ПЛАН
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА ПОЗНАНИЯ МИРА И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………5
Глава 2. эстетические ОСНОВЫ МЕТОДИКИ предмета «познание мира», ЕЕ СВЯЗЬ С ЭСТЕТИКОЙ…………………………12
ГЛАВА 3. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов в процессе изучения предмета «познание мира»……………………………………………22
Заключение………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………29
Введение
Методика преподавания предмета «познание мира» относится к системе педагогических наук. Основным предметом ее изучения является процесс обучения учащихся начальных классов познанию природы, их воспитания и развития в ходе обучения.
Методика преподавания предмета «познание мира» опирается на принципы дидактики — науки, раскрывающей общие закономерности образования и воспитания детей. Содержание начального курса предмета «познание мира» обладает определенными особенностями, которые влияют на процесс обучения данному предмету; следовательно, методика преподавания предмета «познание мира» — наука о системе процесса обучения, воспитания и развития младших школьников, обусловленной особенностями содержания школьного предмета.
Как и все педагогические науки, данная методика призвана способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса по предмету «познания мира» в начальной школе через решение целого ряда конкретных задач.
Прежде всего методика преподавания предмета «познание мира» отвечает на вопрос: зачем изучать окружающую природу учащимся младших классов? Следовательно, она исследует и разрабатывает цели обучения по начальному курсу предмета «познание мира» в школе в соответствии с уровнем развития общества на современном этапе и его социальным заказом, а также цели воспитания и развития младших школьников с учетом особенностей содержания предмета. Изучение предмета «познание мира» в начальной школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе на основе единства и взаимосвязи составляющих ее элементов (неживая природа, живая природа), решать задачи всестороннего развития личности. Методика преподавания природоведения отвечает также на вопрос: чему учить? Таким образом, она определяет содержание учебного материала по предмета «познание мира» в школе, его идеи, принципы отбора фактов и построения предмета.
Вместе с тем методика преподавания предмета «познание мира» отвечает на вопросы: как учить? Как воспитывать средствами предмета? Какие методы, приемы можно наиболее эффективно использовать для развивающего обучения и воспитания младших школьников через содержание природоведческого материала? Какие формы обучения и воспитания приемлемы в учебном процессе с учетом особенностей этого предмета?
Методика определяет также средства обучения, воспитания и развития школьников (наглядные пособия, оборудование).
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА ПОЗНАНИЯ МИРА И РОЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Методика преподавания предмета «познание мира», как и всякая другая наука, развивается по законам диалектики; поэтому главной методологической основой ее является диалектический материализм. Он дает возможность увидеть основные закономерности процесса обучения и воспитания школьников: неразрывную взаимосвязь между процессом обучения, воспитания и развития личности учащихся; внутренние противоречия между количеством и качеством применяемых методов, методических приемов и средств обучения; переход количественных изменений в качественные (накопление знаний, преобразование их в убеждения и нормы поведения учащихся и т. п.). Материалистическая диалектика требует научного подхода к действительности. В связи с этим, решая проблемы вооружения учащихся первоначальными знаниями о природе, методика природоведения должна исходить из тех задач, которые ставит перед школой общество на соответствующем этапе своего развития. Решение этих задач должно находить отражение прежде всего в программе по курсу предмета «познание мира», в содержании школьных- учебников по данному предмету, основная идея которого состоит в раскрытии связи факторов неживой природы, жизни растений и животных, в объяснении влияния всех компонентов природы и эстетическая деятельность человека и зависимости рационального использования природных богатств от осуществления человеком мероприятий по охране природы и восстановлению ее ресурсов.
Методика преподавания предмета «познание мира» функционирует в тесном содружестве с другими науками. Прежде всего, с биологией и географией и изобразительным искусством, так как содержание школьного курса предмета «познание мира» включает в себя элементы знаний, отражающие основы той и другой науки. Связь с изобразительным искусством и эстетикой играет особенно большую роль при разработке содержания этого предмета. Отличительной особенностью науки о живых организмах является изучение их в развитии, в связи с сезонными изменениями. В основе содержания и построения материала курса предмета «познание мира» лежит принцип сезонности, который в свою очередь определяет эстетическую специфику методики преподавания предмета. Учитель начальных классов должен хорошо знать основы эстетического воспитания, чтобы правильно с точки зрения современного искусства объяснить наблюдаемые учащимися факты и явления окружающей природы, уметь самому и научить учащихся правильно, распознавать ее объекты.
Связь с эстетикой видна и в методах изучения природы. Так, в изобразительном искусстве основными методами исследования являются наблюдение и воспризведение. В процессе обучения предмета «познание мира» учитель формирует у учащихся элементарные приемы этих методов и учит детей наблюдать объекты непосредственно в природе, живом уголке, воспризводить простейшие объекты. Ведущими методами при обучении в изобразительном искусстве является метод наблюдение. Элементы этих методов учащиеся начальных классов отрабатывают, знакомясь с произведениями изобразительного искусства такими как пейзаж, анималистические картинки.
Методика преподавания предмета «познание мира» является педагогической наукой, поэтому она неразрывно связана с педагогикой, особенно с ее основными разделами: дидактикой и теорией воспитания,— и развивается в соответствии с их законами и закономерностями. Дидактика исследует общее в процессе обучения любому предмету: принципы содержания, формы и методы. Теория воспитания занимается исследованием их содержания в соответствии с возрастными особенностями школьников. Методика преподавания предмета «познание мира», опираясь на общие законы и принципы дидактики и теории воспитания, практически разрабатывает содержание, формы, методы обучения и воспитания учащихся данному предмету. Связь методики преподавания предмета «познание мира» с дидактикой и теорией воспитания двусторонняя: методика в своем развитии не только опирается на общие положения дидактики и теории воспитания, но и обогащает их, выявляя рациональные пути, методы и средства обучения и воспитания в процессе преподавания предмета «познание мира». Методика преподавания предмета «познание мира», исследуя проблемы рациональной организации и проведения учебно-воспитательного процесса в начальных классах, должна учитывать психологические особенности возрастной группы обучаемых детей, поэтому она тесно связана с психологией. Психологическая наука исследует закономерности мышления, памяти, внимания младших школьников, которые помогают выявить наиболее эффективные методы, средства обучения и воспитания учащихся. Например, выясняя эффективность тех или иных методов обучения. Методика преподавания предмета «познание мира» отвечает также на вопрос: чему учить? Таким образом, она определяет содержание учебного материала по предмету «познание мира» в школе, его идеи, принципы отбора фактов и построения предмета.
Вместе с тем методика преподавания предмета «познание мира» отвечает на вопросы: как учить? Как воспитывать средствами предмета? Какие методы, приемы можно наиболее эффективно использовать для развивающего обучения и воспитания младших школьников через содержание природоведческого материала? Какие формы обучения и воспитания приемлемы в учебном процессе с учетом особенностей этого предмета? Методика определяет также средства обучения, воспитания и развития школьников (наглядные пособия, оборудование).
Предмет «познание мира» обладает определенными особенностями не только в содержании, но и в методике преподавания. Главная характерная особенность предмета Предмет «познание мира» заключается в том, что каждая тема изучается на протяжении всего учебного года. Это необходимо для того, чтобы систематически вырабатывать у детей умения и навыки поведения, формировать у них правильное отношение к окружающей действительности. Возврат к одной и той же теме в течение года целесообразен и в связи с сезонными изменениями в природе, а также знаменательными событиями в жизни нашей страны. Так, в I классе занятия по предмету «познание мира» начинаются со знакомства со школой, с ее зданием, расположением школьных помещений, с правилами поведения на занятиях (тема «Наша школа»). Далее учитель переходит к теме «Наш город (село)». В ней он знакомит школьников с некоторыми правилами поведения на улице, учит детей ориентироваться в ближайшем к школе окружении, знать дорогу от дома до школы. Пока стоит теплая погода, учитель организует прогулки-экскурсии в природу, чтобы познакомить детей с окрестностями города (села), наблюдать за сезонными изменениями s природе, жизни растений и животных. К празднику 7 Ноября изучается часть темы «Родная страна». Таким образом, все темы взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга. Аналогично изучается и материал предмета во II классе.
Специфика содержания предмета предмету «познание мира» требует организации занятий не только в классной комнате, но и на пришкольном участке, на улице, в природе, парке, библиотеке, школьной столовой и т. п.
Ведущим методом знакомства детей с окружающим миром является наблюдение. Приобщение учащихся к природе, окружающему миру следует осуществлять путем целенаправленных наблюдений, а также организации посильной практической деятельности детей в природе: сбора листьев, сухих веток, семян для подкормки птиц и т. д.
Кроме наблюдений, используются и другие методы, приемы ознакомления с окружающим миром: беседа, рассказ, объяснение и описание с демонстрацией наглядных пособий, дидактические игры.
Главная организационная форма обучения по этому предмету— урок, который может быть проведен в разных условиях. Учитывая возрастные особенности школьников, на уроках необходимо использовать такие виды учебной деятельности, которые имеют практическую направленность и способствуют развитию у детей объективных представлений об окружающем мире.
На уроках курса имеются большие возможности для использования проблемного подхода к обучению, когда перед учащимися ставится проблемная задача, создается ситуация необходимости поиска правильного ответа, организуется соответствующий учебный поиск и проверка правильности решения поставленной задачи. Организация такой деятельности на уроках в значительной степени стимулирует мыслительную деятельность детей.
На уроках по предмету «познание мира» необходимо выявлять и систематизировать ранее накопленные детьми знания об изучаемом материале; поэтому неотъемлемой частью таких уроков является актуализация опорных знаний, которая позволяет с меньшими затратами усилий формировать новые представления и понятия и осуществляется с широким привлечением разнообразных натуральных и изобразительных наглядных средств обучения, экранных пособий.
При ознакомлении с окружающей природой среди организационных форм работы, помимо урока, значительное место отводится экскурсиям в лес, поле, на луг, к пруду.
Экскурсии должны носить сезонный характер, и желательно, чтобы они проводились на один и тот же природный участок, чтобы дети могли отметить происходящие изменения в жизни растений в зависимости от времен года.
В ходе экскурсий дети не только учатся наблюдать природу, они приобретают эстетические знания, видят ее красоту и величие, но и познают правила поведения в природе, поэтому велико их воспитательное значение. Экскурсии с участием I—II классов имеют ту же структуру, что и в III—IV классах, но отличаются тем, что наблюдения носят фронтальный характер. Чаще всего дети получают одинаковые задания, которые учитель разделяет на отдельные операции и руководит выполнением каждой из них, после чего наблюдения детей обобщаются. Например, в ходе экскурсий в природу на тему «Растения в природе зимой» учитель вначале обращает внимание детей на состояние погоды: холодно или тепло, есть ветер или нет, идет или не идет снег, много или мало снега (замерить палкой). После этого необходимо выяснить, узнали ли дети место экскурсии: лес это или парк, сквер или сад и т. п. Далее детям предлагается найти знакомые растения, вспомнить их названия, определить, как они изменились по сравнению с осенью. Подведя итог данному наблюдению, учитель переключает внимание учащихся на травянистые растения: видны ли они в это время года? Что с ними произошло с приходом зимы? Сохранились ли они под снегом? (Учитель разгребает участок земли от снега и дает возможность детям увидеть состояние травянистых растений.) Делается вывод о состоянии травянистых растений, после чего — общий вывод о состоянии растений в зимний период. Кроме того, учитель предлагает учащимся обратить внимание на кормушки для птиц, белок и засыпать туда корм (если есть возможность). Прощаясь с уголком зимней природы, необходимо сказать детям, что, когда они снова придут сюда, не узнают его: он будет совсем другим. Можно даже спросить: каким будет этот уголок весной? При ознакомлении с окружающим миром могут проводиться целевые прогулки на фабрику, в магазин, на почту, в библиотеку и т. д., в ходе которых дети знакомятся с трудом людей, с их профессиями, учатся правильно вести себя в общественных местах. Содержание таких прогулок учитель предварительно обсуждает с администрацией предприятий. Перед проведением таких прогулок необходимо провести беседу и выяснить имеющиеся у детей представления о данн-ом предприятии и профессиях людей, познакомить с конкретными задачами предстоящего занятия, напомнить о правилах поведения на улице и в общественных местах.
Сюжетные игры должны занимать существенное место в обучении школьников. Они дают возможность не только закреплять полученные знания, но и отрабатывать отдельные умения и навыки. Тематика игр, их содержание должны соответствовать возрастным особенностям школьников и учебно-воспитательным задачам изучаемой темы. Например, после прогулки на почту организуется игра «Я работаю на почте», в ходе которой дети знакомятся с конвертами, почтовыми марками, открытками, учатся правильно наклеивать марки, заклеивать конверты. Таким образом, при ознакомлении с окружающим миром учащихся I—II классов используются разнообразные методы, формы организации занятий, но все они взаимосвязаны между собой.
Глава 2. эстетические ОСНОВЫ МЕТОДИКИ предмета «познание мира», ЕЕ СВЯЗЬ С ЭСТЕТИКОЙ.
Всякое методическое исследование обычно включает в себя использование исторического метода, который позволяет познакомиться с методическим наследием предшествующих лет, изучить и проанализировать достигнутое, наметить дальнейшие пути изучения, уточнить цели и задачи исследования. Этот метод предполагает тщательную работу с педагогической, психологической, методической литературой.
Большое значение для решения многих методических проблем имеет состояние реального учебно-воспитательного процесса по природоведению в начальных классах, т. е. изучение массового опыта учителей. Ведущим методом в изучении массового опыта учителей является педагогическое наблюдение, когда исследователь, наблюдая педагогический процесс, выявляет творческие достижения учителей и типичные ошибки в преподавании. Собранный материал обобщается, теоретически осмысливается и делается достоянием науки.
Для изучения массового опыта школы используются и такие методы, как анкетирование учащихся и учителей, собеседования, письменные проверочные работы учащихся, изучение школьной документации, которые, как правило, применяются в сочетании и в зависимости от поставленных задач исследования. При этом необходимо четко выделить цели изучения опыта, составить план изучения, разработать анкету для учителей и т. д.
Важное место в методических исследованиях занимают математические и статистические методы. Они позволяют на основании расчетов и статистических данных выявлять и объяснять сложные взаимосвязи педагогических явлений (например, взаимосвязь между методами, средствами обучения природоведению и уровнем знаний учащихся и т. д.).
Центральное место среди всех методов исследования занимает педагогический эксперимент — специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы с целью выявления его действенности и эффективности. Как правило, эксперимент направлен на создание нового педагогического опыта, в котором существенную роль играет сам исследователь.
Прежде чем приступить к эксперименту, исследователь на основании изучения литературы и опыта работы школы устанавливает главную проблему исследования и выдвигает гипотезу. Научная гипотеза — это научно обоснованное предположение о возможной эффективности того или иного экспериментально проверяемого нововведения. Как правило, эксперимент предназначается для доказательства гипотезы.
На основании сформулированной гипотезы исследователь определяет конкретные задачи исследования и выбирает методы. Важным условием проведения эксперимента является подготовка экспериментальных материалов в соответствии с выдвинутой гипотезой: разработка дидактических материалов, учебных текстов, наглядных средств обучения, вопросов и заданий для учащихся, проверочных заданий.
Педагогический эксперимент проводится в двух группах классов: экспериментальных и контрольных. В первых — проверяется эффективность новых приемов обучения или вводятся новые элементы знаний, во вторых — обучение осуществляется без изменения. При этом должно соблюдаться условие: учащиеся экспериментальных и контрольных классов должны быть приблизительно равными по способностям и уровню подготовки.
В последнее время в эксперименте все чаще используются технические средства: звукозапись, наблюдение скрытой камерой телевидения, киносъемка, видеозапись, которые позволяют воспроизводить фрагменты учебного процесса для анализа.
Проводя педагогический эксперимент, исследователь часто параллельно использует и такие методы, как психологическое наблюдение и психологический эксперимент, которые позволяют ему выявить психологические особенности младших школьников в ходе экспериментальной проверки предлагаемых нововведений и на основании этого решить целесообразность их не пользования в учебно-воспитательном процессе по предмета «познание мира»..
Заключительным этапом методических исследований является формулировка выводов и практическое применение результатов, которые проходят широкую проверку в практике обучения, что повышает достоверность выводов и рекомендаций.
Такова сема логики методических исследований, которой придерживаются ученые и которая должна лежать в основе курсовых и дипломных работ студентов по методике преподавания предмета «познание мира».
Применительно к конкретной методической проблеме схема исследования может выглядеть следующим образом. Например, при изучении формирования у младших школьников представлений об окружающем мире в процессе усвоения первоначальных научных понятий исследователь пользовался следующими методами: теоретическим анализом эстетических, психологических, дидактических и методических работ по данной проблеме, наблюдением, анкетированием, анализом опыта работы учителей начальных классов, констатирующим и формирующим экспериментом.[1]
Исследование осуществлялось в три этапа. Первый этап был посвящен изучению и анализу специальной литературы и публикаций в периодической печати по проблеме эстетического исследования, изучению опыта работы учителей начальных классов.
Второй этап был посвящен разработке и внедрению опытно-экспериментальной методики руководства чувственным эстетическим восприятием младших школьников (формирующий эксперимент).
Третий этап включал в себя обработку и анализ результатов эксперимента, уточнение отдельных теоретических положений, разработку практических рекомендаций учителям начальных классов.
Таким образом, на основе закономерностей, открываемых исследованиями преподавания предмета «познание мира» в начальной школе, определилась методика как наука о прекрасном в природе. Она имеет свой объект изучения — учебно-воспитательный процесс обладает спецификой, обусловленной особенностями содержания начального курса предмета «познание мира».
Учащиеся должны знать основные признаки времен года, названия нескольких растений и животных данной местности, уметь их отличать. Дети должны уметь вести эпизодические самостоятельные наблюдения в природе и фиксировать их в «Дневнике наблюдений», классном «Календаре природы и труда».
Предмет тесно связан с остальными предметами курса начальной школы. Наблюдения за жизнью природы и общества, за трудом советских людей способствуют лучшему пониманию учебного материала по таким предметам, как чтение, русский язык, развитие речи, трудовое обучение и др.
Роль эстетического воспитания в развитии личности.^?оль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха] Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты — значит творить1 прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.
Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он указывал, чтоученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник — образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука)
(Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, A.M. Горький называл эстетику этикой будущего.
Искусство, является могучим средством духовного возвышения человека писал А.М. Горький, тем больше искусство роднит меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь. А.И. Герцен отмечал, что без эстетики нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря эстетике человек переживает века. Эстетика оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хэмингуэй сравнивал эстетику с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты». Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образования. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. Задача’ школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовку .учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.
Сущность эстетического воспитания и его содержание. Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства — к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.
Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?
Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.
Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей. Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.
Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.
Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать, в целях воспитания.
Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности. Как же должно осуществляться эстетическое воспитание? Формирование у школьников художественно-эстетических потребностей. Эстетическое воспитание в школе начинается с младших классов в процессе изучения предмета «познание мира», доступных книг о природе, а также на изобразительного искусства. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении учащихся с различными видами искусства, приучении их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и эстетическая подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умением красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства. Подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только создают условия для переживания детьми внутренних противоречий между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают потребность в приобщении через природу к искусству.
Для воспитания художественного восприятия природы у младших школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении природы и искусства, прослушивании музыки и звуков природы и побуждение их к оценке красоты природы, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином природном ландшафте, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.
В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин о природе.
Большое значение имеет показ красоты родной природы, причудливо сочетающей в себе уплывающую в синеву даль полей, бирюзовое течение рек, спокойную, окаймленную кустами и деревьями гладь озер, неповторимую гамму птичьего пения, величавые массивы леса и т.д. Одним из лучших воспитателей называл природу К.Д. Ушинский. «А воля, а простор, природа… а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, — писал он, — разве не были нашими воспитателями? …Я вынес из впечатление такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога…». Для ознакомления учащихся с красотой родной природы проводятся экскурсии, организуются наблюдения за сезонными изменениями окружающего ландшафта, создаются гербарии из местных растений, проводятся выставки картин, посвященные животному миру, и т.д. Вместе с тем необходимо воспитывать активное отношение к сохранению природы, организуя для этого кружки «Друзья природы», «Зеленый патруль», акции «В защиту леса» и т.д. Все это показывает, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать видное место в комплексе учебных и внеклассных занятий в начальных классах.
Воспитательная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремления к восприятию прекрасного продолжается и в последующих классах, но, разумеется, на более высоком уровне.
ГЛАВА 3. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов в процессе изучения предмета «познание мира»
Это весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения, как уже отмечалось, формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении для преподавателя сформировать у учащихся начальных классов необходимых способностей к более глубокому пониманию искусства.
Очень важно в этих классах обогащать учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Вот как, например, АС. Пушкин рисует печальную картину осени в романе «Евгений Онегин»:
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало. Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
Иные изобразительные средства использует поэт, показывая бодрящее воздействие зимнего пейзажа на человека: «има!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке. В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив; Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно…»[2]
В познании художественных средств изображения действительности в искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, минор и мажор в музыке, перспектива в изобразительном искусстве и др.
В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необходимо использовать произведения музыки и изобразительного искусства. Так, при изучении повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» учитель может использовать иллюстрации С. Герасимова и П. Соколова к этому произведению. Прослушивание романса А. Варламова «Белеет парус одинокий» организуется при изучении лирики М.Ю. Лермонтова. Подобное синтетическое использование искусства в процессе изучения предмета познание мира помогает уяснению специфики изобразительных средств различных видов искусства и развитию разностороннего и более глубокого эстетического восприятия природы.
Эстетическое воспитание не может ограничиваться только учебной работой по предмету «познание мира» и изобразительному искусству. Эстетикой, приобщением к прекрасному должны характеризоваться занятия и по таким предметам, как математика, литература и т.д. Эмоционально-выразительное изложение материала учителем, красивые записи на доске, побуждение учащихся к логически стройным суждениям и ответам на вопросы при проверке знаний также имеют немаловажное значение для формирования эстетической культуры. Уместно в этой связи привести мысль Аристотеля: «Математика выявляет порядок, симметрию, определенность, а это важнейшие виды прекрасного»[3]. Такие «виды прекрасного» необходимо осознавать и раскрывать каждому учителю по своему предмету.
Исключительно острой проблемой, слабо решаемой в школьной практике, является формирование у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать подлинные высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества, от художественных поделок. Это особенно относится к музыке и изобразительному искусству, когда учащиеся зачастую увлекаются какофонией и бездумным модернизмом и недооценивают классики, а иногда и форм отечественного искусства. Трудности школы здесь усугубляются тем, что средства массовой информации, дискотеки и ; видеотеки слишком широко популяризируют западную музыку и кинофильмы в ущерб отечественному искусству. Преодолеть эту трудность можно только одним путем — широким использованием классической литературы, лучших образцов современной музыки и художественного творчества.
Приобщение школьников к художественному творчеству и развитие их способностей в области литературы, музыки и изобразительного искусства. Будучи по своей природе существом, творческим, человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности в процессе занятий предмета «познание мира» — одна из задач эстетического воспитания. В младших и средних классах она решается прежде всего на занятиях по родному языку и литературе, изобразительному искусству и музыке. С этой целью учителя дают школьникам задания делать свои иллюстрации к природным ланшафтам, пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания имеют целью не формирование профессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие. Для тех же школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, подобные занятия служат средством совершенствования художественного опыта, умений и навыков. Здесь иногда имеет значение первое побуждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством. Как писалось в одной статье для родителей, «…стоит пробудить в ребенке художника — и его не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку»[4].
Известный композитор Д.Б. Кабалевский выдвинул идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с отражением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравственности людей. Художник Б.М. Неменский разработал программу по рисованию, которая вместо традиционного обучения учащихся рисованию отдельных предметов предусматривает побуждение их к творческому отражению окружающей природы средствами изобразительного искусства. Это существенно улучшает эстетическое развитие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человеческой жизненной практикой.
Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов, олимпиад и т.д. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Результаты художественной деятельности школьников оформляются в виде рукописных (машинописных) литературных журналов, выставок картин и рисунков, организации концертов и т.д.
Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся. При изучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях морального формирования учащихся. Для этого необходимо вырабатывать у учащихся понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной красоты человека-творца — такова идейная направленность произведений лучшей художественной классики. Вот почему при изучении поэзии А.С. Пушкина нужно привлечь особое внимание к тем строкам произведения, которые наполнены природной эстетикой и горячей любви к родине: «Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!»[5]
Непревзойденное мужество, храбрость и отвагу людей в борьбе за независимость и честь Родины, их беспредельную преданность своему патриотическому долгу воспевал М.Ю. Лермонтов. В стихотворении «Бородино» он рисует драматическую картину подготовки солдат к сражению, понимание ими решающего значения предстоящей битвы для судеб Родины. Беседуя с солдатами, полковник призывает их:
«Ребята! Не Москва ль за нами, Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали. И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой»[6].
Особенно важно показать красоту мужественных патриотических поступков русских людей, их идейно-политической стойкости и преданности своему гражданскому долгу.
Для раскрытия нравственного содержания искусства широко используются различные формы внеклассной работы. В школах проводятся тематические литературно-художественные вечера: «Песни и музыка Великой Отечественной войны», «Мотивы морали и нравственной чистоты в музыке», «Идеи патриотизма в изобразительном искусстве» и др. Эти мероприятия оказывают большое влияние на интеллектуальную и эмоционально-нравственную жизнь учащихся, развивают и укрепляют чувства, воспитывают моральную чистоту мыслей и поведения. Но с чем же связано это влияние? Здесь проявляет себя так называемая эмпатия, т.е. перенесение себя в состояние другого человека, побуждение к сопереживанию его (положительного героя художественного произведения) чувств и эмоционального состояния, стремление следовать его действиям и поступкам.
Одновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать серьезное внимание на эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится как в системе урочных занятий, так и во внеурочное время. На уроках отрабатывается культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между учащимися. Все это составляет важную область эстетики их повседневного поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эстетика должна пронизывать организацию труда и разнообразной практической деятельности учащихся в занятиях познания природы.
Упоминавшийся выше композитор Д.Б. Кабалевский отмечал, что область прекрасного должна пронизывать все проявления человеческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекая школьников к деятельности по сохранению природы необходимо заботиться о разумной ее организации, раскрывать ее плодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека. Учащиеся по заданию учителя сделали уборку и навели чистоту в школьном дворе, привели в порядок посадки декоративных кустов, выкрасили забор. «Смотрите, как уютно и хорошо стало возле нашей школы!» — говорит учитель, и учащиеся любуются делом своих рук, переживая радость и воодушевление от сделанного. Школьники вырастили цветы, которые горят яркими красками до глубокой осени под окнами школы. Их руками создан и ухожен учебно-опытный школьный участок, на который можно засмотреться. Надо помочь ребятам увидеть красоту своих усилий, что, как правило, вдохновляет их к дальнейшему улучшению своего труда.
Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление их с современной экологией. В этих целях хороший эффект дают встречи с искусствоведами, художниками пейзажистами, экологами, артистами и другими деятелями культуры. Эти встречи помогают школьникам не только осмысливать проблемы природы, но и учат их экологии, предупреждают варварское отношение к природе и экологии, способствуют выработке эстетической культуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Гавриловец К.В., Казимирская И.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск, 1988.
- Идеи эстетического воспитания. Антология: В 2 т. / Сост. В.П. Шестаков. М., 1973.
- Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М., 1984. ‘ Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1981.
- Основы эстетического воспитания /Под ред. М А. Кушаева. М., 1986. Прасолова Е.Л- В союзе с красотой. М., 1987.
- Система эстетического воспитания школьников /Под ред. С. А. Герасимова. М., 1983.
- Щиряков Н.Н. Эстетическое воспитание учащихся. Минск, 1970. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / М., 1983.
- Бианки В. Лесная газета. На каждый год.— Л., 1961.
- Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами/Сост. А. М. Гукасова. — М., 1981.
- Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению/Сост. Л. Ф. Мельчаков. — М., 1981.
- Горощенко В. П. Методика преподавания природоведения.—М., 1984.
- Немежанская Е. Игры-путешествия в октябрятской группе.М.,1981.
- Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. — М., 1981.
- Сладкое Н. Лесные тайнички. — Л., 1970.
- Яковлев В. Г. Игры для детей. — М., 1975.
- Вахтеров В. П. Предметный метод обучения//Учителю начальной школы/Сост. Н. Г. Казанский, Т. С. Назарова. —М., 1964.
- Воспитание и развитие детей в процессе обучения природове-дению/Сост. Л. Ф. Мельчаков. — М., 1981.
- Герд А, Я- Избранные педагогические труды/ —М., 1953.
- Герд А. Я. Предметные уроки. — 5-е изд. — СПб.:
- Горощенко В. П., Никитина В. С. Методика изучения природы в начальной школе. — М., 1965.
- Горощенко В.П., Методика преподавания природоведения. — М., 1984.
- Клепинина А., Чистова Л. П. Дневник наблюдений за природой и трудовой деятельностью человека. — М., 1988.
- Мельчаков Л. Ф., Природоведение: Учебник для III класса. М., 1988.
- Мельчаков Л. Ф. Содержание и организация наблюдений за природой и трудом населения в начальной школе. — Свердловск,
- Обучение в I классе: Книга 2/Под ред. Б. И. Фоминых. — М., 1988.
- Обучение во II классе: Книга 2/Под ред. Б. И. Фоминых. — М., 1988.
- Павлович С. А., Матвеева А. Н., Горощенко В. П. Книга по природоведению. Основы и методика природоведения. — М., 1969.
- Программы средней общеобразовательной школы (начальные классы, 1-4 классы одиннадцатилетней школы). — М., 1988.
- Скаткин М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М., 1952.
- Формирование экологической культуры в системе воспитания младших школьников. — М., 1988.
- Ягодовский К. П. Вопросы общей методики естествознания.М., 1951.
[1] Бурова Л. И. Формирование у младших школьников представлений об окружающем мире в процессе усвоения первоначальных научных понятий: Автореферат дисс. канд. пед. наук. — М., 1983
[2] Ягодовский К. П. Вопросы общей методики естествознания.М., 1951.
[3] Скршгв Ю. Листья самые прекрасные // Семья и школа. 1961. № 12. С. 12.
[4] Ягодовский К. П. Вопросы общей методики естествознания. М., 1951.
[5] Скаткин М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М., 1952.
[6] Мельчаков Л. Ф. Содержание и организация наблюдений за природой и трудом населения в начальной школе. — Свердловск, 1968.