ПЛАН
Введение
ГЛАВА 1. Реформы ЕНчжо
1.1. Развитие сельского хозяйства
1.2. Развитие науки и искусства.
Глава 2. Программа всеобщего благосостояния.
2.1. Попытки осуществления реформ.
2.2. Крестьянская война 1812 -1862 года
ГЛАВА 3. Проблемы модернизации
3.1. Наступление капитализма
3.2. Реформы и противодействие Японии.
3.3. Политический переворот 1884 года. Восстание Тонхак 1894 года.
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Актуальность данной работы. Корея (кор. Чосон, букв. — страна утренней свежести), страна в Вост. Азии, на Корейском п-ове (включая острова). 220,8 тыс. км2. Население ок. 67 млн. человек (1993), 99% — корейцы. Официальный язык — корейский. Верующие — буддисты, конфуцианцы, христиане (главным образом на юге). Северную часть полуострова и прилегающую часть материка занимает Корейская Народно-Демократическая Республика, южную часть полуострова — Республика Корея.
Актуальность темы исследования. Некогда жили в одной пещере медведица и тигр. И молились они небесному божеству Уну, прося превратить их в людей. Тогда божество дало им по пучку полыни и горсть головок чеснока, повелев все это съесть и не смотреть на солнечный свет сто дней. Звери съели посланное Небом, но тигр не смог долго оставаться в темноте, нарушил тем самым заповедь и не стал человеком. Медведица же сделала все как надо и превратилась в женщину. Ун принял человеческий облик, спустился с небес и взял ее в жены. Согласно старой легенде, они и положили начало племени корейскому. Многое выпало на долю «Страны утренней свежести»[1], как исстари называют Корею, за долгую ее историю. И так уж случилось, что многих корейцев разбросало теперь по всему свету, а их родина уже полвека, как расколота на две части. Причем люди, оказавшиеся по разные стороны границы, полностью лишены возможности каких-либо контактов друг с другом. Этим правом лишь изредка пользуются политики Севера и Юга, но они безнадежно скованы идеологическими цепями, стремлением сохранить в руках власть и никак не могут решить проблему национального раскола. Полвека — срок немалый для того, чтобы разделенный народ породил внутри себя массу различий в образе жизни, в языке и мышлении. Но, видать, не зря матери-медведице пришлось есть полынь и чеснок — любимые, кстати, до сих пор ее потомками как на одной, так и на другой половине Корейского полуострова. При всех различиях корейцы на Юге и Севере остались невероятно похожими друг на друга.
В современное время, когда США играет роль мирового жандарма, считая возможным не прислушиваться ни к ООН ни к ЕС. Одержав фатовую победу над Ираком, США вполне может взяться за Северную Корею. Когда в этом регионе микроскопическими шагами начинает налаживаться взаимоотношения, США своей грубой политикой и вмешательством не исключая военное, может нарушить это хрупкое равновесие. На данном этапе истории проблема международных отношений Северной и Южной Кореи очень актуальна.
Выявляемые при этом закономерности, помимо важного значения в теоретическом плане, имеют несомненную практическую значимость, служат дополнительным аргументом в пользу необходимости дальнейшего углубления изучения проблемы существования двух Корей и возможного воссоединения. А так же предотвращения не только локальных военных конфликтов на Дальнем Востоке, но так же и ядерной войны, а за ней и третьей мировой.
Практика свидетельствует, что в обществах, социально и политически структурированных, с развитыми демократическими традициями и публичной политикой, к которым относится большая часть стран Западной и Центральной Европы, превалирующее влияние на политическое действие оказывают, как правило, общенародные и социальные групповые интересы и только потом — партийные и личные. В Северной Корее все иначе. Личность правителя всегда оказывает немалое влияние на судьбу страны – с этим, пожалуй, не решится спорить даже самый убеждённый сторонник исторического детерминизма. В особой степени относится это к диктатурам, особенно таким, в которых власть правителя практически не ограничена ни традицией, ни влиянием сильных зарубежных «покровителей», ни каким-то, пускай и слабым, общественным мнением. Одним из примеров такой диктатуры является Северная Корея – государство, во главе 46 (а фактически – 49) лет стоял один и тот же человек – «Великий Вождь, Солнце нации, Маршал Могучей Республики» Ким Ир Сен. Он возглавил это государство в момент его создания, и, судя по всему, «Могучая Республика» ненадолго переживёт своего бессменного руководителя
По легенде Когурё было основано в 37г. до н.э. Чумоном (Тонмёном), пришельцем с севера. Большинство историков склонно считать, что исторический смысл легенды в том,что гегемония в когурёском союзе племён перешла от рода Сонно к роду Кьеру. Скорее всего сначала монарх выбирался собранием старейшин племенных союзов, входивших в Когурё. Позже выделяется клан Кьеру, становится “первым среди равных”.[2]
Кульминацией истории является противостояние Когурё — Шу — тан. Во второй половине 6 века балланс между 3 государствами значительно изменился.
С развитием аристократического управления и централизации необходимо было организовать армию на государственном уровне. Таким образом монарх становился главой армии и иногда сам вёл в бой свои войска. Об организации армии мы знаем мало, но в Силла были учреждены 6 подразделений — Чонг. Чонг набирался в каждой провинции. Командирами были столичные аристократы уровня чинголь, поэтому чонг были элитными войсками. Люди, служившие там, смотрели на службу как на предоставленную честь, а не как на опасную обязанность. Помимо этих войск существовали содан, формирования типа наёмников, более или менее преданных своим командирам. Сменой и пополнением элитным войскам служили молодёжные движения типа Хваран в Силла.Это движение воспитывало молодёжь в духе традиций предков, поэтому выпускники Хваран, забыв о клановых интересах, стали настоящей опорой государства. Вот заповеди, которыми руководствовались последователи этого движения: преданность монарху, покорность и почитание родителей, дружба и взаимопомощь между собой, презрение к трусости в бою, презрение к бесполезному убийству. Организация Хваран имела и религиозное значение — её члены совершали паломничества, молились о процветании государства, а также исполняли церемониальные песни и танцы. Но самой важной была военная функция этого движения. В мирное время Хваран практиковали и совершенствовали боевые искусства, а во время войны первыми принимали удар. Существует множество рассказов о храбрости и самоотверженности членов этой организации самые известные из которых — Ким Юсин, Куон Чонг, Сада Ам.
Каждое из трёх государств также организовывало по районному и местному принципу, а местные административные центры были также и военными центрами- в каждой крепости был ограниченный контигент. Для управления крепостями в Когурё был создан орган Кьёнданг. Он выполнял ту же функцию, что и Хваран в Силла- помогал молодёжи совершенствоваться морально и физически. Главы районов и провинций также были и военными предводителями. Каждое из трёх государств старалось превратить свою армию в единый чётко слаженный механизм. в последней четверти 19-го в. Япония совершила первую попытку “открытия” страны-отшельника. Дело в том, что курс на международную изолящию был сознательным курсом правительства Кореи, направленным на сохранение национальных культурных и иных ценностей от “иностранных варваров”, курс на самодостаточное государство, автаркию. Он основывался на конфуцианских ценностях, а учёные-конфуцианцы считали разрушительным проникновение европейского капитализма в страну. Вторжение иностранных кораблей в 1866 г. послужило одной из причин ксенофобии. Многие прогрессивные конфуцианцы утверждали, что Корея сможет открыть доступ иностранным предпринимателям только тогда, когда её промышленность станет для этого достаточно конкурентной, и выступали за проведение реформ.
ГЛАВА 1. Реформы ЕНчжо
Король Енчжо (г. пр. 1724—1776) осознавал губительные для государства последствия междоусобной вражды и, взойдя на престол, попытался положить этому конец. Прежде чем восстановить упраздненный единый налог на содержание армии, он даже выходил за егены дворца, чтобы узнать мнение чиновников, солдат, крестьян и ученых. Он наполовину уменьшил этот налог и приказал компенсировать сокращение государственных доходов путем обложения налогами рыбных промыслов, солеварен, а также за счет корабельного сбора и дополнительного поземельного налога. Нужно упорядочил финансовую систему бюджетных доходов и расходов, введя бухгалтерский учет. Благодаря его реалистической политике стало возможно в отдаленной провинции Кенсандо выплачивать налог зерном, доставляя его в ближайшие порты, а в горных областях заменять зерно хлопком или наличными деньгами. Денежное обращение развивалось бггзгопард усипеннй чеканке, монет.
Енчжо заботился об улучшении жизни крестьянства. При нем широкое распространение получили книги на корейском языке, в том числе по сельскому хозяйству. Уровень грамотности населения значительно повысился.
Вновь наладилось производство дождемеров, которые в большом количестве были разосланы по местным управлениям. Широкие масштабы приобрели общественные работы.
Еичжо повысил статус внебрачных сыновей цворяиянбанов, тем самым облегчив им путь вверх по общественной лестнице и решив одну из социальных проблем. Он надеялся восстановить конфуцианскую монархию и гуманное правление, но все это уже не могло сдержать надвигающихся социальных перемен.
В XVIII в. быстро вырос торговый оборот в стране. Благодаря развитию оптовой торговли через гильдии шло накопление капитала. Многие купцы обосновались в Сеуле. Традиционные казенные лавки, купцы, имевшие грамоту на поставку товаров, полученных в качестве натурального налога^ мелкие городские торговцы — все оказались втянуты в систему монопольной и оптовой торговли. Временные лавки, предназначенные для обслуживания тех или иных мероприятий — экзаменов на получение должности в государственной службе, праздничных процессий и других общенациональных событий, после их окончания продолжали торговать продуктами и различными
товарами. Мелкие торговцы полностью зависели от оптовиков, чья ценовая политика оказывала непосредственное влияние на жизнь сеульцев.
Ремесленники нередко становились самостоятельными производителями. Иные лаже открывали собственные фабрики и мастерские и получали грамоты на монопольную торговлю своей продукцией. В некоторых случаях более выгодно было заниматься оптовыми поставками, чем производством товаров. Среди купцов и ремесленников вошло в практику получать грамоты на новые товары, внося незначительные изменения в уже запатентованные образцы. Грамота давала право на монопольную торговлю и поддержку правительства.
Так называемые «дельтовые купцы» прибрали к рукам торговлю товарами из провинций Кенгидо и Чхунчхондо, другие получили право монопольной продажи женьшеня. С сеульскими купцами активно конкурировали оптовики из Кэсона и Сондо, торговавшие с Японией и Китаем. Они продавали женьшень и другие корейские то-зары и взамен ввозили японское серебро, китайские книги и шелк. В погоне за прибылью они даже сопровождали отправляющиеся в Китай посольства. Купцы скупали в буддийских монастырях бумагу для продажи в Китай, на отдаленном южном счгтрове Чечжудо — конский волос для шляп, 1 на восточном побережье — мех выдры.
Регулярное движение торговых судов между этими отдаленными друг от друга портами описано в сочинении Ли Чжун Хвана «Тхэнничжи» («Описание избранных деревень»). Этот же сюжет представлен на картине Ли Ин Муна «Неистощимые реки и горы».
В связи с ростом монопольной оптовой торговли увеличивалась потребность в серебре и меди, что, в свою очередь, [способствовало развитию горного дела. До войны с Японией оно находилось под жестким контролем государства, а в сослевоенное время перешло в частные руки. В XVII в. в Корее действовало 68 серебряных рудников. Добыча меди была развита слабо, гак как медь в основном ввозилась из Японии. Однако в ХЛТП в. началась усиленная разработка медных рудников, поскольку Япония прекратила экспортировать медь, а цинский Китай требовал поставлять этот металл в большом количестве.
Постоянный рост цен сделал бы жизнь сеульцев невыносимой, если бы все они, от янбанов до простолюдинов, так или иначе не занимались торговлей.
В XVIII в. Сеул превратился в процветающий торговый и промышленный город. Рос спрос на ремесленные товары — ножи, шляпы из конского волоса, обеденные столики, бронзовые изделия. Были сняты ограничения на ношение шляп из конского волоса.
Сословие янбанов из-за роста численности постепенно беднело, поскольку семейные земельные наделы приходилось делить поровну между всеми сыновьями, а часто и дочери, независимо от того, замужем они или нет, получали свою долю наследства. Разорившиеся янбаны вынуждены были или заниматься сельским хозяйством в качестве собственников, обрабатывающих свою землю, или через подставных лиц участвовать в коммерческих предприятиях. Многие из них занимались ростовщичеством, которое получило распространение с развитием торговли и денежного обращения.
Назрела необходимость изменить отношение к торговле и промышленности как к второстепенным, недостойным занятиям, заимствовать опыт цинского Китая. Те, кто побывал в Китае вместе с посольствами — Пак Чи Вон, Пак Че Га и другие, — наблюдали там расцвет торговли и мануфактурного производства. Возвратившись в Корею, они предлагали проекты развития торговли, металлургии, рыбных промыслов, животноводства, садоводства, горного дела.
Даже незаконное печатание книг было прибыльным делом: богатые янбаны начали издавать книги из собраний своих прославленных предков. Большим спросом пользовались произведения литературы в прозе и стихах, особенно сатирического и социально-критического жанра. Особенно популярной была «Повесть о Чхунхян», в которой рассказывалось о верности простой девушки и сатирически изображалась жизнь жадных и спесивых чиновников.
1.1. Развитие сельского хозяйства
Развитие торговли и мануфактурного производства стимулировало в разных частях страны производство в коммерческих целях разнообразных сельскохозяйственных культур: женьшеня, конопли, табака, лекарственных трав. Урожайность росла за счет применения новых агрономических приемов. Например, метод высадки рисовой рассады из южных провинций Чолладо, Кенсандо и Канвондо распространился на север — в провинции Чхунчхондо, Кенгидо и Хванхэдо. Применение этого метода позволяло не только повысить урожайность риса, но и собирать два урожая в год — риса и ячменя.
Повышение производительности труда давало крестьянам возможность расширять и усовершенствовать свое хозяйство. Зажиточные янбаны и крестьяне постепенно увеличивали свои наделы за счет аренды соседских полей. Бедняки же вынуждены были бросать свою землю и уходить на заработки в город, на рудники, на фабрики. Некоторые уходили в горы и занимались там подсечным земледелием.
Бремя поземельного налога было возложено на плечи крестьян-арендаторов. Как в других приходящих в упадок средневековых обществах, социально-экономические преобразования вели к дальнейшему разорению беднейшего крестьянства. Зажиточны же крестьяне могли покупать титул янбан и повышать свой авторитет и влияние среди местных жителей.
Были разработаны правила продаж титулов. Количество их постепенно увеличивалось, так как правительству час тс приходилось таким образом пополнят казну. Крепостные получали свободу и сами становились собственниками земли и другую крепостных. С 1690 по 1850 гг. численность янбанов в некоторых областях увеличилась с 9,2% до 70,3% от общего числа жителей тогда как число простолюдинов (в основное крестьян) сократилось с 53,7% до 28,2%, а крепостных — с 37,1% до 1,5%. Такое изменение в социальной структуре общества произошло вследствие хронического дефицита средств в государственной казне, который правительство восполняло, продавая титулы и освобождая крепостных за деньги. В XVHI в. вошли в практику подделка и приобретение генеалогий, обеспечивающих общественное признание людям недворянского происхождения.
Одновременно шел и обратный процесс: некоторые разорившиеся янбаны фактически переходили в сословие простолюдинов и женились на крестьянках и представительницах других низших сословий. Государственные управления, не имея средств содержать принадлежавших им крепостных, постепенно отпускали их на волю, получив за это крупную сумму деньгами или натурой. Число казенных крепостных уменьшилось с 190 тысяч в XVII в. до 27 тысяч в середине XVIII в. Число крепостных, принадлежащих янбанам, достигало в 1623 г. 400 тысяч, однако в ходе реформ оно резко сократилось. Многие янбаны не могли содержать даже одного крепостного. В этих условиях крепостные становились наполовину арендаторами, наполовину самостоятельными крестьянами. Наконец, в 1801 г., в подтверждение освобождения крепостных, правительство уничтожило все списки казенных и дворцовых крепостных.
1.2. Развитие науки и искусства.
Стремление познакомиться с достижениями цинского Китая диктовалось, в конечном счете, желанием принести пользу Корее. Продолжали развиваться прикладные науки, практические исследования. Многие ученые видели решение социальных проблем в Реформировании системы распределения Бемельных участков и в совершенствовании сельскохозяйственного производства. Особое качение придавалось ограничению площади удельных владений и внедрению принципов резного распределения земли. Ли Ик считал, что упразднив сословное деление и крепостных крестьян, можно прийти обществу без социальных барьеров. В своих сочинениях Пак Чи Вон высмеивал праздный, паразитический образ жизни янбанов и их самомнение. Социальное развитие Кореи он связывал с усовершенствованием сельскохозяйственных орудий, строительством оросительных систем, новыми приемами в земледелии. Такие ученые, как Пак Че Га, Ли Док My и Хон Дэ Ен, предлагали ввозить в Корею западную технику и участвовать, наряду с цинским Китаем, в международной торговле. Эти выдающиеся ученые стояли во главе течения, призванного покончить с традиционным отношением янбанов к науке, технике и торговле.
Несмотря на влияние западной культуры и техники, проникавших через Китай, в Корее росло стремление возродить свою национальную самобытность. Корейцы изучали историю, географию, язык и литературу своей страны. Художники отошли от подражания китайской манере письма и начали изображать природу и жизнь Кореи. Ан Чжон Бок положил начало новой, самостоятельной концепции в корейской историографии, подчеркнув роль Тангуна и Кичжа как первых законных правителей Кореи. Вклад Ан Чжон Бока в историографию Кореи состоит в том, что он подчеркивал ведущую роль народа в изгнании иноземных захватчиков. Он подвергал резкой критике правящие классы за их беспощадную эксплуатацию низших слоев общества.
Его сочинение «Тонса канмок» («Общее обозрение истории Кореи») оказало большое влияние на творчество таких историков новейшего времени, как Пак Ын Сик и Син Чхэ Хо. Хан Чхи Юн особое внимание уделял изучению истории государств Когуре и Пархэ, рассматривая их в контексте общей истории Кореи. В том же ключе написана монография Ю Дык Кона о государстве Пархэ.
Вместе с другими областями исторической науки развивалась историческая география. Получила распространение картография, причем карты печатались с деревянных блоков. Искусству составления карт способствовал оригинальный метод нанесения масштаба, изобретенный Чон Сан Ги. На основе материалов, собранных во время многочисленных путешествий по стране, Ким Чжон Хо составил карту, по точности не уступающую современным.
В XVIII в. большое распространение получили различные сборники материалов и документов. Так появилось дополненное издание «Тонгук мунхон пиго» («Сборник документов о Восточном государстве»), были составлены «Тэчжон тхонпхен» («Общий свод великого уложения»), «Сборник корейской музыки» и собрание материалов дипломатических архивов. Король Чончжо (г. пр. 1776—1800), один из выдающихся ученых своего времени, привлекал к работе над этими проектами молодых ученых из разных слоев общества. Для развития науки была создана придворная королевская библиотека.
Высококачественное типографское исполнение новых изданий требовало регулярного обновления подвижных металлических наборных шрифтов, одновременно с ними продолжалось использование деревянных матриц. В ХУШ—XIX вв. издание художественной литературы стало выгодным коммерческим предприятием.
Успехи корейской полиграфии дали толчок развитию этой отрасли в цинском Китае. В 1772 г. там впервые подвижным медным наборным шрифтом была отпечатана знаменитая китайская энциклопедия «Гуцзинъ тушу цзичэн». Кореец маньчжурского происхождения Цзинь Цзянь предложил китайскому императору Цяньлуну использовать более дешевые деревянные матрицы. Этим способом и был набран «Сыку Цюаньшу», обширный сборник китайских библиографических материалов.
Растущие потребности населения в значительной степени стимулировали заимствование знаний и практических достижений других стран.
Глава 2. Программа всеобщего благосостояния.
Король Сечжон в XV в. пытался воплотить в жизнь идеальное конфуцианское государство всеобщего благоденствия. Философскую теорию общества всеобщего благоденствия разработал Ли Су Гван в период после отражения нашествий войск Хидэеси. Ее основные положения заключались в том, что решение проблемы следовало искать в положении народа, который прежде всего надо должным образом одеть и накормить.
Пак Се Дан мечтал удалиться в деревню и заняться там физическим трудом, подобно Конфуцию, который выполнял работы гораздо более тяжелые, чем землепашество. Опираясь на принципы равенства людей, эти ученые все больше сосредоточивались на разработке доктрины общественного благосостояния.
Ли Ик считал, что учиться стоит лишь в том случае, если знания могут принести пользу в повседневной жизни людей. Забота о благе народа заставляла Ли Ика глубоко анализировать причины раскола между фракциями при дворе. Ким Юк, чиновник, известный тем, что проводил в жизнь тэдонпоп, закон о едином земельном налоге, предложил расширить использование средств транспорта и путей сообщения. Хон Дэ Ен и Пак Чи Вон также считали, что развитие колесного транспорта принесет большую пользу экономике страны. Пак Чи Бону принадлежит следующее прозорливое высказывание: «Тот правитель, кто не овладеет практическими знаниями, заслужит хулу будущих поколений»[3].
Выдающийся ученый Чон Як Ен анализировал противоречия и недостатки общественного строя того времени и предлагал конструктивную программу его реформирования. Огромное значение он придавал развитию земледелия, животноводства, шелководства и рыбных промыслов. Ему принадлежит идея распределения земельных наделов на принципах равенства. Он считал также, что человек должен выбирать себе профессию по своим способностям и наклонностям.
Тем не менее эксплуатация народа продолжалась, и угнетенные, отчаявшиеся люди искали облегчения и спасения в религии. Их чаяниям во многом отвечало католичество, поскольку оно проповедовало равенство и, вдобавок, обещало вечное спасение. Некоторые ученые сами приняли католичество, других привлекало изучение связанных с этой религией научных знаний. Число католиков в Корее постепенно росло.
Поскольку эта религия отвергала старинные конфуцианские обряды и строгое социальное деление, она была запрещена, а католики объявлены государственными преступниками. Многие из них, в том числе такие выдающиеся ученые, как Чон Як Ен и его братья, подверглись гонениям, некоторые были казнены.
Тем не менее многие продолжали исповедывать католичество тайно, особенно оно было распространено среди ремесленников-гончаров. Для конфуцианских чиновников-янбанов оставалось загадкой стремление простых людей отказаться от традиционных ценностей ради обретения спасения, и они всеми способами подавляли чуждое вероучение. Было очевидно, что представители правящих слоев намного отстали от народа по уровню интеллектуального и социального развития.
С целью улучшения жизни народа делались попытки организовать медицинское обслуживание населения на более справедливой основе. На это же были направлены и исследования, связывавшие методы лечения с физическими особенностями человека. Так, Ли Чже Ма (р. 1837) разработал классификацию из четырех физиологических типов и для каждого из них — особые методы лечения.
Равенство, уважение человеческого достоинства, равные возможности, забота об общественном благе, экономическое развитие — таковы основные принципы философии, овладевшей умами ученых и общественных деятелей в XVII—XVIII вв. Эти процессы в некотором отношении напоминают эпоху Возрождения в Западной Европе.
В области литературы большим успехом пользовались книги о любви. Поскольку книги, напечатанные с помощью металлческого шрифта, были слишком дороги, запросы большинства простых людей удовлетворяли дешевые издания, которые печатались с деревянных и глиняных матриц. Велась большая литературоведческая работа в области поэзии. Были изданы две антологии поэзии сичжо. Ким Чхон Тхэк собрал около 580 произведений устной поэзии эпохи Коре и составил антологию «Чхонгуенон» («Неувядаемые острова Страны зеленых гор»), а Ким Су Чжан
«Хэдон те» («Песни Страны к востоку от моря»). Отдельными книгами выходили стихи талантливых поэтов-янбанов Чон Чхоля (псевдоним Сонган, 1534—1593) и Юн Сон До (псевдоним Косан, 1587—1671)[4].
В изобразительном искусстве возникло новое направление, в основе которого лежало национальное самосознание корейцев. В отличие от своих предшественников, писавших в китайской манере, Чон Сон (псевдоним Кемчжэ, 1676—1759) рисовал корейские пейзажи, а Ким Хон До (псевдоним Танвон, р. 1740 г.) и Син Юн Бок (псевдоним Хевон, р. 1758 г.) писали жанровые картины из народной жизни. В больших количествах производились изделия из белого фарфора с нанесенным под глазурь голубым рисунком. В XVIII в. во всех сферах интеллектуальной жизни Кореи ощущались новые современные веяния.
2.1. Попытки осуществления реформ.
В начале XIX в. в экономической и социальной жизни Кореи произошли положительные сдвиги. В обществе усиливался интерес к зарубежным веяниям, в частности, к европейскому торговому предпринимательству. Некоторые крупные чиновники предлагали провести радикальную реформу финансовой системы страны. Центральное правительство приступило к изучению этих предложений, но осуществлению реформы мешала борьба за власть. К тому же вспыхивали многочисленные крестьянские бунты, которые привели в конце концов к политическому перевороту.
Могущественные чиновники янбаны, благодаря своим брачным связям с королевской семьей, сумели обеспечить себе крепкую политическую власть. Любое сколько-нибудь важное внутриполитическое решение в начале XIX в. было направлено в первую очередь на защиту интересов янбанов.
Поглощенные борьбой между многочисленными соперничающими группировками, они нисколько не заботились о благосостоянии общества. Таково было внутреннее положение Кореи, когда в конце XVIII в. англичане в поисках рынков сбыта на Дальнем Востоке стали появляться в корейских водах. В 1840-х гг. к ним присоединились русские и французские суда, вызывая серьезное беспокойство местного населения.
В 1801 и 1839 гг. правительство подвергало репрессиям корейцев-католиков. Новообращенные бежали в окраинные районы, где католицизм был распространен среди обедневших крестьян и янбанов.
В 1863 г. принц Ли Ха Ын, больше известный как Тэвонгун, или принц-регент, стремясь укрепить королевскую власть, осуществил ряд радикальных реформ в области финансов и государственного управления. Он был решительно настроен против усиливающегося проникновения в страну иностранных коммерсантов. Весной 1866 г. правительство вновь подвергло жестоким преследованиям католиков. В знак протеста французский флот поднялся по реке Ханган, на острове Канхвадо произошли вооруженные столкновения.
Изменения в общественно-экономической жизни привели большинство янбанов к разорению, в то время как крестьяне и купцы стремились сбросить оковы традиционных социальных ограничений. По мере углубления этого процесса правительство любыми способами пыталось остановить его. Другим фактором в изменении социальной структуры общества было появление все большего числа отпрысков янбанов от женщин более низкого происхождения.
Хотя с отменой крепостной системы число налогоплательщиков увеличилось, эксплуатация крестьян правящим классом стала причиной того, что налоговые поступления в государственную казну снизились.
2.2. Крестьянская война 1812 -1862 года
Засуха и последовавшее за ней наводнение, поразившие в этот период Корею, несли с собой неурожай и голод. За ними последовали непосильные налоги и принудительный труд, что вызвало волну крестьянских восстаний. В 1812 г. Хон Ген Нэ возглавил крестьянское восстание в Касане на севере Кореи и удерживал там власть в течение нескольких месяцев. Напуганные этим правительственные чиновники силами армии с трудом подавили восстание. На юге вплоть до о. Чечжудо, а также на севере крестьяне выступали против гнета правящей верхушки, местной аристократии и богатых помещиков.
Но и полвека спустя после хорошо организованного выступления Хон Ген Нэ положение крестьян не улучшилось. В 1862 г. крестьяне Чинчжу (провинция Кенсандо) выступили против местных властей и богатых помещиков-землевладельцев. Причиной выступления была жестокая эксплуатация бедных крестьян Пэк Нак Сином, назначенным военачальником западной части провинции Кенсандо.
Возглавил восстание Ю Ге Чхун, представитель местной интеллигенции, возмущенный грабительскими действиями Пэк Нак Сина. Повстанцы убили местных правительственных чиновников, подожгли административные здания. Напуганное сеульское правительство поспешило направить туда чиновника для расследования. После его доклада о произволе и мошенничестве со стороны местных властей правительство поспешило внести изменения в земельную и военную системы, а также систему выдачи зерна в долг, пытаясь устранить имевшиеся злоупотребления. Однако наивно было ожидать радикальных изменений от правительства правящего класса, непосредственно замешанного в подобных злоупотреблениях. Но по крайней мере была предпринята попытка хотя бы поверхностных реформ.
Крестьянское восстание в Чинчжу послужило сигналом к дальнейшим выступлениям, которые прокатились по провинциям Кенсандо, Чолладо и Чхунчхондо, о. Чечжудо, центральным районам Кореи и северным провинциям Хамгендо и Пхенандо. Крестьяне нападали на конторы в главных городах провинций и расправлялись с чиновниками.
В этой обстановке Чхве Чже У основал движение Тонхак (Восточное учение), целью которого было спасение крестьян от нищеты. Чхве Чже У стремился также удержать крестьян от участия в беспорядках и восстановить политическую и социальную стабильность в стране. Его учение скоро получило признание, он переложил его на музыку для лучшего понимания и восприятия крестьянами. Его идеи были систематизированы и собраны воедино как послание о спасении крестьян, находившихся в бедственном положении. Песни, которые он пел, представляли собой смесь традиционных идей конфуцианства, буддизма и сонге (учения движения Хваран в Силла). К ним он добавил современные гуманистические идеи. Еще одной стороной его учения было провозглашение идеи национальной исключительности, представлявшей собой раннюю форму национализма и отвергавшей зарубежную мысль.
ГЛАВА 3. Проблемы модернизации
3.1. Наступление капитализма
В конце XIX в. англичане, русские и другие европейские государства стремились к становлению торговых отношений с Кореей. В 1866 г. прусский купец Э. Опперт дважды обращался к корейским властям за разрешением на торговлю, но получил отказ. В том же году американский корабль «Генерал Шерман» вошел в корейские воды его целью принудить корейское правительство к торговле. Судно с грузом европейских товаров достигло реки Тэдонган и взяло курс на Пхеньян. Там американцы совершали акты насилия по отношению к корейским солдатам и гражданскому населению. В ответ разгневанные корейцы напали на корабль и подожгли его.
Кровавые расправы Тэвонгуна с католиками послужили толчком для агрессии со стороны Франции, которая уже заняла береговые плацдармы в Индокитае. 13 октября 1866 г. адмирал П.Ж. Роз, командующий французским флотом в Индокитае, повел свою эскадру в район о. Канхвадо и высадил там войска. Однако, получив отпор корейских вооруженных сил, французский флот был вынужден отойти от берегов острова.
Начиная с 1868 г., Япония, приступая к осуществлению политики агрессии в отношении Кореи, стала настаивать на переговорах о пересмотре традиционных отношений между двумя странами.
Для американцев изменения в этих отношениях были также очень желательны. В связи с инцидентом с кораблем «Генерал Шерман» усилились попытки Соединенных Штатов заставить Корею открыть порты. В
1871 г. Вашингтон направил свой Азиатский флот к берегам Кореи с целью оккупировать о. Канхвадо. Встретив решительный отпор корейского гарнизона, корабли США вынуждены были уйти из корейских вод.
Когда Япония выразила намерение пересмотреть традиционные дипломатические отношения с Кореей, принц-регент предложил восстановить прежний порядок, при котором посредником в отношениях между правительствами Кореи и Японии выступал правящий клан острова Цусима.
Поскольку регент упорно настаивал на своем, японские власти решили воспользоваться «корейским вопросом», чтобы отвлечь население своей страны от вызывавших его недовольство внутренних проблем, и начали готовиться к агрессии против Кореи. Японские представители в Корее получили задание собирать информацию о ситуации в стране. Японское руководство предлагало направить 30 полков для оккупации всего полуострова. Важное место в агрессивных планах Японии занимали природные ресурсы Кореи и хорошо развитое производство риса. Для осуществления своих замыслов японцы устраивали провокации, например, японские военные корабли появлялись на рейдах у берегов Кореи, близ Пусана и о. Канхвадо, создавая ситуацию, близкую к военной. Японская делегация, прибывшая 16 января 1876 г. в Капкот на о. Канхвадо, была полностью оснащена для ведения боевых действий, ее сопровождало 400 солдат.
В этой обстановке был заключен договор из 12 пунктов, составленный японской стороной и предусматривавший изменения в дипломатических отношениях между двумя странами. Его дополняло приложение, также выработанное японской стороной и состоявшее из торгового соглашения и договора о таможенном режиме, которое было подписано в июле. Эти документы обеспечили юридическую базу японской агрессии, предоставляя японцам такие привилегии, как экстерриториальность, освобождение от таможенных пошлин и правовое признание японской валюты в портах, открытых для иностранной торговли. Эти неравноправные договоры создавали правовую базу для японского вторжения в Корею. Они были навязаны Корее, подобно тому как за несколько лет до этого само) Японии были навязаны договоры с европейскими державами и США.
В 1881 г. были открыты порты Вонсан Инчхон, сфера японского присутствия Корее расширялась. Еще одним требование японцев было открытие консульства Япони в столице Кореи. Корейцы по-разному peaгировали на эти события: одни требовал дать отпор «бесчестным» иностранным державам, другие призывали к проведении реформ в стране.
Корейские ученые-конфуцианцы, основываясь на сообщениях из цинского Китая рассматривали проникновение европейской капитализма в страну как ее потенциально разрушение. Они стремились укрепит влияние неоконфуцианской этики и был нетерпимы к новым убеждениям. Закрыт регентом в 1864 г. многих местных школ способствовало дальнейшему распространению апатии среди населения. Лишенна; духовной, политической и финансовой опоры конфуцианская интеллигенция почувствовал; необходимость восстановления господств неоконфуцианских идей. Другой причиной развития ксенофобии было вторжение в 1866 г. иностранных кораблей в корейские территориальные воды.
В этой обстановке Ли Хон Но (1792—1868 призвал дать отпор посягательствам со стороны европейских капиталистических держав Он также призывал к политической реформе стабильности и укреплению обороноспособности страны. Ли Хон Но пришел : выводу, что европеизацию Кореи можно предотвратить, лишь не допустив проник новения капитализма, и предложил бойко тировать европейские товары. Его ученики многие конфуцианские ученые и мыслители связанные с его школой, также призывали к укреплению национальной обороны.
В 1881 г. многие конфуцианцы выступал против политики Японии и Китая по отношению к Корее. Примерно в то же врем Пэк Нак Кван утверждал, что Корея может открыть доступ иностранным предпринимателям только после того, как е собственная промышленность станс конкурентоспособной. Некоторые конфуцианцы были наказаны по обвинению в выступлениях против государственной политики. Те из них, кто выступал против иностранного влияния, главным образом ориентировались не на абстрактные идеи, а на проведение конкретных реформ.
3.2. Реформы и противодействие Японии.
В 1876 и 1880 гг. в Японию была приглашена корейская «миссия доброй воли» для ознакомления с новыми институтами, созданными в Японии по европейскому образцу. По возвращении в 1880 г. Ким Гвон Чжип (позднее известный под именем Хон Чжип) привез в Корею брошюру под названием «Чосон чхэнняк» («Хитрости Чосона»), написанную цинским чиновником из китайской дипломатической миссии в Японии. Автор в своей книге рекомендует Корее принять европейские институты и технологии во имя экономического развития и укрепления обороноспособности в сотрудничестве с Китаем, Японией и Соединенными Штатами, чтобы остановить русскую экспансию на юг.
Когда брошюра стала известна в Корее, конфуцианские ученые, которые в 1876 г. требовали дать отпор японскому влиянию, организовали движение против проникновения иностранного капитала. Это движение вскоре распространилось среди конфуцианских студентов в провинциях Кен-сандо, Канвондо, Кенгидо, Чхунчхондо и Чолладо. В 1881 г. правительство направило молодых аристократов в Японию для ознакомления с деятельностью административных, военных, просветительских, промышленных и технических учреждений. Тем временем по приглашению цинского Китая другая группа молодых корейцев из 60 человек во главе с Ким Юн Сиком посетила Китай, где изучала главным образом производство европейского оружия и его изменение. Такого рода попытки ведения реформ зарождались внутри правительства, но вскоре идеи реформ распространились не только среди аристократии и средних классов, но и в обществе
Японский посланник в Корее Ханабуса Есимото убедил корейское правительство ввести японскую систему военной подготовки; для этих целей было создано специальное командование. Проведение реорганизации в армии и ее обучение уже сами по себе являлись действенным элементом для подготовки к агрессии. В 1876 г. Япония монополизировала рынки Кореи. Два года спустя японский Банк Дайити открыл свой филиал в Пусане, побуждая японских купцов к торговле с Кореей. Скупая здесь рис, соевые бобы, шкуры крупного рогатого скота и россыпное золото по баснословно низким ценам, торговцы получали за них на родине огромные барыши. Корея была поставлена перед необходимостью выработки мер по защите своей экономики.
Неравенство, связанное с введением японской системы обучения, стало взрывоопасным фактором в армии. В период особого подъема оппозиционного движения солдаты, проходившие подготовку в специальных подразделениях по японской модели, были обеспечены намного лучше тех, кто служил в обычных войсках. Возмущенные такой несправедливостью, последние подняли мятеж. Они напали на японскую миссию, что вынудило главу миссии и его свиту ночью бежать в Инчхон. Государственная власть была вновь передана Тэвонгуну в надежде, что он сможет исправить положение.
Королева Мин и ее приближенные, которым едва удалось скрыться от повстанцев, покинули дворец и обратились за помощью к Китаю. Для подавления восстания китайцы отправили в Корею четыре военных корабля и 3 тысячи солдат. К тому же они схватили регента и увезли его в Пекин. Бежавший в Японию Ханабуса вернулся в Сеул 12 августа с полутора тысячами солдат и четырьмя военными кораблями. Он потребовал у корейского правительства компенсаций за ущерб, нанесенный восставшими, а также согласия властей на постоянное присутствие японских войск в Корее.
В Чемульпхоском договоре, заключенном под нажимом Японии, Корея согласилась выплатить 500 тысяч вон в качестве репараций и разрешила пребывание японских войск в столице для защиты японской миссии. Договор еще более расширил масштабы агрессивной деятельности Японии, развернувшейся вокруг портов Пусан, Инчхон и Вонсан.
Тем временем китайцы продолжали вмешательство во внутренние дела Кореи. Они способствовали реорганизации корейской системы государственного управления в своих интересах, назначая на важные посты членов проминской группировки, которые и до этого занимали высокие должности. Влиятельный сановник Ли Хунчжан отправил своих посланников П.Г. Меллен-дорфа и Ма Цзяньчжуна в Корею с целью реорганизации дипломатической службы Кореи. Цинский офицер Юань Шикай командовал корейской армией, внедряя китайскую систему обучения.
Чтобы восстановить контроль над Кореей, Китай рекомендовал ей заключить ряд торговых договоров с европейскими державами и Америкой. 22 мая 1882 г. был заключен, а 6 июня подписан корейско-американский торговый договор. 26 ноября 1883 г. в Сеуле Корея подписала пересмотренные договоры с Великобританией и Германией. Два новых договора, а также первый международный договор, заключенный с Японией, были крайне невыгодны для Кореи.
25 июня 1884 г. был подписан торговый договор с Россией, а затем 8 августа 1888 г. последовало утверждение «Правил об установлении русско-корейской сухопутной торговли»[5]. Торговый договор с Францией был подписан 4 июня 1886 г.
Корея заключила соглашение с Японией о торговой деятельности японцев, постоянно проживающих в Корее. Налоговые ставки, установленные по этому соглашению, были крайне невыгодны для Кореи. Меллендорф способствовал усилению русского влияния в Корее, чтобы заключить секретный договор о протекторате между двумя странами. Однако его планы были сорваны из-за оккупации Великобританией Комундо (порт Гамильтон) с целью помешать наступлению русских. Корея стала объектом соперничества мировых держав.
Вследствие британской оккупации Комундо 10 апреля 1885 г. Корея потеряла контроль над одним из лучших портов в южной акватории. Заручившись через Ли Хунчжана обещанием России не пытаться оккупировать какую-либо часть Кореи, 27 февраля 1887 г. Великобритания вывела свой флот из этого порта.
3.3. Политический переворот 1884 года. Восстание Тонхак 1894 года.
Заключение торговых договоров с рядом иностранных государств способствовало усилению проникновения капитализма в Корею. В этот период группа реформистов выступила с критикой в адрес ведущих политических деятелей, полагавшихся на иностранное влияние, и пыталась провести реформы, которые бы улучшили социальное положение народа и укрепили нацию. Главной задачей Ким Ок Кюн и Хон Ен Сик считали осуществление реформы с целью модернизации.
После восстания в армии группировка Минов обратилась за помощью к Китаю; в результате столица Кореи была оккупирована китайскими войсками.
В начале войны между Китаем и Францией японский посланник в Корее Такэдзоэ Синитиро вел переговоры с реформаторами о планах государственного переворота. Хотя Китай вывел из Кореи часть своих экспедиционных сил, он тем не менее сохранял здесь значительное военное превосходство над японцами.
Реформаторы задумали организовать убийство крупных политических деятелей, связанных с Китаем, во время приема 4 декабря 1884 г. Но заговор не удалось реализовать полностью. Сначала реформаторы, придя во дворец, потребовали от короля Кочжона, чтобы он дал согласие на реализацию их плана. 5 декабря они убили военачальников и министров в дворцовых воротах, когда те направлялись в королевские покои. Однако реформаторы были вынуждены бежать, так и не обнародовав свой декрет о реформе, состоявший из 14 пунктов. Ким Ок Кюн и Со Чжэ Пхиль бежали в Инчхон, а оттуда на японском корабле в Японию.
Япония решила проблемы с Китаем, заключив Тяньцзиньский договор, по которому обе стороны согласились а) одновременно вывести экспедиционные войска из Кореи, б) не направлять военных инструкторов для обучения корейской армии, в) заранее уведомлять друг друга об отправке войск в Корею. Однако Юань Шикай оставался в Сеуле, вмешиваясь во внутренние дела Кореи; Япония, в свою очередь, была готова использовать любую удобную возможность для осуществления своих агрессивных планов.
Япония уже укрепила свои позиции для экономического вторжения на полуостров. Японцы рассчитывали, что корейские продукты помогут удовлетворить увеличивавшийся одновременно с ростом японского населения спрос на рис и соевые бобы. Корейский рис был выше по качеству и гораздо дешевле. Японцы путем ростовщичества начали эксплуатировать корейских крестьян, делая их зависимыми от японского капитала. Через филиалы Банка Дайити, открытые в Пусане, Вонсане и Инчхоне, Япония также делала выгодные закупки воловьей кожи для военных целей и золота для резервного фонда Банка Японии. Сначала японский экспорт в Корею представлял собой главным образом перепродажу европейских, в частности английских, и американских товаров. Позднее Япония стала придерживать их для своих нужд, постепенно заменяя японскими товарами повседневного спроса, преимущественно низкого качества.
Увеличивался вывоз зерна из Кореи, что значительно ухудшало жизнь корейского крестьянства. В 1889 и 1891 гг. в связи с неурожаем в провинциях Хамгендо и Хзанхэдо, от которого сильно пострадали крестьяне, японское правительство взыскалось за скромные компенсации за ущерб, который якобы понесли японские купцы. В результате большинство корейских крестьян обнищало, недовольство было обращено против правящего класса, в своем бедственном положении, выходом было восстание. За период с 1884 г. когда произошел политический переворот, вплоть до 1894 г. во всех провинциях страны неоднократно вспыхивали крестьянские восстания.
В основе движения Тонхак (Восточное учение) лежала идея избавления крестьянства от нужды. Хотя это движение носило религиозный характер, в нем было заложено стремление к реальной национальной стабильности и безопасности. Видя, что Тонхак приобретает популярность, правительство обвинило его основателя Чхве в том, что он сеет смуту в обществе, и в 1864 г. он был казнен. Однако движение продолжало действовать, и под его знамена вставали все новые обедневшие крестьяне. В 1892 г. прошли крупные демонстрации сторонников Тонхак в провинциях Чолладо и Чхунчхондо. В 1893 г. приверженцы Тонхак пришли в Сеул и провели демонстрацию перед королевским дворцом, но были разогнаны солдатами. Около 20 тысяч последователей этого движения собрались в Поыне (провинция Чхунчхондо) и выразили решимость дать отпор посягательствам Японии и Европы. В 1894 г. движение Тонхак в провинции Чолладо возглавил Чои Бон Чжун. В этой провинции было построено новое водохранилище, и доступ к воде использовался как рычаг для еще более жестокой эксплуатации и без того угнетенных крестьян.
Убедившись в бесполезности мирных протестов, отчаявшиеся крестьяне прибегли к насилию. Правительство ответило жестокой расправой. Присланный из Сеула инспектор потребовал проведения массовых казней. Тогда Чон, возглавив крупную армию восставших, разбил правительственные войска, заняв столицу провинции г. Чончжу. Там восставшие согласились на перемирие и предложили комплексный план реформ. Но королевский двор, находившийся под влиянием клики Минов, обратился за помощью к Китаю. С 8 июня китайские войска численностью 2 тысячи человек начали высаживаться в Асане и захватили Кончжу, а 11 июня правительственные войска вновь заняли Чончжу. Крестьянская армия распалась. 10 июня из Японии прибыли 400 солдат морской пехоты, а 16 июня — смешанная бригада. Вскоре японские вооруженные силы вошли в Сеул.
Изгнав китайские войска с территории Кореи, японская армия стала расправляться с движением Тонхак. Объединенные правительственные и японские войска нанесли сокрушительный удар по движению Тонхак в Тхэыне (провинция Чолладо). Чон Бон Чжун был схвачен и обезглавлен в столице. Многие бойцы армии Тонхак были захвачены и уничтожены японцами.
Неудачная попытка государственного переворота 1884 г. свела на нет усилия по проведению реформ, однако население и некоторые руководители правительства остро чувствовали их необходимость. Распаду традиционного общественного порядка способствовали выступления крестьян. Эти обстоятельства привели Корею к необходимости начать реформу государственного управления.
Консервативное правительство было вынуждено принять предложения по реформе управления, выдвинутые в 1894 г. повстанцами движения Тонхак в Чончжу во время перемирия. Японская армия использовала крестьянскую войну в агрессивных целях. Затем, во время китайско-японской войны, Япония, прибегнув к угрозе силой, заставила Корею провести реформу и убрать из правительства консервативных политиков прокитайской ориентации. Китайско-японская война завершилась Симоносекским мирным договором, заключенным 17 апреля 1895 г. Китайское влияние в стране ослабло, но корейское правительство было насильственно вовлечено в империалистические агрессивные планы Японии.
27 июля 1894 г. был создан Высший военный и государственный совет — главный исполнительный и законодательный орган страны. 29 июля он утвердил программу реформ, состоявшую из 23 пунктов, однако эта программа не была полностью ориентирована на Корею, так как в ней нашли отражение и агрессивные планы Японии.
Реформистское движение возглавляли, главным образом, политики прояпонской ориентации; принц-регент боролся против японского влияния, призывая сторонников Тонхак присоединиться к антияпонским действиям.
Высший военный совет издал 208 указов, связанных с реформой. Они касались использования нового календаря, по которому летосчисление начиналось с основания династии Ли и государства Чосон; дисциплинарных мер против коррумпированных чиновников; либерализации коммерческой деятельности; установления новой валютной системы, основанной на серебряном стандарте; системы мер и весов; создания единого управления финансами под юрисдикцией министерства финансов; выплаты всех налогов только в денежной форме; создания акционерных обществ; отделения судебной власти в соответствии с законом о реорганизации судопроизводства и объединения сил полиции. Несмотря на эти меры, реформа вряд ли принесла существенные результаты. I декабря кабинет Ким Хон Чжипа был распущен, а Высший военный и государственный совет был упразднен. Новый кабинет попытался провести реформу на основе «Великого плана», состоявшего из 14 пунктов и представлявшего собой сокращенный вариант предыдущей программы реформы. План включал такие положения, как национальная самостоятельность и независимость; отделение королевского двора от правительства; собрание бюджетной системы в области государственных доходов и расходов под управлением министерства финансов; соединение установленных законом ставок при вторе налогов; обучение офицерского состава; создание военной системы, основанной на всеобщей воинской повинности; проведение реформы системы местного управления; жизни и собственности граждан состояние гражданского и уголовного кодекса привлечение знающих и опытных работников на государственную службу; предоставление талантливой молодежи возможностей для продолжения учебы с целью приобретения современных знаний и профессиональных навыков.
Заключение
Японская агрессия в Корее была, по выражению бывшего японского посланника в Лондоне Хаяси Тадаси, «вопросом жизни и смерти». По мере ее усиления группировка Минов вошла в сговор с русским посланником Карлом Вебером, чтобы вынудить Ким Хон Чжипа реорганизовать его кабинет. В результате такие деятели прорусского направления, как Ли Бом Чжин, получили посты в правительстве.
В ходе реорганизации армии в апреле 1895 г. правительство наняло японских офицеров в качестве инструкторов. Они обучали около 800 корейских солдат и офицеров, которые затем продолжали обучение в составе охраны королевского дворца. Этим решил воспользоваться японский посланник Миура Горо и другие японцы, планировавшие убийство королевы Мин, главной фигуры в группировке Минов, так как она вновь начала вести тайные переговоры с Китаем и Россией. Воспользовавшись услугами охранников, обучавшихся у японцев, а также тех, кто выступал против минской семьи, японские войска сломили сопротивление, оказанное королевскими телохранителями, и на рассвете 8 октября проникли во дворец Кенбоккун.
Захватив павильон Окхору, в котором находилась королева Мин, японцы убили ее, а тело, облив керосином, сожгли. Иностранные миссии в Корее были возмущены этой расправой. Японское правительство поспешно отозвало участников этого нападения, заключив их для видимости на краткое время в тюрьму в Хиросиме. Судебный процесс над ними, по словам японского историка Ямабэ Кэнтаро, «был преднамеренной судебной ошибкой с целью защитить преступников»[6].
Несмотря на жестокость японцев, европейские державы, опасаясь русской экспансии на юг, приветствовали открытую японскую агрессию, расценивая ее как противовес угрозе со стороны России. Германия считала необходимым постоянное присутствие японских войск в Корее, другие державы утверждали, что требование их вывода вызовет еще большие осложнения. Великобритания полагала, что, отдавая Корею под контроль
Японии, можно остановить экспансию со стороны России. Американское правительство инструктировало своего посланника не делать никаких неблагоприятных для Японии заявлений.
Узнав об убийстве королевы Мин кучкой японских заговорщиков, корейский народ был охвачен негодованием. Конфуцианские ученые мобилизовали лобровольцев на борьбу против японцев. Кабинет Ким Хон Чжипа, серьезно озабоченный случившимся, ускорил осуществление реформы. Был принят солнечный календарь, в Сеуле открыты начальные школы, введена прививка против оспы, начала действовать современная почтовая служба, проведена реорганизация военной системы, после чего королевская гвардия стала располагаться в Сеуле, а другие войска — в провинциях страны. Во время осуществления реформы японцы вынудили кабинет издать декрет, запрещающий носить на голове волосяную шишку. Граждан, носящих ее, арестовывали на улице или дома и насильно стригли. Чхве Ик Хен, пренебрегавший этим декретом, был арестован и помещен в тюрьму, но не сдавался. Подобными мерами японцы пытались уничтожить корейскую национальную самобытность, но лишь вызвали вооруженное сопротивление со стороны корейской добровольческой «Армии справедливости».
Стихийно возникшие войска «Армии справедливости», протестовавшие против этого запрета, появились повсюду в стране. На их подавление из Сеула были посланы войска королевской гвардии. Ослаблением в связи с этим охраны дворца решили воспользоваться русские. С русского военного корабля, стоявшего на якоре у Инчхона, было высажено на берег 100 моряков, якобы для охраны русской дипломатической миссии. Вскоре после этого прибыло подкрепление из 120 моряков. Бывший посланник Вебер, оставаясь в Сеуле, тайно убедил короля Кочжона скрыться в русской миссии. Тем временем министр внутренних дел Ю Гиль Чжун вел переговоры с японским посланником Комура Ютаро относительно контрмер против действий России. На заре 11 февраля 1896 г. Кочжон и наследный принц укрылись в русской дипломатической миссии, спасаясь от японцев. Их защищала и охрана других миссий. Японский посланник Комура посетил в русской миссии посланника Шпеера и предложил, чтобы император вернулся в королевский дворец, но Кочжон, выбирая меньшее из двух зол, отказался.
В то же время корейское правительство, идя навстречу предложению русского посланника, назначило русских консультантов по обучению армии и управлению финансами. В мае корейская делегация, возглавляемая Мин Ен Хваном и Юн Чхи Хо, заключила договор с Россией, которую представлял министр иностранных дел Лобанов. В нем подтверждалось, что: а) Россия будет защищать корейского монарха и, в случае необходимости, направит дополнительные войска в Корею, б) консультанты, о которых говорилось выше, будут подчиняться главе русской дипломатической миссии, в) правительства двух стран заключат соглашение о займе, если этого потребует экономическая ситуация в Корее, г) русское правительство санкционирует подключение телеграфных линий России к корейской телеграфной системе. Охраняя корейского короля, Россия не теряла времени даром, проводя в жизнь агрессивные положения договора.
Во время пребывания короля в русской дипломатической миссии корейская внешняя политика была направлена на то, чтобы защитить королевскую семью в атмосфере террора и насилия, созданной японцами во дворце. В связи с этим приходилось опираться на Россию, несмотря на ее агрессивные замыслы.
Соединенные Штаты, Великобритания, Франция, Германия и Япония боролись за получение концессий. Из своего русского убежища корейское правительство предоставило концессии без обычных оговорок относительно условий аренды или налогообложения. Предоставив концессии мировым державам, Корея понесла большие потери.
Вот в такую страну устремились западные державы: договор с США был подписан в 1882 г., с Англией и Германией — в 1883 г., Россией и Италией — 1884 г. В Корею, с её неразвитой промышленностью и отсталыми сельскохозяйственными технологиями, хлынули западные и японские товары, а вывозилось золото — ценность и рис— главная национальная ценность в области сельского хозяйства, была введена японская система военного образования, будучи породившая профессиональное и социальное неравенство. Корейский народ бурно отреагировал на экспансию мощным крестьянским восстанием, переросшим в крестьянскую войну. Особую роль сыграло движение Тонхак за национальную стабильность и безопасность, носившее религиозный характер, в основе идеологии которого лежала идея избавления крестьян. Тем не менее, народный бунт против захватчиков, сопровождавшийся разгромом японской миссии и последующим вынужденным бегством императора Коджона в Китай, явился для Японии временным и не самым серьезным препятствием.
Необходимо было преодолеть исторически сложившийся сюзеренитет Китая над Кореей, который до конца 19-го века продолжал оказывать существенное влияние на политические и экономические дела в стране. В 1894 гг. Япония высадила свои войска в Корею и развязала японо-китайскую войну 1894-1895 гг., в результате чего по Симоносекскому договору добилась от Китая отказа на его сюзерениальные претензии, а затем, при поддержке США и Англии в 1905 г. был заключён договор о протекторате Японии над Кореей.
За годы протектората были прежде всего проведены чистки в государственном аппарате: увольнялись “нелояльные” чиновники и на их место назначались японские служащие. В конце 1909 г. корейцы были вытеснены с постов уездных начальников, а впоследствии — даже письмоводителей.
Меморандумом, приложенным к очередному японо-корейскому соглашению 24 июля 1909 г. были упразднены корейские суды, функции которых полностью перешли японским судам. Далее последовало соглашение о полиции. Поводом для роспуска полицейского департамента послужила используемая японской стороной в качестве предлога необходимость “укрепления финансов”. Таким образом был предпринят один из последних шагов на пути к ликвидации суверенитета Кореи. Правительство страны теряло контроль за ситуацией в стране, становилось ширмой, за которой готовился захват Кореи.
Проекты её были разработаны весной 1909 г. Японией был создан секретный “комитет по подготовке аннексии Кореи”. Фактический глава комитета Тэраути Масатакэ к концу ноября разработал план действий, в котором важное место занимала обработка общественного мнения Кореи. Проводить данную политику было решено через агентуру созданной для этого коллаборационистской организации Ильчинхве — проводника японской империалистической политики.
Генеральный резидент Сонэ Араскэ докладывал в Токио, что “народ везде восстаёт против японцев, потому что он недоволен действиями нашего правительства” и пригрозил карательными мерами янтияпонски настроенным организациям, установив усиленную охрану владений и руководителей Ильчинхве. Вскоре Сонэ Араскэ был уволен, что ознаменовало собой последний этап подготовки аннексии Кореи. Более “подходящей” фигурой на этот пост оказался бывший военный министр Японии Тэраути Масатакэ, который, в общих чертах продолжая политику предшественника, — сотрудничество с корейской аристократией, её поощрение японскими титулами, финансовой поддержкой уходящим в отставку чиновниками — своё главное внимание уделил военному обеспечению грядущей аннексии: общая численность японских войск в Корее достигла 50 тыс. человек. Если доверять приблизительным данным русской печати того периода, то можно утверждать, что в Корею прибыло более 1,5 тыс. жандармов, обученных для борьбы с партизанами. Созданы восемь новых полицейских участков, крупные военные силы были стянуты на охрану государственных учреждений, тюрем, банков, железных дорог — стратегических важных объектов.
В противовес угнетателям усилилась борьба добровольческой “Армии справедливости” против правления генерального резидента, возникла тайная организация Синминхве, целью которой являлось восстановление независимости страны. Возглавляемая Ан Чхан Хо, к 1910 г. Синминхве стала национальной организацией, насчитывавшей 300 членов, представлявших все корейские провинции. По неподтвердившемуся обвинению в намерении совершить покушение на генерал-губернатора Тэраути по дороге на церемонию открытия железнодорожного моста через Амнокан 27 декабря 1910 г. было арестовано свыше 600 членов общества и сочувствующих, из которых 105 подверглись жестоким пыткам, шестеро приговорены к тюремному заключению. В защиту выступили иностранные христианские миссионеры. А.Дж. Браун, генеральный секретарь пресвитерианских миссий в книге “Дело о корейском заговоре” выступил с критикой колониальной политики Японии, назвав Корею “хорошо контролируемой исправительной колонией”. Впоследствии, несмотря на попытки Тэраути роспуска организации, Синминхве продолжила свою деятельность, организовав Штаб Армии независимости с целью настроить общественное мнение на борьбу за восстановление суверенитета, а затем осуществляла поставки оружия Временному правительству в изгнании, находившемуся в Шанхае.
Особое же отношение России к корейской проблеме имело свою предысторию. Дело в том, что по русско-японскому договору от 25 апреля 1898 г., заключённого министром иностранных дел Японии Ниси и русским посланником в Японии Розеном, России обязалась не препятствовать проникновению Японии в Корею при согласии последней на аренду Порт-Артура сроком на 25 лет. Между двумя державами, имеющими как политические, так и экономические интересы в Корее, установились отношения негласного за неё соперничества. Когда было подавлено ихэцюаньское восстание (названного европейцами боксёрским — И-хэ-цюань (туань) в переводе с китайского означает “Кулак (отряд) во имя справедливости и согласия”) и Китай договором от 7 сентября 1901 г. также был в военно-политическом плане превращён в полуколонию европейских держав, усилились выступления против иностранцев. Россия, воспользовавшись сложившейся ситуацией, под предлогом охраны железной дороги направила в Маньчжурию 180-тысячную армию и, оккупировав три четверти её территории, стала выжидать благоприятного момента для вторжения в Корею.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Экономико-географическая энциклопедия. изд. Палей, 1995.
- “Современная Корея” Москва 1971г.
- “История Кореи” том 1 изд. “Наука” Москва 1974 год.
- Современная Корея. Справочное издание. М., 1971
- История Кореи, тт. I–II. М., 1974
- Большов И.Г., Толорая Г.Д. КНДР. М., 1987
- Толорая Г.Д. Республика Корея. М., 1991
- Корея. Справочник. Сеул, 1993
- Аносова Л.А., Матвеева Г.С. Южная Корея. Взгляд из России. М., 1994
- Ланьков А.Н. Северная Корея: вчера и сегодня. М., 1995
- Республика Корея: опыт модернизации. М., 1996
- Горелый И.О. Корея: концепция объединения. М., 1997
- Ли Чхон-вон. «Чосон кындэса» Пхеньян, Издательство Труд. Партии Кореи, 1995.
- Петров Леонид.«Сеульский Вестник», №47б 1-30 июня 2000
- Дмитрий Косырев. Аналитический канал «Восточная политика», апрель 2002
- Геннадий Чародеев. Известия, 17 февраля 2001
- Гафуров Н. История Кореи, в 2-х т. М., 1973 г.
- Корея. Справочник государственной службы информации республики Корея для зарубежных стран. 1994 г.
- Asian NICs. W., 1987; Major Statistics of Korean Economy. 1996, 9. 1.
- “Korea, it’s history & culture” Seoul 1994
- “A new history of Korea” Ki baik Lee translated by Edward W. Wagner with Edward J. Shultz.1999.
- “Современная Корея” Москва 1971г.
- “Korea, it’s history & culture” Seoul 1994
- Северная Корея: вчера и сегодня. Москва, «Восточная литература», 1995. Переработанный и дополненный в 1999-2001 гг. вариант.
- Ли Чхон-вон. «Чосон кындэса» [Новая история Кореи (1)]. Пхеньян, 1949.
Ким Ир Сен. ‘»Ричжо силлог»-ыль кучхуль хальтте тэхаё’ [О спасении «Личжо силлок»] (8 Июля 1950), «Ким Ильсон чончип» [Избранные работы]. Пхеньян, Издательство Трудовой Партии Кореи, 1995. - Ли Чхон-вон. «Чосон минчжок хэбан ундон-е иссосо-ый чогук кванбокхве-ый ёкхаль» [Роль Общества возрождения родины в Корейском национально-освободительном движении]. Пхеньян, Издательство Трудовой Партии Кореи, 1957.
Пэк Нам-ун. Чогук Тхонир-ый Киль [Путь к объединению родины] в книге «Сурённим-ый пхумсогесо» [В объятиях Вождя]. Пхеньян, Инмин чхульпханса, 1970. - Сборник «В объятиях Вождя» в 1960-х и 1970-х годах издавался специально для агитационных целей среди корейцев за рубежом.
Хван Чжан-ёп. «Нанын ёкса-ый чилли-рыль поатта» [Я видел правду истории]. Сеул, Хануль, 1999, стр.147 - Петров Леонид.«Сеульский Вестник», №47б 1-30 июня 2000
- Приложение к Коммерсант-власть, 29 февраля 2000 года
- Asian NICs. W., 1987; Major Statistics of Korean Economy. 1996, 9. 1.
- Шипаева В.И. «Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства», Мир, Москва, 1994
- Ломакин В.К. «Мировая экономика», Финансы, М, 1998.
- Дак Ву Нам «Опыт экономического развития Кореи в условиях
- рыночной системы», 1993.
- Экономико-географическая энциклопедия. изд. Палей, 1995.
- Вада Харуки. Ким Иль Сон-гва Манчжу Ханъиль чончжэнъ (Ким Ир Сен и антияпонская война в Маньчжурии). Сеул, 1992. C.28
- Suh Dae-suk. Kim Il Sung: The North Korean Leader. New York, Columbia University Press,1988. P.6
- Вада Харуки. Ким Иль Сон-гва Манчжу Ханъиль чончжэнъ… Сс.41-42
- Мартынов В.В. Экономико-географ характеристика КНДР и Юж.Кореи.М. 1970
- Amsden Alice. Asia’s next giant: South Korea and late industrialization. New York, «Oxford University Press», 1989
- Kang Myong-hon. The Korean business conglomerate: Chaebol then and now. Berkeley, «Institute of East Asian Studies», 1996
- Song Byung-Nak. The rise of the Korean economy. Hong Kong – New York, «Oxford University Press», 1990
- Steers Richard. Made in Korea: Chung Ju Yung and the rise of Hyundai. New York, «Routledge», 1999
- Леонид Петров. Сервер fortunecity.com, 1999
[1] “История Кореи” том 1 изд. “Наука” Москва 1974 год.с 67
[2] “История Кореи” том 1 изд. “Наука” Москва 1974 год.с 67
[3] История Кореи, тт. I–II. М., 1974 с 89
[4] История Кореи, тт. I–II. М., 1974 с 89
[5] Song Byung-Nak. The rise of the Korean economy. Hong Kong – New York, «Oxford University Press», 1990с57
[6] Петров Леонид.«Сеульский Вестник», №47б 1-30 июня 2000