Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ КРУПНОГО ПРОИЗВОДСТВА…………………………5
- Понятие крупного производства…………………………………………5
- Основные проблемы крупного производства……………………………9
Глава 2. государство и Транснациональные корпорации….11
- Экономика транснационального производства………………………..13
- Влияние транснациональных корпораций на экономику
государства …………………………………………………………………………14
- Проблемы транснациональных корпораций……………………………16
- Развивающиеся страны (третий мир)……………………………………17
ГЛАВА 3. государственный контроль ДЕЯТЕЛЬНОСТи КРУПНЫХ ПРОИЗВОДСТВ В КАЗАХСТАНЕ……………………………………………….19
- Проблема становления и развития крупного производства в Казахстане…………………………………………………………………………..19
- Взаимоотношения государства с ТНК и контроль их деятельности в Республике Казахстане……………………………………………………………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….……………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..33
ВВЕДЕНИЕ
Результатом экономической интеграции является крупное производство. К преимуществам крупного производства можно отнести:
- удовлетворение массового спроса
- ускорение технического прогресса
- широкие возможности специализации
- экономное использование наличных ресурсов
- рост эффективности и дохода при уменьшении риска
Укрупнение производства в границах, за которыми экономия затрат перекрывается повышенными расходами на транспортировку товаров при их сбыте на рынках, представляет собой закономерный процесс и является прогрессивным. Оно ускоряет научно-техническое совершенствование произволства и дает экономию затрат.
Крупномасштабное производство стандартной продукции имеет неоспоримые преимущества для удовлетворения массового спроса на внутренних и внешних рынках:
- углубляет специализацию и расширяет кооперирование производства
- обеспечивает его технико-технологическое совершенствование
- повышает качество и эффективность производства товаров
- уменьшает хозяйственный риск
- позволяет получить большую прибыль при минимуме затрат.
Укрупнение предприятий эффективно до определенного предела, за которым производство становиться громоздким и негибким, трудноупровляемым, малоэффективным и экономически нецелесообразным, так как начинают возрастать средние издержки фирмы, особенно на транспортировку приобретаемых и реализуемых товаров на рынках внутри страны и за рубежом.
Именно проблемам взаимоотношения крупного производства с государством и посвящена данная работа.
Цель написания данной работы является раскрыть выбранную мною тему и разбив тему на несколько пунктов указать на основные проблемы взаимоотношения крупного производства с государством.
В качестве методологической базы послужила литература экономического характера и материалы собранные со средств массовой информации, так как данная тема очень хорошо освещена. Это связано с актуальностью проблем производства на данный момент, когда мировое сообщество признало Казахстан как государство с рыночной экономикой.
Работа состоит из трех глав, которые в свою очередь разбиты на несколько подпунктов.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ КРУПНОГО ПРОИЗВОДСТВА
- Понятие «крупное производство»
В современной экономике функционируют различные крупные образования с огромным количеством сложнейших хозяйственных, технологических и финансовых связей между ее участниками. В той или иной степени на постоянной или краткосрочной основе предприятия, банки финансовые учреждения соединяются в альянсы, объединяются в пулы, группы, концерны, консорциумы, конгломераты, холдинги – на лицо глобализация производства и производственных объединений. Для каждой из этих структур характерны своя степень экономической свободы, разнообразные подходы к регулированию поведения участников, методы ведения хозяйства и организационные принципы.
Так, например, в концернах управление и поведение участников устанавливается более строго. Концерны имеют достаточно жесткую и четко сложенную организационную структуру управления, что диктуется высокой степенью технологической взаимосвязанности участников и необходимостью обеспечить их оптимальное взаимодействие.
В настоящее время в международной практике начинают доминировать более свободные и менее жестко детерминированные экономические структуры. Так, в Японии вместо строго управляемых структур типа «дзайбацу» на первый план выдвигаются свободные группы «кейрецу» («Митсубиси» «Сумито»), а США лидирующее место занимают транснациональные корпорации – этакие гиганты промышленности, имеющие свои представительства и производственные мощи во многих странах мира
Проблема большого бизнеса своими корнями уходит еще к периоду сразу после Гражданской войны. Но она приобрела новую грань недавно, после появления гигантских многонациональных корпораций – деловых империй, буквально опутавших весь мир. Возьмите, к примеру, фирму «Пепси». Она не отправляет свою прославленную продукцию за рубеж с разливочных заводов на территории США: она производит пепси-колу более чем на 500 заводах в 100 с лишним странах. Покупая бутылку пепси-колы в Мексике или на Филиппинах, в Израиле или Дании, вы покупаете американский продукт, произведенный в этой стране.
Фирма «Пепси» – разветвленная, но отнюдь не самая крупная транснациональная корпорация. В 1985 г. в списке крупнейших компаний США она занимала 73-е место. Сравните ее с компанией «Форд мотор» – транснациональной корпорацией, состоящей из сети в 60 дочерних корпораций, 40 из которых расположены в других странах. Одна треть от 2,5 млрд. дол. ее прибыли поступает из-за рубежа. А если бы мы рассмотрели структуру «Дженерал моторс», «IBM» или крупнейших нефтяных корпораций, то обнаружили бы, что они также представляют собой транснациональные компании, значительная часть богатства которых вложена в производственные мощности вне Соединенных Штатов.
На рубеже ХХ – ХХI вв. наблюдается беспрецедентный размах внешнеэкономической деятельности (международных экономических операций), в которой крупные производства являются торговцами (коммерсантами), инвесторами, распространителями современных технологий и стимуляторами международной трудовой миграции. Они во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачи технологий (знаний). ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающем все более широкое распространение в процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран.
Основными факторами эффективной деятельности крупного производства выступает международное производство товаров и услуг, которое представляет собой выпуск продукции материнскими компаниями крупного производства и их зарубежными филиалами на базе интернационализации производства. К концу 90-х гг. международное производство товаров и услуг достигло 7 % мирового ВВП.
Почти все крупнейшие производства по национальной принадлежности относятся к «триаде» — трем экономическим центрам нашей планеты: США, ЕС и Японии. В последние годы активно развивают свою деятельность на мировом рынке транснациональные корпорации новых индустриальных стран на пример страны Юго-Восточной Азии «Азиатские тигры»1. Отраслевая структура крупного производства диверсифицирована: 60 % международных компаний заняты в сфере производства (они специализируются, прежде всего на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленности), 37 % — в сфере услуг, 3 % в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.
Оптимальная структура управления крупным производством должна обеспечивать бесперебойное руководство материнской компании своими зарубежными филиалами и в тоже время давать возможность менеджерам зарубежных филиалов самостоятельно принимать решения по удовлетворению спроса потребителей с учетом специфики местного рынка и в соответствии с законодательством принимающей страны.
Головная материнская компания – административный центр всей системы предприятия крупного производства. В ее функции обычно входит принятие решений о слиянии с другими компаниями, приобретении новых фирм и ликвидации не эффективных подразделений; формирование долгосрочной производственной, инвестиционной и финансовой политики филиалов и корпораций в целом; контроль над финансами и НИОКР зарубежных филиалов.
Основные организационные формы зарубежных филиалов:
- дочерняя компания (subsidiary) – входящее в систему крупного производства предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более половиной акций с правом решающего голоса и назначает руководителей этого предприятия;
- ассоциированная компания (associate) – входящее в систему крупного производства предприятие в принимающей стране, в котором головная компания владеет не менее 10 %, но и не более 50 % акций. Головная компания не контролирует, но принимает участие в контроле над этим предприятием;
- отделение (branch) – вид зарубежного филиала, которым головная компания владеет полностью или он является частью совместного предприятия крупного производства. Отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом; партнерства, в том числе с местными предпринимателями; движимого имущества (корабли, самолеты, газо-или нефтедобывающие платформы), принадлежащего головной компании функционирующего за рубежом не менее одного года.
Проблемы совершенствования структуры управления руководство крупного производства решает в зависимости от ассортимента товаров и услуг, с которыми они выходят на мировой рынок, корпорации специализирующие на однородной продукции, обычно строят структуру управления по географическому, т.е. страновому (региональному) принципу. В частности, такая структура управления позволяет швейцарской корпорации «Нестле» проводить единую технологическую политику для производства своего ограниченного ассортимента пищевых изделий по всему миру с учетом национального спроса в принимающих странах.
Управление международным производством и сбытом в корпорации «Дженерал электрик», осуществляется по товарному принципу, когда доминирует производственный аспект и ответственность за предпринимательскую деятельность в принимающих странах несут генеральные управляющие производственного департамента, за каждым из которых закреплена часть ассортимента выпускаемой корпорацией готовой продукции. У них в подчинении – находящиеся в зарубежных региональных и страновых производственных филиалах управляющие. Задача последних заключается в адаптации товарного ассортимента, выпускаемого зарубежными филиалами, к условиям принимающих стран.
1.2 Основные проблемы крупной промышленности
Крупные корпорации не только коренным образом изменили международную экономическую деятельность, но и значительно усложнили регулирование отечественной экономики. Предположим, что денежные власти страны желают снизить ее экономическую активность, используя меры монетарной политики, направленные на снижение расходов на промышленное строительство и оборудование. Но такую ограничительную денежную политику может подорвать способность транснациональных корпораций использовать заграничные кредиты для финансирования капиталовложений у себя в стране. Наоборот, меры монетарной политики, ориентированные на стимулирование отечественной экономики, могут привести лишь к займам, развивающим производство в какой-то другой стране. Таким образом, эффективность национальной экономической политики снижается. Более того, трудно ожидать, что монетарная политика разных стран будет скоординирована, ибо их экономические потребности могут быть неодинаковыми: то, что правильно в данный момент для одной страны, может оказаться неправильным для другой.
Важнее, что ревнивые притязания национальных государств, стремящихся сохранить контроль над производственной деятельностью на своей территории, и активность транснациональных корпораций в завоевании новых зарубежных рынков вызывают рост напряженности в международных отношениях. С одной стороны, транснациональная корпорация способна получить огромный выигрыш в стране, где она хочет обосноваться, поскольку такая корпорация привносит с собой современные технологии и методы управления, овладеть которыми стремится любая страна. Поэтому, если, скажем, Индия отказывает в праве разместить на своей территории заводы такой корпорации (чтобы не причинить тем самым вероятный финансовый ущерб уже размещенным там предприятиям), то транснациональная корпорация вполне может разместить свои предприятия, столь ценные с точки зрения производительности, в другой стране, и непокорная, Индия может проиграть а международном экономическом соревновании.
С другой стороны, власть не является односторонней: ведь как только транснациональная корпорация обоснуется в каком-то государстве, она становится его заложницей: она обязана соблюдать законы этой страны и вынуждена предпринимать чуждые ей действия. Например, в Японии существует неписаный закон: крупные корпорации никогда не увольняют своих рабочих. Япония крайне неохотно позволяет иностранному капиталу учреждать промышленные предприятия на своей территории, сильно раздражая тем самым иностранные компании. Но если, что вполне вероятно, Япония откроет свои двери перед американским и европейским капиталом, то, вне всякого сомнения, японцы будут ожидать от американских и европейских корпораций обращения с их работниками, принятого в Японии. Но осуществить это транснациональным корпорациям будет совсем не легко, поскольку они вряд ли получат ту поддержку, которую японское правительство предоставляет своим крупным фирмам.
Или, предположим, что транснациональная корпорация, вследствие падения спроса на ее продукцию, вынуждена снижать производство. Исходя из чисто экономических соображений, она должна была бы закрыть наименее прибыльный из своих заводов. Но это может иметь крайне серьезные последствия для экономики той страны, где размещен данный завод, – настолько серьезные, что ее правительство будет угрожать санкциям в случае закрытия завода. Какому же диктату тогда следовать транснациональной корпорации – велению экономических соображений или соображений политических.
Глава 2. государство и Транснациональные корпорации
Проблема крупного бизнеса своими корнями уходит еще к периоду сразу после Гражданской войны. Но она приобрела новую грань недавно, после появления гигантских многонациональных корпораций – деловых империй, буквально опутавших весь мир. Возьмите, к примеру, фирму «Пепси». Она не отправляет свою прославленную продукцию за рубеж с разливочных заводов на территории США: она производит пепси-колу более чем на 500 заводах в 100 с лишним странах. Покупая бутылку пепси-колы в Мексике или на Филиппинах, в Израиле или Дании, вы покупаете американский продукт, произведенный в этой стране.
Фирма «Пепси» – разветвленная, но отнюдь не самая крупная транснациональная корпорация. В 1985 г. в списке крупнейших компаний США она занимала 73-е место. Сравните ее с компанией «Форд мотор» – транснациональной корпорацией, состоящей из сети в 60 дочерних корпораций, 40 из которых расположены в других странах. Одна треть от 2,5 млрд. дол. ее прибыли поступает из-за рубежа. А если бы мы рассмотрели структуру «Дженерал моторс», «IBM» или крупнейших нефтяных корпораций, то обнаружили бы, что они также представляют собой транснациональные компании, значительная часть богатства которых вложена в производственные мощности вне Соединенных Штатов.
Из 100 крупнейших американских фирм не менее двух третей располагают подобной разветвленной системой производственных мощностей. Более того, стоимость продукции, произведенной крупнейшими фирмами за границей, превышает стоимость товаров, которые они пока еще экспортируют из США. В 1985 г. объем продаж заграничных отделений 150 крупнейших транснациональных корпораций превысил 415 млрд. дол. А объем совокупного экспорта США в том же году достиг лишь 207 млрд. дол, то есть половины стоимости выпускаемой за границей продукции 150 самых крупных транснациональных корпораций США.
Другой способ продемонстрировать резкий подъем международного производства – проследить рост стоимости прямых заграничных инвестиций США, то есть стоимости расположенных за рубежом, но принадлежащих американским гражданам заводов и оборудования (сюда не входят принадлежащие американцам иностранные облигации и ценные бумаги). В 1950г. стоимость заграничных прямых инвестиций составляла 11 млрд. дол, В 1985 г. она превысила 210 млрд. Но и эта огромная цифра занижена, так как представляет лишь стоимости вложенных за рубежом американских долларов, но не включает стоимость иностранного капитала, который может контролироваться этими долларами. Например, если какая-то американская фирма вложила 10 млн. дол. в иностранное предприятие стоимостью в 20 млн. дол, в официальные данные США о наших иностранных инвестициях отражают только 10 млн. американских активов, но не то 20-миллионное богатство, – которое они фактически контролируют. Весь же капитал, контролируемый нашими прямыми зарубежными инвестициями, вполне может достигать 300 млрд. дол. В целом от четверти до половины реальных активов крупнейших американских корпораций находится за рубежом, Фактически американский большой бизнес сегодня – это мировой большой бизнес.
Однако интернационализация производства – отнюдь не чисто американский феномен. Хотя американские транснациональные корпорации сегодня еще занимают ведущее место в мире (среди 500 крупнейших корпораций~ мира более 300 являются американскими), их догоняют — транснациональные корпорации других стран. Например, фирма «Филиппс лэмп вокс» – гигантская голландская транснациональная компания с отделениями в более чем 68 странах. Из 225 тыс. ее работников 167 тыс. работают за пределами Нидерландов. Другая мощная транснациональная корпорация – «Ройал дач шелл» – действительно транс- национальная: она принадлежит компаниям Голландии и Великобритании. Еще один пример – швейцарская фирма «Нестле шоколад», 97% доходов которой образуются вне Швейцарии. Если исходить из размера шведского капитала, вложенного в Сан-Пауло, – то это второй по величине промышленный город Швеции!
В 1970 г, экономический эксперт Международной торговой палаты оценивал совокупный объем международной продукции (продукция, произведенная фирмами США за рубежом, продукция иностранных фирм в США и других странах) в одну шестую стоимости совокупного производства, причем для промышленной продукции эта доля была еще выше. Сегодня эта доля возросла еще больше, хотя мы не знаем, какова она в точности.
2.1 Экономика транснационального производства
Что заставляет фирму производить продукцию за границей вместо того, чтобы только продавать ее за границей. Единственно возможный ответ напрашивается сам собой. Фирма преуспевает на внутреннем рынке. Используемые технология и организация обеспечивают ей перевес над иностранными конкурентами. Она начинает экспортировать свою продукцию, иностранный рынок растет. В какой-то момент руководство фирмы начинает оценивать, не выгоднее ли организовать выпуск продукции за рубежом: так можно сэкономить на транспортных расходах, а кроме того, избежать пошлин на ввоз товаров из-за границы, Важна и возможность платить более низкую зарплату. Постепенно фирма прекращает отправлять за границу свои товары, а вместо этого экспортирует капитал, технологию, методы управления – и становится транснациональной.
Расчеты могут быть более сложными. Процветающая компания может менять свою точку зрения постепенно.
Вначале это может быть чисто отечественная компания с небольшим экспортом. Затем она развивает экспорт и считает себя интернациональной компанией, серьезно интересующейся экспортом. И наконец, ее перспективы – превратиться в транснациональную корпорацию, считающую весь мир (или значительную его часть) своим рынком. В этом случае она может размещать заводы заграницей еще до того, как рынок на ее продукцию достигнет высокого уровня развития, чтобы утвердиться за границей ранее своих конкурентов.
Все больше и больше крупных корпораций во всем мире считают своим «естественным» рынком весь земной шар, а не только свои страны, В отраслях, производящих автомобили, сталь, компьютеры, телекоммуникационное оборудование, борьба идет за долю мирового рынка. Именно поэтому такие компании, как IBM или «Дженерал моторс» считают своей сферой влияния весь земной шар, причем речь идет не только о всасывании природных ресурсов, но и о размещении заводов и, наконец, политике продаж. При нынешних скоростях реактивных самолетов, мгновенно действующей системе поиска информации, высокоорганизованных системах производства и распределения изготовление товаров все легче и легче перемещать в ту страну, где оно окажется дешевле, а продажи концентрировать в странах с самыми богатыми рынками. Так что в США продаются транзисторные приемники, собранные в Мексике японскими фирмами, детали для которых сделаны в Гонконге, Южной Корее или Сингапуре.
- Влияние транснациональных корпораций на экономику
государства
В последние годы наблюдался заметный приток инвестиций в промышленные предприятия нескольких более бедных стран – крупные капиталы были вложены в промышленные предприятия Мексики, Гонконга, Тайваня, Сингапура, Кореи. Тем не менее, эти капиталовложения все еще гораздо меньше, чем капиталовложения тех же транснациональных корпораций в развитых странах.
Второе экономическое изменение, и сущности, подразумевается первым. Это переход от тяжелой промышленности к высокотехнологичным производствам, от предприятий, где огромные суммы капитала ассоциировались значительной занятостью неквалифицированных рабочих как, например, при прокладке железных дорог или раба на плантациях, к отраслям промышленности с высоким уровнем научно-исследовательских и проектно-конструкторских разработок, применением высококвалифицированной рабочей силы и современных методов управления. Это типично для таких новых отраслей, как нефтехимия – компьютеры и другие современные производства. Эти изменения представлены в следующей таблице.
РАЗМЕРЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЯМЫХ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ США В ИНОСТРАННЫЕ ГОСУДАРСТВА
Всего (млн. дол.) |
1929 7,5 |
1950 11,7 |
1982 221,3 |
Распределение по рыкам (%) Канада Европа Латинская Америка Азия, Африка, Ближний Восток |
27 18 47 8 |
30 14 41 15 |
20 45 14 17 |
Распределение по секторам (%) Обрабатывающая промышленность Нефть Транспорт и коммуникации Горнодобывающая промышленность Торговля Сельское хозяйство Прочее (финансы и т. д.) |
24 15 21 15 5 12 8 |
31 29 12 9 7 5 6 |
41 26 нет данных 3 12 нет данных 9 |
Обратите внимание на резкую переориентацию инвестиций из Латинской Америки в Европу и из транспорта, горнодобывающей промышленности и сельского хозяйства – в обрабатывающую промышленность. Эта переориентация была бы еще более красноречивой, если бы не наша продолжающаяся зависимость от нефти как главного источника энергии. Если в ближайшие десятилетия солнечная энергия или топливные элементы заменят нефть, то можно ожидать еще более резкого снижения капиталовложений в слаборазвитые регионы (особенно в ближневосточные страны) и пропорционально более высокую концентрацию прямых зарубежных инвестиций в обрабатывающую промышленность.
2.3 Проблемы транснациональных корпораций.
Транснациональные корпорации не только коренным образом изменили международную экономическую деятельность, но и значительно усложнили регулирование отечественной экономики. Предположим, что денежные власти страны желают снизить ее экономическую активность, используя меры монетарной политики, направленные на снижение расходов на промышленное строительство и оборудование. Но такую ограничительную денежную политику может подорвать способность транснациональных корпораций использовать заграничные кредиты для финансирования капиталовложений у себя в стране. Наоборот, меры монетарной политики, ориентированные на стимулирование отечественной экономики, могут привести лишь к займам, развивающим производство в какой-то другой стране. Таким образом, эффективность национальной экономической политики снижается. Более того, трудно ожидать, что монетарная политика разных стран будет скоординирована, ибо их экономические потребности могут быть неодинаковыми: то, что правильно в данный момент для одной страны, может оказаться неправильным для другой.
Важнее, что ревнивые притязания национальных государств, стремящихся сохранить контроль над производственной деятельностью на своей территории, и активность транснациональных корпораций в завоевании новых зарубежных рынков вызывают рост напряженности в международных отношениях. С одной стороны, транснациональная корпорация способна получить огромный выигрыш в стране, где она хочет обосноваться, поскольку такая корпорация привносит с собой современные технологии и методы управления, овладеть которыми стремится любая страна. Поэтому, если, скажем, Индия отказывает в праве разместить на своей территории заводы такой корпорации (чтобы не причинить тем самым вероятный финансовый ущерб уже размещенным там предприятиям), то транснациональная корпорация вполне может разместить свои предприятия, столь ценные с точки зрения производительности, в другой стране, и непокорная, Индия может проиграть а международном экономическом соревновании.
С другой стороны, власть не является односторонней: ведь как только транснациональная корпорация обоснуется в каком-то государстве, она становится его заложницей: она обязана соблюдать законы этой страны и вынуждена предпринимать чуждые ей действия. Например, в Японии существует неписаный закон: крупные корпорации никогда не увольняют своих рабочих. Япония крайне неохотно позволяет иностранному капиталу учреждать промышленные предприятия на своей территории, сильно раздражая тем самым иностранные компании. Но если, что вполне вероятно, Япония откроет свои двери перед американским и европейским капиталом, то, вне всякого сомнения, японцы будут ожидать от американских и европейских корпораций обращения с их работниками, принятого в Японии. Но осуществить это транснациональным корпорациям будет совсем не легко, поскольку они вряд ли получат ту поддержку, которую японское правительство предоставляет своим крупным фирмам.
Или, предположим, что транснациональная корпорация, вследствие падения спроса на ее продукцию, вынуждена снижать производство. Исходя из чисто экономических соображений, она должна была бы закрыть наименее прибыльный из своих заводов. Но это может иметь крайне серьезные последствия для экономики той страны, где размещен данный завод, – настолько серьезные, что ее правительство будет угрожать санкциям в случае закрытия завода. Какому же диктату тогда следовать транснациональной корпорации – велению экономических соображений или соображений политических.
2.4 Развивающиеся страны (третий мир)
Все эти проблемы приобретают особую остроту в – отношениях между транснациональными корпорациями и слаборазвитыми странами. Ведь, а настоящее время транснациональные корпорации – это главный канал связи между динамичным, стремящимся к экспансии западным капитализмом и все еще пассивными мировыми окраинами в Азии, Африке и Латинской Америке. Здесь возникают крайне сложные проблемы. Однажды бывший помощник государственного секретаря США Джордж Болл откровенно спросил: «Как может государственное руководство с какой бы то ни было уверенностью разрабатывать планы экономического развития, если заседающий за пять тысяч миль от этой страны совет директоров крупной компании может подорвать ее экономику одной только переменой своей программы мы закупок и производства. По этой и другим причинам слаборазвитые страны относятся к транснациональным корпорациям с известной долей подозрительности, И для этого есть свои резоны. Есть что-то глубоко раздражающее в том, как кока-кола и расфасованные полуфабрикаты вытесняют национальные блюда в рационе людей, зачастую еле сводивших концы с концами, что транзисторы и пластмасса приходят на смену традиционным развлечениям и украшениям, что башни отелей «Хилтон» возвышаются над лачугами, что однообразный и отвратительный фабричный труд вытесняет крестьянские и ремесленные навыки, мастерство и профессии. Всякого, кому доводилось путешествовать по слаборазвитым странам, неизбежно потрясало безответственное вторжение транснациональных корпораций в вековые традиции, подвергающее неподготовленных людей ураганному натиску современной технологий и ценностей – и все это во имя прибыли и уж, конечно, не ради прогресса.
Поэтому транснациональные корпорации еще долго будут занимать ключевые позиции в международной экономической жизни. Но в конце концов мир вряд ли позволит корпорациям перестроить себя в соответствии с присущей им иерархией эффективности. Транснациональные корпорации умеют делать многое, чего молодые государства не умеют. Но есть одно, на что способны молодые государства, но не способны корпорации: это умение вызывать и направлять в желаемое русло преданность, энтузиазм огромных масс людей. Люди готовы идти на смерть за свою страну, но не станут умирать, за прибыли корпорации.
ГЛАВА 3. государственный контроль ДЕЯТЕЛЬНОСТи КРУПНЫХ ПРОИЗВОДСТВ В КАЗАХСТАНЕ
3.1 Проблемы становления и развития крупного производства в Казахстане
После развала СССР экономика Казахстана оказалась в удручающем состоянии – сырьевая направленность экономики не давала возможность развить реальный сектор.
Малый бизнес, как самый чувствительный быстрее пристроился к новым условиям и начал развивать. Для развития крупного производства же требуется поддержка государства. Данная отрасль требует крупных инвестиций и особых «парниковых условий» для первичного развития.
Что предполагают международные финансовые институты, приходя в страны Третьего мира? Предполагается монетаризм, рыночная стихия и либерализм, согласно которым право на существование имеют только конкурентоспособные по международным стандартам предприятия. Есть ли такие предприятия в государствах Третьего мира? Иногда есть, однако в большинстве случаев они создаются сами ТНК, причем в незначительном количестве и исключительно в сырьевом секторе экономики. Если посмотреть на деятельность ТНК в Латинской Америке, Африке, Азии, да и на просторах СНГ, то нетрудно обнаружить эту закономерность.
Естественным образом возникает вопрос, на сколько это выгодно государству? С одной стороны выгода несомненная: предприятия работают, обеспечивая определенный уровень занятости и принося хоть какую-то прибыль в бюджет. Однако создаваемые крупными производствами анклавы охватывают лишь незначительную часть населения и национального хозяйства, при этом «оттягивая» на себя основные местные ресурсы (природные богатства и квалифицированную рабочую силу) и пользуясь льготами по налогообложению. Результат – ограниченные возможности для развития отечественного производства, рост социально-экономического расслоения, ускорение процесса маргинализации и обнищания основной части населения. Более того успешная деятельность таких анклавов полностью зависит от стабильности и нормального функционирования мирохозяйственной системы, а это, как показывают регулярно повторяющиеся кризисы, далеко не гарантированно.
Второй элемент ловушки глобализации заключается в предоставлении субсидий и займов развивающимся странам со стороны международных финансовых институтов. Понятно, что в условиях ограниченных финансовых ресурсов эти страны нуждаются в этой внешней подпитке, но всему должна быть мера. Однако, как показывает мировая практика, раз получив заем, эти страны плотно садятся на «инвестиционную иглу». Происходит это потому, что кредиторы требуют первоочередной выплаты процентов, а на погашение основной суммы долга чаще всего средств не хватает; и тогда долги реструктуризируются. При этом в ходе переговоров об условиях отсрочки у кредиторов каждый раз появляется возможность выдвигать новые требования, соответствующие нуждам текущего момента, причем не только экономические. Кроме того как показали финансовые кризисы в Латинской Америке и Азии, существует механизм искусственного обострения финансовых и долговых проблем в развивающихся странах. Сначала – приток краткосрочных инвестиций, в основном спекулятивного характера, разогревание фондового рынка принимающей страны. Затем – быстрый отток спекулятивных («дешевых») долларов из страны, обвал финансового рынка и формирование «пакета помощи», но уже из «подорожавших»долларов (не 5-6 %, а порядка 30 % годовых). И эти страны, лишенные внутренних возможностей решения финансовых проблем, вынуждены снова брать в долг.
Наконец, длительное поступление займов и субсидий из-за рубежа деформирует социально-экономическую структуру периферийных стран, создает секторы и социальные группы, ориентированные на постоянную внешнюю подпитку, усиливает структурную и долговую зависимость этих стран. Задолженность перед кредиторами превращается в некую форму зависимости от них. Пример африканских и латиноамериканских стран весьма показателен. Только совокупный долг африканских государств, превышает 350 млрд. долл., что составляет 65 % их валового внутреннего продукта, а более 40 % ежегодного бюджета этих стран уходит на обслуживание долговых обязательств.
Часть государств социальный организм которых не выдерживает этого прессинга, деградирует, коррумпируется и разрушается, фактически оказывается во власти кланово-мафиозных структур управления, — особого рода передаточного механизма между международными финансовыми институтами, крупными произаодствами и пользующимися их финансовыми институтами. Тем самым само существование государства-нации теряет всякий смысл, поскольку фактический контроль за социально-экономической и политической деятельностью переходит не столько к иностранным донорам и международным организациям, формирующим весьма своеобразный механизм (макроколониализма).
3.2 Взаимоотношения государства с ТНК и контроль их деятельности в Республике Казахстане
Функционально ТНК в Казахстане направлены на участие в развитии минерально-сырьевых ресурсов, прежде всего, нефти. По масштабам участия в экономике Казахстана ведущее место занимают компании из США, Великобритании и Японии.
К положительным характеристикам казахстанских отделений ТНК можно отнести следующее:
во-первых, расширение поля многосекторности экономики и многообразия форм собственности, в частности, в настоящее время проданы 90% АО Южнефтегаз — фирме Харри-кейн кумколь ЛТД (Канада), 90% АО Каражанбасмунай -фирме Тритон и т.п.;
во-вторых, они демонстрируют современный потенциал корпорации, в частности, корпорация «Казахмыс» и ТНК «Каз-цинк» продают свои ценные бумаги на мировых фондовых рынках. Это является положительным примером для преимущественно неконкурентоспособного корпоративного сектора страны;
в-третьих, ТНК демонстрируют организационные возможности корпоративного управления;
в-четвертых, именно развитие ТНК способствует динами-зации институтов финансового капитала.
Так, в частности, в Казахстане на сегодняшний день сформировалась первичная рыночная инфраструктура, включающая в себя систему банков второго уровня, биржи, страховые компании и др. В частности, количество банков второго уровня в течение этого периода варьировалось: 101 банк в 1999 году; 82- в 2001 году; 47 — в 2003 году.
В Казахстане этот процесс характеризуется следующими данными: уже в ноябре 1993 года, наряду с введением национальной денежной системы, была организована и ЗАО «Казахстанская фондовая биржа». KASE является саморегулируемой организацией, которая объединяет 57 профессиональных участников финансового рынка. Оборот KASE в 2003 году составил $5,1 млрд., из которых 62% составили государственные ценные бумаги, иностранные валюты — 34%, 3% — акции и облигации, 1% — срочные контракты. Это свидетельствует о потенциале развития данного института, о необходимости расширения оборота корпоративных бумаг и снижении доли ГЦБ. Для решения этих задач и создаются брокерские компании. Брокеры -дилеры, как торговые посредники на вторичном фондовом рынке, повышают активность финансовых институтов, занимаясь инвестированием капитала в ценные бумаги, наряду с банками. В Казахстане брокерской деятельностью разрешено заниматься банкам и небанковским организациям. С течением времени происходит постепенное вытеснение небанковских брокерских компаний, уступающих банкам как по финансовому положению, так и по спектру и качеству оказываемых ими услуг.
Так, в 2000 году в составе брокеров было 29 банков и 14 небанковских институтов; в2002 году — 28 банков и 45 небанковских институтов, а в 2004 году -25 банков и 26 небанковских институтов. Продолжение этой тенденции может привести к монополизации банками не только классических банковских операций, но и операций с ценными бумагами, что увеличивает риск для вкладчиков коммерческих банков.
Наряду с этим следует отметить и негативные характеристики развития ТНК. К ним относятся: низкие уровни уставного капитала и рыночной капитализации (практически ни одна корпорация в Казахстане не отвечает минимальным требованиям капитализации — свыше 1 миллиарда долларов США); неустойчивая и неэффективная структура собственности, что замедляет системную реструктуризацию бизнеса.
Для прогнозного роста воспроизводственной динамики корпораций необходим учет двух факторов: во-первых, определение основ индустриальной политики для переходной среды (производительный фактор) и, во-вторых, определение инвестиционных перспектив(капитало-образующий фактор).
Главными приоритетными направлениями развития промышленности Казахстана определены следующие:
- дальнейшее формирование топливно-энергетического комплекса, особенно нефтегазовых отраслей промышленности и энергетики;
- развитие металлургического комплекса с учетом научно-технических достижений в области добычи, обогащения и передела руд черных и цветных металлов, редких земель;
- развитие машиностроения на основе конверсии оборонных отраслей промышленности;
- скорейшее насыщение рынка продовольствием и товарами народного потребления (ТИП);
- эффективное развитие производственной инфраструктуры.
Исходя из перечисленных приоритетных направлений развития промышленных комплексов республики, необходимо рассмотреть эти проблемы с учетом экономической интегри-рованности стран Содружества. В области ТЭК в ближайшей перспективе намечены следующие приоритетные направления:
- Развитие нефтегазового комплекса путем скорейшей с помощью иностранных компаний подготовки и разработки крупных нефтяных и газоконденсатных месторождений в Западном Казахстане (Тенгиз, Королевское, Карачаганакское, Жанажол и др.). Главной целью является завершение строительства экиба-стузских КРЭС и ТЭЦ, Южно-Казахстанской ГРЭС, техническое перевооружение многих старых электростанций, завершение строительства ЛЭП, модернизация Гурьевской НПЗ и строительство современных сравнительно недорогих установок по глубокой переработке нефти, как это уже сделано на Павлодарском НПЗ.
- В химической и нефтехимической промышленности следует ускорить подготовку по переработке углеводородного сырья с учетом внутреннего и мирового рынков с осуществлением производств в необходимых объемах смол, пластмасс, синтетического каучука, химических волокон, с соответствующим изменением номенклатуры продукции химической промышленности в пользу наукоемких и высокотехнологических видов. Хорошие возможности имеются на мировом рынке по сбыту желтого фосфора, минеральным удобрениям, хромовым соединениям.
- В черной и цветной металлургии следует осуществить реконструкцию и техническое перевооружение старых производств и создать мощности по выпуску и расширению номенклатуры прокатного и трубного производства, повышения кооперации с Российскими производствами и выходом на мировые рынки сбыта.
- В машиностроении на основе конверсии оборонного комплекса и создания технополисов совместно с интеграцией гражданских отраслей необходимо формировать наукоемкие производства, обеспечивающие потребности для сельского хозяйства, потребительского рынка, медицины и других отраслей при сохранении высокотехнологического научно-производственного потенциала оборонных производств.
- Долговременной целью для Казахстана является постепенное преодоление сырьевой направленности промышленности путем развития конечных видов производства высокого качества.
Именно эти направления являются технико-экономическими объектами корпорирования. В инвестиционном аспекте одной из важных задач является проведение структурной и инвестиционной политики посредством финансовой поддержки тех предприятий, которые обеспечивают рациональную структурную перестройку производства, стимулируют внедрение научно-технического прогресса.
Недостаточная инвестиционная активность остается одним из основных препятствий в стабилизации экономики и возобновлении ее роста. Спад производства, ухудшение его финансовых результатов, высокий уровень инфляции обусловили сокращение инвестиционного спроса. Динамика снижения инвестиций, происходящая в годы экономического кризиса, опережает динамику спада производства.
Для сравнения следует отметить, что в развитых странах за последние 40 лет доля капиталовложений в основные фонды в ВВП не опускалась ниже 38%, а в Японии была на уровне 30% и более. В периоды глубоких преобразований в странах Юго-Восточной Азии (Тайвань, Южная Корея, Малайзия) доля валовых капиталовложений в основной капитал в ВВП составляла 31-34%, а в Сингапуре доходила до 45-48%.
Все чаще ТНК обращают свой взор на неосвоенные рынки, находящиеся главным образом в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой. При этом основным мотивом прямых инвестиций ТНК в эти страны выступает расширение рынков сбыта своей продукции. Этот мотив главенствует при принятии решений об организации зарубежного производства, оставляя позади даже фактор дешевизны рабочей силы. При этом производство зарубежных филиалов ТНК, как правило рассчитано не только на местный рынок принимающей страны, но и на региональный и мировой рынки. Из сфер положения иностранных капиталов в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой в 90-е гг. приоритет отдается добывающей промышленности, торговле и другим видам услуг.
Привлекаемый в экономику Казахстана иностранный капитал со множеством преференций, однако в отсутствие направляющих ориентиров, соответствующих национальным интересам, а также барьеров, сдерживающих обострение структурных перекосов, быстро выявил свои предпочтения и постепенно отсек ряд сырьевых и металлургических производств, базовых для республики, от внутренней экономики. Их экспортная ориентация на фоне углубления кризисных процессов в хозяйстве создала иллюзию противовеса последним, их последующему стимулирующему воздействию на обрабатывающий сектор. Однако эти производства логично встроились в мировые транснациональные цепи, практически не востребовав промышленный потенциал республики. По данным Организации по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД), на Казахстан приходится 1865 филиалов ТНК из 7663, расположенных в Центральной Азии2.
К Казахстанским добывающим предприятиям топливо-энергетического комплекса проявляют интерес американские и японские ТНК. Примером плодотворного сотрудничества в нефтедобыче на территории Казахстана может служить казахстано-американское предприятие «Тенгизшевроил». Партнерство с ограниченной ответственностью «Тенгизшевройл» (далее именуемое «Партнерство») было образовано 6 апреля 1993 года, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, как Партнерство с равноценной долей участия ПО «Тенгизнефтегаз», называющимся в настоящее время АО «Тенгизмунайгаз», и компанией «Chevron Overseas Company» (далее именуемые «партнеры»). В то время, АО «Тенгизмунайгаз» (далее именуемое «ТМГ») являлось государственным предприятием Республики Казахстан. Компания «Chevron Overseas Company» (далее именуемая «Chevron») зарегистрирована в Соединенных Штатах Америки и является дочерней компанией, полностью принадлежащей ТНК «Chevron». Образование Партнерства, а также административные и производственные рамки, в которых оно должно осуществлять свою деятельность, определены в ряде соглашений (далее именуемых «Соглашения о партнерстве») между Республикой Казахстан, ТМГ и компанией » Chevron «, а также некоторыми из ее филиалов. Партнерство образовано со сроком деятельности на 40 лет. Этот срок может быть продлен по соглашению между партнерами. Деятельность Партнерства может быть прекращена при определенных условиях, в том числе по взаимному согласию партнеров.
При образовании Партнерства ТМГ и » Chevron » внесли в уставный фонд по 25 млн. долл. США каждый в виде нематериальных и материальных активов. Впоследствии, каждый из партнеров внес по 50 % стоимости активов проекта по разработке Тенгизского месторождения, имевшихся по состоянию на 6 апреля 1993 года, что было оформлено в пиле двух равных процентных займов на общую сумму 1.640 млн. долл. США3.
Основной задачей ПОО «Тенгизшевройл» является эффективная и рентабельная разработка углеводородных ресурсов, выражающаяся в разведке, оценке, разработке, добыче, переработке (исключая переработку сырой нефти и других попутных углеводородов с получением готовых нефтепродуктов), хранении, транспортировке, экспорте и прибыльной реализации экономически выгодных углеводородов, углеводородных продуктов и серы.
Мировой рынок сделал свой выбор в отношении Казахстана: нефть и цветные металлы. Но помимо этого существует множество различных ТНК занимающихся различной деятельностью сделавших, свой выбор в экономике Казахстана. К примеру (нижеследующие приведенные ТНК в Казахстане), в 1994 году ТНК Coca Cola выстроила завод по производству собственного продукта. А также в 1999 году ТНК Fillip Morris построила в Казахстане завод по табачному производству и в данное время, она занимает 64 % всего Казахстанского табачного рынка, что и выявляет эффективность транснационального производства.
На конец ушедшее столетие продемонстрировало и две возможные модели развития. Первая связана с так называемым «догоняющим развитием», когда при помощи государства происходит мобилизация всех имеющихся в стране ресурсов с целью развития внутреннего рынка и нацонально-хозяйственного комплекса, сплочения нации и общества. Эту модель использовала Япония, а в след за ней Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Малайзия. Сегодня достаточно эффективно ее использует Китай. Вторая модель предлагает форсированную интеграцию развивающихся стран в мировое хозяйство, ориентацию на анклавное развитие при использовании финансовых средств и технологий, поступающих из-за границы. Эта модель много проще, она не требует ни наличия собственной стратегии экономического развития (рецепты предлагаются метрополией), ни условий со стороны государства по решению социальных проблем; его занимают международные финансовые институты и транснациональные корпорации (ТНК), в планы которых заботы о социальном самочувствии населения анклава не входит. Те страны, которые практикуют эту модель, как раз и попадают в ловушку неолиберальной глобализации.
Важное условие, без которого глобализация экономики не могла бы состоятся, — информационная революция, обеспечившая техническую базу для объединения в единое целое мирового хозяйственного комплекса и осуществления глобального мониторинга экономической деятельности и контроля над нею.
Первым отреагировал финансовый рынок. Быстрыми темпами стала расти «виртуальная экономика», паразитирующая на новых реалиях и не имеющая ни чего общего с реальной экономикой. Объем ежедневных валютных сделок увеличился с 250 млрд. долл. в 1985 году до 1 трлн. долл. в начале 90-х годов. К середине 90-х годов на каждый доллар, потраченный на покупку иностранных товаров, приходилось 7-8 долл. международных трансфертов, не связанных с продажей товаров. Финансовый рынок стал играть независимую от рынка товаров и услуг роль. Деньги сами превратились в товар, а спекуляция на изменении курса валют – в наиболее выгодную рыночную операцию. В 2000 году оборот мировой торговли акциями оценивался в 40 трлн. долл., а сумма покупок и продаж валюты между странами в рамках «игры» на разнице курсов и процентных ставок (валютный и процентный арбитраж) достигала 400 трлн. долл.
Появление нового банковского инструментария, позволяющего обходить ранее существовавшие правила и ограничения, и глобализация финансовой деятельности привели к возникновению гигантской прачечной по отмывке «грязных денег» — сети офшорных зон, позволяющих уходить от национального законодательства страны пребывания. Как прямое следствие этого – снижение способности государства оказывать воздействие на деятельность ТНК и подмена идеологии честного труда практикой стремительного финансового успеха. К еще одному следствию изменения экономической идеологии следует отнести и преобладание монетаристского мышления, разрабатывающего концептуалистику, которая, будучи последовательно реализована, обеспечила бы переход к универсальной системе гибкого управления социальными объектами со стороны валютно-финансовых кругов.
В этот же период складывается институт современных мультикультурных ТНК и международных финансовых центров, превратившихся не только в идеологов процесса глобализации, но и в главных проводников идеологов в жизнь. Осуществляемая в этот период политика либерализации позволила наиболее сильным компаниям и банкам уйти из-под национально-государственного контроля и приобрести существенную степень самостоятельности. По некоторым оценкам сегодня менее 30 % рынка ценных бумаг «большой семерки» контролируется государством или подчинены государственным интересам. Мировой финансовый рынок перемещает свыше 3 трлн. долл. в месяц из страны в страну. Из них 2 трлн. долл. – деньги, не контролируемые государством или другими официальными институтами.
На сегодняшний день ООН насчитывает 35 тысяч ТНК с 150 тыс. их филиалов. По некоторым данным, они контролируют около половины торговли промышленными товарами, более половины растущей торговли в сфере услуг, до 80 % экспорта зерна и практически весь мировой рынок технологических ноу-хау. К 2020 году инвестиции ТНК увеличатся в четыре раза и достигнут уровня 800 млрд. долларов. И вряд ли какое-либо из государств, даже развитых, не говоря уже о странах Третьего мира, в состоянии составить им сколько-нибудь значимую конкуренцию.
Особенной приметой времени является и то обстоятельство, что характер деятельности ТНК за годы их существования потерпел существенную трансформацию. Если до «финансовой революции» 70-х годов основной мотивацией международной деятельности ТНК была заинтересованность в дешевой рабочей силе, рынках сбыта и источниках сырья, то после нее главной мотивацией деятельности стало стремление уйти от уплаты налогов, а то и просто спекулятивные соображения.
Привлекательность ТНК для принимающих стран заключается в том, что они приносят определенные инвестиции, наращивают производство, создают рабочие места и в той или иной мере открывают доступ к достижениям современной науки и техники. Что касается международных финансовых институтов, то их деятельность вроде бы несет народам благо: именно они предоставляют развивающимся государствам кредиты, выделяют гранты, финансируют деятельность неправительственных структур и частный бизнес. И с этим трудно спорить. Однако главная проблема заключается в том, что деятельность ТНК и международных финансовых институтов в странах Третьего мира ведет к зависимости этих стран от ТНК и внешних финансовых инъекций. И самое печальное заключается в том, что, падая в эту зависимость, государства лишаются возможности государственными мерами защищать себя от экспансионистских поползновений более могущих конкурентов, от разрушительных финансовых и экономических кризисов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Крупные производства в конце ХХ в. во многом определяют структуру мирового рынка и уровень конкурентоспособности на нем товаров и услуг, а также международного движения капиталов и передачи технологии.
Большинство крупных производств представляют собой крупные фирмы олигопольного или монопольного типа с диверсифицированной интеграцией производства и сбыта товаров и услуг на мировом рынке. Все элементы их многонациональной структуры функционируют как единый согласованный механизм в соответствии со стратегией головной компании. Они рассматривают мир как единый рынок и принимают решение о выходе на него с новой продукцией или услугами вне зависимости от государственных границ.
Проблему оптимальной структуры управления руководство крупного производство решает в зависимости от ассортимента товаров и услуг, с которыми корпорация выходит на мировой рынок. Крупное производство специализирующиеся на однородной продукции, обычно строят структуру управления по географическому. Управление международным производством и сбытом много профильных корпорациях осуществляется по товарному принципу (см. приложение).
В целях объединения научного потенциала, производственного кооперирования и раздела рисков при освоении производства капиталоемкой и наукоемкой продукции и выходе с ней на рынок транснациональные корпорации все чаще используют международные стратегические альянсы.
Основным мотивом прямых иностранных инвестиций крупных производств в Казахстане и других странах с переходной экономикой выступает расширение рынков сбыта. Свою деятельность в Казахстане иностранные ТНК пока сосредотачивают в некоторых областях с высокоразвитой инфраструктурой – Алмате, Астане, а также в областях с преобладанием добывающей промышленности – в Павлодарской, Костанайской, Атырауской областях. Производства и предоставление услуг в Казахстане развернули главным образом иностранные крупные производства, специализирующихся на топливо-энергетическом комплексе, торговле, пищевой промышленности, общественном питании, табачного производства, сфере различных услуг, в обрабатывающей промышленности.
В итоге подхожу к заключению и делаю вывод, что Казахстан в мировой экономике занимает не последние места и имеет особое место в географическом расположении за привлечением прямых иностранных инвестиций и их заинтересованности в наших природных ресурсах и развития экономики Казахстана с их непосредственной помощью, хотя у нас на это есть своя стратегия развития как и в любой другой стране.
В процессе всего кругооборота транснационального производства наша страна приобретает огромный опыт управления и в особенности научно-технический прогресс, что немаловажно для развивающейся страны. Подводя итог я прихожу к выводу, что я получил для себя основной теоретический аспект и что в дальнейшем с желанием рассмотреть транснациональное производство в более подробном и тщательном его изучении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аналитический журнал «Континент» № 4 (42) 28 февраля 2004 г.
- Баяхметова А.Т. «Конкурентоспособность ФПГ на мировом рынке» А.2003 г.
- «Мировая экономика». Учебник. Под. ред. Док. экономических наук проф. А.С. Булатова. М.: Юрист.2003 г.
- Губанов А. «Мобил расширяет свое присутствие в Казахстане». Казахстанская правда 2002 г. 4 мая
- «Интернациональные процессы в странах СНГ» под ред. Рязанова СПб, М. 2005 г.
- Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиций», — апрель 2001.
- Алыбаев С.А. «Перспективы интеграции Казахстана в мировую экономику».
- Василенко А., Разуваев В. Нефть и международные отношения. 2003 г.
- Экономика Казахстана, Нургалиев Н.А., Алматы 2002 год
- Газета «Панорама» № 62 2004 год, «Проблема крупного производства в Казахстане»
- Журнал Аль-Пари № 4,2003 год «Крупное производсво – тенденции развития» Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков.
- Борисов Е.Ф. Экономическая теория. — М.: Юристъ,
- Закон Казахской ССР «О товарных биржах» от 13 июня 1991 г.
- Киров: АСА,
- Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.
- Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Т.1 Москва: Республика,
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23, 25.
- Маршалл А. Принципы политической экономии. -Т.1. — М.,
- Менгер К. Основания политической экономии. — М.,
- Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. — М.: Норма- Инфра-М,
- Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Т. М, 1935.
1 “Тигры перед прыжком”. Аналитический журнал. «Континент» № 2. Январь 2001.
2 Аналитический журнал «Континент» № 4 (42) 28 февраля – 2001 г.
3 Все данные были приведены из личного архива ПОО «Тенгизшевройл».