План
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I . Революция под руководством Фиделя Кастро………………………8
1.1. Причины революции 1959г…………………………………………………8
1.2. Ход развивающихся событий……………………………………………….9
1.3. Строительство социализма…………………………………………………12
Глава II. Карибский кризис 1962г. как внешне-политический и внутренне-политический кризис……………………………………………………………18
- Карибский кризис 1962 года……………………………………………..18
2.2. Характеристика внешней и внутренней политики Кубы, СССР и США на данном этапе……………………………………………………………………..20
Глава III. Внутренняя и внешняя политика Кубы 90-х. годов.………………29
3.1 Перемены на Кубе после 1993г……………………………………………..29
3.2Особенности экономики Кубы в преддверии ХХI века……………………29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………………36
Введение
Актуальность данной работы. Актуальность темы исследования проявляется в том что, социально-политические революции индустриальной эпохи, хотя и разражаются порой неожиданно, как гроза, хотя и кажутся многим прорывом неуправляемых иррациональных стихий в дотоле заведенный порядок, тем не менее являются правилом, а не исключением, ибо ни одной из мало-мальски развитых стран их не удалось избежать. Вступив в эпоху масс, социумы переживают регулярные или спорадические взрывы в экономике, технике, науке, искусстве и т.д. Синхронно с открывшейся полосой политических революций наблюдается экспансия светского просвещения, нетрадиционной трудовой деятельности, в связи с чем скачкообразно растет коллективная сознательная и бессознательная рациональность. Политические революции, по определению, разрушают прежний порядок, создавая на развалинах новый. Они всегда — дестабилизация, непримиримый конфликт, когда затруднительно предсказать победу одной из сторон. Итак, каждая революция есть конфликт, ситуация выбора между различными вариантами последующего исторического движения. Такие моменты кризиса, напряженной борьбы образно называют «развилками истории» или, как сказано, «точками бифуркации». Направление исторического и политического развития в этих точках подвергается расщеплению.
Казахстан развивает со всеми странами дружественные отношения, о чем свидетельствуют слова Н.А. Назарбаева, «Приоритетными направлениями являются развитие сотрудничества с Россией, Китаем, США, Европейским союзом»1, в том числе и с Кубой.
Специфика положения Кубы в современной системе международных отношений определяется её традиционными связями не только со странами Европы, но также с арабским миром и с Латинской Америкой. В Латинской Америке правительство кубинских социалистов неоднократно действовало в рамках блока сил, противостоящих курсу администрации США. Из книги «На пороге ХХI века» «Национальные, этнические взаимоотношения, а также внутриэтнические процессы стали вызовом второй половины ХХ века. Национальный фактор сыграл свою роль не только в разрушении колониальных империй, не только в становлении новых государств мира. Он проявился в таких крупномасштабных по своим последствиям явлениях, как послевоенное восстановление Германии и Японии, экономическом рывке стран азиатско-тихоокеанского региона, в объединении Европы. По существу все процессы, происходящие в мире в самых разных областях — экономике, политике, идеологии, — связаны с национальным фактором.»[1]
Практика свидетельствует, что в обществах, социально и политически структурированных, с развитыми демократическими традициями и публичной политикой, к которым относится большая часть стран Западной и Центральной Европы, превалирующее влияние на политическое действие оказывают, как правило, общенародные и социальные групповые интересы и только потом — партийные и личные. Ситуация конфронтации, именно двойственного, а не более взвешенного тройственного и не более кратного выбора характерна для эпохи масс, для ее специфически партийного метода разрешения сложных интеллектуальных и ментальных проблем. Для решения судьбоносных вопросов общественного бытия здесь сколачиваются партии, блоки, лагеря — идея непременно должна овладеть массами, физическая борьба которых определяет исход того или иного решения.
«Становление капитализма в свою очередь порождало различные классы и новую систему отношений между ними. В условиях развитого рынка, свободной рабочей силы, когда формируются институты гражданского общества, контроль, в том числе классовый, над политическими институтами, государство в значительно большей степени зависит от поддержки населения или, как мы сегодня говорим, от легитимности того или иного решения»[2].
«После событий 11 сентября в США резко изменилась политическая ситуация в мировом сообществе. Происходит глобальное изменение расстановки сил, меняются правила построенной ранее системы мировых отношений и эти изменения напрямую касаются государств Центральной Азии.
В условиях глобализации современная специфика международных отношений такова, что в силу сочетания различных политических, географических, религиозных и иных факторов государства (ЦАР) Центральноазиатского региона все больше выдвигаются на передний план мировой политики. Кроме того, в ЦАР сегодня имеют свои интересы, как мировые державы, так и государства расположенные по периметру региона – Иран, Пакистан, Индия и Турция. В Центральной Азии в настоящее время в сложный узел переплелись локальные, региональные и глобальные интересы. Как быть с терроризмом и экстремизмом? Не являются ли они отрицательными, но неизбежными последствиями глобализации?»[3]
Степень разработанности темы. Данную проблему изучали отечественные и зарубежные ученые (историки, политологи, экономисты и юристы-международники), внесшие вклад в разработку новых представлений о концептуальных моделях общественного развития.
Наряду с междисциплинарной базой в качестве методологических основ автор исходил из необходимости применения методов интегративного, исторически-сравнительного, политического и правового анализа с элементами компаративистики и системного подходов. Автор работы опирался также на известные методы научных исследований: анализ ситуаций (наблюдение, изучение документов, формирование банка данных), контент- и инвент-анализы.
Курсовая работа написана на основе анализа оригинальных источников. Это, прежде всего документы, воспоминания, мемуары и другая литература. Ценными источниками являются: «Карибский кризис, как это было» А.И.Алексеева, «Военная политика СССР 60-х гг.» Н.В.Загладина, «Советский Союз и революционная Куба» А.Л.Адамишина, «Первые годы Кубинской революции» М.Любиомва и другие.
Перечисленные источники разные по содержанию по форме написания, датированные различными периодами, являются как бы живыми свидетелями того времени.
Комплексный подход к ним, критический анализ, сопоставление и сравнительный анализ, позволяют объективно, правдиво, с позиции новой точки зрения на Революцию 1959 года и Карибский кризис, раскрыть подлинную историческую роль этих событий в истории кубинского народа.
Источники. Источниками для написания работы послужили сборники документов по новейшей истории стран Европы и Америки, архивные документы, в которых содержатся законодательные акты, заявления политических лидеров Кубы, тексты международных соглашений, касающиеся Кубы, тексты мирных договоров, опубликованных в качестве приложений в различных хрестоматиях и сборниках.
Методологический ориентир. При написании работы использовались источники, публикуемые в новой новейшей истории, а так же работы политических лидеров Казахстана, в частности Н. Назарбаева «Казахстан 2030»; «В потоке истории.» ; «На пороге XXI века. Алматы. 2001.», и источник архивных документов помещаемые в современное время в системе Интернет. Одним из методологических принципов для автора является историзм, понимаемый как требование рассматривать любой объект, любое историческое явление в движении, становлении и развитии, во взаимосвязи с другими объектами и явлениями. Принцип историзма неразрывно связан с объективностью исторического исследования, с отказом от политизации исторического мышления, абсолютизации значения классовых противоречий. Объективность как теоретико-методологический принцип предполагает преодоление односторонности в оценке социальных групп и политических отношений. Наряду с принципами историзма и объективности важное значение для автора имело использование таких общенаучных методов исследования, как анализ и синтез. При исследовании содержания конституции использовался принятый в юриспруденции метод аналогии. Из специальных исторических методов при написании данного сочинения автор использовал такие методы, как генетический, сравнительно-исторический и метод ретроспекции. Данное исследование построено по проблемно-хронологическому принципу.
Новизна. Работа написана на основе современной литературы без идеологических подходов. Проанализированы основные этапы развития Кубы по внешней и внутренней политике на протяжении 1959-2000 годов с современных позиций.
Цель и задачи данной работы. Рассмотреть внешнюю и внутреннюю политику Кубы на протяжении 1959-1979 г., рассмотреть ее динамику и развитие. В соответствии в связи с этим были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть развитие революционных событий.
— проанализировать причины войны
— показать влияние видных политических личностей на внешний и внутренний политический курс Кубы.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность, практическая и научная значимость темы. Определяется объект исследования, хронологические рамки работы. Даётся характеристика историографии проблемы, источников, используемых в работе. Формулируются цель и задачи исследования, характеризуется его методология.
В первой главе рассматривается вопрос о причинах, характере и основных итогах революции 1959 года.
Во второй главе рассматриваются особенности внутренней и внешней политики Кубы, СССР и США, Карибский кризис.
В третьей главе раскрывается вопрос о переменах во внешнем политическом курсе кубинского правительства после 1993 года.
.
ГЛАВА I. Революция под руководством Фиделя Кастро
1. Причины Революции 1959года.
Революция на Кубе вошла в историю, как одна из самых известных побед над диктатурой. Она была вызвана как проблемами характерными для всей Латинской Америки (зависимость от иностранного капитала), так и местными особенностями (диктатура Фульхенсио Батисты). Однако неверным будет утверждение, что революция произошла только по вине экономического кризиса или осложнившегося положения народных масс. До революции 1959 года Куба была страной полностью зависящей от американских инвестиций. Основу её экономики составляло производство сельскохозяйственных продуктов. Производство сахара давало около трети национального дохода и составляло 80% кубинского экспорта. Под сахарным тростником было занято более половины всей обрабатываемой площади. Второе место в экономике принадлежало производству табака. Для кубинской экономики было характерно монокультурное производство и в течение многих лет почти полная зависимость от рынка США. До революции более 60% кубинского экспорта приходилось на Соединённые Штаты. Такое положение вещей не могло не отразиться на суверенитете республики её экономическом развитии и самосознании народа. Монополии США контролировали более половины сахарной промышленности, свыше 90% электроэнергетики, нефтеперерабатывающей и добывающей промышленности, связь, туристический бизнес и т.д. Куба фактически была сырьевым придатком США. Экономика Кубы была тесно связана с экономикой США. Только за десять послевоенных лет Куба потеряла около 1 млрд. долларов. Кроме экономических, США поддерживала также и военно-политические связи с Кубой. На территории острова находилась военно-морская база США. В результате американское влияние на Кубу достигло таких масштабов, что под угрозой оказалась культура кубинского народа. Хотя при режиме батисты экономическое положение Кубы было лучше, чем в других развивающихся странах этого региона, основная масса население жила в условиях полной нищеты. Сам режим был чрезвычайно жесток, он полностью подавлял демократические свободы, в стране была отменена конституция, запрещены многие политические партии, в том числе и коммунистическая. За короткий срок было расстреляно более 20 тыс. человек. Он стал основной причиной восстания на Кубе.
Несмотря на все принятые меры, режим Батисты не смог стабилизировать положение в стране, забастовки и студенческие выступления потрясали страну, нередко они сопровождались столкновениями с полицией. В этой среде были образованы многие партии, но вскоре большинство из них были запрещены, а их члены подвергнуты гонению и уничтожению.
1.2.Ход Событий.
На рассвете 26 июля 1953 года, группы вооруженной молодежи (165 человек), во главе с адвокатом Фиделем Кастро (родившемся 13 августа 1926 года в городе Сантьяго де Куба) совершила нападения на казарму Монкада, в которой было расквартировано, пять тысяч солдат и офицеров. Внезапно овладеть казармой им не удалось. Силы были неравными. Многие участники группы были убиты или ранены. Многие были схвачены, а Ф.Кастро и немногим его последователям удалось укрыться в горах, но вскоре они были пойманы и преданы суду. По стране прошли аресты. На суде 16 октября 1953 года Ф. Кастро произнес знаменитую речь, известную под названием «история меня оправдает», в которой он подверг уничтожающей критике кровавую диктатуру Батисты. В этой же речи он изложил программу национально-освободительной борьбы, свержение диктатуры и восстановление демократических свобод, в которых нуждалась Куба. Кастро и 29 других участников восстания были приговорены к 15 годам тюремного заключения. Штурм Монкады окончился неудачей, но в стране возникло массовое революционное «Движение 26 июля», которому было суждено сыграть решающую роль в борьбе кубинского народа за свободу. Революционные группы сторонников Ф. Кастро множились с каждым днем.
В мае 1955 года под давлением движения солидарности с героями Монкады, Батисто был вынужден амнистировать политических заключенных, среди которых были Ф. Кастро и его сторонники. Выйдя на свободу Ф. Кастро, эмигрировал сначала в США, затем в Мексику. Здесь под его руководством началась нелегальная подготовка новой вооруженной группы революционно настроенной кубинской молодежи для свержения режима Батисты и установления новой правящей линии. В тоже время на Кубе создавались революционные организации.
В ночь на 25-ое ноября 1956 года отряд Ф. Кастро, численностью 82 человека, отплыл в направлении Кубы на яхте «Гранма». Когда яхта «Гранма» вошла в территориальные воды Кубы в районе Орьенты, люди плывущие на ней еще не знали, что восстание поднятое их соратниками на острове уже подавлено правительственными войсками Батисты и на берегу пассажиров яхты ждали вооруженные люди. В тяжелом бою большинство участников отряда было убито, в живых осталось около 18 человек, среди которых был сам Ф. Кастро, его младший брат Рауль, Че Гевара и другие. Батиста объявил об уничтожении отряда Ф. Кастро. Мелкими группами они, прячась в лесах и на сахарных плантациях, пробирались к условленному месту в горах Сьерра-Маэстра. Уже через несколько месяцев в восточных районах острова были созданы повстанческие отряды, развернувшие вооруженную борьбу против диктатуры Батисты. Широкие народные массы стали основой повстанческой армии, которую возглавил Ф. Кастро. Армия Ф. Кастро успешно продвигалась в центральные районы острова, по пути к ней присоединялись угнетенные диктатурой крестьяне, которые желали с оружием в руках отстоять свое право на свободу. В феврале 1958 года ф. Кастро организовал второй фронт в районе Орьенты, названный именем Франка Паиса, со свободной зоной, и доверил его руководство своему брату Раулю. Народ признал Ф. Кастро своим вождем в деле освобождения страны от захватнического режима Батисты, в него поверили все политические партии Кубы. Партизанская война приобрела массовость. В мае-июле 1958 года 300 бойцов Ф. Кастро в Сьерра-Маэстро разгромили превосходящие силы противника, что явилось переломным моментов в революционной борьбе. Эта победа заставила членов буржуазно-демократических оппозиций признать Ф. Кастро, как политическую фигуру, обладавшую реальной властью и военной мощью. В ноябре повстанчиские войска перешли в наступление. В ходе, которого все четыре фронта соединились в один и полностью овладели провинцией Орьента. Повсюду их встречали как освободителей. Армия Батисты отступала. Вскоре войска Ф. Кастро начали штурм города Санта-Клара, центра провинции Лас-Вильяс.
31 декабря 1958 года повстанческие отряды вступили в город Гаванна. Последний день 1958 года, был последним днем кровавой диктатуры Батисты. Сам Батиста и его приспешники бежали в США. В первые два дня января 1959 года в Гаванне по призыву народно-социалистической партии и повстанцев вспыхнула всеобщая забастовка, парализовавшая промышленную и хозяйственную деятельность страны. Было созданное временное правительство страны во главе с Президентом адвокатом Мануэлем Уррутия. Главнокомандующим вооруженными силами был назначен Ф. Кастро.
Влияние народно-социалистической партии в массах окрепло. Не только рабочий класс, но и крестьянство, но и руководители других политических группировок высоко оценивали участие последователей Ф. Кастро в вооруженной борьбе и последующей деятельности по возрождению страны. Участие широких масс и трудового крестьянства в революционном движении определили характер кубинской революции.
Её важнейшая особенность состояла в том, что борьба Повстанческой армией была решающим и главным средством разгрома диктатуры Батисто. Всенародная поддержка вооруженной борьбы обеспечила быструю победу революции. Кубинская революция уничтожила весь аппарат режима Батисты. Парламент и партии, поддерживающие этот режим, были распущены, отменены репрессивные, реакционные законы, армия очищена от сторонников Батисты. Созданы на демократических началах новые революционные вооруженные силы и полиция, проникнутые патриотическим духом. Были упразднены репрессивные органы режима Батисты, каратели, доносчики и др. понесли наказание: они были осуждены революционным трибуналом. Лишены политических прав все те, кто служил тирании в качестве сенаторов, депутатов и так далее. Проведена чистка и реорганизация судебного аппарата. Вместо старого государственного аппарат революция создала новые демократические учреждения. Кубинская революция отстранила от власти крупных землевладельцев, сахарных магнатов, крупных коммерсантов-импортеров и поставила у власти представителей рабочего класса и крестьянства. Революцию уничтожила не только тиранию Батиста, но и ликвидировала политическую зависимость от США. Таковы характерные особенности кубинской революции, которая с необычайной быстротой завершила национально-освободительный этап и перешла к построению нового государства.
1.3.Строительство социализма
Чтобы полнее представить глубину преобразований и масштабность свершений социализма на Кубе, коротко охарактеризуем хозяйство страны к моменту победу революции. Основной его чертой была полная зависимость от монополии США, которые захватили 1/4 площади наиболее плодородных земель, контролировали ключевые отросли – сахарную промышленность, энергетику, горное дело. Пожалуй, мало было стран с такой ярко выраженной моно товарностью экономики. На сахарную отрасль приходилось более половины всех занятых в промышленности и почти половина стоимость ее основных фондов. В других же отраслях, 3/4 производства которых были сосредоточены в одной Гаване, лишь 14 предприятий имели более 500 рабочих. В сельском хозяйстве господствовали сахарные компании, крупные плантаторы и помещики скотоводы. Суть всей социальной экономической жизни дореволюционной Кубы можно, пожалуй, определить формулой «один товар – для одной страны».
Промышленной производство столицы было слабо связано с потребностями экономики. Оно обеспечивало, прежде всего, запасы самой Гаваны, а точнее – её зажиточных слоёв. Дореволюционная Гавана была крупным центром Американского туризма, частью бизнеса «индустрии» развлечения северного соседа.
Годы социалистического строительства превратили Кубу в аграрно-промышленную страну с динамично развивающимся много отраслевым хозяйством. Вступив в СЭВ, Куба активно участвует в осуществлении комплексной программы социалистической экономической интеграции. В системе международного социалистического труда Куба специализируется на производстве сахара, цитрусовых, никеля, табака и ряда других видов продукций, производство которых благоприятствует ее природно-ресурсные условия. В современном развитии современной экономики первостепенное значение приобретают экспортные отрасли. Участие Кубы в СЭВ оказывает решающее воздействие на Кубинскую экономику, т.е. поднятие её на качественно новый уровень. Это непосредственно влияет и на подъем еще недавно изолированных и отсталых районов.
Особенно большое значение для индустриализации и сельскохозяйственного агропромышленного развития имела и имеет братская помощь России. Основное промышленное строительство ведется за приделами столичной агломерации. Это способствует улучшению размещения производительных сил и подъема экономики всех районов страны. За 1959-1979гг внутренний валовой продукт Кубы вырос в два с половиной раза. В нем в начале 70-х годов на промышленность приходилось 43%, на сельское хозяйство – 16%, на строительство 8%. Промышленность теснейшим образом связано с сельским хозяйсвтом. Почти 90% её товарной продукции поступает на промышленную переработку, прежде всего на сахарные заводы.
Основы Кубинской экономики, её стержень образует агропромышленный комплекс, оперяющийся на органически между собой связанные сахарную промышленность и плантационную хозяйство сахарного тростника. «Без сахара нет Кубы» — гласит народная поговорка. Около половины производимого на Кубе сахара вывозится в страны – члены СЭВ. Сахар является главным экспортным товаром Кубы в её внешней торговле с капиталистическими странами. Проводятся и уже дали результаты исследования по технологии глубокой переработки сахарного тростника для производства бумаги, пластмасс и т.д. Организовано производство малых рыболовных судов, продаваемых соседних странах. Создается мощная никелевая промышленность мирового значения, а в перспективы руды никеля, хрома и марганца будут использоваться и в черной металлургии. И, наконец, в 1970 году абсолютно новая для Кубы радиоэлектронная промышленность выпускало около 130 типов продукции: телевизоры, радиоприемники, счетной вычислительную технику.
Сформировались крупные промышленные узлы Сантьяго-де-Куба, Санта-Клара, Сьенфуэгос, Матансас, Ольгин, Мариель, Нуэвитас. Это придает народно хозяйственному комплексу страны новые масштабы и новое качество. Для социально-экономического развития Кубы жизненное значение имеет рост электроэнергетики и создания новой для страны области – водного хозяйства. Это та основа развития экономики, которую приходится создавать во всех районах страны и которая остается все еще ее «узким местом». Как и прежде, кубинская энергетика базируется на импортном топливе. За годы революции мощность электроэнергетики выросли почти в пять раз. Самые крупные тепловые электростанции построены с помощью России.
До революции в стране было всего 6 небольших водохранилищ общей емкостью менее 29 миллионов кубических метров. За 1959-1977гг объем водохранилищ увеличился в сто десять раз, воду получили 600 000 га плантаций, рисовых полей и пастбищ. Во всех районах решается задача использования ресурсов речных и подземных вод.
Сахарный тростник был завезен на Кубу испанцами в 16-ом веке. До революции агротехнический уровень производства сахарного тростника был низким. Уже в первое после революционное десятилетие была проведена большая работа по упорядочению и укреплению сырьевых зон сахарных заводов. Это стало возможным благодаря тому, что крупные плантации сахарного тростника перешли в госсектор. Ведется очень важная работа по улучшению сортового состава сахарного тростника. Для этой цели внедряются новые сорта семян, отличающиеся более высокой урожайностью, устойчивостью к засухе. На базе отходов переработки сахарного тростника может быть создано производства ценных кормов для скота, что может значительно улучшить его стойловое содержание. Предполагается построить 3 крупных предприятия целлюлозно-бумажной промышленности на «Сахарно тростниковой основе».
На Кубе нередко земледелие делят на «сахарная» и «несахарная», последнем раньше традиционно ведущее место занимало табаководство. Современное земледелие характеризуется гораздо более разнобралзным составом культур, появление новых для Кубы видов специализации. Госхозы преобладают в районах развития плантационного хозяйства и животноводства. Табак занимает примерно 70 тыс. га, главным образом в речных долинах западной половины острова. В конце 70-х годов районам табаководства был нанесен значительный ущерб болезнью табачного листа. Многие плантации приходится создавать заново, а это связано с большими трудностями, так как табак очень капризная культура. В 70-х годах место табака как экспортного товара начали постепенно вытиснять цитрусовые.
Остров в перспективе станет одним из мировых районов цитрусоводства. Куба имеет большие предпосылки для выращивания ананаса, банана, и многих других видов тропических фруктов, а так же различных овощей. Создается крупная промышленность по производству соков и фруктовых консервов. Большое внимание уделяется расширению экспорта свежих фруктов.
Главная продовольственная культура – рис была завезена выходцами из южной Испании. Она занимает около 200 000 га, главным образом в бассейне Кауто и на орошаемых землях береговых равнин в центре острова.
Из технических культур особенно важен хенекен – агава, дающая ценное волокно. Она растет на мало плодородных закарстованных землях в районе Карденаса.
Несмотря на то, что Куба – страна традиционного развития скотоводства, оно всегда имело экстенсивный характер и занимало скромное место в экономике. Но ныне животноводство переживает глубокое обновление и становится важной отраслью народного хозяйства. После победы революции благодаря импорту ценных пород скота, широкому развитию генетических исследований и выведению новых пород, сочетающих выносливость местных «креольских» коров и великолепные показатели европейских и североамериканских разновидностей, удалось значительно поднять уровень развития животноводства.
Особое внимание выделялось отраслям, обслуживающим формирующимся народно хозяйственный комплекс. Но все большее значение преобретают и отрасли легкой и пищевой промышленности, работающей на удовлетворении резко возросшей потребности населения.
С помощью РОССИИ и СЭВ создается первый крупный территориально промышленной комплекс по производству никеля и кобальта. Четыре крупных завода – в Моа, Никкаро, Пунта Горда и Ла Камариока станут основой горно металлургической промышленности Кубы, прежде всего благодаря комплексному использованию латеритных руд.
Среди новых отраслей кубинской экономики выделяется морское рыболовство. До революции об островной Кубе говорили как о стране, «живущей спиной к морю».
Развитие туризма – этой «индустрии без труб» — ставится на Кубе масштабно и на широкой научной основе. В частности, исследуется побережье для сохранения существующих и выбора новых пляжей, для организации баз подводного плавания и охоты. Постепенно осваиваются ландшафты, наиболее перспективные и привлекательные для развития туризма, особенно в задней части острова. Международный туризм становится важной статьей валютных поступлений.
На карте Кубы появились новые промышленные узлы, районы пунктуационного хозяйства и горно-металлургиской промышленности, сотни новых поселков многие десятки водохранилищ. Создается сеть национальных природных парков, заповедников. До революции основные капиталовложения на Кубе концентрировались преимущественно в Гаване. Ныне вся страна стала гигантской строительной площадкой. Непрерывной обновление и созидание – вот, пожалуй, главная примета сельской местности и городов всех районов Кубы. За ней уже давно закрепилось название «Антильской жемчужины». Новая Куба как никогда ранее соответствует этому поэтическому названию.
ГЛАВА II. Карибский кризис 1962года — как внешне и внутреннеполитический кризис
2.1. Карибский кризис 1962 г. – результат обострения «холодной войны».
Вторая половина октября 1962 г. вошла в историю под названием Карибский кризис, возникший в атмосфере обострения «холодной войны» и поставивший мир на грань ядерной катастрофы. Человечество в полной мере ощутило реальность апокалипсиса. К счастью, силы разума взяли тогда верх над безрассудством и разыгравшимися эмоциями. Государственные деятели СССР, США и Кубы впервые осознали что такое «ядерный тупик», и, проявив необходимый реализм при ликвидации кризисной ситуации, нашли в себе силы вступить на путь решения острейших международных проблем не военными, а политическими средствами. И не будет преувеличением сказать, что уроки кризиса, предостерегающие от поспешных, непродуманных действий, стали серьезным вкладом в разработку и нового мышления, и новых подходов к событиям на мировой арене.
Удивительно, но за столь малый период времени, октябрь 1962г., Куба стала неким узлом противоречий между двумя сверхдержавами. Здесь встретились интересы двух биполярных систем — СССР и США. Можно с уверенностью сказать, что их военно-политическое противостояние стало реальной угрозой для жизней миллионов ни в чем неповинных людей.
Не поняв уроки прошлого, мы не сможем предотвратить того, что может случиться завтра. Изучая и анализируя исторические факторы данной проблематики, можно в полной мере осознать величие и одновременно беззащитность человека перед таким грозным оружием XX века, которое является своеобразной фишкой в руках всемогущих политиков.
Начало 1960-х гг. в развитии мировой социалистической системы характеризуется напряженностью отношений между СССР и странами соцлагеря, имевших на вооружении большие запасы оружия самых разных систем, и США.
В Латинской Америке подъем национально-освободительного движения ознаменовался победой Кубинской революции. Победа революции на Кубе вызвала неадекватную реакцию у империалистов Соединенных Штатов, и они пустили в ход весь арсенал средств политического шантажа, экономического давления и организации контрреволюционных заговоров. Резко враждебная антикубинская линия США подтолкнула Фиделя на сближение с СССР и другими социалистическими странами: иного выхода из экономического кризиса и политической изоляции не было. Отношения с Москвой никогда не были простыми у Кастро, который стоял за более активную поддержку революций во всем мире, а не за «мирное сосуществование» с Западом (в конце 60-х он даже посадил на скамью подсудимых членов «просоветской фракции» своей партии). Неоднозначно к нему относились и в странах соцлагеря, и в развивающихся в частности. Тито откровенно его не признавал, не сложились отношения с Насером, в частности, из-за того, что Фидель, получив в подарок серебряный сервиз, неудачно пошутил: «А я думал, что вы подарите мне крокодила». Возвращаясь к политике контрпереворота надо сказать, что в период с 1960 по 1965 г. ЦРУ организовало и пыталось осуществить ряд заговоров и террористических актов с целью устранения Фиделя Кастро. Освободительная борьба кубинского народа против американского империализма встретила полное понимание и активную поддержку со стороны Советского Союза. Не ограничиваясь предоставлением Кубе экономической помощи, Советское правительство предупредило агрессивные круги США, что СССР готов принять самые решительные меры для обеспечения ее независимости. Во время пребывания в СССР кубинского министра революционных вооруженных сил Рауля Кастро в июле 1960 г. Советское правительство заверило правительство Кубы в своей поддержке.
2.2. Характеристика внешней и внутренней политики Кубы, СССР и США на данном этапе.
Правительство Кеннеди, пришедшее к власти на смену правительству Эйзенхауэра в январе 1961 г., продолжало проводить в отношении Кубы прежний агрессивный курс, который лежал в основе обанкротившейся политики его предшественника. 17 апреля 1961 г. Куба подверглась разбойничьему нападению вооруженных банд интервентов, происходившему под прикрытием военных кораблей и авиации Соединенных Штатов. Советское правительство на следующий же день, 18 апреля 1961 г., выступило с заявлением, в котором разоблачило содействие интервентам со стороны США, выразило твердую решимость оказать всю необходимую помощь кубинскому народу в его борьбе за свободу и независимость и потребовало прекращения агрессии против Кубы. «Куба не одинока»,—говорилось в этом заявлении «3. США оказались вынужденными отступить.
Однако, как показали последующие события, провал апрельского вторжения не остановил империалистические круги США в их попытках задушить революционную Кубу. Они стали энергично готовить новое нападение — на этот раз уже с использованием собственных наземных вооруженных сил. Несмотря на это в феврале 1960 г. в Гаване открылась торгово-промышленная выставка, которая буквально поразила большинство кубинцев, не имевших до той поры практически никакого представления о нашей стране. На открытие прибыл Анастас Иванович Микоян, с которым у Фиделя и других кубинских руководителей сложились самые теплые, дружеские отношения. А через три месяца был подписан официальный документ об открытии посольств в Гаване и Москве. Подчеркну, что именно А. И. Микоян сыграл решающую роль в становлении советско-кубинской дружбы и до конца своих дней он делал все возможное для ее укрепления.
Еще раньше этого события, в мае 1959 г., Никита Сергеевич Хрущев выдвинул неожиданную идею — разместить на острове советские ядерные ракеты. Такой шаг он шутливо объяснял тем, что империалистам “надо запустить ежа в штаны”. Он выразил абсолютную уверенность в том, что в отместку за поражение на Плайя-Хирон американцы предпримут вторжение на Кубу уже не с помощью наемников, а собственными вооруженными силами: на этот счет у нас есть достоверные данные. Мы, продолжал он, должны найти столь эффективное средство устрашения, которое удержало бы американцев от этого рискованного шага, ибо наших выступлений в ООН в защиту Кубы явно недостаточно. Надо дать им понять, что, напав на Кубу, они будут иметь дело не только с одной непокорной страной, но и с ядерной мощью Советского Союза. Надо максимально повысить плату за военную авантюру против Кубы, в какой-то мере уравнять угрозу Кубе угрозой самим Соединенным Штатам. Логика подсказывает, говорил Хрущев, что таким средством может быть только размещение наших ракет с ядерными боеголовками на территории Кубы.
В июле 1962 г. в Москву прибыла военная делегация Кубы во главе с Раулем Кастро. Она вела переговоры с военными руководителями СССР о предоставлении Кубе военной помощи. Переговоры шли долго, а 3 и 8 июля в них принимал участие и Н.С.Хрущев. Можно с уверенностью предположить, что именно в эти дни было принято окончательное решение о размещении на Кубе ракет среднего радиуса с ядерными боеголовками и бомбардировщиков, способных нести атомные бомбы, и были согласованны детали их отправки. Когда на советские корабли грузилось это грозное оружие и корабли один за другим отплывали в далекий путь со своим смертоносным грузом, Хрущев предпринял самую продолжительную поездку по стране за все время пребывания у власти. Несомненно, что эта поездка имела характер отвлекающего маневра. Хрущев побывал в Петрозаводске, в Мурманске и Мурманской области, присутствовал на учениях военных кораблей Северного флота, причем в учениях принимали участие и первые советские атомные подводные лодки. Из Мурманска он вылетел в Архангельск и Архангельскую область. Он никогда раньше не был в этих областях. С севера Хрущев поехал на юг — сначала в Тульскую и Орловскую, а затем в Курскую области. Он осмотрел стройки на Курской магнитной аномалии и провел день в своей родной Калиновке, пригласив сюда с Украины Подгорного и Щербицкого, а из Москвы Полянского, чтобы показать им процветающее хозяйство колхоза. Конец июля он провел на Украине — в Кременчуге, Днепропетровске, Херсоне и сельских районах, большую часть августа отдыхал в Крыму и на мысе Пицунда возле г. Гагры. В гостях у Хрущева побывали и король Афганистана Муххамед Захир Шах, и глава ГДР Вальтер Ульбрихт, и исполняющий обязанности Генерального секретаря ООН У Тан, и американский фермер Р.Гарст. Но самая важная встреча состоялась у Хрущева с кубинскими лидерами Э.Че Гевара и Э.Арагонесом. Операция по переброске на Кубу ракетного и атомного оружия шла в августе 1962 г. полным ходом. После отдыха в Пицунде Хрущев вылетел в Среднюю Азию, где знакомился с предприятиями Туркмении, Таджикистана и целую неделю провел в Узбекистане. Только 10 октября, когда советские ракеты уже находились на Кубе, и шла быстрая работа по устройству пусковых площадок и сборка доставленных по частям бомбардировщиков ИЛ-28, Хрущев вернулся в Кремль.
Операция по размещению советских баллистических ракет на Кубе называлась «Анадырь». Считается, что это название придумал И.В.Сталин, намеревавшийся базировать один миллион войск на Чукотке на случай, если США попытаются напасть на СССР. По плану операции от советского ВМФ предполагалось задействовать две эскадры: надводную и подводную. Однако, желая обеспечить максимальную скрытность операции, от использования эскадры надводных кораблей отказались, а эскадру подводных лодок задействовали частично — в составе четырех больших дизельных торпедных подводных лодок 641 проекта, достаточно современных по тому времени. Это были Б-4, Б-36, Б-59 и Б-130. Между тем уже в июле началась подготовка к отправке на Кубу как материальной части, так и воинского персонала. С нашей стороны к середине октября 1962г. на Кубу было поставлено почти все, что планировалось: войска, бронетехника, средства ПВО, самолеты МиГ-21 и Ил-28, 32 ракеты средней дальности, а также ядерные боеголовки к ним, правда, не в полном комплекте.
1 октября 1962 г. около полуночи четыре подводные лодки Северного флота с полным запасом боевых торпед, в том числе с одной ядерной, с интервалом в 30 минут отошли от плавбазы в губе Сайда. Перед походом подводников напутствовал первый заместитель главнокомандующего ВМФ адмирал В. Фокин: «Провожаем не на войну, но все может быть!»
Пакеты с маршрутами командирам подводных лодок разрешалось вскрыть в открытом море — только там они, наконец, узнали, что идут на Кубу.
Сообщение о советской военной помощи обеспокоило американских политиков и военных. Наблюдение американской разведки за Кубой было усилено. Вскоре стало очевидно, что Советский Союз сооружает на Кубе стартовые площадки для зенитных управляемых ракет (ЗУР), которые считаются оборонительным оружием. Велось интенсивное строительство крупного рыбацкого поселка, под видом которого, как полагало ЦРУ, СССР создает крупную судоверфь и базу для советских подводных лодок. Американское правительство не только выразило свою “озабоченность” через посла СССР А. Добрынина, но провело в районе Кубы крупные маневры, в которых участвовало 45 военных кораблей и 10 тысяч морских пехотинцев. Увеличилось число разведывательных полетов “У-2”, непрерывно фотографировавших территорию Кубы, что можно было делать, не нарушая воздушного пространства острова. Теперь перед Соединенными Штатами встал вопрос жизни и смерти, разрешение которого требовало либо решительных действий, либо уступок. Расчеты аналитиков, растянувшиеся на неделю, показали, что, несмотря на то, что в ответ на старт советских ракет с Кубы американская сторона может нанести удар по территории Советского Союза, потери для США в этом случае станут совершенно неприемлемыми. Во многом по этому президент Кеннеди попросил Конгресс разрешить призвать в армию 150 тысяч резервистов. 4 сентября Кеннеди сделал публичное предостережение: США, ни при каких условиях не потерпит размещения на Кубе ракет “земля-земля” и другие видов наступательного оружия.
Различного рода слухи о ракетах на Кубе и ведущихся там строительных работах доходили до американцев. Но у них не имелось ясных доказательств. Только 10 октября они смогли возобновить фоторазведку, и полученные фотографии их крайне обеспокоили. Они увидели автомобильные дороги там, где десять дней назад темнели джунгли. Кеннеди приказал расширить фоторазведку, но на Кубу обрушился еще один тайфун, и новые снимки удалось сделать только 14 октября. Американские самолеты снимали не только с большой высоты, но и с малой — в 130 метрах. Тысячи снимков, которые были получены, ясно показали специалистам, что речь идет уже не о зенитных ракетах, а о ракетах “земля-земля”, способных нести ядерное оружие. В Белом доме шли почти непрерывные дискуссии, что делать по двум проблемам: как остановить поставки оружия на Кубу и как удалить или уничтожить завезенные туда баллистические ракеты. Бурное обсуждение разделило президентский штаб. Военные были за радикальное силовое решение обеих проблем. Еще раньше Кеннеди создал особый военно-политический штаб — Исполнительный комитет Национального совета безопасности, все члены которого уже не сомневались в грозящей Америке опасности и требовали ответных действий, правда они еще расходились во мнениях о характере и масштабах этих действий. Джон Кеннеди и его брат Роберт выступали за полную морскую блокаду Кубы. Военные лидеры настаивали, однако на массированной бомбардировке всех пусковых установок, на которых уже проводился монтаж ракет, доставленных ранее. Войска и авиация стягивались в районы, максимально приближенные к Кубе. Но президент США временно отклонил предложение о немедленной военной атаке, приказав, однако, начать блокаду.
Советский Союз продолжал утверждать, что на Кубе нет никаких ракет; полученные же военной разведкой и ЦРУ фотоснимки были убедительным свидетельством для американских военных, но не для мирового общественного мнения, которое не исключало возможности фальсификации. Первые данные об огромном увеличении количества советских судов, следовавших на Кубу, американцы получали от западногерманской разведки: в самом деле, число наших судов на Балтике и в Атлантике за два-три месяца, предшествовавших кризису, увеличилось почти в десять раз. Кроме того, кубинцы, бежавшие во время и после революции в США, начали получать от своих родственников письма, в которых сообщалось о завозе «странного советского вооружения». Хотя вся выгрузка ракет в портах и перевозка их к местам назначения осуществлялись по ночам и только советским персоналом, скрыть факт движения по дорогам надежно закамуфлированных 20-метровых ракет было трудно.
Судя по рассекреченным в США правительственным документам, фактически до начала октября американская администрация не придавала большого значения, поступавшей на сей счет информации. И только 14 октября, после того как разведывательный самолет У-2, пролетавший над Кубой, сделал фотосъемку ряда стартовых площадок, специалисты пришли к выводу, что на острове устанавливаются действительно ракеты средней дальности. Правда, сами ракеты сфотографированы не были, но подъездные пути и сконцентрированное на стартовых площадках оборудование убедили американских экспертов в том, что речь идет о ракетно-ядерном оружии. Новые снимки, полученные 17 октября, позволили увидеть несколько новых пусковых площадок, на которых расположились 16 или 32 ракеты, дальность которых, по заключению экспертов, составляла более тысячи миль. Тогда же в Белом доме уже прошел ряд совещаний в узком кругу и тайное стало явным, Встреча Громыко с Дж.Ф.Кеннеди, состоявшаяся 18 октября, оказалась лишней. Президент с трудом сдержался, слушая заверения Громыко о том, что СССР и Куба не помышляют о нападении. В субботу, 27 октября, над островом был сбит американский разведывательный самолет У-2. Его пилот Андерсон погиб. Обстановка в США накалилась до предела: тот день американцы называют «черной субботой». Президент, подвергавшийся сильному нажиму «ястребов», требовавших немедленного возмездия, расценил это событие как решимость СССР не отступать перед угрозами, даже с риском начала ядерной войны. Если до этого он придерживался арсенала традиционных военно-политических средств, то теперь понял, что только дипломатия, только равноправные переговоры и компромиссы могут стать эффективными средствами разрешения кризиса. Кстати, тогда был пущен слух, что самолет У-2 сбили кубинцы. Один эмигрант, называвший себя «очевидцем», даже доказывал позднее в газетной публикации, что «кнопку пускового устройства ракеты нажал сам Фидель Кастро». Президент США не поверил этим слухам, но он был убежден, что самолет сбит по приказу Советского правительства. На самом же деле, как уже стало известно, самолет сбили по приказу командующего ПВО группы советских войск на Кубе.
Хрущев не отрицал теперь, что на Кубе имеются советские ракеты. Американская блокада, поэтому не имеет смысла, так как все оружие уже доставлено на Кубу. Но ракеты находятся под контролем советских офицеров и не будут использованы для нападения на США. “В этом отношении, — писал Хрущев,- вы можете быть спокойны. Мы находимся в здравом уме и прекрасно понимаем, что если мы нападем на вас, вы ответите нам тем же. Но тогда это обернется и против нас, и я думаю, что вы это тоже понимаете. Из этого следует, что мы люди нормальные. Как же мы можем допустить, чтобы произошли те несуразные действия, которые вы нам приписываете. Только сумасшедшие могут так поступать или самоубийцы, желающие и сами погибнуть и весь мир перед тем уничтожить”. Хрущев предлагал Кеннеди снять блокаду и дать обязательство не вторгаться на Кубу. В этом случае СССР заберет и уничтожит доставленное на Кубу ракетное оружие. Хрущев писал: “Мы с вами не должны тянуть за концы каната, на котором вы завязали узел войны, потому, что, чем крепче мы оба будем тянуть, тем сильнее стянется узел, и придет время, когда узел будет, так туго стянут, что даже тот, кто завязал его, не в силах будет развязать, и придется разрубить… Давайте не только перестанем тянуть за концы каната, но примем меры к тому, чтобы узел развязать. Мы к этому готовы.”
Фидель Кастро в то время выступал в воинских частях и на предприятиях, призывая народ крепить единство и быть готовым к отпору. Тогда-то он и выдвинул знаменитые «Пять требований кубинского народа», выполнение которых должно было обеспечить мир и безопасность, а также соблюдение суверенных прав республики:
- Прекращение экономической блокады и всех мер экономического давления, которые США проводят против Кубы в разных частях света;
- Прекращение всех видов подрывной деятельности, в том числе заброски на остров шпионов и диверсантов с оружием;
- Прекращение пиратских полетов над Кубой с военных баз США;
- Прекращение нарушений воздушного и морского пространства республики кораблями и самолетами США;
- Уход американцев с военной базы Гуантанамо и возвращение оккупированной ими территории Кубе.
СССР официально поддержал эти требования, но, к сожалению, они не стали основой для переговоров с американцами: США и слышать об этом не хотели. Так что это была программа-максимум, недостижимая на том этапе переговоров.
29 октября 1962 г. Советское правительство приняло решение направить на Кубу для переговоров с руководством республики А.И.Микояна. Хрущев писал далее, что коль скоро США заявляют, что не совершат нападения на Кубу, то и мотивы, побудившие СССР поставить Кубе новое оружие, отпадают. Налицо все необходимое для ликвидации конфликта. Поэтому Советское правительство отдало распоряжение о демонтаже, упаковке, и возвращении в СССР всего этого оружия.
Это был решающий шаг в ликвидации Кубинского кризиса. Обмен посланиями между Кеннеди и Хрущевым происходил помимо Ф.Кастро, который получал информацию от Микояна. Но Кастро не считал заверения американского президента достаточной гарантией для Кубы. Кастро требовал прекращения полетов разведывательных самолетов США, прекращения торгового эмбарго и ликвидации на территории Кубы военно-морской база США. Микояну пришлось потратить много усилий, чтобы убедить Кастро не создавать дополнительных препятствий к удалению советских ракет. Разумеется, у ООН не имелось никаких экспертов по ракетам. Чтобы не оставлять никаких сомнений в своем миролюбии, Хрущев разрешил американским экспертам осмотреть советские корабли и пересчитать увозимые в трюмах ракеты.
Во-первых, Карибский кризис был детищем «холодной войны». Конфронтация между великими державами, сопровождавшаяся в ту пору политикой взаимных угроз, и стала фоном для событий осени 1962 г. Поэтому установка наших ракет на Кубе в тех условиях была закономерной; ибо такой шаг, с одной стороны, защищал кубинскую революцию от внешней агрессии, а с другой — привел к равенству противостоявших друг другу сил, заставил США вступить в диалог с Советским Союзом на паритетных началах. А ведь паритет, примерное равенство сил и дали возможность для проводимого сегодня обеими сторонами равномерного снижения уровня вооружений.
Во-вторых, именно после ликвидации Карибского кризиса начались практические поиски путей к общему ослаблению международной напряженности, к разрядке, ибо всем стало ясно, что иной альтернативы сохранению мира на земле нет. При ликвидации Карибского кризиса восторжествовали разум, здравый смысл.
Именно тогда, в чрезвычайной ситуации был испробован новый подход к решению острейших международных проблем. Сегодня мы являемся свидетелями того, как целая система, именуемая новым политическим мышлением, прокладывает себе путь в качестве нормы международных отношений.
В-третьих, объективный анализ ситуации, сложившейся осенью 1962 г., показывает, что размещение советских ракет на Кубе не породило, а, напротив, в конечном итоге предотвратило дальнейшие агрессивные и потому весьма опасные действия американского империализма в районе Карибского моря. Это, в свою очередь, спасло революционную Кубу и заставило США, хотелось им того или нет, уважать суверенитет острова Свободы.
ГЛАВА III. Внутренняя и внешняя политика Кубы 90-х годов.
3.1.Перемены на Кубе после 1993 г.
Внутренняя и внешняя политика Кастро во многом изменилась за последнее время. Например, явно прослеживается движение к рыночной экономике, (хотя сами кубинцы отрицают это). Это движение началось примерно с 1994 года, когда, после долгих лет жизни при позаимствованной советской системе, кубинцы решили, что настало время вернуться к учебникам по экономике и ещё раз заглянуть в них. Сейчас на Кубе согласны с тем, что импортировать советскую экономическую модель целиком было ошибкой. Не только потому, что она была иностранной, и, следовательно, своеобразной формой колониализма, но и потому, что она оказалась абсолютно неэффективной. И, всё же, признать это, и желать изменить, не означает иметь новую и более лучшую модель. Смотря на Восточную Европу, кубинские власти сделали заключение, что реформаторы там действовали слишком быстро. Смотря на Россию, они заключили, что бандиты взяли власть. Китай и Вьетнам же, чьи правительства делали шаги на пути к открытой экономике, в то же время, сохраняя политический контроль, со своими моделями оказались более приемлемыми.
3.2. Особенности экономики Кубы в преддверии ХХI века
За 1993 – 1994 гг. экономика страны выросла на 2,5 – 3%. Всё же, те, кто видит, как рыночная экономика распространяется всё дальше и дальше, должны помнить о препятствиях, стоящих на её пути. Хотя старая система была осуждена за её промахи, она не оставлена до конца. Режиму очень трудно ухватить суть таких понятий, как выгода и потеря, предельная стоимость, достижение эффективности на госпредприятиях путём освобождения рабочих мест и т.д. А об идее разрешения малого и среднего бизнеса Ф. Кастро отозвался как о «раке, пожирающем революционный дух». Как оценил ситуацию один канадский дипломат, «скорость экономической реформы на Кубе определяется скоростью обучения Фиделя Кастро экономике. А он медленно учится».
На самом деле, главные требования Кастро к экономическим реформам это не чтобы они согласовывались с идеологическим образцом, а чтобы они сохраняли его личный контроль и контроль государства. Сельскохозяйственные рынки, впервые экспериментально введённые в 1986-м, показались слишком опасными Фиделю, и он их запретил. В 1994 его брат Рауль убедил его сжалиться. Выживание этих рынков теперь кажется несомненным, даже, несмотря на то, что государство, всё ещё главный покупатель и поставщик, остаётся готовым в любой момент наводнить их продукцией, как только цены начнут подниматься слишком быстро.
Таким образом, на Кубе стандарты экономики по-прежнему остаются старыми. В гаванском университете (который всё ещё предлагает бесплатное университетское образование любому, сдавшему вступительный экзамен), искренне в этом признаются. «Книги, которые мы получили от Московской Академии Наук, были не так хороши, если сказать правду», — говорит управляющий. «Теперь мы перешли к классикам: Маркс, Энгельс, Фидель и Че Гевара.
Что же касается частного предпринимательства, то за последние годы оно дало ростки на Кубе. В Гаване вряд ли найдётся дверь, за которой не скрывалась бы лавка продавца пирожных или кофе. Да и вообще, признаков частного предпринимательства в столице так много, что случайный приезжий мог бы решить, что столкнулся с буйно разросшимся капитализмом.
Пока он не посмотрит внимательнее. Частное предприятие (что на Кубе означает самостоятельный заработок на жизнь) сейчас является значительной частью экономики. Ещё в 1989 году 95% жителей Кубы работали в государственном секторе; сейчас – только 70%. В 1995 году 208 000 человек (цифра может оказаться заниженной) могли сказать, что работают на себя, сейчас это число перевалило за 300 000.
Что волнует правительство, так это идея о «запрещённом обогащении». Дайте этим предпринимателям свободу, и они быстро заработают антиреволюционные суммы денег. Кстати, их бизнес может выскользнуть из-под контроля государства. В июле 1995 года в своей речи, ссылаясь на предпринимателя, который продал 10 000 бутылок вина в одной сделке, Фидель продекламировал, что не собирается делать героев из виноделов. По этой причине для частного предпринимательства существует масса ограничений. Например, частные рестораны ограничены двенадцатью столиками и не имеют права на рекламу.
Как видно из всего вышесказанного, Куба двигается по пути реформ очень медленно. Слишком медленно, чтобы кубинское население Майами могло надеяться на скорое возвращение домой. Остаётся только слабая вероятность того, что Кастро уйдёт со сцены, и в жизни Кубы произойдут кардинальные перемены.
Или же кубинцы южной Флориды останутся в США и подвергнутся ассимиляции. Этот процесс, конечно, займёт много времени, так как он будет затруднён культурными и языковыми отличиями кубинцев от остального населения Соединённых Штатов Америки. История показала, что народы, чья культура сильно отличалась от культуры английского и ирландского населения, с большим трудом вливались в общий поток переселенцев, и их ассимиляция занимала значительно больше времени. В частности, народы, принадлежавшие к романской языковой группе (итальянцы, французы), ассимилировались гораздо сложнее. Им было трудно усвоить незнакомый и чуждый им язык, и, кроме того, их культура очень сильно отличалась от культуры переселенцев с Британских островов. То же самое можно сказать и про кубинцев, которые, наряду с мексиканцами, говорят в большинстве своём на испанском языке, который относится к романской группе языков, и только этот факт уже отличает их от некоторых других пришлых групп американского населения, мало отличавшихся в культурном плане от окружающего населения. Они быстро освоили и овладели английским языком, переняли обычаи и культуру. Этот факт также влияет на самосознание кубинцев США.
Что бы ни происходило на Кубе, они никогда не смогут забыть свой родной остров. Предсказать будущее кубинских иммигрантов в США я не могу. Но я могу надеяться на то, что Ф. Кастро, если не изменит свою политику, то, по крайней мере, пойдёт на дальнейшие уступки до тех пор, пока не создадутся благоприятные условия для кубинцев США, и они смогут вернуться на свой остров. Потому что в Соединённых Штатах они, по-видимому, никогда не смогут чувствовать себя дома.
Заключение
Уроки Карибского кризиса были учтены обеими сторонами. Представляется, и Хрущев, и Кеннеди осознали опасность политики балансирования на грани войны и необходимость компромиссов. Во всяком случае, со стороны СССР угроз применения ядерного оружия в локальных конфликтах более не высказывалось. Выступая на сессии Верховного Совета СССР 12 декабря 1962 г., Н.С.Хрущев определил политику мирного сосуществования как решение спорных вопросов между государствами без войны, мирным путем. Он отметил, что опыт карибского конфликта «заставит многих людей изменить свои взгляды на развитие международного положения и свою оценку соотношения сил на международной арене. Они более реально будут представлять сейчас опасность ядерной катастрофы». Говоря об изменении взглядов, имел ли в виду Хрущев себя? Вполне возможно. Так или иначе, не отказываясь от поддержки революционных сил и движений «третьего мира», КПСС стала проявлять большую осторожность во внешней политике.
В ходе развернувшейся полемики в коммунистическом движении по вопросу о методах противодействия агрессивным акциям империализма ЦК КПСС, явно учитывая уроки международных кризисов, высказался против метода «борьбы острием против острия». Приверженцы подобных действий, отмечал ЦК КПСС в 1963 году, очевидно, полагают, что Советский Союз должен отвечать провокациями на провокации, должен принять вызов империализма на соревнование в авантюризме и агрессивности, то есть в соревновании не за обеспечение мира, а в развязывании войны.
Изменения в мировой политике за последнее десятилетие во многом прояснили значение Карибского кризиса и его основные результаты.
Самым главным последствием успешного разрешения Карибского кризиса представляется осознание сверхдержавами своей уязвимости и зависимости друг от друга. Стало ясно, что угрозой третьей мировой войны играть нельзя. Урок был усвоен: правительства обеих стран никогда больше не допускали в своих отношениях таких опасных кризисных ситуаций. И надо заметить, что именно после конца Карибского кризиса отношения между странами-участницами перешли не несколько новый уровень: от категорического неприятия к попытке сотрудничества. Примером этого может служить Договор о запрещении ядерных испытаний.
Камнем преткновения при его обсуждении оказались подземные испытания: Запад настаивал на возможных инспекциях в случае возникновения подозрений в нарушении будущего договора. Москва упорно выступала против таких инспекций, считая их орудием шпионажа со стороны Запада и утверждая, что для контроля над договором вполне достаточно национальных средств обнаружения возможных нарушений.
Был, однако, момент, когда Хрущев, стремясь к полноценному договору и к улучшению своих отношений с Кеннеди, при встрече с последним в Вене дал согласие на 2 — 3 инспекций в год, хотя эта его уступка и вызвала недовольство среди его коллег в руководстве СССР. Но американский президент настаивал на 10 инспекциях как минимум. Его советники считали, что раз Хрущев сошел со своей принципиальной позиции отказа от инспекций вообще, его можно будет «дожать» и в отношении увеличения числа инспекций на местах. Однако Хрущев, рассерженный таким торгом и недостаточной оценкой значения его принципиальной уступки, которая далась ему непросто, неожиданно вновь твердо отошел на прежнюю позицию: «никаких инспекций!». Как впоследствии признался Советскому послу в США Добрынину директор Атомного агентства США Сиборг, «оценка хода переговоров с Хрущевым в этом вопросе была серьезным просчетом администрации Кеннеди, ибо ей нужно было принять его уступку в надежде на ее расширение в будущем». В результате в 1963 году был заключен договор о прекращении испытаний в трех средах: в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, оставив вне договора испытания под землей. После долгих лет бесплодных переговоров на свет, наконец, появился документ, который с полным основанием можно считать одним из первых международных правовых актов, реально направленных на разрядку международной напряженности.
Имело место сотрудничество при подготовке Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства (подписано 27 января 1967 года), Соглашения о спасении и возвращении космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство (подписано 22 апреля 1968 года).
Надо сказать, что руководящие деятели СССР и США много раз встречались в эти годы за столом переговоров. Так, в июне 1967 года состоялась встреча в Госборо Председателя Совета Министров СССР Косыгина с президентом США Линдоном Джонсоном, в связи с необходимостью урегулировать арабо-израильский конфликт. Были достигнуты принципиальные договоренности относительно подписания Договора о нераспространении ядерного оружия, а также о желательности двусторонних переговоров об ограничении стратегических вооружений. Договор о нераспространении ядерного оружия, подписанный 1 июля 1968 года представителями СССР, США и Великобритании, имел большое значение для улучшения советско-американских отношений и международной обстановки в целом. Также американской стороной был поднят вопрос о взаимном отказе от создания систем противоракетной обороны, т.к. развертывание таких систем дестабилизирует общую стратегическую обстановку и повлечет за собой новый дорогой виток гонки ракетно-ядерных вооружений без реального обеспечения безопасности обеих сторон. Косыгин ответил фактическим отказом, т.к. против всяческих ограничений на системы ПРО выступали советские военные: к этому времени в СССР уже начали создаваться первые, хотя и несовершенные, элементы таких систем вокруг Москвы и Таллина, тем более, ограничения ПРО были далеко не в интересах СССР. Примечательно, что этот вопрос до сих пор по некоторым аспектам (несмотря на договор 1972 года) остается предметом разногласий и упорных переговоров обеих правительств. Так, в марте 1997 года на встрече в Хельсинки Борис Ельцин и Билл Клинтон вновь сочли необходимым опубликовать специальное заявление по ПРО и ее различным типам.
В июне 1968 года вступила в силу советско-американская консульская конвенция, была открыта авиалиния Москва — Нью-Йорк, начал осуществляться обмен в области науки, культуры и спорта.
Однако Карибский кризис имел и серьезные негативные последствия долгосрочного плана. Советское руководство не могло забыть унизительной, как ему казалось, потери своего престижа, когда ему на глазах всего мира пришлось вывозить обратно свои ракеты с Кубы. Советский военный истеблишмент воспользовался этим для того, чтобы добиться новой большой программы наращивания ракетно-ядерных вооружений. Таким образом, Карибский кризис по-своему дал новый импульс гонке вооружений, что делало нестабильной военную, а значит, и политическую обстановку в мире.
В то же время у обеих держав в тот момент был неплохой шанс начать взаимно контролировать эту гонку, по крайней мере, в отдельных областях. Надо было приложить все усилия, чтобы расширить договоренность о выводе ракет средней дальности из Турции и Кубы путем взаимного запрета на размещение всего класса таких ракет средней дальности. Однако США не стремились к этому, т.к. они уже имели подобные ракеты также в Италии и Великобритании, а Советский Союз не размещал их в других странах, кроме Кубы.
Понадобилось более десяти лет, чтобы весь вопрос был поставлен в плоскость переговоров, когда уже СССР сам стал инициатором новой гонки так называемых «евроракет», созданных в СССР и США и нацеленных на Евразию.
Изменение подходов к проблемам мировой политики, отразившее растущее осознание той истины, что отсутствие реальных мер по понижению опасности войны неизбежно приведет человечество к катастрофе раньше, чем та или иная система сумеет доказать свои преимущества, дало свои плоды.
Кубинская революция породила буквально целый поток литературы, сотни книг и брошюр, бесчисленное количество статей. Поток весьма бурный, так как в нем схлестнулись различные, зачастую противодействующие течения. Это и понятно. Будучи крупнейшим историческим событием, происшедшим в весьма своеобразных условиях и на острие противостояния двух мировых систем- социализма и капитализма, Кубинская революция никого не оставляла равнодушным. Одни видели в ней заклятого врага, другие — союзника, третьи искали в ее опыте ответы на животрепещущие вопросы, которые стояли перед их собственными народами.
Список использованной литературы:
- И.Копылов Главное -не проиграть// Родина. 1998. №8. с.67-69
- Г.Костев Живыми не ждали // Родина.1998. №8. С 60-61.
- А.И. Алексеев Карибский кризис, как это было// Открывая новые страницы…, М.: изд-во политической лит-ры ,1989. с 157-173.
- Н.В.Загладин Военная политика СССР 60-х гг.//История успехов и неудач советской дипломатиии. М.: Международные отношения, 1990. .
- А.Л.Адамишин Советский Союз и революционная Куба// История внешней политики СССР.1945-1976, М.: Наука, 1977. Т2, с 358-366.
- В.Любимов ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА И КАРИБСКИЙ КРИЗИС// Военный Парад,М.1998.
- М.ЛЮБИМОВ Первые годы Кубинской революции// Персона. М, 1997
- В.Любимов ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА И КАРИБСКИЙ КРИЗИС// Военный Парад,М.1998.
- <Foreign Affairs> July/August 1995 <Miami’s Cubans Come<Home>. David Rieff. P. 76 – 2. <The economist>. April 6-th – 12-th 1996. p. 67. A survey of Cuba. <Heroic Illusions>.
След в истории. Себастьян Бэлфор. «Фидель Кастро». М. 1997.
11. След в истории. Жан Кормье. «Че Гевара». М. 1997.
12. А. И. Строганов. «Новейшая история стран Латинской Америки». Стр. 141 – 142. М. «Высшая школа». 1995.
13. Борисов Василий Юрьевич. «Проблемы нормализации отношений между США и Республикой Куба в 70-е гг.» М. 1981.
14. Емельянов Юрий Васильевич. «Политика США в отношении Кубы». 1959 –1976. М. 1978.
15. Мерин Б. «В. М. «Иммиграция и гражданство в США»
16. Страны и народы. Общий обзор Латинской Америки. Куба. М. 1981.
17. Страны и народы. Общий обзор. Северная Америка. США. М. 1980.
Американо-кубинские отношения (1959 – 1961)» М. 1978.
18. Черников И. Ф. «Иммигранты в Северной Америке»
1.-Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. М.,1969, с314
2.-А.Е.Анисимов Новое время,1975,№49,стр. 15-16.
3.-А.К.Маслов Кубинский сосед//Правда, 19 апреля 1961 г.
4.- Из директивы Совета национальной безопасности США
5.- Из выступления министра обороны СССР Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского на XXII съезде КПСС, октябрь 1961 г.
6.-Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных Сил
- -Развертывание межконтинентальных ракет Р-16 началось с конца 1961г.
1 Назарбаев Н.А. Казахстан на пути ускоренной, социальной и политической модернизации. Алматы 2005 г.с. 43.
[2] Назарбаев Н. «На пороге ХХI века» Алматы 2000 г. с 39
[3] Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы Атамура 1999-137с.