АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Возникновение и сущность тенге в Казахстане и денежная политика

Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

 

 

Глава 1. Понятие, сущность денег и денежного обращения…5

  • Сущность и функции денег………………………………………………5
  • Денежное обращение……………………………………………….…….8

 

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕГ В КАЗАХСТАНЕ……………………………..13

 

Глава 3. Денежная политика РК…………………………………………18

  • Цель денежно — кредитной политики…………………………………..18
  • Денежно-кредитная политика РК итоги 14 лет………………………..20
  • Денежная политика в послании Президента РК — 2030г………… ……25

 

 

Заключение……………………………………………………………………..28

 

Список использованной литературы………………………………..29

 

Введение

 

Одним из необходимых условий эффективного развития  хозяйства  в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения. Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны  Центрального  банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике,  от динамики которой  зависит изменение совокупного платежеспособного спроса. Поскольку кризис экономики берет свои истоки в процессе расширенного воспроизводства, то и причины, факторы этого кризиса следует искать в первую, очередь и главным образом в нем. Диспропорции между накоплением и потреблением, между платежеспособным спросом и предложением товаров и услуг, пропорциональная структура и монополизированная государственная экономика – вот главные причины кризиса в области денежного обращения, платежа, финансов и кредита.

Денежная политика сложилась в  условиях гиперинфляции. Проводимая правительством жесткая бюджетная политика, направленная кроме всего прочего на значительное снижение инфляции, не могла не отразиться на денежной политике государства.

Переход экономики Казахстана на рыночные рельсы невозможен без повышения роли денег, кредита и расчетов. При переходе к рыночной экономике не так уж много факторов могут сравниваться в своей значимости с эффективной системой управления финансовыми и денежно-кредитными отношениями и ее сердцем – стабильной и активно функционирующей структурой коммерческих банков. Высшая конечная задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, что  определяет актуальность выбранной темы.

В 1-й главе «Природа денег» описывается сущность, функции денег а также описано денежное обращение. Через функции денег всесторонне рас­крывается сущность денег как экономической категории. Деньги в своей эволюции меняли свою оболочку, форму и функции. Но на всех этапах развития своего товарооборота общество нуждалось в деньгах. В настоящее время деньги представляют собой всеобщий эквивалент, особый товар, в котором выражается стоимость всех остальных товаров.

В своей эволюции деньги прошли несколько этапов, о которых рассказано во 2-ой главе, где мною была описана эволюция денег в Казахстане. Здесь описывается денежное обращение и особенности денежной системы РК.

3-я глава конкретизируется на основах денежной политики Республики Казахстан на современном этапе, где также приведены статисти­ческие данные по состоянию денежной массы, денежной системы в Республике Ка­захстан.

В заключении обос­нованы выводы по всей работе. При написании использовалась нормативно-правовые акты РК, учебники, а также статьи из периодической печати. Фактиче­ский и цифровой материал взят из источника статистического бюллетеня Нацбанка РК.

 

 

Глава 1. Понятие, сущность денег и денежного обращения

 

1.1. Сущность и функции денег

 

Возникновение денег тесно связано с историческим процессом обмена товаров и смены форм собственности.  На ранней ступени обмен носил случайный характер. Такому обмену соответствовала простая или случайная форма собственности, при котором один товар выражал свою стоимость в одном противостоящем ему товаре-эквиваленте. Товар-эквивалент служит для выражения стоимости первого товара. Формула   Т — Т.

Выделение скотоводческих и земледельческих племен привело к регулярному обмену и появлению полной формы собственности. Эта форма отличается от простой тем, что при ней в обмене участвуют многочисленные товары, а потому каждый товар может быть обменян на разные товары-эквиваленты.

Развернутая форма собственности выражала более развитый обмен. В то же время стоимость каждого товара не получала законченного выражения. Поскольку число товаров-эквивалентов было неопределенным, стоимость получала многообразное и разнородное выражение, а непосредственный товар оказывался очень затрудненным. Потому выделялись товары, которые в данный период времени на местном рынке товаров стали выражаться в одном товаре, который становится всеобщим эквивалентом. Возникла всеобщая форма стоимости. Постепенно в результате развития обмена из нескольких  товаров выделился один товар, который стал играть эту роль постоянно. Рождается денежная форма собственности.

Таким образом, деньги имеют товарную природу, но являются не обычным, а специфическим товаром, постоянно выполняющим роль всеобщего эквивалента. Разница между обыкновенными товарами проявляется в их потребительской стоимости. Каждый товар способен удовлетворять лишь какую-либо определенную человеческую потребность, т.е. имеет единичную потребительскую стоимость. Денежный товар кроме этого обладает непосредственной и всеобщей  стоимостью (может быть легко обменян на другой товар). Поэтому деньги обладают всеобщей потребительской стоимостью.

Итак, исторически деньги выделились из общего мира товаров, и сами поначалу являлись и обычным товаром, и  специфическим товаром — деньгами. Дальнейший ход истории привел к ликвидации товарной формы денег и переходу к новым формам. Посмотрим, как же это происходило.

Обращение полноценных металлических денег, когда  они совпадают с товарной формой, во-первых, слишком дорого, во-вторых, добыча металлов не поспевает за ростом потребности экономики в средствах обращения. Между тем  в самой природе денег заложено решение этой проблемы. Дело в том, что деньги как всеобщий эквивалент используются идеально. Выступая посредником в обмене товаров, они играют мимолетную роль. Именно на этой основе создаются предпосылки для появления знаков стоимости. Таким образом, сам процесс обращения металлических денег по мере отклонения обозначенного на них номинального содержания от реального веса предопределил появление первых функциональных форм денег, которые определили в будущем полный отрыв денег от товарной  формы и ее полное исчезновение.

Первоначально знаки полноценных денег тоже поступали в виде металлических монет (сначала медь, бронза, затем роль денег надолго закрепилась  за золотом).  Почему именно золото играет в истории развития денег решающую роль. Золото — это вещь, а деньги не есть вещь. Золото выполняет чисто общественную роль. С другой стороны, его трудно произвести (добыть, обработать), т.е. оно удовлетворяет определению денег.

По сравнению с другими металлами (кроме открытых в ХХ век) золото имеет более высокую стоимость, не ржавеет со временем, обладает делимостью (что очень важно!); а потом у многих (да почти у всех народов мира) был культ Солнца, а золото на солнце имеет такой же блеск, как и светило. Наравне с ними такие качества, как портативность, легкость в чеканке, принимаемость везде, где развита торговля. Думается, что не последнюю роль в утверждении золота как синонима богатства, денег сыграли женщины. По данным археологов, практически все лучшие  украшения для прекрасной половины человечества изготовлены из золота, причем старейшие из них датируются V-IV тыс. до н.э. 

Затем в обороте стали использоваться монеты из неблагородных металлов, по мере того как стоимость золота росла. После этого стали появляться знаки полноценных  денег, изготовленных из бумаги.

Бумажные деньги впервые изобрели (их изобретали несколько раз) китайцы. Впервые они начали печататься в 812 г. н. э. и получили распространение к 970 г.н. э. В XV-XVIII деньги, изготовленные из бумаги, появились в Европе и так сильно распространились и прижились, что стали основным заменителем полноценных денег.

Основными функциями денег являются:

  • Как меры стоимости. Выражение стоимости товара в деньгах происходит путем установления цен.
  • Как средство обращения и платежа. Деньги играют роль посредника в схеме Т-Д-Т (товар-деньги-товар), устраняя неудобство схемы Т-Т. В период инфляции функция денег как средство обращения резко падает и правительство вынуждено прибегать к рационированию (введению карточной системы распределения).
  • Как средство накопления . Эта функция возникла в период обращения полноценных денег как стремление людей к богатству
  • Мировые деньги. Средство межгосударственных расчетов (современная общеевропейская валюта — экю, в других случаях — золото).

1.2  Денежное обращение

 

Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное  производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных  и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот о оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая  доходы различных классов. С помощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращения товаров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.

Денежное обращение подразделяется на две сферы: наличную и безналичную. Налично-денежное обращение – это движение наличных денег. Оно обслуживается банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами (казначейскими билетами). В развитых странах банковские билеты, выпускаемые центральным банком, составляют подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительная часть выпуска денег приходится на казначейства, которые эмитируют в основном монеты и мелкокупюрные бумажно-денежные знаки – казначейские билеты.

Безналичное обращение – это движение денег безналичного оборота. Под ними понимается, прежде всего, банковские депозиты на счетах клиентов, использование которых осуществляется с помощью чеков, жироприказов, кредитных карточек, электронных переводов. В денежном обороте применяются также векселя, сертификаты, а в ряде стран другие обязательства и требования.

Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступление безналичных средств на счета в банке, — непременное условие для выдачи денег. Поэтому безналичный платежный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования. С совершенствованием платежно-расчетных отношений менялось и соотношение между наличными и безналичными сферами денежного обращения. В современных условиях удельный вес наличных денег, особенно в промышленно развитых странах, невелик.

Безналичные расчеты — это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения расчеты предприятий и организаций друг с другом, с кредитными учреждениями и с финансовыми органами осуществляются без участия  наличных денег, т.е. посредством записей по счетам клиентов в банках и зачета их взаимных требований.

Наличный оборот представляет собой совокупность платежей, производимых наличными деньгами.

Ели в безналичном обороте деньги используются в функции средства платежа, то в наличном обороте – как средство обращения и платежа.

Наличные деньги как средство обращения используется главным образом для расчетов населения  с предприятиями  розничной торговли. За наличные деньги покупаются товары на колхозных рынках и у отдельных лиц. Предприятия, организации и учреждения используют наличные деньги для покупки необходимых им товаров лишь в том случае, когда стоимость покупки не превышает предельной суммы платежа, установленной в законодательном порядке.

Денежный оборот – это совокупность движения денег в наличной и безналичной формах, опосредствующих процесс общественного воспроизводства, функциях средства обращения и платежа.

Рациональная организация денежного  оборота сводится к тому, чтобы обеспечить его абсолютный рост относительно меньшей суммой денежных средств. Такой цели можно достичь за счет ускорения оборачиваемости денежных средств, где важное значение, имеет ускорению расчетов между хозорганами и населением.

С помощью расчетов завершается превращение денежной  формы авансированных средств в производственные запасы, получение в денежной форме выручки. Тем самым расчеты выступают важным звеном кругооборота средств, а их своевременное завершение служит необходимым условием непрерывного возобновления процесса производства.

Главная особенность применения наличных денег как средство платежа связана с оплатой труда рабочим  и служащим. Кроме того, наличные деньги в этой функции используются при: выплате пенсий, пособий и стипендий; выдаче банковских ссуд населению на индивидуальное жилищное строительство и хозяйственное обзаведение; выплате страхового возмещения и т.д.

Рассматривая денежный оборот, необходимо произвести разграничение безналичного оборота и платежного оборота. Платежным оборотом следует называть такой денежный оборот, в котором деньги функционируют только в качестве средства платежа, следовательно, составным платежного оборота является безналичный оборот и та часть наличного оборота, где деньги выполняют функцию средства платежа. Таким образом, платежный оборот является лишь частью денежного оборота, а безналичный оборот – это часть платежного оборота. Придавая огромное значение рациональному использованию денежных средств и сокращению издержек обращения, государство организует безналичные расчеты, устанавливает условия их осуществления и порядок применения расчетных документов. Система безналичных расчетов представляет собой организацию безналичного денежного оборота, регулируемого общегосударственными законами и банковскими правилами. Все безналичные расчеты совершаются  на основе расчетных документов, которые совершают определенное движение между хозяйствующими субъектами и учреждениями банков. Следует различать движение расчетных документов и документооборот.

Движение расчетных документов – это последовательное прохождение документов по пунктам движения от начала до завершения расчетов. Документооборот, кроме времени, необходимого для движения расчетных документов, включает время, требуемое для оформления документов при совершении различных расчетных операций

Формы расчетов между сторонами определяются договором, соглашением или иной договоренностью по соглашению между предприятиями могут проводиться зачеты взаимной задолженности без участия банка. В договоре между поставщиком и покупателем предусматривается начисление пени за просрочку в оплате платежных документов.

Средства со счетов предприятий списываются по распоряжению владельцев счетов. Платежи осуществляются в очередности, определяемой руководителем предприятия. Ранее применялась установленная банком календарная очередность платежей, а еще раньше очередность платежей устанавливалась строго в зависимости от назначения  платежей, первоочередными признавались платежи в бюджет и на оплату труда работников. Отмена каких-либо ограничений в оплате со счетов предприятий вполне закономерна, так как рынок и рыночные отношения не совместимы с административными методами управления денежным оборотом предприятий и коммерческих предприятий.

В последнее время значительно расширены условия применения платежных поручений. Платежное поручение является банку приказом о перечислении с его счетов суммы денежных средств другому предприятию, организации, лицам или учреждению. При этом плательщик представляет в банк поручение на бланке установленной формы. Поручение считается действительным в течение 10 дней со дня выписки.

Поручения принимаются банком плательщика к исполнению только при условии наличия средств на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.

Для совершения платежа может использоваться также ссуда банка при наличии  у хозоргана права на ее получение.

Весьма перспективной формой расчетов следует признать расчеты чеками. Чек является ценной бумагой, содержащей письменное поручение чекодателя плательщику (банку, выдавшему чек) произвести платеж чекодержателю указанной суммы. Чек в банке, обслуживающем чекодателя, обеспечивается: средствами, депонированными чекодателем на отдельном счете; средствами на расчетном или текущем счете чекодателя, но нет свыше суммы гарантированной при выдаче чеков.

В настоящее время использование в платежном    обороте РК расчетных чеков регламентируется Положением о расчетах чеками, Положением о безналичных расчетах в РК, а также поступающими дополнительными указаниями Национального банка.

 

Глава 2. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕГ В КАЗАХСТАНЕ

 

Для всесторонней характеристики денежного обращения на территории Ка­захстана в период VI-VIII вв. материалов очень мало. Монеты VI-VIII века выпус­кались представителями владельных родов, ставивших на них свои знаки — тамги, своеобразные идеограммы родового имени. По ним можно было судить о принад­лежности владетеля к той или иной династии, а также определить древность раз­личных родов.

Одним из крупнейших политико-экономических центров Южного Казахстана VI-VIII вв. был Отрар. Жизнь этого города и его оазиса оказывала серьезное влия­ние на жизнь периферии. Продукция Отрарских ремесленников поступала на рынке городов. О наличии в отрарском оазисе денежной торговли говорят анэпиграфные монеты, найденные в самом Отрар-тобе и на городищах его округи. Собранные монеты можно разделить на 2 типа.

К первому типу относятся медные монеты, которые на лицевой стороне име­ют родовую тамгу тюрков в виде лука и квадрата. Такой тамговый знак ставился и на монетах тюргешей, содержавших титул самого главного правителя — кагана. Идентичность тамговых знаков, вероятно, указывает на династийные связи тюрк­ских правителей на Сырдарье с тюрками Семиречья. На оборотной стороне этой монеты изображен идущий лев.

Ко второму типу относятся бронзовые монеты, имеющие на лицевой стороне другой знак. Он напоминает знак на бухарских монетах, найденных в Педжикенте, и следы надписи, выполненные согдийсим письмом. На оборотной стороне — тот же лев, только более высокого художественного оформления. В государстве саманидов наряду с золотыми динариями и медными фельсами постоянно чеканились высокопробные серебряные дирхемы, называемые «исмаили»

Если в начале XI в. в обращении были высокопробные серебряные дирхемы, то уже с начала 2 десятилетия XI века известны монеты, в которых содержание ме­ди доходило до 35%. Чеканка серебряных монет продолжалась до последней чет­верти XI века.

В XII-XIII вв. они стали чеканиться из меди, лишь сверху покрывались слоем серебра, так называемые посеребренные дирхемы.

XI — начало XIII века — период расцвета торговли. Запасы серебра не позволя­ли обеспечивать рынок полновесными серебряными монетами. Золотые динары выполнявшие функции товаров при Саманидах, при Караханидах стали средствами обращения. В основе золотого обращения были не только целые монеты, но и главным образом, их фрагменты разной величины и веса. Выпускались золотые динарии во многих дворах, проба и вес их резко отличались друг от друга, но все же они имели одновременное хождение, о чем свидетельств клады, найденные на территории Средней Азии.

Медные деньги, обслуживавшие сферу мелкой розничной торговли, чекани­лись на различных монетных дворах. В основном, видимо, сферу медного обраще­ния обслуживали те же самые посеребренные дирхемы, которые со временем поте­ряли свой «серебряный облик» и превратились в обычные медные монеты.

В XVIII в. началось присоединение Казахстана к России, но еще раньше в степи имело место хождение российских денег. По мере усиления влияния России российские деньги стали вытеснять среднеазиатские. В XIX в., когда Казахстан был полностью присоединен к России и началась борьба за среднеазиатские горо­да, основной денежной массой стали рубли и копейки. В местах, более приближен­ных к России, стали иметь хождение ассигнации.

В начале XX в. российские деньги полностью вытеснили все остальные. В 1917 г. произошла революция, которая породила инфляцию денежной массы. «Николаевки», «керенки» и другие ассигнации потеряли свой вес. Лишь золотые и се­ребряные деньги оставались «в цене». С утверждением Советской власти в Казах­стане вновь стали обращаться ассигнации.

В 1961 г. довоенные советские деньги были обменены по курсу 1:10, за ис­ключением медных. До ноября 1993 г. в Казахстане использовались советские деньги, так же, как и на всей территории бывшего СССР.

Закон «О денежной системе Республики Казахстан» от 1993 г. установил пра­вовые основы функционирования денежной системы Казахстана. Национальная валюта была введена Указом Президента от 12 ноября 1993 г. «О введении нацио­нальной валюты РК». Указ предусматривал введение валюты с 15 ноября 1993 г. Финансовое законодательство устанавливает правовые основы и формы организа­ции денежного обращения, включающей в себя официальную денежную единицу, порядок чеканки монет и эмиссии денежных знаков, организацию и регулирование денежного обращения, т.е. охватывает все элементы денежной системы.

С этого времени официальной денежной единицей (валюты) является тенге. Законом о денежной системе запрещен выпуск иных денежных единиц и денежных суррогатов, подчеркнута ответственность лиц, нарушающих единство денежного обращения. Официальное соотношение между тенге и золотом и другими драго­ценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организации и изъятия их из обращения на территории Республики Казах­стан принадлежит Национальному Банку Казахстана.

Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банковские билеты (банкноты) и металлическая монета, образцы которых утверждаются На­циональным Банком Казахстана. Банкноты и металлическая монета являются без­условными обязательствами Нацбанка и обеспечиваются его активами. Они обяза­тельны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Республики Казахстан во все виды платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккре­дитивы и для перевода.

Платежи на территории Казахстана осуществляются в виде наличных и без­наличных расчетов. Формы безналичных расчетов определяются правилами, уста­навливаемыми Национальным Банком в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Национальный Банк утверждает образцы платежных документов, исполь­зуемых для безналичных расчетов: платежных поручений, векселей, чеков и др.

Закон разделил полномочия правительства и НБ в области изготовления де­нежных знаков. НБ несет ответственность лишь за планирование объемов их про­изводства. На него возлагаются также:

  • Создание резервных фондов банкнот и монет;
  • Определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
  • Установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;
  • Утверждение правил кассовых операций в хозяйстве.

Правительство Республики Казахстан совместно с Национальным банком разрабатывает основные направления экономической политики, в т.ч. денежной и кредитной. Осуществление денежно-кредитного регулирования экономики Нацбанком проводится путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: определение размеров и процентной ставки рефинансирования (учетной ставки), резервных требований и проведения операций на открытом рын­ке. Он регулирует величину и темпы роста денежной массы.

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслу­живания коммерческих банков, а также предприятий, организаций и учреждений в главных территориальных управлениях Нацбанка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных билетов и монет.

Созданы также региональные запасные фонды денежных билетов и монеты в отдельных главных территориальных управлениях Нацбанка. Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, поскольку они включаются в общую массу денег, находящуюся в обращении. Если количество денег в оборотной кассе пре­вышает установленный лимит, то излишние деньги передаются из оборотной кассы в резервные фонды.

Резервные фонды денежных билетов и монет — это запасы не выпущенных в обращение билетов и монет в хранилищах Нацбанка. Эти фонды создаются по рас­поряжению Нацбанка, который устанавливает их величину, исходя из размера обо­ротной кассы, объема наличие денежного оборота, условий хранения. Образование резервных фондов позволяет удовлетворять потребности народного хозяйства в наличных деньгах, оперативно обновлять денежную массу в обращении, поддер­живать необходимый покупюрный состав, сокращать затраты на перевозку и хра­нение денежных знаков. Выпуск наличных денег в обращение производится на ос­нове эмиссионного разрешения — документа, дающего право подкреплять оборот­ную кассу за счет резервных фондов. В коммерческих банках такие фонды не соз­даются — у них имеются операционные кассы, предельный остаток денег в которых определяется по согласованию с Нацбанком или его управлением. Кассовое обслу­живание коммерческих банков осуществляется расчетно-кассовыми центрами на основе договоров.

Однако в настоящее время тенге не является конвертируемой валютой, он от­носится к ЧKB (частично конвертируемой валюта), т.е. имеются валютные ограни­чения при обмене тенге на инвалюты.

 

 

Глава 3. Денежная политика РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

3.1. Цель денежно-кредитной политики.

 

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства — очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику,  не             нарушающий  суверенитета  большинства субъектов системы бизнеса.             

Хотя при этом и происходит ограничение  рамок  их  экономической              свободы  (без  этого  вообще невозможно какое-либо регулирование              хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые            этими субъектами,  государство влияет лишь косвенным образом.  В              том заключается одно из главных различий между двумя  основными              направлениями  экономической политики страны:  монетарным и фискальным.      Ведь при осуществлении фискальной политики государство, изымая часть дохода у фирм и домохозяйств, использует эти (полученные в результате непосредственного вмешательства  в  деятельность  суверенных  субъектов рыночной организации!) средства для  реализации трансфертной программы,  а также  для  финансирования      иных  государственных расходов.  Денежно-кредитная политика, на     мой взгляд, лучше соответствует рыночной системе хозяйствования,    нежели фискальная.                                                           

В идеале   денежно-кредитная  политика  должна  обеспечивать          стабильность цен, полную занятость и экономический рост — таковы  ее  высшие и конечные цели.  Однако на практике с ее помощью приходится  решать  более  узкие,  отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.  В зависимости от  конкретных  условий,   сложившихся  в той или иной экономической системе, определяются приоритетные направления приложения монетарных методов. Но нельзя забывать о том,  что денежно-кредитная политика — чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключена и печальная     альтернатива — усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на     высшем управленческом уровне после серьезного анализа  ситуации,  рассмотрения  альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут  положительные  результаты.

Денежно — кредитная политика приводит  к  изменению  значений           основных макроэкономических параметров: ВНП,  инфляции,  уровня              безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных              методов  можно изменить предложение денег в экономической   системе.  Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные              переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат              корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики  по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях,   используемых для принятия денежными властями практических решений.                                                                 

В качестве проводника денежно-кредитной политики  выступает              Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются Национальный банк Республики Казахстан, Центральный банк Российской Федерации  (Банк  России), Банк Англии, Банк Японии, Национальный банк Молдовы. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например — Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики  — денежную  массу,  центральный  финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной  экономики обеспеченный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику  стабилизации  экономики,   достижения  товарно-денежной сбалансированности.

Одной из важнейших задач Центрального банка в условиях двухуровневой банковской системы является организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, поддержание стабильности функционирования банковской и денежной систем страны.  Центральным банком, исходя из сложившейся хозяйственной конъюнктуры, выбираются цели и приоритеты, разрабатываются соответствующие стратегия и тактика денежно-кредитной политики,  затем  реализуемые  (более или менее успешно) посредством разнообразных инструментов и методов.

Центральный банк издает официальные материалы (письма,  телеграммы),  имеющие либо обязательный, либо рекомендательный характер.  Таким образом до сведения коммерческих банков доводится информация о процедурных, структурных и количественных изменениях в регулирующих мероприятиях Центрального банка,  смещении акцентов при выборе инструментов монетарной политики.

 

3.2. Денежно-кредитная политика РК итоги 14 лет

 

Важнейшей особенностью ре­форм в Республике Казахстан стала их системная ориентация на реаль­ные структурные преобразования. Ключевым направлением стабилиза­ции экономики на всем протяжении реформ была реализация денежно-кредитной политики.

На пути системных экономичес­ких преобразований в стране за про­шедшие десять лет можно выделить определенные этапы. Первый из них охватывает период 1992-1993 годов, то есть от начала коренного рефор­мирования экономики до введения собственной валюты. Макроэконо­мическая политика в этот период оп­ределялась в России. Да и вся эко­номика республики во многом за­висела от решений, принимавшихся в соседней стране. Невиданных тем­пов достигла инфляция. Индекс по­требительских цен в процентах к де­кабрю предыдущего года составлял в конце 1992 года — 3060,1993 года — 2265[1].

Первым кардинальным шагом Национального Банка Республики Казахстан (Национальный Банк) были отказ в 1992 году от использо­вания прямых ограничений на про­центные ставки, устанавливаемые коммерческими банками по актив­ным и пассивным операциям, отме­на маржи (исключая кредиты, пре­доставляемые коммерческими бан­ками за счет рефинансирования, уро­вень процента по которым устанав­ливался Национальным Банком). Но при этом использовалась такая не­рыночная мера, как выдача Нацио­нальным Банком централизованных кредитов на целевые правительствен­ные программы, в основном по льгот­ным процентным ставкам (3%, 25% и 65%). Средняя процентная ставка по предоставленным централизо­ванным кредитам в целом по республике за 1993 год составила 48,2%. Льготные кредиты в основ­ном предоставлялись аграрному сектору экономики[2].

Самостоятельная денежно-кре­дитная политика в Казахстане нача­ла осуществляться с момента введе­ния национальной валюты тенге — с 15 ноября 1993 года. В 1993 году Национальный Банк проводил кредитную экспансию, причем основной ее объем — 76% — распределялся по решениям Верховного Совета и Правительства Республики Казах­стан. В общем объеме выданных кре­дитов 95,3% приходилось на крат­косрочные ссуды.

В 1993 году Национальный Банк несколько раз повышал ставку ре­финансирования от 65% до 240%, однако ему не удалось достичь по­зитивной реальной ставки. Мини­мальные резервные требования в 1993 году были установлены на уровне 20%[3].

В 1994 году были предприняты меры по приближению функций На­ционального Банка к функциям цен­тральных банков. В частности, пре­кращена практика выдачи льготных кредитов и рассмотрения прямых обращений предприятий за креди­тами в Национальный Банк. Креди­ты Правительства на покрытие бюд­жетного дефицита стали предостав­ляться на платной основе по офици­альной ставке рефинансирования, а бюджету стали выплачиваться про­центы за депозиты, размещенные на счетах в Национальном Банке.

Во второй половине 1994 года впервые ставка рефинансирования стала положительной в реальном вы­ражении. Доходность от кредитных операций банков стала выше доход­ности от спекулятивных операций с валютой. Это привело к относитель­ной стабилизации спроса на иност­ранную валюту и позволило осуще­ствить первое снижение ставки ре­финансирования. Темп инфляции на конец 1994 года снизился до 1158,3%. В то же время минимальные резерв­ные требования в 1994 году были повышены с 20% до 30%. С 01 авгу­ста 1994 года обязательные резервы составили 30% от депозитных обя­зательств в тенге и 15% в иностран­ной валюте[4].

В 1994 году Национальный Банк осуществил введение обязательной продажи 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) пред­приятий. Другой особенностью это­го года стало формирование рынка государственных ценных бумаг.

В 1995 году была прекращена выдача директивных кредитов. Раз­мещение Национальным Банком кре­дитных ресурсов происходило в ос­новном посредством проводимых кредитных аукционов. Аукционные кредиты предоставлялись сроком от 1 до 3 месяцев, при этом основная доля (около 73%) приходилась на долю трехмесячных кредитов. В этом же году стали предоставляться кре­диты на ломбардной основе.

С середины 1995 года Нацио­нальный Банк начал проводить ра­боту по формированию собственно­го портфеля ценных бумаг, который к 01 января 1996 года увеличился по номинальной стоимости до 386,6 млн. тенге, что соответствовало 6,8% от общего количества находивших­ся в обращении на рынке казна­чейских обязательств[5].

В 1995 году была организована Алматинская клиринговая палата. Это позволило повысить оператив­ность расчетов и ускорить их осу­ществление между банками-участни­ками.

В 1996 году, впервые за годы раз­вития Казахстана как суверенного государства, внутренний валовый продукт (ВВП) вырос на 0,5%, темп инфляции снизился до 28,7%, де­вальвация курса тенге — до 15,4%. Официальные ставки вознагражде­ния Национального Банка неодно­кратно пересматривались в сторону снижения при сохранении их поло­жительного реального значения. Улучшение макроэкономической си­туации позволило снизить норму обязательных резервов с 20 до 15%. Всего за 1996 год Национальным Банком предоставлено кредитов в размере 11,3 млрд. тенге[6].

В 1997 году продолжилась тен­денция оживления экономики. Рост реального ВВП составил 2%, уровень инфляции на конец 1997 года — 11,2% против ожидаемых 17,5%, де­вальвация тенге составила 2,8%[7]. Та­кие результаты были достигнуты бла­годаря проведению Национальным Банком последовательной ограничи­тельной денежно-кредитной полити­ки и регулированию обменного кур­са тенге в рамках режима плаваю­щего курса.

Ставка рефинансирования снизи­лась с 35% до 18,5%, ставка вознаг­раждения (интереса) по ломбард­ным кредитам — с 39% до 16,5%, по кредитам «овернайт» — с 25% до 15%. Норма обязательных резервов банков была снижена с 15% до 10%[8].

Рынок государственных ценных бумаг занял доминирующие позиции на финансовом рынке страны. С сен­тября 1997 года Национальным Бан­ком начали осуществляться опера­ции на вторичном рынке в целях регулирования денежной базы и поддержания ликвидности рынка го­сударственных ценных бумаг. Актив­но проводились операции РЕПО и обратного РЕПО.

Важным этапом реформ денеж­ной системы стало принятие в июле 1997 года Казахстаном обязательств по статье 8 Устава МВФ «О свобод­ном конвертировании националь­ных валют», что официально закре­пило конвертируемость тенге по те­кущим операциям и позволило пе­рейти к многосторонней системе платежей, свободной от ограниче­ний. В это же время начала функционировать Система крупных плате­жей — Казахстанский центр межбан­ковских расчетов (КЦМР), являюща­яся наиболее эффективной и безо­пасной платежной системой.

В 1998 году в условиях обостре­ния кризисных явлений на мировых финансовых рынках и ухудшения конъюнктуры экспортных товаров Казахстана произошли удорожание казахстанского тенге в реальном вы­ражении и значительное ухудшение платежного баланса страны. Негатив­ную роль сыграла сырьевая ориен­тация экономики страны. За 1998 год ставка рефинансирования повы­силась с 18,5% до 25%, по займам «овернайт» — с 15% до 27%, а ставка РЕПО — с 17% до 23%9.

В связи с введением в апреле 1999 года режима свободно плава­ющего обменного курса (СПОК) тен­ге денежно-кредитная политика На­ционального Банка была нацелена на недопущение значительного рос­та инфляции, сохранение официаль­ных ставок вознаграждения мини­мально положительными в реальном выражении и повышение качества финансового посредничества.

Национальный Банк в течение 1999 года неоднократно понижал ставку рефинансирования, которая составила 18%. Для банков, испыты­вающих временные затруднения с ликвидностью, были открыты допол­нительные возможности рефинанси­рования (возможность получения дневных займов и займов «овер­найт»).

Норма обязательных резервов банков в целом не менялась (10%), за исключением короткого периода с 5 по 18 апреля 1999 года временное снижение до 5%) в связи с не­обходимостью поддержания ликвид­ности банковской системы в усло­виях введения режима СПОК.

В 2000 году приоритетом денеж­но-кредитной политики являлось поддержание низких темпов инфля­ции. Ставка рефинансирования сни­зилась до самого низкого уровня со дня приобретения Казахстаном не­зависимости (14%) и являлась од­ним из самых низких уровней среди стран СНГ. Значительно увеличились сроки размещения государственных обязательств и снизилась доходность по ним, причем все заимствования внутреннем рынке проводились ис­ключительно через тенговые ценные бумаги. Укрепилось доверие населе­ния к банковской системе в значи­тельной мере благодаря функцио­нированию Фонда гарантирования срочных депозитов населения. Из-за более интенсивного роста ресурсной базы банков возросла их кредитная активность. Снизились ставки вознаг­раждения по кредитам как в тенге, так и в иностранной валюте.

С 2000 года Национальным Бан­ком начато внедрение системы век­сельного рефинансирования. Пере­учету подлежали только векселя ус­тойчивых предприятий. В настоящее время Национальным Банком созда­на нормативная правовая база сис­темы вексельного рефинансирования и осуществлен первый переучет век­селей ЗАО «НАК «Казатомпром».

 

3.3  Денежная политика в Послании Президента РК –2030.

 

Как отмечается в Послании Президента к народу  Казахстана: для поддержания  экономической и политической стабильности в  условиях  паритета в денежном обращении наличной и безналичной форм расчетов Национальным банком продолжается прогнозирование обоснованности объема эмиссии наличных денег для удовлетворения потребностей экономики республики.

В условиях перехода к рыночной экономике естественным является отход от жестокого кредитного  и переход к новой, более рыночной системе регулирования совокупного денежного оборота – без конкретной разбивки на наличный и безналичный компоненты. Главным показателем состояния денежного оборота должен стать прирост денежной массы.

Задачей Национального банка является не только установление прогнозных расчетов для денежной массы, но и контроль за денежно-чековой эмиссией и объемом кредитования коммерческих банков. Банковский контроль служит источником создания денежной массы. Рост денежной массы зависит не только от абсолютного роста денежной массы, но и возможности банков второго уровня создавать дополнительные деньги. Денежное предложение возрастает за счет многократных  вкладов, и соответственно, многократного кредитования банками своих клиентов.

Исходя из изложенного, прогнозирование денежно-кредитных отношений осуществляется в следующей последовательности:

  • уточнение целевых параметров инфляции;
  • оценка денежной массы с учетом уровня инфляции и других макроэкономических показателей;
  • прогнозирование коэффициента денежного мультипликатора;
  • расчет денежной базы и прогнозирование факторов, влияющих на ее объем.

Национальная политика многогранна. Невозможно автоматически перенести опыт  какой-либо отдельной страны или всех их вместе на управление денежным хозяйством Казахстана. Тем не менее отдельные инструменты денежно-кредитной политики Центральных банков других стран можно использовать и в Казахстане. Это в первую очередь, касается учетной политики, операции на открытом рынке, управлении нормами обязательных резервов, которые в соответствии с Законом о Национальном банке РК отнесены к основным экономическим методам регулирования денежной массы.

Вывод:

Денежно — кредитная политика приводит  к  изменению  значений           основных макроэкономических параметров: ВНП,  инфляции,  уровня              безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных              методов  можно изменить предложение денег в экономической   системе.  Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные              переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат              корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики  по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях,   используемых для принятия денежными властями практических решений.

 

Заключение

 

Переход к рыночным отношениям в нашей стране сопровождается созданием новой платежной системы, изучением и практическим применением мирового опыта денежной политики. Стабильный и умеренный рост денежной массы и гибкое ее регулирование – это основа обеспечения постоянного уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономическую систему самым эффективным образом. Развитая система коммерческих банков обеспечивает систему платежей. Банки являются посредниками в аккумуляции денежных накоплений и сбережений, направлений их на нужды хозяйственных формирований.

Банки превращаются в специфическое предприятие,  предоставляющее клиентам многообразные традиционные и  нетрадиционные услуги.

Денежный оборот представляет собой сложное  экономическое отношение, порождаемое движением материальных ценностей и услуг. В современной экономической ситуации разные предпосылки изучения этого вопроса приводят к неодинаковым результатам, что сдерживает разработку эффективного механизма регулирования и организации денежного оборота в условиях расширения товарно-денежных отношений.

В условиях перехода к рыночной экономике естественным является отход от жестокого кредитного и переход к новой, более рыночной системе регулирования совокупного денежного оборота – без конкретной разбивки на наличный и безналичный компоненты. Главным показателем состояния денежного оборота должен стать прирост денежной массы.

Денежная политика Республики Казахстан направлена на установление стабилизации национальной валюты, укрепления ее на мировом уровне, что обеспечивается экономикой государства.

При этом используются различные методы денежной политики, которые описаны в данной работе.

Список использованной литературы

 

  1. Кенжегузин М., Додонов В. Экономические реформы в Казахстане: этапы, проблемы, итоги. // Экономика и статистика, 2001, № 2, с. 3.
  2. Финансы Республики Казахстан. Статистический сборник. // Алматы, Агентство Республики Казахстан по статистике, 2003.
  3. Годовой отчет Национального Банка за 1995 г.
  4. Статистический бюллетень Национального Банка. // 2002, № 1.
  5. Национальные счета Республики Казахстан. Статистический справочник. // Алматы, Агентство Республики Казахстан по статистике, 2002.
  6. Экономическое обозрение Национального Банка Республики Казахстан. Выпуск 2. // Официальное издание Национального Банка. ИА «Ekonomix Data», 2001.
  7. Меркушев В. Спрос на казначейские обязательства пока превышает предложение. // ЭиЖ. — 1995. — N8.
  8. Парамонова Т. Банк России:  взгляд в будущее.  //  ЭиЖ. Ю.А. М.: «экономика», 1994.
  9. Долан Э., Кэмпбелл К., Кэмбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. С.-Пб.: «Литера плюс», 1994.
  10. Долан Э., Линсдей Д. Макроэкономика. С.-Пб.: «Литера плюс», 1994.
  11. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т.1. Баку, «Азербайджан», 1992.
  12. Рыночная экономика: Учебник. В 3 т. Т.1. Теория рыночной экономики. Часть 2. Максимова В.Ф.,  Шишов А.Л. Макроэкономика.  М.: СОМИНТЭК, 1992.
  13. Усоскин В.М. Современный  коммерческий банк:  управление и операции. М.: «Вазар-Ферро», 1994.

[1] Кенжегузин М., Додонов В. Экономические реформы в Казахстане: этапы, проблемы, итоги. // Экономика и статистика, 2001, № 2, с. 3.

[2] Финансы Республики Казахстан.  Статистический сборник. // Алматы, Агентство Республики Казахстан по статистике, 2002.

[3] Там же, с. 10.

[4] Там же, с. 10.

[5] Годовой отчет Национального Банка за 1995 г.

[6] Статистический бюллетень Национального Банка. // 2002, № 1.

[7] Национальные счета Республики Казахстан. Статистический справочник. // Алматы, Агентство Республики Казахстан по статистике, 2003.

[8] Экономическое обозрение Национального Банка Республики Казахстан. Выпуск 2. // Официальное издание Национального Банка. ИА «Ekonomix Data», 2001.