействовало демокра­тизации образования и укреплению светской школы. Процент неграмотных, составлявший ко времени фран­ко-прусской войны около 60, упал в первом десяти­летии XX в.

Особый характер получило рабочее движение во Франции. Здесь профессиональные союзы или так на­зываемые синдикаты заставили о себе говорить, как о крупном общественном явлении, только в самом конце XIX в., несколько позже, чем в Германии. Но зато французский синдикализм принял такой политический и революционный характер, какого профессиональные союзы в других странах не имели. Другая особенность социального движения во Франции — та, что здесь не было создано единой рабочей партии, как в Гер­мании, а существовало несколько партий с разными программами, не находящих общего языка. /3/

В 1908 г. произошло новое обострение марокканского вопроса. Франция использовала Алхесирасский акт, чтобы постепенно при­брать Марокко к рукам. В предлогах недостатка не было. Брат марокканского султана Мулай-Гафид поднял мятеж и захватил марокканский престол. При происшедших беспорядках был убит один французский подданный. Это событие явилось поводом для оккупации французскими войсками смежных с Алжиром областей Марокко. Несколько позже, в августе 1908 г., фран­цузы оккупировали порт Касабланку с прилегающей тер­риторией.

Видя, что Франция понемногу захватывает Марокко, дипло­матия Бюлова не оставалась в бездействии. 25 сентября 1908 г. в Касабланке произошёл крупный инцидент. Местный германский консул устроил побег 6 дезертиров из француз­ского иностранного легиона. В момент, когда беглецы са­дились на готовый к отплытию пароход, они были схвачены французами; произошла свалка, в которой пострадал секретарь германского консульства. Германская дипломатия предъявила французскому правительству требование освободить трёх германских подданных, которые при этом были задержаны французскими оккупационными властями. Она потребовала, далее, извинения за насилие, якобы учинённое над персоналом консульства. Французское правительство решительно отвергло эти дерзкие домогательства. Казалось, что конфликт между Германией и Францией неизбежен. Но момент оказался не­подходящим. Боснийский кризис был в разгаре; Австро-Венгрия боялась толкнуть западные державы на активную поддержку России. Под нажимом Австро-Венгрии немецкая дипломатия вынуждена была пойти на уступки, В ноябре Германия со­гласилась на передачу касабланкского дела в Гаагский трибу­нал. Спустя

_______________________

  1. Манфред А.З. История Франции. Т ІІІ. — М.: Наука, 1993. – С.  98-150.

некоторое время трибунал вынес решение, в основном благоприятное для Франции.

Вскоре после касабланкского инцидента между Францией и Германией начались переговоры по марокканскому вопросу. 9 февраля 1909 г. сторонами было достигнуто соглашение. Франция обещала обеспечить германским подданным ра­венство прав в отношении коммерческой и промышленной деятельности в Марокко. В обмен за это Германия заявила, что преследует в Марокко «только экономические интересы»; за Францией она признала там «особые политические ин­тересы, тесно связанные с укреплением порядка и внутреннего мира». /4/ После заключения этого соглашения в Марокко временно установилось сотрудничество германских фирм с представителями французского капитала.

Весной 1911 г. вспыхнуло восстание в окрестностях столицы Марокко — Феца. Воспользовавшись этим, французы под предло­гом восстановления порядка и защиты французских поддан­ных в мае 1911 г. оккупировали Фец. Стало ясно, что Марокко переходит под власть Франции.

Среди германских империалистов зрело убеждение, что вся марокканская политика Германии, начиная с Танжера, была ошибочной. Наиболее крайние империалистические круги уже начинали, открыто нападать на своё правительство. Правитель­ство Вильгельма II оказалось весьма чувствительным к этой критике. Оно решило попытаться поправить дело: получить от французов часть Марокко или в крайнем случае взять за пере­ход Марокко к Франции хорошую плату, которую ещё в 1905 г. предлагал немцам Рувье. Тогда Бюлов отказался от такой сдел­ки, рассчитывая, что достигнет большего. Теперь в Берлине спохватились и весьма об этом сожалели.

Французы ещё в апреле предупреждали германское пра­вительство, что для защиты европейцев они, возможно, временно введут свои войска в Фец. Кидерлен не протестовал; он только ядовито заметил, что не сомневается в

_______________________

  1. Ротштейн Ф.А. Из истории Прусско-Германской империи. — М., 1994. — 241с.

 

лояльности Франции, но что «события часто бывают сильнее, чем это представляется». Они иногда приводят к последствиям, которых люди не пред­видят. Кидерлен добавил, что если французские войска оста­нутся в столице, о независимости марокканского султана, конечно, говорить уже не придётся. Следовательно, и Алхесирасский трактат фактически утратит силу. Тогда и Германия не будет считать себя больше связанной трактатом и возвратит себе свободу действий.

Вслед за тем Кидерлен предложил кайзеру оккупировать марокканские гавани Агадир и Могадор; заручившись этим приобретением, можно будет спокойно выжидать, что предложат французы. «Оккупация Феца, — писал Кидерлен, — подготовила бы поглощение Марокко Францией. Мы ничего не достигли бы протестами и потерпели бы благодаря этому тяжкое моральное поражение. Поэтому нам следовало бы обеспечить себе для пред­стоящих переговоров такой объект, который склонил бы францу­зов к компенсациям. Если французы водворятся в Феце из «опасения» за своих соотечественников, то и мы вправе охранять ваших соотечественников, которым угрожает опасность. У нас имеются крупные немецкие фирмы в Могадоре и Агадире. Не­мецкие корабли могли бы направиться в эти гавани, для охраны этих фирм. Они могли бы совершенно спокойно оставаться там лишь для предотвращения предварительного проникновения других держав в эти важнейшие гавани южного Марокко». «Обладая таким залогом, мы могли бы спокойно следить за дальнейшим ходом событий в Марокко и ждать, не предложит ли нам Франция подходящих компенсаций в своих колониях, в обмен за что мы покинем обе эти гавани»./5/

Вильгельм II принял этот план.

Первые недели после захвата Феца берлинское правитель­ство хранило загадочное молчание. Зато немецкая пресса бес­новалась: она требовала то самых широких компенсаций в дру­гих колониях, то прямого раздела Марокко. Поведение Гер­мании не могло не волновать Парижа. Французская диплома­тия,

___________________________

  1. Моррисон С. История дипломатии. ТІІ. — М., 1993.  –. 470с.

как и в 1905 г., стала осторожно сама заговаривать с Германией о компенсациях, например о постройке железной дороги из Германского Камеруна к реке Конго. Особенно добивался франко-германского соглашения министр финан­сов Кайо, вскоре ставший председателем Совета министров. Через неофициального агента, директора пароходной компа­нии в Конго Фондере, заинтересованного в сотрудничестве с немецким капиталом, Кайо предлагал немцам часть терри­тории Французского Конго. Чтобы продемонстрировать свою не заинтересованность в этих комбинациях, Кидерлен 15 мая уехал в месячный отпуск на курорт. Во время этого отпуска он разрабатывал план оккупации Агадира. Французский посол в Берлине Жюль Камбон, желая выяснить позицию Германии, решил отправиться к Кидерлену в Киссинген. Беседа с мини­стром состоялась 21 июня. Камбон искал соглашения, говорил о компенсациях, но не скрыл от Кидерлена, что о прочном утвер­ждении немцев в Марокко не может быть и речи. Кидерлен отмалчивался, давая понять, что ждёт конкретных предложе­ний. «Привезите нам что-нибудь из Парижа», — сказал он, рас­ставаясь с Камбоном, который собирался поехать во Францию. /6/

Не дожидаясь возвращения Камбона, Кидерлен решил по-настоящему припугнуть французов. 1 июля 1911 г. в Агадир прибыла германская канонерская лодка «Пантера». Следом за ней в марокканские воды шёл лёгкий крейсер «Берлин». «Прыжок Пантеры» взволновал весь мир.

В этот момент на арене дипломатической борьбы появилась Англия. Ещё в начале июля Грей предупредил германского посла, что Англия не допустит утверждения Германии на за­падном побережье Марокко. 21 июля по поручению кабинета канцлер казначейства Ллойд Джордж публично выступил по ма­рокканскому вопросу. Он заявил, что Англия не позволит решать этот вопрос без её участия. «Я готов, — продолжал Ллойд Джордж, — на величайшие жертвы, чтобы сохранить мир… Но если нам будет навязана ситуация, при которой мир может быть сохранён только путём отказа от той

________________________________

  1. Маркова А.Н. История народного хозяйства: – М., 1995. – С. 52-100.

значительной и благотвор­ной роли, которую Великобритания завоевала себе столетиями героизма и успехов; если Великобританию в вопросах, затра­гивающих её жизненные интересы, будут третировать так, точно она больше не имеет никакого значение в семье народов, тогда — я подчёркиваю это — мир, купленный такой ценой, явился бы унижением, невыносимым для такой великой стра­ны, как наша». /7/ Эти слова оказали желаемое действие. Речь Ллойд Джорджа вызвала вопли ярости в немецкой шови­нистической печати. Но она напугала германское правитель­ство. Бетман сообщил англичанам, что Германия вовсе и не претендует на западное побережье Марокко. С французами «и повёл переговоры о компенсациях более скромного масштаба. После долгой торговли, в ноябре 1911 г., было, наконец, под­писано франко-германское соглашение. Германия признавала Марокко находящимся под протекторатом Фран­ции; в обмен она получала лишь часть Французского Конго. Вместо большой и ценной колонии Германии пришлось удоволь­ствоваться некоторым пространством тропических топей. Полу­чилось, что немецкие империалисты подняли шум на весь мир, и только для того, чтобы, в конце концов, испугавшись, удовольствоваться «клочком болот», по пренебрежительному выражению французского премьера Каио.

Пожалуй, ни один международный кризис предшество­вавших лет не вызывал такой волны шовинизма во всех стра­нах, как агадирский инцидент. В Германии и пресса, и пра­вительство, и кайзер пылали ненавистью к Англии. В Рейх­стаге сообщение канцлера о договоре с Францией было встречено гробовым молчанием. Германские империалисты об­виняли своё правительство в трусости и неспособности отстоять  интересы Германии. В той же атмосфере шовинизма выдвину­лась во Франции кандидатура Пуанкаре, ставшего в на­чале 1912 г. премьером, а затем и президентом республики. Главной целью нового президента была подготовка войны про­тив Германии ради возвращения Эльзаса и Лотарингии. Такое же действие оказал агадирский кризис и на Англию, где усилилась антигерманская агитация. Одним из важнейших послед-

____________________

  1. Маласовский К.В. Марокко. Краткий исторический очерк. — М., 1995. – 157с.

ствий Агадира была серия мероприятий по уси­лению вооружений, проведённых всеми великими державами с начала 1912 г. до лета 1914 г. Впереди всех в этой гонке во­оружений шла Германская империя.

На рубеже XIX и XX веков объединения рабочих одной и той же отрасли труда стали образовывать «федерации», а рабочие союзы раз­ных специальностей в одном и том же городе — «биржи труда». Все федерации и биржи труда составляли «Ге­неральную конфедерацию труда». Очень быстрыми темпами увеличивалось число рабочих синдикатов. Столь же быстро росло и число бирж труда, главной целью которых было помогать рабочим в поисках ра­боты, в приобретении знаний и т.п.

Рабочие синдикаты во Франции стали точками со­противления рабочих. Большая часть многочисленных забастовок и стачек организовывалась рабочими членами синдикатов.

Особенностью Франции была раздробленность со­циалистических сил. В конце XIX в. в стране было че­тыре социалистические партии:

1) бланкисты, стремив­шиеся к установлению социалистического строя путем захвата власти пролетариатом;

2) гедисты, они же кол­лективисты, последователи марксизма;

3) бруссисты, или поссибилисты, находившие нетактичным пугать насе­ление крайними требованиями и рекомендовавшие ог­раничиваться пределами возможного (откуда их вто­рое название);

4) аллеманисты, группа, отколовшая­ся от третьей и видевшая в выборах только агитаци­онное средство, а главным орудием борьбы признававшая всеобщую забастовку.

В 1901 г. гедисты и бланкисты с некоторыми мел­кими группами на съезде в Иври образовали «Социа­листическую партию Франции», или социально-революционное единение, а в 1902 г. их против­ники объединились на конгрессе в Type во «Французскую социалистическую партию». Главным пунктом проти­воречий этих двух партий была позиция о возможности участия в буржуазном министерстве социалиста. В 1905 г. жоресисты, гедисты, аллеманисты и «авто­

номисты» объединились в одну группу под названи­ем «Социалистическая партия французской секции ра­бочего Интернационала». После своего объединения Социалистическая партия добилась парламентского успеха. /8/

Съезд Социалистической партии в 1914 г. принял по­становление о том, что в случае войны Интернацио­нал должен призвать к всеобщей стычке. Такие же ре­шения принимались неоднократно конгрессами Всеобщей конфедерации труда. Однако руководители Социалис­тической партии и профессиональных союзов, не считаясь с тем, что надвигающаяся война неизбежно будет с обеих сторон империалистической, единодушно высказыва­лись за необходимость «защиты отечества» в случае, если на Францию нападут. В профессиональных союзах анархо-синдикалистское руководство во главе с Леоном Жуо свертывало антимилитаристскую деятельность.

Таким образом, Франция прошла жесткий период истории, где она добилась экономического уровня после США.

К началу ХХ века она утвердилась как самостоятельная Республика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_______________________

  1. Мунчаева Ш.М. Из истории мировой цивилизации. – М., 1993. – 215с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История Франции раскрывает колониальный период Алжира, Туниса и Марокко.

В политики использовались методы прямого правления, с помощью армии  и полиции подавляло сопротивление.  Проводила политику ассимиляции. Политически важным был  захват Туниса. Помимо Туниса, под влияние Франции  попали страны Ближнего Востока – Египет и Турция.

Мухарремский дикрет был крупным шагом на пути превращения   Турции в полуколонию  Европейского капитала.

До второй половины 70-х годов в Египте властвовал  французский капитал, Англо – французское соперничество в Египте и особенно постройка  французами   Суэцкого канала обеспечили Германии благожелательный нейтралитет Англии во Франко-прусской войне.

Египет грабили англо-французская   держава. Захват Египта обострил англо-французские отношения.

Борьба великих держав  за раздел Африки не ограничивалась северной частью материка. Цель была направлена  на бассейн р. Конго.

Англия увидев совместную власть  в Конго между Францией и Бельгией, она заключила договор с Португалией.

В французской экономики важную роль играл ростовщический капитал. Политическое влияние во Франции принадлежит не столько промышленным,  сколько банком и бирже.

В 1905 году  был принять закон об отделении церкви от государства. Проведение этого закона содействовало  демократического образования и укрепления светской школы.  

  Многие последствия колонизации были негативными. Осуществлялся грабеж национальных богатств, нещадная эксплуатация местного населения и бедных колонистов. Торговые компании завозили на захваченные территории залежалые товары массового спроса и продавали его по высоким ценам. Из колониальных стран, напротив, вывозилось ценное сырье, золото и серебро. Под натиском товаров из метрополий хирело традиционное восточное ремесло, разрушались традиционные формы быта, системы ценностей.

Одним из факторов, тормозивших развитие фран­цузской промышленности, была бедность угольных ре­сурсов. В 1913 г. пришлось ввезти из-за границы более трети всего потребляемого в этом году угля. Недос­таток угля, особенно коксующегося, усиливал экспан­сионистские настроения руководителей французской металлургии, стремившихся овладеть богатыми гер­манскими угольными бассейнами.

Но главная причина сравнительной отсталости фран­цузской индустрии заключалась в структурных осо­бенностях французской экономики, важную роль в ко­торой играл ростовщический капитал. Французские банки, концентрировавшие вклады бесчисленных мелких вкладчиков, экспортировали капитал в грандиозных размерах, размещая его то в правительственных и коммунальных займах иностранных держав, то в частных и казенных промышленных предприятиях и же­лезных дорогах за границей. К середине 1900-х го­дов около 40 млрд. франков французских капиталов было вложено в заграничные займы и предприятия, а к началу войны эта цифра уже равнялась около 47-48 млрд. По­литическое влияние принадлежало во Франции не столько промышленникам, сколько банкам и бирже.

По размерам вывоза капитала Франция заняла вто­рое место в мире после Англии. Франция владела ог­ромной колониальной империей, уступавшей по раз­мерам только английской. Территория французских колоний почти в двадцать один раз превышала тер­риторию метрополии, а население колоний составляло свыше 55 млн., т.е. примерно в полтора раза превос­ходило по численности население метрополии.Вместе с тем, восточные цивилизации все больше втягивались в новую систему мировых связей и подпадали под влияние западной цивилизации. Постепенно происходило усвоение западных идей и политических институтов, создание капиталистической экономической инфраструктуры. Под влиянием этих процессов происходит реформирование традиционных  цивилизаций.                  
Список использованной литературы:

І. Работы общетеоретического характера 

  1. Назарбаев Н.А. Казахстан 2030. — Алматы,   – 120с.
  2. Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы: Атамура. – С.  199-337.
  3. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. – Алматы, — 205 с.
  4. Назарбаев Н.А. Казахстан на пути ускоренной, социальной и политической модернизации. – Алматы, — С. 37-40

ІІ. Источники

  1. Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Французской Республики в области культуры и искусства. 17 октября 1993 г. В кн.: Сборник документов по Международному праву. Т. ІІ. — Алматы, 1998. – С. 478-480
  2. . Договор о дружбе, взаимопонимании о сотрудничестве между Республикой Казахстан и Французской Республикой. 23 сентября 1992 г. В кн.: Сборник документов по Международному праву. Т. І. — Алматы, 1998. – С. 73-78

 

ІІІ. Монографии и статьи 

  1. Борисов Ю.В. Новейшая история Франции. — М., 1996. – 149 с.
  2. Виппер Р.Ю. История нового времени. — М., 1999. – 175 с.
  3. Крашенников Н.А., Жидков О.А. История государства и права зарубежных стран. Т ІІ. — . М., 1997. — 425с.
  4. Лаумулин М. Международные отношения в современном мире. – Алматы, 2003. – 250 с.  
  5. Манфред А.З. Истории Франции Т.ІІІ. — М.: Наука, 1993. —  200 с.
  6. Мунчаева Ш М. Из истории мировой цивилизации. – М., 1993. – 215 с.
  7. Маркова А.Н. . История мировой экономики. — М., 1995. – 200 с.
  8. Маркова А.Н. .История народного хозяйства. — М., 1995. – 300 с.
  9. Моррисон С. История дипломатии. ТІІ. — М., 1993. –. 470с.

 

  1. Маласовский К.В. Марокко. Краткий исторический очерк. — М., 1995. – 157с.

 

  1. Ротштейн Ф.А. Из истории Прусско-Германской империи. — М., 1994. — 241с.
  2. Субботин В.А. Колониалистское движение во Франции и Тропическая Африка 1870 — 1918 гг. — М., 1999. — 315 с.
  3. 13. Хвостов В.М. Франко-русский союз и его историческое значение, М., 1995. 507с.
  4. 14. Шерман Ф. История новейшего времени стран Европы и Америки. 1918–1945. – М.: Высшая школа, 1999. – 340 с.
  5. Эренбург И. История Франции Т. ҮІІІ. —  М.,  1996. —  563.с.