АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Воинские преступления

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Преступления, направленные против  авторитета Вооруженных Сил и воинской дисциплины…………………..…5-9

1.1. Халатное отношение к службе (ст. 381 УК)………………………….5

1.2. Мародерство (ст. 385 УК)………………………………………….……7

1 3. Добровольная сдача в плен (ст. 384 УК)………………………….….8

 

Глава  2. Преступления, посягающие на порядок подчиненности и уставные взаимоотношения между военнослужащими……………………………………………………..10-17

2.1. Неповиновение или иное неисполнение приказа (ст. 367 УК)…..10

2.2. Сопротивление начальнику или принуждение

 его к нарушению служебных обязанностей (ст. 368 УК)…………..…12

2.3. Насильственные действия в отношении

начальника (ст. 369 УК)……………………………………………………14

2.4. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 370 УК)………………………………………….16

 

Глава 3. Преступления, посягающие на нормальную деятельность военного управления и престиж Вооруженных Сил…………………………………………………………18-22

3.1. Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти (ст. 380 УК)………………………………………………………..…….18

3.2. Сдача или оставление противнику средств ведения войны (ст. 383 УК)…………………………………………………………………..…..20

3.3. Разглашение военной тайны или утрата документов,

содержащих военную тайну (ст. 386 УК)………………………………..21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..25

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Оборона Республики Казахстан от вооруженной агрессии относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. В соответствии с частью 1 статьи 36 Конституции защита Республики Казахстан является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина, независимо от национальности и социального происхождения, места жительства, имущественного и должностного положения, расы, языка, образования, отношения к религии, рода и характера занятий, политических и иных убеждений, принадлежности к общественным организациям и объединениям

Граждане Республики Казахстан несут воинскую службу в порядке и видах, установленных законом[1].

Воинские уставы Вооруженных Сил четко определяют строгий порядок несения службы военнослужащими воинских частей, управлений, учреждений и организаций. За нарушение воинской дисциплины, совершение правонарушений военнослужащие несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность.

Ответственность за совершение преступления военнослужащими определена в главе 16 (воинские преступления) УК Республики Казахстан.

В соответствии с УК «воинскими преступлении признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка несения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими сборов»[2].

Из содержания закона следует, что воинскими преступлениями признаются общественно опасные деяния, посягающие на отношения, регулирующие порядок несения военной службы (родовой объект воинских преступлений).

Совершение военнослужащим противоправного деяния, не посягающего на установленный порядок несения военной службы, например, разбой, изнасилование, хулиганство и т.д. не относится к воинским преступлениям и влечет ответственность по статьям других соответствующих глав УК.

— Преступления, посягающие на порядок подчиненности и уставные взаимоотношения между военнослужащими: неповиновение или иное неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей, насильственные действия в отношении начальника, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, оскорбление военнослужащего[3].

— Преступления, посягающие на порядок прохождения военной службы: самовольное оставление части или места службы, дезертирство, уклонение от военной службы путем членовредительства или иным способом[4].

— Преступления, направленные против порядка несения специальных служб: нарушение правил несения боевого дежурства, нарушение правил несения пограничной службы, нарушение уставных правил несения караульной (вахтенной) службы, нарушение уставных правил несения внутренней службы или патрулирования в гарнизоне, нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

— Преступления, посягающие на порядок обращения с оружием, боеприпасами, другим военным имуществом и специфику эксплуатации военной техники: оставление погибающего военного корабля,  умышленное уничтожение или повреждение военного имущества, неосторожное уничтожение или повреждение военного имущества, утрата военного имущества, нарушение правил обращения с оружием, а также веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, нарушение правил вождения или эксплуатации машин, нарушение правил полетов или подготовки к ним, нарушение правил кораблевождения[5].

— Преступления, посягающие на нормальную деятельность военного управления и престиж Вооруженных Сил: злоупотребление властью, превышение или бездействие власти, халатное отношение к службе, сдача или оставление противнику средств ведения войны, разглашение военной тайны или утрата документов, содержащих военную тайну.

— Преступления, направленные против авторитета Вооруженных Сил и воинской дисциплины: добровольная сдача в плен, мародерство.

 

 

  1. Преступления, направленные против авторитета Вооруженных Сил и воинской дисциплины

 

1.1. Халатное отношение к службе (ст. 381 УК)

 

Объективная сторона халатного отношения начальника или должностного лица к службе выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо законных интересов общества или государства.

Следовательно, в объективную сторону данного преступления входя при обязательных признака:

  • невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих служебных обязанностей;
  • наступление общественно опасного последствия в виде существенного нарушения одного или нескольких законных прав и интересов;
  • причинная связи между деянием (действием или бездействием) по службе и нарушением охраняемых законом прав и интересов[6].

Неисполнение представляет собой невыполнение начальником или должностным лицом возложенных на него служебных функций, непринятие мер, которые это лицо в соответствии с объемом обязанностей и прав должно было принимать (например, непринятие начальником вещевой службы воинской части мер по обеспечением военнослужащих обмундированием).

Ненадлежащее исполнение состоит в недобросовестном или небрежном выполнении своих функциональных обязанностей. При этом в поведении лица могут сочетаться неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. То и другое может быть как неоднократным, систематическим, так и однократным, разовым.

Для выявления объективной стороны халатного отношения к службе особое значение имеет точное установление правовой регламентации обязанностей и полномочий данного должностного лица. Сфера ответственности за халатность определяется пределами служебных функций. Совершение или не совершение деяний, не входящих в число этих функций, не может вменяться ему в ответственность.

Обязательным признаком данного преступления является причинение существенного вреда правоохраняемым интересам. Практика свидетельствует о том, что преобладающее последствие в составе рассматриваемой нормы составляет имущественный ущерб, как правило, в виде реального уменьшения наличного фонда чужого имущества. Менее типичным последствием при халатном отношении к службе выступает причинение вреда здоровью личности.

Для вменения лицу указанных в законе последствий необходимо установление причинной связи между поведением начальника или должностного лица и общественно опасным последствием. При этом поведение лица по службе должно прямо и непосредственно обусловливать наступление указанных в законе последствий. Не установление или недосказанность причинной связи между неисполнением (не надлежащим исполнением) служебных обязанностей и причиненным правоохраняемым интересам существенным вредом свидетельствует об отсутствии состава халатности.

Субъективная сторона халатного отношения к службе характеризуется только неосторожной виной в виде самонадеянности или небрежности. При преступной самонадеянности виновный предвидит, что вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения им своих обязанностей по службе может быть причинен существенный вред правоохраняемым интересам, но легкомысленно рассчитывает его не допустить (предотвратить). Для самонадеянности обычно характерно сознательное нарушение конкретных правил, регулирующих должностные обязанности виновного.

При небрежности виновный не предвидит возможности наступления преступных последствий вследствие его деяния, хотя по обстоятельствам дела мог и должен был их предвидеть.

Субъект преступления специальный — начальник или иное должностное лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

Часть 2 статьи 381 УК устанавливает ответственность за то же деяние, повлекшее тяжкие последствия.

Часть 3 статьи 381 УК определяет ответственность за деяния, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные в военное время или боевой обстановке.

1.2. Мародерство (ст. 385 УК)

 

Объектом настоящего преступления является установленный в армии и на флоте порядок воинской службы, гарантирующий высокий авторитет Вооруженных Силах Республики Казахстан, обеспечивающий крепкую воинскую дисциплину.

Предметами посягательства могут быть любые вещи убитых или раненых: одежда, деньги, ценные вещи и т.д. При этом не имеет значения, чьи это вещи: убитых или раненных наших Вооруженных Сил либо противника. Важно то, что они находились при убитых или раненных.

Однако изъятие у таких лиц оружия или иных средств ведения войны не может образовать данное преступление, если эти предметы были взяты не в корыстных целях, а для ведения борьбы с противником.

Объективная сторона мародерства выражается в похищении как открытым путем, так и тайным, вещей, находящихся при убитых и раненных. При этом для квалификации не имеет значения, было ли противоправное завладение с применением насилия в отношении раненного или без такового. Важно, чтобы такое похищение имело место на поле сражения, т.е. там, где происходит или происходил бой. Таким местом может быть как сухопутное, так и морское пространство.

Под полем сражения следует понимать не только территорию на передней линии фронта, но и в глубоком тылу, куда было совершено воздушное или иное нападение врага и есть пострадавшие. Мародерство будет иметь место в таких случаях независимо от того, у кого эти вещи были похищены: военнослужащих или гражданского населения.

Оконченным это преступление считается с момента изъятия вещей у убитых или раненных.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный сознает общественную опасность своих действий и отсутствие у него каких-либо прав на похищаемое имущество, предвидит неизбежность наступления вредных последствий в виде причинения собственнику или иному законному владельцу имущественного ущерба и желает их наступления.

Обязательные признаки субъективной стороны мародерства — корыстный мотив и корыстная цель. Сущность корыстного мотива мародерства состоит в побуждениях паразитического характера, в стремлении удовлетворить свои материальные потребности за чужой счет преступными способами, путем завладения имуществом, на которое у виновного нет никаких прав.

Корыстная цель при мародерстве выражается в стремлении получить фактическую возможность владеть, пользоваться и распоряжаться чужим имуществом как собственный, т.е. потребить его или лично использовать другим способом, а также продать, подарить или на иных основаниях передать другим лицам. При удовлетворении личных материальных потребностей самого похитителя наличие корыстной цели не вызывает никаких сомнений но корыстная цель имеется и в тех случаях, когда похищенное имущество передается другим лицам, в обогащении которых виновный заинтересован по различным причинам (при передаче похищенного имущества родным или близким виновного либо лицам, с которыми у него имеются имущественные отношения, например в счет погашения долга).

Незаконное изъятие имущества у раненных или убитых без корыстной цели не образует мародерства. Например, военнослужащий для того, чтобы не замерзнуть на поле сражения использует теплую одежду погибшего товарища.

Субъект преступления — любой военнослужащий.

 

1.3. Добровольная сдача в плен (ст. 384 УК)

 

Объектом данного преступления выступает установленный порядок несения военной службы во время боя, в результате нарушения которого причиняется ущерб боеспособности части, подразделения, а именно: подрывается моральный дух личного состава, уверенность его в победе над противником и т.д.

Объективная сторона преступления выражается как в действии, так и бездействии. Для квалификации не имеет

значения ушел ли виновный в сторону противника и сдался в плен (действие) или он был пленен в результате неоказания сопротивления. Важно лишь то, что военнослужащий сдался добровольно, т.е. прекратил сопротивление врагу имея возможность для продолжения борьбы с ним. Если же он был захвачен в плен насильственным путем (например, в связи с тяжелым ранением или контузией и т.д.), то его деяние не образует состава преступления.

Преступление считается оконченным только с момента пленения виновного врагом.

Субъективная сторона рассматриваемого деяния определяется только прямым умыслом. Виновный сознает общественную опасность своих действий или бездействия, предвидит неизбежность наступления вредных последствий в виде попадания в плен к врагу и желает этого.

Важное значение для квалификации рассматриваемого преступления имеют мотив и цель. Закон прямо предусматривает, что действия военнослужащего должны быть вызваны трусостью или малодушием. Если же виновный сдался в плен с целью подрыва или ослабления внешней безопасности и суверенитета Республики Казахстан, то деяния военнослужащего образуют государственную измену (ст. 165 УК).

Субъектом преступления предусмотренного статьей 384 УК, может быть любой военнослужащий

 

 

  1. Преступления, посягающие на порядок подчиненности и уставные взаимоотношения между военнослужащими

 

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» важнейшим принципом строительства Вооруженных Сил Республики Казахстан является централизованное руководство и единоначалие. Последнее состоит в наделении командира (начальника) соответствующей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него личной ответственности за все стороны несения ими военной службы. В соответствии с Уставом Вооруженных Сил принцип единоначалия дает командиру (начальнику) право отдавать приказы подчиненным и обязывает последних беспрекословно выполнять эти приказы.

Командир (начальник) — это военнослужащий той или иной армии, флота, воинского формирования, воинской части, военного корабля или их подразделений, которому постоянно или временно подчинены другие военнослужащие. Различаются командиры (начальники) в зависимости от служебного положения и от воинского звания. Например, командир воинской части или ее подразделения является начальником для личного состава этой части или подразделения по своему служебному положению, а генералы и офицеры признаются начальниками по воинскому званию для сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов. Последние в свою очередь выступают в качестве начальников (командиров) для рядовых-солдат и матросов.

Приказ отдается в интересах службы в соответствии с требованиями законов и воинских уставов. Он может быть отдан в письменной или устной форме, по телефону, радио или телеграфу, посредством нарочного и т.п.

Приказ в подавляющем большинстве случаев относится к непосредственной воинской деятельности подчиненного, но может касаться и его поведения вне службы, в общественных местах и т.п.

Невыполнение приказа командира (начальника) подчиненным является одним из опасных воинских преступлений, и закон устанавливает за это уголовную ответственность.

 

2.1. Неповиновение или иное неисполнение приказа (ст. 367 УК)

 

Статья 367 УК формулирует данное преступление следующим образом: «Неповиновение, то есть открытый отказ от исполнения приказа начальника, а равно иное умышленное неисполнение подчиненным приказа начальника, отданного в установленном порядке, причинившее существенный вред интересам службы».

Непосредственным объектом этого преступления являются воинские взаимоотношения, обеспечивающие строгое соблюдение установленного в армии и на флоте порядка подчиненности.

Объективная сторона состоит в неисполнении приказа, отданного командиром (начальником) в установленном порядке, наступлением существенного вреда и причинной связью между деянием и последствием. Вред признается существенным в случаях срыва важных воинских мероприятий, проводимых частью, подразделением в соответствии с уставом, предписанием вышестоящего командования.

Форма неисполнения приказа может выражаться как в категорическом отказе подчиненного от исполнения приказа командира, т е. когда он открыто заявляет об этом, так и в ином неисполнении его приказа, когда подчиненный, получив приказ, прямо не заявляет об отказе его выполнять, однако фактически уклоняется от его выполнения.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной в виде прямого или косвенного умысла. Виновный сознает, что он не выполнил приказ начальника (командира), предвидит возможность или неизбежность причинения существенного вреда для интересов службы, желает или сознательно допускает наступление такого вреда либо относится к его наступлению безразлично.

Субъект преступления специальный — военнослужащий или военнообязанный Вооруженных Сил Республики Казахстан рядового и офицерского состава, являющийся подчиненным по отношению к лицу, отдавшему приказ.

Часть 2 статьи 367 УК предусматривает ответственность за то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. статью 31 УК), а равно повлекшее тяжкие последствия.

Под тяжкими последствиями понимаются срыв мероприятий по обеспечению постоянной боевой готовности части, подразделения, корабля; гибель людей; вывод из строя боевой техники; причинение значительного материального ущерба воинской части и т. п.

Часть 3 статьи 367 УК предусматривает ответственность за совершение деяний, указанных в части первой или второй статьи, в военное время или боевой обстановке.

Часть 4 статьи 367 УК определяет ответственность за неисполнение приказа вследствие небрежного или недобросовестного отношения к службе, повлекшего тяжкие последствия

Из диспозиции части 4 статьи 367 УК следует, что неисполнение подчиненным приказа начальника совершается здесь только по неосторожности в силу преступной небрежности либо преступного легкомыслия.

Виновный не предвидит, что вследствие его небрежного отношения к службе не исполняется приказ начальника (командира), т.е. не совершаются действия, предписанные приказом, в результате чего наступают тяжкие последствия, однако он при необходимой внимательности и предусмотрительности должен и мог все это предвидеть. Либо виновный предвидел возможность наступления тяжких последствий вследствие недобросовестного отношения к службе, но без достаточных к тому оснований легкомысленно рассчитывал на их предотвращение.

По конструкции состав преступления, предусмотренного статьей 367 УК, материальный. Преступление считается оконченным в момент причинения существенного вреда или наступления тяжких последствий.

Часть 5 ст. 367 УК определяет ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи, в военное время или в боевой обстановке

 

2.2. Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей (ст. 368 УК)

 

Статья 368 УК предусматривает ответственность за два самостоятельных преступления: 1) сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы или 2) принуждение его к нарушению обязанностей по военной службе, сопряженное с насилием или угрозой его применения.

Непосредственным объектом как первого, так и второго преступления являются порядок подчиненности и уставные взаимоотношения между военнослужащими. Дополнительный объект — жизнь, здоровье, свобода начальника (командира), а равно иного лица, исполняющего обязанности военной службы

Объективная сторона преступления выражается в активных действиях по отношению к начальнику или иному лицу, исполняющему обязанности военной службы, а именно

в оказании сопротивления или принуждении его к нарушению воинских обязанностей.

Сопротивление — это активное воспрепятствование начальнику, а равно иному военнослужащему исполнять возложенные на них обязанности военной службы.

Принуждение начальника, а равно иного лица, исполняющего обязанности военной службы, выражается в действиях, сопряженных с насилием или с угрозой его применения, и имеющих цель заставить указанных лиц нарушить свои обязанности, то есть совершить противозаконные действия вопреки интересам службы. Например, в случаях так называемой «дедовщины» военнослужащие второго года службы путем насилия по отношению к сержантам, старшинам и т.д. добиваются привилегированных условий прохождения службы по сравнению с начинающими службу военнослужащими.

Принуждение совершается путем физического или психического насилия.

Состав рассматриваемых преступлений формальный. Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы считается оконченным преступлением с момента совершения виновным этих действий, независимо от того, лишился ли начальник возможности выполнять обязанности военной службы или выполнил (не выполнил) под нажимом противозаконного принуждения.

Субъективная сторона в обеих ситуациях выражается в прямом умысле. Виновный сознает, что он оказывает сопротивление начальнику, а равно иному лицу, исполняющему возложенные на него обязанности военной службы, или принуждает его к нарушению этих обязанностей, и сопровождает принуждение насилием или угрожает его применением и желает совершить эти действия.

Субъект специальный — военнослужащий, находящийся в подчинении у начальника, в отношении которого он совершает указанные в статье действия.

Часть 2 статьи 368 УК предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. ст. 31 УК);

б) с применением оружия;

в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий.

Под оружием понимается штатное армейское оружие (винтовка, автомат, пистолет, граната, штык, кортик и т.п.), а также охотничье оружие, финский нож, кастет и иное огнестрельное или холодное оружие заводского либо самодельного изготовления, предназначенное для поражения цели.

Применение оружия как наиболее опасный способ совершения данного преступления может выразиться как в причинении огнестрельным или холодным оружием начальнику (командиру) вреда здоровью, так и в психическом насилии — обнажении оружия и нацеливании на начальника, производстве устрашающих выстрелов в воздух или вблизи от потерпевшего и т. п. с целью заставить начальника совершить противозаконные действия вопреки интересам военной службы.

Применение оружия, повлекшее причинение начальнику тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий квалифицируется по пунктам «б» и «в» части 2 статьи 368 УК.

Понятие тяжкого вреда здоровью дается в статье 103 УК, вреда средней тяжести — в статье 104 УК. Иными тяжкими последствиями могут быть признаны: срыв мероприятий по обеспечению постоянной боевой готовности подразделения, части, корабля, вывод из строя боевой техники, причинение значительного материального ущерба воинской части, неосторожное причинение смерти потерпевшему.

Надо иметь в виду. что причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью начальника может иметь место и без применения оружия (например, удар кулаком по лицу, приведший к утрате зрения, повреждение (переломы) и вывихи костей, сдавливание органов шеи, сопровождавшееся выраженным комплексом угрожающих жизни явлений, и др. В этих случаях действия виновного должны быть квалифицированы по пункту «в» части 2 статьи 368 УК.

Часть 3 статья 368 УК определяет ответственность за совершение деяний, предусмотренных частями первой или второй настоящей статьи, в военное время или боевой обстановке.

 

2.3. Насильственные действия в отношении начальника (ст. 369 УК)

 

Суть этого преступления состоит в нанесении побоев или применении иного насилия в отношении начальника, совершенных во время исполнения им обязанностей военной службы или в связи с исполнением этих обязанностей.

Непосредственным объектом настоящего преступления является порядок подчиненности в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Дополнительный объект — здоровье начальника.

Объективная сторона преступления состоит в нанесении подчиненным побоев начальнику, причинении легкого вреда здоровью или применении в отношении последнего иного насилия. Толкование терминов побои и применение иного насилия дано в настоящем учебнике при рассмотрении преступления, предусмотренного статьей 106 УК.

Насильственные действия в отношении начальника совершаются во время исполнения им обязанностей военной службы, например, в ответ на справедливое замечание о нарушении подчиненным воинского устава или по мотиву мести за наложение на подчиненного в прошлом дисциплинарного взыскания, связанного с неисполнением обязанностей военной службы.

Преступление может быть совершено как на службе, так и вне службы, например, при случайной встрече начальника с подчиненным, находящимся в увольнительном отпуске вне пределов воинской части.

Насильственные действия в отношении начальника при сопротивлении или в качестве способа принуждения начальника к нарушению им обязанностей военной службы надлежит квалифицировать по статье 368 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает насильственные действия в отношении своего начальника в связи с исполнением им обязанностей военной службы и желает совершить эти действия (при побоях). Умысел по отношению к последствиям (причинение вреда здоровью) может быть прямым или косвенным.

Субъект преступления специальный — военнослужащий, находящийся в подчинении лица, в отношении которого

совершаются насильственные действия.

Часть 2 статьи 369 УК предусматривает ответственность за те же деяния, совершенные: а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) с применением оружия; в) с причинением тяжкого или средней тяжести вреда здоровью либо иных тяжких последствий. Указанные квалифицирующие признаки идентичны признакам, предусмотренным частью 2 статьи 368 УК.

Часть 3 статьи 369 УК устанавливает ответственность за деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи, совершенные в военное время или в боевой обстановке.

 

2.4. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 370 УК)

 

Уголовный кодекс формулирует это преступление следующим образом: «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, выразившееся в нанесении побоев, причинении легкого вреда здоровью или ином насилии либо связанное с унижением чести и достоинства или с издевательством над потерпевшим».

Непосредственный объект преступления — установленный в Вооруженных Силах Республики Казахстан порядок взаимоотношений между военнослужащими, не находящимися между собой в отношениях подчиненности

Объективная сторона преступления состоит в нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, равными по служебному положению и воинскому званию, а равно старшими и младшими по воинскому званию, при отсутствии подчиненности между ними. Нарушение может выразиться в нанесении побоев, причинении легкого вреда здоровью или ином насилии, либо связанное с унижением чести и достоинства или с издевательством над потерпевшим. Это может выразиться в злом и жестоком высмеивании потерпевшего в неприличной форме, пощечине, срывании погон и других знаков, порче обмундирования, подкладывании в обувь и одежду посторонних предметов, связывании, запирании в каком-либо помещении и т.п.

Состав данного преступления формальный. Закон определяет не любое нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими преступлением, а только выразившееся в насилии или издевательстве над потерпевшим.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что он нарушает уставные правила, регулирующие взаимоотношения между военнослужащими: наносит побои, причиняет легкий вред здоровью или совершает иное насилие, связанное с унижением чести и достоинства или с издевательством над потерпевшим и желает совершить эти действия с целью унизить его честь и достоинство, возвысить себя над окружающими и создать для себя привилегированные условия службы. В случаях совершения описанных действий из ревности и других сугубо личных мотивов, в том числе и хулиганских, ответственность за преступление, при наличии достаточных оснований, наступает по соответствующей статье УК.

Субъект преступления специальный — военнослужащий, не находящийся в отношениях подчиненности с потерпевшим.

Часть 2 статьи 370 УК предусматривает ответственность за совершение того же деяния при наличии квалифицирующих признаков:

  1. Неоднократно, т.е. два и более раза.
  2. В отношении двух и более лиц. Совершение тех же деяний в разное время в отношении одного и того же военнослужащего квалифицируется по пункту «а» части 2 статьи 370 УК.
  3. Группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Понятие группы лиц и других названных форм соучастия дано в статье 31 УК.
  4. С применением оружия. Под применением оружия в смысле рассматриваемой статьи 370 УК следует понимать использование оружия для (с целью) унижения чести и достоинства другого военнослужащего. Например, угрожая оружием, виновный может понудить потерпевшего совершить какие-либо действия, унижающие и оскорбляющие его человеческое достоинство, или выполнить личные издевательские запросы (капризы) угрожающего, либо изменить отношение к службе и другим военнослужащим.
  5. С причинением средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (см. статью 104 УК).

Особо квалифицированный вид данного преступления имеет место в случаях наступления в результате указанных в законе действий тяжких последствий (часть 3 статьи 370 УК). Это может быть причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, смерть потерпевшего по неосторожности, его самоубийство и т.д.

 

 

 

  1. Преступления, посягающие на нормальную деятельность военного управления и престиж Вооруженных Сил

 

В период реформы Вооруженных Сил Республики Казахстан весьма важная роль принадлежит органам военного управления. От четкости его функционирования, честности и ответственности его работников зависит решение крупномасштабных задач по укреплению обороноспособности республики. В связи с этим повышенную опасность представляют преступные проявления среди самих работников органов военного управления.

Между тем преступность проникла и в органы управления Вооруженных Сил нашей страны. Своими противоправными действиями работники этих органов нарушают нормальную деятельность последних, подрывают их авторитет, престиж в глазах общества. Поэтому преступные действия представителей военного управления недопустимы и должны влечь уголовную ответственность.

 

3.1. Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти (ст. 380 УК)

 

В настоящей статье УК предусматривается ответственность за при самостоятельных преступления: 1) злоупотребление властью или служебным положением; 2) превышение власти или служебных полномочий; 3) бездействие власти.

Непосредственным объектом этого преступления являются нормальная деятельность органов военного управления и престиж Вооруженных Сил. Дополнительным объектом могут быть личные, общественные или государственные интересы.

Объективная сторона преступления выражается в следующем:

  1. Злоупотреблении начальника или должностного лица властью или служебным положением. Под злоупотреблением следует понимать противоправное деяние, которое совершается названными лицами благодаря занимаемому ими служебному положению и вопреки интересам службы.
  2. Превышении власти или служебных полномочий. Под ним понимается совершение начальником или должностным лицом действий, явно превышающих права или полномочия, предоставленные им по закону, уставами, приказами.
  3. Бездействие власти. Под бездействием начальника или должностного лица имеется в виду невыполнение ими своих обязанностей по службе. Так, например, в соответствии со статьей 4 Устава внутренней службы органов внутренних дел, утвержденного Приказом Министра внутренних дел от 10.08. 1994 года N 238 (данный устав распространяется на военнослужащих внутренних войск), начальник обязан твердо и последовательно проводить в жизнь законы Республики Казахстан, решения Президента Республики Казахстан, поддерживать высокую дисциплину среди подчиненных, требовать от подчиненных точного своевременного выполнения ими обязанностей, приказов и указаний, не оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненного. Начальник, не принявший мер воздействия для восстановления порядка и дисциплины, несет за это ответственность.

По конструкции состава рассматриваемое преступление является материальным. Поэтому кроме указанных противоправных деяний необходимо еще наступление общественно опасного последствия в виде причинения существенного вреда и наличие причинной связи между деянием и наступившим последствием или последствиями.

Причинением существенного вреда признается нанесение серьезного ущерба интересам воинской части или учреждения, а также охраняемым законом правам и интересам военнослужащих, граждан. Вред признается существенным в случаях срыва важных воинских мероприятий, проводимых частью, подразделением в соответствии с уставом, предписанием вышестоящего командования.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. Лицо сознает общественную опасность своего поведения, предвидит, что в результате этого правоохраняемым интересам может быть причинен существенный вред, и желает его причинить (при прямом умысле) либо сознательно допускает его причинение (при умысле косвенном).

В качестве обязательных субъективных признаков рассматриваемого преступления закон устанавливает корыстную или иную личную заинтересованность.

Под корыстной заинтересованностью применительно к злоупотреблению властью или служебным положением, превышением власти или служебных полномочий, бездействием власти необходимо понимать стремление виновного получить для себя или для других лиц материальную выгоду без незаконного изъятия государственного или иного чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою собственность или в пользу других лиц (например, незаконное использование военного транспорта, приобретение строительного материала и т.д.). Если же злоупотребления начальника или должностного лица явились способом хищения чужого имущества, то содеянное образует состав преступления, предусмотренного статьей 176 УК.

Иная личная заинтересованность характеризуется получением выгод материального характера (например, незаконное продвижение по службе, получение поощрения без достаточных к тому оснований и т.д.).

Субъект преступления специальный — начальник или иное должностное лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан (примечание 1 к статье 307 УК).

Часть 2 статьи 380 УК устанавливает ответственность за те же деяния, повлекшие тяжкие последствия.

Под тяжкими последствиями следует понимать гибель людей (хотя бы одного человека), уничтожение или повреждение военного имущества в крупных или особо крупных размерах, срыв проводимого либо намечаемого к проведению воинской частью, подразделением мероприятия и т.п.

Часть 3 статьи 380 УК устанавливает ответственность за деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи, совершенные в военное время или боевой обстановке.

 

3.2. Сдача или оставление противнику средств ведения войны (ст. 383 УК)

 

Непосредственным объектом этого преступления является установленный порядок ведения боевых действий. Дополнительный объект — жизнь и здоровье людей или иные тяжкие последствия.

Объективная сторона состоит в сдаче или оставлении начальником противнику средств ведения войны. Сдача выражается в прекращении боевых действий с противником и последующем пленением вверенных ему войск, захватом укреплений, боевой техники и других средств ведения войны. Оставление противнику средств ведения войны означает, что начальник не принял никаких мер по уничтожению или приведению в негодность этих средств и по этой причине они стали или могли стать достоянием неприятеля.

Для квалификации по данной норме необходимо обязательно установить, что оставление средств ведения войны не вызывалось боевой обстановкой. Если же начальник принял все необходимые меры по спасению указанных средств, однако в связи со сложившейся обстановкой не имел реальной возможности к их эвакуации или уничтожению, то его деяние не образует преступление.

Субъективная сторона, как правило, характеризуется неосторожной формой вины, однако в отдельных случаях это преступление может быть совершенно умышленно в результате трусости или малодушия. Если же начальник преследовал цель пособничества врагу, то такое деяние следует квалифицировать как государственную измену (ст. 165 УК).

Субъект преступления специальный. Им может быть только начальник, которому вверены военные силы, укрепления, боевая техника и иные средства ведения войны.

 

3.3. Разглашение военной тайны или утрата документов, содержащих военную тайну (ст. 386 УК)

 

Объектом настоящего преступления является установленный порядок, обеспечивающий сохранение в тайне сведений военного характера, не содержащих государственной тайны.

Объективная сторона части 1 статьи 386 УК состоит в нарушении установленных правил обращения с документами или предметами, содержащими секретные сведения военного характера, не являющиеся государственной тайной, результатом которого стала утрата этих документов или предметов.

Нарушение может выразиться как в действии (например, в пересылке документа с нарушением установленных правил, вследствие чего он был утрачен), так и в бездействии (например, в небрежном хранении документа, вследствие чего он был похищен, и т.д.).

Однако если в результате нарушения установленных правил будут утрачены документы или предметы содержащие государственную тайну, то содеянное образует разглашение государственной тайны (ст. 172 УК) при отсутствии признаков государственной измены (ст. 165 УК).

Оконченным преступление считается с момента, когда документ или предмет временно или навсегда вышел из владения того круга лиц, которым был вверен. Для состава преступления не требуется, чтобы секретные сведения из этого документа или предмета стали известны постороннему лицу.

Субъективная сторона преступления предполагает только неосторожную форму вины как в виде самонадеянности, так и небрежности.

Объективная сторона части 2 статьи 386 УК выражается в разглашении секретных сведений военного характера, не содержащих государственной тайны. Разглашение может быть осуществлено путем огласки этих сведений в устной форме (беседе, лекции, докладе, в разговоре по телефону, в выступлении по радио, телевидению) или письменной форме

(печатных и письменных документах, письмах и т.д.). К разглашению относятся также различные формы показа документации, предметов, объектов посторонним лицам. Возможны массивные действия по разглашению тайны, например, оставление документов и предметов в таком месте, куда посторонние получают доступ и знакомятся с ними.

Преступление считается оконченным с момента, когда секретная информация стала известна хотя бы одному лицу, которое ее не должно было знать.

Субъективная сторона разглашения сведений военного характера выражается неосторожной формой вины в виде небрежности. Виновный должен был предвидеть, что секретные сведения станут известны посторонним лицам.

Субъект преступления, предусмотренного статьей 386 УК, специальный — военнослужащий, которому по службе были доверены документы и предметы, содержащие сведения военного характера, или которому эти сведения стали известны по службе.

Часть 3 статьи 386 УК устанавливает ответственность за совершение деяний, предусмотренных частью первой и второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия.

Такими   последствиями   признаются   гибель   людей, уничтожение или повреждение военного имущества в крупных или особо крупных размерах, срыв проводимого либо намечаемого к проведению воинской частью, подразделением мероприятия и т.п.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Объективная сторона воинских преступлений выражается как в действиях, например, в насильственных действиях в отношении начальника (ст. 369 УК) или в оскорблении военнослужащего (ст. 371 УК), так и в бездействии, например, в халатном отношении к службе (ст. 381 УК).

По своей конструкции составы воинских преступлений могут быть формальными (ст. 373 УК), материальными (ст. 390 УК) или формально-материальными (ст. 376 УК).

Субъективная сторона большинства воинских преступлений характеризуется умышленной виной, например, самовольное оставление части или места службы (ст. 372 УК), дезертирство (ст. 373 УК), умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 387 УК) и др. Некоторые воинские преступления могут совершаться и по неосторожности, например, неосторожное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 388 УК). Отдельные преступления могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности, например, неповиновение или иное неисполнение приказа (ст. 367 УК), нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 375 УК).

Факультативными признаками субъективной стороны в отдельных случаях являются цель и мотив совершения преступления, например, уклонение от военной службы путем членовредительства или иным способом (ст. 374 УК), сдача или оставление противнику средств ведения войны (ст. 383 УК) и т.д.

Субъект воинских преступлений специальный, то есть лицо проходящее военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях республики, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими сборов.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Казахстан от 22 декабря 1992 года «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан» Вооруженные Силы включают в себя: органы военного управления, виды Вооруженных Сил — сухопутные войска, войска противовоздушной обороны: военно-воздушные силы; тыл: военно-строительные части, военно-учебные (учебные) заведения.

Под другими воинскими формированиями имеются в виду пограничные и внутренние войска, Республиканская гвардия, войска Комитета национальной безопасности, органы управления и части гражданской обороны.

Воинские преступления отличаются от предусмотренных другими главами Особенной части УК Республики Казахстан противоправных деяний двумя особенностями — специфическим объектом посягательства и специальным субъектом преступления.

Совершение воинских преступлений в военное время или в боевой обстановке является квалифицирующим обстоятельством и влечет повышенную уголовную ответственность, вплоть до смертной казни.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Конституция РК от 30 августа 1995 г
  2. Уголовный Кодекс РК от 16 июля 1997 года
  3. Уголовный кодекс РК. – А., 2000.
  4. Уголовное право РК – А., 1998 – 480с.
  5. Уголовно — Процессуальный Кодекс РК.- А., 2002 – 166с.
  6. Уголовное право. Общая часть. //П/р И.Я. Козаченко — М., 1997.
  7. Комментарий к уголовному кодексу РК. А., 1998 г.
  8. Уголовное право РК. Особенная часть. М., 1998
  9. Уголовное право. РК. Под редакцией Поленова. А., 1998
  10. Уголовное право. Общая часть. //П/р Н.И. Ветрова, Ю.Л. Ляпунова – М., 1997.
  11. Куц М.Т. Преступления против общественного порядка и общественной безопасности. Киев, 1974.
  12. Конституция Республики Казахстан, Официальный текст по состоянию на  01. 2002 г. Алматы. 2002 .
  13. «Закон о национальной безопасности Республики Казахстан». Алматы, 1998, С. 21.
  14. Назарбаев Н. Казахстан – 2030. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы: Раритет   2002 г.
  15. Назарбаев Н.А. «Стабильность и безопасность страны в новом столетии» (По­слание Президента страны народу Казахстана). // Казахстанская правда. 1999. 15 декаб­ря.

 

Нормативные акты

  1. Закон Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. N 2108-XII Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан (с изменениями, внесенными в соответствии с Указами Президента РК от 19.05.95 г.
  2. Закон Республики Казахстан 23 июня 1992 г. N 1407-ХII О внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Казахстан (с изменениями, внесенными Законами РК от 23.12.92 N 1816-XII;
  3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 ноября 1996 года N 1340. О начальной военной подготовке
  4. Закон Республики Казахстан от 7 мая 1997 года N 100-1. О гражданской  обороне (с изменениями, внесенными в соответствии с Законами РК от  12.98 г. N 307-1; от 12.03.99 г. N 347-1; от 5.05.2000 г. N 48-II)
  5. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. N 155-II (с изменениями, внесенными Законом РК  от  07.2001  г.  N  240-II;  от 6.11.01 г. N 251-II; от 22.02.02 г. N 296-II)
  6. Закон Республики Казахстан от 20 марта 2001 года N 167-II О военной службе по контракту
  7. Закон Республики Казахстан от 19 января 1993 г. N 1897-XII О всеобщей воинской обязанности и военной службе (внесены изменения Указами Президента РК, имеющими силу закона, от 05.95 г. N 2283; от 14.11.95 г. N 2635; Законами РК от 19.06.97 N  134-1; от 20.03.01 г. N 166-II; от 11.06.01 г. N 207-II; от 16.07.01 г. N  244-II; от 29.01.02 г. N 287-II; от 21.03.02 г. N 308-II)
  8. Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 30 ноября 1998 года N 210 Об утверждении Правил прохождения лицами офицерского состава военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил Республики Казахстан

[1]Конституция РК от 30 августа 1995 г (часть 2 статьи 36 Конституции)

[2] Уголовный кодекс РК. – А., 2000. статья 366 УК РК

[3] Уголовный кодекс РК. – А., 2000.

[4] Там же

[5] Уголовный кодекс РК. – А., 2000.

[6] Закон Республики Казахстан от 9 апреля 1993 г. N 2108-XII Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан (с изменениями,   внесенными в соответствии с Указами Президента РК от 19.05.95 г.