АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Внешняя политика Турции, правительства Тургут Озала

ПЛАН

 

 

Введение

 

ГЛАВА 1. Внутриполитические и экономические реформы правительства озала

1.1 Экономические реформы

1.2 Политика либерализации турецкой экономики

 

Глава 2. НОВОЕ ВО ВНЕШНЕЙ   ПОЛИТИКЕ Турции.

2.1 Внешнеполитический курс Турции

2.2 Турецкая модель  «нового мирового порядка»

 

Заключение

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы заключается в том, что казахстанско-турецкие отношения основываются на сов­падении или близости позиций по широкому кругу вопросов. Заинтересованность обоих государств в развитии экономи­ческих связей создает хорошую базу для всестороннего со­трудничества, основы которого были заложены в конце 1990 года и закреплены в ряде документов на государственном уровне.

Турция первой признала независимость Казахстана 16 де­кабря 1991 года и прилагала активные усилия по интеграции нашей страны в международное сообщество. С первого дня обретения суверенитета Казахстан рассматривается в качест­ве серьезного и важного регионального партнера Анкары в международных вопросах.15 марта 1991 года было подписано Соглашение о сотруд­ничестве между Казахской Советской Социалистической Ре­спубликой и Турецкой Республикой, в котором стороны выразили стремление к дальнейшему расширению и углуб­лению взаимовыгодного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, экологиче­ской, культурной, гуманитарной, информационной и других сферах на долговременной основе. Положения этого Согла­шения были развиты в подписанном в октябре 1994 года До­говоре о дружбе и сотрудничестве.

В Декларации о принципах и целях взаимоотношений между Казахстаном и Турцией, принятой Президентами двух стран в сентябре 1991 года, отмечалась решимость ук­реплять дружественные отношения в рамках целей и прин­ципов Устава ООН, Хельсинского заключительного акта, Парижской хартии о новой Европе и других документах про­цесса СБСЕ, на основе приоритета права, уважения сувере­нитета, невмешательства во внутренние дела, в духе сотрудничества и солидарности. Стороны подтвердили, что взаимодополняющие друг дру­га богатыми природными ресурсами, индустриальной базой и квалифицированной рабочей силой экономики имеют широ­кие возможности для реализации конкретных проектов со­трудничества, которые внесут вклад в благосостояние и благополучие народов двух стран.9-11 апреля 1993 года состоялся официальный визит в Казахстан Президента Тургута Озала. Прошли встречи с Президентом Казахстана, Председателем Верховного Сове­та. Т.Озал посетил Южно-Казахстанскую область, где при­нял участие в открытии Международного казахско-турецкого университета им. А. Яссауи. Состоялось выступле­ние турецкого Президента в казахстанском парламенте.Президенты обменялись мнениями по основным междуна­родным проблемам. Казахстанский и турецкий лидеры заявили о том, что достижение мира в Боснии, Нагорном Карабахе и на Ближнем Востоке возможно только посредством мирных пере­говоров на основе миротворческих усилий ООН, ОБСЕ и всего мирового сообщества. При обсуждении вопросов меж­дународной безопасности турецкий Президент высказался в поддержку инициативы Н.А.Назарбаева о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, заявив о том, что Турция будет активным участником этого процесса.Выступая перед казахстанскими парламентариями, Тургут Озал заявил, что турецкий народ с пониманием относится к реформам, проводимым в суверенном Казахстане. «Уверен, — сказал он, — что республика, которой руководит мудрый политик Нурсултан Назарбаев, станет великой страной. Тур­ция оказывает и будет оказывать ей посильную помощь: ведь развитие одного народа обеспечивает развитие другого.»[1]Инновационная информация иногда идет прямо со страниц газет и журналов и даже с интернет сайтов. Визит Президента Турции в Казахстан подтвердил стрем­ление двух государств всемерно развивать и расширять отно­шения в политической, экономической, культурной и других областях.

Первый официальный визит Н.А.Назарбаева в Турцию, состоявшийся 16-18 октября 1994 года, несмотря на свою кратковременность и отсутствие деклараций общего характе­ра, был единодушно оценен наблюдателями как политиче­ское событие особой важности. Это объяснялось тем, что основной акцент в ходе переговоров и встреч был сделан на практические шаги по расширению сотрудничества, на воп­росы реализации ранее достигнутых договоренностей. Переводу двусторонних отношений на более высокий уровень способствовал и подписанный во время визита Договор о дружбе и сотрудничестве.Н.А.Назарбаев заявил, что «развитие всесторонних связей с Турцией рассматривается Казахстаном как одно из приори­тетных направлений своей внешней политики. Обе стороны выразили готовность к проведению регулярных политиче­ских консультаций на различном уровне, к взаимодействию в рамках международных организаций. Практическим шагом в этом направлении стал подписанный в ходе визита прото­кол о консультациях между внешнеполитическими ведомст­вами двух стран.»[2]Констатируя возросший уровень контактов в торгово-экономической сфере, стороны пришли к единодушному мнению о том, что они являются стержнем двусторонних от­ношений, а также указали на наличие значительных резер­вов для развития связей как в области внешней торговли, так и в инвестиционном сотрудничестве. При этом была отмече­на приоритетность и перспективность прямых капиталовло­жений турецких фирм в экономику нашей страны. Турецкая сторона поддержала мнение казахстанского лидера о том, что рассмотрение вопроса о строительстве нефтепровода для транспортировки казахстанской нефти необходимо переве­сти из области деклараций в плоскость практического, про­фессионального изучения проблемы.По завершении официального визита казахстанский Пре­зидент принял участие во втором саммите тюркоязычных го­сударств, проходившем в Стамбуле. На совещании были подведены итоги сотрудничества шести стран за два года, прошедшие со времени предыдущей встречи, и разработаны планы по экономическому и политическому взаимодействию на будущее. По результатам саммита была принята Стам­бульская декларация. В ней главы тюркоязычных государств отметили удовлетворительное развитие двусторонних и мно­госторонних отношений в области политики, образования, культуры, экономики и других сферах, подтвердили полити­ческую волю к дальнейшему укреплению этих связей.Впрочем, по интенсивности и уровню контактов Турция занимает одно из лидирующих мест среди зарубежных парт­неров Казахстана. К середине 1995 года в Казахстане было зарегистрировано 158 турецких фирм, совместные предприя­тия с участием турецкой стороны участвовали в реализации многих крупных проектов, в том числе и в области разработ­ки нефтяных месторождений. На тот момент наши страны связывало 17 авиарейсов, включая чартерные, 500 грузовых автомобилей осуществляли регулярную перевозку грузов. В учебных заведениях Турции обучалось около 1400 казах­станских студентов.

Подтверждением значительного совпадения интересов двух стран явились переговоры на высшем уровне в ходе официальных визитов в 1995 г. Президента С.Демиреля и Премьер-министра Т.Чиллер в Казахстан. Стороны подчерк­нули стратегический характер взаимоотношений. Была до­стигнута договоренность о необходимости продолжения контактов на высшем уровне по меньшей мере раз в год..Тургут Озал принадлежал к новому поколению турецких политических деятелей, которое вышло из сформировавшейся в 50-60-х годах среды технократов. За всю 70-летнюю историю существования Турецкой респуб­лики это был второй президент, избранный меджлисом из числа гражданс­ких лиц. Прежние, начиная с первого — ее основателя Кемаля Ататюрка, — происходили из военной среды. Тургут Озал родился 1927 году в городе Малатья на юго-восток Турции.Окончив 1950 году Стам­бульский технический универ­ситет. Озал два года работал над планом электрификации Ту­рецкой республики. В 1952 го­ду способного инженера -электрика посылают на учебу в США. По возвращении домой Тургута Озала принимают на ра­боту в Комитет по планирова­нию Турции, где он знакомится со своим шефом — молодым, но уже известным политиком Сулейманом Демирелем. Когда в 1965 году Демиреля набирают премьер-министром, он включает в свою команду Озала. Таи началась политиче­ская карьера восьмого президента Турции.В 1971 году он был послан на стажировку а Международный банк реконструкции и развития. Вернувшись на родину, Озал уходит в частный бизнес Звездный час Тургута Оаала настал 1979 году, когда Демирель в третий раз становится премьер-министром. В самые трудные для Турции годы эко­номического кризиса Т. Озала назначают заместителем пред­седателя Комитета по планиро­ванию. после переворота я сентябре 1980 года военное руководство привело Озала и разработке мер его доктрины заключалась в «превращении Турции в Японию на Ближнем Востоке». Тургут Озал сумел объединить вокруг себя разрозненные поли­тические группировки, создать Партию отечества, которая в 1983 году пришла к власти,

Летящий над картой Турции шмель — символ правящей в стране Партии отечества. Молодая партия, основанная всего 8 лет на­зад из разрозненных полити­ческих группировок, во мно­гом обязана своей популяр­ностью незаурядной лично­сти ее лидера Тургута Озала — нынешнего президента Турецкой Республики

Тургут Озал — автор раз­работанной еще в кон­це 70-х годов программы стабилизации экономики, по­лучившей название «турец­кая модель», хотя правиль­нее ее было бы назвать «моделью Озала». Главное в ней: ограничение государст­венного регулирования, ши­рокое привлечение иностран­ного капитала, усиление влияния рыночных отноше­ний. История предоставила Тургуту Озалу шанс но толь­ко сформулировать новые направления экономической реформы, призванной, в ко­нечном счете, привести Тур­цию в Европейское сообще­ство, но и на практике попы­таться претворить эти схе­мы в жизнь.Восьмым президентом Турции избран премьер-министр страны, генеральный председатель правящей Партии отече­ства Тургут Озал. В ходе третьего тура выборов президента, а Великом национальном собрании Турции (парламенте) он получил 163 голоса. Согласно действующей конституции, в этом туре претенденту достаточно заручиться поддержкой простого большинства or 450 депутатов высшего законодательного органа страны. Единственный конкурент Т. Озала — Фетхи Челикбаш — набрал, всего 14 голосов.

Библиография, источники, монографии, работы общетеоретического характера. Книга Т.Озала «Турция в Европе и Европа в Турции» (Turkey in Europe and Europe in Turkey. Nicosia, 1991) интересна с нескольких точек зрения. Работа написана бывшим президентом Турецкой республики (1989-1993 гг.) и, как можно предположить, отражает позицию части политической элиты страны по узловым вопросам национальной истории и перспективам развития турецкого общества. Автор обращается к общественности и политическим деятелям Западной Европы, стремясь показать причастность Турции к формированию европейской цивилизации и тем самым обосновать обретение ею статуса полноправного члена ЕС. С этой целью он рассматривает широкий круг исторических, культурологических, военно-политических и экономических вопросов, отражающих основные этапы формирования турецкого общества в прошлом, нынешние его достижения и будущие цели развития. И, не в последнюю очередь, работа Т.Озала способна привлечь внимание читателя потому, что тот жанр историко-философских очерков, в котором она написана, предполагает глубокое обсуждение затронутых в ней проблем. Учитывая многообразие обсуждаемых автором вопросов, сосредоточим внимание на центральной теме книги — исторической драме модернизации (вестернизации) Турции. Т.Озал выделяет две группы факторов, которые препятствовали переходу османского традиционного общества к гражданскому. Он отмечает, что в отличие от Западной Европы, где институт частной собственности вырос на основе глубокой исторической традиции и благодаря усилению позиции городской буржуазии и свободного крестьянства, в Османской империи скачок в расширении частнособственнических отношений произошел в XVIII в. в условиях политического хаоса. Местные нотабли, которые в условиях политического кризиса Османской империи захватили пригодные для обработки территории, не были законными их владельцами, а лишь временно узурпировали права государства на земельную собственность. Поэтому в момент усиления центральной власти Османское государство могло на законной основе и исходя из исторической традиции конфисковать захваченные айанами и деребеями земли и присоединить их к государственному фонду. Переходу османского традиционного общества в новое для него состояние препятствовал также и особый морально-психологический климат, который сложился в Османской империи после серии ее поражений в войнах с западноевропейскими государствами и Россией. И «верхи» и «низы» османских турок ощущали на себе, по словам Т.Озала, огромное деморализирующее воздействие военно-политического упадка империи, что сказывалось на всех сторонах жизни общества, в том числе и на хозяйственной активности населения.

Новые условия существования империи, сложившиеся для нее в XVIII-XIX вв., требовали изменений в историческом коде ее развития — перенесения акцентов с интересов государства на интересы личности. Но ни в XVIII, ни в XIX вв. этого не произошло. Изменять можно было лишь то, что уже было заложено в фундамент османской цивилизации, привнесенные же в ее жизнь новые, внесистемные элементы по большей части отторгались ею. К тому же, отмечает автор, турки, в отличие, скажем, от японцев, вообще не привыкли к заимствованиям. Общий строй культуры — ислам — противостоял переносу в жизнь общества достижений исторической эволюции иных социокультурных организмов. Еще одним барьером на пути модернизации Османской империи, по мнению Т.Озала, был присущий ей ойкуменизм, полиэтнический и поликонфессиональный характер османской державы. Исторически сложившееся межэтническое разделение труда, при котором туркам, формировавшим военную и административную элиту, противостояла финансовая и коммерческая элита немусульманских народов, крайне затрудняло возникновение в стране социально значимого слоя предпринимателей и промышленной буржуазии.

Означенные препятствия на пути модернизации (вестернизации) турецкого общества были во многом ликвидированы с созданием республиканской Турции, и теперь страна стремится стать неотъемлемой частью Европейского Сообщества. В этом, как заявляет Т.Озал, фундаментальная цель современной Турции. Ожесточенная политическая борьба 50-х годов, завершившаяся в мае 1960 г. военным переворотом, впоследствии получила отражение в его вышедшей во Франции книге «Турция в Европе»[3], своего рода критическом обзоре экономической истории Турции, в .котором особое внимание уделя­лось роли государства в развитии экономики. События, предшествовавшие военному перевороту, и сам переворот Озал рассматривал как результат поляризации политических сил, борющихся за власть в стране.

 

ГЛАВА 1. Внутриполитические и экономические реформы правительства озала

 

1.1 Экономические реформы

 

Уже с первого года пребывания у власти правительство Озала уделяло большое внимание строительству жилья. Был создан — из внебюджетных средств — жилищный фонд, началось строительство домов. За шесть лет их было построено 500 тысяч. Был составлен и осуществлен уже в 1989 г. план электрификации сельских районов. Развертывается сеть детских садов и школ, прежде всего в районах проживания бедноты — геджеконду. Бюд­жетные ассигнования на эти цели были увеличены с 3 до 12%. В интересах сокращения безработицы правительство Озала передало посредством вы­пуска акций ряд построенных государством плотин и гидроэлектростанций в частное владение. Предполагалось, что это приведет к привлечению новой рабочей силы. На первом съезде Партии отечества в 1984 г. Озал говорил, что «для улучшения положения основной массы населения — рабочих, крестьян, служащих необходимо приостановить рост безработицы… Основ­ными причинами анархии и сепаратистских устремлений являются голод и безысходность» [4].

С именем Тургута Озала связано строительство каскада плотин и гид­роэлектростанций на юго-востоке страны — так называемый Юго-Восточ­ный проект, которому придается исключительное значение. Он предусмат­ривает орошение около 2 млн. га, проведение земельной реформы в этом регионе. С его завершением в начале будущего века как полагают, объем сельскохозяйственной продукции — хлопка, риса, фруктов и овощей — будет увеличен в 2 раза. Удвоится и объем производимой электроэнергии. На экономическое развитие восточных и юго-восточных вилайетов были увеличены ассигнования, что должно обеспечить строительство в этих регионах городов, дорог, электростанций, снабжение водой, развитие средств связи. Немалую трудность представляло собой восстановление демократичес­ких свобод, снятие ограничений, связанных с военным положением, отмена цензуры, подавление террора и насилия, творимых ультраправыми и уль­тралевыми организациями. Необходимо было отойти от пагубной тради­ции, установившейся в послевоенной Турции,- подавления демократии в ходе военных переворотов. Тургут Озал старался прежде всею добиться сплочения своей партии и установления нормальных отношений с оппози­цией. На съезде своей партии в 1984 г. он говорил, что Партия отечества считает «демократию основой всего.  Существовать мы можем только в демократической системе»[5].

Турецкая печать и в 80-е годы весьма скептически оценивала способ­ность пришедших к власти политиков добиться стабильности в стране. «Мы воспитали много политиков, но нельзя сказать, что они очень хорошие,- писала стамбульская «Milliyet».- Турецкая демократия молода… Время от времени возникают политические бури… Отсутствие в нашей стране хоро­шего политика приводит к взрыву демократии»[6]. Однако применительно в Тургуту Озалу и его соратникам эти опасения не оправдались.

Начало политики экономической стабилизации и либерализации в Турции датируется 24 января 1980 г.-днем прихода к власти военных, которые взяли курс на создание системы свободной рыночной экономи­ки. В разработке этого курса активное участие принимал Тургут Озал, в будущем президент, тогда -заместитель премьер-министра. В первый год либерализации в стране было крайне сложное экономическое поло­жение: темпы инфляции превышали 107%, ВНП сократился более чем на 1%. Было решено обратиться за помощью к международным эконо­мическим организациям. В июне 1980 г. Международный валютный фонд принял решение о поддержке политики либерализации турецкой эконо­мики. Условием предоставления кредита объемом 1250 млн. СДР (специ­альных прав заимствования)-625% квоты Турции в МВФ- служила реализация пакета реформ, предложенных МВФ: освобождение цен, пе­ресмотр валютного курса, отказ от политики протекционизма, прекра­щение дефицитного финансирования экономического роста, создание сво­бодного финансового рынка, открытость Турции для иностранного ка­питала.

Первым шагом в направлении либерализации стала девальвация турецкой лиры — единовременно на 33 %. Затем на протяжении 80-х го­дов курс лиры снижался   постепенно   приблизительно   на 10-15% в ГОД.

Ослабление государственного контроля над ценами происходило, во-первых, в форме сокращения списка «базовых товаров», цены на ко­торые устанавливаются административным путем. Во-вторых, было полностью либерализовано ценообразование в частном секторе. В-треть­их, при формировании цен в государственном секторе использовался принцип декларации—компании уведомляли Министерство промыш­ленности и технологии о цене на свои товары и если возражений не бы­ло, цены считались утвержденными. Начали уменьшаться дотационные закупки сельскохозяйственных продуктов. Решительным шагом со сто роны правительства было прекращение поставок государственным пред­приятиям нефтепродуктов по льготным тарифам.

Важной составной частью либералнзационных мероприятий нача­ла 80-х годов стало свободное формирование банковского процента. До января 1980 г. банковский процент на депозиты был ограничен макси­мальной ставкой 10% годовых. В 1981 г. после освобождения ставки процента он составил около 50 %, или 20 % без учета инфляции. Этот шаг вызвал увеличение банковских депозитов более чем I 2,5 раза за год, снижение скорости обращения денег и нейтрализацию; ажиотажно­го спроса, что существенно ослабило инфляционное давление. В банков­ской сфере был децентрализован режим хранения валютных резервов и проведения операций с ними, создан межбанковский денежный рынок, поощрялась купля-продажа государственных и частных бумаг. Одно­временная либерализация товарного и денежного рынков Должна была, помимо других целей, привлечь в банки и производство «теневой капи­тал», доля которого, по некоторым оценкам, составляла до 40% всего турецкого капитала[7].

Результаты первых трех лет либерализации оказались неожидан­ными для ортодоксальных неолибералов и антиэтатистов как в Турции, так и за рубежом. Прогнозируемого расцвета мелкого и среднего част­ного предпринимательства не произошло из-за оттока массы небольших капиталов в банки. Привлечение значительного объема депозитов при отсутствии прибыльных вариантов инвестирования в Турции послужи­ло основой активного экспорта капитала, что привело к относительно­му торможению производства. Одновременно укрепились экономические позиции большинства государственных компаний: после освобождения цен они превратились из убыточных в преуспевающие. В дальнейшем политика стабилизации проводилась турецким правительством в основ­ном с учетом интересов крупных компаний, в том числе государственных.

Процесс либерализации финансового рынка был прерван сканда­лом с банкирскими конторами, которые в 1981-1982 гг. привлекли в ка­честве депозитов 50-75 млрд. турецких лир благодаря не только высо­ким процентам, но и поддержке со стороны правительства, в том числе лично Т. Озаяа. «Масштабная частная инициатива оказалась аферой, а Т. Озал был вынужден уйти с поста заместителя премьер-министра. Правительство взяло на себя обязательство компенсировать часть убыт­ков вкладчиков банкирских контор, что привело к росту дефицита кон­солидированного бюджета в 1983 г. до 2,6 % ВНП (согласно требовани­ям МВФ, он не должен был превышать 1,5%)[8].

Для предотвращения подобных скандалов в дальнейшем государ­ство прибегло к ужесточению условий формирования и функционирова­ния банковского капитала. Во-первых, была поднята планка минималь­ного размера регистрируемого капитала. Во-вторых, объем кредитов был ограничен 20-кратной величиной уставного капитала, а для отдель­ного клиента -10 % капитала. В-третьих, в ряде случаев промышлен­ным компаниям было предоставлено право контроля за деятельностью банков. И, наконец, центральный банк установил фиксированную став­ку процента по депозитам, индексированную по отношению к инфляции. Последняя мера имела неблагоприятные последствия — в 1983-1984 гг. сокращение притока средств населения в банки приобрело характер фи­нансового кризиса, и от фиксированной ставки процента пришлось от­казаться.

В первые годы либерализации экономики в стране так и не была решена проблема сбалансированности государственного бюджета. На лотовая система Турции до 1980 г. характеризовалась высокими став­ками и низкими доходами от налоговых сборов. В 1981 г. произошло дальнейшее увеличение обложения личных доходов, а в 1983 г. наблю­далось заметное сокращение налоговых поступлений. Состояние нало­говой системы оказывает существенное влияние на развитие экономики Турции, так как при значительном числе государственных предприятий н связанных с ними статей расходов бюджета доходы от их деятельнос­ти составляют лишь 6-10 % бюджетных поступлений, в то время как доля налогов и сборов — 80%. Поэтому неудовлетворительное положе­ние в налоговой сфере усугубляло проблемы бюджетного дефицита и инфляции. Тем не менее снижение темпов инфляции было весьма ощу­тимым-со 107% в 1980 г. до 30% в 1983 г. Сократился объем спроса в государственном секторе экономики и снизилось бюджетное перерас­пределение национального дохода -с 28 % в 1979 г. до 19 % в 1982 г. Прекратилось падение реальной заработной платы в промышленности. Приостановить инфляцию удалось одновременно с прекращением паде­ния темпов роста ВНП[9]. Важным направлением внешнеэкономической политики первых лет либерализации стали поиски новых рынков для турецкого экспорта. Тра­диционно экспорт был нацелен на европейские рынки, но в начале 80-х годов происходит освоение рынков Востока. Значительное событие с точки зрения становления рыночной эконо­мики в Турции — принятие в 1982 г. новой конституции, где утверждал­ся принцип неприкосновенности частной собственности, указывалось, что деятельность государственных предприятий не должна разрушать ры­ночную модель, базирующуюся на частном предпринимательстве. Из текста конституции было устранено упоминание о «социальном государ­стве», в качестве модели турецкого развития называлась смешанная экономика.

 

1.2 Политика либерализации турецкой экономики

 

Второй этап либерализации: от стабилизации к процветанию С приходом к власти законно избранного правительства во главе с Т. Озалом политика либерализации турецкой экономики вступила в новую фазу; лозунг «смешанной экономики» был отвергнут как половин­чатый и выдвигался идеал «laissez-faire», свободного рыночного раз­вития.

В 1983-1984 гг. принимается пакет законов, определивших даль­нейший курс реформ. Закон о поощрении сбережений предусматривал приватизацию государственных компаний путем акционирования, а так­же давал право частным компаниям арендовать государственные пред­приятия.

В 1987 г. был принят закон, неофициально называемый «законом о спасении компаний». Он предусматривал частичную приватизацию не­платежеспособных компаний. Если предприятие было не в состоянии вернуть кредит банку, последний становился владельцем акций квмпа-нии «а сумму долга. Если доля акций банка в капитале компании пре­вышала 15 %_, он имел право перепродажи акций сверх указанной кво­ты третьей стороне при условии, что покупатель не принадлежал ни к членам правления банка, ни к владельцам его уставного фонда. Таким образом было акционировано значительное число промышленных пред­приятий. Применялся еще один способ приватизации, заключавшийся во взаимной передаче акций семейных компаний в Совет по делам жилищ­ного строительства и общественного акционирования в обмен на неко­торую долю акций государственных экономических организаций, объе­диняющих несколько предприятий (ГЭО).

Финансовый рынок Турции остается до сих пор относительно нераз­витым. Из трех его составных частей: банковской системы, рынка капи­талов и неорганизованного денежного рынка — доминирующую роль играет первая. Фондовые биржи не имеют того значения, которое при­дается им в хозяйственных системах развитых западных стран. Это мо­жет быть объяснено двумя обстоятельствами. Во-первых, население предпочитает вкладывать деньги в золото, недвижимости, стабильную иностранную валюту; меньшей популярностью пользуются банковские вклады с высокими индексированными ставками процент. Во-вторых, большинство акционерных фирм является собственностью ограниченно­го традиционными связями круга лиц, не заинтересованных в расшире­нии состава акционеров. При вторичном размещении ценных бумаг турецкие акционерные фирмы предпочитают выпускать привиле­гированные акции, не дающие права участия в управлении корпорации ей. В результате в конце 80-х годов из 600 зарегистрированных акцио­нерных обществ лишь 40 вносили свои акции в котировочные списки фондовой биржи. В целом эмиссия акций и облигаций частного сектора Турции составляла не более 5 % от ВВП по сравнению с более чем 50 % в таких странах, как Англия и США.

Неразвитость финансового рынка затрудняет и проведение анти­инфляционной политики. На протяжении 80-х годов инфляция остава­лась для правительства врагом номер один. Сам Т. Озал считал целью правительственной политики сокращение темпов инфляции до 20 % в год, сознавая, что в условиях нестабильности экономического роста пол­ное равновесие на денежном рынке может быть достигнуто только за счет падения производства и углубления структурных диспропорций — основной причины инфляции в Турции. Эта «программа-максимум» вы­полнена не была: на протяжении 80-х годов инфляция колебалась в пре­делах 30-45 % в год. Однако сокращение ее темпов в два-три раза по сравнению с начальным периодом либерализации, на наш взгляд,-серь­езное достижение правительства Озала.

Представляют интерес методы, использовавшиеся государством для связывания сбережений населения. После упомянутого скандала с бан­кирскими конторами и падения доверия к частным коммерческим бан­кам одним из важных средств привлечения денег населения стали каз­начейские обязательства, краткосрочные (срок действия 3-6 меся­цев) и высокодоходные. Другой формой привлечения сбережений на­селения стали акции на участие в доходах государственных предприя­тий — также с высокими дивидендами и короткими сроками погашения. Однако государственная политика распространения ценных бумаг имеет и оборотную сторону — на протяжении 80-х годов происходило по­следовательное вытеснение с финансового рынка ценных бумаг частных фирм. Выпуск бумаг государственным сектором составлял в 1982 г. 37,8 % от общей эмиссии ценных бумаг, но с 1983 г. этот показатель на­чал неуклонно расти, достигнув пика в 1985 г.- 96,1 %. В последующие годы он несколько снизился, но тем не менее не опускался ниже 85 %[10]. До сих пор речь шла о традиционных мероприятиях монетаристско­го типа с небольшим «неокейнсианским» оттенком, Но, пожалуй, цент­ральным пунктом экономической политики Т. Озала стало резкое уси­ление экспортной ориентации турецкой промышленности. После пере­смотра таможенного режима, снижения курса лиры избежать гиперин­фляции и обеспечить финансовую базу стабилизации можно было лишь при условии притока в страну валютных ресурсов. Кроме того, экспорт­ная ориентация служила средством антимонопольной политики: только конкуренция на мировом рынке могла стимулировать эффективное ре­формирование турецких фирм.

Объективной предпосылкой развития экспорта служили служат относительно низкие цены факторов производства. Однако до либерали­зации 80-х годов имевшиеся преимущества турецкой экономики нейтрализовывались завышенным курсом лиры. Поэтому пересмотр валютно­го курса, одно из первых либерализационных мероприятий — явился основой увеличения прибыльности экспортных операций и привлека­тельности этой сферы деятельности для частного бизнеса. В условиях нехватки средств и кризиса государственного бюджета правительственное «Решение о поощрении экспорта» (январь 1984 г,) предусматривало для компаний-экспортеров налоговые льготы, льгот­ную ставку кредита (вдвое меньше обычной). Экспортеры получали воз­можность покупать по льготному курсу валюту для покрытия до 50 % сумм, необходимых для закупки за рубежом оборудования, предназна­ченного для производства экспортной продукции. Тогда же было приня­то «Решение о защите курса турецкой валюты», обязывающее всех экспортеров не позднее чем через три месяца после получения выручки пе­ревести в Турцию 80% заработанной валюты. Политика экспортной ориентации оказалась весьма успешной. В те­чение 80-х годов объем турецкого экспорта возрос в пять раз, доля про­дукции обрабатывающей промышленности в экспорте повысилась с ‘/з до Vs9. Одновременно в экспорте Турции сократилась более чем вдвое доля сырья и топлива. Валютные доходы Турции на протяжении десяти­летия ежегодно росли на 12%, а валютные резервы, играющие значи­тельную роль в антиинфляционной политике,- на 19%. Благодаря рез­кому увеличению экспорта дефицит торгового и платежного балансов Турции на протяжении 80-х годов последовательно снижался. Помимо ярко выраженной экспортной ориентации, этому способствовал и приток валютных поступлений за счет развития туризма. Политика, направленная на всемерное стимулирование экспорта, является единственной разумной альтернативой пассивному фритредер­ству для стран, переходящих от нерыночной к рыночной системе хозяй­ства притом, что эффективность национальной промышленности оста­ется сравнительно низкой. Внешнеэкономическая политика, предлагае­мая МВФ, исходит из того, что падающий курс национальной валюты— достаточное средство стимулирования экспорта, поскольку расширение ориентированных на экспорт предприятий произойдет автоматически. Однако это утверждение базируется на предположении, что в экономике присутствуют свободные капиталы, способные переместиться в отрасли, ориентированные на экспорт. Но, как правило, в странах с неразвитым рыночным механизмом ощущается постоянный недостаток свободных капиталов, который сковывает развитие экспорта. В итоге либерализа­ция внешнеторгового режима вызывает значительное расширение им­порта, что в итоге создает острую проблему платежного баланса и де­фицита бюджета.

Подобной ситуации Турции удалось избежать. Государство осуще­ствляет целенаправленные меры по привлечению в страну иностранного капитала. К концу 80-х годов по сравнению с 70-ми объем иностранных капиталовложении возрос более чем в 12 раз. Государство проводит се­лективную политику по отношению к инвестициям в различные сферы национальной экономики: преимуществом пользуются вложения в сель­ское хозяйство и туризм. Было бы неверным утверждать, что турецкая экономика не испы­тывает никаких трудностей. В частности, недостаточно развита система созданий и передачи передовой технологии. Средства, предоставляемые турецким государством на цели научно-технического прогресса, состав­ляют около 0,26 % ВНП, или в 10 раз меньше, чем в западных странах. К издержкам либерализации хозяйственного механизма можно от­нести: достаточно высокий уровень безработицы — в 80-е годы, по раз­личным оценкам, составлявший 15-17 % самодеятельного населения; замедление роста средней заработной платы в промышленности; сокра­щение доходов сельскохозяйственных производителей. В 1995 г. плани­руется вступление Турции в Европейское сообщество. До этого момента стране предстоит решить много экономических, социальных, инсти­туциональных проблем. Но в любом случае с начала 80-х годов прой­ден большой путь, отмеченный значительными успехами. Правительству Турции во главе с премьер-министром, а впоследст­вии-президентом Т. Озалом удалось с минимальными потерями пре­одолеть трудности самого сложного начального периода либерализации. Но насколько последовательно проводились в жизнь принципы про­граммы МВФ? Даже предварительный анализ показывает, что с 1983 г. экономическая политика правительства лавировала между Сциллой ги­перинфляции и Харибдой падения производства. Устойчивое одновре­менное равновесие на товарном и денежном рынках практически достиг­нуто не было.

 

Глава 2. НОВОЕ ВО ВНЕШНЕЙ   ПОЛИТИКЕ Турции

 

2.1 Внешнеполитический курс Турции

 

Внешнеполитический курс Турции опре­деляется участием в военном блоке НАТО и стремлением стать полно­ценным членом ЕЭС. В 80-х годах она получила от участников этих орга­низаций значительные займы и кредиты, ст^ла добиваться повышения объема квот на закупки ими турецких товаров, продажи своим предпринимателям са­мой современной техники и технологии (включая военную), создания смешан­ных компаний с участием иностранного капитала. Другими словами, ее внешне­политическая деятельность нацелена на обеспечение условий для ускоренного экономического развития.

В рамках НАТО Турция, как правило, придерживается проамерканской ориентации. На ее территории находятся десятки военных баз НАТО и США, на которых хранится ядерные боеголовки. По признанию армейского командования США, эти базы могут быть использованы амери­канскими вооруженными силами для ведения боевых действий на Среднем Востоке и в Юго-Западной Азии, что может автоматически втянуть Тур­цию в военный конфликт. Именно это обстоятельство вызывает наибольшее беспокойство у многих граждан, о чем неоднократно писали турецкие газеты «Неудивительно, что Турция все чаще стала выдвигать национальные интере­сы на передний план»[11]. Так, форсируя с момента возникновения топливно-энергетического кризиса сближение с нефтедобывающими исламскими госу­дарствами, она снизила уровень дипло­матических отношений с Израилем, являющимся «стратегическим союзни­ком США. К настоящему времени Турция вступила во все исламские экономические и политические орга­низации, добивается создания «ислам­ского общего рынка», где она, как наи­более продвинувшаяся в своем развитии страна, могла бы занять доминирующие позиции. Еще в 70-х годах в Анкаре было открыто представительство ООП, а в ноябре 1988 года Турция признала палестинское государство, чего до сего дня не сделало большинство стран НАТО и ЕЭС.

Т. Озал, желая снять ставшую традиционной напряженность в отно­шениях с Грецией, встречался с бывшим греческим премьер-министром Д. Папандреу. Конечно, убрать все создавав­шиеся годами завалы на пути к нормализации турецко-греческих связей трудно, но этот процесс начался. Создано несколько совместных комис­сий, планируется новая встреча «в вер­хах», налаживается торговый и куль­турный обмен.

«Яблоком раздора» по-прежнему остается Кипр, где до сего дня находятся турецкие войска, вторгшиеся туда еще в 1974 году. Греция настаи­вает не только на выводе иностранных войск с острова, но и на выселении оттуда около 20 тысяч турок, перебрав­шихся на постоянное жительство с континентальной части. В настоящее время ведутся переговоры между турец­кой и греческой общинами Кипра при посредничестве ООН. Следует отметить, что провозглашение в 1983 году «Турецкой республики Северного Кипра» не было поддержано мировой общественностью.

В войне между Ираном и Ираком (1980-1988 годы) Турция занимала нейтральную позицию, поддерживая тесные торгово-экономические и поли­тические отношения с обоими государ­ствами. Она предоставила им свою территорию для провоза товаров и прокладки нефтепроводов. С Ираном у нее нередко возникали конфликтные ситуации из-за его стремления направить республику в лоно исламского фундаментализма,  отменить  секуляристские статьи турецкой конституции, С Ираком же сохранялись общие интересы не только по развитию торгово-экономических связей, но и по подавлению движения курдов за свою автономию. Известны факты, когда турецкая армия, преследуя курдов, вела бомбардировки курдских поселений на иракской территории с разрешения правительства Ирака. Правда, это не помешало местной прессе поднять вопрос о воссоединении «мосулских и киркукских турок» с их «матерью-родиной» (нефтеносные Мосулский и Киркукскнй районы Ирака, как и Кипр, когда-то входили в состав Османской империи).

Правящие круги Турции неодно­кратно высказывались против присут­ствия советских войск в Афганистане. Они не скрывали своих симпатий по отношению к моджахедам и предо­ставили свою территорию для поселения небольшой части афганских беженцев тюркского происхождения. В то же время Турция положительно отнеслась к соглашению, достигнутому в 1988 году в Женеве между афганским и паки­станским правительствами при посред­ничестве ООН и участии СССР и США в качестве гарантов. Она приветствовала вывод советских войск из Афгани­стана и предложила свое содействие в розыске и возвращении на родину советских военнопленных.

Существуют официаль­ные данные, что ВНП, приходящийся на душу населения, увеличился с 89,2 тысячи лир в 1980 году до 647,6 тысячи — в 1986 году, или в 7,3 раза. Однако существенные коррективы в эти данные вносит рост цен на всю продукцию, включая товары повседневного спроса. Так, за указанный период времени цена на хлеб возросла в семь, баранину — в шесть раз. Потребитель­ские цены, составленные на базе 107 то­варов повседневного спроса, выросли почти в семь раз. Если же произвести расчеты в постоянных ценах, то доход на душу населения в 1981 году состав­лял 1283,2 доллара; а в 1988 году- 1292,5 доллара. За годы экономического бума среднегодовой доход на душу населения не поднялся даже на десять долларов!

Дело в том, что бурное развитие предпринимательства привело к непо­мерному обогащению буржуазии, в то время как благосостояние основных масс населения почти не выросло. Так, в 1983 году десять процентов населения с наиболее низкими доходами получали в 47 раз меньше, чем такое же количество населения с наиболее высо­кими доходами.Наряду с ростом несправедливого распределения доходов усугублялись или сохранялись также другие виды социальной поляризации. Это выража­лось в абсолютном росте безработицы. Если раньше армию безработных почти полностью составляли малограмотные и неквалифицированные люди, то в 80-х годах, вследствие участившихся случаев банкротств крупных и средних предприятий, не выдержавших местной и иностранной конкуренции в условиях «открытой экономики», увеличилась безработица среди квалифицированных рабочих, лиц со средним и высшим образованием. В 1980 году численность безработных составляла 2,7 миллиона человек. В годы экономического подъе­ма общая численность безработных увеличилась еще на 0,1 миллиона человек. Напомним, что турецкая конституция не предусматривает предо­ставления пособий по безработице: В этих условиях неизбежен рост недовольства среди различных слоев населения, особенно его обездоленной части. С середины 80-х годов возобно­вились спорадические забастовки, ми­тинги и демонстрации.

С целью развития демократии неор­динарную акцию предприняла Комму­нистическая партия Турции, деятель­ность которой из-за существующих запретов протекает в подполье и за рубежом (преимущественно среди двух миллионов турецких граждан, работаю­щих за пределами Турции). Генераль­ный секретарь КПТ X. Кутлу вместе с генеральным секретарем Рабочей партии Турции Н. Саргыном (обе партии приняли решение об объедине­нии) добровольно вернулись из-за гра­ницы на родину. Оба они были аресто­ваны в Стамбульском аэропорту и преданы суду на основании статей 141 и 142 уголовного кодекса, заим­ствованных из кодекса фашистской Италии периода Муссолини. Уже два года идет суд над руководителями Объединенной коммунистической пар­тии, обвиняемыми в попытках «насиль­ственного свержения существующего строя». Отвергая эти обвинения, X. Кут­лу и Н. Саргын привлекли к себе внимание и симпатии турецких трудя­щихся. Как в Турции, так и за ее пределами расширилось движение за освобождение двух руководителей ле­вых партий, за отмену антидемократи­ческого законодательства, за дальней­шую всестороннюю демократизацию страны.

За расширение демократических прав и свобод выступили курды, составляющие почти пятую часть 55-миллионного населения. Однако курдское движение за автономию про­должает подавляться, несмотря на протесты общественности стран ЕЭС и других регионов. Но оно все чаще начинает получать поддержку и турец­кого населения. Так, в начале 1990 года семь депутатов меджлиса от Социал-демократической народной партии при­няли участие в международной конфе­ренции по курдскому вопросу в Париже (это привело к исключению их из рядов партии и ее расколу). В то же время правительство И. Акбулута рас­считывает, что ускоренное экономиче­ское развитие восточных районов, где проживает большая часть курдов, позволит ему снять остроту курдской проблемы без предоставления курдам каких-либо прав и свобод. В турецкой прессе все чаще высказы­вается мысль, что невозможно добиться продолжительной стабильности путем поощрения экономического роста, но при ограничении демократии и игнори­ровании интересов значительной части населения.

 

 

2.2 Турецкая модель  «нового мирового порядка»

 

Турецкая модель «нового мирового порядка» является глобальной проблемой и оказывает серьезное влияние на современный мир. Конец XX века ознаменовался хаосом и войнами в мире. В этой ситуации Турция стремиться стать сверхдержавой и влиять на мировую политику и культуру. Бывший президент Турции Т.Озал в свое время провозгласил: «XXI век станет веком Турции»[12]. По существу турецкая модель — это новая версия теории мирового господства. Идея ислама подчинена идее «Великого Турана», который приспособил его к своим геополитическим имперским целям как еще одну организующую и идеологизирующую силу. Европа делает ошибку, уповая на приверженность Турции европейской цивилизации. Руководитель Европейского центра по изучению Турции Мерт Эрсин предупреждает: «Будьте бдительны — на пороге Европы появился волк в овечьей шкуре!»[13].  Турецкая Республика со времен Кемаля Ататюрка имеет внешние признаки правового, светского государства. Ататюрк упразднил халифат, ввел латинский алфавит, отделил церковь от государства, школу — от церкви, дал право женщинам участвовать в выборах.

Конституция 1924 г., с небольшими изменениями, действует до настоящего времени. Верховная власть в Турции принадлежит однопалатному парламенту — Великому Национальному Собранию, избираемому прямым голосованием гражданами обоего пола. Тем не менее Турция, по форме европейская, по содержанию остается далеко не европейской страной. Кемалистское движение было направлено не на европеизацию страны, а на захват чужих территорий, ликвидацию Севрского договора. Турецкие лидеры решили заменить свои прежние позиции на экспансионистскую идеологию пантуранизма. Ататюрк перед европейцами разыграл карту европеизации страны, а с российскими большевиками он поиграл в пролетарскую революцию, а в результате обманул и тех и других. Турецкий историк Танер Акчам подчеркивает: «Если Турецкая Республика основана на крови национальных меньшинств Анатолии, она является главным препятствием мирного сосуществования народов, населяющих эту землю»[14]. Турецкая модель имеет два варианта: официальный и традиционный. Их объединяет общее содержание — пантуранизм, идеология и практика которого стали существенным элементом дестабилизации современного мира, фактором разжигания войн в разных точках планеты. Она направлена на расчленение многих государств планеты от Адриатики до Китая и от Москвы до Индии и аннексию их территорий с одновременным геноцидом населяющих их народов. Президент Турции Сулейман Демирель заявил о «турецком мире, простирающемся от Адриатики до Великой китайской стены»[15]. Угрозу пантуранского «нового мирового порядка», а точнее беспорядка, хорошо осознают народы многих государств. В условиях мирового хаоса пантуранизм получил возможность для реализации своих идей. Угроза эта тем более опасна, что в настоящее время Турцию искусственно делают региональной супердержавой, предоставляя ей возможность вмешиваться во внутренние дела многих государств, фактически проводить политику международного терроризма.

Во внешней политике турецкая модель выражается в ряде факторов. Российско-турецкие отношения являются конфронтационными. Это связано с тем, что Турция проводит политику замещения и вытеснения России с геополитического пространства бывшего СССР. Турция стремится превратить ряд республик СНГ, Чечню в своих сателлитов. Она в одностороннем порядке изменила режим судоходства в проливах Босфор и Дарданеллы, что несет реальную угрозу интересам России. В последние годы идет активный процесс разработки евроазиатской транспортной и энергетической инфраструктуры в обход России, но с главным звеном в лице Турции. Налицо столкновение интересов России и Турции на Кавказе, Балканах, Черноморье. Пантуранские элиты Турции разрабатывают планы расчленения России и Украины и аннексии их значительных территорий. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать идеологов пантуранизма и изучить карты «Великой Турции», в последние годы активно издаваемые. Пантуранские элиты мечтают о реванше за проигранные русско-турецкие войны и ревизии их территориальных результатов. Президент Турции Сулейман Демирель, в ходе своего визита на Украину, заявил о предложении переселить 600 тыс. турецких граждан под видом крымских татар в Крым, что дестабилизирует обстановку в Крыму. При этом он «позабыл» предложить 5 миллионам потомков западных армян, депортированных со своей Родины в результате геноцида 1915 г., вернуться на свои исторические земли, находящиеся под турецкой оккупацией.

Существуют серьезные проблемы в армяно-турецких отношениях. Они предопределены тем, что Турция не осудила геноцид в отношении армян в 1915-1922 гг. и не ликвидировала его последствия в моральной, политической, территориальной и экономической областях. В настоящий момент Турция осуществляет противоправную блокаду Республики Армения, нагнетает против нее милитаристскую истерию, хотя Европарламент осудил геноцид против армян в 1915 г. Государственная Дума РФ в 1995 г. также приняла заявление «Об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1922 гг. в Западной Армении.

Между Болгарией и Турцией существует ряд разногласий, которые обусловлены искусственным раздуванием проблемы «этнических турок» (помаков) в Болгарии и связанными с этим планами пантуранистов по отторжению от Болгарии ее юго-восточных областей. В конце 80-х годов руководство турецкой армии разработало план «Серебряный полумесяц» по оккупации южных районов Болгарии. Кроме того, болгары не забыли, что в 1913 г. Турция аннексировала Адрианопольскую область Болгарии.

Антагонистические противоречия определяют греко-турецкие взаимоотношения в вопросах континентального шельфа, территориальных вод Эгейского моря, воздушного пространства, национальных меньшинств, островов Имрос и Тенедос (аннексированных Турцией вместе с малоазийской греческой областью Смирна в 1923 г.). Греция аргументирование обвиняет Турцию в политике этнических чисток на островах Имрос и Тенедос. Все эти противоречия усугубляются неоднократным провоцированном Турцией войны с Грецией. Турция в последнее время наращивает военные силы и десантные средства турецкой «эгейской армии» (около 170 тыс. чел.) в непосредственной близости от греческих островов. Греция пересмотрела всю систему оборонного планирования в связи с новой военной доктриной, которая предусматривает необходимость противостояния турецкой угрозе в Северной Греции и Эгейском море. Премьер-министр Греции Констан-тинос Симитис заявил, что притязания Турции на греческие острова в Эгейском море могут привести к войне.  В отношении Грузии пантуранские элиты имеют определенные виды на Месхетию и Аджарию.

Аналогичны опасения румын в отношении пантуранских планов аннексии Добруджи от Румынии. Президент Турции Сулейман Демирель открыто заявил, что «Турция создает вокруг себя кольцо, протянувшееся через Балканы, Черное море, Кавказ и Ближний Восток»[16]. В отношении Кипра турецкая политика международного терроризма вылилась в оккупацию северного Кипра и создание на этой территории военных поселений турецких колонистов. Иран серьезно озабочен программами создания «Великого Турана» и «Великого Азербайджана». Оба эти планы направлены на отторжение исконной иранской области «Азербайджан», которая не имеет никакого отношения к Азербайджанской Республике. Географический термин «Азербайджан» имеет историческое отношение к некоторым провинциям Северного Ирана, но никогда не распространялся на территорию современной Азербайджанской Республики, которая позаимствовала это название в 20-е годы у иранцев с целью, во-первых, как-то назвать свою искусственно скроенную из исторических земель армян, лезгин, талышей, удинов, аварцев республику, во-вторых, чтобы иметь возможность в будущем предъявить территориальные претензии к Ирану. Ирано-турецкие разногласия катализируются экономическим экспансионизмом Турции в Центральной Азии и искусственным вытеснением иранских товаров (более качественных, чем турецкие) с центральноазиатского рынка.

Необходимо отметить экспансионистские планы турецких правящих элит в отношении арабских государств. У Сирии и Ирака крайне натянутые отношения с Турцией. Это обусловлено аннексией Турцией в 1939 г. Александретской области у Сирии. В последующем Турция предъявила новые территориальные претензии к Сирии (Алепский район) и к Ираку (Мо-сульский район). Притязания на богатый нефтью Мосульский район возобновились в 90-е годы. Турция ведет недоброжелательную политику в отношении водных ресурсов Сирии (реки Тигр и Евфрат), истоки которых находятся под контролем Турции. В 1991 г. тяжба из-за воды чуть было не завершилась кровопролитием. В тот год Анкара отрезала на месяц значительную часть воды Евфрата, чтобы наполнить водохранилище у плотины им. Ататюрка. После завершения этого проекта, по мнению арабских специалистов, поток воды в Сирию, которая обеспечивает 90% своих потребностей в воде за счет Евфрата, сократится наполовину, а когда река достигнет Ирака, объем ее вод снизится до трети. Серьезный арабо-турецкий конфликт неотвратим. Повышенная концентрация турецких армий на границах с Сирией и Ираком также способствует напряженности в регионе. Активное противодействие турецкому экспансионизму осуществляют Югославия и Республика Сербская в Боснии. Война в Боснии в значительной степени была инициирована и подпитывается из Анкары. Турция целенаправленно поддерживает мусульманское руководство «Республики Босния и Герцеговина» в геноциде против сербского народа. Цель турецкого правительства — создать плацдарм для утверждения своего влияния на Балканах. Турецкие наемники воевали в Боснии на стороне «мусульман». Важные геополитические изменения происходят в Турецком Курдистане и Западной (Турецкой) Армении, аннексированных Турцией. Процесс достижения государственности Курдистаном является необратимым. За последние 10 лет война в Курдистане унесла 14 тыс. жизней.[17] Геополитические процессы на территории Западной (Турецкой) Армении создают объективные условия для становления последней в качестве самостоятельного субъекта современной геополитики. Западноармянский народ, частично проживающий на этой территории (150 тыс. христиан и от 2 до 4 млн. обращенных в ислам), частично депортированный Турцией в годы геноцида армян в 1915-1922 гг. и находящийся в диаспоре (4 млн. чел.), имеет исторические и юридические права на самоопределение на данной территории. В повестку дня встал вопрос о признании мировым сообществом Севрского договора 1920 г., определившего независимость Западной Армении от Турции. Как отмечал Р.Роллан, «великий народ не мстит за себя, он восстанавливает право»[18].

Таким образом, мы видим, что многие страны объединяет их общая геополитика противостояния пантуранскому экспансионизму. Согласно уставным и программным документам ООН политика Турции должна стать предметом обсуждения на Совете Безопасности ООН. Государственным интересам многих стран никак не соответствует нарушение баланса сил в Восточно-Средиземноморском регионе в пользу Турции. По данным Стокгольмского института международных исследований, военные расходы многих стран за последние годы сократились, но в Турции, наоборот, возросли. Среди десяти стран — наиболее крупных импортеров оружия в 1993 г. первое место занимает Турция, закупившая в 1993 г. оружия на 2,5 млрд. долл[19]. К 1995 г., как сообщает стамбульская газета «Миллиет», на реализацию программы технического переоснащения турецкой армии затрачено более 4,5 млрд. долл., а к 2000 г. предполагается потратить более 21 млрд. долл. на модернизацию турецких вооруженных сил. Ускоренному техническому переоснащению вооруженных сил способствует то, что Турция из всех государств, подписавших Договор о сокращении обычных вооружений в Европе, является единственной страной, на большую часть территории которой данное сокращение не распространяется.

 

 

Заключение

 

Партия Отчизны во главе с Тургтуом Озалам на выборах в 1983 г. в одиночку пришла ко власти, на выборах же в 1987 году тоже сумела остаться у власти. Самой важной особенностью периода правления Озала было, то что смелыми и решительными реформами, проведёнными след за следом было повёрнуто русло экономики. Эти либеральные преобразования, которые Озал называл «Большой Трансформацией» был коренным образом изменён Закон об Охране Стоимости Турецких Денег и Валютный Режим, был освобождён импорт и экспорт, в валюте перешли на систему «свободный курс». Вместо закрытой экономической модели, которая держалась на импорте, было перейденно на открытую экономическую политику, которая давала преимущество экспорту. Самым важным развитием во внешней политике стало сближение отношений Турции с Европейскими странами. Консультационная Палата Совета Европы, которая приостановил в одно время отношения с Турцией в 1984 году приняла решения участия турецких парламентариев на заседаниях этого совета. С другой стороны Турция, придерживавшаяся нейтральной политики в войне между Ираном и Ираком, развила торговые отношения с обеими странами. Турция, которая установила тесные торговые связи с Ближневосточными и Европейскими странами увеличила свои доходы от экспорта и туризма. После распада в 1991 году Советского Союза как президент Озал так и правительство установило всесторонние отношения с независимыми Респyбликами Средней Азии. Таким образом Турция постепенно начала становиться «государством региона». Черноморским Экономическим Сотрудничеством, учреждённым на съезде, проведённом в июне 1992 года и охватившем государства Кавказа и Балкан, имеющих выход на Чёрное Море роль Турции в этом регионе ещё возросла. Также Турция сыграла активную роль в Боснии и Герцеговине и в Сомали. После смерти Тургута Озала 17 Апреля 1993 года президентом был избран Сулейман Демирель. Коалиционные правительства, созданные различными политическими партиями в период между 1993 — 2000 гг. окрасили политическую структуру страны. В заключении этого нового политического мышления, способствующего укреплению демократической культуры в стране Турция сделал очень важные шаги на пути вступления в Европейское Сообщество. Впервые с начала 70-х го­дов Турция добилась актив­ного сальдо во внешней тор­говле. Растет валовой наци­ональный продукт, достиг­ший отметки 1200 долла­ров на душу населения в год.

Успех по сравнению о прошлым налицо, но от «бед­нейшего» члена БЭС — Пор­тугалии — страну отделяет солидная дистанция. Полученные от продажи традиционных турецких экспортных товаров (глав­ным образом, продуктов пи­тания и изделий легкой про­мышленности) валютные средства были пущены Т. Озалом на закупку новей­шей западной технологии. Самые передовые достиже­ния научно-технического прогресса привели к повсе­местному экономическому росту. На сегодняшний день 80 процентов экспорта стра­ны составляют промышлен­ные изделия. Страна не толь­ко насытила внутренний ры­нок промышленными това­рами собственного производ­ства, но вот уже несколь­ко лет изделия с маркой «Сделано в Турции» пользу­ются спросом у покупателей на всех континентах. При Озале Турция стала играть Солее активную роль в экономической жизни Ближнего Востока, Во мно­гих странах этого региона турецкие фирмы уже вытес­нили южнокорейцев и неко­торых других юго-восточных «тигров». По заверению кре­стного отца «турецкой моде­ли». Турция уже сегодня в состоянии стать «мостом» между Европой и Азией и заменить Ливан в качестве финансового центра региона. Успехи в промышленности привели к ускоренному пе­реводу сельскохозяйствен­ного производства на интен­сивные методы развития. Это позволило Турции за корот­кий срок войти в узкий круг «кормящих», то есть созда­ющих значительный избы­ток продовольствия, стран. Экономический бум и политическая стабильность режи­ма резко увеличили наплыв туристов в Турцию, что, в свою очередь, существенно обогатило государственную казну. Все это привело к то­му, что турецкая лира стала конвертируемой валютой. Значительное развитие при Тургуте Озале получили со­ветско-турецкие отношения, которые строятся, по его словам, «на принципах ува­жения и взаимной выгоды».

Приблизительный алгоритм смены вектора экономической полити­ки в Турции может быть представлен следующим образом:

—  для борьбы с инфляцией и дефицитом государственного бюдже­та проводятся последовательные монетаристские  мероприятия,  сокра­щение расходной части бюджета сочетается с увеличением налогов, в том числе косвенных, центральный банк «отпускает» ставку банковско­го процента;

—  реакция на эту политику государственного и частного секторов существенно различается: в государственном секторе наблюдается тен­денция к свертыванию производства и консервации мощностей, а мел­кие капиталы частного сектора «вымываются» из сферы производства в банки, крупные же перемещаются из инвестиционных отраслей в по­среднический бизнес;

—  через несколько месяцев начинают сказываться как позитивные, так и негативные последствия монетаристских мероприятий. Инфляция замедляется, но резко сокращаются темпы роста экономики. Снижение темпов роста не сопровождается соответствующим понижением цен на внутреннем рынке. Значительная часть турецких экономистов связывает «нетипичность» поведения   экономических   показателей   с наличием в экономике глубокого структурного кризиса, который и служит причиной того, что даже при гипотетической нейтрализации инфляции спроса сох­раняется потенциал инфляции издержек;

—  рано или поздно наступает момент, когда на первый план объек­тивно выходит необходимость восстановления темпов    экономического роста. Предполагаемого ортодоксальной теорией монетаризма автома­тического оживления экономической конъюнктуры не происходит. Это объясняется рядом обстоятельств: во-первых, состояние товарного рын­ка определяется в основном государственными предприятиями, находя­щимися в сильной зависимости от политики правительства; Реакция го­сударственных корпораций на изменение конъюнктуры принципиально отличается от поведения конкурентных фирм, вытекающего из неоклас­сической теории. Ожидание изменений в экономической политике  (по­нижения ставки процента и новых льгот) с точки зрения государствен­ных корпораций более оптимально, нежели «подстройка» под рыночныестимулы. В определенном смысле предприятия с гибкой политикой про­игрывают по сравнению с более инертными; во-вторых, частный сектор Турции не составляет серьезной конкуренции государственным предприя­тиям главным образом потому, что частные капиталы сосредоточены в дру­гих отраслях (чуть менее половины — в строительстве, около четверти — в обрабатывающей промышленности); в-третьих, усиление конкурентно­го режима вследствие развития мелкого и среднего предпринимательст­ва происходит не в той степени, как ожидалось. Относительно небольшие капиталы поглощаются банковской системой (благодаря высокой ставке процента на депозиты — таков побочный эффект монетаристской стаби­лизации); в-четвертых, каждое монетаристское «закручивание гаек», в частности, снижение курса турецкой лиры к доллару, ухудшает перспек­тивы не только перевооружения, но и простого обновления оборудова­ния турецкой промышленности;

— в результате действия указанных тенденций, негативно влияю­щих на перспективы роста турецкого хозяйства, правительство возвра­щается к политике стимулирования экономической активности: цент­ральный банк осуществляет денежную экспансию, ставка процента сни­жается, происходит оживление темпов роста, но одновременно усилива­ется инфляция.

Тургута Озала был настойчив в проведении политики, основанной на терпимости, стремлении к консенсусу, избегая острых споров и жестоких стычек. В стра­не складывался новый социально-политический климат. Это позволило СНБ отменить в 1987 г. военное положение. Хотя и продолжались тер­рористические акты как со стороны ультралевых, так и ультраправых (в 1987 г. в Анкаре было совершено покушение на Тургута Озала), но в целом социально-политическая обстановка в Турции стала более спокойной, что в совокупности с экономической стабилизацией еще больше подняло авто­ритет премьер-министра.

Когда окончился срок пребывания на посту президента генерала Эврена, меджлис в конце октября 1989 г. избрал на этот пост Тургута Озала. С самого начала он четко определил понимание своих новых обязанностей. Он решительно отказывался от сведения их к чисто протокольным, что было свойственно прежним президентам из военной среды, и подчеркивал, что он будет активным, работающим президентом. По его мнению, рево­люционные преобразования и революции — пройденный для Турции этап, и теперь она будет развиваться только эволюционным путем. «Как во внешней политике, так и в нашей внутренней политике,- говорил Тургут Озал,- я сторонник диалога и этому я придаю первосте­пенное значение. Я рассматриваю диалог с оппозицией как необходимый и естественный. Я готов встречаться с ее представителями и налаживать с ними сотрудничество»[20]. Вслед за Ататюрком он призывал превратить Турцию в «остров мира» на Ближнем и Среднем Востоке, в мост, соединя­ющий Европу с Азией.

Призыв президента Озала к оппозиционным партиям далеко не всегда находил отклик. После референдума, проведенного в 1987 г., были от­менены запреты на политическую деятельность для лидеров и депутатов партий, существовавших до военного переворота 1980 года. На политичес­кой арене вновь появились и Демирель и другие деятели, возглавившие новые партии. Они стали вести кампанию за проведение досрочных выбо­ров в меджлис, ссылаясь на то, что прежние не были свободными, проходи­ли в условиях военной диктатуры и, следовательно, не являлись выражени­ем подлинной воли народа. Под этим же предлогом эти партии и их представители в меджлисе не приняли участия в выборах президента в ок­тябре 1989 года. Их обструкция проявлялась в различной форме. По традиции, после избрания новый президент вместе с правитель­ством и представителями всех партий посещает мавзолей Кемаля Ататюр­ка и возлагает венок. Однако лидеры оппозиции после принесения Тургутом Озалом клятвы в меджлисе демонстративно отказались посетить вместе с ним мавзолей Ататюрка. Подобные действия оппозиции, их угрозы поднять массы против правительства Партии отечества, резкие выступле­ния лично против Озала вызывали в народе опасения относительно возмож­ности нового обострения внутриполитической борьбы и дестабилизации политической обстановки. На парламентских выборах в октябре 1991 г. ни одна из политических партий не получила большинства в меджлисе. Лишь после образования коалиции правой Партии верного пути и Социал-демократической на­родной партии было образовано новое правительство, которое возгла­вил Демирель. На этом закончился восьмилетний период пребывания у вла­сти Партии отечества, которая под руководством Тургута Озала успешно осуществила крупные экономические преобразования, изменившие облик Турции, высоко поднявшие международный ее престиж. Поражение Партии отечества было вызвано рядом как субъективных, так и объективных причин. После того как Тургут Озал был избран президентом, к руководству его партии пришли новые, малоопытные в по­литике люди, допустившие ряд ошибок, и прежде всего в отношении к профсоюзному движению. Экономический спад в европейских странах и США повлиял и на Турцию, вызвав рост инфляции. Медленно шла приватизация государственных предприятий. Оппозиция обвиняла Озала в непотизме. Все это привело к оттоку части избирателей от партии и в итоге к потере ею положения правящей. Политическая деятельность Тургута Озала продолжалась около 11 лет с сентября 1980 г. и до кончины его в апреле 1993 г. из которых шесть  лет  он  возглавлял   правительство  и   три   с  половиной   года  былпрезидентом республики. Характеризуя его как политического деятеля газета «Milliyet» писала, что «Озал не только в политическом, но и в челове­ческом отношении, в общественной жизни находится на переднем плане. В политике это яркая и отличающаяся от других личность»[21]. Тургуту Озалу была свойственна приверженность к порядку и нетер­пимость к бюрократизму. Его стиль работы, высокая требовательность к себе и другим далеко не всегда получали одобрение в правительственных кругах. Заняв пост заместителя премьер-министра в военном правительстве адмирала Улюсю, Озал сразу же столкнулся с довольно равнодушным отношением многих министров к своим обязанностям. Вследствие этого он дважды на протяжении полутора лет подавал заявления об отставке, в кото­рых писал, что на заседаниях возглавляемого им экономического совета министры пассивны, невнимательны, опаздывают к началу заседаний или вовсе не приходят, не ведут никаких записей, что свидетельствует об отсутствии у них подлинного интереса к обсуждаемым важнейшим воп­росам экономической стабилизации. И став президентом, Тургут Озал сохранил то же отношение к своим обязанностям, ту же требовательность к чиновникам. За это его обвиняли во властности, высокомерии и даже называли «султаном». Но в общении с населением, как на посту премьер-министра, так и после избрания прези­дентом, он был весьма демократичен. Он стремился ближе узнать нужды народа, разъяснять политику правительства, цели проводимых экономичес­ких преобразований. В приморских городах он беседовал с рыбаками, интересовался их жизнью, условиями промысла. Перед Новым годом Тур­гут Озал обычно посещал небольшие магазины Анкары, чтобы лучше ознакомиться с нуждами мелких торговцев. При въезде в новый дом кого-либо из ближайших родственников или знакомых он участвовал в тра­диционном жертвоприношении. В свою очередь и население было к прези­денту доброжелательно настроено. С глубоким уважением относился Тур­гут Озал к памяти руководителей полиции и служащих других правоох­ранительных органов, погибших на своем посту при защите людей от террористов, часто присутствовал на заупокойных молитвах. До конца своей жизни он сохранил любовь к семье, к своим детям и внукам. Двое его сыновей заняты бизнесом, дочь — замужем. Два его младших брата также бизнесмены. Один из них, Коркут Озал, был короткое время министром. Жена Озала Семра принимала активное участие в изби­рательной кампании осенью 1991 года. Поражение Партии отечества на выборах осенью 1991 г. разочаровало Озала, надеявшегося, что созданной им партии удастся сохранить власть до конца века и полностью выполнить намеченную программу. На прощаль­ной встрече в резиденции президента в Чанкая с членами уходящего в от­ставку правительства Тургут Озал призывал к единству, сохранению высо­кого морального духа. Партия, говорил он, должна оставаться привержен­ной реформам, особенно в социально-экономической сфере, глубоко интересоваться проблемами молодежи. Тургут Озал придавал большое значение средствам массовой инфор­мации и часто встречался с журналистами. Излагая им свои взгляды на проблемы страны, он настоятельно рекомендовал меньше увлекаться поис­ками сенсаций, а больше ездить по стране и чаще писать на экономические темы. В оценке деятельности Тургута Озала пресса  турецкая и зарубеж­ная была почти единодушна. Влиятельная стамбульская газета «Cumhuriyet» писала: «Колесо истории не может быть повернуто обратно. В стране укрепилась многопартийная демократическая система. Ва партии, за исключением фундаменталистов, считают своей первостепенно» задачей присоединение к европейскому сообществу. Мы находимся на правильном пути»[22]. Тургут Озал скоропостижно скончался 17 апреля 1993 г. в своей резиде нции Чанкая в Анкаре на 66 году жизни. Неожиданная его кончина вызвал шок в стране. Согласно его воле, он похоронен в Стамбуле. В историк республиканской Турции Тургут Озал войдет как второй по значению поел; Кемаля Ататюрка государственный деятель. С его именем связан новый этап в политическом и социально-экономическом развитии не только Турции, но и соседних стран Ближнего и Среднего Востока. После смерти в мае 1993 года президента Т.Озала ВСНТ избрало С.Демиреля президентом, а главой партии и правительства стала Тансу Чиллер — первая женщина премьер-министр в истории Турции. Страна продолжала движение по пути начатых реформ, однако избежать обострения экономических проблем правительству не удалось. В марте 1994 года вспыхнул валютный кризис. Внешняя задолженность превышала 50 млрд. долларов. Спустя несколько лет новое правительство оказалось несколько эффективным, но негармоничным. Оно провело весьма необходимую экономическую реформу, утвердило законодательство в области прав человека, чем приблизило Турцию к Европейскому Союзу.

Таким образом, ныне тремя ведущими партиями в турецком парламенте являются Демократическая левая партия Эджевита (136 мест), считающаяся в стране партией левых националистов, патриотов, Партия националистического движения (129 мест) и уже упомянутая наследница запрещенной партии Эрбакана – партия Фазилет (111 мест). Две до недавнего времени ведущие светские партии-соперницы правоцентристского толка оказались отодвинутыми на четвертое и пятое места. Правда, одной из них, ПС, удалось попасть в созданное после выборов правительство в качестве младшего партнера националистов. Примечательно, что при такой “реструктуризации” в политических верхах в результате выборов под тюрко-исламистской символикой в новом парламенте не нашлось места для Народно-республиканской партии, считающейся в Турции социалистической – она не преодолела 10%-й барьер, набрав около 9% голосов. Сохраняющаяся в светских кругах правящей элиты аллергия на исламистов после упомянутого “процесса 28 февраля” исключила возможность участия их в правительственной коалиции.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Назарбаев Н. А. В потоке истории, Алматы, 2000 .
  2. Токаев А.А. Под стягом независимости Алматы 1997
  3. Материалы конференции по проблемам развития развивающихся стран, М.1999.
  4. Развивающиеся страны и Европейский Союз, Сб документов и статей, М., 1997.
  5. Хрестоматия по новейшей истории , М., 1998.
  6. Материалы конференции по проблемам развития развивающихся стран.М, 1999.
  7. Сб. документов по международной политике и международ­ному праву.М., 1987.
  8. История дипломатии, т. 3 М. 1957.
  9. «Правда». М., 1980.
  10. ИЗВЕСТИЯ 30 августа 2001 г.
  11. Статистические данные о энергонасителях по странам Европы и Азии. М. 1997.
  12. Турецкая Республика: Справочник. М., 1990
  13. НовейшаяисторияТурции. М., 1968.
  14. Keesing’s Contemporary Archives. Vol. XXX, 1984, p. 33041.
  15. Ереемев Д.Е., История Турции в Средние века и новое время. М., 1992
  16. Алексеев В. М„ Керимов М. А. Внешняя политика Турции. М„ 1961.
  17. Алибеков И. В. Государственный капитализм в Турции. М1966.
  18. Вдовиченко Д. И. Национальная буржуазия Турции. М„ 1962.
  19. Гасратян М. А., Моисеев П. П. Турция ждет перемен. М., 1963.
  20. Гусейнов А. А. Профсоюзы в Турции. (I960-1970). М.. 1975.
  21. Данциг Б. М. Турецкая республика. М., 1956.
  22. Данциг Б. М. Турция. М., 1949.
  23. Завриев Д. С. К новейшей истории северо-восточных вилайетов Турции. Тбилиси, 1947.
  24. Керим-заде Р. И. Парламент и парламентаризм в Турции. Ин­ститут народов Азии. М.,1969.
  25. Киреев И. Г. Национальный и иностранный капитал во внешней торговле Турции. М., 1968.
  26. Миллер А. Ф. Очерки новейшей истории Турции. М.-Л., 1948.
  27. Киллер А. Ф. Турция и проблема проливов. М., 1947.
  28. Моисеев П. П., Гасратян М. А, Турция. М., 1965.
  29. Песков Ю.С. Проблемы и перспективы сотрудничества России и Турция со странами Центральной Азии — членами СНГ. //Проб Дальнего Востока. 1997. №3,
  30. Моисеев П., Розалиев Ю. К истории советско-турецких от­ношений. М., 1958.
  31. Новичев А. Д. Турция. Краткая история. М., 1965.
  32. Петросяп. Ю. А., Юсупов А. Р. Измир. М., 1973.
  33. Шамсутдинов А. М. Национально-освободительная борьба в Турции 1918-1923. М„ 1966.
  34. Шамсутдинов А.М.Турецкая республика. Краткий очерк исто­рии. М., 1962.
  35. Юсупов А. Р. Стамбул. М., 1970.
  36. Атаев Тюрккая Америка, НАТО и Турция. М., 1973.
  37. Ататюрк Кемаль. Избранные речи и выступления. М., 1960.
  38. Джиллов Хамок. Экономика Турции. М., 1971.
  39. О.Руа. Центральная Азия набирает мощь. Межд. п. Париж. 1999 г.
  40. Зантаев А. Перспективы сотрудничества Казахстан и Турция . Астана1999.
  41. Хайтмайер, Вильгельм «Соблазняющий фундаментализм. Турецкая молодежь в Германии». Франкфурт, 1997 г.
  42. Адарчев О.В. Западноевропейский союз в системе европейской безопасности. – М.: Изд-во Акад. ГШ ВС РФ, 1998.
  43. Американо-европейские отношения на современном этапе: сб. /ИНИОН РАН; Редкол.: Пархалина Т.Г. (гл. ред.) и др. – М., 1999.
  44. Ахундова Л.Р. Азербайджан – Европейский Союз: эволюция сотрудничества /МГИМО (Ун-т) МИД РФ. – М., 2000.
  45. Борко Ю.А. Отношения России с Европейским Союзом и их перспективы. – М.: Издательский дом «Экслибрис-Пресс», 2001.
  46. Борко Ю.А. Что такое Европейский Союз? /Ассоц. европ. исслед., Ин-т Европы РАН. – М., «Интердиалект+», 2000.

 

[1] Токаев А.А. Под стягом независимости Алматы 1997., стр. 314

[2] Там же стр 315

[3] TURGUT OZAL. La Turquie en Europe. P. 1988. 355 p.

[4] TURGUT OZAL. Op. cit., p. 247.

[5] TURGUT OZAL. Op. cit., p. 247.

[6] Milliyet, 8.XII.1983.

[7] Balazs J., op. cit., p. 15.

[8] Турция: новые тенденции экономического развития в 80-е годы. М.: Наука, 1991, с. 188.

[9] Hershlag Z. J. Op. cit., p. 104.

[10] Турция: новые тенденции экономического развития в 80-е годы, с. 196.

[11] Песков Ю.С. Проблемы и перспективы сотрудничества России и Турция со странами Центральной Азии — членами СНГ. //Проб Дальнего Востока. 1997. №3,

[12] G.M.Winrow. Turkish Policy in Central Asia. PostSoviet Central Asia.US,1998. Р. 35.

[13] Мюнхен, 1993, а также «Религиозный фундаментализм в период перехода в 21-й век». Маннхайм, 1995 г. С. 102

[14] Ахундова Л.Р. Азербайджан – Европейский Союз: эволюция сотрудничества /МГИМО (Ун-т) МИД РФ. М., 2000. с. 67

[15] The Middle East and The United States: a Historical and Political Reassessment, Boulder, 1996.р. 35

[16] ИЗВЕСТИЯ 30 августа 2001 г.

[17] Сб. документов по международной политике и международ­ному праву.М., 1987. стр.198.

[18] История дипломатии, т. 3 М. 1957.стр.256

[19] Сб. документов по международной политике и международ­ному праву.М., 1987 с. 67

[20] Озал  Тургут «Турция в Европе» М.1990

[21] Песков Ю.С. Проблемы и перспективы сотрудничества России и Турция со странами Центральной Азии — членами СНГ. //Проб Дальнего Востока. 1997. №3,

[22] Песков Ю.С. Проблемы и перспективы сотрудничества России и Турция со странами Центральной Азии — членами СНГ. //Проб Дальнего Востока. 1997. №3,