АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Внешняя политика Канады в послевоенный период

ПЛАН

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

 

 

ГЛАВА 1.  Оборона страны и внешняя политика…………….9

 

Глава 2.   Правительство Пирсона………………………………..12

 

ГЛАВА 3.  Правительство Трюдо……………………………………16

 

ГЛАВА 4 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ НОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТА ТРЮДО…………………………………………………..19

 

 

Заключение……………………………………………………………….28

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33

 

 

 

Введение

 

Канада — Страна кленового листа, родина хоккея и «земля                    обетованная» для эмигрантов всего мира. История политической жизни Канады не всегда была благополучной. Важно то, что были личности в её истории, повлиявшие на формирование сегодняшнего облика Канады.

Цель и задачи данной работы. Данная работа имеет своей целью показать, как проводилась политика Канады  в послевоенный период, сделать сравнительный анализ правительства Пирсона и Трюдо. Сходство действий и их разная политическая платформа имели громадное значение для дальнейшего экономического и политического развития Канады.

В отношениях Канады и США в послевоенные годы периодически возникали трения по вопросам внешней политики. Начиная с 1940, когда Кинг и Франклин Д.Рузвельт подписали соглашение в г.Огденсберг (шт. Нью-Йорк), эти две страны занимались совместным планированием обороны Североамериканского континента. Это и более поздние соглашения обеспечивали возможность массовых поставок этими странами друг другу вооружения и различных товаров, имеющих оборонное значение. Канада принимала активное участие в деятельности ООН и внесла значительный вклад в осуществление так называемого плана Коломбо – программы по совместному экономическому и социальному развитию, принятой на конференции стран британского Содружества в г.Коломбо в 1950 с целью оказания помощи народам Южной и Юго-Восточной Азии. В то же время в вопросах обороны Канада полагалась в основном на систему военных блоков, в первую очередь НАТО, в создании которой в 1949 принимал участие премьер-министр Канады Сен-Лоран. В 1958 Канада заключила с США соглашение о создании Объединенного командования противовоздушной обороны Североамериканского континента (НОРАД) для защиты от нападений с воздуха; по условиям соглашения, часть ВВС Канады поступала под командование США.

Актуальность данной работы. Как сказал министр иностранных дел Касымжомарт Токаев: «Учитывая значительный международный авторитет Канады как члена «большой семерки», развитость ее политической сис­темы и демократических институтов, богатый экономический потенциал и технологический опыт в таких важных для Казах­стана областях, как горнодобывающая промышленность, нефтегазовый сектор, телекоммуникации, производство и переработка сельскохозяйственной продукции»[1] 

Методы исследования. Методология исследования данной работы довольна традиционна. Изучение первоисточников и документов, анализ текущих публикаций по данному вопросу. Изучение монографий и сборников по данной теме. Синтезирование дедуктивный и индуктивный методы позволили создать политический портрет Канады, осветить её экономические аспекты и развернуть политическое полотно работы.

Научная новизна. Практическое значение. Инновационность данной работы заключается в том, что политикой Канады интересуются малое количество экономистов и политиков, а стоит повернутся лицом к этой стране и взглянуть на её историю в ретроспективном плане так как, выступая перед министрами, акимами, руководителями  крупнейших национальных компаний, 21 августа 2000 г. Нурсултан Назарбаев предложил «сравнить  Казахстан с Австралией и Канадой, у которых имеются огромные территории,  малое количество населения, но они при этом процветают. Чтобы достичь  подобного, по мнению президента, необходимо определить приоритетные  направления в экономике. Такими являются нефтегазовый и       горно-металлургический комплексы, транспорт, коммуникации и финансовый  секторы».  Как считает глава государства, все инвестиции, включая пенсионные сборы, нужно направлять на производство оборудования, создание перерабатывающих и нефтехимических предприятий.[2]

Разработанность данной темы. Надо сказать, что во времена Советского Союза, данная тема интересовала аналитиков постольку, поскольку она имела громадный опыт освоения целинных земель и производство сельскохозяйственной продукции. Но в современное время политологи стали обращать внимание на политические аспекты развития этой страны.

Хотя большая часть внешней политики Канады, так или иначе, связана с НАТО и НОРАД, федеральное правительство не проявило желания еще более тесной интеграции с США. Несмотря на давление со стороны Вашингтона, Канада так и не присоединилась ни к СЕАТО, ни к Организации американских государств (ОАГ). Более того, когда США объявили «крестовый поход» против Фиделя Кастро, Канада отказалась прервать дипломатические отношения с Кубой и настаивала на сохранении нормальных торговых отношений с этой страной. На мировой арене правительство Канады часто выступало в роли миротворца и посредника. В 1956 Лестер Б.Пирсон, тогдашний министр иностранных дел Канады, сыграл заметную роль в разрешении Суэцкого кризиса и налаживании англо-американских отношений, за что был отмечен Нобелевской премией мира.

Библиография, источники, монографии, работы общетеоретического характера. В связи с вышесказанным по вопросам политики и развития Канады существует в основном экономические монографии и по политике Канады мы довольно часто можем судить из американских источников или публикаций на тему политики США. Например, работы советских политологов Трофименко Г.А. США: политика, война, идеология. М. 1976, Сивачев Н.В. Новейшая история США М., 1980, Зубок Л.И. Очерки истории США. М.,1956, Иванян В.А. Белый дом, президенты и политика, М.1976, а так же западных аналитиков: Зинн Говард США после второй мировой войны: 1945-1971. М. 1977, Зигмунд Ф., Буллит. Т. В. Вильсон 28-й президент США, Никольсон Г. Как делался мир в 1919 г. М., 1945. Кроме всего использовались публикации общетеоретического характера Тишков В.А., Кошелев Л.В. История Канады. М., 1982 , Кузнецов Ю.Г. Сладок ли кленовый сок. Современная Канада и ее люди. М., 1988, Сороко-Цюпа О.С. История Канады. М. 1982. В работе были использованы современные средства коммуникации мультимедийные технологии и интернет: Интернет сайт http://express-k.net.ru/2001/06/30/04.shtml, Интернет-газета «НАВИГАТОР» 21 августа 2000 г., Большая энциклопедия Кольера CD  — диск 1999.

Структура работы. Традиционная структура написания курсовой работы наиболее приемлема в этой публикации, разработан развернутый план из четырех основных глав: глава 1.  Оборона страны и внешняя политика, глава 2.   Правительство Пирсона, глава 3.  Правительство Трюдо, глава 4 внешнеполитическая стратегия нового правительства Трюдо. Сделаны выводы и дано заключение по данному вопросу. Так как в работе  четыре главы нет необходимости разбивать работу на подпункты, так как нарушается целостность восприятия.

В 1950–1960-х годах большинство канадцев в общем, поддерживали внешнюю политику правительства. Однако наряду с этим росло недовольство тем, что Канада во многом попала в зависимость от США и при этом не получила действительных гарантий национальной безопасности. Во время работы Международной комиссии по контролю, созданной решением Женевской конференции в 1954 для наблюдения за выполнением условий установления мира во Вьетнаме, канадские официальные представители в составе комиссии были подвергнуты критике за то, что действовали скорее как выразители западных интересов, чем как нейтральные наблюдатели. В 1957–1963 премьер-министр Джон Дифенбейкер пытался уменьшить зависимость страны от США, однако его правительство потерпело поражение на выборах 1963, отчасти потому, что противилось планам оснащения канадских вооруженных сил ядерным оружием. Оппонент Дифенбейкера Лестер Пирсон утверждал, что по условиям соглашения о создании НОРАД Канада не может отказаться от принятия на вооружение ядерных боеголовок.

 Либералы оставались у власти до 1957, пост премьер-министра занимал сначала Макензи, а после его отставки в 1948 – Луи Сен-Лоран. В 1949 в состав Конфедерации вошел Ньюфаундленд. Помимо упорядочения юрисдикции Канады в северной части континента, начиная с конца 1940-х годов предпринимались шаги по укреплению политической и культурной независимости Канады. В 1949 Верховный суд Канады получил статус высшей апелляционной инстанции (ранее эту роль играл британский Тайный совет), а в 1952 на пост генерал-губернатора Канады впервые был назначен канадец Винсент Мэсси. Пытаясь как-то противодействовать влиянию американских средств массовой информации, канадское федеральное правительство учредило Канадский совет, в задачи которого входила поддержка и развитие канадской культуры, а также поощрение национальной науки и образования; совет, годовой бюджет которого составлял 100 млн. долл., оказывал финансовую помощь ученым, писателям, артистам, а также различным организациям, от театров и балетных трупп до небольших журналов и индивидуальных проектов. Канадская радиовещательная корпорация создала национальное телевидение. Национальный Совет по кинематографии, начинавший свою деятельность во время войны как информационное агентство, перешел к производству сложных документальных и экспериментальных фильмов, а позднее и к выпуску художественных кинолент.

Либералы оставались у власти до 1957, пост премьер-министра занимал сначала Макензи, а после его отставки в 1948 – Луи Сен-Лоран. В 1949 в состав Конфедерации вошел Ньюфаундленд.

Пытаясь как-то противодействовать влиянию американских средств массовой информации, канадское федеральное правительство учредило Канадский совет, в задачи которого входила поддержка и развитие канадской культуры, а также поощрение национальной науки и образования; совет, годовой бюджет которого составлял 100 млн. долл., оказывал финансовую помощь ученым, писателям, артистам, а также различным организациям, от театров и балетных трупп до небольших журналов и индивидуальных проектов. Канадская радиовещательная корпорация создала национальное телевидение. Национальный Совет по кинематографии, начинавший свою деятельность во время войны как информационное агентство, перешел к производству сложных документальных и экспериментальных фильмов, а позднее и к выпуску художественных кинолент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  Оборона страны и внешняя политика.

 

В основе политической нестабильности, обозначившейся в конце 1950-х годах, лежало резкое увеличение численности населения и подъем экономики в первые послевоенные годы. В 1941–1968 население Канады выросло с 11,5 млн. человек до 20 млн. чел и более, причем 2 млн. из этого прироста приходились на иммигрантов. Большинство «новых канадцев», переселившихся из Великобритании и других европейских стран, обосновывались в городах, усиливая и без того значительную тенденцию к урбанизации (к 1973 в сельском хозяйстве была занята всего 1/10 трудоспособного населения). Отношение к этим иммигрантам в стране было гораздо более терпимым, чем к более ранним переселенцам.

Быстрый рост населения в сочетании с усиленным притоком иностранного капитала (в основном из США) обусловили высокие темпы экономического развития; эти темпы сохранялись до конца 1960-х годов, с небольшим спадом в 1957–1961. Валовый национальный продукт вырос с 6 млрд. долл. в 1939 до 62 млрд. долл. в 1967. Большая часть новых капиталовложений приходилась на разработку естественных ресурсов, особенно велики были инвестиции в отрасли промышленности, связанные с обработкой дерева, добычей и выплавкой металлов, добычей природного газа, нефти и урана. Развитие этих отраслей потребовало использования огромных ресурсов гидроэлектроэнергии в бассейне р.Св. Лаврентия и в пределах Канадского щита.

Канадское правительство уделяло большое внимание развитию транспорта и энергетики. Еще в 1952 была основана корпорация по развитию атомной энергетики. Строились нефти — и газопроводы, наиболее протяженный из которых соединяет Альберту с южным Онтарио (2830 км). В 1959 было завершены работы по совместному с США проекту создания глубоководного пути по системе Великих озер и реке Св. Лаврентия; в рамках этого проекта, помимо создания сети каналов, открывающих океанским судам доступ в Великие озера, был построен крупный комплекс гидроэлектростанций, дающий электроэнергию, в частности, для разработки запасов железной руды на п-ове Унгава (северо-восточный Квебек).

Процветание затронуло не все районы и не все отрасли хозяйства. По мере того как в сельском хозяйстве применялась все более и более совершенная техника, заменяющая ручной труд, население сельских районов сокращалось. Исключительно бедные сельские районы существовали в при Атлантических провинциях, Квебеке и Онтарио. Выгодами послевоенного экономического бума в первую очередь воспользовались города центральной Канады, особенно Торонто и Монреаль.

Главным источником иностранных инвестиций в экономику Канады и основным торговым партнером стали США. К концу 1950-х годов на долю США приходилось около 70% канадского импорта и 60% экспорта. Более 75% иностранных капиталовложений также имели своим источником США. Более половины предприятий обрабатывающей промышленности принадлежало или контролировалось корпорациями США; еще значительнее была доля США в горнодобывающей промышленности и разработке природных ресурсов.

Застой экономики в отдельных регионах, растущее недовольство экономическим влиянием США и возрождающийся национализм франко канадцев привели в конце 1950-х годов к росту политической нестабильности и, в конце концов, к падению правительства Сен-Лорана. Со времени своего прихода к власти в 1953 либералы постоянно имели большинство в федеральном парламенте. В то же время многие провинции находились под контролем консерваторов, Партии социального кредита или ФКС. В 1956 предложение правительства предоставить американской компании право на строительство жизненно важного газопровода из Альберты в центральную Канаду было встречено резкими протестами и вызвало политический кризис. Хотя и консерваторы, и члены ФКС возражали против этого плана, Сен-Лоран сумел провести это решение, применив редко используемый парламентский прием прекращения прений.

Консерваторы, лидером которых стал энергичный адвокат из Саскачевана Джон Дифенбейкер, воспользовались недовольством населения и на выборах 1957 получили большинство голосов; в надежде добиться прочного большинства в парламенте они назначили новые выборы на март 1958, на которых и одержали самую убедительную – «обвальную» – победу в истории канадского парламентаризма. Новое правительство имело от избирателей наказ прекратить «американизацию» страны, развивать экономику Севера, направить усилия на ликвидацию экономического неравенства провинций и усовершенствовать систему социального обеспечения, однако оно было связано в своих действиях слабостью административного аппарата и тем, что пришло к власти в самом начале резкого спада в экономике. Правительство сумело найти новые рынки сбыта для канадской пшеницы, в основном в коммунистических странах. Дифенбейкер сыграл важную роль на конференции стран Содружества в 1959, добившись осуждения политики апартеида в Южной Африке.

В 1956 две крупнейших группы в рабочем движении объединились, создав Канадский рабочий конгресс, а в 1961 произошло их слияние с Федерацией кооперативного содружества и образование Новой демократической партии (НДП), социал-демократической партии британского типа. Первым лидером этой партии был Т.Дуглас, который до этого был членом ФКС и в течение 17 лет занимал пост главы правительства провинции Саскачеван, где ему удалось провести в жизнь программу государственного медицинского страхования. Укрепив свое влияние в городах в 1960-е годы, НДП стала важной политической силой, обусловив существование в Канаде многопартийной системы.

 

Глава 2.   Правительство Пирсона.

 

Общие выборы 1962 показали, что консерваторы лишились того подавляющего большинства, которым они располагали четыре года назад. Дифенбейкер оказался во главе правительства меньшинства. В 1963 парламент проголосовал за выражение недоверия правительству. В последовавшей избирательной кампании основным был вопрос о том, должна ли Канада иметь собственное ядерное оружие, которое ей предлагали США. Среди консерваторов по этому вопросу существовали разногласия. Либералы высказывались в пользу ядерного вооружения, и пообещав создать правительство, которое будет проводить решительную политику в этом вопросе, получили относительное большинство голосов и сформировали кабинет меньшинства, который возглавил Лестер Пирсон.

Трудности, которые испытывало правительство, еще более усугублялись вспышкой национализма в Квебеке. В конце 1950-х годов политика квебекского премьера Дюплесси подвергалась нападкам небольшой, но влиятельной группы молодых франкоканадских реформистов, которые возглавили либеральную партию Квебека и добились ее возрождения. В 1960, через год после смерти Дюплесси, они одержали победу над партией Национальный союз и образовали правительство, которое возглавил Жан Лесаж. Будучи снова избраны в 1962, квебекские либералы начали осуществление т.н. «тихой революции» – программы реформ в области экономики, политики и образования; целью проводимых реформ была модернизация экономики и поддержка франко-канадской культуры. В ответ на требования о представлении Квебеку большей автономии, Оттава согласилась принять т.н. «формулу неучастия», согласно которой Квебек освобождался от обязательного участия в некоторых федеральных программах социального обеспечения (например, в пенсионной программе), но мог вместо этого получить от федерального правительства ассигнования, равной тем, которые могла бы получить эта провинция в случае участия в конкретной программе. Такой «особый статус» Квебека раздражал многих англоязычных канадцев и не мог удовлетворить франко-канадских сепаратистов; движение сепаратизма, быстро набиравшее силу, требовало полной независимости Квебека. Некоторые вожди сепаратистов прибегли даже к терроризму, и в 1963 в англоязычных кварталах Монреаля было устроено несколько взрывов.

Перед угрозой серьезного кризиса правительство Пирсона назначило специальную королевскую комиссию для изучения проблем двуязычия и сосуществования двух культур. Отчет комиссии зафиксировал факты, когда франко канадцы терпели финансовый ущерб, и рекомендовал признать равенство французского и английского языков как официальных на федеральном уровне, а также в провинциях Квебек, Нью-Брансуик и Онтарио. При решении административных вопросов правительство придерживалось т.н. «кооперативного федерализма», осуществляя постоянные консультации между федеральными ведомствами и администрацией провинций; кроме того, регулярно проводились конференции, на которых были представлены как федеральное, так и провинциальные правительства.

В области канадско-американских экономических отношений правительство Л. Пирсона вновь повернуло к континентализму. Влияние американского капитала на экономику возросло. Приме­ром мог служить Авто пакт 1965 г., связавший воедино систему производства машин и запасных частей к ним в автомобильной промышленности Канады и США.

За период 1963—1968 гг. импорт Канады из США возрос с 67,8 до 73,2% от общего объема канадского импорта, что произо­шло за счет уменьшения доли импорта из Великобритании, за­падноевропейских стран и других регионов. Доля США в канад­ском экспорте выросла за это время с 55,4 до 67,3%, а доля Вели­кобритании и западноевропейских стран снизилась до 16,8%. На­конец, сумма иностранного капитала в Канаде возросла с 26 млрд. долл. до 38 млрд., и при этом доля США в иностранных капита­ловложениях в Канаде поднялась с 78 до 80%. Все это говорило о том, что в период правления либерального правительства Л. Пирсона процесс экспансии американского капитала и эконо­мическая интеграция Канады и США вновь ускорились. На этой почве в либеральной партии и в самом кабинете Пирсона обост­рялись противоречия. Все яснее давали о себе знать группы и группировки в либеральной партии, считавшие, что национально­му канадскому капиталу такая бесконтрольная экспансия прино­сит вред, убытки. В правительстве эти силы так называемого экономического национализма представлял Уолтер Гордон. В 1965 г. он вышел из правительства, и Пирсону стоило большого труда вернуть его в кабинет в 1967 г., с тем, чтобы он принял уча­стие в работе уже другой комиссии — Комиссии по вопросам ино­странной собственности в канадской промышленности, которая представила доклад в 1988 г. (доклад Уоткинса). В эти годы бла­годаря позиции У. Гордона была отбита попытка Рокфеллеров внедриться в банковскую систему Канады путем приобретения канадского «Мэркантайл бэнк».

В области международных отношений Канада участвовала в гряде посреднических миссий ООН и подразделений ООН по под­держанию мира. Канадская официозная пресса нередко называла это время периодом «тихой дипломатии» (в отношениях с США) и «средней державы» (в международных отношениях), занимаю­щейся посредничеством в отличие от позиции «сателлита» в годы корейской войны. Правительство Пирсона высказалось за разме­щение в Канаде ядерного оружия. Ядерные боеголовки прибыли в Канаду уже в начале 1964 г.

В 1966 администрация Лесажа в Квебеке потерпела поражение от партии Национальный союз. Тем временем либеральное правительство Пирсона в Оттаве, которое было переизбрано в 1965 на новый срок, добилось утверждения парламентом нового государственного флага Канады с изображением кленового листа, который стал символом страны. Из других образцов законотворческой деятельности правительства Пирсона следует упомянуть Акт о государственном медицинском страховании, средства на которое выделялись как из федерального бюджета, так и из бюджетов провинций. 

ГЛАВА 3.  Правительство Трюдо

 

В 1968 Пирсон объявил о своем решении уйти в отставку. Лидером Либеральной партии был избран Пьер Эллиот Трюдо. В том же году состоялись федеральные выборы. Во время избирательной кампании Трюдо выступал с призывами противостоять шовинистическому национализму и сохранить федеративное государство. В результате либералы победили, впервые после 1950-х годов завоевав большинство мест в парламенте.

Первое правительство Трюдо произвело некоторые важные изменения во внешней политике страны, уделяя меньше внимания связям с США и Европой. Канада наполовину сократила свое участие в НАТО, отказалась от ядерных вооружений и установила дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой. Однако центральное место в политической жизни страны продолжал занимать вопрос об отношениях франкоязычных и англоязычных канадцев. Трюдо был связан предвыборными обязательствами поднять статус французского языка в Канаде. В 1969 был принят закон об официальных языках, который сразу же вызвал недовольство в англоязычных районах, из-за некоторых содержавшихся в нем положений, в частности о том, что государственные служащие обязаны учить французский язык. Несмотря на это, в Квебеке в 1970 снова прокатилась волна терроризма. В октябре 1970, вскоре после того, как либералы, поддерживавшие политику федерализма, во главе которых стоял Робер Бурасса, одержали впечатляющую победу на провинциальных выборах, члены националистической организации Фронт освобождения Квебека (ФОК) похитили сотрудника британской торговой миссии в Монреале, а затем похитили и убили министра труда Квебека П.Лапорта. Бурасса потребовал от Трюдо ввести давно не применявшийся Закон о мерах военного времени, который разрешал федеральным властям временно ограничить гражданские свободы. Действуя в рамках этого закона, Трюдо ввел в Квебек войска, захватил террористов и объявил вне закона Фронт освобождения Квебека.

В 1971 правительство Трюдо, занимаясь проблемой американо-канадских отношений, ставивших Канаду в положение полуколонии, приняло решение о создании государственной монополии «Корпорация развития Канады»; целью этой новой структуры было осуществление финансового контроля над важнейшими иностранными компаниями в Канаде. Кроме того, ее задачей было направить капиталовложения в такие области, как разведка природных богатств, где до тех пор доминировал американский капитал. В соответствии с рядом принятых законодательных актов, на приобретение канадских предприятий иностранными фирмами требовалось согласие правительства; кроме того, такие фирмы обязаны были предоставлять финансовую документацию для проверки по требованию правительственных служб.

Несмотря на то, что Трюдо выступал против сепаратизма, многие англоязычные канадцы оставались недовольными политикой правительства в вопросе об официальном языке. Именно это недовольство, наряду с общим беспокойством по поводу инфляции и растущей безработицы, привело к тому, что на выборах 1972 либералы лишились большинства в парламенте, хотя поддержка со стороны Новой демократической партии позволила Трюдо сохранить пост главы правительства парламентского меньшинства.

Будучи экспортером нефти, Канада выиграла от четырехкратного увеличения цен на нефть на мировом рынке в 1973–1974. Тем не менее, в стране продолжала развиваться инфляция, и росло число безработных. В 1974 парламент не утвердил представленный правительством бюджет, что привело к объявлению новых выборов. На этих выборах, состоявшихся в июле 1974, партия Трюдо получила значительное большинство, однако авторитет его правительства снова упал после принятия постановлений, регламентировавших заработную плату и цены.

Конфликт по поводу официального языка в Квебеке разгорелся с новой силой после появления нового закона, обязывавшего обучать французскому языку детей всех иммигрантов, кроме тех, родным языком которых является английский. На провинциальных выборах 1976 либеральное правительство Р.Бурасса проиграло сепаратистской Квебекской партии, лидер которой Рене Левек пообещал провести в провинции референдум по вопросу об отделении Квебека. В 1977 был принят новый закон о французском языке, обязывавший все крупные фирмы в Квебеке пользоваться французским языком, а всех переселенцев посылать своих детей во франкоязычные школы; после принятия этого закона несколько крупных компаний покинули пределы провинции. Чтобы смягчить недовольство деловых кругов его сепаратистской политикой, Левек выступил с предложением о предоставлении Квебеку «суверенитета при сохранении экономических связей» с Канадой.

Когда ограничения на цены были сняты, инфляция увеличилась почти до 9%, а количество безработных достигло миллиона человек. На выборах 1979 либералы потеряли большинство в парламенте, получив 114 мест из 282. Консерваторы провели 136 депутатов, также не получив большинства голосов избирателей. Лидер консерваторов Джо Кларк сформировал правительство меньшинства.

Однако уже в декабре 1979 кабинет Кларка пал после того, как палата общин отказалась утвердить представленный им бюджет. Это повлекло за собой роспуск парламента, и на следующих выборах в феврале 1980 либералы во главе с Трюдо вновь пришли к власти, получив 146 мест в парламенте; 103 места получили консерваторы и 32 – Новая демократическая партия. Во время избирательной кампании основные дискуссии велись по вопросам о правах провинций и об энергетической политике; при этом либералов поддерживали главным образом Квебек и Онтарио, а западные провинции выступали на стороне Кларка.

В последующие месяцы правительство Альберты, основной нефтедобывающей провинции Канады, продолжало осаждать федеральное правительство требованиями повысить цены на нефть до уровня мировых. Когда Трюдо (опиравшийся в основном на поддержку восточных провинций, являющихся потребителями нефти) предложил лишь небольшое повышение закупочных цен на нефть, администрация провинции Альберта снизила добычу и приостановила вложение средств в нефтедобывающую промышленность. В результате в сентябре 1981 федеральное правительство было вынуждено согласиться на повышение цен, которые должны были достичь уровня 75% от мировых в течение следующих 5 лет.

В мае 1980 в Квебеке был проведен давно обещанный Квебекской партией референдум по вопросу об отделении этой провинции от Канады, в ходе, которого примерно 2/3 участников высказалось против отделения. Вскоре после этого Трюдо (в порядке выполнения своих предвыборных обещаний о конституционных реформах) предложил проект новой конституции страны взамен Акта о Британской Северной Америке 1867. Сохраняя основные положения Акта, проект делал его более «канадским» и включал билль о правах и положения, регулирующие процедуру внесения поправок. Первоначальный проект был, отвергнут всеми провинциями, за исключением Онтарио и Нью-Брансуика. Однако позднее, в 1981, после того как Верховный суд Канады подтвердил правомерность действий Трюдо, направленных на «канадизацию» конституции, все провинции кроме Квебека пришли к соглашению с федеральным правительством. По условиям соглашения, внесение любой поправки должно получить одобрение не менее чем 7 провинций, население которых составляет не менее 59% населения страны; кроме того, провинция могла не применять поправку на своей территории при условии, что она берет на себя финансовые последствия такого отказа. Билль о правах включал гарантии для англоязычных жителей Квебека и франкоязычных жителей других провинций получать образование на своем родном языке. В таком виде проект был одобрен парламентом и ратифицирован Великобританией в 1982.

 

 

 

 

ГЛАВА 4 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ НОВОГО ПРАВИТЕЛЬСТА ТРЮДО

 

Канадско-американские отношения в системе внешнеполитиче­ских приоритетов Канады имели первостепенное значение. Визит президента США Р. Рейгана в Канаду в марте 1981 г. выявил как общность империалистических интересов, что выразилось в прод­лении на очередной срок соглашения о НОРАД, так и разногласия, которые оказались неразрешенными и останутся, видимо, таковыми еще долгое время (по вопросам рыболовства в прибрежных водах, уменьшения вредного воздействия «кислотных дождей» на всем протяжении границы с США от Атлантического побережья до Ве­ликих озер). Стало трудно разрешать некоторые конфликты на основе двусторонних переговоров. Так США обратились в Гене­ральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) с жалобой на меры, принятые в Канаде в отношении режима иностранных инве­стиций в связи с осуществлением Национальной энергетической программы и деятельностью ФИРА (апрель 1984 г.). Канада в свою очередь подала жалобу в Международный суд в Гааге в связи с проблемой разграничения водной границы между двумя странами в заливе Мэн. Вашингтону приходилось считаться с про­тивоположностью интересов Канады и США по ряду проблем, и с тем, что Канада обрела собственное лицо.

Однако зависимость страны от южного могущественного соседа велика. В основе ее лежит глубоко зашедшим процесс экономиче­ской интеграции, превративший обе страны в единый региональ­ный хозяйственный комплекс. Вместе с тем необратимость этого процесса, империалистический характер интеграции неравных по силе участников неизбежно будет придавать межгосударственным отношениям противоречивый и конфликтный характер.

По ряду внешнеполитических вопросов правящие круги Кана­ды вынуждены идти на уступки. Так, давление администрации Рейгана и натовская солидарность определили согласие прави­тельства Канады на проведение испытаний в Альберте и Британ­ской Колумбии американских крылатых ракет. Во время дебатов в палате общин по этому вопросу в 1982—1983 гг. правительство обосновывало предложение о подписании соглашения с США свои­ми обязательствами перед НАТО. Этим же аргументом объясня­лось увеличение военных расходов, и особенно на исследования в военной области (рост на 24% в 1982 г. по сравнению с 1981 г.). Соглашение об испытании крылатых ракет было заключено 10 февраля 1983 г. путем обмена нотами между США и Канадой. Реше­ние    было    принято    правительством    без постановки вопроса на голосование в парламенте. Во время многократного обсужде­ния запросов оппозиции от Новой демократической партии в 1982 и 1983 гг. о содержании и сроках подписания соглашения у пар­ламента собирались делегации и представители различных органи­заций,   протестовавших   против планов испытаний крылатых ракет. Эти протесты превращались в общенациональное движение, кото­рое соединялось с движением за мир, против ядерных вооружений. 30 октября   1982 г.  коалиция  антиядерных групп,  религиозных организаций, студенческих организаций    и    профсоюзов    провела совместную демонстрацию в Оттаве против соглашения об испыта­ниях крылатых ракет в Канаде. В ней участвовало свыше 15 тыс. человек. Подобные митинги состоялись во многих городах Канады. Беспокойство за будущее страны и за нынешнюю роль Канады в обострившейся международной обстановке разделяют не только широкие массы трудящихся страны. Большая группа парламента­риев    Канады — примерно 140 членов парламента,— представляю­щая все партийные фракции в палате общин и все провинции стра­ны, в декабре 1932 г. обратилась    к    канадскому    правительству, чтобы оно «поддержало призыв к Советскому Союзу и США при­остановить  дальнейшее наращивание  ядерных  арсеналов»  и сде­лать все для ядерного разоружения и сохранения мира.

Официальный запрос США к правительству Канады о начале испытаний крылатых ракет последовал в середине июня 1983 г., и спустя месяц канадское правительство дало согласие на практи­ческое выполнение принятого решения. Это вновь вызвало возбуж­дение в Канаде, демонстрации протеста, петиции и письма прави­тельству, запросы оппозиции в парламенте. Опрос общественного мнения в декабре 1983 г. показал, что 88% канадского населения обеспокоены испытаниями крылатых ракет.

Движение сторонников мира и ядерного разоружения, как ни­когда прежде, стало немаловажным фактором влияния на внешне­политический курс правительства и состояние общественного мне­ния в стране. Премьер-министр П. Трюдо учитывал этот фактор. В свете этого понятно, почему П. Э. Трюдо выступил с крупной инициативой в пользу мира в период с сентября 1983 г. по февраль 1984 г. Предложения П. Трюдо подготавливались специальной рабочей группой дипломатов и политических деятелей, они были согласованы с послами Канады в целом ряде государств. Эти пред­ложения сводились к пяти основным пунктам: провести конферен­цию пяти ядерных держав (СССР, США, Франция, Англия, КНР) в ближайшем будущем в целях достижения договоренности о замораживании ядерных арсеналов и последующего их сокращения; расширить число стран, присоединившихся к договору о нераспро­странении ядерного оружия; способствовать переговорам между Западом и Востоком о взаимном и сбалансированном сокращении вооруженных сил и для начала условиться, чтобы Стокгольмская конференция Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в январе 1984 г. открылась на уровне министров иностранных дел; запретить испытание и развертывание систем антиспутнико­вого оружия; ограничить и затем поставить под контроль «чрез­мерную мобильность» межконтинентальных баллистических ракет. Для объяснения своих предложений и проведения консультаций П. Трюдо за короткое время посетил Вашингтон, столицы ряда западноевропейских государств, был принят в Москве, Берлине, Праге, Бухаресте, выступал перед главами стран Содружества в Индии о нераспространении ядерного оружия и вел переговоры, побывал в Японии и КНР. Международный авторитет Канады и самого Трюдо был достаточно высок, а поднятые проблемы столь важны, что его озабоченность сохранением мира и приоста­новкой гонки вооружений принимались со всей серьезностью. В январе П. Трюдо встретился с Генеральным секретарем ООН X. Пересом де Куэльяром, который выразил полную поддержку усилиям Трюдо содействовать установлению взаимопонимания между великими державами.

П. Трюдо не ожидал, что его инициатива увенчается полным успехом, тем более что его предложения, в которых особой новиз­ны не было (СССР и социалистические страны вносили подобные предложения неоднократно), и он сам подвергались резкой крити­ке со стороны реакционеров и адептов «холодной войны». И все же в начале 1984 г. стало очевидно позитивное значение инициативы П. Трюдо. Реалистические выступления руководителя одного из государств — членов НАТО в пользу мира и переговоров встрети­ли поддержку в ряде западноевропейских стран и, как отмечалось в прессе, побудили главу американской администрации несколько поумерить тон антисоветской риторики. В Канаде инициатива П. Трюдо в пользу мира была встречена широким одобрением де­мократической общественности как его наказ на будущее.

Отношения между Канадой и Советским Союзом после возвра­щения  к власти  либералов  начали  входить  в  нормальное   русло. Правительство Трюдо отменило введенное консерваторами эмбарго на поставки зерна в СССР. В  1982 г. было заключено пятилетнее соглашение о дальнейших поставках зерна, обеспечиваемых соответствующими кредитами.    Канада не последовала призывам  Вашингтона  отказаться  от торговых сделок,  связанных с продажей оборудования для СССР. Однако на пути    улучшения отношении между двумя странами стояли реакционные силы,    разжигавшие антисоветские настроения, сказывалось также давление на  правительство Трюдо администрации Рейгана, консервативной оппозиции, буржуазной прессы.

Поездка в Канаду парламентской делегации Верховного Совета СССР в мае 1983 г. сыграла важную роль в разъяснении позиции СССР в вопросах прекращения гонки вооружении и сохранения мира. Визит советских парламентариев в Канаду, как признавали официальные круги страны, имел позитивным  результат для развития канадско-советских отношений. В апреле 1984 г. в Моск­ве были обсуждены вопросы двустороннего научно-технического сотрудничества СССР и Канады в Арктике. В мае 1984 г. в  Москве после трехлетних переговоров было подписано соглашение по  вопросам рыболовства и сотрудничества СССР и Канады в области сохранения рыбных запасов и научных исследований.

В 1982 страну охватила экономическая депрессия, подобной которой не было с 1930-х годов. Нарастала безработица; к концу 1982 не имели работы почти 13% трудоспособного населения. В то же время курс канадского доллара по отношению к американскому упал до рекордно низких значений, инфляция выросла до 11% в год, а процентные ставки увеличились. Неспособность правительства Трюдо справиться с экономическими проблемами во многом способствовала падению его популярности. В июне 1984 Трюдо ушел в отставку, сняв с себя обязанности и главы правительства, и лидера Либеральной партии. В надежде исправить положение преемник Трюдо Джон Тернер назначил досрочные выборы на сентябрь. Однако на этих выборах победу одержали консерваторы под руководством Брайана Малруни, получившие 211 мест из 282. Либералы завоевали всего 40 мест – меньше, чем когда-либо, Новая демократическая партия – 30, одно место досталось независимым кандидатам. Консерваторы имели парламентское большинство во всех десяти провинциях, и впервые с 1958 они смогли выступить как реальная политическая сила в национальном, а не только региональном масштабе. На провинциальных выборах консерваторы получили 58 мест из 75. Вскоре после этих выборов Рене Левек, лидер сепаратистской Квебекской партии и постоянный противник Трюдо, провозгласил новую политику сотрудничества с федеральным правительством Канады.

При Малруни экономика страны стала постепенно выходить из состояния депрессии; в 1984–1988 рост национального дохода составлял около 3% в год. В 1987 Малруни совместно с администрацией Квебека выработал условия соглашения, направленного на более полную интеграцию этой провинции в федеральную систему. В соответствии с этим соглашением Квебек признавался «отдельным сообществом» в составе Канады и получал новые права. Для того чтобы это соглашение вступило в силу, оно должно было быть единогласно одобрено всеми провинциями. Срок ратификации истекал в июне 1987. Однако незадолго до его истечения парламент Ньюфаундленда проголосовал против утверждения, а парламент Манитобы прекратил заседания на лето, не проголосовав по этому вопросу.

Малруни стоял за укрепление связей с США; при нем были сняты многие ограничения на участие иностранного капитала в канадских корпорациях и использовании энергетических ресурсов. В то же время очень быстро увеличивался объем канадских инвестиций за границей, прежде всего в США. В 1988 Малруни вел переговоры с Соединенными Штатами относительно договора о свободной торговле и отмене пошлин и таможенных тарифов в торговле между странами. Это соглашение стало основной темой дискуссий во время предвыборной кампании 1988. Хотя, в конечном счете, большинство голосов получили партии, выступившие против договора, консерваторы, набрав 43% голосов, завоевали прочное большинство в парламенте.

В 1990 начался спад производства, который продолжался вплоть до 1993 и неблагоприятно сказался на экономике Канады. В 1992 в Шарлоттауне (провинция Остров Принца Эдуарда) были продолжены переговоры о статусе Квебека, в которых приняли участие премьер-министры всех провинций и главы администраций территорий, а также представители трех наиболее влиятельных политических партий страны. По условиям нового соглашения, Квебек получал право избирать сенат, расширялась автономия групп коренного населения (индейцев и эскимосов) и признавался статус провинции Квебек как «отдельного сообщества».

Шарлоттаунское соглашение было вынесено на национальный референдум 26 октября 1992. Большинство населения страны (54% против 46%) высказалось против соглашения.

Введение с 1 января 1991 федерального налога на все товары и услуги вызвало широкое недовольство правительством Малруни. В декабре 1992 Малруни и президенты США и Мексики подписали Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA). К февралю 1993 популярность Малруни, по данным опросов общественного мнения, опустилась на самый низкий уровень за все время – в его поддержку высказалось всего 17% опрошенных. Малруни объявил о своем уходе с поста премьер-министра и снял с себя обязанности лидера Консервативной партии. На съезде консерваторов в июне 1993 новым лидером была избрана Ким Кемпбелл, министр обороны в правительстве Малруни. 25 июня 1993 она стала преемником Малруни на посту премьер-министра.

Кемпбелл назначила всеобщие выборы на 25 октября 1993, на которых консерваторы потерпели поражение. Либералы под руководством Жана Кретьена, гражданина Квебека, свободно владевшего и французским и английским языком, построили свою предвыборную кампанию на обещании создать рабочие места путем расширения общественных работ, а также добиться пересмотра договора о свободной торговле с США и Мексикой. Новая демократическая партия упорствовала в своем неприятии договора. В выборах участвовали также Квебекский блок, созданный в 1990 семью членами парламента от Квебека, добивавшимися отделения от Канады, и Партия реформ, учрежденная в 1987 недовольными консерваторами провинции Альберта, стоявшими на позициях «западного» сепаратизма; платформа этой партии выражала недовольство налоговой политикой, враждебность по отношению к иммигрантам из Азии и традиционную оппозицию по отношению к восточным политическим деятелям.

Либералы одержали убедительную победу, получив в палате общин 178 мест из 295. Квебекский блок, поддержанный жителями Квебека, завоевал 54 места и занял, таким образом, положение официальной оппозиционной партии. Партия реформ получила 52 места, большей частью за счет голосов из Британской Колумбии и Альберты. НДП получила только 8 мест, пять из которых приходились на долю Саскачевана. Консерваторы получили всего два места, одно от Квебека и одно от Нью-Брансуика, и полностью утратили свое значение как партии большинства. 4 ноября 1993. Жан Кретьен занял пост премьер-министра страны.

Тем временем возвращение к власти в Квебеке в 1994 Квебекской партии создало предпосылки для проведения второго референдума о предоставлении этой провинции независимости. По итогам второго референдума изоляционисты были гораздо ближе к победе, чем в 1980, поскольку за отделение провинции высказалось 49,4% голосовавших, а против – 50,6%. Федеральное правительство откликнулось на результаты референдума принятием символического обращения, в котором Квебек вновь признавался «отдельным сообществом», но вопрос о начале каких-либо серьезных переговоров по конституционным проблемам откладывался до проведения очередных выборов в провинции, а возможно, и до проведения третьего референдума. После того как лидер Квебекского блока Люсьен Бушар перестал заниматься политикой на федеральном уровне и занял в 1996 пост премьер-министра Квебека, а Жан Шаре стал в 1998 лидером Либеральной партии этой провинции, открылась возможность для продолжения дебатов о будущих взаимоотношениях Квебека и остальной Канады.

В конце 1990-х годов Канада столкнулась с проблемой высокого уровня государственного долга и необходимостью выплаты процентов по долгам, что составляло значительную и все возраставшую долю бюджета. Очевидный способ решения этой проблемы виделся в сокращении государственных расходов, в первую очередь – на здравоохранение, образование и социальное обеспечение. Поскольку большую часть этих расходов несли на себе провинциальные органы власти, то руководству страны было значительно проще сокращать федеральные ассигнования на эти нужды, предоставляя властям провинций возможность самим справляться с возникающими трудностями и недовольством на местах. Подобные попытки предпринимались и в других отраслях экономики. Было сокращено число лиц, имеющих право на страховку по безработице, уменьшено число государственных служащих. Продолжалась политика содействия приватизации государственных предприятий.

2 июня 1997 состоялись новые выборы в парламент. Основная предвыборная полемика свелась к вопросам обеспечения интересов регионов, эффективности экономики и сохранения единства страны. Доводы правительства либералов во главе с Жаном Кретьеном, доказывавшим, что оно делает все возможное в существующих трудных условиях, позволили ему остаться у власти. Либералы завоевали 155 места в палате общин из 301, при этом 101 депутат был избран от провинции Онтарио, остающейся надежным оплотом Либеральной партии. В ходе последних выборов оппозицию представляли многочисленные, но разрозненные группировки, которые к тому же опирались в основном на региональные объединения. Партия реформ добилась значительного успеха на выборах, завоевав по количеству депутатов второе место в парламенте. 60 кандидатов от этой партии победили в четырех западных провинциях. Таким образом, Партия реформ сменила Квебекский блок в качестве официальной оппозиции в палате общин. Сам же блок, кандидаты от которого баллотировались только в Квебеке, получил 44 места. Новая демократическая партия упрочила свое положение, расширив свою базу в Новой Шотландии и Нью-Брансуике и получив 21 место в парламенте. Консервативная партия несколько оправилась после своего сокрушительного поражения в 1993 и получила 20 мест, однако продолжала подвергаться нападкам со стороны Партии реформ за свое нежелание пойти на «объединение правых». После того как лидер консерваторов Жан Шаре посвятил себя исключительно проблемам Квебека (став лидером местных либералов), Консервативная партия в 1998 избрала своим новым лидером бывшего премьер-министра Джо Кларка, который, по всей видимости, решил продолжить тот умеренный курс, который так хорошо служил Либеральной партии на протяжении большей части 20 в.

 

Заключение

 

«Трюдо — очень сильный политик, возможно, самый сильный в современной Канаде. Это очень необычно, но даже те, кто совершенно не соглашались с ним, преклонялись перед ним». Майк Харрис, премьер-министр Онтарио.

Уход из жизни бывшего премьера Канады Пьера Трюдо затмил все прочие события в жизни страны. Не дожив трех недель до своего 81-летия, скончался действительно уникальный человек, один из тех, чья масштабная и противоречивая личность неотделима от истории Канады. Первый премьер-министр Канады, родившийся в двадцатом веке, он стал частью истории этого столетия.

Пьер Трюдо (Joseph Philippe Pierre Yves Elliott Trudeau — таково его полное имя) родился 18 октября 1919 года в Монреале (как и большинство канадских премьеров второй половины двадцатого века, он — выходец из франкоязычной провинции Квебек). Дед Трюдо был фермером. Отец — юристом и бизнесменом. Он умер, когда Пьеру было всего 15 лет, но оставил своим троим детям неплохое по тем временам наследство, включая семейный дом в центральной части Монреаля. Будущий глава государства вырос в достаточно обеспеченной семье, но трудился с юных лет и до конца жизни так и не оказался в числе «денежных мешков» Канады.

Родители Трюдо представляли собой две ветви основателей Канады: отец — потомок французских переселенцев (но одинаково свободно говорил на обоих языках Канады, как и его сын), мать — британских. После смерти отца Пьер вдвойне привязался к матери, жил с нею в одном доме до своей поздней женитьбы, а потом звонил ей почти каждый день до ее смерти в 1973 году.

Впервые Трюдо привлек внимание широкой публики в декабре 1967 года, когда он в качестве министра юстиции провел новый закон о расторжении браков, либерализовавший традиционно консервативное семейное законодательство в стране. Именно к этому времени относится одно из первых знаменитых высказываний будущего премьер-министра: «Государству нечего делать в спальнях граждан». С этого момента его подхватила волна поднимавшегося в стране либерализма. Весной 1968 года ушел на пенсию премьер-министр Лестер Пирсон, последний представитель политиков еще довоенной школы. Страна искала перемен и нашла их источник в Пьере Трюдо. Выставив свою кандидатуру на пост лидера либералов, он довольно легко обошел конкурентов. К состоявшимся в июне 1968 года выборам звезда Трюдо уже стояла высоко на политическом горизонте, а страну начала охватывать «трюдомания».

И действительно, все знавшие Пьера Трюдо признают, что он обладал тем, что принято называть «харизма», то есть обаянием сильной личности. Несмотря на далеко не мощную с виду комплекцию, Трюдо с детства активно занимался спортом, отлично боксировал, обожал рискованные походы на каноэ. И, что самое главное, он никогда не уклонялся от встречи с превосходящим по силам противником. Как раз накануне выборов вся страна получила возможность убедиться в силе воли и отваге Трюдо: во время демонстрации в Монреале сепаратисты-радикалы напали на представителей федералистов. Практически все атакованные сбежали, но Трюдо не уступил, и это запечатлели телекамеры. После этого ему оставалось только победить на федеральных выборах и сформировать правительство либерального большинства.

В качестве премьер-министра он вновь столкнулся в силовой схватке с квебекскими сепаратистами, хотя на этот раз ему не пришлось лично махать кулаками. В октябре 1970 года в Квебеке разразился печально знаменитый «октябрьский кризис». По всей видимости, радикалы-сепаратисты из Фронта освобождения Квебека (близкие по духу левым социалистам и пользовавшиеся если не поддержкой, то одобрением Москвы) хотели превратить свое выступление в новую «Октябрьскую революцию». Кризис начался с похищения находившегося в Канаде британского министра и министра труда провинции Квебек, который через пять дней был найден мертвым. Террористы выдвинули ряд требований, включая освобождение их соратников из тюрем, где они отбывали наказания за убийства и другие уголовные преступления. При этом представители профсоюзов и студенты провели массовую демонстрацию в поддержку Фронта. Канада оказалась перед лицом террористической войны. Журналисты обратились к премьеру с вопросом, собирается ли он предпринять какие-то меры. В ответ он лаконично ответил Just watch me. Это краткое заявление стало еще одной исторической фразой человека, слова которого никогда не расходились с делом.

16 октября Трюдо объявил о введении военного положения в провинции Квебек, прокомментировав свое решение такими словами: «нежные души не радует вид солдат в касках и с оружием. Идите и плачьте, говорю я вам, поскольку намного важнее сохранить порядок и законность в обществе, нежели волноваться о слабонервных людях». Полиция и армейские патрули арестовали около 500 радикальных сепаратистов, большинство которых затем было выпущено без предъявления обвинений. С тех пор Трюдо заслужил, мягко говоря, неприязнь со стороны сторонников независимости Квебека. Что, впрочем, не помешало им признавать его достоинства как политика: сами сепаратисты говорили, что если бы Трюдо встал на их сторону, то Квебек еще в 60-е годы отделился бы от Канады.

Символично, что пятнадцатый премьер-министр Канады Пьер Трюдо, хотя и с перерывом, занимал кресло премьера на протяжении 15 лет. Это рекорд со времен таких гигантов канадской истории, как Джон Макдоналд и Уильям Маккензи Кинг. Уже в начале своей карьеры Трюдо был настолько популярен у своих сторонников, что возник новый термин «трюдомания».

Но политическое наследие Пьера Трюдо, в отличие от его человеческого облика, встречает в Канаде куда более противоречивое отношение. Да, большинство его основных политических решений трудно оспаривать. Таковы, например, закон об официальных языках Канады (1969 год); введение чрезвычайного положения в провинции Квебек (1970); первое назначение женщин на видные государственные посты — спикера Сената (1972), спикера Палаты Общин (1980), генерал-губернатора Канады (1984); победа над сторонниками суверенитета Квебека на референдуме (1980); принятие Канадской хартии прав человека и провозглашение полной независимости Канады от Великобритании (1982). Но именно при Трюдо была отброшена традиционно взвешенная консервативная экономическая политика, и государство начало безудержно тратить на социальные нужды, не считаясь с реальностью и завтрашним днем. Главное отличие либеральной экономической политики от консервативной заключается в концентрации усилий не на производстве национального богатства, а на его изъятии (прежде всего за счет налогов) и перераспределении (прежде всего за счет социальных программ, а также распылении средств в бюрократических инстанциях и посредством их). В итоге в действительно процветавшей Канаде образовался бюджетный дефицит и государственный долг, которые довольно скоро легли тяжелой ношей на плечи канадцев, а затем и привели к существенному падению уровня жизни, в особенности по сравнению с США. При Трюдо расходы федерального правительства увеличились в девять раз, а национальный долг вырос примерно в десять раз, до 120 миллиардов долларов, причем только выплата процентов на этот долг обходилась каждому жителю Канады, от младенцев до пенсионеров, в 700 долларов ежегодно. По иронии судьбы, борьбу с дефицитом и государственным долгом начало правительство Жана Кретьена, которому в этом деле оказали неоценимую услугу оживление мировой экономики и знаменитая терпеливость канадцев.

К числу спорных решений правительства Трюдо можно отнести также резкую переориентацию иммиграции на слаборазвитые страны, а также официальную политику многокультурности, способствующую размыванию традиционной основы страны и изоляции новых многочисленных иммигрантов в этнических общинах. Не все согласны и с проведенной правительством Трюдо легализацией гомосексуализма и абортов.

Тем не менее, Пьер Трюдо — это единственная суперзвезда канадской политики мирового уровня. Он в те далекие уже годы был шоуменом, обогнавшим свое время лет на тридцать и опрокидывавшим все представления о лидере государства. Его обаяние было невероятным. Он стал, пожалуй, единственным из канадских политиков, которого знали во всем мире. Задолго до Билла Клинтона он публично и перед объективами телекамер исполнял музыкальные и танцевальные номера (в области искусств Трюдо тоже преуспевал), мог при случае адресовать перешедшим рамки приличий противникам ответный оскорбительный жест (например, показав им палец), да и вообще вел себя как абсолютно раскрепощенный, независимый и уверенный в себе человек, для которого не существовало установленных другими рамок.

Воплощенное им представление о крупной и независимой личности наложилось на всю страну, население которой сумело увидеть себя в новом свете, поверить в себя, почувствовать себя молодой и сильной нацией. Это ощущение восторга, упоения и радости жизни, неразрывно связанное с обликом Пьера Трюдо, осталось в памяти канадцев, которые, похоже, сожалеют не только о кончине национального лидера, но и о том, что людей подобного масштаба в Канаде пока что не видно. И это очень по-канадски: ведь личностям крупного масштаба сопутствуют не только большие достижения, но и большие проблемы. А это именно то, чего Канада хотела бы избежать.

Закончить работу хотелось бы словами  посла Канады в Казахстане  Джералда Скинера «Я бы охарактеризовал отношения между Казахстаном и Канадой, как находящиеся в процессе развития. 

По правде, говоря, я не совсем удовлетворен общей, так сказать,                  «суммой» отношений между нашими двумя странами, и считаю, что                   многое еще может быть сделано как той, так и другой стороной.                  Кроме того, я бы хотел, чтобы отношения между Канадой и                   Казахстаном больше развивались на уровне личных                   взаимоотношений между людьми, а не только между политиками или                   бизнесменами»[3].

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Тишков В.А., Кошелев Л.В. История Канады. М., 1982
  2. Кузнецов Ю.Г. Сладок ли кленовый сок. Современная Канада и ее люди. М., 1988
  3. Сороко-Цюпа О.С. История Канады. М. 1982
  4. Трофименко Г.А. США: политика, война, идеология. М. 1976,
  5. Сивачев Н.В. Новейшая история США М., 1980,
  6. Зубок Л.И. Очерки истории США. М.,1956,
  7. Иванян В.А. Белый дом, президенты и политика, М.1976,
  8. Зинн Говард США после второй мировой войны: 1945-1971. М. 1977,
  9. Зигмунд Ф., Буллит. Т. В. Вильсон 28-й президент США,
  10. Никольсон Г. Как делался мир в 1919 г. М., 1945.
  11. Бурнашов И.Л. История международных отношений и внешней по­литики.-Алматы, 1998.
  12. Всемирная история / Гл. ред.: Е. М. Жуков (гл. ред.) и др. Т. XI / Под ред. А. О. Чубарьяна (отв. ред.) и др. — М.: Мысль, 1977
  13. Всемирная история / АН СССР. Ин-т всеобщей истории. Ин-т исто­рии СССР. Ин-т славяноведения и балканистики. Ин-т востоковеде­ния; Гл. ред.: Е. М. Жуков (гл. ред.) и др. Т. XII / Под ред. Р. Ф. Ива­нова (отв. ред.) и др. — М.: Мысль, 1979
  14. Всемирная история / АН СССР. Ин-т всеобщей истории. Ин-т исто­рии СССР. Ин-т славяноведения и балканистики. Ин-т востоковеде­ния; Гл. ред.: Е. М. Жуков, С. Л. Тихвинский (гл. ред.) и др. Т. XIII / Под ред. С. Л. Тихвинского (отв. ред.) и др. — М.: Мысль, 1983.
  15. 3агладин Н.В. Военная политика СССР 60-х гг./УИстория успехов и неудач советской дипломатии. М.: Международные отношения, 1990.
  16. История международных отношений и внешней политики. — Алматы, 1998.История международных отношений и внешней политики СССР..-М: Меж. отношения, 1979.
  17. Интернет сайт http://express-k.net.ru/2001/06/30/04.shtml
  18. Интернет-газета «НАВИГАТОР» 21 августа 2000 г.
  19. Большая энциклопедия Кольера CD — диск 1999.

 

 

[1] Токаев К.К. Под стягом независимости. Алматы 1997. стр 415

[2] Интернет-газета «НАВИГАТОР» 21 августа 2000 г.

[3] http://express-k.net.ru/2001/06/30/04.shtml