АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Курсовая работа: Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие

                    Министерство науки и образования РК       

Казахский Национальный Педагогический Университет имени Абая

 

 

 

 

 

            Кафедра «Теоретической и прикладной экономики»

 

        КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                     НА ТЕМУ:

 

 

 

«Взаимодействие спроса и предложения на рынке.          

                   Рыночное равновесие»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Выполнила:

                                                                                          Студентка 3 курса

                                                                                          4 группы

                                                                                          Специальности

                                                                                          «Учет и Аудит»

                                                                                          Асланиди М.

                                                                                             Проверила:

                                                                                           Байгелова А.Н.

 

 

                                      Алматы 2006 год

 

 

                                         План.

             Введение……………..……………………………………………..3

Глава 1 Характеристика рыночного механизма……………….……….4

             1.1 Спрос. Закон спроса……………..…………………………….5

             1.2 Предложение. Закон изменения предложения……………….11

Глава2 Рыночное равновесие……………………………………………16

            2.1 Паутинообразная модель…………………………………..….20

            2.2 Изменение рыночного равновесия под влиянием спроса и предложения….…………………….……………………………..…….…22

      Заключение …………………………………………………………25

      Список используемой литературы…………………………….….26         
                     Введение.

Известно, что любой хозяйственный механизм представляет собой совокупность элементов и их взаимосвязи, совокупность экономических законов, определяющих динамику движения элементов хозяйственных механизмов, а также организационную структуру экономической системы.

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены и основных экономических законов. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности, прибыли и т. д.

Важно отметить, что рыночный механизм действует как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), действовать, в конечном счете, в пользу потребителей.

В данной курсовой работе мы рассмотрим сущность и действие механизма функционирования рынка или рыночного механизма. Для этого нам необходимо раскрыть, как действует механизм спроса и предложения и как рыночная цена достигает своего рыночного равновесия.

 

 

Глава 1.  Характеристика рыночного механизма.

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены и основных экономических законов. Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности, прибыли и т. д.

На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления — спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнивать с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка спрос и предложение уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.

Важно отметить, что рыночный механизм действует как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), действовать, в конечном счете, в пользу потребителей. Рассмотрим более подробно каждый элемент рыночного механизма.

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Спрос. Закон спроса.

Цены на товары и услуги складываются на  рынке,  где  действуют  спрос  и предложение.  В  аспекте   этих   соображений   рассмотрим   последовательно проблемы, относящиеся к спросу и предложению.

Спросом в западной экономической науке называют количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени.     

Спрос на рынке выступает со стороны потребителя или покупателя, и отражает потребности людей. Поэтому под спросом следует понимать представленную на рынке потребность в товарах, но не всякую потребность, а лишь платежеспособную.

Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потребление которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, национальная сеть коммуникаций и т.т.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

Спрос на какой-либо продукт представляет собой спрос в отношении  какой-то отрасли экономики. Практика показывает наличие значительного разнообразия продукции, предназначенной для удовлетворения запросов потребителей.   Все   виды  продукции    обладают    различной    степенью взаимозаменяемости.

Комбинированная  продукция  отрасли  может  рассматриваться  как  товар  _______________________

«Экономическая теория» под редакцией В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича – М.: ИНФРА-М, 2004.

 или благо. Однако общим критерием принадлежности какого-либо продукта к той  или иной отрасли могут служить определенные признаки (форма,  качество,  степень рекламирования  и  т.д.).  Высокая  заменяемость  предполагает,  что  товары удовлетворяют  одну  и   ту   же   потребность,   но   изменение   цены   на взаимозаменяемые товары может повлечь за собой изменение  спроса  от  одного продукта к другому. Следовательно, механизм  рынка  позволяет  удовлетворять только те потребности, спрос на которые растет.Количество товаров, которые покупаются людьми, всегда зависит от цен на них. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, а уменьшение цены на этот товар, как правило, обуславливает возрастание спроса на него. Эту взаимосвязь цены и количества покупаемого товара можно отразить на графике.

                                                         Рис. 1 Кривая спроса.

 

D (demand) — спрос

P (price) – цена

Q – количество товара, на которое предъявляется спрос

Предположим, что при цене 5 дол. За единицу товара, всеми потребителями будет куплено на рынке 10 единиц товара, при цене 4 дол.  За единицу товара – 11 единиц, при цене 3 дол. Соответственно 12 единиц, при цене 2 дол. – 15 единиц и при цене 1 дол. За единицу товара будет нужно 20 единиц. Если цены за единицу товара отложим на оси ординат, а количество товара, на которое предъявляется спрос, — по оси абсцисс, то получим график (Рис. 1).

Такое соотношение рыночной цены товара и денежного выражения спроса на него называется графиком, или кривой спроса.

Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент. На графике кривая DD опускается сверху вниз. Это обусловлено законом падающего спроса.

Суть данного закона состоит том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, что то же самое, если на рынок поступает большое количество товаров, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается.

Этот закон впервые сформулировал французский математик О. Курно в работе «Исследование математических принципов теории богатства». Закон падающего спроса О. Курно формулируется так:

                                    D=f (P),

где f(P)>0; D – спрос; f – функция; P – цена.

Данный закон выражает следующую зависимость. Цены имеют тенденцию к снижению. При этой количество товаров, на которое предъявлен спрос, наоборот повышается. Но повышение количества товаров, на которое предъявляется спрос, происходит в меньшей степени, чем снижение цены.

Отсюда кривая спроса – убывающая.

Желание покупателей приобрести тот или иной товар зависит не только от того, сколько он может потратить денег, но и от того, в какой степени ему нужен этот товар, т.е. от полезности.

Итак, спрос – величина переменная. При этом следует различать изменение величины спроса и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда. Когда переменная только цена данного товара. Характер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины.

Графически изменение объема спроса выражаются в «движении» по кривой спроса вниз или вверх (рис.1). Изменение же характера спроса выражается в «движении» кривой спроса, ее смещении вправо или влево (рис.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       Рис. 2 Кривая изменения спроса

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, главным фактором, определяющим величину спроса, является цена.

Помимо цены существуют и другие факторы, влияющие на спрос (неценовые):

  • Изменение доходов населения
  • Изменение вкусов и предпочтений
  • Изменение цен на взаимосвязанные товары
  • Изменение в структуре населения
  • Изменения в ожиданиях будущих цен
  • Увеличение населения
  • Дефицитные ожидания и др.

Если доход населения увеличится, каждой цене товара будет соответствовать большой объем спроса, произойдет сдвиг прямой вправо из положения DD в положение DD. А уменьшение дохода  приведет к смещению линии спроса влево в положение D D. Из рис. 2 видно, что сдвиг линии спроса ведет к изменению объема спроса при некоторой постоянной цене Р и что одному и тому же объему спроса при сдвиги линии спроса соответствуют разные цены (Р,  и Р).

На положение кривой спроса оказывает влияние и изменение цены на взаимосвязанные товары. Существуют два типа взаимосвязанных товаров: товары – субституты и взаимодополняющие товары.

Рассмотрим два товара, X и Y. Если X и Y являются товарами –субститутами, то при возрастании цены товара Y и неизменной цены товара Х потребители будут склонны к увеличению спроса на товар Х. В этом случае линия спроса  для товара Х  сдвинется вправо. Если же цена товара Y снизится, линия спроса товара Х сдвинется влево, указывая на уменьшение спроса на Х. Примерами товаров – субститутов могут служить масло и маргарин, чай и кофе. __________________________

Товары – субституты – группа товаров и услуг, для которых рост цены на один из них приводит к увеличению спроса на другие, выступающие в качестве заменителей, полных или частичных. «Современный экономический словарь» четвертое издание, переработанное и дополненное. Б.А. Райсберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева.

Для дополняющих товаров характерна обратная ситуация: уменьшение цены товара Y ведет к увеличению спроса на товар Х. «Классическим » примером дополняющих товаров являются автомобили и бензин. Рост цены на бензин снизит спрос на автомобили. И наоборот, падение цены на бензин увеличивает спрос на автомобили.

Увеличение населения (при сохранение неизменного дохода на душу населения) сдвинет кривую спроса вправо для всех товаров, поскольку приведет к увеличению количества покупателей на рынке. И наоборот, уменьшение населения будет сдвигать линию спроса влево в связи с сокращением числа покупателей на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1.2.Предложение. Закон изменения предложения.   

Под предложением следует понимать чье либо желание продать товар. Объем предложения при этом составляет то количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.

Предложение – это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально – вещественную(по ассортименту) и стоимостную ( выраженную в деньгах) формы товарного предложения.

 Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства.

В каждый момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке,  является не одинаковым. Некоторые из них произвели и привезли на рынок много товара, другие – мало. Одни затратили на их производство меньше средств производства и труда, У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими, Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т. е. увеличить предложение (при наличие конкурентов). 

Объем предложения у каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то производители постараются увеличить предложение товара, попытаются сбыть даже бракованные изделия.

На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно также отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсциссы (Q)  служит для обозначения товара доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены (Р). При ситуации, когда при цене 5 дол. За единицу товара предложение товара составит 18 единиц, при цене 4 дол. – 16 единиц, при цене 3 дол. – 12 единиц, при цене 2 – 7 единиц и при цене 1 дол. – ни одного изделия. График предложения получит форму кривой предложения (рис. 3).

 

 

 

 

S(supply) – предложение

 

                           Рис. 3 Кривая предложения.

 

    Кривая предложения показывает, какое количество продукции готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени. На графике кривая предложения представляет собой плавно изогнутую и поднимающуюся кверху кривую. Она иллюстрирует зависимость между рыночными ценами и количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. Эту зависимость Курно описал математически в виде формулы:       

                                               S = f (P), 

где S – предложение; Р – цена; f – функция.

Курно назвал ее законом изменения предложения. Суть закона изменения предложения состоит в том, что объем предложения товара увеличивается при росте цены и уменьшается при ее снижении.

На кривую предложения оказывает влияние технический прогресс. Он позволяет снижать издержки производства и изменить предложение товара.

Таким образом, функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Аналогично спросу необходимо различать изменение предложения и изменение объема предложения. Объем предложения меняется тогда, когда меняется только цена товара. Изменение предложения происходит, когда изменяются другие факторы, которые раньше принимались за постоянные. Предположим, что используется новая технология, которая позволяет при тех же затратах выпустить больше продукции. Тогда кривая предложения сдвигается вправо в положение SS. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит большее количество товара. Так, при цене Р- Q> Q, а при цене Р- Q> Q(рис. 4). едложения оказывает влияние технический прогрессо объем предложения товара уаеличивается при росте цены и уменьшается при ее с

 

 

 

 

                                  Рис. 4.  Кривая изменения предложения.

 

Если увеличиваются налоги, растут издержки потребления, кривая предложения смещается влево в положение SS. Сдвиг будет означать, что при каждой цене производитель предложит меньшее количество товара(Q).

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Различают следующие рыночные периоды:

  • Кратчайший период
  • Короткий период
  • Длительный период

В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы являются переменными, а в долгосрочном_ все факторы переменны.

 

                   

  1. Изменение цен и объема предложения.

      

 а)     б)

 

                                      

                         в)


      
В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к   повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рис.5а). В условиях короткого периода повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства  в соответствии со спросом (рис. 5б). В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышение цен (рисю.5в).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Глава 2. Рыночное равновесие.

 В  условиях  рыночной   экономики   конкурентные   силы   способствуют

синхронизации цен спроса и цен  предложения,  что  приводит  к  выравниванию объемов спроса и предложения. Эта цена представляет собой величину,  которая является обязательной для всех продавцов и покупателей.  Рассмотренные  нами функции   спроса   и предложения  позволяют сделать  вывод,  что  кривые  спроса  и  предложения похожи друг на друга.  Равновесная цена (PЕ) — цена,  уравновешивающая  функцию  спроса  и  функцию предложения, в результате действия конкурентных сил.

    Равновесие – это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают  при приемлемой для производителя и потребителя цене.

 Рыночное равновесие возникает в результате взаимодействия спроса и предложения. Чтобы выяснить, как это происходит, необходимо совместить кривую спроса и предложения на одном графике(рис. 6).

 

 

 

 

 

                         Рис. 6. График равновесия на рынке.

 

Данный график выражает одновременное поведение спроса и предложения отдельного товара и показывает, в какой точке две линии пересекутся (Е). В этой точке достигается равновесие. Координатами точки являются равновесная цена Р и равновесный объем Q. Точка Е характеризует равенство  Q= Q= Q, где Q — объем предложения; Q — объем спроса.

Точка равновесия показывает, что здесь спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям.

Таким образом, равновесная цена – это  цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Если реальная цена будет больше равновесной (Р) , то объем спроса при такой цене (Q) будет меньше объема предложения (Q). В этом случае производители предпочтут снизить цену, чем продавать выпуск продукции в объеме, существенно превышающим объем спроса. Избыток предложения        (Q – Q ) будет оказывать понижающее давление на цену.

Если реальная цена на рынке будет ниже равновесной (Р), то объем спроса станет равен Q, товар станет дефицитным. Отдельные покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса (Q – Q) будет оказывать давление на цену.

Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне Р, при которой объем спроса и предложения равны. Первым, кто сформулировал общее экономическое равновесие – был Л. Вальрас. Он пытался абстрагироваться от общественной системы производства и опирался на полезность как исходную категорию. А. Маршалл сделал попытку соединить теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и теорией издержек производства.

 

_______________________

Ему принадлежит первенство в исследовании категорий «цена спроса» и «цена предложения», что является дальнейшим развитием теории трудовой стоимости.

    Различают устойчивое равновесие и неустойчивое равновесие.     Равновесие   называется   устойчивым,   если   отклонение   от    негосопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место, неустойчивое равновесие.Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла.Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объеме спроса Q – Q при цене Р (рис. 7), в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезнет убыток. В случае избытка предложения (при цене Р) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.   

 

 

                Рис. 7. а. Концепция формирования равновесной цены

                                                    по Л. Вальрасу.

 

 

Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р – Р. Он исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Увеличение (уменьшение)  объема предложения сокращает эту разность и тем самым способствует достижению равновесной цены (рис.7.б).

Короткий период лучше характеризуется моделью Вальраса, длительный – моделью А. Маршалла.

 

 

 

         

 

 

                  Рис.7.б. Концепция формирования равновесной цены

                                                    по А. Маршалу.

 

 

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен. Повышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению их производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Поскольку равновесная цена значительно превышает издержки у тех отраслей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим, повышая эффективность функционирования национальной экономики в целом.

 

____________________________

Этот процесс А. Смит назвал механизмом « невидимой руки».

  2.1. Паутинообразная модель равновесия

Ситуацию равновесия, с точки зрения временных характеристик, характеризует паутинообразная модель (рис.8.), т.е. срок между изменением цены и связанными с этими переменами в масштабах производства.

 

а)                                                               б)                        

 

 

                                               в)

 

 

 

 

           Рис.8. Графики паутинообразной модели.

 

Возможны несколько вариантов:

  1. Наклон кривой предложения такой же, как и наклон кривой спроса.  На рис. 8.а. DD показаны цены, по которым реализовывались в течении периода t различные количества товаров. SS показывает количество товара, имевшееся в периоде t и продававшееся по различным ценам в течении периода t, DD — кривая , показывающая движение цен, SS — кривая, показывающая изменения в объеме выпускаемой продукции. В периоде t предлагалось количество товара Q по сравнительно низкой цене Р.

Эта низкая цена стимулирует производство в периоде t, сравнительно небольшого количества товара, которому  впоследствии соответствует цена Р, более высокая, чем Р.

Цена Рпобуждает производить больше товаров Q, которым соответствует уже более низкая цена Р. Данный процесс повторяется от одного периода к другому. Производство и цены проходят через стадии Q P Q P. Такая ситуация характеризует случай, когда равновесие никогда не будет достигнуто. Происходят постоянные колебания цен относительно цены равновесия.

  1. Наклон кривой предложения круче кривой спроса.

Рис. 8.б. показывает, что в этих условиях положение становится все более нестабильным. Цена опускается настолько низко, что производство прекращается или не растет.

Происходит расширяющееся колебание цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия.

  1. Наклон кривой предложения меньше наклона кривой спроса.

В этом случае, как показано на рис. 8.в. и объем производства, и цена все более приближаются к уровню равновесия. Происходит сужающееся колебания цен.

Паутинообразная модель может с достаточной степенью точности применятся лишь к определенной продукции, так как не учитывает ряд важных факторов ( например, влияние климатических условий, изменение спроса потребителей и т. д.). Однако она обладает определенными достоинствами, поскольку показывает зависимость функционирования рынка от времени реакции в сфере предложения и формы кривой предложения и спроса. Достижение устойчивого равновесия не означает остановки в развитии производства, поэтому устойчивость рыночного равновесия носит относительный характер.

2.2. Изменение рыночного равновесия под влиянием спроса и предложения

Рост доходов покупателей, развитие их потребностей приведут к изменению объема спроса при прежних ценах. Рост спроса при неизменном предложении вызывает смещение всей кривой  спроса вправо вверх ,тогда устанавливается  новый более высокий уровень равновесной цены и новый больший объем  количества продаж товаров (рис. 9.).

И наоборот, снижение спроса, когда вся кривая (DD) смещается влево вниз при неизменном предложении, ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены (Р) и меньшего уровня количества продаж товаров (Q).      

 

 

                        

 

 

      Рис. 9. Изменение рыночного равновесия в зависимости от    

                                                 характера спроса.

 

При изменяющимся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, рост производительности труда, снижение издержек производства при прежних ценах будут стимулировать увеличение выпуска продукции – изменится положение кривой предложения, которая сместится вправо вниз (10). В результате положение точки равновесия  тоже изменится, а равновесная цена установится на более низком уровне (Р). И наоборот, снижение предложения – смещение кривой влево – установит более высокую равновесную цену (Р) и меньшее количество продаж товара (Q).

 

 

                     

 

 

       Рис.10. Изменение рыночного равновесия в зависимости от    

                                       характера предложения.

 

На основании этого анализа можно установить четыре правила спроса и предложения.

  • Увеличение спроса вызывает рост, как равновесной цены, так и равновесного количества товара.
  • Уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара.
  • Рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара.
  • Сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку в случае любых изменений спроса и предложения. На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие – закон каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.

Но может возникнуть и такая ситуация, при которой предложение товаров с повышением цен не растет, а падает. На графике это выглядит следующим образом (рис. 11).

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Рис. 11.

 

График показывает, что точка равновесия исчезла. Реализация товара не состоялась. Платежи прекратились.

Объясняется эта ситуация рядом причин:

  • Разрывом сложившихся экономических связей, возникновением неопределенности и непредсказуемости в экономике;
  • Отсутствием немедленного приспособления производства к изменившейся конъюнктуре рынка;
  • Отсутствие конкурентной среды в экономике.

 

                                

                                   Заключение.

  В данной работе мы подробно рассмотрели спрос, предложение, а также закон спроса и предложения и факторы, влияющие на них. И убедились, что спрос и предложение похожи между собой, а также тесно взаимосвязаны. Они являются составной частью, можно сказать, главными элементами рыночного механизма в целом.

Спросом в западной экономической науке называют количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени.     

Спрос на рынке выступает со стороны потребителя или покупателя, и отражает потребности людей. Поэтому под спросом следует понимать представленную на рынке потребность в товарах, но не всякую потребность, а лишь платежеспособную.

Предложение это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально – вещественную и стоимостную формы товарного предложения.

 Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов и определяется размерами и возможностями производства.

В результате взаимодействия спроса и предложения  возникает рыночное равновесие, благодаря которому можно определить ситуацию на рынке и экономическое положение в стране. Равновесиеэто ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают  при приемлемой для производителя и потребителя цене.

 

             

                 Список используемой литературы.

 

  1. Общая экономическая теория Баликова В.З. (Новосибирск 1998г. «Просвещение»).
  2. Основы экономической теории Борисов Е.Ф., Волков Ф.М.(Москва 1999г. «Аспект Пресс»)
  3. Экономическая теория: системный курс /Под ред. Э.И. Лобковича ООО «Новое знание», 2000.
  4. Экономическая теория под ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И.,

Журавлевой Г.П., Тарасевича Л.С. (Москва 2004г.).

  1. Основы современной экономики учебник для ВУЗов 2-ое  издание                  дополненное и переработанное Козырев В.М. (Москва 2000г.)
  2. История экономических учений Ядгаров Я.С. 3-е издание (Москва 1999г.).