АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Внешняя политика Америки США в начале 19-го века (Кур)

содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

  1. Формирование Подхода к ВНЕШНЕПОЛИТЧЕСКОЙ

ПРОБЛЕМЕ………………………………………………………………………8-12

  • Возникновение демократической традиции США………………………8

1.2. Пласта определяющие либеральный подход и доктрина Монро……..11

 

  1. принципы американской внешнеполитической

стратегии……………………………………………………………………13-18

2.1.Доктрина Монро…………………………………………………………..13

2.2. Внешнеполитическая стратегия по доктрине Монро………………….15

 

  1. 3. Экспансия во внешней политике США………………………..19-26

3.1. Эпоха расширения федеральных территорий…………………………..19

3.2. Использование противоречий между Великобританией и Францией для дальнейшего расширения территорий…………………………………..21

 

 

Заключение……………………………………………………………………..27

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Накануне грядущего XXI века Соединенные Штаты Америки продолжают оставаться одной из великих держав. В западной политологии и советской исторической науке прежде уделялось много внимания проблеме формирования американской внешней политики на мировой арене. Действительно, распад СССР в 1991 году вызвал образование новых независимых стран как на территории бывшего Советского Союза, так и в некоторых других регионах мира, что увеличило внимание всего мирового содружества к ним. Появление новых членов мирового сообщества также не могло не вызвать возрастающее внимание со стороны США как огромной мировой державы. США имеют соответственно всевозрастающие интересы в этих новых независимых странах.

В сегодняшнее время, США, будучи ведущей страной Запада, продолжают быть мировым лидером, несмотря на то, что они постепенно склонны утрачивать свои прежние супердержавные позиции в мире, которые они приобрели после 1945 года. США сохраняют свои ведущие позиции в мировой экономике, что не может не отразиться в других сферах, такие как технология и средства массовой информации. Фактически весь европейский континент, а также бывшие колониально-зависимые страны как посредством своих бывших метрополий, так и непосредственно испытывают экономическое и культурное влияние США. «Судьба американского народа с самого начала предопределена самим богом и ему суждено стать образцом подражания для всех остальных народов земного шара»[1].

Культ силы, теология доктрины «предопределения судьбы», отождествляющая американскую территориальную экспансию с волей бога, расистская теория «американского века», геополитические концепции Маккиндера, адмирала Мэхэна и Николаса Спайкмена, доктрина Монро со всеми ее дополнениями, доктрина «открытых дверей» и наконец Вильсоновский универсализм, отождествляющий интересы американского экспансионизма с универсальными интересами человечества — вот элементы идеологии мирового господства США, которая сложилась на рубеже XIX-XX столетий и с тех пор мало в чем изменилась. Начиная с войны против Испании в 1898 г. и кончая трагическим для всего человечества периодом воцарения глобальной утопии «нового мирового порядка», который З.Бжезинский назвал «американским вторжением в геополитический вакуум Евразии, образовавшийся после распада Советского Союза»[2], преемственность американской идеологии и внешнеполитических целей совершенно очевидна.

Целью работы является выявление истоков американского подхода к внешней политике, сформировавшегося в начале XIX в.

Практика свидетельствует, что в обществах, социально и политически структурированных, с развитыми демократическими традициями и публичной политикой, к которым относится большая часть стран Западной и Центральной Европы, превалирующее влияние на политическое действие оказывают, как правило, общенародные и социальные групповые интересы и только потом — партийные и личные.

Вышеизложенное определило цель исследования — дать оценку того в чем выражается связь внешней политики США с его внутренним обустройством? На мой взгляд, следует обратить внимание на утверждение американского политолога Г.Уайджерта о том, что «в послевоенный период Америка должна способствовать освобождению Евразии от всех форм империализма и утверждению там свободы и демократии американского образца»[3]. Феномен американского патриотизма как внутреннего политического фактора сыграл одну из решающих ролей в окончании «холодной войны» и победы над соперником — СССР.

В этой связи в работе поставлены  следующие основные задачи:

  • проанализировать тенденции, почему США в своей идеологии придерживаются мифа о богоизбранности? Супердержавность США, особенно в период после окончания «холодной войны» в определенной степени подтверждает американский миф о миссии Америки на лидерство в мире. Для того, чтобы понять феномен американской геополитики, проследим исторический путь к внутриполитической демократии и глобальной политике США.
  • показать эволюцию подходов в западной политологии этот процесс освещается в практическом изложении, то в советской науке он имел открытую идеологическую подоплеку. Однако ни в каком из этих двух подходов не затрагивалась связь внутренней и внешней политики США, хотя в советской американистике широко излагалась история американской внешней политики, и были попытки связать эти два аспекта.
  • разобраться какая цивилизационная идея движет американцами? Мы знаем, что в стране доминируют разные формы протестантизма, т.е. в основе — та же идея индивидуальной экономической свободы, как и в Германии. Но в США нет пиетета к государству, как в Германии. США всегда были достаточно сильными, чтобы не бояться соседей, а соседи США были всегда достаточно слабы, чтобы внешняя угроза не воспринималась американцами как часть их мировоззрения.

Поэтому идею экономического индивидуализма американцы развили дальше, в идею полной автономии личности во всех сферах общественной жизни. Выборная демократия первоначально утвердилась в США, которые с тех пор стали ее знаменосцами.

Хронологические рамки работы охватывают период с 1801-1849 США как бы «потерялись» в мировой истории, разделившись на два лагеря: южный и северный, рабовладельческий и капиталистический, «аристокартический» и демократический.

В работе была использована широкая источниковая база. серьезным подспорьем в  работе явились публикации монографии отечественных и зарубежных авторов,  полезными оказались и научные исследования в области политики США. Особо следует выделить публикации, связанные с самой концепцией.

В концентрированном виде интересы Запада, а точнее США, сфор­мулированы в нашумевшей книге З.Бжезинского «Великая шахматная доска» (Brzezinski,1997). Американская политология в его лице наконец нашла достойное определение для Евразии — «Великая шахматная дос­ка», на которой «единственно истинная и последняя супердержава» -Соединенные Штаты Америки — должна разыграть свою партию, чтобы удержать мировое превосходство. Это сердцевина идеи, которая прони­зывает последнюю книгу бывшего советника по национальной безопас­ности в Белом доме Збигнева Бжезинского.

Автор всегда был упорным и непреклонным противником Советско­го Союза. Двадцать лет назад мировую прессу обошла фотография З.Бжезинского на афгано-пакистанской границе, на которой он изобра­жен с автоматом, нацеленным в сторону СССР. Также было любопытно наблюдать и слушать бывшего советника по национальной безопасности в ноябре 1993 г. в стенах Казахстанского института стратегических иссле­дований, где он только начинал излагать свои идеи, которые леги позднее в основу «Великой шахматной доски».

Трудно с первого взгляда понять, что перед нами: строгий научный анализ современных международных отношений или призыв-манифест к Америке править миром. Однако более внимательное прочтение книги Бжезинского позволяет заметить, в какой момент автор переходит от на­учности к гипотетичности, то есть начинает выдавать желаемое за дей­ствительное. Безусловно, автор совершенно точно указывает на причи­ны, приведшие к поражению Советского Союза в его борьбе против Америки за мировое лидерство. К этим причинам Бжезинский отнес догматический, ортодоксальный характер коммунистического режима в отличие от гибкой, демократичной идеологии Запада. По этой же причи­не, а также в результате культурного превосходства Америки, которое вызывало подражание у ее союзников, в то время как союзники и васса­лы Москвы отвергали ее культурное и цивилизованное лидерство, США сумели сплотить и повести за собой союзников. Советскому Союзу при­ходилось неоднократно прибегать к силе, чтобы сохранить единство сво­его блока. Бжезинский только легким намеком, ссылкой на цитату из другого автора, дает понять, что истинный механизм распада советской империи — в стремлении местных национальных элит к большей автоно­мии, к большей власти, то есть к собственному господству без контроля со стороны Москвы.

Историческая часть книги Бжезинского, посвященная анализу суще­ствовавших в истории империй, претендовавших на континентальное и мировое господство, представляет собой один из наиболее удачных раз­делов его эссе с научно-исторической точки зрения. В качестве главного критерия понятия «империя» на примере Рима Бжезинский использует культурный фактор, культурное превосходство Рима, включавшее в себя административную, военную и юридическую систему. И именно в куль­турной деградации наряду с политическим разделом империи и финан­совой инфляции автор видит основную причину упадка, распада и гибе­ли Римской империи как цивилизации. В культуре, вернее в ощущении культурного превосходства над другими автор видит стержень, на кото­ром существовала, периодически распадаясь и воссоединяясь, и Китайс­кая империя.

Кыдырбекулы Д.Б., Роль США в мировой политике: влияние на Казахстан — Алматы: ТОО «Комплекс», 1999. — 122 с. В монографии на основе широких политических, исторических и исследовательских материалов дается анализ политики США в мире как великой державы. Глобальная политика, проводимая Америкой не может не затронуть Казахстан как молодую суверенную страну. Автор, книга которого предлагается к вниманию читателей, является молодым казахстанским политологом. Дулатбек Кыдырбекулы, кандидат политических наук, профессор Казахско-Американского Университета, возглавляет Центр социально-политических и международных исследований при КАУ[4]. Окончив Казахский Государственный Университет, он занимается изучением политики и международных отношений, геополитики и безопасности, демократии и военной политики. Будучи Фулбрайтским стипендиатом, он проходил стажировку в Колумбийском Университете (Нью-Йорк), где изучал внешнюю политику США. Имеет 24 научных труда, 16 из которых опубликованы после защиты кандидатской диссертации, в т.ч. две монографии на английском языке, написанные в США.

В своей книге автор делает попытку дать объективный анализ и ответить на те вопросы, которые связаны непосредственно с ролью ведущей мировой державы — Соединенных Штатов Америки в глобальном процессе развития, где задействован также и Казахстан.

Попытка на концептуальном уровне оформить стратегию США в отношении Центральной Азии была сделана помощником госсекретаря Б.Линна Паско в речи в Йельском университете в конце сентября. В своей речи Паско попытался, с одной стороны, дать масштабное видение изменений в регионе и американской политике за последние десять лет, а с другой — очертить круг стоящих перед Вашингтоном задач.

Методологической основой дипломного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых (историков, политологов, экономистов и юристов-международников), внесших вклад в разработку новых представлений о концептуальных моделях общественного развития. В ходе изучения были рассмотрены основные документы и программы данного периода, связанные с внешнеполитической деятельностью США, такие как: Декларация независимости, Конституция, доктрина Монро и ряд других.

Наряду с междисциплинарной базой в качестве методологических основ автор исходил из необходимости применения методов интегративного, исторически-сравнительного, политического и правового анализа с элементами компаративистики и системного подходов. Автор работы опирался также на известные методы научных исследований: анализ ситуаций (наблюдение, изучение документов, формирование банка данных), контент- и инвент-анализы.

Структура работы отвечает целям и задачам исследования, направлена на раскрытие его предмета и объекта. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и использованной литературы.

  1. Формирование Подхода к ВНЕШНЕПОЛИТЧЕСКОЙ

ПРОБЛЕМЕ

 

1.1. Возникновение демократической традиции США.

 

Наличие демократических традиций еще в колониальный период, проведение революции, которая не закончилась ни кровавым политическим террором, ни гражданской войной, дали американцам уверенность в своей исключительности перед европейскими нациями, в том, что они — избранный народ. Несмотря на это, Америка, однако, обосновывала свою исключительность тем, что режим демократии является наилучшим, и поддерживала появление демократических режимов в мире, а Война за независимость и принятие Декларации независимости сделало право народов на самоопределение одной из важнейших внешнеполитических установок. Опыт колониальных войн, ведшихся Англией против Франции и Испании после 1688 г. с перерывами до конца Семилетней войны, привел к пониманию того факта, что из-за споров в Европе Америка становится театром военных действий. В дальнейшем это послужило одной из причин самоизоляции США.

После завершения Войны за независимость перед Соединенными Штатами встала проблема встраивания в международную систему. Специфический подход к международным делам, существовавший на протяжении первых полутора сотен лет американской истории, возник в первые годы существования республики как комбинация идеологического подхода и выражения собственных национальных интересов, сводившихся к необходимости защиты независимости. Этот период характеризуется обострением противостояния сил в Европе.

Войны революционной Франции и последовавшая за ними эпоха наполеоновских войн, охватившая Европу более чем на двадцать лет, не могли не затронуть и Соединенные Штаты. Несмотря на то, что Франция первой признала США и именно ее участие в Войне за независимость во многом сыграло решающую роль в победе, Соединенные Штаты заняли позицию нейтралитета, а после установления во Франции якобинской диктатуры возобладавшая в США пробританская позиция федералистов привела к заключению американо-английского договора Джея, что еще более усилило трения между США и Францией и привело к принятию актов об иностранцах и «необъявленной войне»[5].

Америка продолжала занимать позицию нейтралитета и после прихода к власти Томаса Джефферсона. Во Франции в это время установилась диктатура Наполеона Бонапарта, и Джефферсон определил наполеоновские войны как конфликт между тираном морей и тираном суши, иными словами, стороны европейской битвы были, по его мнению, морально эквивалентны друг другу. Неприсоединение стало основным принципом внешней политики Соединенных Штатов.

Джордж Вашингтон в прощальном обращении к нации 17 сентября 1796 г. заявил, что было бы неразумным «впутывать себя посредством искусственных связей в обычные хитросплетения этой (европейской) политики или в обычные комбинации и коллизии, проистекающие из внутриевропейских дружественных или враждебных отношений. Наша отъединенность и пребывание в отдалении требуют от нас и позволяют нам следовать иным курсом».

Нейтралитет США был связан, прежде всего, с неприятием господствующей в Европе системы равновесия сил. Американские администрации периода ранней республики отвергали силовые принципы ведения внешней политики. Американские политики были убеждены, что постоянные войны в Европе — следствие циничных методов управления государством.

Система равновесия сил основывалась на предпосылке, что гармония может возникнуть в результате конкуренции эгоистичных интересов. Американская политика строилась на осознании того факта, что государства должны действовать как партнеры, а идею противопоставления морали государств и морали людей отвергали.  Этой точки зрения придерживались практически все видные деятели раннего периода существования республики, за исключением Александра Гамильтона, который писал, что «примат нравственности в отношениях между нациями проявляется не в той степени, как в отношениях между индивидами…мероприятия правительства касаются миллионов живущих ныне и большинство из числа будущих поколений, тогда как последствия частных действий индивида обычно касаются лишь его одного или же ограниченного круга близких ему лиц»[6]. Американцы выступали против европейской системы ценностей, объясняя возникновение войн в Европе преобладанием институтов, отрицающих человеческое достоинство и свободу. Таким образом, представление, что мир зависит, прежде всего, от распространения демократических институтов, было заложено в основу внешнеполитической концепции США. Соединенные Штаты Америки отвергали возможность возникновения противоречия между проблемой выживания нации, ради спасения которой возможны любые действия, и проблемой моральной внешней политики. Америка, являясь по представлению отцов-основателей образцовой демократией и провозглашая, что принципом внешней политики должен стать образц отношений между людьми, оказалась перед выбором поведения на международной арене. Следует ли считать основной целью внешней политики активное содействие распространению институтов свободы, или Америка должна воздействовать лишь своим примером, отгородившись от пороков Старого света и не вмешиваясь в его дела? Джефферсон и его преемники сделали выбор: «справедливое и прочное республиканское правительство» в США «будет вечным памятником и примером»[7] для всех народов мира, Америка приветствовала создание демократических правительств, однако не предпринимала никаких действий в их поддержку. Отвергая политику равновесия сил, присущую европейским державам, США умели, однако, воспользоваться плодами этой политики. В период противостояния основных европейских держав в ходе наполеоновских войн Соединенные Штаты начали проводить политику экспансии на континенте и стремились к сведению на нет влияния европейских государств. Отцы-основатели использовали положение дел в Европе для расширения влияния в регионе. В ходе англо-американской войны в 1814 г., когда войска Великобритании захватили Вашингтон и сожгли Белый Дом, Т. Джефферсон, еще не зная об отречении императора, писал, что «нашим интересам не может отвечать сведение всей Европы в единую монархию, даже если бы следствием этого стало затягивание нашей войны, я скорее согласился бы на это, нежели на то, чтобы вся мощь Европы сосредоточилась в одних руках»[8].  Но исключив себя из сферы международных отношений Европы, Соединенные Штаты Америки захотели исключить и «порочные» методы европейской силовой политики из Западного полушария, результатом чего стало провозглашение в президентском послании к Конгрессу США 2 декабря 1823 г. «доктрины Монро», ставшей первым документом, систематически излагавшим принципы поведения Соединенных Штатов на международной арене. Дж. К. Адамс сформулировал положение о том, что Америка больше не может служить объектом европейской колонизации, а угроза интервенции Священного союза дала повод для выдвижения второго принципа доктрины Монро — о недопустимости силового вмешательства стран Европы в дела Латинской Америки. «Доктрина Монро» объявляла о готовности США прибегнуть к войне для сохранения неприкосновенности Западного полушария. Распространение власти европейских держав «на любую частицу данного полушария», гласила эта доктрина, будет рассматриваться «как опасное для мира и нашей безопасности». «Доктрина Монро» оставалась важнейшим программным документом американской внешней политики на протяжении ста лет.

 

1.2. Пласта определяющие либеральный подход и доктрина Монро.

 

Для США после провозглашения независимости наиболее характерной чертою был новый, революционный подход к дипломатии и международным вопросам, в котором признавались такие права нации, как право на самоопределение, право на уважение мнения нации при проведении внешней политики, а также возможность подхода к проблематике отношений между государствами с морально-этической точки зрения. Это вызвало неприятие европейских подходов с их практикой равновесия сил. Желание сохранить американскую демократию, не вступая в контакт с Европой, привело к принятию доктрины Монро.

 

Таким образом, можно выделить 3 пласта, определяющие либеральный подход США к внешнеполитической проблематике. Первый — идеологический. Это — наличие укоренившихся в сознании максим, таких, как превосходство демократической формы правления, наличие естественных прав, в том числе и права нации на самоопределение, отказ от силового подхода во взаимоотношениях с государствами.  Второй пласт предполагает наличие национальных интересов. Используя и варьируя идеологию в соответствии с реальностями мира, США охраняли свои национальные интересы. Пример этого можно увидеть не только в экспансии на Запад, но и в доктрине Монро, которая в первоначальном варианте охраняла США от влияния европейских держав, но после того, как государство окрепло, послужила, в своей расширительной трактовке, оправданием экспансии.

 

Третий пласт предполагает, что при отрицании методов, присущих европейским державам, США использовали сложившуюся ситуацию в Европе для сохранения и расширения собственного влияния.  Преобладал, однако, именно идеологический пласт. Необходимость апеллировать к тем постулатам, которые были завещаны отцами-основателями, стояла перед любой администрацией. Сочетание всех трех пластов с доминированием идеологического и является либеральной концепцией внешней политики, характерной для США того периода.

 

 

 

  1. принципы американской внешнеполитической

стратегии

 

2.1.Доктрина Монро

 

В 1821 г. известный американский политик, государственный секретарь, Джон Квинси Адамс, сформулировал принципы американской внешнеполитической стратегии, не оспаривавшиеся на протяжении всего XIX века и позволившие стране занять ее уникальное место в мире. Тогда Адамс писал: «Сердце Америки, ее благословение и ее молитвы там, где расцвели или расцветут ценности свободы и независимости. Но она не выйдет из своих границ, преследуя чудовищ. Она желает сво­боды и независимости всем, но защищает их она лишь внутри себя…[иначе] она может стать мировым диктатором и перестанет быть хозяйкой своей души» (с. 238). В ХХ веке Соединенные Штаты далеко отклонились от этой политической линии, будучи воодушевлены теми несомненными успехами, которых благодаря этой линии страна достигла в начале столетия. Однако времена меняются, и сегодня самые разные страны и альянсы взирают на Соединенные Штаты отнюдь не с прежними благоговением и почтительностью. Современный мир серьезно отличается от того, каким он был сто или пятьдесят лет назад, и, размышляя о проблемах, стоящих перед американской внешней политикой, нельзя, на наш взгляд, забывать, что именно доктрина Адамса, а не доктрина Монро вывела Америку в авангард мирового социального и экономического прогресса. В демократическом мире, принципы которого так высоко ценят в США, лидеры не навязываются – их выбирают. В этом мире ­ничто так не плодотворно, как терпение и выдержка; ничто не наказывается в нем так, как торопливость и неразборчивость. Поэтому – приходим мы к выводу, перелистнув последнюю страницу книги Киссинджера, – лучшее, что могут в настоящее время сделать Соединенные Штаты, – это забыть о мелких обидах и дать миру возможность сделать несколько шагов вперед без их кажущегося сегодня назойливым руководства. Пусть у стран и народов планеты остается возможность вновь обратиться к Америке как к демократически избранному лидеру, если того потребует ситуация. А если такой потребности не возникнет, то не станет ли это свидетельством того, что американские ценности на деле доказали свою универсальность?

Доктрина Монро. 2 декабря 1823 года президент Джеймс Монро в своем послании Конгрессу изложил основные принципы внешней политики США. Данная декларация получила название Доктрина Монро. Основная разработка принципов внешней политики США, изложенной в Доктрине Монро, принадлежит государственному секретарю Джону Куинси Адамсу, ставший затем президентом.

Появление Доктрины Монро связано с политикой европейского Священного Союза, созданного в период падения господства Наполеона Бонапарта. Началось с подавления буржуазной революции в Испании, куда были посланы французские войска весной 1823 года от имени Священного Союза. В это время Испания терпела поражение в Латинской Америке. Подавление испанской революции грозило наступлением Священного Союза на освободившиеся наций Латинской Америки. В этой обстановке США грозила в свою очередь новая война с Великобританией, которая стояла во главе Священного Союза.

Доктрина Монро гласила, что освободившиеся наций двух американских континентов не могут более рассматриваться в качестве объекта со стороны геополитических притязаний европейских держав. При этом американское правительство любое покушение на одну из этих стран воспринимали как удар по США. «Америка для американцев»[9] — так был провозглашен принцип регионального патриотизма. В ответ на отказ от европейской экспансии Монро и Адамс заявили, что США не будут вмешиваться в европейские дела, ссылаясь на нейтралитет в борьбе латиноамериканских наций против испанского господства. Адамс в эти годы был глубоко убежден, что Канада и Мексика, а также Куба и Центральная Америка со временем станут сферой влияния США. Доктрина Монро широко была реализована в период после гражданской войны. Таким образом, Доктрина Монро стала прообразом Организации Американских Государств (ОАГ), где США принадлежит ведущая роль.

История доктрины Монро смыкается с историей американского империализма. Завершающим этапом и глобализацией этой доктрины является завоевание Восточной Европы путем поглощения Польши, Чехии и Венгрии НАТО, расчленение, разрушение и оккупация Югославии и установление американской гегемонии на Балканском полуострове, провозглашение доктрины Клинтона-Олбрайт -очередной поправки к доктрине Монро, согласно которой НАТО присваивает себе все основные функции ООН. Если несколько лет тому назад «Партнерство во имя мира» и планы расширения НАТО были до поры лишь «новым планом Барбаросса для завоевания России»[10], то после расправы с непокорной Югославией этот американский «план Барбаросса» в виде дальнейшего расширения НАТО все больше и больше близится к осуществлению.

Неслучайно выдающийся американский историк Вильям Вильямс неоднократно подчеркивал в своих работах, что доктрина Монро, и в особенности основанная на этой доктрине политика «открытых дверей» определяют экспансионистское мировоззрение — Weltanschauung — американской внешней политики на протяжении последних ста лет. В 1823 г. президент США Дж.Монро провозгласил свою доктрину, ставшую орудием американского закабаления стран Западного полушария. «Американские континенты, — заявил Монро в послании к конгрессу,- в настоящее время не могут рассматриваться как объекты для будущей колонизации какой-либо державой»[11]. Монро прямо указывал на то, что любую попытку вмешательства европейских государств в дела стран американского континента «Соединенные Штаты будут отныне рассматривать как враждебный по отношению к ним политический акт». Доктрина Монро явилась переломным моментом во внешней политике США: сразу же выяснилась ее агрессивная, захватническая сущность. Провозглашением доктрины Монро США присвоили себе право единолично «охранять» Американский континент, т.е. по существу вмешиваться в дела латиноамериканских государств, превращая эти государства в свои протектораты.

 

2.2. Внешнеполитическая стратегия по доктрине Монро.

 

Очень скоро под словами «Америка для американцев» политические деятели, идеологи и проповедники Вашингтона стали подразумевать «вся Америка для империалистов США»[12]. Известный американский политический деятель и профессор Гарвардского университета Н.Чомски охарактеризировал доктрину Монро как односторонне провозглашенную США «свободу грабить и эксплуатировать страны Западного полушария»[13].

В геополитической перспективе доктрина Монро превратилась в инструмент завоевания пространства и превращения этого пространства в американскую континентальную империю. Когда советник президентов Т.Рузвельта и В.Вильсона Фредерик Джаксон Тернер писал, что США как государство есть геополитический процесс экспансии и вечное передвижение границ американской гегемонии на Запад, сначала до берегов Тихого океана, а потом и по другую его сторону, в Евразию, он тем самым исключительно точно охарактеризовал динамику имперского экспансионизма США. Суть доктрины Монро, подчеркивал Карл Шмитт, — это процесс экспроприации и присвоения пространства. Ее субъект — политическая воля США, Jus Belli Америки, ее объект — пространство, которое должно стать подвластным этой воле. Американский политолог Кенет Колеман замечает, что в идеологическом отношении доктрина Монро является идеологией и политической мифологией империализма, основная цель которой — обосновать и узаконить реальность американского господства на Американском континенте.

«Политический миф доктрины Монро создавался параллельно со становлением Американской империи… Гегемония, также как и империя, требуют создания легитимирующей мифологии… В процессе завоевания новых имперских пространств мифология утверждает: «Мы господствуем над тобою, поскольку наше господство служит твоим интересам»[14]… В контексте утверждения гегемонистского порядка мифология должна породить веру, что существующие отношения — господства и подчинения — естественны и основаны на взаимной выгоде обеих сторон, а те, кто в этом сомневаются, — или совершенно невежественны, или же преступники и грешники»[15]. «Мне известны только две вещи о доктрине Монро: во-первых, никто в Америке среди политиков, с которыми я встречался, не знает, что это такое, а во-вторых, ни один американец, которого я встречал, никогда не согласится, чтобы кто-то позволил себе эту доктрину оспаривать… Я прихожу к заключению, что доктрина Монро — не доктрина, а догма, причем не одна догма, а две: догма о непогрешимости американского президента и догма непорочного зачатия американской внешней политики»[16]. Это утверждение во многом соприкасается с взглядами Карла Шмитта, который утверждал, что все доктрины гегемонии американской империи, от доктрины «предопределения судьбы» до Вильсоновского универсализма — суть новая тоталитарная политическая теология, сопутствующая американскому походу на мир — Drang nach Welt — и легитимирующая его. Под флагом доктрины Монро, ставшей идеологическим инструментом экспансии, на протяжении всего XIX века непрерывно происходила экономическая, политическая и военная экспансия США в Новом Свете.

Первый этап развития доктрины Монро — от момента ее провозглашения в 1823 г. до принятия поправки Олнея — совпадает со становлением и обоснованием принципов американского «большого пространства», т.е. сферы американской гегемонии в Западном полушарии. Это начало прорыва США в страны Западного полушария, сущность которого — их экономическое и политическое закабаление.

Второй этап начинается в 80-х годах XIX века и заключается в расширении, консолидации и абсолютизации американской гегемонии. Латиноамериканские государства превращаются в протектораты США, лишенные всякого реального суверенитета, сохраняющие лишь его внешние, символические атрибуты. Сенатор Лодж заявляет в статье, опубликованной в марте 1895 года в журнале «Форум», что в будущем от «Рио-Гранде до Ледовитого океана должен существовать единый флаг и одна страна». Апогей этого этапа — война против Испании в 1898 г. за захват ее колоний и дополнение президента Т.Рузвельта к доктрине Монро от 1904 года.

В этот период формируются принципы организации американского «большого пространства», а также политические и юридические основы американского неограниченного господства на континенте. Эти принципы выражены в различных дополнениях к доктрине Монро. Это период, о котором близкий друг Т.Рузвельта У.А.Уайт писал: «Когда испанцы сдались на Кубе и позволили нам захватить Пуэрто-Рико и Филиппины, Америка на этом перекрестке свернула на дорогу, ведущую к мировому господству. На земном шаре был посеян американский империализм»[17]. Третий этап совпадает с формулированием идеологии универсализма президентом Вильсоном, с Парижской мирной конференцией после окончания первой мировой войны, закончившейся Версальским мирным договором, с планами превращения Лиги Наций в инструмент англосаксонского мирового господства и с первым поражением Европы, состоявшем во включении, по требованию Вильсона, доктрины Монро в Устав Лиги Наций. К тому времени Латинская Америка была уже окончательно покорена. Третий этап — это начало американского прорыва в Европу и в Азию. По словам Карла Шмитта, доктрина Монро «покидает землю американского континента, превращаясь из регионального принципа господства в мировую доктрину»[18], в инструмент установления мирового господства. Как заметил он в своей работе «Большое пространство против универсализма», когда президент Вудро Вильсон 22 января 1917 г. заявил, что доктрина Монро является универсальным принципом для всего мира и человечества, он тем самим провозгласил притязания США на установление мировой гегемонии. Доктрина Монро для всего мира и являлась «новым мировым порядком» по Вудро Вильсону. Развитие этой доктрины связано со все расширяющейся сферой влияния и господства США и их экстерриториальной юрисдикции — сначала на американском континенте, а затем и за его пределами — в нарушение принципа суверенитета наций, являющегося основным принципом международного права. В геополитической перспективе доктрина Монро превратилась в инструмент завоевания пространства и превращение этого пространства в американскую континентальную империю

 

 

  1. Экспансия во внешней политике США.

 

3.1. Эпоха расширения федеральных территорий.

 

После окончания войны за независимость Великобритания с потерей США утратила свое влияние в Северной Америке, несмотря на сохранение владений в Канаде, Белизе, ряде островов Вест-Индии (Ямайка, Гренада, Доминика и т.д.) и Южной Америке (Британская Гвиана). США предстоял взор на расширение своих владений на североамериканском континенте. В период после приобретения государственной независимости США стремительно стали выступать в качестве самостоятельного субъекта международных отношений. В XIX веке США выдвинулись как региональная держава.

Статья IV, раздел 3 Конституции США гласит: «Конгресс может принимать в Союз новые штаты, но не может образовывать или учреждать новые штаты в пределах юрисдикции другого штата; равным образом не могут без согласия Законодательных собраний заинтересованных штатов и Конгресса образовываться новые штаты путем слияния двух или более штатов или их частей»[19]. США усилили свое влияние как региональная держава, начав с территориального расширения.

XIX век в американской истории значится как эпоха расширения федеральных территорий. Купля-продажа земель для фермеров, скваттеров, и других владельцев производилась в условиях изгнания коренных американцев с насиженных мест. Если прежде британское правительство ограничивало выход колонистов на запад, то американское руководство всеми доступными средствами поощряло переселение белого населения за пределы 13-ти штатов.

США после завоевания независимости регионально разделились на две части, которые в последующем экономически резко дифференцировались. Так, на севере и северо-востоке развивались промышленность и фермерское хозяйство. На юге земли оставались в руках рабовладельцев-плантаторов. Плантационный Юг в сравнении с индустриальным Севером больше напоминал феодальный тип хозяйства, что сближал его с латифундийской собственностью в Латинской Америке, где также применялся труд рабов. Крупные рабовладельцы-плантаторы ощущали себя аристократами, в то время как на Севере промышленники, банкиры и фермеры происходили из разных социальных слоев. Земли, захваченные на юге и юго-западе, переходили в собственность рабовладельцев. Война за независимость не отменила расовую дискриминацию индейцев и чернокожих, которые даже де-юре не считались гражданами США. Белое население южных рабовладельческих штатов ментально было более близко к ушедшим британцам, чем американцам северо-востока. Поэтому в хозяйстве юга преобладала тенденция к экономической зависимости от Великобритании. Юг превращался в сырьевой придаток бывшей метрополии.

Крупным расширением явилось приобретение Луизианы. Началось это приобретение с конфронтацией США с Францией. Как резко мог произойти разрыв союзнических отношений? В 1783 году между США и Великобританией был заключен мирный договор, согласно которому британское правительство признало независимость Америки. Тем не менее, британские войска не спешили эвакуироваться, всячески препятствуя торговле американцев с Вест-Индией и другими колониями. В 1793 году, после победы французской революции 1789 года, началась война между Великобританией и Францией. США заняли нейтральную позицию. Каждое из сторон посчитало, что США изменяют мирным договорам 1778 (с Францией) и 1783 (с Великобританией) годов. Американские торговые суда обыскивались на Атлантике как британскими, так и французскими патрулями. Американцы теснили французские торгово-экономические позиции на североамериканском континенте, что было причиной недовольства Франции. В этой обстановке США вынуждены были прервать дипломатические отношения с Францией. В 1798-1800 годах США фактически находились в состоянии войны с Францией.

США пытались за это время восстановить добрые отношения с Францией. Французский дипломат Талейран потребовал огромную сумму за восстановление. Правительство США не могло себе позволить такое и ожидало объявление войны со стороны Франции. Однако поражение Франции в Европе заставило ее восстановить отношения с США.

В начале XIX века власть во Франции перешла к Наполеону Бонапарту. Он не оставлял надежду на сохранение французского доминирования в Северной Америке. Попытки США приобрести Новый Орлеан были тщетны. Восстание на Гаити во главе с Туссен-Лувертюром создало новые трудности для Франции. Занятая войной в Европе, Франция испытывала финансовые проблемы. Потеря Гаити для Франции означало лишение своего влияния в Америке. В 1803 году Наполеон продал Луизиану Соединенным Штатам. Территория США увеличилось вдвое. Приобретение Луизианы пришлось на время президентства Т.Джефферсона.

Первое территориальное расширение США вызвала желание продолжить экспансию. В 1804-1807 годах была проведена экспедиция по североамериканскому континенту к берегам Тихого океана. В это время продолжалась конфронтация с Великобританией и Францией относительно торговли. В то же время было политическим прорывом установление официальных дипломатических отношений с Россией в 1808 году.

В 1810-1813 годах американские плантаторы при помощи солдат регулярной армии заняли западную часть испанской Флориды. В 1818 году Флорида была окончательно присоединена к США. Поводом к захвату Флориды явилось бегство чернокожих рабов. Испанцы фактически без боя сдали свои позиций, поскольку Испания была занята политикой усмирения в своих латиноамериканских колониях, где неоднократно вспыхивали восстания за независимость. Чернокожие беглецы и местные индейцы-семинолы оказали упорное сопротивление американским войскам. В этой кампании жестокостью отличился генерал Эндрю Джексон, который в 1829-1837 годах был президентом США. Э. Джексон, будучи наиболее авторитарным президентом и открытым сторонником рабовладельцев-плантаторов, не простил семинолам оказания ими упорного сопротивления. Английский писатель Майн Рид как очевидец в своей повести «Оцеола – вождь семинолов» дает конкретное описание трагических событий тех лет на Флориде.

Территориальная экспансия на протяжении первой половины XIX века происходила по инициативе рабовладельческого лобби и воинствующих олигархических кругов в Конгрессе и правительстве США. Нередко американская политика вопреки Конституции приобретала авторитарный характер, что вело к войнам и кроваво-криминальным последствиям.

 

3.2. Использование противоречий между Великобританией и Францией для дальнейшего расширения территорий.

 

Значительным по размерам для США была война с Великобританией в 1812-1814 годах. Наполеоновская Франция в это время терпела поражения от коалиции европейских держав. Великобритания отчасти развязала себе руки, надеясь вернуть себе США хотя бы в качестве доминиона. Со своей стороны США не хотели допускать доминант Великобритании в Северной Америке, которую США предпочитали видеть зоной своих интересов. США терпели военное поражение. Американский военно-морской флот оказался малоспособным к ведению надводных боев. Великобритания использовала свое преимущество, будучи военно-морской державой-лидером. Так, в августе 1814 года британские корабли высадили морской десант на побережье Мэриленда и Вирджинии, где ими была взята столица США — Вашингтон. Британские войска разрушили в этом городе правительственные здания. Тем не менее, для Великобритании эта война оказалась «пирровой победой». За столом переговоров в конце 1814 года США добились для себя ведения свободной торговли, при котором британский флот не препятствовал бы. Великобритания, в свою очередь, стала укреплять свои канадские владения, опасаясь влияния США на север. Для этого юридически была демилитаризована американо-канадская граница.

Политика США в конфронтации с Испанией (относительно Флориды) повлияло на освободительное движение в Мексике, которая в 1822 году была провозглашена независимой страной. В 1836 году Техас, один из мексиканских штатов, отделился от Мексики с помощью американских переселенцев-плантаторов и фермеров. Мексиканские войска при усмирении потерпели поражение. Противники рабства – аболиционисты, были против присоединения Техаса к США, которые поначалу признали независимость этого штата. Однако, рабовладельческий президент Джеймс Полк объявил войну Мексике, оправдывая доминант США в Северной Америке. Для США были благоприятные условия, при которых Европа была занята революциями 1848 года. В 1846-1848 годах в результате войны с Мексикой были приобретены более половины ее земель, за которые США уплатили более 15 миллионов долларов.

Одновременно США также приобрели спорный с Британской Канадой Орегон в 1846 году, после чего была окончательно установлена прямая американо-канадская граница. В 1867 году Российская империя за 7,2 миллиона долларов продала Аляску США в обмен на поддержку со стороны Америки разрешения невыгодных для нее условий Парижского мирного договора 1856 года. К тому же Россия, ослабленная Крымской войной и занятая пост-крепостническими реформами, нуждалась в значительных средствах. Причем, помимо Аляски, Россия также имела отношение к присоединению к США Калифорнии (Форт-Росс) и Орегона. К середине XIX века США практически завершили свое национальное территориальное расширение.

На присоединенных территориях проживали различные племена индейцев (сиу, юты, команчи, апачи, шошоны, чейены, модок, арапахо, навахо, пуэбло). Подавляющее большинство этих территорий находилось фактически под их контролем. В ходе присоединения этих земель США получили юридическое подтверждение приобретенных ими территорий от Франции, Великобритании, Испании, Мексики и России, согласно которым эти страны не имели права вмешиваться в конфликты в их пределах, которые воспринимались бы США как вмешательство во внутренние дела. С индейскими племенами политика велась на дипломатическом уровне, поскольку они продолжали оказывать упорное сопротивление американским властям и армии. Заключаемые договоры часто нарушались, а обещания не выполнялись. На разгон индейских деревень бросались силы регулярной кавалерии. Политика кнута и пряника в отношении индейцев кончилась поголовным истреблением и сгоном их в резервации. Так, в 1864 году бесчеловечная жестокость, открытая бездарность и тупость была проявлена полковником Чевингтоном, не пощадившим ни одного индейца-чейена. Подчиненные ему волонтеры-солдаты нередко осуждали его. Жесткая критика была ему дана также американской общественностью. В итоге Конгресс и правительство США отстранили его от командования, поскольку он был резервистом, а не профессиональным военным. Чевингтон умер с позором спустя 20 лет. Генерал Кастер, напротив, попав в окружение в 1876 году, погиб во время сражения с дакота. Будучи участником гражданской войны 1861-1865 годов, он с честью принял свою смерть. Его гибель высоко была оценена даже его противниками-индейцами. Таким образом, трагедия индейцев оказалась одним из факторов роста американской геополитики.

Тем не менее, отнятые у индейцев земли не принесли белым переселенцам каких-либо дивидендов. Прибыли уходили в руки всевозможных аферистов. Дикий Запад, несмотря на освоение фермерами и промышленниками, еще долгое время оставался криминальным регионом Америки. Уцелевшие и выжившие индейцы в резервациях находились под опекой федеральных властей. В последующем индейцы продолжили свою борьбу за права мирным путем. Несмотря на дискриминацию, американская армия и полиция в последующем не могли обойтись без индейцев как искусных бойцов. Индейцы принимали участие во многих военных акциях США внутри и за пределами страны. Они воевали практически во всех войнах, в которых США принимали участие.

Как отмечено выше, рабство было одним из факторов в территориальной экспансии США. Рабовладельческое плантационное хозяйство в Северной Америке начало свое существование в 1619 году, когда в Вирджинию поступила первая партия рабов из Тропической Африки. Развитие рабства началось как одно из форм феодализма, хотя в последующем плантаторы стали поставщиками хлопка, риса, индиго, табака и другого сельскохозяйственного сырья для развивавшейся промышленности в Великобритании и на северо-востоке США. Поэтому плантационное хозяйство имело не натуральный, а товарный характер, что уже являлось отличием от феодализма. Труд чернокожих был намного дешевле, чем кабальный труд белых. Поэтому ввоз африканцев был выгоден аристократам и фермерам юга США. Рабы поставлялись через Вест-индские острова, где также развивалось плантационное хозяйство. В обмен на рабов работорговцы поставляли дешевые спиртные напитки, текстиль, скот, зерно, ремесленные товары. Приобретение и эксплуатация рабов было не менее жестоким, чем истребление индейцев. При этом африканцы гибли тысячами. Восстания также жестоко подавлялись. Рабовладение сохранилось и после приобретения независимости.

На смену ушедшим британским рабовладельцам пришли теперь американские плантаторы. Покупка рабов продолжалась тем же путем. Однако в 1808 году согласно международной конвенции рабство было запрещено. Соответственно ввоз рабов-африканцев в США также был запрещен. Рабовладельцы стали ориентироваться на естественный рост африканцев внутри США. Тем не менее, продолжался нелегальный ввоз. За период с 1808 по 1861 годы на территорию США было ввезено свыше полумиллиона африканцев. За это время шел рост аболиционизма – движения за отмену рабства. В 1817 году было организовано Американское колонизационное общество. В 1821 году группа освобожденных от рабства африканцев при содействии Американского колонизационного общества поселилась на территории между Сьерра-Леоне и Берегом Слоновой Кости, назвав ее Либерией (т.е. страна свободы). Аболиционисты приветствовали этот шаг. Освобождение рабов и возврат их в Африку, с одной стороны, было действительно добрым намерением правительства США. Однако с другой, рабовладельцы в своих корыстных целях решили использовать этот шаг. Они намеренно освобождали рабов и поселяли их в Либерии. Переселенные африканцы становились их тайными агентами в нелегальной поставке рабов в США. Таким образом, Либерия фактически превратилась в колонию США. В 1847 году Либерия провозгласила свою независимость. В течение последующих пяти лет Либерия была признана ведущими европейскими державами. Однако США не признавали независимость Либерии вплоть до 1862 года, когда гражданская война была в разгаре. Следовательно, правительство США под давлением рабовладельческого лобби в Конгрессе продолжало рассматривать Либерию как собственное владение и форт-пост на африканском континенте.

В 1839-1841 годах в США произошло событие, потрясшее американскую общественность. В Нью-Хейвен (Коннектикут) неожиданно прибыл неизвестный корабль «Амистад». Это судно принадлежало испанским работорговцам, возвращавшимся из Кубы. Находившиеся на этом судне африканцы были взяты под стражу. Оказалось, что африканцы подняли вооруженное выступление и перебили всех охранников и владельца судна. Оставшихся в живых они заставили повернуть назад в Африку, но те направили судно в сторону Америки, рассчитывая на защиту местных рабовладельцев. Американские рабовладельцы требовали немедленной их отправки в южные штаты. Однако по законодательству данного штата чернокожее население считалось свободным. Адвокаты при содействии бывшего президента Джона Куинси Адамса выиграли дело. Пленные африканцы были возвращены на родину. Цитадель, где происходила нелегальная работорговля, была уничтожена британской морской артиллерией, поскольку данная база работорговцев находилась в Сьерра-Леоне, владении Великобритании. Британское правительство осуществило эту акцию как субъект, соблюдающий международный режим по борьбе с работорговлей. Это событие надолго сделало отношения между США и Испанией напряженными, поскольку испанская королева считала, что пленные африканцы есть собственность Королевства Испания. Тем не менее, случай с судном «Амистад» заставил американское правительство переориентировать свою политику от Африки к Латинской Америке, где помимо Мексики в зону интересов США должны были войти Куба и Центральная Америка. Поскольку Куба оставалась одной из последних колоний Испании, трения между США и Испанией нередко происходили именно из-за этого вопроса.

Гражданская война 1861-1865 годов в США была вызвана конфликтом между индустриальным Севером и плантаторским Югом. Экономически рабство себя изживало. Античеловеческая эксплуатация и дискриминация не могли не вызывать протест. С избранием Абрахама Линкольна в 1861 году президентом США появилась надежда на скорейшую отмену рабства, так как он был известным и твердым сторонником антирабовладельческих мер. Еще за год до его избрания, в 1860 году, рабовладельческие штаты, объединившись в Конфедеративные Штаты Америки, объявили о своем выходе из Союза — Соединенных Штатов. Основная причина состояла в сохранении рабовладельческой собственности наподобие латифундии в странах Латинской Америки, по примеру которых конфедераты хотели создать отдельное государство. Гражданская война началась в обстановке, благоприятствовавшей США на внешней арене. Линкольн был жестко ориентирован сохранить Союз как единство Соединенных Штатов.

Конфедераты пытались воспользоваться поддержкой Великобритании и Франции. Каждый из этих держав имела свои интересы. Великобритания хотела уничтожить будущего потенциального конкурента, подчинив затем интересам британской короны. Франция Наполеона III желала восстановить власть своей империи в Америке. Испания также не хотела оставаться в долгу за утраченные колоний. С этой целью войска этих государств вторглись в Мексику, надеясь оттуда оказать помощь конфедератам. В Мексике в это время происходила гражданская война между либералами и клерикалами. Под лозунгом помощи клерикалам и были введены европейские войска, главным образом французские. Мексиканцы оказали упорное сопротивление, после чего спустя год Испания и Великобритания вынуждены были эвакуировать свои войска. Французы здесь застряли до 1867 года. Помощь европейцев конфедератам не удалась. Со своей стороны, США были готовы отразить возможные удары европейцев в случае вторжения. Широкие протесты британской общественности заставило правительство Пальмерстона воздержаться от поддержки конфедератам. В итоге, гражданская война окончилась поражением конфедератов.

Еще до гражданской войны США делали свой взор на Дальний Восток и Тихоокеанский регион. В 1842 году, после опиумной войны, Китай вынужден был открыть свои порты для американских судов. В 1844 и 1858 годах США заключили договоры с Китаем о свободной торговле. Во время тайпинского восстания флот США фактически держал под контролем Шанхай, помогая помогая китайскому правительству в подавлении. В 1852-1854 годах американская морская эскадра впервые вошла в японский порт Нагасаки. После гражданской войны, в 1866 году, США направили свой флот в Корею, с которой был позже (в 1869 году) заключен подобный с Китаем договор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

США после окончания гражданской войны и реконструкции бывшего рабовладельческого Юга вновь взяли курс на расширение своего влияния. Развитие промышленного производства на северо-востоке и рост крупных индустриальных центров – Нью-Йорк, Бостон, Чикаго требовали необходимую ресурсную базу. Конфискованные земли рабовладельцев отдавались скупщикам и фермерам, хотя имущества рабовладельцев в основном сохранялись. Не находя себе места на Юге, многие предпочитали уехать на запад. Прибывавшие из Европы иммигранты и относительно перенаселенный Север усиливал нищету и безработицу, что также вынуждало их ехать на запад. К этому времени американцы довольно прочно обосновались на тихоокеанском побережье. Была необходимость реальной экономической интеграции двух частей США. Этому препятствовала географическая изоляция, выражавшаяся в труднопроходимых землях Дикого Запада. Правительство США в связи с этим предприняли ряд мер. Первым делом оттуда изгонялись племена индейцев. В условиях истребления индейцев и заключения их в резерваций, потока криминальных элементов, непрекращающегося притока новых семей мигрантов, роста коррупций, в западных штатах устанавливался военно-полицейский контроль, который одновременно до конца 1870-х годов просуществовал на Юге, характеризуя этим Реконструкцию. Важной вехой явилось строительство в 1860-х годах Трансконтинентальной железной дороги с двух направлений, соединяясь в центральной части Северной Америки. В то же время, строительство железной дороги, завершенная в 1869 году, сопровождалось полным уничтожением популяции бизонов, нанесшим огромный урон экологии североамериканского континента и повлекший голод среди индейцев. Таким образом, на протяжении 1860-1890-х годов США, за исключением небольших судоходных плаваний на Тихом океане, практически не предпринимали активную внешнюю политику.

В апреле 1898 года США начали активные военные действия против Испании на Филиппинах, Гуаме, Пуэрто-Рико и Кубе, где к этому времени велась национально-освободительная борьба. США в качестве союзников этой борьбы высадили свои войска на этих островах и сломили испанцев. Военные действия велись в течение 3,5 месяцев и окончились Парижским мирным договором в декабре 1898 года. США полностью в свое владение получили эти острова. В 1899 году госсекретарь Дж.Хей объявил Доктрину Открытых Дверей. Эта доктрина касалась политики США в Китае о свободе действий коммерческих организаций. США действовали совместно с Великобританией, Германией, Францией, Италией, Японией и Россией. Доктрина Открытых Дверей действовала до 1949 года.

Президент Теодор Рузвельт, в прошлом участник битвы за Кубу, провозгласил идею о геополитическом доминировании США. Основной упор он делал на строительство мощного военно-морского флота. На время президентства Т. Рузвельта (1901-1909) приходится окончательное установление американского доминанта в западном полушарии.

В 1903 году США приобрели зону Панамского канала сроком на 99 лет. В годы русско-японской войны 1904-1905 годов США оказали политическую и финансовую поддержку японскому правительству. Американские войска в 1906 и 1912 годах заняли территорию Кубы, Никарагуа, а в годы первой мировой войны – Мексику, Гаити, Доминиканскую Республику. В 1918 году США направили от 9 до 42 дивизий в Европу. Поводом к вступлением в войну явилось нападение германских подводных лодок на американские суда. В апреле 1917 года США объявили войну Германии. Участие США в первой мировой войне стало первой ступенью в активизации американской политики в Европе. В годы гражданской войны в России 1918-1920-х годов американские войска в составе Антанты вторглись в Россию, хотя активного участия в военных действиях не принимали. Однако вскоре со всех территорий американские войска были выведены.

В период президентства Вудро Вильсона (Уилсона) (1913-1921) США вступили в период изоляции. Прежде всего, политика изоляционизма была вызвана внутренним кризисом в США. Вторым фактором изоляционизма явилось сопротивление латиноамериканских наций. Третьей причиной было настороженное отношение со стороны европейских держав и Японии к участию США в мировых делах, особенно на европейском континенте. В европейских делах США проявили себя более незаметно, несмотря на относительную попытку активизации. Проявив некоторую пассивность в Версале (где была учреждена Лига Наций) в 1919 году, США в 1921-1922 годах созвали конференцию в Вашингтоне. На этой конференции рассматривались вопросы относительно сфер влияния держав-победительниц первой мировой войны в Тихоокеанском регионе, Китае и ограничении военно-морских сил. За время изоляционизма США имели ограниченное влияние в Латинской Америке и Тихоокеанском регионе, поскольку США были заняты преимущественно внутренними делами.

В 60-90-е гг. XIX в. «свободный» капитализм в США достиг своего наивысшего расцвета. Что способствовало этому успеху? США имели обширную территорию, составлявшую единый внутренний рынок. У страны не было опасных соседей. Ни Канада, ни Мексика не могли угрожать безопасности США. Это освобождало от излишних военных расходов.

Америка была богата природными ресурсами и плодородными землями. Наличие угля, железа, нефти, меди обеспечивало промышленность необходимым сырьем. Быстро увеличивалось население, росли фермы и города, а это обеспечивало спрос на промышленные товары.

Иммигранты умножают богатства страны. Страна располагала рабочей силой высокого качества, приток иммигрантов из Европы умножал силу и богатства США. В начале 80-х гг. XIX в. последовала новая волна эмиграции, но уже не из Западной Европы, а из Восточной и Южной, и оседали эти люди в основном в городах, работали на заводах и шахтах. За период с 1870 по 1914 г. к американскому берегу прибилось 25 млн. человек. В большинстве это были здоровые, энергичные люди с хорошей профессией и квалификацией.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Назарбаев Н. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства, Алма-Ата: РГЖИ Даур, 1992, с.49-50
  2. Казахстанская правда, 22 октября 1994 года
  3. Казахстанская правда, 4 апреля 1995 года
  4. Советы Казахстана, 24 февраля 1994 года
  5. Critchlow J. What is the US Interest in Central Asia’s Future Central Asia Monitor, 1992, No 5, p.29
  6. Деловая неделя, N45, 21 ноября 1997 года
  7. Панорама, N5, 5 февраля 1999 года
  8. Казак Адебиетi, 21 кантар 1997 жыл
  9. Токаев К.К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике Казахстана, Алматы: Бiлiм, 1997, с.411
  10. Казахстанская правда, 20 ноября 1997
  11. Кыдырбекулы Д.Б., Роль США в мировой политике: влияние на Казахстан — Алматы: ТОО «Комплекс», 1999. — 122 с.
  12. Назарбаев Н. Казахстан 2030. Алматы 1997.
  13. Новейшая история 1939- 1973. М.1975.
  14. Зубок Л.И. Очерки истории США. М.,1956.
  15. Гаджиев К.С. Введение в политологию, М: Институт «Открытое Общество», 1997
  16. Ефимов А.В. , Очерки истории США, М.: Учпедгиз, 1958, с. 24
  17. Томас Джефферсон о демократии, Санкт-Петербург: Рес Гумана — Лениздат, 1992,
  18. Уткин А.И., Дипломатия Франклина Рузвельта, Свердловск: Издательство Уральского Университета, 1990, стр.37
  19. Аргументы и факты, 1999, февраль, N 7, с. 9
  20. Кейссар Х., Познер В., Вспоминая войну: советско-американский диалог, Москва: Новости, 1990, с.178
  21. От Мюнхена до Токийского залива: Взгляд с Запада, Москва: Издательство политической литературы, 1992, с.363
  22. Хорст Малер «Глобализм, как высшая стадия империализма» , сетевой журнал «Imperative» nr.5
  23. История дипломатии. В 5-ти тт. Изд. 2-е, перераб. и доп. — Т. 2. — М.: 1963.
  24. История США в четырех томах. Т 1, т. 2. — М.: Наука, 1983, 1985.
  25. Поздняков Э. А. “Геополитика” (Прогресс-Культура, Москва, 1995г) стр. 90
  26. Геополитические тетради, Элементы №4, 1993, стр. 33
  27. Трофименко Г.А. США: политика,война,идеология. М. 1976. Иванян В.А. Белый дом, призеденты и политика., М.1976 стр 187.
  28. Бжезинского З «Великая шахматная доска» (Brzezinski,1997).

[1] Гаджиев К.С. Введение в политологию, М: Институт «Открытое Общество», 1997,  с. 455

[2] Бжезинского З «Великая шахматная доска» (Brzezinski,1997).

 

[3] Гаджиев К.С. Введение в политологию, М: Институт «Открытое Общество», 1997, с. 301

 

[4] Кыдырбекулы Д.Б., Роль США в мировой политике: влияние на Казахстан — Алматы: ТОО «Комплекс», 1999. — 122 с.

[5] Кыдырбекулы Д.Б., Роль США в мировой политике: влияние на Казахстан — Алматы: ТОО «Комплекс», 1999. — 122 с.

[6] Зубок Л.И. Очерки истории США. М.,1956.

[7] Ефимов А.В. , Очерки истории США, М.: Учпедгиз, 1958, с. 24

[8] Кыдырбекулы Д.Б., Роль США в мировой политике: влияние на Казахстан — Алматы: ТОО «Комплекс», 1999. — 122 с.

 

[9] Ефимов А.В. , Очерки истории США, М.: Учпедгиз, 1958, с. 24

[10] Томас Джефферсон о демократии, Санкт-Петербург: Рес Гумана — Лениздат, 1992,

[11] Уткин А.И., Дипломатия Франклина Рузвельта, Свердловск: Издательство Уральского Университета, 1990, стр.37

 

[12] Уткин А.И., Дипломатия Франклина Рузвельта, Свердловск: Издательство Уральского Университета, 1990, стр.37

[13] Аргументы и факты, 1999, февраль, N 7, с. 9

[14] Гаджиев К.С. Введение в политологию, М: Институт «Открытое Общество», 1997

[15] Ефимов А.В. , Очерки истории США, М.: Учпедгиз, 1958, с. 24

[16] Кыдырбекулы Д.Б., Роль США в мировой политике: влияние на Казахстан — Алматы: ТОО «Комплекс», 1999. — 122

[17] Хорст Малер «Глобализм, как высшая стадия империализма» , сетевой журнал «Imperative» nr.5

[18] Бжезинского З «Великая шахматная доска» (Brzezinski,1997).

 

[19] История США в четырех томах. Т 1, т. 2. — М.: Наука, 1983, 1985.