АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Внутренняя политика англичан в Индии в первой половине XIX века

План

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Глава I . Территориальная экспансия английской Ост-Индской компании в

первой половине XIX века…………………………………………………….…7

 

1.1. Деятельность Ост-Индской компании………………………………………7

     1.2. Внешняя политика Компании 1800-1845 гг……………………………….11

     1.3. Англо-Сикхские воины………………………………………..……………14

     1.4. Начало и сопротивление трансформации традиционной структуры……16

 

Глава II. Внутренняя политика англичан в Индии в первой половине XIX века. Экономические факторы колонизации…………………………………………24

 

  • Изменение статуса Ост-Индской компании…………………………….24
  • Налоговые системы Британской Индии в начале XIX века……………27
  • Становление капиталистических отношений в Индии в первой

половине  XIX века………………………………………………………………30

 

Заключение……………………………………………………………………….32

 

Список использованной литературы……………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                             

Актуальность   темы:

Отношения  с  соседями и  внутренняя и внешняя  политика   по  отношению к ним имеют чрезвычайно важное   значение для любой страны.            

Все   страны   хотят   иметь   мир   и   безопасность   на   своих   границах   и  дружественно настроенных соседей.

Не многим удалось этого добиться,   поскольку история и традиции в не меньшей степени, чем размеры страны и ее ресурсы, часто усиливали разногласия и конфликты между соседними  странами. Одним из регионов мира, вызывающих постоянную тревогу в плане реально существующих и потенциальных конфликтов являлась Южная Азия. Внешняя политика стран региона была одним из актуальных вопросов  в мировой политике.                                                                                                     

В период между первой и второй мировыми войнами британскoе колониальное владычество в Индии подверглось серьезным испытаниям.

Шло становление национальной интелегенции, подъем национально освободительного движения, вступившего  в качественно на новый этап.           

Мощная волна национально-освободительного движения грозила смести            режим нещадной эксплуатации людских и материальных ресурсов страны.

В этих условиях правящие круги Великобритании предпринимали спешные  меры для того, чтобы удержаться, сохранить «жемчужину в короне короля»  на многие десятилетия. С этой целью они осуществляли сложное  политическое маневрирование, сочетая репрессии против борцов за независимость,  с    ограниченными    реформами    в    пользу    буржуазно-либеральных  кругов  колонии.  Историка,  изучающего  перипетии  борьбы колонизаторов за Индию не должно удивлять подобная тактика.                              

В ходе трудного самостоятельного исторического творчества на пути                                возрождения своего государства, Индия неизменно пользовалось помощью и поддержкой со стороны СССР. В то же время Индия — признанный лидер движения неприсоединения в Азии — внесла весомый вклад в борьбу против угрозы новой ядерной войны, в укрепление атмосферы дружбы и доверия между народами. Естественно поэтому, что столь велик в нашей стране интерес к историческому прошлому Индии.                                                                                         

Индия — одна из крупнейших стран мира — играет в современных.                                международных  отношениях  огромную роль.  Судьбам  народов Индии,  их  национально- освободительному движению, проблемам их независимого развития. Индия активно выступает за мир, за всеобщее разоружение, установление нового международного экономического порядка, за прекращение локальных конфликтов и превращение Индийского океана в зону мира, против расизма и апартеида. Возрастание значения Индии в современном мире, важность советско-индийского сотрудничества для осуществления Программы мира делают изучение внешней политики Индии политически актуальным.

Степень изученности проблемы:

Увеличение роли Индии в мире стимулировало интерес Советских исследователей к проблемам ее истории. К настоящему времени созданы обобщающие труды, в которых дан марксистко — ленинский анализ современного социально-экономического и политического развития Индии и на которые может опереться исследователь при изучении внешний политики этой страны.

В 70-е годы были написаны работы, в которых рассматривались международные отношения Индии в целом, исследовались ее позиции по важнейшим вопросам. Большое внимание при этом уделяюсь советско-индийским отношениям, были изучены их истоки, развитие, показано их значение для укрепления мира в Азии и во всем мире.

В ряде монографий и коллективных исследований анализировалось в трудах.  А.М. Дьякова «Индия в 1918-1952 г.»; В.В. Балабушевич «Некоторые проблемы истории»; В.И. Шпильковой «Проблемы внутренней и внешней политики Индии»; а также монографии М.Г. Гупты «Внешняя политика Раджива Ганди»; преемственность и изменения.

Зарубежная, особенно индийская, историография рассматриваемых в работе вопросов весьма обширна. Наиболее значительными исследованиями общего характера являются работы Ш.Р. Шармы, Д. Сингха, Б. Сингха, С. Чаулы, М.Л. Сондхи. Эти работы объединяет единый методологический подход — все, они написаны с позицией буржуазного объективизма. В трудах М.Г. Гупты преподавателя политологии Аллавабадского университета (Индия) рассматриваются принципы и направления внешней политики в контексте глобальных и региональных конфликтов, также ряда работ по проблемам истории международных отношений внешней политики.

Таким образом, в исторической литературе отсутствует исследование, специально посвященное внешней политике Индии хотя отдельные её аспекты в той или иной степени освещались.

Исходя из политической и научной значимости темы, учитывая степень её изученности, была поставлена следующая цель курсовой работы: на основе документов и других источников исследовать основные направления и особенности Ост-Индской компании.

Проследить сложное и неоднозначное развитие общественно-политической мысли и ход идеологической борьбы. Установить то взаимное влияние, которое оказывали друг на друга процессы в сфере экономики и политики и с этой точки зрения проследить эволюцию политических систем. Определить роль этих стран в мире и рост степени влияния на международные отношения в связи с внутриполитическими изменениями.

Все это обусловливает необходимость не только комплексного изучения экономики, политики и идеологии в рассматриваемых нами странах в их развитии и роста, но и сравнительного анализа исторического развития в их отношениях.

Казахстан развивает со всеми странами дружественные отношения, о чем свидетельствуют слова Н.А. Назарбаева, «Приоритетными направлениями являются развитие сотрудничества с Россией, Китаем, США, Европейским союзом»1,  в том числе и с Индией.

 

Исходя из цели данного исследования, нами раскрыт целый ряд задач, а именно: показать отношение двух стран в политической жизни, вскрыть причины этого явления, наметить ряд присущих им закономерностей.

—    Изучить    исторические    корни    и    основные    факторы    англо-индийских  отношений.

—    Раскрыть социально-экономическое и политическое развитие Индии  в период Ост-Индской компании.

—    Проанализировать     основные     этапы     и     особенности     Ост-Индской компании.

Методологическая основа. Автор руководствовался принципами историзма, объективности, всестороннего анализа изучаемых событий и фактов. За основу были взяты научные исследования, где исторические события рассматриваются с позиций нового исторического взгляда.

Что касается методов исследования, то нами были использованы такие как сравнительно-исторический, исторические факты и события в тесной связи с той исторической обстановкой в которой осуществлялись политическая и экономическая жизни изучаемых нами стран.

«Становление капитализма в свою очередь порождало различные классы и новую систему отношений между ними. В условиях развитого рынка, свободной рабочей силы, когда формируются институты гражданского общества, контроль, в том числе классовый, над политическими институтами, государство в значительно большей степени зависит от поддержки населения или, как мы сегодня говорим, от легитимности того или иного решения»[1].

Поставленные цели и задачи решались на основе следующих источников.

Мемуары и работы публицистического характера позволили более детализировано представить ряд сюжетов, в частности, обсуждение проблем, связанных с Ост-Индской компанией.

В работе используется источники, которые по данной цели чрезвычайно обильны и разнообразны. Они включают в себя сборники,  официальные и неофициальные публикации документов, резолюции, посвященных внешнеполитическим вопросам, которые проводились различными общественными организациями, прессу и литературу мемуарного характера.

Научная новизна исследования состоит в следующим:

  1. I. Обобщенное исследования на уровне курсовой работы Ост-Индской компании 19 века, что позволило определить влияние рассматриваемых событий на международное положение страны, сделать вывод о месте и роли данного периода в истории внешней политики Индии.

Научная ценность данного исследования является актуальной с точки зрения использования ее специалистами, интересующимися Ост-Индской Компанией, а именно регионом Южной Азии, студентами Вузов факультетов международных отношений, истории и в частности отделения «Востоковедения».

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

 

 

Глава 1. Территориальная экспансия английской Ост-Индской компании в первой половине XIX века.

 

1.1. Деятельность Ост-Индской компании.

 

Индия была первым и по существу единственным государством столь крупного масштаба (точнее даже, группой государств, объединенных сплачивавшей их цивилизацией, религиозной традицией и общностью социально-кастовых принципов внутренней структуры), которое было превращено в колонию. Воспользовавшись характерной для Индии слабостью административно-политических связей, англичане сравнительно легко, без особых затрат и потерь, даже в основном руками самих индийцев, захватили власть и уста­новили свое  господство.

 Перед завоевателями возникла новая проблема: как управлять гигантской колонией? Перед прежними завоевателями такой проблемы не было. Не мудрствуя лукаво, все они, вплоть до Великих Моголов, правили так, как это; было определено веками и понятно всем. Но англичане представляли собой принципиально иную структуру, к тому же находившуюся на крутом подъеме и предъявлявшую все более решительные и далеко идущие требования для своего успешного развития. В некотором смысле проблема была сходна с той, которую решал Александр после завоевания им Ближнего Востока: как синтезировать свое и чужое, Запад и Восток? Но были и новые обстоятельства, принципиально отличавшиеся от древности. Дело в том, что присоединение Индии к Британии было не столько актом политическим, результатом войны; либо серии войн, сколько следствием сложных экономических и социальных процессов во всём мире,  суть которых сводилась к образованию мирового капиталистического рынка и к насильственно­му вовлечению в мировые рыночные связи колонизуемых стран.

Едва ли вначале, на первых порах, английские колонизаторы задумывались над упомянутой проблемой. Колонизация проводилась руками   Ост-Индской   компании,   стремившейся   прежде   всего активной торговле, к огромным прибылям, к высоким темпам обогащения. Но в ходе торговых операций и во имя все более гарантированного   их   обеспечения   прибиралось   к   рукам   чужое имущество, захватывались новые земли, велись успешные войны. Колониальная торговля все очевиднее перерастала свои первоначальные рамки,  ее подстегало то,  что быстрорастущая английская капиталистическая промышленность на рубеже XVIII — XIX вв. остро нуждалась во все увеличивающихся рынках сбыта фабричных товаров. Индия была для этого идеальным местом приложения соответствующих усилий. Неудивительно, что в изменяющихся обстоятельствах индийские дела постепенно переставали быть прерогативой компании, или, во всяком случае, только компании. С конца XVIII в., особенно после процесса над У. Хейстингсом, первым генерал-губернатором Индии (1774—1785), деятельность компании во все возраставшем объеме начала контролироваться правительством и парламентом.[2]

В 1913г. была официально отменена монополия компании на торговлю  с  Индией,   и  за   15  лет  после этого  ввоз  хлопковых фабричных тканей вырос в Ф раза. Парламентский акт 1833 г. еще более ограничил функции компании,  оставив за ней в основном статус  административной   организации, практически  управлявшей Индией, причем теперь уже под очень строгим контролем лондонского Контрольного совета. Индия шаг за шагом все очевиднее становилась колонией    Великобритании,    превращалась    в    часть    Британской империи, в жемчужину ее короны.

Но завершающая часть процесса колонизации оказалась наиболее
трудным делом. Вмешательство администрации компании во внутренние дела страны и прежде всего в веками складывавшиеся аграрные отношения (английские администраторы явно не разобрались в реальных и весьма непростых взаимоотношениях владельческих и невладельческих слоев в Индии) привело к болезненным конфликтам в   стране. Приток   фабричных   тканей  и   разорение   многих   из привыкших к престижному потреблению аристократов сказались на благосостоянии индийских ремесленников. Словом, трещала по всем швам веками функционировавшая привычная норма отношений, в стране все очевиднее проявлял себя болезненный кризис.

Огромная страна не желала мириться с этим. Росло недовольство
новыми  порядками,   несшими  угрозу  привычному  существованию практически  всех.   И  хотя  из-за  слабости  внутренних  связей  и господства многочисленных разделявших людей этнокастовых, языковых, политических и религиозных барьеров это недовольство не было слишком сильным, ни тем более достаточно организованным, оно все же быстро увеличивалось и превращалось в открытое сопротивление английским властям. Назревал взрыв.

Одной из важных непосредственных причин, спровоцировавших        его, была аннексия генерал-губернатором Дальхузи в 1856 г. крупного княжества на севере страны. Дело в том, что наряду с землями, официально и непосредственно подчиненными администрации компании, в Индии существовало 500—600 больших и малых княжеств, статус и права которых были весьма разными. Каждое из княжеств особым договорным актом было связано с администрацией компании, но   при  этом   количество   их постепенно   уменьшалось  за   счет    ликвидации тех из них, где прерывалась линия прямого наследования либо наступало состояние кризиса. Ауд был присоединен к землям компании под предлогом «плохого управления», что вызвало резкое недовольство сильно задетого этим решением местного мусульманско­го населения (талукдаров), а также привилегированных заминдаров-раджпутов.

Центром военной мощи компании была бенгальская армия сипаев, на две трети набранная из раджпутов, брахманов и джатов Ауда. Сипаи из этих высоких каст особо болезненно ощущали свое приниженное положение в армии по сравнению со служившими рядом с ними англичанами. Брожение в их рядах постепенно возрастало в связи с тем, что после завоевания Индии компания, вопреки обещан­ному, не только снизила им жалованье, но и стала использовать в войнах вне Индии — в Афганистане, Бирме, даже в Китае. Последней каплей и непосредственным поводом к восстанию послужило введение в 1857 г. новых патронов, обмотка которых была смазана говяжьим либо свиным жиром (обкусывая ее, осквернялись как почитавшие священную корову индусы, так и не употреблявшие в пищу свинину мусульмане). Возмущенные наказанием тех, кто выступил против новых патронов, 10 мая 1857 г. в Мератхе близ Дели восстали три полка сипаев. К восставшим присоединились другие части и вскоре сипаи подошли к Дели и заняли город. Англичане частично были истреблены, частично в панике бежали, а сипаи провозгласили императором престарелого могольского правителя Бахадур-шаха II, доживавшего свои дни на пенсию компании.

Восстание длилось почти два года и в конечном счете было потоплено в крови англичанами, сумевшими опереться на помощь сикхов, гурков и на другие силы, опасавшиеся возрождения империи Моголов. Справедливо оценив восстание как мощный народный взрыв недовольства не только правлением колонизаторов, но и грубой ломкой традиционных форм существования многих слоев индийского общества, английские колониальные власти вынуждены были всерьез задуматься над тем, как быть дальше. Вопрос был в том, какими методами и средствами добиться уничтожения традиционной структу­ры. Было ясно лишь одно: резкая насильственная ломка здесь неприемлема; ее. следует заменить постепенной и тщательно проду­манной трансформацией — с ориентацией, естественно, на европейскую модель. Собственно, к этому и свелась последующая политика англичан в Индии.

После потери англичанами североамериканских колонии Индия стала для них главным объектом колониальной актив­ности. Проводником британской колониальной политики здесь на протяжении первой половины XIX в. по-прежнему являлась Ост-Индская компания, содержавшая свой штат гражданских и военных служащих, до реформ 80-х гг. XIX в. целиком состоявший из езропейцев.

В этот период все терри­тории, находившиеся в орбите влияния англичан, делились на две категории — зависимые княжества и непосредствен­ные владения Компании. Последние были разделены коло­ниальными властями на три президентства — Бенгальское, Мадрасское и Бомбейское, в каждом из которых имелось свое правительство, армия и штат «чиновников». Назначение на все должности в колониально-административном аппарате осу­ществлялись под непосредственным контролем Совета Дирек­торов Ост-Индской компании, заседавшем в Лондоне.[3]

Столицей Британской Индии являлась Калькутта, там же располагалась и резиденция генерал-губернатора, Система управления индийскими территориями долгое время не име­ла четкой централизованной структуры, и губернаторы Бом­бея и Мадраса обладали известной долей самостоятельности в принятии решений. Только в 1833 г. они были окончательно подчинены генерал-губернатору, Военно-бюрократический аппарат, созданный англичанами на индийских территориях, был призван решать две важнейшие задачи — служить це­лям обогащения своих создателей и обеспечивать проведение в жизнь политики, осуществлявшейся, возможно, и без чет­ко осознаваемого плана, но по хорошо усвоенному и успешно применявшемуся англичанами принципу «разделяй и власт­вуй*. Использование ими методов подкупа, лести к шантажа местных индийских властителей, практики субсидиарных1 до­говоров, а также политики прямых военных захватов быстро превратили англичан в подлинных хозяев Индии.

Первая половина XIX столетия была весьма важным эта­пом становления на Индостане британского колониального господства. К этому времени Франция перестала играть вид­ную роль в данном регионе, и англичане фактически оказа­лись един на один с разобщенными индийскими государства­ми, многие из которых уже находилось в зависимом от них положении. На пути окончательного укрепления британско­го могущества в Индии стояли воинственные маратхские кня­жества, объединенные в конфедерацию, и Панджаб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Внешняя политика Компании 1800—1845 гг.

Англо-маратхские войны.

 

Прологом второй англо-маратхской войны (1803 —1805) послужил субсидиарный Бассейнский договор 1802 г. между седьмым пешвой Баджи Рае II (1795—1817) и английской Ост-Индской компанией, заключенный пешвой из страха перед чрез­мерным усилением северной части Маратхской конфедерации — княжества Индор (династия Холкар). Согласно договору маратхи отказался от всех прав на г. Сурат, пешва пустил на свою территорию английские войска и выделил на их содержание 2,6 млн рупий. Споры между маратхскими князьями должны были разрешаться при посредничестве англичан, в результате чего вся внешняя политика пешвы подчинялась интересам ком­пании. Правители Гвалиора, Наглура и Индра, забыв о распрях, немедленно воспротивились указанному договору, и началась очередная англо-маратхская война.

На борьбу с маратхами англичане направили южную армию под командованием Артура Уэллеели — будущего герцога Веллингтона, брата генерал-губернатора английских владе­ний в Индии Ричарда Уэллеели. Под его началом было 24 тыс. солдат, Уэллеели удалось взять АхмаДнагар и выиграть тяже­лое сражение при Асаи (на границе Хайдарабада) с намного превышающими силами противника. Окончательно армия Нагпура была разгромлена в битве под Аргаоном (1803).

Северной армией англичан, насчитывавшей около 10 тыс. чел., командовал генерал Дж. Дейк, Выиграв сражение под Дели, он занял столицу Великих Моголов и посадил на трон пред­ставителя некогда свергнутой династии Шах-Алама II. Но никакой реальной властью новый падишах наделен не был. В апреле 1804 г. была официально объявлена война Индору, окончившаяся после взятия ряда городов и крепостей победой английского оружия.

Результатом этой войны стало подписание выгодных анг­личанам субсидиарных договоров с Гвалиором и Нагпуром, которые уступили Компании часть своей территории, ле­жащей между Панджабом и Бекгалкей, в частности, долину Ганга с г. Дели и приморский округ Ориссы (Каттак).

Войны, которые велись в правление генерал-губернатора лорда Мойра, маркиза Хейстингса (1814 —1818), за ис­ключением борьбы с Непалом, имели целью разрешение ра­нее начатых споров. В англо-непальской войне (1814—1816) сила и удача были на стороне англичан. В феврале 1816 г. непальская армия потерпела окончательное поражение в районе Макванпур, вблизи своей столицы — города Кат­манду. По Сегаульскому договору 181.6 г. Непал уступил Ост-Индской компании Сикким, Кумаон, Гархвал и ряд других территорий, а важнейшим политическим условием этого со­глашения явился допуск в Катманду английского резидента. Таким образом, вся внешняя политика Непала ставилась под контроль англичан.[4]

 

Преддверием третьей англо-маратхекой войны (1817— 1818 гг.) послужила борьба Компании с бандами пиндари, которые разбойничали преимущественно в маратхских и раджпутских землях, находившихся под властью англичан. Правитель Мндора использовал их в качестве наемников. Все это вызывало постоянное беспокойство колониальных вла­стей, снарядивших под предлогом: борьбы е пиндари 120-ты­сячное войско, включавшее 18 000 европейцев, Англичане очень быстро заняли княжество Гвалиор. Пешва, вместе с пра­вителями Индора и Нагпура попытался оказать им .вооружен­ное сопротивление, но силы противников были неравными. Б крупных сражениях под Ситабалди, у Нагпура (декабрь 18.17 г.) и Коригаона (январь 1818 г.). а. также в ходе последующих более мелких столкновений маратхи потерпели серию положений.

Третья англо-маратхская война закончилась полным разгромом маратхских князей. Пешва Баджи Рао II лишился престола, став пенсионером компании, а его домен Махараштра превратился в часть Бомбейской провинции. Нагпурский князь вынужден был подписать очередной субсидиарный договор с англичанами, по которому у него были отторгнуты северные округа, а правитель Индора лишился большей части своих территорий и вынужден был признать сюзеренитет компании.

В результате войн с англичанами маратхская конфедера­ция фактически прекратила свое существование. В подчинении Ост-Индской компании оказалась значительная часть Запад­ной Индии: области Махараштра. Гуджарат, частично Рад­жастхан и Хиндуетан.

В 1818—1820 гг. англичане продвинули границу своих владении и в северо-западном направлении, заставив раджпутов признать их суверенитет и аннексировав территорию Аджмера на склонах Арафаллийских гор. А в 1826 г. в результате продолжительной и дорого стоившей англичанам экспедиции в Бирму был присоединен Ассам, Манипур и другие районы на севере государства.

В период генерал-губернаторства Уильяма Бектинка {1828-1835) англичане без применения вооруженной силы в 1831 г. аннексировали государство Майсур, окончательно превратив эти территории во владение Компании. В 1884 г. сосед Майсура раджа Курга поднял оружие против британ­ских колонизаторов и был захвачен в своей столице отрядом в 2500 человек, а его государство также было присоединено к непосредственным владениям Компании.

В результате очередной серии войн периода правления лорда Окленда (1886—1842) англичане вмешивались во внутренние дела соседних Афганистана и Ирана, где их интересы столкну­лись с геополитическими притязаниями России. Англо-индий­ское правительство организовало крупный поход в Афганистан с целью низвергнуть Дост Мухаммеда, желавшего отнять Пе­шавар у сикхов и Герат у брата низложенного им эмира. Экспе­диция была удачной. Помимо восстановления Шах Шуджи на. афганском престоле, англичане на два года добились контроля над регионом. Английский генерал Кин вернулся в Индию, ос­тавив в Кабуле английского резидента с оккупационным отря­дом, однако, в начале зимы 1841 г. афганцы не только освободи­лись от присутствия англичан в результате восстания, но и почти всех их перебили. Уцелело всего 95 человек заложников и врач, сумевший бежать из Кабула,

Эти события повлекли за собой снятие Окленда с поста гене­рал-губернатора; на его место был назначен лорд Элленборо {1842—1844), столь же воинственный, но более удачливый, Кабул вновь был взят и разграблен, после чего англичане ушли: оттуда, ограничившись аннексией Синда {1843 г.). Впервые английское владычество достигло Инда и вплотную подошло к Ирану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Англо-сикхские войны.

Присоединение Панджаба и Ауда к владениям Компании.

 

Держава сикхов была последним независимым от англичан государством на территории Индии. Ее основатель махараджа Ранджит Сингх (1799—1889) ликвидировал старую сикхскую знать, упорядочил внутреннее управление государством и про­вел реорганизацию армии. В ходе столкновений с Афгани­станом Ранджит Сингх увеличил территорию своего государ­ства, присоединив к нему Пешавар и Кашмир, Эти меро­приятия способствовали усилению военной мощи Панджаба и подготовили сикхов к войне с Ост-Индской компанией. Однако политика Ранджит Сингха имела и ряд внутренних противоречий.. Сикхи-сардары (военачальники) мечтали сде­лать срои земли наследственными и тяготились единоличной властью махараджи, а сикхское крестьянство являвшееся ядром армии, страдало от военных лишений и возраставшего налогового гнета. Поэтому сразу после смерти Ранджит Синг­ха в Панджабе началась жестокая борьба за власть, которая привела к ослаблению государства. Над страной нависла уг­роза английского вторжения» В 1844 г. бразды правления государством фактически оказались в руках армии, которая жестоко расправилась с местным сепаратизмом: в лице сикх­ской знати. Крупные панджабские феодалы, опасаясь распра­вы и в надежде вернуть утраченные позиции, вступили в тай­ное соглашение с англичанами.[5]

Первая англо-сикхская война (1845—1846 гг.) была спро­воцирована пограничным конфликтом на реке Сатледж, От­ряд майора Бродфута напал на сикхский отряд, прибывший для обора налогов в левобережные владения Лахора. В ответ на это сикхи отправили туда свои войска, что дало повод анг­личанам для развертывания военных действий в Панджабе.

В ходе войны сикхская армия храбро сражалась в битвах при Мудки (18 декабря 1845 г.), Фирузшахре (21 декабря 1845 г,) и Собраоне (1846 г.). Однако благодаря предатель­ской тактике своих военачальников, в решительный момент уводивших свои войска, она постоянно терпела поражения от войск Компании. 20 февраля 1846 г, англо-индийские войска вступили в столицу сикхского государства, однако, англичане ре решилась сразу произвести аннексию Панджаба, опасаясь ее многотысячной армии, готовой продолжать борьбу.

В результате этой войны сикхское государство лишилось ряда важных областей и было значительно ослаблено. Засатледжские владения и территории между реками Биас и Сат­ледж перешли в собственность компании. Княжества Джамму к Кашмир, захваченные Панджабом у Афганистана в эпоху Ракджит Сингха, были переданы за 75 лакхов рупий крупному джагкрдару и военачальнику Гулаб Сикгху в обмен на его ней­тралитет. Кроме того, английский резидент в Лахоре получил право размещать воинские части внутри Панджаба и заме­нять сикхские отряды английскими.

Вторая англо-сикхская война (1348-1849 гг.) была вы­звана попыткой англичан сместить наместника панджабской провинции Мултан Мулралжа к ввести туда английский отряд. 19 апреля 1848 г. в Мултане началось восстание, переки­нувшееся, на северо-западную окраину Панджаба. Англичане предприняли две осады Мултана, однако исход войны решался не там. Сикхам удалось договориться с афганским правителем Дост Мухаммедом о помоши в обмен на возвращение Пешава­ра. В сражении при Чилиаввале (18 января 1849г.) англичане потерпели сокрушительное поражение и потеряли около двух с половиной тысяч человек. Однако уже в следующей битве при Гуджрате (21 февраля 1849 г.) им удалось одержать окончательную победу над сикхами. Последние сдались на ми­лость победителя, передав все оружие, в том числе мощную артиллерию, англичанам. Затем войска компании отняли у афгандев Пешавар, Панджаб был аннексирован, а для его управления создан специальный административный совет, подчинявшийся непосредственно генерал-губернатору анг­лийских владений в Индии. Для поддержания политической стабильности на захваченных сикхских территориях анг­личане сохранили ряд мелких феодальных княжеств. Так, Гулаб Сингх был признан махараджей княжества Джамму-Кашмир, ставшего вассалом компании.

К середине XIX в. на территории Британской Индии со­хранялось лишь одно большое формально суверенное княже­ство — Ауд. Его территория уже была урезана Компанией еще во времена генерал-губернатора Хейстингса, когда у наваба Ауда были отобраны города Бенарес и Аллахабад с прилегаю­щими, к ним районами. Новый генерал-губернатор Британ­ской Индии Дальхаузи решил окончательно покорить Ауд. Он ввел туда английские войска, сосредоточенные в Канпуре и, арестовав наваба Ваджид Али, не желавшего распускать свою армию, срывать замки феодалов и запрещать населению носить оружие, как того требовали англичане, аннексировал княжество в 1856г.

Присоединение Панджаба (1849 г.) и Ауда. (1856 г.) венчали заключительный этап английского завоевания Индии.

Так в результате серии прямых захватов первой половины XIX в. Индия стала центром и оплотом британской внешней политики в Азии. Англо-индийское правительство продолжа­ло вмешиваться в качестве важного и вполне самостоятель­ного субъекта в политику соседних с Индией территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Начало и сопротивление трансформации традиционной структуры

 

 

Еще де закончилось восстание сипаев, когда английский парла­мент в 1858. г. принял закон о ликвидации Ост-Индской компании. Индия стала составной частью Британской империи, а королева Виктория была провозглашена императрицей Индии. Управлять стра­ной должен был генерал-губернатор, вскоре получивший официаль­ный титул вице-короля. Деятельность его и всей администрации Британской Индии контролировалась и направлялась ответственным перед парламентом министерством по делам Индии. Вслед за тем последовал ряд важных реформ.

Военная реформа привела к расформированию сипайских полков и к существенному изменению состава вооруженных сил: число англичан в армии сильно увеличилось; большую роль в ней стали играть наемники из числа сикхов и гурков. В специальном обращении к индийским князьям, ее вассалам, королева Виктория пообещала уважать их традиционные права. В частности, было введено право передачи княжества по наследству приемным сыновьям (если линия прямого наследования прерывалась). Британская корона обязалась со вниманием отнестись к существованию в Индии традиционной касто­вой системы. Были также приняты законы, препятствовавшие заминдарам и иным арендодателям произвольно повышать арендную плату. Многие постоянные арендаторы получили право отчуждать свои земли. Вся эта серия законов, актов и обязательств ставила своей целью уважать привычные нормы и тем избежать в дальнейшем кумуляции недовольства. Но все это отнюдь не означало отступления. — Просто изменялась тактика действий. Это хорошо видно на примере другой серии реформ и нововведений.

Еще в 1835г.  генерал-губернатор Маколей провел реформу образования в Индии, смысл которой заключался в том, чтобы начать подготовку кадров колониальной администрации из самих индийцев, создать из них «прослойку, индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам морали и складу ума».[6] Активно действуя в этом направлении, англичане открыли три университета — Калькуттский, Бомбейский и Мадрасский. В дальней­шем число индийских университетов и колледжей с преподаванием на английском языке и по английским программам обучения все возра­стало, не говоря уже о том, что многие из индийцев, особенно из числа зажиточной социальной верхушки, получали образование в самой Англии, в том числе в ее лучших университетах — Кембридже и Оксфорде. И пусть такое образование получала лишь ничтожная доля населения, в подавляющем большинстве остававшегося вовсе — неграмотным, эта доля индийских интеллектуалов играла непро­порционально значительную роль в политике и общественной жизни страны. И воспитание их по английской модели не могло при этом не оказывать своего воздействия.

В этом же направлении была задумана и постепенно реализовывалась административная политика англичан. Еще в 1861 г. парла­мент принял закон об организации законосовещательных Индийских советов при генерал-губернаторе и губернаторах провинций. Хотя члены этих советов назначались, а не избирались, законом оговарива­лось, что половина их должна состоять из лиц, не занятых на службе и тем самым не зависящих от администрации. Была проведена и судебная реформа по английскому образцу. В продолжение этой же линии в 80-х годах были изданы законы о местном выборном самоуправлении. Й хотя выборы были многоступенчатыми, а участ­вовать в них могли лишь очень немногие, едва ли более 1 % населения страны, начало избирательной процедуре было положено. В 90-х годах муниципальные советы стали избирать некоторых своих членов в провинциальные законодательные советы при губернаторах, а также в Индийский законодательный совет при генерал-губернаторе.

Активное внедрение элементов европейской (британской) политической культуры и практики и европейского образования способствовало проникновению в Индию многих европейских идей и идеалов, знаний и опыта, привело к знакомству с европейскими науками, искусством, культурой, образом жизни. Это знакомство тоже по преимуществу ограничивалось узким кругом социальных верхов и индийских интеллектуалов, но все же оно было фактом, а становившееся нормой использование английского языка как
официального и объединяющего представителей различных индийских народов способствовало распространению среди интеллектуальной элиты ориентации на европейские духовные ценности, как то и было задумано в свое время Маколеем и его единомышленниками. Книги, газеты, журналы и иные печатные издания, предназначенные для читателя во всей Индии, публиковались только на английском. Английский язык становился постепенно основным для всей образованной Индии.  

Долгое время тон в этом движении задавала Бенгалия — район, ранее всего захваченный англичанами (резиденция генерал-губерна­тора до 1911 г., когда она была перенесена в Дели, находилась в Калькутте). Здесь английское влияние ранее всего, достигло значительных размеров. Еще видный индийский просветитель Рам Мохан Рай (1772 -1833) организовал лояльное по отношению к англичанам общество «Брахмо самадж», построенное по европейскому образцу, с выборным правлением, и преследовавшее цель очистить индуизм от наиболее одиозных наслоений (обычай самосожжения вдов — «сати»; ранние браки; кастовая непримиримость и т. п.) и на его основе создать культ единого Бога, в поклонении которому могли бы слиться представители всех религий, включая мусульман и христиан. После смерти Рая руководство обществом перешло в руки Д.Тагора и других бенгальских деятелей, немало способствовавших распростра­нению просветительских идей. Позже влияние брахмоистов распрост­ранилось среди образованных слоев населения в Мадрасе и Бомбее; причем везде просветители активно сотрудничали с англичанами, которые под их влиянием издали законы против сати, в защиту гражданских браков и т. п.

Рост влияния англичан и европейской культуры на образованных индийцев протекал на общем фоне усиления в стране позиций колониального капитала и соответствующих изменений в ее эко­номике. Заметный уже в начале XIX в. и не прекращавшийся на протяжении последующих десятилетий быстрый рост английского промышленного экспорта в Индию способствовал резкому увеличению индийского экспорта в Англию и другие страны Европы. Из Индии вывозились хлопок, шерсть, джут, чай, кофе, опиум и особенно индиго и пряности. Для обеспечения быстрого увеличения количества вывозимого сырья англичане активно создавали плантационные хо­зяйства капиталистического типа. К традиционным статьям индийско­го экспорта прибавлялись все новые, включая и зерно,— при всем том, что время от времени Индию сотрясали страшные неурожаи, сопровождавшиеся голодной смертью миллионов.

Здесь важно заметить, что представления о разрушении индийской общины уже чуть ли не в середине XIX в. явно преувеличены. Несмотря на трансформацию сельского хозяйства, на введение новых культур и плантационной формы их выращиваний, а также на изменения в формах собственности на землю и переход части ее в руки торговцев и ростовщиков (к слову, это было обычным делом и в старой Индии), община держалась достаточно стойко и более или менее удачно приспосабливалась к необходимым и неизбежным пере­менам, пока они не затрагивали всерьез самого основного, т. е. принципов ее существования, привычных, веками складывающихся отношений. Британская администрация в общем это хорошо понимала я — особенно после восстания конца 50-х годов — всегда учитывала. И хотя ей не удавалось предотвратить массового голода и голодных смертей в годы неурожаев (это характерно для всех колониальных государств: в отличие от традиционных органов власти, которые в голодные годы освобождали крестьян от налогов и предоставляли, им льготы, капиталистическая администрация в чужой стране была как бы свободна от такого рода благотворительного милосердия), в целом она стремилась защищать интересы крестьянина, так как существова­ла за счет его выплат; земельный налог и монополии на опиум и соль давали в середине XIX в. 85% дохода.[7]

Но главные изменения в сфере экономики происходили все же не за счет возросшей торговли и увеличения товарности земледелия. Наиболее важное значение для трансформации хозяйства имело промышленное развитие Индии и стимулировавший его характерный для периода империализма вывоз капитала. Вначале он шел преиму­щественно в форме займов: британская администрация прибегала к помощи английских банкиров для активного строительства железных дорог, для создания добывающих и перерабатывающих первичное сырье предприятий, для ирригационного строительства. Наряду с государственными займами (их общая сумма за 1856 —1900 гг. выросла с 4 до 133 млн. ф. ст.) увеличивался и приток частного капитала использовавшегося преимущественно для развития хлопча­тобумажной и джутовой промышленности, банковского и страхового дела, позже также и промышленного производства чая и каучука, кофе и сахара.. В начале XX в. английские капиталы в Индии (речь о частных инвестициях) достигали 6 — 7 млн. рупий. Характерно, что преобладали компании, зарегистрированные в Англии и лишь вкла­дывавшие часть своего капитала в Индии, тогда как доля индийских компаний, принадлежавших как англичанам, так и самим индийцам, была, чуть ли не втрое меньше.

Строительство железных дорог и создание начальной промышлен­ной инфраструктуры — сеть банков, предприятий связи, плантаций и т. п.— способствовали возникновению многочисленных национальных промышленных предприятий, включая ремесленное производство на предприятиях мануфактурного типа, что привело к возрождению ручного ткачества. В 90-х годах кустарями перерабатывалось в 2,5 раза больше хлопчатобумажной пряжи, чем на фабриках, а всего кустарно-ремесленными промыслами занимались, включая членов семей, около 45 млн. человек. Но главное было все-таки не в возрождении ремесла. Импорт британских и иных европейских машин, прежде всего прядильно-ткацких, создавал условия для появ­ления в Индии капиталистических предприятий, фабрик и заводов, причем, по меньшей мере, треть акционерного капитала здесь в конце XIX в. уже принадлежала индийцам. Возникала национальная бур­жуазия. Отдельные ее представители становились в ряды крупных предпринимателей, основывали собственные фирмы. В 1911 г. в Бихаре Тата построил первый, принадлежавший индийцу метал­лургический завод немалой мощности, а в .1915 г. была создана принадлежавшая его фирме гидроэлектростанция. В 1913 г. в Индии было 18 крупных индийских банков.

Появились и первые индийские рабочие: к концу XIX в. числен­ность их составляла 700 — 800 тыс. Условия труда были очень тяжелыми, рабочий день продолжался 15 — 16 часов. И хотя принад­лежность к различным народам и кастам мешала объединению рабочих, высокая степень концентрации их на ряде крупных предприятий способствовала активизации рабочего движения: в конце XIX в. количество рабочих выступлений, преимущественно в форме стихийных стачек, исчислялось десятками. Эти выступления привели к появлению фабричного законодательства: в 1891 г. было запрещено использовать на фабриках труд детей до 9 лет, длительность рабочего дня понемногу сокращалась (в начале XX в. до 12 — 14 часов).

Итак, активная торговля, вывоз английского банковского и про­мышленного   капитала,   формирование   национального   индийского капитала, появление национальной .буржуазии и пролетариата, развитие сети железных дорог, добывающих промыслов и промышленных предприятий — все это не могло не деформировать привычную традиционную структуру земледелия и ремесла. Новые, базирующиеся на капиталистической основе интересы должны были взорвать изнутри отношения традиционные.[8]  

К этой перемене была внутренне готова и ориентировавшаяся на Англию и европейские ценности образованная часть населения, энергично выступавшая против устаревших пережитков и за реформу традиционных основ религиозной культуры. Выразителем интересов этой индийской интеллектуальной элиты стал созданный в 1885 г, с благословения англичан Национальный конгресс. Будучи одновремен­но и лояльным, и оппозиционным по отношению к английским властям, Индийский национальный конгресс (ИНК) стал своего рода знаменем борьбы за демократическую трансформацию традиционной Индии. Параллельно с ним в те же годы активно действовали и религиозные лидеры индуизма, стремившиеся сблизить древний индуизм Веданты с христианскими религиозными течениями и вы­ступить, как это сделал знаменитый Вивекананда, за сближение всех великих религий мира.

Светское (ИНК) и религиозное движения за обновление Индии явно способствовали усилиям англичан, направленным в сторону трансформации традиционной структуры. Могло показаться, что эти усилия вот-вот увенчаются заметными успехами. Между тем на деле все было далеко не так просто.  

Традиционная «азиатская» структура Индии, вызвавшая к жизни феномен мощного народного восстания, равного которому история Индии до того не знала, отнюдь не перестала сопротивляться ко­лониальной трансформации. Будучи вынужденной приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, она вырабатывала все новые и новые формы сопротивления чуждому ей колониальному капитализму со всеми свойственными ему западными идеями, идеалами, институтами и принципами жизни. В чем конкретно это проявлялось?

Прежде всего во все возрастающем количестве крестьянских движений. Одни из них носили традиционный характер религиозно-сектантских выступлений, как движение «Намдхари» в Пенджабе во главе с Рамом Сингхом в 60 — 70-е годы. Другие, как восстание во главе с В. Пхадке в Махараштре в 1879 г., выступали за снижение налогового гнета и против засилья ростовщиков. Третьи, как вос­стание в Мадрасе в 1879 — 1880 гг., были направлены против все­властия откупщиков. Но во всех этих, как и во многих иных аналогичных   крестьянских   движениях   четко   видно   главное   их социальное содержание: крестьяне выступали против нарушения
привычной нормы существования, против злоупотреблений со стороны
власть имущих, что было чревато заметным снижением уровня
жизни. При этом весьма характерно, что все эти и аналогичные им
движения прямо либо косвенно были антианглийскими и антиколонизаторскими. Неудивительно, что они подавлялись английскими
войсками.  

Другим существенным проявлением сопротивления структуры бы­ло недовольство индийских верхов из числа привилегированной аристократии. Основная часть князей после обещаний английской короны сохранить их привилегии стала лояльной по отношению к колонизаторам. Но были и исключения. Например, в 1891 г. в Манипуре регент-правитель княжества выступил против англичан. И хотя это выступление было подавлено, а управление княжеством передано в руки более покладистых аристократов, сам по себе факт знаменателен, особенно если сопоставить его с то и дело вспыхивавшими восстаниями различного рода племен, преимущест­венно в пограничных районах (движения племен возглавляли племен­ные вожди с весьма заметными антианглийскими настроениями).

Восстания недовольных низов и выступления фрондирующих
аристократов отражали сопротивление старой структуры. Но эти
выступления были ослаблены соответствующей политикой англичан,
предвидевших возможность такого рода оппозиции (отнюдь не случайны реверансы короны в адрес князей, как и защита крестьян-арен­даторов от произвола заминдаров и давления ростовщиков). Кроме
того, XIX век проходил в основном под знаком сравнительно успешного внедрения европейских идей и норм существования. Ориентация
на английскую культуру и науку, на европейские ценности пока еще
совпадала с признанием собственной отсталости, со своего рода
комплексом неполноценности, особенно остро ощущавшимся образованной частью индийцев. Однако именно среди этих последних в
конце XIX в. появилась весьма влиятельная прослойка активных
деятелей, склонных к переоценке ценностей и к отказу от упомянутого комплекса. Эта прослойка была весьма разной по характеру и
направленности действий, но именно ее деятельность так или иначе
отразила, сопротивление традиционной структуры колониальной ломке.

Прежде всего, это были религиозные учения. Общество «Арья самадж», основанное Д. Сарасвати в Гуджарате в 1875 г., призывало вернуться ведическим принципам жизни древних ариев. Не высту­пая прямо против  англичан и даже пропагандируя некоторые весьма прогрессивные взгляды, направленные, скажем, против кастового неравенства, сторонники этой массовой организации вместе с тем делали явственный акцент на то, что только возврат к национально-религиозным традициям может оздоровить Индию и способствовать ее возрождению. Аналогичную позицию заняли и многие другие
религиозно-реформаторские и просветительские движения, включая и
мусульманские. Связь многих из них с нарождавшейся индийский
буржуазией и с прогрессивной интеллигенцией несомненна. Но характерен сам освободительный пафос: не вперед за англичанами, а назад,
к истокам! Этот новый акцент был естественным следствием стремления к усилению позиций индийцев в управлении страной и
решении ее судеб. Но он же объективно был и проявлением
сопротивления традиционной структуры колониализму.       

Едва ли не наивысшим взлетом в оппозиционных англичанам движениях была активизация радикального национализма, связанная в конце XIX и начале XX в. с именем Б. Тилака (1856 —1920). Именно Тилак начал открытую борьбу с господством колонизаторов. Апеллируя то к национальному герою маратхов Шиваджи, то к мифическому божеству Ганеше, Тилак стремился открыто противопсь ставить англичанам традиционные ценности Индии и черпать именно в них силу для борьбы с колонизаторами. Экстремизм Тилака снискал ему репутацию «левого» и «крайнего», особенно по сравнению с умеренным либерализмом лидеров Национального конгресса, в котором он занял крайние националистические позиции. В конгрессе Тилак вел постоянную борьбу с умеренными, а в 1908 г. английский суд даже приговорил его к шести годам заключения за попытки «разжигания ненависти и неуважения к властям, недовольства против правительства». Следует заметить, что рабочие Бомбея вступились за своего признанного вождя, проведя шестидневную забастовку — по дню за каждый год заключения. Это была едва ли не первая политическая стачка такого масштаба в Индии. Однако в целом движение «крайних» во главе с Тилаком всенародного признания не получило. Между тем англичане вскоре сделали еще один шаг по пути привлечения индийцев к управлению Индией: по акту о законодательных советах, принятому парламентом в 1909 г., в провинциальных советах большинство становилось теперь выборным, а во Всеиндийском законодательном совете половина членов должна была быть избранной. Впрочем, параллельно с этим в 1910 г. был принят закон о печати, дававший право колониальной администрации закрывать, конфисковывать или штрафовать индийские издания, со­держащие антиколониальные призывы.

Разумеется, было бы примитивным упрощением все антико­лониальные силы, движения и выступления рассматривать только с позиций сопротивления традиционной структуры новому. -Многие индийские политические деятели, особенно связанные с Националь­ным конгрессом, отнюдь не призывали к возрождению традиций, хотя и опирались на их поддержку. Они стремились к достижению не­зависимости Индии, к ее самоуправлению. Именно в этом смысле были в начале XX в. выдвинуты и получили в Индии широкое распространение и признание лозунги свадеши (отечественное производство) и сварадж (собственное правление), а также связанный с недовольством политикой вице-короля Керзона призыв к бойкоту английских товаров. Однако за лозунгами самоуправления, за призы­вами к бойкоту отчетливо виделась не только национальная, но и национально-религиозная традиция — традиция сопротивлявшаяся, реально поддерживавшаяся многими, в первую очередь крестьянами, которые активного участия в политической жизни обычно не принимали, но косвенно всегда на нее очень влияли.[9]

Собственно, именно эта крестьянская масса, все еще жившая по законам старины традиционная индийская община, и была той самой структурой, которая не хотела быть сломленной и пусть пассивно, но стойко сопротивлялась колониализму и связанным с ним новшествам. Конечно, община не оставалась непробиваемой. Многие из числа беднейших ее членов вербовались в качестве кули на плантации в далеком Ассаме или еще где-либо. Другие уходили в города, создавая огромную армию резервной рабочей силы. Однако на смену ушедшим рождались новые (рост населения в Индии за последнее столетие, несмотря на миллионы вымиравших от голода, был всегда достаточно ощутим), а община в целом за их счет возрождалась и принимала традиционные формы. Опиралась же крестьянская община, как и традиционная структура Индии в целом, на систему каст и все связанные с ней привычные нормы жизни. И наконец, нельзя сбра­сывать со счетов законсервировавшиеся в своем прежнем статусе сотни индийских княжеств, где все было организовано по привычным нормам старины. Одним словом, традиционная структура с трудом подвергалась трансформации.

Если представить ситуацию более наглядно, то Индия разделилась как бы на две части. В городах шел более или менее активный процесс наращивания нового (капиталистического, по европейскому стандарту) качества, особенно в тех, что находились под прямым управлением короны; в княжествах этот же процесс шел значительно медленнее, а кое-где вообще почти не был ощутим. Что же касается деревни, то она была мало им затронута и обычно откупалась от него традиционным способом, т. е. налогами и выделением незначитель­ной части крестьян для отработок вне общины. Практически же вторая часть — деревенская община и многие небольшие города, особенно в княжествах, равно как и княжества в целом с их придворной жизнью и традиционно сохранявшимися отношениями,— заметно противостояла первой и часто была оплотом всех тех

Керзон в 1905 г. предпринял раздел Бёнгагаи на две части, что вызвало резкие протесты местного населения, дало толчок росту недовольства во всей Индии через несколько лет было отменено.  

Увеличился рост движений и течений, которые выступали против новшеств, против англичан, против колониализма и за возрождение национальных основ жизни, политической самостоятельности Индии. Волей-неволей, но и многие радикальные деятели Индии, отражавшие интересы городских слоев ее населения, национальной буржуазии или проле­тариата, вынуждены были в своей антианглийской борьбе опираться именно на эту традиционную основу, ибо без нее они не имели бы массовой поддержки и были бы легко сброшены со счетов политиче­ской борьбы.

Стойкое и даже со всей очевидностью нараставшее сопротивление трансформируемой индийской традиционной структуры с ее общиной и кастовым строем, с ее пышными княжескими дворами и привилегиями реально ощущалось колониальными властями. И хотя они контролировали положение в стране в целом, серьезное беспокоит ство побуждало их искать выход. Этот выход был подсказан самой жизнью. Речь идет об индо-мусульманских различиях и противо­речиях.

Со времен Великих Моголов противоречия как-то сглаживались. Индийцы привыкли к тому, что мусульманские правители управляют страной, что у них есть определенные социально-политические и социально-экономические привилегии. Однако после восстания сипаев, в котором наиболее заметное участие приняли именно недо­вольные потерей привилегий представители мусульманской верхушки, выяснилось, что англичане в своей администрации допустили явный перекос. Исправляя его, они стали уделять подчеркнутое внимание интересам индийских мусульман. В 1906 г. при активной поддержке властей в стране была создана Мусульманская лига, призванная сплотить мусульман. Было также введено голосование по куриям, одной из которых была мусульманская, что ставило своей целью разделить образованную часть населения, выборщиков, по религиозному принципу. И хотя на первых порах, в том числе накануне и в годы первой мировой войны, Национальный конгресс и Мусульманская лига нередко действовали совместно, особенно в борьбе за независимость страны, зерна национально-религиозной розни были уже посеяны. Мало того, они вскоре начали давать свои первые зловещие всходы.

 

 

Глава 2. Внутренняя политика англичан в Индии в первой половине XIX века. Экономические факторы колонизации.

 

2.1. Изменение статуса Ост-Индской компании.

 

Экономический фактор играл не менее значимую роль в колониальном подчинении Индии, чем военный. Исполь­зование индийских ресурсов являлось одним из важных источников первоначального накопления капитала для анг­лийской экономики. Средства, получаемые от эксплуатации Индии, играли значительную роль и в период промышлен­ной революции в Англии. Механизмы извлечения прибыли, изначально использовавшиеся колонизаторами — налоги с крестьянства, монопольная торговля, ростовщические займы, навязываемые Ост-Индской компанией индийским князьям, военная добыча, дань с вассальных территорий — не потеря­ли своей значимости в первой половине XIX в. Однако к ним прибавились и новые возможности извлечения доходов,

В 1813 г. истекал очередной срок действия Хартии Ост-индской Компании. Окрепшая к тому времени английская буржуазия начала наступление на монопольные права Ком­пании и потребовала введения свободы торговли с Индией. В результате активных прений в парламенте и при поддержке общественного мнения индийские территории были провоз­глашены зоной свободной торговли. За Компанией сохраня­лось право монопольной торговли с Китаем и возможность иметь в Индии свои торговые конторы. Ее Хартия продлева­лась до 1833 г. На подвластных Компании территориях была сохранена система «двойственного управления», введенная парламентским актом 1784 г., и существующий админист­ративный аппарат. Несмотря на провозглашение «свободы» торговых операций, в Индию по-прежнему не допускались не имевшие отношения к службе в Компании лица иначе, как по письменному разрешению Совета Директоров. Исключение составили лишь англиканские свяшенники и христианские миссионеры различных конфессий.

Совет Директоров сумел сохранить за собой право патрона­жа, зачастую за деньги распределяя вакансии в англо-индийской администрации. Продажа должностей приносила дирек­торам немалые доходы (до 14 тысяч фунтов стерлингов в год, однако она причиняла и немалый вред английским интересам в Индии, являясь тормозом для улучшения эффективности ра­боты колониального аппарата. Они способствовали росту коррупции на всех уровнях и произволу в отношении местного население.

Несмотря на половинчатый характер, Хартия 1813г. сыграла существенную роль в расхищении колониальной эксплуатации Индии, Она прежде всего способствовала ближайшим интересам британских промышленников, стремившихся к овладению индийскими рынками, и правящей верхушки Англии, желавшей де-факто управлять Индией ни средства Компании.

В первой половине XIX в. шел процесс превращения индий­ских территорий в сырьевой придаток метрополия. Хартия 1833 г, была очередным шагом на этом пути. Она окончательно открыла двери в Индию широким слоям населения Англии, пополнивших армию предпринимателем, рассчитывавших обогатиться на индийской земле. Основные рычаги власти Британской Индии отныне были сконцентрированы в руках генерал-губернатора, подчинявшегося строгому контролю из Лондона. Состав его советников, который формировался из английских чиновников, участвовавших в разработке законопроектов, был увеличен до 12 человек. Полномочия гене­рал-губернатора значительно расширялись.

В момент принятия Хартии этот пост занимал либерально настроенный и имевший значительный опыт работы в Индии Уильям Бентинк (1828—1835). Под его руководством: прово­дились реформы, одним из главных итогов которых стало активное привлечение местных жителей к работе, на низших должностях в англо-индийской администрации[10]. В результате образовательной реформы 1885 г. началась подготовка необ­ходимых для этой цели кадров. Англичане в подавляющем большинстве, типичным представителем которого был и ав­тор проекта указанной реформы известный британский историк Маколей, с пренебрежением относились к современ­ным обычаям Индии и к ее самобытной культуре. Лишь еди­ницы всерьез занимались изучением древнейшей индийской истории и культуры. Желание либеральных реформаторов дать, молодежи Индии европейское образование было про­диктовано не только рационализмом, но и высокомерным стремлением продемонстрировать ей превосходство западной цивилизации над восточной, сделать из нее опору колониаль­ного режима. В период правления Бентинка англичане запре­тили старинный обычай самосожжения вдов (сати) и факти­чески уничтожили секту тхагов (душителей), поклонявшихся богине Кали и совершавших ритуальные убийства по религи­озным мотивам. Важным экономическим мероприятием этого времени являлась отмена внутренних таможен на террито­рии Индии. Определенные изменения претерпела также су­дебная система и организация колониальной полиции. Все эти меры способствовали укреплению стабильности британского колониального правления и сокращению средств на содержа­ние англо-индийского административного аппарата.[11]

Хартия 1833 г. лишила Компанию права монопольной тор­говли с Китаем и запретила ей вести торговые операции на тер­ритории Индии. Впрочем, акционеры продолжали получать дивиденды от средств, поступавших в казну Компании. О сла­гаемых той «дани», которую приходилось нести Индии, позволя­ют судить следующие цифры. За пять лет (1834—1839) в Англию из индийских источников только по официальным каналам поступило 15 408 тысяч фунтов стерлингов. Из этой суммы ди­виденды акционеров составили 3 160 тысяч, пенсии отставных военных англо-индийской армии — 2 495 тысяч, проценты по «индийскому долгу» Компании — 1 828 тысяч фунтов стерлин­гов, остальное шло на оплату пенсий служащих колониального аппарата и т. п. К колониальной дани относились и деньги, выручаемые в Китае при сбыте индийского опиума и хлопка, а затем расходуемые там на закупку чая и шелка.

 

2.2. Налоговые системы Британской Индии в первой половине XIXв.

 

 

Однако основная масса поступлений из Индии осушествлялась благодаря налоговой системе, которая по сути и раньше являлась глазным источником, доходов британских колонизаторов. В первой половины XIX в. в Индии были рас­пространены четыре основные земельно-налоговые системы: «постоянного заминдари» в Бенгалии, «временного заминдари» а Северной Индии, «райятвари» в части Мадрасскогч провинции. Бомбейском президентстве и Ассаме, а также система «маузавар» («махалвари» или «малгузари») в Центральных провинциях, Панджабе, Агре и некоторых других районах.

Система «заминдари» была введена генерал-губернатором английских владений Ч. Корнуоллисом в 1793 г. Она устанавли­вала налог на землю, передаваемую в наследственную собствен­ность заминдарам, которые являлись не только откупщиками налогов, но и местной феодальной элитой. Его размер соответст­вовал сумме налога, полученного в момент издания закона и фиксировался навечно, вне зависимости от урожая и иеътх условий. Часть собираемых средств владельцы земли оставля­ли себе, однако, в случае недоимок государство имело право изъ­ять поместье заминдара и. продать его с аукциона. Последнее происходило достаточно часто, благодаря чему эти земли ока­зывались в руках налоговых чиновников и ростовщиков. Заминдары имели возможность извлекатъ дополнительные доходы, отдавая часть пустующих земель в аренду, предоставляя право сбора налога, субарендаторам или увеличивая размер запашки и т. п. В результате введения нового налогообложения анг­личанами был создан класс неопомещиков, ставший социаль­ной опорой британского колониального режима.

Система «временного заминдари» называлась так потому, что земельные налоги не были фиксированы на вечные времена, а подлежали пересмотру через определенные сроки. Она от­личалась от бенгальской тем, что право на землю предоставля­лось не отдельному помещику, а семье, общинам или группе семей. В северо-западных провинциях размер земельного налога менялся властями каждые 3—5 лет, а его ставка составляла 85% ренты. уплачиваемой заминдару его крестьянами. Размер налога устанавливался окружным коллектором (служащим налогового аппарата Ост-Индской компании) после тщательного анализа объема запашки и стоимости полученного урожая.

Наделение заминдаров земельной собственностью неизбеж­но вызывало наступление на наследственные права райятов, у которых после уплаты феодальной ренты сохранялось право лишь на долю собственного урожая.

При системе «раиятвари»[12] верховным собственником земли становилось государство, а владельческие права на нее закреплялись за крестьянами и мелкими феодалами в бес­срочную и наследственную аренду на условиях оплаты земельного налога, равного половине стоимости урожая с суходольных и трех пятых — с орошаемых земель. Эта система была введена колониальными властями в ответ на сопротивление райятов введению «заминдари» в Мадрасской провинции, а позднее она была распространена и на Бомбейское президентство.

Необходимо отметить, что в районах «райятвари», как
и в районах «постоянного заминдари», господствующей формой получения доходов в аграрном секторе в XIX в. по-прежнему оставалось взимание феодальной ренты, Кроме того, из общинных земель исключались луга, пастбища, пустоши, реки — все, чем пользовались сообща.

Система «маузавар» в общих чертах напоминала систему «раиятвари». Здесь налог собирался с отдельных земледельцев, но за его своевременный взнос отвечала вся община по принци­пу круговой поруки. В данном случае община являлась и фис­кальной единицей, и формальным владельцем земли. В районах распространения «маузавар», так же как и в других регионах, подвергнутых той или иной форме налогообложения в пользу англичан, шел процесс обезземеливания индийского крестьян­ства. -Земли общинников обычно скупались судейскими или на­логовыми чиновниками, которые превращались таким образом в заминдаров, отличавшихся от бенгальских лишь тем, что их взносы в казну периодически увеличивались. Таким образом, земельно-налоговые системы англичан привели к укреплению феодальной и полуфеодальной эксплуатации крестьянства.

Еще в конце ХVIII в. Ост-Индская компания добилась монополии на производстве селитры в Бенгалии, добычу соле., опиумной монополии. Бее это приносило в ее казну огромные средства. Возросшая потребность метрополии в колониальных продуктах привела к тому, что- з первой половине XIX в. в Индии появились первые плантации по разведению кофе и чая, на которых использовался полурабский труд законтрак­тованных рабочих. Колониальные власти предпринимали раз­личные, в том числе внеэкономические, меры и для расши­рения посевов технических культур индиго и опиума, поль­зовавшихся большим спросом в Европе, Однако наибольшей эффективности в этом удалось достичь только снизив ставку поземельного налога и удлинив срок его взимания до 30 лет, Отныне он исчислялся не от размера полученного урожая, а с количества земли в зависимости от качества облагаемого участка. Кроме того, колониальная администрация обложи­ла пустующие земли специальным налогом, что создавало предпосылки для расширения посевных площадей.

Указанные мероприятия стимулировали рост товарного производства на селе. Увеличение срока взимания налогов по­зволило части крестьянства несколько интенсифицировать способы ведения хозяйства — использовать более качествен­ный посевной материал, обустраивать системы орошения, под­нимать целину. В результате экспорт сельскохозяйственной продукции из Индии с середины 30-х до середины 50-х годов XIX в. вырос в два раза.

Однако в целом производительность труда на селе была низ­кой в сравнении с XVII в. Производство сельскохозяйственного сырья на экспорт подрывало натуральную замкнутость индий­ской сельской общины, что нашло отражение прежде всего в социальной сфере. Ускорился процесс имущественной диффе­ренциации крестьянства, зачастую отдававшего свою землю либо налоговым органам за долги, либо закладывавшего ее местным ростовщикам под большие проценты, что в конце концов вело к ее потере. В Индии появился новый слой мелких арендаторов, получавших землю на условиях издольщины у колониальных властей. Крестьянство стремительно разорялось. Это приводи­ло к голоду и гибели миллионов людей и делало фактически невозможным сбор налогов в размерах, установленных анг­личанами. Чтобы обеспечить процесс поступлений средств в каз­ну, сборщики налогов применяли жесточайшие пытки, не щадя даже женщин: райятов били палками, оставляли связанных без воды и пищи умирать под лучами палящего солнца и т.п. Однако и это не приносило необходимых результатов. Тогда власти вынуждены были пойти на введение новых налогов, в частности, с инамов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Становление капиталистических отношений

 в Индии в первой половине XIXв.

 

Сушественные изменения претерпела в этот период индий­ская торговля. В первой половине XIX столетия местные купцы фактически были вытеснены из крупной торговли. Одна­ко мелкая торговля в Южной Индии даже в 40-х годах XIX в, еще сохранялась в руках индийцев. Шло также закабаление ткачей, им запрещалось работать на частного купца или на рынок. Происходил обший упадок ремесла. Родина хлопка фактически перестала экспортировать готовые ткани из этого сырья. Снизился вывоз и других высококачественных тканей ручной выделки. Сырье постепенно становилось основной статьей экспорта из Индии. Кроме этого английские торговцы стремились наполнить внутрииндийский рынок готовой продукции ланкаширских Фабрик, хотя она по-прежнему мало покупалась местным населением. Можно сказать, что индийский рынок был открыт, но англичанам многое еще предстояло сделать для его окончательного освоения.

Постепенное превращение Индии из поставщика тканей для
Европы в их покупателя объяснялось не только техническим
превосходством фабричной системы, но и таможенной политикой британского правительства, установившего грабительские
пошлины на ввозимые в Англию индийские ткани. В пери­од 1836-1844 гг. пошлины на хлопок были отменены, и его стали ввозить в Англию в более значительных размерах, но (что немаловажно} преимущественно в качестве сырья или пряжи. Администрация Ост-Индской компании тоже внесла свою леп­ту в таможенную дискриминацию индийских ремесленников. В 80-е годы XIX в. был введен 5% налог на потребляемое сырье, 7,5% — на пряжу, по 2,5% — на ткани и на их окраску вне мастерской. Все это удорожало стоимость индийских ручных тканей на 15—17% и, в конечном итоге, приводило к их про­игрышу на рынке при конкуренции с дешевой английской продукцией. В 50-е годы XIX в. хлопчатобумажные ткани со­ставили 2/3 английского экспорта в Индию и свыше 1/4 всего экспорта товаров из Великобритании, Дискриминационная по­литика в отношении ткачей вела к упадку городов. Значительно снизилась численность населения таких известных в прошлом традиционных центров ремесла и торговли, как Масулииатам, Муршидабад, Дакка.

Денежная система Индии также постепенно оказалась в руках англичан. В 1805 г, был создан Мадрасский прави­тельственный банк (объединивший несколько 6о.цее мелких банков), который выдавал кредиты и выпускал банкноты. Раз­витию национально-банковской системы Индии препятствовало господство торгово-ростовщического капитала, который по существу превратился в агентуру британского капитала. Местные ростовщики нередко кредитовали торговые фирмы англичан, активно участвуя в выводе сырья и сбыте англий­ской продукции.

Становление капиталистических отношений шло в Индии крайне медленно и неравномерно, Ведущими регионами ста­ли подвластные англичанам провинции. Особую роль в этом процессе играло развитие здесь текстильной промышлен­ности, преимущественно в области производства пряжи. Первую хлопчатобумажную в 1854 г. построил в Бомбее гуджаратец Давар. Это была, пожалуй, единственная от­расль, в которой превалировал индийский капитал, в то же время ряд других отраслей, в частности, чайная и джутовая промышленность, возникли и развивались как монополия английского капитала.

Как и в других странах мира, генезис капитализма в Ин­дии был невозможен без создания транспортной системы и других средств коммуникации. В этом английская инициа­тива сыграла безусловно прогрессивную роль для Индии несмотря на то, что упомянутые нововведения имели своей целью удовлетворение прежде всего колониальных нужд. Изначально строительство железных дорог осуществлялось част­ными британскими компаниями’, наживавшими на этом боль­шие капиталы. Первая железнодорожная линия была пущена на территории Бомбея в 1853г., а к 1856г, было построено уже более 600 км железных дорог-, В 1855 г. первая телеграф­ная линия связала столицы президентств, а также Калькутту с Агрой и Аттоком.

 

Заключение

 

Ни одна страна не может существовать лишь за счет своей прошлой славы не обращая внимания на реалии настоящего и перспективы будущего. И все же никакая страна не забывает своей истории, особенно такая страна как Индия, с ее древней культурой и цивилизацией, которые в значительной мере сохранились и до сегодняшнего дня. Стратегическое ключевое поражение Индии в регионе, которая играет роль своеобразного моста между востоком и Западом, Севером и Югом, предопределяет ее важную миссию не только субрегиональным и региональным, но и на глобальном уровнях.

 Мнение Индии имеет большое значение и в течение всего периода независимости начиная с 1947 года ее голос был слышен и принимался во внимание во многих столицах мира, а также на многих международных форумах, в том числе на конференциях неприсоединившихся стран и в Организации Объединенных Нации.

Индия отстаивает определенные ценности и идеалы, которыми она руководствовалась в течение своей долгой истории. Древний индийский император Ашока, например, смог распространить свою власть на обширные территории Азии, но после победы над Калингой он отказался от воин как от средства национальной политики (в рамках ЮНЕСКО Индия учредила в этой связи премию Калинги за укрепление мира).

Республиканская Индия занимает почетное место в семье народов мира. Своей просвещенной внешней политикой имеет уважение и доверие народов всего мира. Но эта древняя страна в настоящее время остается разделенной. С самого начала истории величайшие умы Индии рассматривали ее как географическое и культурное целое и путем воин и дипломатических переговоров создавали ее политическое единство, а могучие политические зодчие от Махапатмы Намды до лорда Дальхузи путем воин и дипломатических переговоров создавали ее политическое единство. Эта обширная мозаика Индийской жизни теперь разбита на части, однако, как напоминает нам вдохновенные слова Пандита Неру, «географическое и историческое единство Индии, ее единые традиций, ум и сердце нельзя изменить».

Индия отвергла Британский империализм всем сердцем и заставила англичан в 1947 году покинуть страну, и добившись этого преимущественно путем мирного и ненасильственного движения гражданского неповиновения над руководством Махатмы Ганди. Однако, прежде чем оставить Индостанский субконтинент, английские правители сумели разделить его на два государства.

Индия всегда играла и будет играть важную роль в делах Азии. Этому будут способствовать и наметившиеся в последнее время позитивная тенденция в развитии обстановки как в Европе, так и в Азии, а также начавшаяся оттепель в отношениях между двумя супердержавами.

 В конце 60- х в начале 80- х годов в Индии укрепляются позиции сил, выступавших за усиление антиимпериалистической направленности внешней политики страны. Успехи экономического развития, ослабление в зависимости от иностранной помощи, укрепление обороной способности страны приводят к активизации Индии на международной арене. Этому способствовали также усиление влияния мировой системы социализма, перевод к разрядке.

Сейчас Индия стоит на пороге новой эры, ее дух возрожден столетними усилиями народа и укреплен новыми идеями и идеалами. Главный вопрос будущего состоит в том, сможеь ли Индия в дальнейшем с помощью сознательных усилий сохранить и поднять до новых высот свой национальный дух, полученный в наследство от Индии в результате 5 тысяч лет непрерывного развития.

 

 

Список использованной литературы:

                                                    Работы общетеоритического характера:

  1. Назарбаев Н.Казахстан 2030 Алматы 1997.с.120
  2. Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы Атамура 199-337с.
  3. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. Алматы. 2001. 205 с.
  4. Назарбаев Н.А. Казахстан на пути ускоренной, социальной и политической модернизации. Алматы 2005 г. с.37

 

 

                                      Монографии и статьи:

 

  1. Боклам Дж., Английский империализм в Индии (пер. с англ., М 1935 с 175).
  2. Бушевич В.В. [Балабушевич В.В.] и Дьяков А.М., Индия, М 1940 с 101.
  3. Датт Р.П., Индия сегодня пер. с англ М 1948. с 65.
  4. Датт Р.П., Кризис Британии и Британской империи, пер. с англ., М 1954 с 587.
  5. «Индия» (В кн: «Большая советская энциклопедия», изд2 т. 18, М., 1953, с 32-97).
  6. Левковский А.И. Некоторые особенности развития капитализма в Индии до 1947 г., М 1956 с 420.
  7. Лемин И.М. Обострение кризиса Британской империи после второй мировой войны, М., 1951, с 567.
  8. Лильман С., Индия. Полит-экон очерк, М, 1943, с 148.
  9. Набараджан Л. Американская тень над Индией, пер с англ. М. 1953, с 280.
  10. Неру Дж. «Открытие Индии» пер. с англ М. 1955, с 650.

11.»Новейшая история стран зарубежного Востока», вып. 1-3, М., 1954-1957.

  1. Павлов В.И. и Рябчиков А.М. Индия, М.,1956 с 94.
  2. Пронин А.Я., Индия М., 1940 с 181.
  3. Редько И., Республика, Ташкент 1956, с 92.
  4. Рейснер И.М., Очерки классовой борьбы в Индии, ч 1, М., 1932 с 233. 16.Синха Н.К. и Банерджи А.Ч., История Индии, пер. с англ, М 1954 с 440.
  5. «Конституция Индии» (с изменениями на 1 мая 1955) М., 1956, с 467.

1 Назарбаев Н.А. Казахстан на пути ускоренной, социальной и политической модернизации. Алматы 2006 г.с. 43.

[1] Назарбаев Н. «На пороге ХХI века» Алматы 2000 г. с 39

[2] Боклам Дж., Английский империализм в Индии. М. 1935. С. 175

[3] Павлов В. И. и Рябчиков А.М. »Индия», М., 1956, с.93.

[4] Бушевич В.В. Дьяков А.М. Индия. М. 1940.  С.101

[5] Набараджан Л. « Американская тень над Индией» пер. с англ. М.,1953, с.280.

[6] Левковский А.И. Некоторые особенности развития капитализма в Индии до 1947 г., М. 1956. С.425

[7] «Новейшая история стран заруб. Востока», выпуск. 1-3, М., 1954-1957.

[8] Левковский А.И. Некоторые особенности развития капитализма в Индии до 1947 г., М. 1956. С.433

[9] Индия. Большая Советская Инциклопедия Изд. 2. т. 18. М. 1953 С. 32-37

 

 

  1. Пронин А.Я. Индия М. 1940. С. 181

[12] Райятами назывались индийские крестьяне.