АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Военные преступления

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

ГЛАВА 1. Общая характеристика воинских

преступлений

 

 

ГЛАВА 2.  Преступления, посягающие на порядок несвния слециальных служб

2.1. Нарушение правил несения боевого дежурства

(ст 375 УК)

2.2. Нарушение    правил    несения    пограничной    службы

(ст 376 УК)

2.3. Нарушение уставных правил несения караульной (вахтенной)

службы (ст 377 УК)

2.4. Нарушение уставных правил несения внутренней службы и

патрулирования в гарнизоне (ст 378 УК)

2.5. Нарушение правил несения службы по охране общественного

порядка и обеспечению общественной безопасности

(ст 379 УК)

 

 

ГЛАВА 3. Преступления, направленные против авторитета Вооруженных Сил и воинской дисциплины

3.1. Добровольная сдача в плен (ст. 384 УК)

3.2. Мародерство (ст. 385 УК)

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Прежде, чем перейти к  рассмотрению самого вопроса  необходимо разобраться  с используемой  терминологией. Вызывающие   озабоченность  “ нарушения правил взаимоотношений“, называемые “дедовщиной”, “неуставными отношениями”  представляют собой  правонарушения в сфере межличностных отношений  среди военнослужащих, которые проявляются как совокупность устойчивых социально-негативных деяний  криминального характера, основанных на  отрицательных традициях армейской действительности и уходящих в историческое прошлое.  Они связаны с глумлением, издевательством и насилием одних военнослужащих над другими, с целью подчинить их своему влиянию и безнаказанно совершать в их отношении насильственные действия корыстной направленности. 

Термин “дедовщина” не приемлем из-за юридической бессодержательности, а  “неуставнные  отношения” — слишком широкое и расплывчатое название, ибо  любое отступление от требований устава является, по сути, неуставным отношением к порученным обязанностям. Кроме того, эти действия иногда совершаются в форме досконального соблюдения уставов.

В этой связи рассматриваемые проявления было бы более правильным и точным назвать нарушением в сфере межличностных отношений в  армии (пограничных войсках), а более конкретизировано — глумлением, издевательством и насилием над военнослужащими.

Общие недостатки экономической сферы жизни общества. Военнослужащие, как и все государственные структуры находится на государственном бюджете, а он в настоящее время достаточно скуден и войска в настоящее время  вынуждены в  некоторой степени заниматься  обеспечением  самих себя. Это приводит  к: 

  • снижению уровня эффективности несения службы;
  • падению воинской дисциплины (большинство правонарушений происходят в условиях бесконтрольности);
  • увеличению случаев травматизма и гибели военнослужащих, а также гибели гражданского населения по вине военнослужащих;
  • усилению социального расслоения в войсках и недовольства значительной части офицерского состава тем, что им приходится заниматься не совсем “своим делом”;
  • падению престижа службы на военной службе и др.

Идеологической. Ни восхваления, ни  повальная критика не идут на пользу  военной службе. Исследуемые правонарушения обладают свойством изменчивости и гибкости. И позитивные и негативные компании  в отношении  рассматриваемых нами правонарушений приводят к:

  • изменению форм правонарушений;
  • увеличению уровня латентности преступности военнослужащих;
  • расширенному воспроизводству этих правонарушений.

Культурной.  Бедность культурной жизни  нашего общества хорошо известна. Если центральные города и областные центры еще могут предложить своим жителям какие-либо культурные ценности, то  в местностях, где,  как   правило дислоцируются пограничные войска военнослужащим зачастую просто нечем заняться  в свободное от службы время.

Между тем, как правило, лица, отличающиеся особой жестокостью при совершении   рассматриваемых преступлений, страдают отставанием в своем культурном и духовном развитии.

Социально-бытовой. В результате значительного социального расслоения общества в войска призываются только юноши, которые не смогли или не имели возможности поступить в институт или  колледж. Это приводит к:  снижению интеллектуального потенциала военнослужащих и превращению  армии в институт социального аутсайдерства.

 

ГЛАВА 1. Общая характеристика воинских

преступлений

 

Оборона Республики Казахстан от вооруженной агрессии относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. В соответствии с Конституцией защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина, независимо от национальности и социального происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, расы, языка, образования, отношения к религии, рода и характера занятий, политических и иных убеждений, принадлежности к общественным организациям и объединениям[1]

Граждане Республики Казахстан несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом (часть 2 статьи 36 Конституции).

Воинские уставы Вооруженных Сил четко определяют строгий порядок несения службы военнослужащими воинских частей, управлений, учреждений и организаций. За нарушение воинской дисциплины, совершение правонарушений военнослужащие несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность.

Ответственность за совершение преступления военнослужащими определена в УК Республики Казахстан.2

В соответствии со статьей 366 УК «воинскими преступлении признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка несения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими сборов»1.

Из содержания закона следует, что воинскими преступлениями признаются общественно опасные деяния, посягающие на отношения, регулирующие порядок несения военной службы (родовой объект воинских преступлений).

Совершение военнослужащим противоправного деяния, не посягающего на установленный порядок несения военной службы, например, разбой, изнасилование, хулиганство и т.д. не относится к воинским преступлениям и влечет ответственность по статьям других соответствующих глав УК.

Непосредственным объектом конкретных воинских преступлений являются отношения, устанавливающие те или иные стороны порядка прохождения военной службы. По непосредственному объекту воинские преступления можно разделить на шесть групп:

  1. Преступления, посягающие на порядок подчиненности и уставные взаимоотношения между военнослужащими: неповиновение или иное неисполнение приказа (ст. 367 УК); сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей (ст. 368 УК); насильственные действия в отношении начальника (ст. 369 УК); нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 370 УК); оскорбление военнослужащего (371 УК).
  2. Преступления, посягающие на порядок прохождения военной службы: самовольное оставление части или места службы (ст. 372 УК); дезертирство (ст. 373 УК); уклонение от военной службы путем членовредительства или иным способом (ст. 374 УК).
  3. Преступления, направленные против порядка несения специальных служб: нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 375 УК); нарушение правил несения пограничной службы (ст. 376 УК); нарушение уставных правил несения караульной (вахтенной) службы (ст. 377 УК); нарушение уставных правил несения внутренней службы или патрулирования в гарнизоне (ст. 378 УК); нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 379 УК).
  4. Преступления, посягающие на порядок обращения с оружием, боеприпасами, другим военным имуществом и специфику эксплуатации военной техники: оставление погибающего военного корабля (ст. 382 УК); умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 387 УК); неосторожное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 388 УК); утрата военного имущества (ст. 389 УК); нарушение правил обращения с оружием, а также веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих (ст. 390 УК); нарушение правил вождения или эксплуатации машин (ст. 391 УК); нарушение правил полетов или подготовки к ним (ст. 392 УК); нарушение правил кораблевождения (ст. 393 УК).
  5. Преступления, посягающие на нормальную деятельность военного управления и престиж Вооруженных Сил1: злоупотребление властью, превышение или бездействие власти (ст. 380 УК); халатное отношение к службе (ст. 381 УК); сдача или оставление противнику средств ведения войны (ст. 383 УК); разглашение военной тайны или утрата документов, содержащих военную тайну (ст. 386 УК).
  6. Преступления, направленные против авторитета Вооруженных Сил и воинской дисциплины: добровольная сдача в плен (ст. 384 УК); мародерство (ст. 385 УК).

Объективная сторона воинских преступлений выражается как в действиях, например, в насильственных действиях в отношении начальника (ст. 369 УК) или в оскорблении военнослужащего (ст. 371 УК), так и в бездействии, например, в халатном отношении к службе (ст. 381 УК).

По своей конструкции составы воинских преступлений могут быть формальными (ст. 373 УК), материальными (ст. 390 УК) или формально-материальными (ст. 376 УК).

Субъективная сторона большинства воинских преступлений характеризуется умышленной виной, например, самовольное оставление части или места службы (ст. 372 УК), дезертирство (ст. 373 УК), умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 387 УК) и др. Некоторые воинские преступления могут совершаться и по неосторожности, например, неосторожное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 388 УК). Отдельные преступления могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности, например, неповиновение или иное неисполнение приказа (ст. 367 УК), нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 375 УК).

Факультативными признаками субъективной стороны в отдельных случаях являются цель и мотив совершения преступления, например, уклонение от военной службы путем членовредительства или иным способом (ст. 374 УК), сдача или оставление противнику средств ведения войны (ст. 383 УК) и т.д.

Субъект воинских преступлений специальный, то есть лицо проходящее военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях республики, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими сборов1.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» Вооруженные Силы включают в себя: органы военного управления, виды Вооруженных Сил — сухопутные войска, войска противовоздушной обороны: военно-воздушные силы; тыл: военно-строительные части, военно-учебные (учебные) заведения2.

Под другими воинскими формированиями имеются в виду пограничные и внутренние войска, Республиканская гвардия, войска Комитета национальной безопасности, органы управления и части гражданской обороны.

Воинские преступления отличаются от предусмотренных другими главами Особенной части УК Республики Казахстан противоправных деяний двумя особенностями — специфическим объектом посягательства и специальным субъектом преступления.

Совершение воинских преступлений в военное время или в боевой обстановке является квалифицирующим обстоятельством и влечет повышенную уголовную ответственность, вплоть до смертной казни.

 

 

ГЛАВА 2. Преступления, посягающие на порядок несения специальных служб

 

2.1. Нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 375 УК)

Суть этого преступления состоит в нарушении правил несения боевого дежурства (боевой службы) по своевременному обнаружению и отражению внезапного нападения на Республику Казахстан либо по обеспечению ее безопасности, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства (часть 1 статьи 375 УК).

Непосредственный объект преступления — порядок несения боевого дежурства (боевой службы), определенный

Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Республики Казахстан, другими нормативными актами командования и обеспечивающий неприкосновенность сухопутного, морского и воздушного пространства Республики Казахстан.

Боевое дежурство (боевая служба) является выполнением боевой задачи. Оно осуществляется дежурными силами и средствами, назначенными от воинских частей и подразделений видов вооруженных сил и родов войск. В состав дежурных сил и средств входят боевые расчеты, экипажи кораблей и летательных аппаратов, дежурные смены пунктов управления, сил и средств боевого обеспечения и обслуживания.

Объективная сторона преступления состоит в любом нарушении правил несения боевого дежурства по охране неприкосновенности сухопутного, морского и воздушного пространства либо по предотвращению внезапного нападения на Республику Казахстан. Нарушение может выразиться в самовольном оставлении боевого поста, в прекращении наблюдения за появившейся целью, в оставлении без внимания включенной радиотехнической и иной аппаратуры, обеспечивающей выполнение боевого задания, в невыполнении подаваемых команд, в распитии во время дежурства спиртных напитков и т.п. В каждом конкретном случае необходимо установить, какие именно правила нарушены.

Состав преступления, сформулированный по конструкции, формально-материальный, поскольку преступление признается оконченным, если нарушение правил повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.

Причинен ли вред интересам безопасности государства, определяется в каждом случае в зависимости от конкретных обстоятельств происшествия. Должна быть установлена причинная связь между нарушением и причиненным вредом либо возможностью причинения вреда1.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла.

Часть 2 статьи 375 УК устанавливает ответственность при наличии квалифицирующего признака — наступления тяжкого последствия. Тяжкими последствиями могут быть признаны: проникновение на территорию Республики Казахстан иностранных военных, разведывательных самолетов, кораблей, гибель людей, вывод из строя боевой техники, срыв важного боевого мероприятия и т.п. Между деянием виновного и тяжкими последствиями должна быть установлена причинная связь.

Субъект преступления специальный — военнослужащий, назначенный приказом соответствующего командира (начальника) для несения боевого дежурства (боевой службы).

Часть 3 статьи 375 УК определяет ответственность за деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в военное время.

Статья 375 УК имеет примечание: Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден судом от уголовной ответственности.

 

2.2. Нарушение правил несения пограничной службы (ст. 376 УК)

Непосредственным объектом являются отношения, обеспечивающие соблюдение пограничного режима, установленные Законом Республики Казахстан «О Государственной границе Республики Казахстан»1.

Объективная сторона преступления выражается в оставлении лицом, входящим в состав пограничного наряда, охраняемого участка государственной границы, в нарушении защитной маскировки, во вступлении в противоправный контакт с пограничной стражей иностранного государства, в не сообщении на заставу о нарушении государственной границы, в несоблюдении правил применения оружия и специальных средств защиты и т.п.

Состав преступления в части 1 статьи 376 УК по конструкции формально-материальный, поскольку преступление признается оконченным, если деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.

Причинен ли вред интересам безопасности государства, определяется в каждом случае в зависимости от конкретных обстоятельств происшествия.

Субъективная сторона характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла.

Субъект преступления — военнослужащий, входящий в состав пограничного наряда по охране государственной границы1.

Часть 2 статьи 376 УК предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее тяжкие последствия. Тяжкими последствиями могут быть признаны: случаи противозаконного перемещения через государственную границу наркотических средств, ядовитых, отравляющих, радиоактивных и взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов для их изготовления, а также предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Республики Казахстан и зарубежных стран; проникновение на территорию РК агентов иностранных разведок, человеческие жертвы и т.п.

Состав преступления в этой части — материальный, преступление считается оконченным с момента наступления указанных тяжких последствий.

Статья 376 УК имеет примечание: Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден от уголовной ответственности.

 

 

2.3. Нарушение уставных правил несения караульной (вахтенной) службы (ст. 377 УК)

В УК данное преступление сформулировано как нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы лицом, входящим в состав караула (вахты), если это деяние повлекло причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам или наступление иных вредных последствий (части статьи 377 УК).

Непосредственным объектом преступления является порядок несения караульной или вахтенной службы.

Караульная служба предназначена для надежной охраны боевых знамен, хранилищ с вооружением, военной техникой, другими материальными средствами и иных военных и государственных объектов, а также для охраны лиц, содержащихся на гауптвахте и в дисциплинарной воинской части1.

К караульной службе приравнивается вахтенная служба на кораблях Военно-Морского Флота, а также служба по охране и конвоированию заключенных, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в ИТУ.

Караулом называется вооруженное подразделение, назначенное для выполнения вышеуказанных боевых задач. В состав караула назначаются: начальник караула, караульные по числу постов и смен, разводящие, а при необходимости помощники начальника караула по техническим средствам охраны и т. д.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении положений Устава караульной службы или других нормативных актов, принятых в их развитие, и может выражаться: в самовольном оставлении охраняемого объекта, в допуске к этому объекту посторонних лиц, в непринятии надлежащих мер по сохранению боевого знамени в случаях пожара, в неправильном применении оружия, в несоблюдении правил сигнализации, сне на посту и т.п. Преступление признается оконченным, если деяние повлекло причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам. Например, похищено военное имущество из охраняемого объекта, повреждено, уничтожено или похищено боевое знамя части, совершен побег арестованного из места лишения свободы и т.п. Для состава преступление необходимо обязательное установление причинной связи между деянием и наступившими последствиями1.

Тяжкими последствиями, о которых говорится в частях 2 статьи 377 УК, признаются. гибель людей (хотя бы одного человека) или причинение тяжкого телесного повреждения нескольким лицам, уничтожение или похищение военного имущества, повлекшее срыв боевого задания, возникновение пожара на объекте, причинившего значительный вред, и т.п.

Статья 377 УК имеет примечание: Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден от уголовной ответственности.

 

2.4. Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (ст. 378 УК)

Статья 378 УК предусматривает ответственность, по существу, за два преступления: за нарушение уставных правил внутренней службы лицом, входящим в суточный наряд части (кроме караула и вахты), а равно за нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне и изданных в развитие этих правил приказов и распоряжений лицоіи, входящим в состав патрульного наряда, если эти деяния повлекли вредные последствия, предупреждение которых входило в обязанность данного лица (статья 378 УК).

Непосредственный объект первого преступления регламентированный Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Республики Казахстан порядок несения внутренней службы, второго — порядок несения патрульной службы в гарнизоне1.

Объективная сторона обоих преступлений может состоять как из действия, так и бездействия, наступивших вредных последствий и причинной связи между нарушением и последствиями.

Суточные наряды назначаются в частях, подразделениях (кораблях) их командирами (начальниками) для поддержания внутреннего порядка, охраны личного состава, вооружения, военной техники, боеприпасов, помещений и имущества воинской части (подразделения), контроля за состоянием дел в подразделениях и своевременного принятия мер по предупреждению правонарушений, а также для выполнения других обязанностей по внутренней службе.

Нарушение уставных правил может выразиться в активном действии — самовольном оставлении поста, в противоправном применении оружия и т.п. или в бездействии — не сообщении либо в несвоевременном сообщении о возникшем пожаре на объекте, в допуске на охраняемую территорию части (подразделения) посторонних лиц1.

Патрулирование в каждом гарнизоне организуется по приказу начальника гарнизона для поддержания порядка и контроля за соблюдением воинской дисциплины военнослужащими на улицах и в других общественных местах, на железнодорожных станциях, вокзалах, в портах, аэропортах, а также в прилегающих к гарнизону населенных пунктах.

Нарушение уставных правил патрулирования может выразиться в уклонении от выполнения конкретных задач, поставленных командованием перед патрульным нарядом, в самовольном изменении маршрута патрулирования, в противоправном применении оружия к военнослужащим, задерживаемым за нарушение воинской дисциплины, и т.п.

Состав того и другого преступления — материальный. Уголовная ответственность за нарушение уставных правил внутренней службы лиц, входящих в суточный наряд части, а равно за нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне наступает при условии, если эти деяния повлекли вредные последствия, для предупреждения которых был назначен суточный наряд или патруль.

Субъективная сторона преступления может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной виной.

Субъект преступления — военнослужащий, входящий в суточный наряд части, подразделения (корабля) или в состав патрульного наряда.

Часть 2 статьи 378 устанавливает ответственность за деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия. Ими могут оказаться: гибель или существенное повреждение объекта охраны, неосторожное причинение смерти, тяжкого или менее тяжкого  вреда здоровью человека, срыв важного воинского мероприятия и т.п.

Статья 378 УК имеет примечание: Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден от уголовной ответственности.

 

2.5. Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст. 379 УК)

Непосредственный объект данного преступления — общественные отношения, обеспечивающие исполнение правил несения военной службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, если это деяние причинило вред правам и законным интересам граждан.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, как известно, главным образом осуществляются органами внутренних дел Республики Казахстан, которые выполняют свои задачи в строгом соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» и другими правовыми актами1.

Согласно Закону Республики Казахстан «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан» охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является обязанностью личного состава внутренних войск2.

Основными задачами войсковых нарядов военнослужащих, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются: обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах.

Войсковым нарядам, осуществляющим охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека, к ограничению прав и свобод граждан, противоречащему закону, превышать пределы необходимой обороны и крайней необходимости, причинять вред здоровью задерживаемого преступника и, иного правонарушителя, если в этом нет законной необходимости, входить в жилые и иные помещения граждан при отсутствии достаточных оснований, прибегать к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях, не предусмотренных законом, воинскими уставами и другими законодательными актами1.

Нарушения правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности влекут уголовную ответственность, если они причинили вред правам и законным интересам граждан. Состав преступления — материальный. Между нарушениями и причиненным вредом правоохраняемым интересам должна быть установлена причинная связь.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла по отношению к действию (бездействию) и неосторожностью по отношению к последствиям.

Субъект преступления — военнослужащий, входящий в состав войскового наряда по охране общественного порядка и общественной безопасности.

Квалифицированным видом преступления (часть 2 статьи 279 УК) является то же деяние, повлекшее тяжкие последствия. Под ними следует понимать причинение тяжкого вреда здоровью или неосторожное причинение смерти гражданину, повреждение или уничтожение имущества граждан в значительном размере и т.п.

Статья 379 УК имеет примечание: Военнослужащий, впервые совершивший деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, при смягчающих обстоятельствах может быть освобожден от уголовной ответственности.

 

ГЛАВА 3. Преступления, направленные против авторитета Вооруженных Сил и воинской дисциплины

 

3.1. Добровольная сдача в плен (ст. 384 УК)

Объектом данного преступления выступает установленный порядок несения военной службы во время боя, в результате нарушения которого причиняется ущерб боеспособности части, подразделения, а именно: подрывается моральный дух личного состава, уверенность его в победе над противником и т.д.

Объективная сторона преступления выражается как в действии, так и бездействии. Для квалификации не имеет значения ушел ли виновный в сторону противника и сдался в плен (действие) или он был пленен в результате неоказания сопротивления. Важно лишь то, что военнослужащий сдался добровольно, т.е. прекратил сопротивление врагу имея возможность для продолжения борьбы с ним. Если же он был захвачен в плен насильственным путем (например, в связи с тяжелым ранением или контузией и т.д.), то его деяние не образует состава преступления1.

Преступление считается оконченным только с момента пленения виновного врагом.

Субъективная сторона рассматриваемого деяния определяется только прямым умыслом. Виновный сознает общественную опасность своих действий или бездействия, предвидит неизбежность наступления вредных последствий в виде попадания в плен к врагу и желает этого.

Важное значение для квалификации рассматриваемого преступления имеют мотив и цель. Закон прямо предусматривает, что действия военнослужащего должны быть вызваны трусостью или малодушием. Если же виновный сдался в плен с целью подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета Республики Казахстан, то деяния военнослужащего образуют государственную измену (ст. 165 УК).

Субъектом преступления предусмотренного статьей 384 УК, может быть любой военнослужащий

 

3.2. Мародерство (ст. 385 УК)

Объектом настоящего преступления является установленный в армии и на флоте порядок воинской службы, гарантирующий высокий авторитет Вооруженных Силах Республики Казахстан, обеспечивающий крепкую воинскую дисциплину1.

Предметами посягательства могут быть любые вещи убитых или раненых: одежда, деньги, ценные вещи и т.д. При этом не имеет значения, чьи это вещи: убитых или раненных наших Вооруженных Сил либо противника. Важно то, что они находились при убитых или раненных.

Однако изъятие у таких лиц оружия или иных средств ведения войны не может образовать данное преступление, если эти предметы были взяты не в корыстных целях, а для ведения борьбы с противником.

Объективная сторона мародерства выражается в похищении как открытым путем, так и тайным, вещей, находящихся при убитых и раненных. При этом для квалификации не имеет значения, было ли противоправное завладение с применением насилия в отношении раненного или без такового. Важно, чтобы такое похищение имело место на поле сражения, т.е. там, где происходит или происходил бой. Таким местом может быть как сухопутное, так и морское пространство.

Под полем сражения следует понимать не только территорию на передней линии фронта, но и в глубоком тылу, куда было совершено воздушное или иное нападение врага и есть пострадавшие. Мародерство будет иметь место в таких случаях независимо от того, у кого эти вещи были похищены: военнослужащих или гражданского населения.

Оконченным это преступление считается с момента изъятия вещей у убитых или раненных.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает общественную опасность своих действий и отсутствие у него каких-либо прав на похищаемое имущество, предвидит неизбежность наступления вредных последствий в виде причинения собственнику или иному законному владельцу имущественного ущерба и желает их наступления1.

Обязательные признаки субъективной стороны мародерства — корыстный мотив и корыстная цель. Сущность корыстного мотива мародерства состоит в побуждениях паразитического характера, в стремлении удовлетворить свои материальные потребности за чужой счет преступными способами, путем завладения имуществом, на которое у виновного нет никаких прав.

Корыстная цель при мародерстве выражается в стремлении получить фактическую возможность владеть, пользоваться и распоряжаться чужим имуществом как собственный, т.е. потребить его или лично использовать другим способом, а также продать, подарить или на иных основаниях передать другим лицам. При удовлетворении личных материальных потребностей самого похитителя наличие корыстной цели не вызывает никаких сомнений но корыстная цель имеется и в тех случаях, когда похищенное имущество передается другим лицам, в обогащении которых виновный заинтересован по различным причинам (при передаче похищенного имущества родным или близким виновного либо лицам, с которыми у него имеются имущественные отношения, например в счет погашения долга).

Незаконное изъятие имущества у раненных или убитых без корыстной цели не образует мародерства. Например, военнослужащий для того, чтобы не замерзнуть на поле сражения использует теплую одежду погибшего товарища.

Субъект преступления — любой военнослужащий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Специфические условия жизни, взаимоотношения  военнослужащих, старших и младших, начальников и подчиненных, коллектив, малые социальные группы оказывают существенное влияние на формирование личности военнослужащего. Отступления от уставных требований при организации  деятельности и быта военнослужащих, живучесть негативных традиций, слабая борьба с пьянством и наркоманией, формализм, бюрократизм отдельных начальников сказываются на продолжении неправильного формирования личности и закреплении антиобщественных  ориентаций у некоторых военнослужащих. 

Среди   причин рассматриваемых правонарушений среди военнослужащих, полагаем возможным выделить следующие:

Организационно-управленческие.  Соблюдению  уставных отношений  и  отсутствию  правонарушений в частях и подразделениях способствуют:  качественное несение службы офицерами, младшими командирами и организация быта молодых солдат. Ни для кого не секрет, что несоблюдение уставов  и элементарных норм  поведения, а также поддержание многими офицерами “ дедовской структуры”  —  это достаточно устойчивый элемент армейской действительности.  К этим причинам  следует отнести   недостатки    в организации профилактики правонарушений  в войсках.  В  них  отсутствуют  хорошо подготовленные специалисты, имеющие знания в области  криминологии, общей и военной психологии и пр.

Экономические. Войска требуют значительного материального вложения, улучшения социально-бытовой стороны жизнедеятельности  военнослужащих. Многие заставы построены  или очень давно или некачественно.

Социальные.  Очень трудно избавиться от призывников, страдающих клеймом  “ социального неудачника”. Важно стремиться к улучшению кадрового состава   военнослужащих срочной службы.

Социально-психологические.  Нигде так не проявляются возрастные различия, как в армии. Связано это с тем, что:

  • призывники — это вчерашние школьники, среди которых возрастные различия культивируются с первого класса;
  • сама военная служба в современном виде наносит юношам, у которых еще нет психологической устойчивости, сильный психотравмирующий удар;
  • возрастные различия проявляются  не только в среде рядового состава, но также и среди офицеров.

На психологию молодых солдат серьезное влияние оказывает принудительное  включение в однополые социальные группы.

Наибольший интерес  представляет   проблема причин и условий конкретного  правонарушения или преступления в сфере межличностных отношений военнослужащих. Как показывает практика,  причины  индивидуального противоправного поведения включают следующие группы явлений: антиобщественные взгляды определенного круга лиц; внешние обстоятельства, сформировавшие эти взгляды и различные жизненные ситуации.

Характерно, что почти все  правонарушения совершаются военнослужащими во время второй половины срока службы. Статистика показывает, что военнослужащие, воспитывавшиеся без одного или обоих родителей, совершают преступления в четыре раза чаще, чем солдаты, воспитывавшиеся в полной семье.  Около половины правонарушителей  отрицательно характеризовались до призыва. Большое количество правонарушений  солдаты совершают в состоянии опьянения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Конституция РК от 30 августа 1995 г
  2. Уголовный Кодекс РК от 16 июля 1997 года
  3. Уголовный кодекс РК. – А., 2000
  4. Уголовное право РК – А., 1998
  5. Уголовно — Процессуальный Кодекс РК.- А., 2002.
  6. Уголовное право. Общая часть. //П/р И.Я. Козаченко — М., 1997.
  7. Комментарий к уголовному кодексу РК. А., 1998 г.
  8. Уголовное право. РК. Под редакцией Поленова. А., 1998
  9. Уголовное право. Особенная часть. //П/р Н.И. Ветрова, Ю.Л. Ляпунова – М., 1997.
  10. Бейсенова А. Правовое государство: власть, государство, право. // Известия АН Каз.ССР, серия общественных наук, 1989, № 5
  11. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. — М., 1982.
  12. Нарикбаев М. Актуальные вопросы применения нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства РК. – Астана, 2002.
  13. Мукамбаева Г.А. Законность и правовая саморегуляция личности. — Бишкек, 1992.
  14. Основы государства и права РК. Алматы, 1997.
  15. Толеубекова Б. Уголовно-процессуальное право РК. – А., 1998.
  16. Халфина Р. О. Право как средство социального управления, М., Наука, 1988.
  17. Шайкенев Н. А. Правовое обеспечение интересов личности. — Свердловск, УГУ 1990
  18. Алексеев С. С. Проблемы теории права: В 2 т. Свердловск, 1972. Т.
  19. Дурманов Н. Д. Понятие преступления. М., 1948.
  20. Здравомыслов Б.В., Красиков Ю.А., Уголовное право. — М., 1994.
  21. Куринов Б.А. «Научные основы квалификации преступлений. — М., 1984.
  22. Советское уголовное право. М, 1981.
  23. Таганцев Н. С. Русское уголовное право/Лекции. Часть общая: В 2 т. М., 1994.

 

Нормативные акты

 

  1. Закон Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. N 2108-XII Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан (с изменениями, внесенными в соответствии с Указами Президента РК от 19.05.95 г.
  2. Закон Республики Казахстан 23 июня 1992 г. N 1407-ХII О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан (с изменениями, внесенными Законами РК от 23.12.92 N 1816-XII;
  3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 ноября 1996 года N 1340. О начальной военной подготовке
  4. Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 года N 100-1. О гражданской  обороне (с изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК от  12.98 г. N 307-1; от 12.03.99 г. N 347-1; от 5.05.2000 г. N 48-II)
  5. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. N 155-II (с изменениями, внесенными Законом РК от  07.2001  г.  N  240-II;  от 6.11.01 г. N 251-II; от 22.02.02 г. N 296-II)
  6. Закон Республики Казахстан от 20 марта 2001 года N 167-II О военной службе по контракту
  7. Закон Республики Казахстан от 19 января 1993 г. N 1897-XII О всеобщей воинской обязанности и военной службе (внесены изменения Указами Президента РК, имеющими силу закона, от 05.95 г. N 2283; от 14.11.95 г. N 2635; Законами РК от 19.06.97 N  134-1; от 20.03.01 г. N 166-II; от 11.06.01 г. N 207-II; от 16.07.01 г. N  244-II; от 29.01.02 г. N 287-II; от 21.03.02 г. N 308-II)
  8. Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 30 ноября 1998 года N 210 Об утверждении Правил прохождения лицами офицерского состава военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил Республики Казахстан

 

ССЫЛКИ

 

  1. Уголовное право. РК. Под редакцией Поленова. А., 1998
  2. Уголовное право. Общая часть. //П/р Н.И. Ветрова, Ю.Л. Ляпунова – М., 1997.
  3. Уголовное право РК – А., 1998
  4. Уголовно — Процессуальный Кодекс РК.- А., 2002.
  5. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. — М., 1982.
  6. Мукамбаева Г.А. Законность и правовая саморегуляция личности. — Бишкек, 1992.
  7. Основы государства и права РК. Алматы, 1997.
  8. Толеубекова Б. Уголовно-процессуальное право РК. – А., 1998.
  9. Дурманов Н. Д. Понятие преступления. М., 1948.
  10. Здравомыслов Б.В., Красиков Ю.А., Уголовное право. — М., 1994.
  11. Куринов Б.А. «Научные основы квалификации преступлений. — М., 1984.
  12. Таганцев Н. С. Русское уголовное право/Лекции. Часть общая: В 2 т. М., 1994.
  13. Нарикбаев М. Актуальные вопросы применения нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства РК. – Астана, 2002.
  14. Шайкенев Н. А. Правовое обеспечение интересов личности. — Свердловск, УГУ 1990

 

 

 

[1] Конституция РК., частью 1 статьи 36

2 УК Республики Казахстан, глава 16 (воинские преступления)

1 Уголовный кодекс РК. – А., 2000

1 Уголовное право. РК. Под редакцией Поленова. А., 1998 Стр.  245

1 Закон Республики Казахстан от 20 марта 2001 года N 167-II О военной службе по контракту

2 Статья 4 Закона Республики Казахстан от 22 декабря 1992 года «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан»

1 Уголовное право. РК. Под редакцией Поленова. А., 1998 Стр. 263

1 Закон Республики Казахстан от 13 января 1993 года «О Государственной границе Республики Казахстан».

1 Закон Республики Казахстан от 19 января 1993 г. N 1897-XII О всеобщей воинской обязанности и военной службе (внесены изменения Указами Президента РК, имеющими силу закона, от  19.05.95 г. N 2283; от 14.11.95 г. N 2635; Законами РК от 19.06.97 N  134-1; от 20.03.01 г. N 166-II; от 11.06.01 г. N 207-II; от 16.07.01 г. N  244-II; от 29.01.02 г. N 287-II; от 21.03.02 г. N 308-II)

1 Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 года N 100-1. О  гражданской  обороне (с изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК от  09.12.98 г. N 307-1; от 12.03.99 г. N 347-1; от 5.05.2000 г. N 48-II)

1 Дурманов Н. Д. Понятие преступления. М., 1948.  Стр. 123

1 Здравомыслов Б.В., Красиков Ю.А., Уголовное право. — М., 1994. Стр. 315

1 Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 30 ноября 1998 года N 210 Об утверждении  Правил прохождения лицами офицерского состава военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил Республики Казахстан

1 Указ Президента Республики Казахстан, и.с.з., от 21 декабря 1995 года «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»

2 Статья 21 Закона Республики Казахстан от 23 июня 1992 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан»

1 Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 30 ноября 1998 года N 210 Об утверждении  Правил прохождения лицами офицерского состава военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил Республики Казахстан

1 Уголовное право. Особенная часть. //П/р Н.И. Ветрова, Ю.Л. Ляпунова – М., 1997. Стр. 358.

1 Уголовное право. Особенная часть. //П/р Н.И. Ветрова, Ю.Л. Ляпунова – М., 1997. Стр. 422.

1 Уголовное право. Особенная часть. //П/р Н.И. Ветрова, Ю.Л. Ляпунова – М., 1997. Стр. 435.