ПЛАН
Введение
ГЛАВА 1. Внутриполитические и экономические реформы правительства озала
1.1 Экономические реформы
1.2 Политика либерализации турецкой экономики
Глава 2. НОВОЕ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ Турции.
2.1 Внешнеполитический курс Турции
2.2 Турецкая модель «нового мирового порядка»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Актуальность темы заключается в том, что казахстанско-турецкие отношения основываются на совпадении или близости позиций по широкому кругу вопросов. Заинтересованность обоих государств в развитии экономических связей создает хорошую базу для всестороннего сотрудничества, основы которого были заложены в конце 1990 года и закреплены в ряде документов на государственном уровне.
Турция первой признала независимость Казахстана 16 декабря 1991 года и прилагала активные усилия по интеграции нашей страны в международное сообщество. С первого дня обретения суверенитета Казахстан рассматривается в качестве серьезного и важного регионального партнера Анкары в международных вопросах.15 марта 1991 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Казахской Советской Социалистической Республикой и Турецкой Республикой, в котором стороны выразили стремление к дальнейшему расширению и углублению взаимовыгодного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, экологической, культурной, гуманитарной, информационной и других сферах на долговременной основе. Положения этого Соглашения были развиты в подписанном в октябре 1994 года Договоре о дружбе и сотрудничестве.
В Декларации о принципах и целях взаимоотношений между Казахстаном и Турцией, принятой Президентами двух стран в сентябре 1991 года, отмечалась решимость укреплять дружественные отношения в рамках целей и принципов Устава ООН, Хельсинского заключительного акта, Парижской хартии о новой Европе и других документах процесса СБСЕ, на основе приоритета права, уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела, в духе сотрудничества и солидарности. Стороны подтвердили, что взаимодополняющие друг друга богатыми природными ресурсами, индустриальной базой и квалифицированной рабочей силой экономики имеют широкие возможности для реализации конкретных проектов сотрудничества, которые внесут вклад в благосостояние и благополучие народов двух стран.9-11 апреля 1993 года состоялся официальный визит в Казахстан Президента Тургута Озала. Прошли встречи с Президентом Казахстана, Председателем Верховного Совета. Т.Озал посетил Южно-Казахстанскую область, где принял участие в открытии Международного казахско-турецкого университета им. А. Яссауи. Состоялось выступление турецкого Президента в казахстанском парламенте.Президенты обменялись мнениями по основным международным проблемам. Казахстанский и турецкий лидеры заявили о том, что достижение мира в Боснии, Нагорном Карабахе и на Ближнем Востоке возможно только посредством мирных переговоров на основе миротворческих усилий ООН, ОБСЕ и всего мирового сообщества. При обсуждении вопросов международной безопасности турецкий Президент высказался в поддержку инициативы Н.А.Назарбаева о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, заявив о том, что Турция будет активным участником этого процесса.Выступая перед казахстанскими парламентариями, Тургут Озал заявил, что турецкий народ с пониманием относится к реформам, проводимым в суверенном Казахстане. «Уверен, — сказал он, — что республика, которой руководит мудрый политик Нурсултан Назарбаев, станет великой страной. Турция оказывает и будет оказывать ей посильную помощь: ведь развитие одного народа обеспечивает развитие другого.»[1]Инновационная информация иногда идет прямо со страниц газет и журналов и даже с интернет сайтов. Визит Президента Турции в Казахстан подтвердил стремление двух государств всемерно развивать и расширять отношения в политической, экономической, культурной и других областях.
Первый официальный визит Н.А.Назарбаева в Турцию, состоявшийся 16-18 октября 1994 года, несмотря на свою кратковременность и отсутствие деклараций общего характера, был единодушно оценен наблюдателями как политическое событие особой важности. Это объяснялось тем, что основной акцент в ходе переговоров и встреч был сделан на практические шаги по расширению сотрудничества, на вопросы реализации ранее достигнутых договоренностей. Переводу двусторонних отношений на более высокий уровень способствовал и подписанный во время визита Договор о дружбе и сотрудничестве.Н.А.Назарбаев заявил, что «развитие всесторонних связей с Турцией рассматривается Казахстаном как одно из приоритетных направлений своей внешней политики. Обе стороны выразили готовность к проведению регулярных политических консультаций на различном уровне, к взаимодействию в рамках международных организаций. Практическим шагом в этом направлении стал подписанный в ходе визита протокол о консультациях между внешнеполитическими ведомствами двух стран.»[2]Констатируя возросший уровень контактов в торгово-экономической сфере, стороны пришли к единодушному мнению о том, что они являются стержнем двусторонних отношений, а также указали на наличие значительных резервов для развития связей как в области внешней торговли, так и в инвестиционном сотрудничестве. При этом была отмечена приоритетность и перспективность прямых капиталовложений турецких фирм в экономику нашей страны. Турецкая сторона поддержала мнение казахстанского лидера о том, что рассмотрение вопроса о строительстве нефтепровода для транспортировки казахстанской нефти необходимо перевести из области деклараций в плоскость практического, профессионального изучения проблемы.По завершении официального визита казахстанский Президент принял участие во втором саммите тюркоязычных государств, проходившем в Стамбуле. На совещании были подведены итоги сотрудничества шести стран за два года, прошедшие со времени предыдущей встречи, и разработаны планы по экономическому и политическому взаимодействию на будущее. По результатам саммита была принята Стамбульская декларация. В ней главы тюркоязычных государств отметили удовлетворительное развитие двусторонних и многосторонних отношений в области политики, образования, культуры, экономики и других сферах, подтвердили политическую волю к дальнейшему укреплению этих связей.Впрочем, по интенсивности и уровню контактов Турция занимает одно из лидирующих мест среди зарубежных партнеров Казахстана. К середине 1995 года в Казахстане было зарегистрировано 158 турецких фирм, совместные предприятия с участием турецкой стороны участвовали в реализации многих крупных проектов, в том числе и в области разработки нефтяных месторождений. На тот момент наши страны связывало 17 авиарейсов, включая чартерные, 500 грузовых автомобилей осуществляли регулярную перевозку грузов. В учебных заведениях Турции обучалось около 1400 казахстанских студентов.
Подтверждением значительного совпадения интересов двух стран явились переговоры на высшем уровне в ходе официальных визитов в 1995 г. Президента С.Демиреля и Премьер-министра Т.Чиллер в Казахстан. Стороны подчеркнули стратегический характер взаимоотношений. Была достигнута договоренность о необходимости продолжения контактов на высшем уровне по меньшей мере раз в год..Тургут Озал принадлежал к новому поколению турецких политических деятелей, которое вышло из сформировавшейся в 50-60-х годах среды технократов. За всю 70-летнюю историю существования Турецкой республики это был второй президент, избранный меджлисом из числа гражданских лиц. Прежние, начиная с первого — ее основателя Кемаля Ататюрка, — происходили из военной среды. Тургут Озал родился 1927 году в городе Малатья на юго-восток Турции.Окончив 1950 году Стамбульский технический университет. Озал два года работал над планом электрификации Турецкой республики. В 1952 году способного инженера -электрика посылают на учебу в США. По возвращении домой Тургута Озала принимают на работу в Комитет по планированию Турции, где он знакомится со своим шефом — молодым, но уже известным политиком Сулейманом Демирелем. Когда в 1965 году Демиреля набирают премьер-министром, он включает в свою команду Озала. Таи началась политическая карьера восьмого президента Турции.В 1971 году он был послан на стажировку а Международный банк реконструкции и развития. Вернувшись на родину, Озал уходит в частный бизнес Звездный час Тургута Оаала настал 1979 году, когда Демирель в третий раз становится премьер-министром. В самые трудные для Турции годы экономического кризиса Т. Озала назначают заместителем председателя Комитета по планированию. после переворота я сентябре 1980 года военное руководство привело Озала и разработке мер его доктрины заключалась в «превращении Турции в Японию на Ближнем Востоке». Тургут Озал сумел объединить вокруг себя разрозненные политические группировки, создать Партию отечества, которая в 1983 году пришла к власти,
Летящий над картой Турции шмель — символ правящей в стране Партии отечества. Молодая партия, основанная всего 8 лет назад из разрозненных политических группировок, во многом обязана своей популярностью незаурядной личности ее лидера Тургута Озала — нынешнего президента Турецкой Республики
Тургут Озал — автор разработанной еще в конце 70-х годов программы стабилизации экономики, получившей название «турецкая модель», хотя правильнее ее было бы назвать «моделью Озала». Главное в ней: ограничение государственного регулирования, широкое привлечение иностранного капитала, усиление влияния рыночных отношений. История предоставила Тургуту Озалу шанс но только сформулировать новые направления экономической реформы, призванной, в конечном счете, привести Турцию в Европейское сообщество, но и на практике попытаться претворить эти схемы в жизнь.Восьмым президентом Турции избран премьер-министр страны, генеральный председатель правящей Партии отечества Тургут Озал. В ходе третьего тура выборов президента, а Великом национальном собрании Турции (парламенте) он получил 163 голоса. Согласно действующей конституции, в этом туре претенденту достаточно заручиться поддержкой простого большинства or 450 депутатов высшего законодательного органа страны. Единственный конкурент Т. Озала — Фетхи Челикбаш — набрал, всего 14 голосов.
Библиография, источники, монографии, работы общетеоретического характера. Книга Т.Озала «Турция в Европе и Европа в Турции» (Turkey in Europe and Europe in Turkey. Nicosia, 1991) интересна с нескольких точек зрения. Работа написана бывшим президентом Турецкой республики (1989-1993 гг.) и, как можно предположить, отражает позицию части политической элиты страны по узловым вопросам национальной истории и перспективам развития турецкого общества. Автор обращается к общественности и политическим деятелям Западной Европы, стремясь показать причастность Турции к формированию европейской цивилизации и тем самым обосновать обретение ею статуса полноправного члена ЕС. С этой целью он рассматривает широкий круг исторических, культурологических, военно-политических и экономических вопросов, отражающих основные этапы формирования турецкого общества в прошлом, нынешние его достижения и будущие цели развития. И, не в последнюю очередь, работа Т.Озала способна привлечь внимание читателя потому, что тот жанр историко-философских очерков, в котором она написана, предполагает глубокое обсуждение затронутых в ней проблем. Учитывая многообразие обсуждаемых автором вопросов, сосредоточим внимание на центральной теме книги — исторической драме модернизации (вестернизации) Турции. Т.Озал выделяет две группы факторов, которые препятствовали переходу османского традиционного общества к гражданскому. Он отмечает, что в отличие от Западной Европы, где институт частной собственности вырос на основе глубокой исторической традиции и благодаря усилению позиции городской буржуазии и свободного крестьянства, в Османской империи скачок в расширении частнособственнических отношений произошел в XVIII в. в условиях политического хаоса. Местные нотабли, которые в условиях политического кризиса Османской империи захватили пригодные для обработки территории, не были законными их владельцами, а лишь временно узурпировали права государства на земельную собственность. Поэтому в момент усиления центральной власти Османское государство могло на законной основе и исходя из исторической традиции конфисковать захваченные айанами и деребеями земли и присоединить их к государственному фонду. Переходу османского традиционного общества в новое для него состояние препятствовал также и особый морально-психологический климат, который сложился в Османской империи после серии ее поражений в войнах с западноевропейскими государствами и Россией. И «верхи» и «низы» османских турок ощущали на себе, по словам Т.Озала, огромное деморализирующее воздействие военно-политического упадка империи, что сказывалось на всех сторонах жизни общества, в том числе и на хозяйственной активности населения.
Новые условия существования империи, сложившиеся для нее в XVIII-XIX вв., требовали изменений в историческом коде ее развития — перенесения акцентов с интересов государства на интересы личности. Но ни в XVIII, ни в XIX вв. этого не произошло. Изменять можно было лишь то, что уже было заложено в фундамент османской цивилизации, привнесенные же в ее жизнь новые, внесистемные элементы по большей части отторгались ею. К тому же, отмечает автор, турки, в отличие, скажем, от японцев, вообще не привыкли к заимствованиям. Общий строй культуры — ислам — противостоял переносу в жизнь общества достижений исторической эволюции иных социокультурных организмов. Еще одним барьером на пути модернизации Османской империи, по мнению Т.Озала, был присущий ей ойкуменизм, полиэтнический и поликонфессиональный характер османской державы. Исторически сложившееся межэтническое разделение труда, при котором туркам, формировавшим военную и административную элиту, противостояла финансовая и коммерческая элита немусульманских народов, крайне затрудняло возникновение в стране социально значимого слоя предпринимателей и промышленной буржуазии.
Означенные препятствия на пути модернизации (вестернизации) турецкого общества были во многом ликвидированы с созданием республиканской Турции, и теперь страна стремится стать неотъемлемой частью Европейского Сообщества. В этом, как заявляет Т.Озал, фундаментальная цель современной Турции. Ожесточенная политическая борьба 50-х годов, завершившаяся в мае 1960 г. военным переворотом, впоследствии получила отражение в его вышедшей во Франции книге «Турция в Европе»[3], своего рода критическом обзоре экономической истории Турции, в .котором особое внимание уделялось роли государства в развитии экономики. События, предшествовавшие военному перевороту, и сам переворот Озал рассматривал как результат поляризации политических сил, борющихся за власть в стране.
ГЛАВА 1. Внутриполитические и экономические реформы правительства озала
1.1 Экономические реформы
Уже с первого года пребывания у власти правительство Озала уделяло большое внимание строительству жилья. Был создан — из внебюджетных средств — жилищный фонд, началось строительство домов. За шесть лет их было построено 500 тысяч. Был составлен и осуществлен уже в 1989 г. план электрификации сельских районов. Развертывается сеть детских садов и школ, прежде всего в районах проживания бедноты — геджеконду. Бюджетные ассигнования на эти цели были увеличены с 3 до 12%. В интересах сокращения безработицы правительство Озала передало посредством выпуска акций ряд построенных государством плотин и гидроэлектростанций в частное владение. Предполагалось, что это приведет к привлечению новой рабочей силы. На первом съезде Партии отечества в 1984 г. Озал говорил, что «для улучшения положения основной массы населения — рабочих, крестьян, служащих необходимо приостановить рост безработицы… Основными причинами анархии и сепаратистских устремлений являются голод и безысходность» [4].
С именем Тургута Озала связано строительство каскада плотин и гидроэлектростанций на юго-востоке страны — так называемый Юго-Восточный проект, которому придается исключительное значение. Он предусматривает орошение около 2 млн. га, проведение земельной реформы в этом регионе. С его завершением в начале будущего века как полагают, объем сельскохозяйственной продукции — хлопка, риса, фруктов и овощей — будет увеличен в 2 раза. Удвоится и объем производимой электроэнергии. На экономическое развитие восточных и юго-восточных вилайетов были увеличены ассигнования, что должно обеспечить строительство в этих регионах городов, дорог, электростанций, снабжение водой, развитие средств связи. Немалую трудность представляло собой восстановление демократических свобод, снятие ограничений, связанных с военным положением, отмена цензуры, подавление террора и насилия, творимых ультраправыми и ультралевыми организациями. Необходимо было отойти от пагубной традиции, установившейся в послевоенной Турции,- подавления демократии в ходе военных переворотов. Тургут Озал старался прежде всею добиться сплочения своей партии и установления нормальных отношений с оппозицией. На съезде своей партии в 1984 г. он говорил, что Партия отечества считает «демократию основой всего. Существовать мы можем только в демократической системе»[5].
Турецкая печать и в 80-е годы весьма скептически оценивала способность пришедших к власти политиков добиться стабильности в стране. «Мы воспитали много политиков, но нельзя сказать, что они очень хорошие,- писала стамбульская «Milliyet».- Турецкая демократия молода… Время от времени возникают политические бури… Отсутствие в нашей стране хорошего политика приводит к взрыву демократии»[6]. Однако применительно в Тургуту Озалу и его соратникам эти опасения не оправдались.
Начало политики экономической стабилизации и либерализации в Турции датируется 24 января 1980 г.-днем прихода к власти военных, которые взяли курс на создание системы свободной рыночной экономики. В разработке этого курса активное участие принимал Тургут Озал, в будущем президент, тогда -заместитель премьер-министра. В первый год либерализации в стране было крайне сложное экономическое положение: темпы инфляции превышали 107%, ВНП сократился более чем на 1%. Было решено обратиться за помощью к международным экономическим организациям. В июне 1980 г. Международный валютный фонд принял решение о поддержке политики либерализации турецкой экономики. Условием предоставления кредита объемом 1250 млн. СДР (специальных прав заимствования)-625% квоты Турции в МВФ- служила реализация пакета реформ, предложенных МВФ: освобождение цен, пересмотр валютного курса, отказ от политики протекционизма, прекращение дефицитного финансирования экономического роста, создание свободного финансового рынка, открытость Турции для иностранного капитала.
Первым шагом в направлении либерализации стала девальвация турецкой лиры — единовременно на 33 %. Затем на протяжении 80-х годов курс лиры снижался постепенно приблизительно на 10-15% в ГОД.
Ослабление государственного контроля над ценами происходило, во-первых, в форме сокращения списка «базовых товаров», цены на которые устанавливаются административным путем. Во-вторых, было полностью либерализовано ценообразование в частном секторе. В-третьих, при формировании цен в государственном секторе использовался принцип декларации—компании уведомляли Министерство промышленности и технологии о цене на свои товары и если возражений не было, цены считались утвержденными. Начали уменьшаться дотационные закупки сельскохозяйственных продуктов. Решительным шагом со сто роны правительства было прекращение поставок государственным предприятиям нефтепродуктов по льготным тарифам.
Важной составной частью либералнзационных мероприятий начала 80-х годов стало свободное формирование банковского процента. До января 1980 г. банковский процент на депозиты был ограничен максимальной ставкой 10% годовых. В 1981 г. после освобождения ставки процента он составил около 50 %, или 20 % без учета инфляции. Этот шаг вызвал увеличение банковских депозитов более чем I 2,5 раза за год, снижение скорости обращения денег и нейтрализацию; ажиотажного спроса, что существенно ослабило инфляционное давление. В банковской сфере был децентрализован режим хранения валютных резервов и проведения операций с ними, создан межбанковский денежный рынок, поощрялась купля-продажа государственных и частных бумаг. Одновременная либерализация товарного и денежного рынков Должна была, помимо других целей, привлечь в банки и производство «теневой капитал», доля которого, по некоторым оценкам, составляла до 40% всего турецкого капитала[7].
Результаты первых трех лет либерализации оказались неожиданными для ортодоксальных неолибералов и антиэтатистов как в Турции, так и за рубежом. Прогнозируемого расцвета мелкого и среднего частного предпринимательства не произошло из-за оттока массы небольших капиталов в банки. Привлечение значительного объема депозитов при отсутствии прибыльных вариантов инвестирования в Турции послужило основой активного экспорта капитала, что привело к относительному торможению производства. Одновременно укрепились экономические позиции большинства государственных компаний: после освобождения цен они превратились из убыточных в преуспевающие. В дальнейшем политика стабилизации проводилась турецким правительством в основном с учетом интересов крупных компаний, в том числе государственных.
Процесс либерализации финансового рынка был прерван скандалом с банкирскими конторами, которые в 1981-1982 гг. привлекли в качестве депозитов 50-75 млрд. турецких лир благодаря не только высоким процентам, но и поддержке со стороны правительства, в том числе лично Т. Озаяа. «Масштабная частная инициатива оказалась аферой, а Т. Озал был вынужден уйти с поста заместителя премьер-министра. Правительство взяло на себя обязательство компенсировать часть убытков вкладчиков банкирских контор, что привело к росту дефицита консолидированного бюджета в 1983 г. до 2,6 % ВНП (согласно требованиям МВФ, он не должен был превышать 1,5%)[8].
Для предотвращения подобных скандалов в дальнейшем государство прибегло к ужесточению условий формирования и функционирования банковского капитала. Во-первых, была поднята планка минимального размера регистрируемого капитала. Во-вторых, объем кредитов был ограничен 20-кратной величиной уставного капитала, а для отдельного клиента -10 % капитала. В-третьих, в ряде случаев промышленным компаниям было предоставлено право контроля за деятельностью банков. И, наконец, центральный банк установил фиксированную ставку процента по депозитам, индексированную по отношению к инфляции. Последняя мера имела неблагоприятные последствия — в 1983-1984 гг. сокращение притока средств населения в банки приобрело характер финансового кризиса, и от фиксированной ставки процента пришлось отказаться.
В первые годы либерализации экономики в стране так и не была решена проблема сбалансированности государственного бюджета. На лотовая система Турции до 1980 г. характеризовалась высокими ставками и низкими доходами от налоговых сборов. В 1981 г. произошло дальнейшее увеличение обложения личных доходов, а в 1983 г. наблюдалось заметное сокращение налоговых поступлений. Состояние налоговой системы оказывает существенное влияние на развитие экономики Турции, так как при значительном числе государственных предприятий н связанных с ними статей расходов бюджета доходы от их деятельности составляют лишь 6-10 % бюджетных поступлений, в то время как доля налогов и сборов — 80%. Поэтому неудовлетворительное положение в налоговой сфере усугубляло проблемы бюджетного дефицита и инфляции. Тем не менее снижение темпов инфляции было весьма ощутимым-со 107% в 1980 г. до 30% в 1983 г. Сократился объем спроса в государственном секторе экономики и снизилось бюджетное перераспределение национального дохода -с 28 % в 1979 г. до 19 % в 1982 г. Прекратилось падение реальной заработной платы в промышленности. Приостановить инфляцию удалось одновременно с прекращением падения темпов роста ВНП[9]. Важным направлением внешнеэкономической политики первых лет либерализации стали поиски новых рынков для турецкого экспорта. Традиционно экспорт был нацелен на европейские рынки, но в начале 80-х годов происходит освоение рынков Востока. Значительное событие с точки зрения становления рыночной экономики в Турции — принятие в 1982 г. новой конституции, где утверждался принцип неприкосновенности частной собственности, указывалось, что деятельность государственных предприятий не должна разрушать рыночную модель, базирующуюся на частном предпринимательстве. Из текста конституции было устранено упоминание о «социальном государстве», в качестве модели турецкого развития называлась смешанная экономика.
1.2 Политика либерализации турецкой экономики
Второй этап либерализации: от стабилизации к процветанию С приходом к власти законно избранного правительства во главе с Т. Озалом политика либерализации турецкой экономики вступила в новую фазу; лозунг «смешанной экономики» был отвергнут как половинчатый и выдвигался идеал «laissez-faire», свободного рыночного развития.
В 1983-1984 гг. принимается пакет законов, определивших дальнейший курс реформ. Закон о поощрении сбережений предусматривал приватизацию государственных компаний путем акционирования, а также давал право частным компаниям арендовать государственные предприятия.
В 1987 г. был принят закон, неофициально называемый «законом о спасении компаний». Он предусматривал частичную приватизацию неплатежеспособных компаний. Если предприятие было не в состоянии вернуть кредит банку, последний становился владельцем акций квмпа-нии «а сумму долга. Если доля акций банка в капитале компании превышала 15 %_, он имел право перепродажи акций сверх указанной квоты третьей стороне при условии, что покупатель не принадлежал ни к членам правления банка, ни к владельцам его уставного фонда. Таким образом было акционировано значительное число промышленных предприятий. Применялся еще один способ приватизации, заключавшийся во взаимной передаче акций семейных компаний в Совет по делам жилищного строительства и общественного акционирования в обмен на некоторую долю акций государственных экономических организаций, объединяющих несколько предприятий (ГЭО).
Финансовый рынок Турции остается до сих пор относительно неразвитым. Из трех его составных частей: банковской системы, рынка капиталов и неорганизованного денежного рынка — доминирующую роль играет первая. Фондовые биржи не имеют того значения, которое придается им в хозяйственных системах развитых западных стран. Это может быть объяснено двумя обстоятельствами. Во-первых, население предпочитает вкладывать деньги в золото, недвижимости, стабильную иностранную валюту; меньшей популярностью пользуются банковские вклады с высокими индексированными ставками процент. Во-вторых, большинство акционерных фирм является собственностью ограниченного традиционными связями круга лиц, не заинтересованных в расширении состава акционеров. При вторичном размещении ценных бумаг турецкие акционерные фирмы предпочитают выпускать привилегированные акции, не дающие права участия в управлении корпорации ей. В результате в конце 80-х годов из 600 зарегистрированных акционерных обществ лишь 40 вносили свои акции в котировочные списки фондовой биржи. В целом эмиссия акций и облигаций частного сектора Турции составляла не более 5 % от ВВП по сравнению с более чем 50 % в таких странах, как Англия и США.
Неразвитость финансового рынка затрудняет и проведение антиинфляционной политики. На протяжении 80-х годов инфляция оставалась для правительства врагом номер один. Сам Т. Озал считал целью правительственной политики сокращение темпов инфляции до 20 % в год, сознавая, что в условиях нестабильности экономического роста полное равновесие на денежном рынке может быть достигнуто только за счет падения производства и углубления структурных диспропорций — основной причины инфляции в Турции. Эта «программа-максимум» выполнена не была: на протяжении 80-х годов инфляция колебалась в пределах 30-45 % в год. Однако сокращение ее темпов в два-три раза по сравнению с начальным периодом либерализации, на наш взгляд,-серьезное достижение правительства Озала.
Представляют интерес методы, использовавшиеся государством для связывания сбережений населения. После упомянутого скандала с банкирскими конторами и падения доверия к частным коммерческим банкам одним из важных средств привлечения денег населения стали казначейские обязательства, краткосрочные (срок действия 3-6 месяцев) и высокодоходные. Другой формой привлечения сбережений населения стали акции на участие в доходах государственных предприятий — также с высокими дивидендами и короткими сроками погашения. Однако государственная политика распространения ценных бумаг имеет и оборотную сторону — на протяжении 80-х годов происходило последовательное вытеснение с финансового рынка ценных бумаг частных фирм. Выпуск бумаг государственным сектором составлял в 1982 г. 37,8 % от общей эмиссии ценных бумаг, но с 1983 г. этот показатель начал неуклонно расти, достигнув пика в 1985 г.- 96,1 %. В последующие годы он несколько снизился, но тем не менее не опускался ниже 85 %[10]. До сих пор речь шла о традиционных мероприятиях монетаристского типа с небольшим «неокейнсианским» оттенком, Но, пожалуй, центральным пунктом экономической политики Т. Озала стало резкое усиление экспортной ориентации турецкой промышленности. После пересмотра таможенного режима, снижения курса лиры избежать гиперинфляции и обеспечить финансовую базу стабилизации можно было лишь при условии притока в страну валютных ресурсов. Кроме того, экспортная ориентация служила средством антимонопольной политики: только конкуренция на мировом рынке могла стимулировать эффективное реформирование турецких фирм.
Объективной предпосылкой развития экспорта служили служат относительно низкие цены факторов производства. Однако до либерализации 80-х годов имевшиеся преимущества турецкой экономики нейтрализовывались завышенным курсом лиры. Поэтому пересмотр валютного курса, одно из первых либерализационных мероприятий — явился основой увеличения прибыльности экспортных операций и привлекательности этой сферы деятельности для частного бизнеса. В условиях нехватки средств и кризиса государственного бюджета правительственное «Решение о поощрении экспорта» (январь 1984 г,) предусматривало для компаний-экспортеров налоговые льготы, льготную ставку кредита (вдвое меньше обычной). Экспортеры получали возможность покупать по льготному курсу валюту для покрытия до 50 % сумм, необходимых для закупки за рубежом оборудования, предназначенного для производства экспортной продукции. Тогда же было принято «Решение о защите курса турецкой валюты», обязывающее всех экспортеров не позднее чем через три месяца после получения выручки перевести в Турцию 80% заработанной валюты. Политика экспортной ориентации оказалась весьма успешной. В течение 80-х годов объем турецкого экспорта возрос в пять раз, доля продукции обрабатывающей промышленности в экспорте повысилась с ‘/з до Vs9. Одновременно в экспорте Турции сократилась более чем вдвое доля сырья и топлива. Валютные доходы Турции на протяжении десятилетия ежегодно росли на 12%, а валютные резервы, играющие значительную роль в антиинфляционной политике,- на 19%. Благодаря резкому увеличению экспорта дефицит торгового и платежного балансов Турции на протяжении 80-х годов последовательно снижался. Помимо ярко выраженной экспортной ориентации, этому способствовал и приток валютных поступлений за счет развития туризма. Политика, направленная на всемерное стимулирование экспорта, является единственной разумной альтернативой пассивному фритредерству для стран, переходящих от нерыночной к рыночной системе хозяйства притом, что эффективность национальной промышленности остается сравнительно низкой. Внешнеэкономическая политика, предлагаемая МВФ, исходит из того, что падающий курс национальной валюты— достаточное средство стимулирования экспорта, поскольку расширение ориентированных на экспорт предприятий произойдет автоматически. Однако это утверждение базируется на предположении, что в экономике присутствуют свободные капиталы, способные переместиться в отрасли, ориентированные на экспорт. Но, как правило, в странах с неразвитым рыночным механизмом ощущается постоянный недостаток свободных капиталов, который сковывает развитие экспорта. В итоге либерализация внешнеторгового режима вызывает значительное расширение импорта, что в итоге создает острую проблему платежного баланса и дефицита бюджета.
Подобной ситуации Турции удалось избежать. Государство осуществляет целенаправленные меры по привлечению в страну иностранного капитала. К концу 80-х годов по сравнению с 70-ми объем иностранных капиталовложении возрос более чем в 12 раз. Государство проводит селективную политику по отношению к инвестициям в различные сферы национальной экономики: преимуществом пользуются вложения в сельское хозяйство и туризм. Было бы неверным утверждать, что турецкая экономика не испытывает никаких трудностей. В частности, недостаточно развита система созданий и передачи передовой технологии. Средства, предоставляемые турецким государством на цели научно-технического прогресса, составляют около 0,26 % ВНП, или в 10 раз меньше, чем в западных странах. К издержкам либерализации хозяйственного механизма можно отнести: достаточно высокий уровень безработицы — в 80-е годы, по различным оценкам, составлявший 15-17 % самодеятельного населения; замедление роста средней заработной платы в промышленности; сокращение доходов сельскохозяйственных производителей. В 1995 г. планируется вступление Турции в Европейское сообщество. До этого момента стране предстоит решить много экономических, социальных, институциональных проблем. Но в любом случае с начала 80-х годов пройден большой путь, отмеченный значительными успехами. Правительству Турции во главе с премьер-министром, а впоследствии-президентом Т. Озалом удалось с минимальными потерями преодолеть трудности самого сложного начального периода либерализации. Но насколько последовательно проводились в жизнь принципы программы МВФ? Даже предварительный анализ показывает, что с 1983 г. экономическая политика правительства лавировала между Сциллой гиперинфляции и Харибдой падения производства. Устойчивое одновременное равновесие на товарном и денежном рынках практически достигнуто не было.
Глава 2. НОВОЕ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ Турции
2.1 Внешнеполитический курс Турции
Внешнеполитический курс Турции определяется участием в военном блоке НАТО и стремлением стать полноценным членом ЕЭС. В 80-х годах она получила от участников этих организаций значительные займы и кредиты, ст^ла добиваться повышения объема квот на закупки ими турецких товаров, продажи своим предпринимателям самой современной техники и технологии (включая военную), создания смешанных компаний с участием иностранного капитала. Другими словами, ее внешнеполитическая деятельность нацелена на обеспечение условий для ускоренного экономического развития.
В рамках НАТО Турция, как правило, придерживается проамерканской ориентации. На ее территории находятся десятки военных баз НАТО и США, на которых хранится ядерные боеголовки. По признанию армейского командования США, эти базы могут быть использованы американскими вооруженными силами для ведения боевых действий на Среднем Востоке и в Юго-Западной Азии, что может автоматически втянуть Турцию в военный конфликт. Именно это обстоятельство вызывает наибольшее беспокойство у многих граждан, о чем неоднократно писали турецкие газеты «Неудивительно, что Турция все чаще стала выдвигать национальные интересы на передний план»[11]. Так, форсируя с момента возникновения топливно-энергетического кризиса сближение с нефтедобывающими исламскими государствами, она снизила уровень дипломатических отношений с Израилем, являющимся «стратегическим союзником США. К настоящему времени Турция вступила во все исламские экономические и политические организации, добивается создания «исламского общего рынка», где она, как наиболее продвинувшаяся в своем развитии страна, могла бы занять доминирующие позиции. Еще в 70-х годах в Анкаре было открыто представительство ООП, а в ноябре 1988 года Турция признала палестинское государство, чего до сего дня не сделало большинство стран НАТО и ЕЭС.
Т. Озал, желая снять ставшую традиционной напряженность в отношениях с Грецией, встречался с бывшим греческим премьер-министром Д. Папандреу. Конечно, убрать все создававшиеся годами завалы на пути к нормализации турецко-греческих связей трудно, но этот процесс начался. Создано несколько совместных комиссий, планируется новая встреча «в верхах», налаживается торговый и культурный обмен.
«Яблоком раздора» по-прежнему остается Кипр, где до сего дня находятся турецкие войска, вторгшиеся туда еще в 1974 году. Греция настаивает не только на выводе иностранных войск с острова, но и на выселении оттуда около 20 тысяч турок, перебравшихся на постоянное жительство с континентальной части. В настоящее время ведутся переговоры между турецкой и греческой общинами Кипра при посредничестве ООН. Следует отметить, что провозглашение в 1983 году «Турецкой республики Северного Кипра» не было поддержано мировой общественностью.
В войне между Ираном и Ираком (1980-1988 годы) Турция занимала нейтральную позицию, поддерживая тесные торгово-экономические и политические отношения с обоими государствами. Она предоставила им свою территорию для провоза товаров и прокладки нефтепроводов. С Ираном у нее нередко возникали конфликтные ситуации из-за его стремления направить республику в лоно исламского фундаментализма, отменить секуляристские статьи турецкой конституции, С Ираком же сохранялись общие интересы не только по развитию торгово-экономических связей, но и по подавлению движения курдов за свою автономию. Известны факты, когда турецкая армия, преследуя курдов, вела бомбардировки курдских поселений на иракской территории с разрешения правительства Ирака. Правда, это не помешало местной прессе поднять вопрос о воссоединении «мосулских и киркукских турок» с их «матерью-родиной» (нефтеносные Мосулский и Киркукскнй районы Ирака, как и Кипр, когда-то входили в состав Османской империи).
Правящие круги Турции неоднократно высказывались против присутствия советских войск в Афганистане. Они не скрывали своих симпатий по отношению к моджахедам и предоставили свою территорию для поселения небольшой части афганских беженцев тюркского происхождения. В то же время Турция положительно отнеслась к соглашению, достигнутому в 1988 году в Женеве между афганским и пакистанским правительствами при посредничестве ООН и участии СССР и США в качестве гарантов. Она приветствовала вывод советских войск из Афганистана и предложила свое содействие в розыске и возвращении на родину советских военнопленных.
Существуют официальные данные, что ВНП, приходящийся на душу населения, увеличился с 89,2 тысячи лир в 1980 году до 647,6 тысячи — в 1986 году, или в 7,3 раза. Однако существенные коррективы в эти данные вносит рост цен на всю продукцию, включая товары повседневного спроса. Так, за указанный период времени цена на хлеб возросла в семь, баранину — в шесть раз. Потребительские цены, составленные на базе 107 товаров повседневного спроса, выросли почти в семь раз. Если же произвести расчеты в постоянных ценах, то доход на душу населения в 1981 году составлял 1283,2 доллара; а в 1988 году- 1292,5 доллара. За годы экономического бума среднегодовой доход на душу населения не поднялся даже на десять долларов!
Дело в том, что бурное развитие предпринимательства привело к непомерному обогащению буржуазии, в то время как благосостояние основных масс населения почти не выросло. Так, в 1983 году десять процентов населения с наиболее низкими доходами получали в 47 раз меньше, чем такое же количество населения с наиболее высокими доходами.Наряду с ростом несправедливого распределения доходов усугублялись или сохранялись также другие виды социальной поляризации. Это выражалось в абсолютном росте безработицы. Если раньше армию безработных почти полностью составляли малограмотные и неквалифицированные люди, то в 80-х годах, вследствие участившихся случаев банкротств крупных и средних предприятий, не выдержавших местной и иностранной конкуренции в условиях «открытой экономики», увеличилась безработица среди квалифицированных рабочих, лиц со средним и высшим образованием. В 1980 году численность безработных составляла 2,7 миллиона человек. В годы экономического подъема общая численность безработных увеличилась еще на 0,1 миллиона человек. Напомним, что турецкая конституция не предусматривает предоставления пособий по безработице: В этих условиях неизбежен рост недовольства среди различных слоев населения, особенно его обездоленной части. С середины 80-х годов возобновились спорадические забастовки, митинги и демонстрации.
С целью развития демократии неординарную акцию предприняла Коммунистическая партия Турции, деятельность которой из-за существующих запретов протекает в подполье и за рубежом (преимущественно среди двух миллионов турецких граждан, работающих за пределами Турции). Генеральный секретарь КПТ X. Кутлу вместе с генеральным секретарем Рабочей партии Турции Н. Саргыном (обе партии приняли решение об объединении) добровольно вернулись из-за границы на родину. Оба они были арестованы в Стамбульском аэропорту и преданы суду на основании статей 141 и 142 уголовного кодекса, заимствованных из кодекса фашистской Италии периода Муссолини. Уже два года идет суд над руководителями Объединенной коммунистической партии, обвиняемыми в попытках «насильственного свержения существующего строя». Отвергая эти обвинения, X. Кутлу и Н. Саргын привлекли к себе внимание и симпатии турецких трудящихся. Как в Турции, так и за ее пределами расширилось движение за освобождение двух руководителей левых партий, за отмену антидемократического законодательства, за дальнейшую всестороннюю демократизацию страны.
За расширение демократических прав и свобод выступили курды, составляющие почти пятую часть 55-миллионного населения. Однако курдское движение за автономию продолжает подавляться, несмотря на протесты общественности стран ЕЭС и других регионов. Но оно все чаще начинает получать поддержку и турецкого населения. Так, в начале 1990 года семь депутатов меджлиса от Социал-демократической народной партии приняли участие в международной конференции по курдскому вопросу в Париже (это привело к исключению их из рядов партии и ее расколу). В то же время правительство И. Акбулута рассчитывает, что ускоренное экономическое развитие восточных районов, где проживает большая часть курдов, позволит ему снять остроту курдской проблемы без предоставления курдам каких-либо прав и свобод. В турецкой прессе все чаще высказывается мысль, что невозможно добиться продолжительной стабильности путем поощрения экономического роста, но при ограничении демократии и игнорировании интересов значительной части населения.
2.2 Турецкая модель «нового мирового порядка»
Турецкая модель «нового мирового порядка» является глобальной проблемой и оказывает серьезное влияние на современный мир. Конец XX века ознаменовался хаосом и войнами в мире. В этой ситуации Турция стремиться стать сверхдержавой и влиять на мировую политику и культуру. Бывший президент Турции Т.Озал в свое время провозгласил: «XXI век станет веком Турции»[12]. По существу турецкая модель — это новая версия теории мирового господства. Идея ислама подчинена идее «Великого Турана», который приспособил его к своим геополитическим имперским целям как еще одну организующую и идеологизирующую силу. Европа делает ошибку, уповая на приверженность Турции европейской цивилизации. Руководитель Европейского центра по изучению Турции Мерт Эрсин предупреждает: «Будьте бдительны — на пороге Европы появился волк в овечьей шкуре!»[13]. Турецкая Республика со времен Кемаля Ататюрка имеет внешние признаки правового, светского государства. Ататюрк упразднил халифат, ввел латинский алфавит, отделил церковь от государства, школу — от церкви, дал право женщинам участвовать в выборах.
Конституция 1924 г., с небольшими изменениями, действует до настоящего времени. Верховная власть в Турции принадлежит однопалатному парламенту — Великому Национальному Собранию, избираемому прямым голосованием гражданами обоего пола. Тем не менее Турция, по форме европейская, по содержанию остается далеко не европейской страной. Кемалистское движение было направлено не на европеизацию страны, а на захват чужих территорий, ликвидацию Севрского договора. Турецкие лидеры решили заменить свои прежние позиции на экспансионистскую идеологию пантуранизма. Ататюрк перед европейцами разыграл карту европеизации страны, а с российскими большевиками он поиграл в пролетарскую революцию, а в результате обманул и тех и других. Турецкий историк Танер Акчам подчеркивает: «Если Турецкая Республика основана на крови национальных меньшинств Анатолии, она является главным препятствием мирного сосуществования народов, населяющих эту землю»[14]. Турецкая модель имеет два варианта: официальный и традиционный. Их объединяет общее содержание — пантуранизм, идеология и практика которого стали существенным элементом дестабилизации современного мира, фактором разжигания войн в разных точках планеты. Она направлена на расчленение многих государств планеты от Адриатики до Китая и от Москвы до Индии и аннексию их территорий с одновременным геноцидом населяющих их народов. Президент Турции Сулейман Демирель заявил о «турецком мире, простирающемся от Адриатики до Великой китайской стены»[15]. Угрозу пантуранского «нового мирового порядка», а точнее беспорядка, хорошо осознают народы многих государств. В условиях мирового хаоса пантуранизм получил возможность для реализации своих идей. Угроза эта тем более опасна, что в настоящее время Турцию искусственно делают региональной супердержавой, предоставляя ей возможность вмешиваться во внутренние дела многих государств, фактически проводить политику международного терроризма.
Во внешней политике турецкая модель выражается в ряде факторов. Российско-турецкие отношения являются конфронтационными. Это связано с тем, что Турция проводит политику замещения и вытеснения России с геополитического пространства бывшего СССР. Турция стремится превратить ряд республик СНГ, Чечню в своих сателлитов. Она в одностороннем порядке изменила режим судоходства в проливах Босфор и Дарданеллы, что несет реальную угрозу интересам России. В последние годы идет активный процесс разработки евроазиатской транспортной и энергетической инфраструктуры в обход России, но с главным звеном в лице Турции. Налицо столкновение интересов России и Турции на Кавказе, Балканах, Черноморье. Пантуранские элиты Турции разрабатывают планы расчленения России и Украины и аннексии их значительных территорий. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать идеологов пантуранизма и изучить карты «Великой Турции», в последние годы активно издаваемые. Пантуранские элиты мечтают о реванше за проигранные русско-турецкие войны и ревизии их территориальных результатов. Президент Турции Сулейман Демирель, в ходе своего визита на Украину, заявил о предложении переселить 600 тыс. турецких граждан под видом крымских татар в Крым, что дестабилизирует обстановку в Крыму. При этом он «позабыл» предложить 5 миллионам потомков западных армян, депортированных со своей Родины в результате геноцида 1915 г., вернуться на свои исторические земли, находящиеся под турецкой оккупацией.
Существуют серьезные проблемы в армяно-турецких отношениях. Они предопределены тем, что Турция не осудила геноцид в отношении армян в 1915-1922 гг. и не ликвидировала его последствия в моральной, политической, территориальной и экономической областях. В настоящий момент Турция осуществляет противоправную блокаду Республики Армения, нагнетает против нее милитаристскую истерию, хотя Европарламент осудил геноцид против армян в 1915 г. Государственная Дума РФ в 1995 г. также приняла заявление «Об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 гг. в Западной Армении.
Между Болгарией и Турцией существует ряд разногласий, которые обусловлены искусственным раздуванием проблемы «этнических турок» (помаков) в Болгарии и связанными с этим планами пантуранистов по отторжению от Болгарии ее юго-восточных областей. В конце 80-х годов руководство турецкой армии разработало план «Серебряный полумесяц» по оккупации южных районов Болгарии. Кроме того, болгары не забыли, что в 1913 г. Турция аннексировала Адрианопольскую область Болгарии.
Антагонистические противоречия определяют греко-турецкие взаимоотношения в вопросах континентального шельфа, территориальных вод Эгейского моря, воздушного пространства, национальных меньшинств, островов Имрос и Тенедос (аннексированных Турцией вместе с малоазийской греческой областью Смирна в 1923 г.). Греция аргументирование обвиняет Турцию в политике этнических чисток на островах Имрос и Тенедос. Все эти противоречия усугубляются неоднократным провоцированном Турцией войны с Грецией. Турция в последнее время наращивает военные силы и десантные средства турецкой «эгейской армии» (около 170 тыс. чел.) в непосредственной близости от греческих островов. Греция пересмотрела всю систему оборонного планирования в связи с новой военной доктриной, которая предусматривает необходимость противостояния турецкой угрозе в Северной Греции и Эгейском море. Премьер-министр Греции Констан-тинос Симитис заявил, что притязания Турции на греческие острова в Эгейском море могут привести к войне. В отношении Грузии пантуранские элиты имеют определенные виды на Месхетию и Аджарию.
Аналогичны опасения румын в отношении пантуранских планов аннексии Добруджи от Румынии. Президент Турции Сулейман Демирель открыто заявил, что «Турция создает вокруг себя кольцо, протянувшееся через Балканы, Черное море, Кавказ и Ближний Восток»[16]. В отношении Кипра турецкая политика международного терроризма вылилась в оккупацию северного Кипра и создание на этой территории военных поселений турецких колонистов. Иран серьезно озабочен программами создания «Великого Турана» и «Великого Азербайджана». Оба эти планы направлены на отторжение исконной иранской области «Азербайджан», которая не имеет никакого отношения к Азербайджанской Республике. Географический термин «Азербайджан» имеет историческое отношение к некоторым провинциям Северного Ирана, но никогда не распространялся на территорию современной Азербайджанской Республики, которая позаимствовала это название в 20-е годы у иранцев с целью, во-первых, как-то назвать свою искусственно скроенную из исторических земель армян, лезгин, талышей, удинов, аварцев республику, во-вторых, чтобы иметь возможность в будущем предъявить территориальные претензии к Ирану. Ирано-турецкие разногласия катализируются экономическим экспансионизмом Турции в Центральной Азии и искусственным вытеснением иранских товаров (более качественных, чем турецкие) с центральноазиатского рынка.
Необходимо отметить экспансионистские планы турецких правящих элит в отношении арабских государств. У Сирии и Ирака крайне натянутые отношения с Турцией. Это обусловлено аннексией Турцией в 1939 г. Александретской области у Сирии. В последующем Турция предъявила новые территориальные претензии к Сирии (Алепский район) и к Ираку (Мо-сульский район). Притязания на богатый нефтью Мосульский район возобновились в 90-е годы. Турция ведет недоброжелательную политику в отношении водных ресурсов Сирии (реки Тигр и Евфрат), истоки которых находятся под контролем Турции. В 1991 г. тяжба из-за воды чуть было не завершилась кровопролитием. В тот год Анкара отрезала на месяц значительную часть воды Евфрата, чтобы наполнить водохранилище у плотины им. Ататюрка. После завершения этого проекта, по мнению арабских специалистов, поток воды в Сирию, которая обеспечивает 90% своих потребностей в воде за счет Евфрата, сократится наполовину, а когда река достигнет Ирака, объем ее вод снизится до трети. Серьезный арабо-турецкий конфликт неотвратим. Повышенная концентрация турецких армий на границах с Сирией и Ираком также способствует напряженности в регионе. Активное противодействие турецкому экспансионизму осуществляют Югославия и Республика Сербская в Боснии. Война в Боснии в значительной степени была инициирована и подпитывается из Анкары. Турция целенаправленно поддерживает мусульманское руководство «Республики Босния и Герцеговина» в геноциде против сербского народа. Цель турецкого правительства — создать плацдарм для утверждения своего влияния на Балканах. Турецкие наемники воевали в Боснии на стороне «мусульман». Важные геополитические изменения происходят в Турецком Курдистане и Западной (Турецкой) Армении, аннексированных Турцией. Процесс достижения государственности Курдистаном является необратимым. За последние 10 лет война в Курдистане унесла 14 тыс. жизней.[17] Геополитические процессы на территории Западной (Турецкой) Армении создают объективные условия для становления последней в качестве самостоятельного субъекта современной геополитики. Западноармянский народ, частично проживающий на этой территории (150 тыс. христиан и от 2 до 4 млн. обращенных в ислам), частично депортированный Турцией в годы геноцида армян в 1915-1922 гг. и находящийся в диаспоре (4 млн. чел.), имеет исторические и юридические права на самоопределение на данной территории. В повестку дня встал вопрос о признании мировым сообществом Севрского договора 1920 г., определившего независимость Западной Армении от Турции. Как отмечал Р.Роллан, «великий народ не мстит за себя, он восстанавливает право»[18].
Таким образом, мы видим, что многие страны объединяет их общая геополитика противостояния пантуранскому экспансионизму. Согласно уставным и программным документам ООН политика Турции должна стать предметом обсуждения на Совете Безопасности ООН. Государственным интересам многих стран никак не соответствует нарушение баланса сил в Восточно-Средиземноморском регионе в пользу Турции. По данным Стокгольмского института международных исследований, военные расходы многих стран за последние годы сократились, но в Турции, наоборот, возросли. Среди десяти стран — наиболее крупных импортеров оружия в 1993 г. первое место занимает Турция, закупившая в 1993 г. оружия на 2,5 млрд. долл[19]. К 1995 г., как сообщает стамбульская газета «Миллиет», на реализацию программы технического переоснащения турецкой армии затрачено более 4,5 млрд. долл., а к 2000 г. предполагается потратить более 21 млрд. долл. на модернизацию турецких вооруженных сил. Ускоренному техническому переоснащению вооруженных сил способствует то, что Турция из всех государств, подписавших Договор о сокращении обычных вооружений в Европе, является единственной страной, на большую часть территории которой данное сокращение не распространяется.
Заключение
Партия Отчизны во главе с Тургтуом Озалам на выборах в 1983 г. в одиночку пришла ко власти, на выборах же в 1987 году тоже сумела остаться у власти. Самой важной особенностью периода правления Озала было, то что смелыми и решительными реформами, проведёнными след за следом было повёрнуто русло экономики. Эти либеральные преобразования, которые Озал называл «Большой Трансформацией» был коренным образом изменён Закон об Охране Стоимости Турецких Денег и Валютный Режим, был освобождён импорт и экспорт, в валюте перешли на систему «свободный курс». Вместо закрытой экономической модели, которая держалась на импорте, было перейденно на открытую экономическую политику, которая давала преимущество экспорту. Самым важным развитием во внешней политике стало сближение отношений Турции с Европейскими странами. Консультационная Палата Совета Европы, которая приостановил в одно время отношения с Турцией в 1984 году приняла решения участия турецких парламентариев на заседаниях этого совета. С другой стороны Турция, придерживавшаяся нейтральной политики в войне между Ираном и Ираком, развила торговые отношения с обеими странами. Турция, которая установила тесные торговые связи с Ближневосточными и Европейскими странами увеличила свои доходы от экспорта и туризма. После распада в 1991 году Советского Союза как президент Озал так и правительство установило всесторонние отношения с независимыми Респyбликами Средней Азии. Таким образом Турция постепенно начала становиться «государством региона». Черноморским Экономическим Сотрудничеством, учреждённым на съезде, проведённом в июне 1992 года и охватившем государства Кавказа и Балкан, имеющих выход на Чёрное Море роль Турции в этом регионе ещё возросла. Также Турция сыграла активную роль в Боснии и Герцеговине и в Сомали. После смерти Тургута Озала 17 Апреля 1993 года президентом был избран Сулейман Демирель. Коалиционные правительства, созданные различными политическими партиями в период между 1993 — 2000 гг. окрасили политическую структуру страны. В заключении этого нового политического мышления, способствующего укреплению демократической культуры в стране Турция сделал очень важные шаги на пути вступления в Европейское Сообщество. Впервые с начала 70-х годов Турция добилась активного сальдо во внешней торговле. Растет валовой национальный продукт, достигший отметки 1200 долларов на душу населения в год.
Успех по сравнению о прошлым налицо, но от «беднейшего» члена БЭС — Португалии — страну отделяет солидная дистанция. Полученные от продажи традиционных турецких экспортных товаров (главным образом, продуктов питания и изделий легкой промышленности) валютные средства были пущены Т. Озалом на закупку новейшей западной технологии. Самые передовые достижения научно-технического прогресса привели к повсеместному экономическому росту. На сегодняшний день 80 процентов экспорта страны составляют промышленные изделия. Страна не только насытила внутренний рынок промышленными товарами собственного производства, но вот уже несколько лет изделия с маркой «Сделано в Турции» пользуются спросом у покупателей на всех континентах. При Озале Турция стала играть Солее активную роль в экономической жизни Ближнего Востока, Во многих странах этого региона турецкие фирмы уже вытеснили южнокорейцев и некоторых других юго-восточных «тигров». По заверению крестного отца «турецкой модели». Турция уже сегодня в состоянии стать «мостом» между Европой и Азией и заменить Ливан в качестве финансового центра региона. Успехи в промышленности привели к ускоренному переводу сельскохозяйственного производства на интенсивные методы развития. Это позволило Турции за короткий срок войти в узкий круг «кормящих», то есть создающих значительный избыток продовольствия, стран. Экономический бум и политическая стабильность режима резко увеличили наплыв туристов в Турцию, что, в свою очередь, существенно обогатило государственную казну. Все это привело к тому, что турецкая лира стала конвертируемой валютой. Значительное развитие при Тургуте Озале получили советско-турецкие отношения, которые строятся, по его словам, «на принципах уважения и взаимной выгоды».
Приблизительный алгоритм смены вектора экономической политики в Турции может быть представлен следующим образом:
— для борьбы с инфляцией и дефицитом государственного бюджета проводятся последовательные монетаристские мероприятия, сокращение расходной части бюджета сочетается с увеличением налогов, в том числе косвенных, центральный банк «отпускает» ставку банковского процента;
— реакция на эту политику государственного и частного секторов существенно различается: в государственном секторе наблюдается тенденция к свертыванию производства и консервации мощностей, а мелкие капиталы частного сектора «вымываются» из сферы производства в банки, крупные же перемещаются из инвестиционных отраслей в посреднический бизнес;
— через несколько месяцев начинают сказываться как позитивные, так и негативные последствия монетаристских мероприятий. Инфляция замедляется, но резко сокращаются темпы роста экономики. Снижение темпов роста не сопровождается соответствующим понижением цен на внутреннем рынке. Значительная часть турецких экономистов связывает «нетипичность» поведения экономических показателей с наличием в экономике глубокого структурного кризиса, который и служит причиной того, что даже при гипотетической нейтрализации инфляции спроса сохраняется потенциал инфляции издержек;
— рано или поздно наступает момент, когда на первый план объективно выходит необходимость восстановления темпов экономического роста. Предполагаемого ортодоксальной теорией монетаризма автоматического оживления экономической конъюнктуры не происходит. Это объясняется рядом обстоятельств: во-первых, состояние товарного рынка определяется в основном государственными предприятиями, находящимися в сильной зависимости от политики правительства; Реакция государственных корпораций на изменение конъюнктуры принципиально отличается от поведения конкурентных фирм, вытекающего из неоклассической теории. Ожидание изменений в экономической политике (понижения ставки процента и новых льгот) с точки зрения государственных корпораций более оптимально, нежели «подстройка» под рыночныестимулы. В определенном смысле предприятия с гибкой политикой проигрывают по сравнению с более инертными; во-вторых, частный сектор Турции не составляет серьезной конкуренции государственным предприятиям главным образом потому, что частные капиталы сосредоточены в других отраслях (чуть менее половины — в строительстве, около четверти — в обрабатывающей промышленности); в-третьих, усиление конкурентного режима вследствие развития мелкого и среднего предпринимательства происходит не в той степени, как ожидалось. Относительно небольшие капиталы поглощаются банковской системой (благодаря высокой ставке процента на депозиты — таков побочный эффект монетаристской стабилизации); в-четвертых, каждое монетаристское «закручивание гаек», в частности, снижение курса турецкой лиры к доллару, ухудшает перспективы не только перевооружения, но и простого обновления оборудования турецкой промышленности;
— в результате действия указанных тенденций, негативно влияющих на перспективы роста турецкого хозяйства, правительство возвращается к политике стимулирования экономической активности: центральный банк осуществляет денежную экспансию, ставка процента снижается, происходит оживление темпов роста, но одновременно усиливается инфляция.
Тургута Озала был настойчив в проведении политики, основанной на терпимости, стремлении к консенсусу, избегая острых споров и жестоких стычек. В стране складывался новый социально-политический климат. Это позволило СНБ отменить в 1987 г. военное положение. Хотя и продолжались террористические акты как со стороны ультралевых, так и ультраправых (в 1987 г. в Анкаре было совершено покушение на Тургута Озала), но в целом социально-политическая обстановка в Турции стала более спокойной, что в совокупности с экономической стабилизацией еще больше подняло авторитет премьер-министра.
Когда окончился срок пребывания на посту президента генерала Эврена, меджлис в конце октября 1989 г. избрал на этот пост Тургута Озала. С самого начала он четко определил понимание своих новых обязанностей. Он решительно отказывался от сведения их к чисто протокольным, что было свойственно прежним президентам из военной среды, и подчеркивал, что он будет активным, работающим президентом. По его мнению, революционные преобразования и революции — пройденный для Турции этап, и теперь она будет развиваться только эволюционным путем. «Как во внешней политике, так и в нашей внутренней политике,- говорил Тургут Озал,- я сторонник диалога и этому я придаю первостепенное значение. Я рассматриваю диалог с оппозицией как необходимый и естественный. Я готов встречаться с ее представителями и налаживать с ними сотрудничество»[20]. Вслед за Ататюрком он призывал превратить Турцию в «остров мира» на Ближнем и Среднем Востоке, в мост, соединяющий Европу с Азией.
Призыв президента Озала к оппозиционным партиям далеко не всегда находил отклик. После референдума, проведенного в 1987 г., были отменены запреты на политическую деятельность для лидеров и депутатов партий, существовавших до военного переворота 1980 года. На политической арене вновь появились и Демирель и другие деятели, возглавившие новые партии. Они стали вести кампанию за проведение досрочных выборов в меджлис, ссылаясь на то, что прежние не были свободными, проходили в условиях военной диктатуры и, следовательно, не являлись выражением подлинной воли народа. Под этим же предлогом эти партии и их представители в меджлисе не приняли участия в выборах президента в октябре 1989 года. Их обструкция проявлялась в различной форме. По традиции, после избрания новый президент вместе с правительством и представителями всех партий посещает мавзолей Кемаля Ататюрка и возлагает венок. Однако лидеры оппозиции после принесения Тургутом Озалом клятвы в меджлисе демонстративно отказались посетить вместе с ним мавзолей Ататюрка. Подобные действия оппозиции, их угрозы поднять массы против правительства Партии отечества, резкие выступления лично против Озала вызывали в народе опасения относительно возможности нового обострения внутриполитической борьбы и дестабилизации политической обстановки. На парламентских выборах в октябре 1991 г. ни одна из политических партий не получила большинства в меджлисе. Лишь после образования коалиции правой Партии верного пути и Социал-демократической народной партии было образовано новое правительство, которое возглавил Демирель. На этом закончился восьмилетний период пребывания у власти Партии отечества, которая под руководством Тургута Озала успешно осуществила крупные экономические преобразования, изменившие облик Турции, высоко поднявшие международный ее престиж. Поражение Партии отечества было вызвано рядом как субъективных, так и объективных причин. После того как Тургут Озал был избран президентом, к руководству его партии пришли новые, малоопытные в политике люди, допустившие ряд ошибок, и прежде всего в отношении к профсоюзному движению. Экономический спад в европейских странах и США повлиял и на Турцию, вызвав рост инфляции. Медленно шла приватизация государственных предприятий. Оппозиция обвиняла Озала в непотизме. Все это привело к оттоку части избирателей от партии и в итоге к потере ею положения правящей. Политическая деятельность Тургута Озала продолжалась около 11 лет с сентября 1980 г. и до кончины его в апреле 1993 г. из которых шесть лет он возглавлял правительство и три с половиной года былпрезидентом республики. Характеризуя его как политического деятеля газета «Milliyet» писала, что «Озал не только в политическом, но и в человеческом отношении, в общественной жизни находится на переднем плане. В политике это яркая и отличающаяся от других личность»[21]. Тургуту Озалу была свойственна приверженность к порядку и нетерпимость к бюрократизму. Его стиль работы, высокая требовательность к себе и другим далеко не всегда получали одобрение в правительственных кругах. Заняв пост заместителя премьер-министра в военном правительстве адмирала Улюсю, Озал сразу же столкнулся с довольно равнодушным отношением многих министров к своим обязанностям. Вследствие этого он дважды на протяжении полутора лет подавал заявления об отставке, в которых писал, что на заседаниях возглавляемого им экономического совета министры пассивны, невнимательны, опаздывают к началу заседаний или вовсе не приходят, не ведут никаких записей, что свидетельствует об отсутствии у них подлинного интереса к обсуждаемым важнейшим вопросам экономической стабилизации. И став президентом, Тургут Озал сохранил то же отношение к своим обязанностям, ту же требовательность к чиновникам. За это его обвиняли во властности, высокомерии и даже называли «султаном». Но в общении с населением, как на посту премьер-министра, так и после избрания президентом, он был весьма демократичен. Он стремился ближе узнать нужды народа, разъяснять политику правительства, цели проводимых экономических преобразований. В приморских городах он беседовал с рыбаками, интересовался их жизнью, условиями промысла. Перед Новым годом Тургут Озал обычно посещал небольшие магазины Анкары, чтобы лучше ознакомиться с нуждами мелких торговцев. При въезде в новый дом кого-либо из ближайших родственников или знакомых он участвовал в традиционном жертвоприношении. В свою очередь и население было к президенту доброжелательно настроено. С глубоким уважением относился Тургут Озал к памяти руководителей полиции и служащих других правоохранительных органов, погибших на своем посту при защите людей от террористов, часто присутствовал на заупокойных молитвах. До конца своей жизни он сохранил любовь к семье, к своим детям и внукам. Двое его сыновей заняты бизнесом, дочь — замужем. Два его младших брата также бизнесмены. Один из них, Коркут Озал, был короткое время министром. Жена Озала Семра принимала активное участие в избирательной кампании осенью 1991 года. Поражение Партии отечества на выборах осенью 1991 г. разочаровало Озала, надеявшегося, что созданной им партии удастся сохранить власть до конца века и полностью выполнить намеченную программу. На прощальной встрече в резиденции президента в Чанкая с членами уходящего в отставку правительства Тургут Озал призывал к единству, сохранению высокого морального духа. Партия, говорил он, должна оставаться приверженной реформам, особенно в социально-экономической сфере, глубоко интересоваться проблемами молодежи. Тургут Озал придавал большое значение средствам массовой информации и часто встречался с журналистами. Излагая им свои взгляды на проблемы страны, он настоятельно рекомендовал меньше увлекаться поисками сенсаций, а больше ездить по стране и чаще писать на экономические темы. В оценке деятельности Тургута Озала пресса турецкая и зарубежная была почти единодушна. Влиятельная стамбульская газета «Cumhuriyet» писала: «Колесо истории не может быть повернуто обратно. В стране укрепилась многопартийная демократическая система. Ва партии, за исключением фундаменталистов, считают своей первостепенно» задачей присоединение к европейскому сообществу. Мы находимся на правильном пути»[22]. Тургут Озал скоропостижно скончался 17 апреля 1993 г. в своей резиде нции Чанкая в Анкаре на 66 году жизни. Неожиданная его кончина вызвал шок в стране. Согласно его воле, он похоронен в Стамбуле. В историк республиканской Турции Тургут Озал войдет как второй по значению поел; Кемаля Ататюрка государственный деятель. С его именем связан новый этап в политическом и социально-экономическом развитии не только Турции, но и соседних стран Ближнего и Среднего Востока. После смерти в мае 1993 года президента Т.Озала ВСНТ избрало С.Демиреля президентом, а главой партии и правительства стала Тансу Чиллер — первая женщина премьер-министр в истории Турции. Страна продолжала движение по пути начатых реформ, однако избежать обострения экономических проблем правительству не удалось. В марте 1994 года вспыхнул валютный кризис. Внешняя задолженность превышала 50 млрд. долларов. Спустя несколько лет новое правительство оказалось несколько эффективным, но негармоничным. Оно провело весьма необходимую экономическую реформу, утвердило законодательство в области прав человека, чем приблизило Турцию к Европейскому Союзу.
Таким образом, ныне тремя ведущими партиями в турецком парламенте являются Демократическая левая партия Эджевита (136 мест), считающаяся в стране партией левых националистов, патриотов, Партия националистического движения (129 мест) и уже упомянутая наследница запрещенной партии Эрбакана – партия Фазилет (111 мест). Две до недавнего времени ведущие светские партии-соперницы правоцентристского толка оказались отодвинутыми на четвертое и пятое места. Правда, одной из них, ПС, удалось попасть в созданное после выборов правительство в качестве младшего партнера националистов. Примечательно, что при такой “реструктуризации” в политических верхах в результате выборов под тюрко-исламистской символикой в новом парламенте не нашлось места для Народно-республиканской партии, считающейся в Турции социалистической – она не преодолела 10%-й барьер, набрав около 9% голосов. Сохраняющаяся в светских кругах правящей элиты аллергия на исламистов после упомянутого “процесса 28 февраля” исключила возможность участия их в правительственной коалиции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Назарбаев Н. А. В потоке истории, Алматы, 2000 .
- Токаев А.А. Под стягом независимости Алматы 1997
- Материалы конференции по проблемам развития развивающихся стран, М.1999.
- Развивающиеся страны и Европейский Союз, Сб документов и статей, М., 1997.
- Хрестоматия по новейшей истории , М., 1998.
- Материалы конференции по проблемам развития развивающихся стран.М, 1999.
- Сб. документов по международной политике и международному праву.М., 1987.
- История дипломатии, т. 3 М. 1957.
- «Правда». М., 1980.
- ИЗВЕСТИЯ 30 августа 2001 г.
- Статистические данные о энергонасителях по странам Европы и Азии. М. 1997.
- Турецкая Республика: Справочник. М., 1990
- НовейшаяисторияТурции. М., 1968.
- Keesing’s Contemporary Archives. Vol. XXX, 1984, p. 33041.
- Ереемев Д.Е., История Турции в Средние века и новое время. М., 1992
- Алексеев В. М„ Керимов М. А. Внешняя политика Турции. М„ 1961.
- Алибеков И. В. Государственный капитализм в Турции. М1966.
- Вдовиченко Д. И. Национальная буржуазия Турции. М„ 1962.
- Гасратян М. А., Моисеев П. П. Турция ждет перемен. М., 1963.
- Гусейнов А. А. Профсоюзы в Турции. (I960-1970). М.. 1975.
- Данциг Б. М. Турецкая республика. М., 1956.
- Данциг Б. М. Турция. М., 1949.
- Завриев Д. С. К новейшей истории северо-восточных вилайетов Турции. Тбилиси, 1947.
- Керим-заде Р. И. Парламент и парламентаризм в Турции. Институт народов Азии. М.,1969.
- Киреев И. Г. Национальный и иностранный капитал во внешней торговле Турции. М., 1968.
- Миллер А. Ф. Очерки новейшей истории Турции. М.-Л., 1948.
- Киллер А. Ф. Турция и проблема проливов. М., 1947.
- Моисеев П. П., Гасратян М. А, Турция. М., 1965.
- Песков Ю.С. Проблемы и перспективы сотрудничества России и Турция со странами Центральной Азии — членами СНГ. //Проб Дальнего Востока. 1997. №3,
- Моисеев П., Розалиев Ю. К истории советско-турецких отношений. М., 1958.
- Новичев А. Д. Турция. Краткая история. М., 1965.
- Петросяп. Ю. А., Юсупов А. Р. Измир. М., 1973.
- Шамсутдинов А. М. Национально-освободительная борьба в Турции 1918-1923. М„ 1966.
- Шамсутдинов А.М.Турецкая республика. Краткий очерк истории. М., 1962.
- Юсупов А. Р. Стамбул. М., 1970.
- Атаев Тюрккая Америка, НАТО и Турция. М., 1973.
- Ататюрк Кемаль. Избранные речи и выступления. М., 1960.
- Джиллов Хамок. Экономика Турции. М., 1971.
- О.Руа. Центральная Азия набирает мощь. Межд. п. Париж. 1999 г.
- Зантаев А. Перспективы сотрудничества Казахстан и Турция . Астана1999.
- Хайтмайер, Вильгельм «Соблазняющий фундаментализм. Турецкая молодежь в Германии». Франкфурт, 1997 г.
- Адарчев О.В. Западноевропейский союз в системе европейской безопасности. – М.: Изд-во Акад. ГШ ВС РФ, 1998.
- Американо-европейские отношения на современном этапе: сб. /ИНИОН РАН; Редкол.: Пархалина Т.Г. (гл. ред.) и др. – М., 1999.
- Ахундова Л.Р. Азербайджан – Европейский Союз: эволюция сотрудничества /МГИМО (Ун-т) МИД РФ. – М., 2000.
- Борко Ю.А. Отношения России с Европейским Союзом и их перспективы. – М.: Издательский дом «Экслибрис-Пресс», 2001.
- Борко Ю.А. Что такое Европейский Союз? /Ассоц. европ. исслед., Ин-т Европы РАН. – М., «Интердиалект+», 2000.
[1] Токаев А.А. Под стягом независимости Алматы 1997., стр. 314
[2] Там же стр 315
[3] TURGUT OZAL. La Turquie en Europe. P. 1988. 355 p.
[4] TURGUT OZAL. Op. cit., p. 247.
[5] TURGUT OZAL. Op. cit., p. 247.
[6] Milliyet, 8.XII.1983.
[7] Balazs J., op. cit., p. 15.
[8] Турция: новые тенденции экономического развития в 80-е годы. М.: Наука, 1991, с. 188.
[9] Hershlag Z. J. Op. cit., p. 104.
[10] Турция: новые тенденции экономического развития в 80-е годы, с. 196.
[11] Песков Ю.С. Проблемы и перспективы сотрудничества России и Турция со странами Центральной Азии — членами СНГ. //Проб Дальнего Востока. 1997. №3,
[12] G.M.Winrow. Turkish Policy in Central Asia. PostSoviet Central Asia.US,1998. Р. 35.
[13] Мюнхен, 1993, а также «Религиозный фундаментализм в период перехода в 21-й век». Маннхайм, 1995 г. С. 102
[14] Ахундова Л.Р. Азербайджан – Европейский Союз: эволюция сотрудничества /МГИМО (Ун-т) МИД РФ. М., 2000. с. 67
[15] The Middle East and The United States: a Historical and Political Reassessment, Boulder, 1996.р. 35
[16] ИЗВЕСТИЯ 30 августа 2001 г.
[17] Сб. документов по международной политике и международному праву.М., 1987. стр.198.
[18] История дипломатии, т. 3 М. 1957.стр.256
[19] Сб. документов по международной политике и международному праву.М., 1987 с. 67
[20] Озал Тургут «Турция в Европе» М.1990
[21] Песков Ю.С. Проблемы и перспективы сотрудничества России и Турция со странами Центральной Азии — членами СНГ. //Проб Дальнего Востока. 1997. №3,
[22] Песков Ю.С. Проблемы и перспективы сотрудничества России и Турция со странами Центральной Азии — членами СНГ. //Проб Дальнего Востока. 1997. №3,