АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Выборы и избирательная система в РК

План

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Избирательная система Казахстана

1.1 ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, ЕЕ СВЯЗЬ С ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМОЙ.

1.2 ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ

Глава 2. Техника организации и проведения выборов.

2.1 ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

2.2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ  ПРАВ  ГРАЖДАН  ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ

2.3 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

2.4 ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

2.5 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ

2.6 ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ

Глава 3. Политические реформы и направления политической идиологии.

3.1 ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ КАЗАХСТАНА.

3.2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В Р.К.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

ВВЕДЕНИЕ

 

Согласно Конституции РК., Президент страны является главой государства, высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Избирался согласно Конституции 1995г. сроком на пять лет, после принятия Парламентом РК в 1998г. дополнений и изменений в Конституцию срок полномочий Президента Республики определен в семь лет, одно и то же лицо не может быть избрано более двух раз подряд. С  согласия Парламента назначает на должность Премьер-министра определяет структуру и формирует Правительство, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы республики, утверждает государственные программы, подписывает представленные Сенатом законы. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами государства, образует Совет Безопасности, Высший  Судебный Совет. Издает указы и распоряжения, имеющие силу законов, а в некоторых случаях  издает законы.[1]

Исходя из столь значительных требований к президенту, система выборов должна быть на высоком уровне. Это прямая зависимость касается не только президентских выборов но и выборов депутатов в Мажилис, парламент.

Последние выборы президента РК.  показали высокий уровень избирательной системы.

Президент Республики Казахстан, избранный в соответствии с законодательством Республики Казахстан, действующим на момент вступления Конституции в силу. Приобретает установленные ею полномочия Президента Республики Казахстан и осуществляет их в течение срока, установленного решением, принятым на республиканском референдуме 29 апреля 1995 года. С согласия Президента Республики Казахстан настоящий срок полномочий Президента Республики  может быть сокращен постановлением Парламента Республики, принятым на совместном заседании его палат большинством голосов от общего числа депутатов каждой из палат. В таком случае Мажилис Парламента в течение одного месяца назначает выборы Президента Республики Казахстан. Президент Республики, избранный по итогам этих выборов, принести присягу в течение одного месяца со дня опубликования итогов выборов и осуществляет свои полномочия до вступления в должность Президента Республики, избранного на очередных президентских выборах, которые должны быть проведены после семи лет в первое воскресенье декабря.[2]

 

Глава 1. Избирательная система Казахстана

1.1 ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, ЕЕ СВЯЗЬ С ПАРТИЙ НОЙ СИСТЕМОЙ.

Партийная система не существует изолированно и складывается в результате действия множества факторов. М. Дюверже различает факторы, специфичные для каждой страны и общие всем странам. В число первых он включает традиции и историю страны, ее экономическую и социальную структуру, религиозные верования. Этнический состав и т.д. Среди общих факторов французский политолог считает наиболее важным избирательный режим, который, по его мнению, оказывает решающее влияние на количество и размеры партий, образование  партийных коалиций, размеры представительства партий в парламенте, типы межпартийных отношений и др.[3]

Избирательная система – это совокупность правил и приемов для формирования государственных представительных, законодательных, исполнительных и судебных органов путем проведения выборов среди пользующегося правом голоса электората.

Существует два основных принципа, лежащие в основе большинства демократических избирательных систем – это мажоритарный (принцип большинства) и пропорциональный принципы. Мажоритарные системы делятся на системы абсолютного большинства, где для победы на выборах необходимо набрать более 50% голосов, и системы относительного большинства, где для победы достаточно набрать большее в сравнении с другими кандидатами число голосов. Причем практикуются выборы как в один тур, когда победитель определяется сразу, так и в два тура, когда проводятся повторные выборы между двумя набравшими наибольшее количество голосов кандидатами. Как правило, мажоритарная система основывается на одномандатных округах. Пропорциональное представительство означает, что мандаты распределяются пропорционально числу полученных голосов и базируются на много мандатных округах, посылающих в парламент нескольких представителей. Если такому округу дано право на десять мест в парламенте, то каждая партия предлагает избирателям список из десяти кандидатов. Каждый избиратель выбирает один такой список и партия получает места пропорционально полученным голосам. Если партия набрала 60% голосов в десяти мандатном округе. То она пошлет в парламент шестерых первых по списку кандидатов.

М. Дюверже в Книге «Политические партии», анализируя влияние избирательной системы на партийную, сформулировал следующие три закона:

Пропорциональная система выборов ведет к партийной системе с многочисленными партиями, обладающими достаточно жесткой внутренней структурой, гибкими, стабильными и независимыми друг от друга.

Мажоритарная система голосования в два тура ведет к системе многочисленных стабильных партий, занимающих гибкие позиции и стремящихся к взаимным контактам и компромиссам.

Мажоритарная система голосования в один тур порождает двух партийность.[4]

М. Дюверже подчеркивал, что выведенные им три социологических закона носят общий характер, так как они условны и несовершенны и не могут учесть всего влияния избирательного режима на партийную систему. Он отмечал, что и партийная система влияет на установление избирательного режима: бипартизм способствует мажоритарной одно-туровой избирательной системе, существование же партий, склонных к союзам, ее отвергает; склонность к союзам партий противоречит пропорциональной избирательной системе и т.д. «У конечном счете, — пишет М. Дюверже, — партийная система и система выборов суть две действительности нерасторжимо связанные и порой даже трудно разделяемые в анализе» [5].

 

1.2 ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ

Демократические свободные  выборы  в  органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Республики Казахстан являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.  Государство гарантирует свободные  волеизъявление граждан  на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.

Гражданин Республики Казахстан участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голо­совании.

Участие гражданина  Республики Казахстан в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Республики Казахстан с целью принудить его к участию или неучас­тию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Гражданин Республики Казахстан, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и кон­сульские  учреждения Республики Казахстан обязаны оказывать со­действие гражданину Республики Казахстан в реализации избиратель­ных прав, установленных законом.

  Гражданин Республики Казахстан, достигший 18 лет, вправе из­бирать,  а  по  достижении возраста,  установленного Конституцией Республики Казахстан,  федеральными законами,  законами  и  иными нормативными  правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Республики Казахстан,  ­быть  избранным в органы государственной власти в выборные органы местного самоуправления.

Гражданин Республики Казахстан может избирать и быть избран­ным независимо от пола,  расы, национальности, языка, происхожде­ния,  имущественного и должностного положения,  места жительства, отношения к религии,  убеждений,  принадлежности  к  общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признан­ные  судом недееспособными,  или граждане,  содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Законами и иными нормативными правовыми актами законодатель­ных (представительных) органов государственной  власти  субъектов Республики Казахстан могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Республики Казахстан пассивного  избира­тельного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории  Республики Казахстан (соответственно уровню проводимых выборов).  Уста­навливаемый минимальный возраст кандидата не может  превышать  21 года  при выборах в законодательные (представительные) органы го­сударственной власти субъектов Республики Казахстан,  30 лет  при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Пре­зидента) субъекта Республики Казахстан и 21 года при выборах гла­вы  местного  самоуправления;  сроки  обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.

Ограничения, связанные  со статусом депутата,  в том числе с невозможностью находиться на государственной  службе,  заниматься другой  оплачиваемой деятельностью,  устанавливаются Конституцией Республики Казахстан,  федеральными законами,  законами  и  иными нормативными  правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Республики Казахстан.

Избиратели участвуют  в  выборах  в  Республики Казахстан на равных основаниях. Избиратель голосует на выборах в Республики Казахстан за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Голосование на  выборах в Республики Казахстан является тайным,  то есть исключающим возможность какого-либо контроля за во­леизъявлением избирателя.

 

 

Глава 2. Техника организации и проведения выборов.

2.1 ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

 

В списки избирателей включаются все граждане Республики Казахстан,  обладающие  на  день голосования активным избирательным правом.

Список избирателей составляется участковой избирательной ко­миссией отдельно по каждому избирательному участку  на  основании сведений,  представляемых  по  установленной форме главой местной администрации. Основанием для включения гражданина Республики Казахстан в список  избирателей  на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка,  опре­деляемое  в  соответствии с федеральным законом,  устанавливающим право граждан Республики Казахстан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Республики Казахстан.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Каждый гражданин Республики Казахстан,  обладающий избира­тельным правом,  вправе заявить в участковую избирательную комис­сию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошиб­ке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участ­ковая  избирательная  комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку,  либо дать заявителю письменный ответ с изложе­нием мотивов отклонения заявления. Решение участковой избиратель­ной комиссии может быть обжаловано  в  вышестоящую  избирательную комиссию  (соответственно  уровню  проводимых выборов) или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок,  а в  день выборов — немедленно.

Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Для проведения выборов образуются  избирательные  округа  на основании данных,  предоставляемых исполнительными органами госу­дарственной власти и органами  местного  самоуправления.  Границы избирательных  округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и ут­верждаются  соответствующим  представительным  органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

Для проведения  голосования  и  подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.

В больницах,  санаториях,  домах отдыха и других местах вре­менного  пребывания  избирателей,  в труднодоступных и отдаленных районах,  на судах,  находящихся в день выборов в плавании,  и на полярных  станциях  могут  образовываться избирательные участки в тот же срок,  а в исключительных случаях — не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избира­тельные округа по месту их расположения  или  по  месту  приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в слу­чаях,  установленных федеральными законами, законами и иными нор­мативными правовыми актами законодательных (представительных) ор­ганов государственной власти субъектов Республики Казахстан;  при этом должен быть обеспечен доступ  в  помещение  для  голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

Списки избирательных  участков с указанием их границ и адре­сов участковых избирательных комиссий  должны  быть  опубликованы соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позд­нее чем за 40 дней до дня выборов.

 

2.2 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ  ПРАВ  ГРАЖДАН  ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ

Избирательные комиссии  в  Республики Казахстан обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и  проведение выборов в Республики Казахстан осу­ществляют:

Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан; избирательные комиссии субъектов Республики Казахстан; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии. В пределах одной административно-территориальной едини­цы с большим количеством избирателей создаются несколько террито­риальных избирательных комиссий; участковые избирательные комиссии.

Полномочия и  порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Республики Казахстан и в выборные органы местного самоуправления устанавлива­ются законами и иными нормативными правовыми актами законодатель­ных  (представительных)  органов государственной власти субъектов Республики Казахстан.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Акты избирательных комиссий,  принятые в пределах их  компе­тенции,  установленной  законами и иными нормативными правовыми актами законодательных  (представительных) органов  государственной  власти  субъектов Республики Казахстан, обязательны для исполнительных  органов  государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предп­риятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижес­тоящих  (соответственно  уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.

Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан, из­бирательные комиссии субъектов Республики Казахстан являются юри­дическими лицами.  Иные избирательные комиссии могут признаваться юридическими лицами в соответствии с законами и иными нормативны­ми  правовыми  актами  законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Республики Казахстан.

Государственные органы,  органы местного самоуправления, общественные  объединения,  предприятия,  учреждения,  организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их пол­номочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транс­порт,  средства связи, техническое оборудование, сведения и мате­риалы,  давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами и иными нормативны­ми  правовыми  актами  законодательных (представительных) органов государственной власти,  а  также предоставлять  возможность для размещения печатной информации из­бирательных комиссий в порядке,  установленном федеральными зако­нами,  законами  и  иными нормативными правовыми актами законода­тельных (представительных) органов государственной власти субъек­тов Республики Казахстан.

 

2.3 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан осу­ществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по вы­борам Президента Республики Казахстан,  депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Республики Казахстан, в иные федераль­ные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российс­кой  Федерации и избираемые непосредственно гражданами Республики Казахстан в соответствии с федеральными законами, а также по про­ведению референдумов Республики Казахстан.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии  Республики Казахстан четыре года.         Члены комиссии должны иметь высшее юриди­ческое образование либо ученую степень  в  области  права.  Члены Центральной  избирательной комиссии Республики Казахстан избирают из своего состава тайным голосованием  Председателя,  заместителя Председателя и секретаря.  Члены Центральной избирательной комис­сии Республики Казахстан могут  быть  освобождены  от  занимаемой должности  до  истечения  срока полномочий по решению органа,  их назначившего, в случаях:

письменного заявления члена Центральной избирательной комис­сии Республики Казахстан о сложении своих полномочий;

утраты членом  Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан гражданства Республики Казахстан;

вступления в  законную  силу обвинительного приговора суда в отношении члена Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;

признания члена Центральной избирательной комиссии  Республики Казахстан решением суда,  вступившим в законную силу, недеес­пособным, ограниченно дееспособным или умершим;

смерти члена Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан.

Центральная избирательная комиссия Республики Казахстан сов­местно с избирательными комиссиями:  осуществляет контроль  за  соблюдением  избирательных   прав граждан; организует общегосударственную систему регистрации избирате­лей;           разрабатывает стандарты технологического оборудования, необ­ходимого для работы избирательных комиссий,  и осуществляет конт­роль за их соблюдением; осуществляет меры  по организации единообразной системы подведения итогов голосования и установления результатов  выборов  в Республики Казахстан; распределяет выделенные из федерального бюджета средства  на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контроли­рует их целевое использование; оказывает методическую, организационно-техническую  помощь избирательным комиссиям.

Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в ор­ганы  государственной власти субъектов Республики Казахстан опре­деляется соответственно федеральными законами,  законами и  иными нормативными  правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Республики Казахстан.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и ис­полнительными  органами государственной власти субъектов Республики Казахстан на основе предложений общественных объединений, вы­борных  органов местного самоуправления,  собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее поло­вины  членов  избирательной  комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти  субъекта  Республики Казахстан.

Формирование избирательных комиссий по  выборам  в  выборные органы местного самоуправления осуществляется на основе предложе­ний общественных объединений, собраний избирателей по месту рабо­ты,  службы, учебы и жительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами законодательных  (представительных) органов  государственной  власти субъектов Республики Казахстан и уставами (положениями) о местном самоуправлении.

В состав  избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов ли­бо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.

После регистрации кандидата избирательное объединение,  выд­винувшее  кандидата (список кандидатов),  или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и  в  нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса.  Члены избирательной комиссии с правом со­вещательного  голоса имеют право доступа ко всем материалам и до­кументам соответствующей избирательной  комиссии,  должны  опове­щаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выс­тупать на ее заседаниях.

Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным го­лосом в случаях, если кандидаты или избирательные объединения, их назначившие,  были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же долж­ность; полномочия остальных членов избирательной комиссии с сове­щательным голосом прекращаются через 30 дней после  опубликования полных итогов выборов.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности.

Заседание избирательной комиссии является правомочным,  если в  нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решения избирательных комиссий  о  регистрации  кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях  изби­рательных  комиссий  большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.  Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым боль­шинством голосов от числа присутствующих членов избирательной ко­миссии с правом решающего голоса.

Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.

Члены избирательной комиссии,  не согласные с решением, при­нятым комиссией,  вправе в письменной форме высказать особое мне­ние,  которое должно быть доведено председателем комиссии до све­дения  вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехд­невных срок.

Решение избирательной  комиссии,  противоречащее федеральным законам,  законам и иным нормативным правовым актам законодатель­ных  (представительных)  органов государственной власти субъектов Республики Казахстан либо принятое избирательной комиссией с пре­вышением  установленных  полномочий,  подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией (соответственно уровню  проводимых  выбо­ров) или судом.

2.4 ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

В соответствии с Конституцией Республики Казахстан решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,  орга­нов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжа­лованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным.

Решения и действия (или бездействие) избирательных  комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, мо­гут быть обжалованы в вышестоящую избирательную  комиссию  (соот­ветственно уровню проводимых выборов) или в суд.  Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обяза­тельным условием для обращения в суд.  Решения по жалобам, посту­пившим в ходе выборов,  принимаются в пятидневный срок,  а в день выборов — немедленно.  В случае, если факты, содержащиеся в жало­бах,  требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избира­тельная комиссия вправе принять самостоятельное  решение  по  су­ществу жалобы.

 

2.5 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ

Голосование на выборах в Республики Казахстан  проводится  в один из выходных дней.  Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами,  законами и иными нормативными  правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Республики Казахстан.

О времени  и  месте голосования участковые избирательные ко­миссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за  20  дней до дня его проведения через средства массовой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту сво­его жительства и не сможет прийти на  избирательный  участок,  на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставле­на возможность проголосовать досрочно,  путем заполнения  избира­тельного  бюллетеня  в  помещении окружной или участковой избира­тельной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспе­чить тайну голосования,  исключить возможность искажения волеизъ­явления избирателя,  обеспечить сохранность избирательного бюлле­теня  и  учет голоса избирателя при установлении итогов голосова­ния.

Голосование производится путем нанесения избирателем в изби­рательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), от­носящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в поль­зу которых сделан выбор,  либо к позиции «против всех  кандидатов (списков кандидатов)».

Каждый избиратель голосует лично,  голосование за других лиц не  допускается.  Избирательные  бюллетени  выдаются избирателям, включенным в список избирателей,  по  предъявлению  паспорта  или иного документа,  удостоверяющего их личность. Участковая избира­тельная комиссия обязана обеспечить всем избирателям  возможность участвовать в голосовании,  в том числе лицам, которые по состоя­нию здоровья либо по другим уважительным причинам не  могут  при­быть в помещение для голосования. В этих целях у участковой изби­рательной комиссии должно быть необходимое количество  переносных избирательных ящиков,  которое определяется решением окружной из­бирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности про­голосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участко­вой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комис­сии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени  в количестве,  соответствующем числу заявлений.  Коли­чество заявлений избирателей, использованных и возвращенных изби­рательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об изби­рателях,  проголосовавших вне помещения для голосования, дополни­тельно вносятся в список.  При проведении голосования вне помеще­ния для голосования вправе участвовать  наблюдатели.  Организация голосования  вне  помещения для голосования должна исключать воз­можность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искаже­ние волеизъявления избирателя. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных  кабине или комнате,  в которых не допускается при­сутствие иных лиц.  Избиратель,  не имеющий возможности самостоя­тельно заполнить бюллетень,  вправе воспользоваться для этого по­мощью другого лица,  не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен со­держать печать участковой избирательной комиссии или  подписи  не менее двух ее членов.  Получение избирательного бюллетеня избира­тель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

Заполненные избирательные  бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики,  которые должны находиться в  поле  зрения членов  участковой  избирательной  комиссии и наблюдателей.  Член участковой  избирательной  комиссии  немедленно  отстраняется  от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для го­лосования,  если они нарушают тайну голосования или пытаются пов­лиять  на волеизъявление избирателя.  Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

 

2.6 ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ

Подсчет голосов  избирателей осуществляется членами участко­вой избирательной комиссии с правом решающего  голоса  на  основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.  При подсчете го­лосов избирателей участковая избирательная комиссия признает  не­действительными  избирательные  бюллетени,  по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюл­летени неустановленной формы.  Члены участковой избирательной ко­миссии подсчитывают и заносят в протоколы об  итогах  голосования следующие данные:

  • число зарегистрированных избирателей и число  избирателей, дополнительно внесенных в список;
  • число избирательных бюллетеней, полученных участковой изби­рательной комиссией;
  • число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на из­бирательном участке в день голосования;
  • число погашенных избирательных бюллетеней;
  • число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, про­голосовавшими досрочно;
  • число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, про­голосовавшими на дому;
  • число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
  • число действительных избирательных бюллетеней;
  • число избирательных бюллетеней, признанных недействительны­ми;
  • число голосов избирателей, поданных  за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях,  включая и позицию «против всех кандидатов (списков кандидатов)».

При принятии решения о  признании  избирательного  бюллетеня недействительным  участковая  избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности.  Эта запись подтверждается  подписями не менее трех членов участковой избира­тельной комиссии.  Избирательные бюллетени неустановленной  формы при определении числа избирателей,  принявших участие в голосова­нии, из подсчета исключаются.

В целях  исключения возможности фальсификации итогов голосо­вания подсчет голосов избирателей начинается сразу после  оконча­ния времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования,  о которых должны  быть  извещены  все  члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представ­ляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (меж­дународные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей участковая  избирательная комиссия  заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосо­вания.  При подписании  протокола  об  итогах  голосования  члены участковой избирательной комиссии,  не согласные с его содержани­ем,  вправе составить особое мнение,  прилагаемое к протоколу,  о чем в протоколе делается соответствующая запись.

По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предос­тавить им заверенную копию протокола об итогах голосования.  Один экземпляр  протокола  участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его  всеми  присутствующими  членами участковой  избирательной  комиссии с правом решающего голоса не­медленно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

На основании подлинных протоколов участковых,  территориаль­ных (районных,  городских и других) избирательных комиссий  путем сложения  содержащихся в них данных окружная избирательная комис­сия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нор­мативными правовыми актами законодательных (представительных) ор­ганов государственной власти субъектов Республики Казахстан уста­навливает результаты выборов по избирательному округу.  Члены ок­ружной избирательной комиссии с правом решающего голоса  устанав­ливают результаты выборов лично. О результатах выборов по избира­тельному округу составляется протокол, который подписывается все­ми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с пра­вом решающего голоса.  Окружная избирательная  комиссия  признает выборы недействительными,  если допущенные при проведении голосо­вания или установлении итогов голосования нарушения не  позволяют с  достоверностью  установить результаты волеизъявления избирате­лей.  По требованию любого члена окружной избирательной  комиссии или  наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом  о  результатах  выборов  и снять  с  него копию в помещении окружной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией.

Установление итогов  голосования и результатов выборов в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется  в  присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объедине­ния, а также иностранных (международных) наблюдателей.

При подписании  протокола о результатах выборов члены окруж­ной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение,  прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Вся документация изби­рательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение  сроков,  установленных  федеральными законами,  законами и иными нормативными правовыми актами законо­дательных (представительных) органов государственной власти субъ­ектов Республики Казахстан. При этом устанавливаемые сроки хране­ния избирательных бюллетеней не могут быть менее одного  года,  а протоколов избирательных комиссий — менее одного года со дня объ­явления даты следующих выборов.

Итоги голосования по каждому избирательному участку, резуль­таты выборов по избирательному округу в объеме  данных,  содержа­щихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непос­редственно нижестоящих избирательных комиссий,  должны предостав­ляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой информации.

 

Глава 3. Политические реформы и направления политической идеологии.

3.1 ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ КАЗАХСТАНА.

Президент Н. Назарбаев в своем Послании народу Казахстана от 30 сентября 1998 г. выдвинул широкомасштабную программу демократизации общества. Ядро этой программы составляют семь основополагающих элементов.

Во-первых, выборный процесс в Казахстане должен быть честным представительным должен поощрять активное участие кандидатов и избирателей. Стержнем любой демократии являются свободные справедливые выборы.

Единственным источником государственной власти является народ.

Народа осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы. А также делегирует осуществление своей власти государственным органам.

Никто не может присваивать власть в Республике Казахстан. Присвоение власти преследуется по закону. Право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту,  а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий Правительство Республики и иные государственные органы выступают от  имени государства в пределах делегированных им полномочий[6].

Во-вторых усиление роли партий в политической системе Казахстана. Одним из главных рычагов возрастания роли партий в жизни общества является добавление в Мажилиса десяти дополнительных мест, которые заполнялись бы в соответствии с механизмом пропорционального представительства по партийным списка.

В-третьих, всемирное укрепление и обеспечение независимости Сената и Мажилиса как палат Парламента республики, устойчивости и преемственности власти в Казахстане. Это станет возможным за счет расширения представительства в законодательном органе нашего государства политических партий, а также национальных и религиозных меньшинств.

В-четвертых, укрепление роли неправительственных организаций в строительстве гражданского общества. Демократия опирается на сложный механизм частных добровольных институтов, благодаря которым граждане осуществляют свое участие в политической жизни.

В-пятых, укрепление независимости судебной системы Казахстана как краеугольного камня демократического общества.

В-шестых, поддержка свободной, не подцензурной и независимой прессы. Власти должны работать над искоренением препятствий, все еще остающихся на пути свободной прессы в нашей стране. Важным шагом  в этом направлении должна стать приватизация ряда государственных средств массовой информации.

В-седьмых, в обществе должна значительно возрасти роль женщин в решении социально политических проблем.

Реализация предложенной Президентом Н. Назарбаевым программы демократизации даст возможность совершить переход к боле открытому, конкурентному, и честному обществу в Казахстане.[7]

 

Государственная власть в республике Казахстан.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ В Р.К.

Опыт политического реформирования в суверенном Казахстане со всей очевидностью показывает, что создание новой. Демократической, стабильной и эффективной политической системы длительный и весьма сложный процесс, целиком зависящий от степени, характера и эффективности политических изменений в обществе.

В настоящее время в своем развитии Казахстан находится на одном из этапов переходного периода. Концептуальная модель, предусматривающая создание общества открыто типа, демократического. Миролюбивого государства имеет четко выраженную социальную направленность. В  «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства» Президент Н. А. Назарбаев особо отмечает, что в Казахстане будет не либеральный или модернизированный социализм, а просто нормальное демократическое общество с многоукладной рыночной экономикой, — общество, где будет верховенствовать закон, воля народа и здравый смысл.[9] И все же самое трудное – практические шаги по реализации поставленных задач.

Анализ развития политического процесса в Казахстане позволяет выявить отличительные его характеристики. Так, на первый план выступает проблема политической стабильности, без решения которой трудно рассчитывать на социально-экономический прогресс. В Казахстане достижение стабильности объясняется тем, что изменение внутренних параметров политического процесса происходит путем постепенного разрешения накапливаемых противоречий и рационализации конфликтов. что позволяет говорить о его эволюционном характере, конечно, с известной долей условности (как и в любой политологической классификации).

Тенденциям революционализации здесь препятствуют: легитимность властей во главе с авторитетным лидером в лице Президента; менталитет многонационального народа Казахстана, традиции национального характера коренного этноса – казахов, что выражается в институционализированных, как правило, формах политического поведения граждан. Как ни парадоксально, но одной их причин стабильности является и то, что общественно-политическая жизнь в РК. Недостаточно интенсивна в силу зародышевого состояния многопартийной системы и отсутствия достаточно серьезной оппозиции правящей элите.

Однако состояние стабильности – величина переменная . Переход к нестабильности может быть вызван длительным спадом производства, социальными конфликтами, противоречивостью хода экономических и социально- политических реформ. В свою очередь, нестабильность политического процесса чревата постоянной опасностью радикализации и ужесточения методов управления общественными процессами, последовательным падением регулятивной роли правовых и моральных норм. И если такое состояние властных отношений приобретет устойчивый и длительный характер, то оно может привести к новым серьезным потрясениям, затрагивающим как основы государственного строя Казахстана, так и судьбу экономических реформ.

Чтобы избежать столь опасного перехода, потребуется, во-первых, значительные усилия со стороны государственной власти по созданию такой системы управления и руководства, которая бы давала наиболее быстрый и полный результат в достижении поставленных целей с наименьшими затратами ресурсов и управленческой энергии. Во-вторых, необходим и определенный период времени для вхождения в режим нормального функционирования действующих политических институтов, утверждения новых политических норм свободного общества, идеологии политического плюрализма. Все это и должно послужить основой движения по пути социального прогресса, создания правового государства как неотъемлемого элемента демократии.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Существование множества партий ведет к появлению политической борьбы.

Политическая борьба — это одна из важнейших сторон политической жизни, заключающаяся во взаимодействии различных политических сил между собой во имя достижения определенных политических целей. Объектом этой борьбы в конечном счете являются отношения власти, поскольку ее цель — достижение прочных позиций в политической системе общества и реализация им его воли.

Формы политической борьбы разнообразны и зависят как от обстановки,  так и степени остроты взаимоотношений между субъектами. Высшим проявлением борьбы является гражданская война.

Мирный характер борьбы — парламентская деятельность.

По мере роста политической культуры и цивилизованности общества насильственные, а тем более вооруженные методы борьбы во все большей степени уступают в политике место ее мирным формам. Среди мирных форм политической борьбы растущую роль играет идейная борьба, борьба за умы и сердца людей, за их добровольный, сознательный выбор, борьба предвыборная и внутри парламентская. Эту борьбу возглавляют политические лидеры стоящие во главе партии.

В основном политическую борьбу выигрывают более развитые партии, отражающие интересы широких масс населения и различных социальных слоев общества.

Механизм власти имеет сложную, иерархическую структуру, в которой формальным первичным «субъектом» и источником власти выступает народ, передающий властные функции своему официальному представителю, т.е опосредующему их агенту — государству. Государство, в свою очередь, распределяет полномочия среди «носителей» по «горизонтали» (законодательная, исполнительная и судебная отрасли власти) и по «вертикали» (центральные, региональные и местные органы власти) с тем, чтобы управлять населением страны («объект» властвования) от имени всего общества («субъект» властвования). Однако в действительности реальным носителем власти, как правило, являются элита и бюрократия, т.е. чиновники и функционеры могущественной системы исполнительной власти, на разных ее уровнях и в разных стратах, а также различные группировки правящей элиты, между которыми распределяются «сферы» властных функций и полномочий и «зоны» контроля над ресурсами общества.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Государственная служба в Республике Казахстан. Сборник нормативных правовых актов . Тестовые вопросы. Под общ. ред. Турисбекова З.К. –Астана, ФОЛИАНТ, 2001
  2. Грацианский П.С. Политическая наука во Франции. Критические очерки. М., 1975.
  3. Конституция РК. Официальное издание. Алматы, 1995. С. 15-21.
  4. Машанов М. Избирательная система Республики Казахстан и ее влияние на политические процессы // Саясат-Политика. 1995. №5
  5. Назарбаев Н. А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алма-Ата, 1992.
  6. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики: Демократизация общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии// Казахстанская правда. 1998. 1 октября.
  7. Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под общей редакцией А.Н. Нысанбаева. Алматы: Акыл китабы, 1998.

 

 

 

[1] Конституция РК. Официальное издание. Алматы, 1995. С. 15-21.

[2] [2] Статья 94. Конституция РК. Государственная служба в Республике Казахстан. Сборник нормтивных правовых актов . Тестовые вопросы. Под общ. Ред Турисбекова З.К. –Астана, ФОЛИАНТ, 2001 С.-47.

 

[3] Современная буржуазная политическая наука… С224

[4] Современная бурхуазная политическая наука … С. 224; Шварценберг Р.Ж. Указ. Соч. С. 67-69; Пушкарева Г.В. Указ. Соч. С. 116-120.

[5] Там же. С. 224.

[6] Статья 3. Раздел 1 Общие положения Конституции РК. Государственная служба в Республике Казахстан. Сборник нормативных правовых актов . Тестовые вопросы. Под общ. Ред Турисбекова З.К. –Астана, ФОЛИАНТ, 2001 С.-5.

[7] Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана. О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики: Демократизация общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии// Казахстанская правда. 1998. 1 октября.

[8] Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под общей редакцией А.Н. Нысанбаева. Алматы: Акыл китабы, 1998.

[9] Назарбаев Н. А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства. Алма-Ата, 1992. С. 736.