План
Введение
- Роль СМИ в становлении демократического государства
1.1. Цели, задачи и функции СМИ в демократическом
обществе
1.2. СМИ и политика государства (Казахстан)
1.3. Свобода слова, плюрализм, гласность – принципы
демократии и
прав человека
- Взаимоотношения органов государства и СМИ
2.1. Законодательство СМИ – Казахстан и Франция
(сравнительный анализ)
2.2. Соотношение государства с отдельными СМИ
(Казахстан и Франция)
Заключение
Введение
В данной дипломной работе рассматривается влияние печатных и электронных средств массовой информации на становлении и развитии демократического государства, на укрепление в нем принципов прав человека: свободы слова, плюрализма, гласности.
Основные задачи, стоящие перед автором работы, заключаются:
- во-первых, в анализе политических событий, повлекших за собой расцвет средств массовой информации Республики Казахстан, отражение в прессе и электронных СМИ политики государства, а также влияния государства на независимые СМИ.
- во-вторых, в рассмотрении соблюдения в Республике Казахстан основных принципов демократии, провозглашенных Конституцией по отношению к средствам массовой информации.
- в-третьих, в сравнительном анализе законодательств средств массовой информации Республики Казахстан и Франции, а также соотношение государства с отдельными СМИ на примере Казахстана и Франции.
Цель дипломной работы – рассмотреть на каком уровне находятся СМИ в Республике Казахстан на настоящий момент, определить проблемы, перспективы их развития.
Актуальность исследования, проведенного в курсовой работе, видится автору в рассмотрении процессов, связанных с демократическим устройством государств, имеющих место в Казахстане в настоящее время, определить место средств массовой информации в этих процессах.
- Роль СМИ в становлении демократического государства.
Средства массовой информации возникают как ответ на запрос общества в средствах трансляции идеологических парадигм, информации, новостей из различных сфер общественной жизни. Можно видеть, что различные типы социальной организации общества порождают свои собственные средства массовой информации: пресса развитых стран отличается от прессы стран развивающихся и слаборазвитых; пресса же стран капитала в недавнем прошлом заметно отличалась от стран социалистического лагеря.
1.1.Цели, задачи и функции СМИ в демократическом обществе.
Роль средств массовой информации при переходе от тоталитаризма к демократии возрастает по мере завершения процесса передела собственности и роста социально-стратификационных процессов. Вообще их значение растет в процессе демократизации общества, в ходе все большей дифференциации населения республики, увеличения числа партий и движений и все возрастающей в этих условиях групп населения, разорванных по фактору принадлежности к собственности. Как известно, в обществе существуют сферы, которые, не являясь по существу производящими, обеспечивают возможность этого самого непосредственного производства. К их числу относятся средства массовой информации [1].
Перед нами стоит задача добиться сочетания профессионализма при постановке и раскрытии сложных и трудных тем и недоступности подачи материала. Помимо всего это требует и определенное мужество, так как поднимаемые вопросы часто носят корпоративно-закрытый характер. Но делать это необходимо, ибо открытость, гласность очищает общественную атмосферу и увеличивает доверие к власти.
Цель, задачи и функции средств массовой информации на современном этапе развития Казахстана образуют совокупную сферу их деятельности, которая, в свою очередь, является частью общего процесса перехода к рынку и построению правового государства и гражданского общества светской, демократической ориентации. Поэтому цели, задачи и функции средств массовой информации нельзя рассматривать в отрыве от общих целей независимого государственного строительства. Только являясь органической частью этих общих целей, они могут соответствовать задачам сегодняшнего дня. Идеология, стратегия и тактика развития и функционирования средств массовой информации должны строиться, имея в виду глубокую интегрированность в общегосударственную стратегию устойчивого развития Казахстана.
В демократическом обществе утверждается образец информационной власти: тот, кто владеет и управляет ситуацией, тот имеет власть и контроль[2].
Поэтому доступ к необходимой информации, принципы осуществления информационной деятельности по созданию нестандартной информационной картины, технология производства информационной продукции требует социально-политического анализа принципов формирования информационного демократического производства, в котором государственные и негосударственные средства массовой информации находятся во взаимодействии в аспекте консолидации и прогресса общества. Важная роль в условиях переходного периода заключается в том, чтобы помочь населению адаптироваться к новым рыночным условиям, формировать новую государственную идентичность, демократические ценности и культуру, чувство казахстанского патриотизма, духовную общность народа, населяющих республику, укреплять политическую, социальную и межэтническую стабильность.
В авторитарных обществах средства массовой информации находятся под тоталитарным контролем государства. В ходе либерализации политической и экономической системы во многих странах мира встает вопрос об освобождении от этого контроля государства печати, радио и телевидения. Ему остается лишь функция регулирования отношений в сфере средств массовой информации.
В государствах демократического типа существуют специальные механизмы, которые следят за соблюдением “консенсуса”, т.е. за согласование интересов различных социальных слоев, групп, наций и т.д., осуществляя с привлечением специалистов независимую публичную экспертизу того или иного социального или политического процесса.
Немаловажную роль играют средства массовой информации как способ коммуникации социальных субъектов, позволяющих осуществить общественный контроль над представителями власти и выборными органами, т.е. позволяющие избирателям получить необходимую достоверную информацию для осуществления права социального выбора. Отработаны механизмы разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную, а также ограничения сроков пребывания и ротации, не позволяющие монополизировать власть в руках одного человека или узкой группы лиц.
Информационная политика независимого государства должна быть направлена на формирование нового информационного пространства, являющегося необходимым условием жизнеобеспечения транзитного общества и свободного обмена информацией между государствами. Она создает условие для вхождения в мировое информационное пространство, обеспечивает национальную, в т.ч. и информационную безопасность страны.
Информированность является существенным звеном не только в развитии политического сознания. Всякое действие одной системы на другую связано с передачей информации. Целыми системами выступают информационные сферы как всего общества, так и конкретной личности. В этих системах особое место принадлежит блоку социальной информации, связанной с экономикой, политикой и вопросами духовной культуры, производством которой активно занимаются аудиовизуальные и печатные средства массовой информации. Состояние информационного поля имеет решающее значение в изменении характера общества ценностных ориентаций и мотивации деяний, а также общественного поведения социальных групп и отдельных институтов[3].
Процесс создания демократического государства и нового типа государственных отношений невозможно представить без активного включения в него информационного фактора. Неумолима роль и значение информации в системе и объективизации общества и общественных отношений.
- СМИ и политика государства (Казахстан)
Новейшая история казахстанских средств массовой информации является неотъемлемой частью политической истории казахстанского государства. Рассматривая периоды становления новых отношений в республике, а также политики, проводимой государством, можно выделить периоды становления и развития прессы. Календарными вехами такой периодизации могут послужить как политические события, так и факты из жизни собственно казахстанских СМИ [4]. (Условно периоды названы “пятилетками гласности”.)
- “Предыстория”: начало эпохи горбачевской перестройки в Москве, первые ее проявления в Казахстане.
- Первая “пятилетка гласности” в Казахстане – годы 1987-1991: начальной точкой отсчета в этом периоде могут послужить декабрьские события 1986г. в Алма-Ате, окончанием – завершившие эту эпоху события августа 1991г. в Москве (ГКЧП) и декабря 1991г. в Беловежской пуще, и затем вновь в Алма-Ате (роспуск СССР и создание СНГ).
Эти пять лет охарактеризовались следующими событиями: в 1989г. появились первые казахстанские политизированные газеты, независимые от государственной цензуры и идейного руководства КПСС, дополнились оживающие старые и возникающие новые СМИ, в т.ч. и партийные (возникновение многопартийной прессы); появление с середины 1990г. негосударственных электронных средств массовой информации.
- Вторая “пятилетка гласности” в Казахстане – годы 1992-1996: начальная точка – провозглашение 16.12.1991г. независимости Республики Казахстан; окончание – интеграция осенью 1996г. среднеазиатских республик.
Время 1992-1994г. характеризуется как период максимальной свободы творчества для государственных масс-медиа; 1995г. – кратковременный расцвет алматинских СМИ, затем проведение тендера на радио и телечастоты зимой 1996-1997г., в результате которого был отключен от вещания ряд теле- и радиостанций.
- Последующий период 1997-1999гг.: проведение президентских и парламентских выборов 1999г.
В это время часть СМИ была монополизирована, средства массовой информации разделились на властные и оппозиционные, участились случаи давления на последнее и т.д.
Проанализируем, какие же именно процессы происходили в государстве в период так называемых двух “пятилеток” и как они отразились на СМИ (как печатных, так и электронных).
Попытки демократизации сферы деятельности казахстанских СМИ под лозунгом расширения гласности и определения контуров информационного поля республики, принимая на себя право и ответственность за его формирование, осуществленные в конце 80-х–начале 90-х годов не увенчались особым успехом. Но ради справедливости надо сказать, что это время стало в определенной мере поворотным в общественном сознании. Принятие Закона “О печати …”, впервые признававшего прессу субъектом права и официально отменившим цензуру, появление первых, как тогда говорили, неформальных изданий, заметное расширение свободы действий СМИ, изменение стиля и характера между властью и прессой, (создание первых пресс-служб, внедрение регулярных прямых контактов с руководителями государства и другими влиятельными представителями республики) пробудили у журналистов веру в будущие перемены.
СМИ Казахстана активно поддерживают настрой общества на демократизацию и усиление государственной самостоятельности. Журналисты на деле показали свою готовность к восприятию и поддержанию самых смелых идей по реформированию.
Начало пост советского периода развития прессы страны было связано с ломкой основы основ. Вместо одного- единственного собственника в лице партии начали формироваться общественные и частные секторы информационного хозяйства. Не в диковинку стали средства массовой информации в качестве личной собственности гражданина. Отмена разрешительной и введение регистрационной системы утверждения изданий, телевизионных и радиокомпаний, информационных агентств оказались эффективными факторами демократизации журналистики.
Благодаря этому уже налицо такие важные признаки цивилизованного информационного поля, как множественность и плюралистичность.
Необходимо отметить, что крушение тоталитарного режима, крах коммунистических идей, отмена цензуры в условиях парада суверенитетов и обретение независимости бывшими республиками Союза вызвали своеобразную революцию в СМИ[5].
Принцип свободного потока информации в Казахстане затронул, прежде всего, внешние стороны средств массовой информации. Как грибы после дождя появились десятки независимых газет, затем телеканалы и радиостанции. Так возник новый рынок средств массовой информации, прошедший в дальнейшем несколько этапов. Первый охарактеризовался в начале перестройки упоением вновь обретенной свободой, в результате пресса стала резко раскованной.
Второе – крушение империи, правящей партии в лице КПСС, вызвал взрыв небывалой активности масс-медиа. Журналисты и издатели стремились найти новый облик своих информационных органов, чтобы реализовать насущную необходимость самовыражения. В результате появились новые печатные органы как отражение появившейся свободы: “Панорама”, “Караван”, “Республика”, “Руан”, “Сухбат”, “Избиратель”, “Желтоксан”, “Азат”, “Казахская правда”, “Азия”, “Аруана”, “АБВ”, “Эй”, “Доживем до понедельника”. Стали вещать телеканалы – КТК, “Тан”, 31 канал, “Тотем”, ТВ “М”, в областях — десятки других. И вслед за ними – появление радиостанций, многие из которых – дочерние телеканалов.
Свобода длилась недолго, и эйфория прошла. Борьба партий и движений за власть обострилась. Рынок стал диктовать свои условия. Прекратились государственные субсидии, поползли вверх цены на бумагу, полиграфию и почтовые услуги. (Участники “Журналисткой летучки” выступали с предложением, позволившими бы ослабить напряженность этой ситуации: для более полного удовлетворения потребностей населения в периодических изданиях и снижение себестоимости печатной продукции правительству Республики Казахстан предложено рассмотреть вопрос об освобождении средств массовой информации от налога на добавочную стоимость, а также от таможенных сборов и пошлин, связанных с импортом и экспортом, внести на рассмотрение парламента соответствующие поправки в налоговое законодательство) [6].
Кроме того, появились конкуренты, зачастую “агрессивные”, участились межинформационные конфликты государственных и негосударственных изданий, телеканалов. “Караван”, “Казахстанская правда”, “Вечерний Алматы”, структуры телевидения выясняли отношения по тем или иным проблемам властных структур и стали зеркалом корпоративных интересов. Казахские издания делали крен в сторону национального самосознания, перегибая палки и ломая порой никчемные копья. Пропаганда доселе неизвестных батыров, сотен аулов и восхваление ныне живущих дошла до пика. Некоторые журналисты стали объектом противоборства высших структур власти (синдром Татьяны Квятковской, межжурналистские конфликты, получившие общественный резонанс – “дело” Мукашева, Дуванова, Бекетовой, Савицкой и др.). Это стало новым витком развития средств массовой информации.
На этом фоне событий свою деятельность многие издания, государственные газеты начали терять тираж, подписку, периодичность, что вызвало сокращение журналистских кадров.
Происходят конструктивные изменения в информационной инфраструктуре общества. С.Козыбаев в статье “Свобода на рынке прессы”, опубликованной в “Казахстанской правде” 5 марта 1996г., отмечал, что телевидение и радио Казахстана на тот момент находились во взвешенном состоянии, они вошли в рынок позднее прессы. Они не конкурентноспособны печатным изданиям, но это лишь вопрос времени. Борьба за контроль над печатью, телевидением и радиовещанием, и прежде всего над государственным – это борьба за приоритет власти, и она будет регулярно иметь различные оттенки.
Таким образом, мы наблюдаем конструктивные изменения в информационной инфраструктуре общества. Речь идет в первую очередь о признании приоритета электронных средств массовой информации, что тесно связано с перспективой глобального мироустройства. Телевидение, видеокассета, прямой диалог через экран, электронная газета, возможность одновременного звукового и зрительно-эмоционального восприятия, а также другие атрибуты электронных СМИ являются элементами третьего типа культуры – так называемой “экранный”, — которая в будущем придет на смену настоящей, “книжной”.
Изменения информационной ситуации в стране предполагает осуществление новаций в управлении информационными процессами и творческой деятельностью коллективов СМИ. Реакцией на это на государственном уровне было создание вначале Министерства печати и средств массовой информации, а затем преобразования его в Национальное агентство по делам печати и средств массовой информации как президентской структуры.
Когда идет речь о новой журналистике, нельзя обойти вопрос о новых “правилах игры” во взаимоотношениях: государства и пресса, общественность и пресса, учредители (работодатели) и пресса (собственник интеллектуального труда) и т.д. Это сфера правового урегулирования. Неразвитость, точнее, почти отсутствие правовой деятельности СМИ является серьезной проблемой в нашем государств. Это в свою очередь, находит отражение на соблюдение свободы слова, развитие гласности и плюрализма.
- Свобода слова, плюрализма, гласность – принципы демократии и прав человека.
“Свободная и ничем не скованная печать является лучшей для общества, имеющего свободу выбирать, быть ему либеральным или консервативным”, — это, как мне кажется, прекрасная цитата из материалов ЮСИС, посвященных свободной журналистике”.
Обретение Казахстаном своей государственной независимости поставило сложную и трудную проблему разработки и реализации собственной национальной информационной политики, изучение тех новых ростков в сфере информационной среды транзитного общества, которые при своем развертывании способны изменить информационно-культурный облик страны.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отмечает: “Конституция Казахстана юридически оформила становление сильной президентской республики и распределение полномочий между ветвями власти. Сформированы институты правового общества, соблюдаются гарантии прав человека, свободно работают средства массовой информации”.[7]
Действительно, современное цивилизованное общество, к которому стремится и Казахстан, применяет труд и капитал как важнейшие производства и свободу (индивидуальную, групповую и региональную) и социально-политическую информацию как необходимые условия их рационального использования. Когда экономическая инфраструктура играет главную роль в экономике, тогда можно говорить об информационном постиндустриальном обществе, в основе становления которого лежит сдвиг совокупного спроса в сторону информационных потребностей.[8]
Рассматривая информационные процессы, происходящие в республике, постараемся выполнить следующие задачи:
- обосновать свободу слова исходный и основополагающий принцип деятельности системы средств массовой информации;
- показать, что государственные и негосударственные средства массовой информации выступают своеобразной формой проявления принципов гласности, независимости и плюрализма.
Социальные основы деятельности СМИ Казахстана претерпели за последнее время значительные перемены. Возникновение новых собственников, социальных слоев, оппозиционных групп, партий, движений и т. д. Привело к тому, что все они заявляют о своих целях, притязаниях, проводят свои взгляды, отстаивают свои интересы, в том числе и через СМИ. Все это соответствует статье 19 Всеобщей декларации прав человека: “Каждый человек имеет право на свободу своих убеждений и свободное выражение их; это право исключает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами независимо от государственных границ”.
Обычно различают внутреннюю и внешнюю свободу человека, при этом первой отводится определяющая роль. Поэтому из свободы творчества и информации вытекает независимость, плюрализм, гласность. В этой связи встает задача дальнейшего совершенствования законодательной базы информационного пространства Казахстана. В целях поддержки многообразия СМИ в обществе, отражающих плюрализм мнений различных слоев и партий, следовало бы создать национальный Фонд поддержки казахстанской прессы. Единое многообразно, а многообразное едино. Свобода слова тесно связана с социальной ответственностью прессы и вещания в освещении вопросов межнациональных отношений в обществе транзитного типа. Сегодня с уверенностью можно сказать, что сама общественность и духовно-нравственное состояние транзитного общества, культурный и общеобразовательный уровень населения страны является мерой свободы казахстанской прессы и вещания.
В демократическом государстве пресса является одним из важнейших социальных институтов формирования общественного мнения и политической социализации человека. Свобода слова – конституционное право человека по отношению к государству, кроме того, оно гарантирует свободу творчества, и поэтому является составной частью систем обеспечения демократии. При полной трактовке конституционных гарантий определяются и границы свобод слова. Поощряя конкуренцию и оказывая поддержку при сборе и распространении информации, Конституция страны является правовой основой утверждения принципов свободы слова, гласности, плюрализма и независимости информации.
Сейчас происходит активное формирование демократического информационного пространства Республики Казахстан, основными принципами которого служат принципы свободы слова, гласности, плюрализма, независимости. При этом первый фундаментальный принцип является всеобщим основанием для всей системы этих демократических принципов деятельности СМИ в процессе трансформации политического казахстанского общества, а сами СМИ выступают способами коммуникации социальных субъектов в этом обществе.
СМИ являются важнейшей формой организации и проведения различных свободных дискуссий по проблемам построения в Казахстане открытого, демократического общества. Степень свободы, плюрализма и независимости зависят от 3-х основных факторов:
- создание соответствующего законодательства;
- умение адаптироваться и выжить в условиях формирования рынка;
- профессионализм и чувство ответственности перед народом и обществом.
Итак, остановимся на пером факторе. Рассмотрим, как влияет законодательство на формирование демократических принципов и в первую очередь, как оно отражается на свободе слова.
Гласность — неотъемлемое условие и в то же время незаменимый инструмент, служащий прежде всего целям укрепления государственной власти, являющейся формой выражения народной воли.[9]
Главная беда проистекает из того, что некоторые высшие чиновники сейчас заняты не столько укреплением государственной власти, как это им положено по штату, сколько озабочены сугубо личными делами, окружая свою деятельность завесой тайн и загадок, по покровом которых наживают первоначальный капитал для передачи детям и внукам.
Когда чиновник, забывал о том, что гласность служит делу развития государственного суверенитета и международного его авторитета, переходит к заботам об укреплении власти государственной, гласность для него как служебный инструмент становится опасный и даже разоблачительной силой. Тогда он боится и избегает огласки в любой ее форме, уклоняется от подачи объективной информации, запрещает сотрудникам без его ведома выдавать какие-либо справки о сфере деятельности его ведомства. Таким образом, происходит умышленно неверное истолкование 20 статьи Конституции: “Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом”. А отсюда возникают неведомые, обособленные тайны, прикрываемые всевозможными уловками, показными, спекулятивными объяснениями лишь видимого положения вещей при помощи ставших дежурными фраз о важности охраны государственных тайн, о необходимости ответственного отношения к тайнам военно-промышленного комплекса и т.д.
В последнее время много говорят и пишут о необходимости соблюдения коммерческой тайны. Для части руководителей эти слова становятся универсальной формулой, за которой скрывается нечто совсем другое, чем их действительный первоначальный смысл. Коммерческие тайны фактически превращаются в орудие самообороны частных или корпоративных интересов прикрываемых государственными. В результате и принцип гласности в системе управленческих отношений незаметно и последовательно подменяется келейностью, принципом защиты всевозможных спекулятивных тайн.
Тайна обращается в навязчивый объект подозрительности, когда его окружают жизнь и деятельность руководителя управляемого им учреждения.
Теперь прикрываясь принципами государственной тайны и коммерческой тайны, предприниматели и чиновники, деловые люди пытаются уклониться от налогов, заключают преступные сделки с государственными чиновниками. Шантаж, подкуп, взяточничество, наемные убийства, все другие виды преступлений заинтересованные лица пытаются уложить под этот принцип защиты коммерческой и государственной тайны. Под эгидой неправильно воспринятой и ложно истолкованной демократии ее основных принципов, существует опасность того, что каждая сфера общественной, политической и экономической жизни может отгородиться друг от друга завесой тайны, что не будет способствовать единению общества по какому бы то ни было принципу. Это тот редкий случай, о котором говорил С.Чейз, когда “слова околдовывают” людей многозначностью, лишая их возможности взаимного понимания и согласия.
Созданные новые органы управления (таможенная служба, налоговая инспекция, следственный комитет и т.д.) провоцируют появление вместе с ними новых служебных тайн, оставляя за собой немалочисленные лазейки для реализации чьих-то тайных, неутоленных желаний. Различные виды тайн возникают там, где нет гласности между людьми, между правительством и народом, между чиновниками и государством.
Используя несовершенство Закона “О печати и средствах массовой информации”, различные чиновники и просто частные лица успешно используют судебный механизм для возмещения морального ущерба в виде довольно крупных сумм. Так, ведущая радио “Макс” ошиблась, назвав директора “Туран банка” заместителем. Радио обязали выплатить 15 млн.рублей.[10]
В последнее время обозначилась тенденция “прижать” некоторые средства массовой информации рыночными способами. На конференции журналистов, состоявшейся в феврале 1998г. в Алматы, приводились такие примеры финансового давления на средства массовой информации, у которых возникали трения с власть предержащими[11].
На эти СМИ вдруг одна за другой обрушивались с проверками инспекции налоговые, санитарные, пожарные и т.д. Упоминались случаи, когда пытались от частных изданий отлучить рекламодателей и спонсоров, наставить их на “путь истинный” через возрожденное телефонное право или подбор кадров редактора, являющегося по существу, цензорами от учредителей.
Многие “боссы” изданий не владеют ситуацией на информационном рынке, не могут приспособиться к новым условиям, отсюда их быстрый крах в конкурентной борьбе.
Асылбек Бисенбаев, председатель Либерального движения Казахстана, рассуждая о свободе слова, выражает следующее мнение: “Само понятие “злоупотребление свободой слова” является политической, а не правовой категорией. Либо свобода есть, либо ее нет. И если свобода слова используется во вред обществу, то виновата в этом не свобода, а конкретная личность. Либо я еще не встречал независимых средств массовой информации. В нашем журналистском бомонде постоянно путают, иногда сознательно, что существует деление на государственные и негосударственные СМИ. И делают это затем, чтобы сформировать устойчивый стереотип, что независимые — это негосударственные, а зависимые — государственные.
Реальность же такова, что негосударственные СМИ так же зависимы от учредителей, владельцев, редактора и в меньшей степени от читателей. Большинство казахстанских изданий занимают, к сожалению, достаточно противоречивую позицию, понимая “независимость издания” как отсутствие позиций как таковой. Поэтому неудивительно, что в казахстанских изданиях рядом, на одной странице, размещаются прямо противоречащие друг другу материалы, с разными, противоречивыми оценками. Такое положение показывает, скорее всего, отсутствие лица и политической позиции”.
Хочется отдельно остановится на событии, повлекшим за собой общественный резонанс и на долго взволновавшем журналистские круги. Речь пойдет о тендере на радио-и телечастоты, проводимом зимой 1997г. Подробные результаты и мнения излагались журналистами на Алматинской конференции 1998г.
Тендер начался в январе 1997г. У большинства работавших ТРК лицензии, выданные ранее Министерством связи на пятилетний срок, истекали только через год-два. Был декларирован конкурс, но конкурса как такового не было. Частоты отдавались новым хозяевам, не имевшим ни техники, ни материального потенциала, ни опыта, ни команды. И практически все “победители” клялись не заниматься политикой. В результате из вещавших 47 независимых телерадиокомпаний осталось 17.
Участники прошедшей в декабре 1996г. конференции Ассоциации независимых электронных средств массовой информации (АНЭСМИ) выступили с обращением по поводу происходящей несправедливости к президентам Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. АНЭСМИ обратилось во многие международные журналистские организации, словом, било во все колокола. В адрес президента и правительства Республики Казахстан были направлены 36 писем и обращений, в т.ч. от ЮНЕСКО, ООН, от международных организаций “Репортеры без границ” и комитета защиты журналистов, от союзов телевещателей Америки, Европы, Азии и Океании, от нескольких фондов в поддержку прессы и др. Все они обеспокоены ситуацией с электронными СМИ в Казахстане в плане предстоящего тендера. Все эти письма и обращения остались без ответа.
“Мы считаем последний тендер расправой над независимыми СМИ. После него создалась новая ситуация, появились новые критерии свободы слова: исключена всякая критика президента страны и членов его семьи, нельзя разбирать и критически обсуждать “Стратегию 2030”, нельзя затрагивать тему переноса столицы, ни в коем случае не допускать в эфир лидеров оппозиции”.[12]
Сегодня СМИ выполняют достаточно серьезную работу по развитию идеологического, политического плюрализма. Но опять таки отсутствие позиции сдерживает развитие демократических процессов. Построение демократического общества возможно при соединении усилий народа, политиков, третьего сектора, СМИ. Только в этом случае народ сможет активно защищать свои интересы, а общество будет именоваться правовым и демократическим.
2.Взаимоотношения органов государства со СМИ.
Средства массовой информации — пресса, радио и телевидение, наряду с политическими партиями профсоюзами, участвуют в политической игре. Они являются одновременно средствами формирования общественного мнения и “трибунами” для политических деятелей, чем объясняется интерес, который к ним всегда проявляют власть имущие, а также многочисленные реформы и регламентации, которыми отмечено развитие этого сектора. Прежде чем обратиться к анализу взаимодействий СМИ и политической жизни обратимся к “основе основ” — законодательству средств массовой информации.
2.1. Законодательство СМИ — Казахстан и Франция (сравнительный анализ).
Данный анализ проводиться на сопоставлении Закона “о средствах массовой информации” (Казахстан) и Законе “О печати”, принятом во Франции в 1881г.
1)Конституционные положения.
Ст.20 Конституции Республики Казахстан, принятая в 1995г., включает в себя следующие положения, связанные со свободой слова и печати:
“1. Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается.
- Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан, определяется законом.
- Не допускается пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны, сословного и родового превосходства, а также культу жестокости и насилия”.
Конституционно закреплена обязанность государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и средств массовой информации “обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации” (ст.18 Конституции).
Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом.
Конституция (ст.39) допускает ограничения прав и свобод граждан только законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.
Если же обратимся к конституционным положениям Франции то выделим следующие пункты:
- Свобода выражения, мнений и распространения информации — право, закрепленное в Конституции. Ст.11 Декларации Прав человека и гражданина 1789г., включенная в преамбулу Конституции 1958г., гласит: “Свободный обмен мыслями и мнениями относится к наиболее ценным правам человека. Таким образом, все люди могут свободно говорить, писать и делать публикации при условии, что они будут отвечать за любое злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законодательством”.
- Свобода самовыражения и общения — один из “фундаментальных принципов, гарантированных законами Республики”, который, согласно заявлению Конституционного совета, имеют конституционный статус.
- Конституционный совет подтвердил, что свобода выражения мнения и свобода печати касаются не только тех, кто пишет, редактирует и публикует, но также и потребителей информации и таким образом, определяют право общества выбирать из представленного разнообразия взглядов.
Таким образом, сравнивая конституционные положения двух государств, отметим, что в Конституциях
присутствуют основополагающие, составляющие понятия свободы массовой информации: право гражданина на свободу слова, свобода средств массовой информации, запрет на цензуру. Эти принципы позволяют формироваться плюрализму — важнейшей ценности демократического общества.
2) Разделение полномочий между центральными и региональными органами власти.
Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. Государственная власть едина и осуществляется на основе принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Местное государственное управление на соответствующей территории осуществляется местными представительными (маслихаты) и исполнительными (возглавляют акимы) органами.
Ст.6 Закона “О средствах массовой информации” наделяет региональные (местные) органы власти правом учреждения СМИ (печатный орган, использование местного радио, телевидения и др. СМИ в соответствии с законодательством Республики Казахстан — ст.7 Закона “О местных представительных органах Республики Казахстан”).
Государственные структуры, координирующие деятельность средств массовой информации, является Министерство информации и общественного согласия Республики Казахстан.
Вопросами регулирования деятельности электронных СМИ занимается Комиссия по проведению конкурсов на право пользование теле- и радио каналами в Республике Казахстан, которая образована Постановлением правительства Республики Казахстан. На основании решения, принятого конкурсной комиссией, выдачу лицензии на использование радиочастотного спектра осуществляет Министерство транспорт и коммуникаций Республики Казахстан.
Франция разделена на регионы, департаменты и муниципалитеты. Тем не менее только национальное правительство имеет полномочия в области регулирования отношений с участием прессы.
Сопоставляя разделение полномочий между центральным и региональными правительствами следует отметить, что казахстанская система регулирования отношений со средствами массовой информации выглядит очень громоздкой: на СМИ оказывают влияние не только центральные, но и региональные органы власти.
3) Роль судов в деятельности СМИ.
В Казахстане действует единая судебная система, ее составляют Верховный Суд и местные суды. Высшим судебным органом страны является Верховный Суд, которые рассматривают гражданские, уголовные, хозяйственные и другие дела. Специальных судов для СМИ нет, но возможность создания специализированных судов (в т.ч. и для СМИ) законодательством представлены. В настоящее время вопросы, связанные с деятельностью средств массовой информации, рассматриваются общими судами.
Ст.9 ГПК и ст.29 УПК говорят о публичности и гласности судебного процесса, за исключением запрета по специальному определению суда или в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с Законом “О средствах массовой информации” в судебном порядке могут быть рассмотрены следующие вопросы:
- споры между соучредителями или оспаривание прав на учреждение СМИ;
- приостановление или прекращение выпуска или издания средства массовой информации;
- отказ в регистрации или отмена регистрации СМИ.
Электронные средства массовой информации в своей деятельности руководствуются Законом “О лицензировании”, и через суд они могут решать следующие вопросы:
- обжалование отказа в выдаче лицензии (ст.20);
- прекращение действия лицензии (ст.21);
- приостановление действия лицензии (ст.22) и др.
Что же касается судебной системы Франции, то она состоит из двух ветвей. С одной стороны — обычные суды, уполномоченные рассматривать гражданские, коммерческие и уголовные дела. Трибунал большой инстанции — это суд первой инстанции. Апелляционный суд — суд второй инстанции. Кассационный суд — Верховный Суд данной ветви. С другой стороны, все споры, относящиеся к деятельности органов государственной власти, регулируются административным правом и рассматриваются административными судами, состоящими из 27 судов низшего звена административных трибуналов, 5 административных судов и стоящего над всеми Государственного совета. Решения Государственного совета и Кассационного суда обязательны для ниже стоящих судов.
Дела, связанные с прессой могут рассматриваться гражданскими судами (личные споры), уголовными судами (клевета), административными судами (решения о запрете иностранной публикации).
Французский Конституционный совет уполномочен объявить закон не действительным, если он противоречит Конституции.
Суды могут не передавать законы на рассмотрение Конституционного совета, однако они не вправе самостоятельно объявить закон неконституционным. Административный суд полномочен самостоятельно аннулировать подзаконный акт, если признает его неконституционным.
И в Казахстанской, и во Французской судебных системах нет специальных судов, рассматривающих дела связанные со СМИ (общие суды в Казахстане, различные суды — в зависимости от рассматриваемого дела — во Франции). Французская судебная система сильно разветвлена однако ее положительные стороны видятся во взаимодействии различных типов судов и в постоянном ориентировании на конституцию Франции. В Казахстане же деятельность судов осуществляется на основе принципа независимости судей. Министерство юстиции и его управление по отношению к областным и нижестоящим судам не являются руководящими или контролирующими их деятельность по осуществлению правосудия, а призвана оказывать содействие в осуществлении этой деятельности строго в соответствии с полномочиями, предусмотренными законами. Надо заметить, что некоторые законы содержат много противоречий, что вызывает конфликты между СМИ и представителями власти (Верховным Судом по первой инстанции рассматриваются иски трех телеканалов к правительству Республики Казахстан. Эти телеканалы по итогам проведенных в 1996-1997гг. конкурсов на право пользование теле- и радиоканалами были лишены права на дальнейшее вещание).
4) Место международных соглашений о правах человека в национальном праве.
Конституцией Казахстана (ст.4) было определено, что международные договоры и другие обязательства являются действующим правом в Республике Казахстан.
Международные соглашения, ратифицированные в установленном порядке, являются непосредственно действующими и имеют приоритете перед законами. Однако если международным соглашением специально оговорено, что для вступления его действие необходимо принимать закон, то оно вступит в силу только после принятия такого закона.
Нельзя не отметить, что на фоне ратификаций многочисленных международных соглашений Казахстаном, вне зоны его внимания остаются такие основополагающие международно-правовые документы, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция оправах человека.
В сентябре 1993 года в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, которое было ратифицировано Казахстаном 16 июня 1994 года. В соответствии с этим соглашением были взяты обязательства по соблюдению положений Всемирной концепции об авторском праве(в редакции 1952 года),которую подписал в1973 году бывший Союз ССР.
Что же касается аккредитации иностранных журналистов, то основным документом, регулирующим этот процесс, является “Положение об аккредитации корреспондентов и открытии корреспондентских пунктов средств массовой информации иностранных государств на территории Республики Казахстан” от 29 мая 1997 года. В соответствии с ним аккредитация Республики Казахстан и других представителей СМИ иностранных государств осуществляется Министерством иностранных дел.
Некоторая нечеткость формулировок Положения приводит к тому, что подчас в аккредитации отказывают необоснованно. Так было отказано в аккредитации корреспонденту радиостанции “Свобода”, гражданину Казахстана на том основании, что он одновременно является еще и корреспондентом “Независимой газеты” (Россия), хотя в Положении ничто не говориться о том, что журналисту запрещено аккредитоваться одновременно от двух средств массовой информации.
Согласно статье 55 французской Конституции, международные соглашения, однажды подписанные, ратифицированные и опубликованные, имеют преимущественную силу по отношению к внутренним законам. Это не зависит от характера соглашения и от даты подписания. Таким образом, Франция — “монистическая страна”. Этот принцип применяют и Кассационный суд, и Государственный совет. Все суды, таким образом, уполномочены применять международные соглашения, ратифицированные Францией, и игнорировать внутреннее законодательство, если оно противоречит международному договору.
Франция ратифицировала все важнейшие международные документы о правах человека, включая Европейскую Конвенцию о правах человека (ЕКПЧ), Международный Пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и Первый Факультативный протокол к нему (дающий частному лицу право обращаться с жалобами в Комитет по правам человека). Франция также признала право частного лица обращаться с жалобами в Европейскую Комиссию по правам человека.
Таким образом, отчетливо видно, что Казахстан не ратифицировал ряд важнейших международных соглашений, которые ратифицированы Францией. Неприятие этих документов является сдерживающим фактором в развитии демократических процессов в Казахстане. А учитывая, что Конституция Республики Казахстан устанавливает приоритет международных соглашений, участником которых является Казахстан, над нормами национального законодательства, то принятием вышеназванных соглашений можно было решить многие проблемы, связанные с соблюдением прав человека.
- Система законодательства.
Основу законодательства о средствах массовой информации в Казахстане составляет Закон “О средствах массовой информации”, принятый 23 июля 1999г.
Деятельность средств массовой информации регулируется также: Законом “Об авторском праве и смежных правах” от 3 июня 1996 г., Законом “О защите государственных секретов Республики Казахстан ” от 19 января 1993 г., Законом “О языках” от 11 июля 1997г. и другими законодательными актами.
Вопросы, связанные с деятельностью электронных средств массовой информации, регулируются Указом Президента, имеющим силу Закона “ О лицензировании” от 17.04.1995г., а также Постановления правительства № 1443 от 25.11.1996г. “Об утверждении положения о порядке лицензирования предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, использование радиочастотного спектра в Республике Казахстан”.
Говоря о системе законодательства, необходимо также отметить Указ Президента “О формировании единого информационного пространства в Республике Казахстан” от 09.12.1997г.
Система законодательства Франции — Закон 1881года — истинный кодекс свободы выражения мнений: он касается не только печатной прессы, но и всего спектра печатной продукции (включая открытки, книги, плакаты и их продажу).
Закон содержит положения уголовного и уголовно-процессуального права о нарушениях, совершаемых СМИ. За последние 110 лет Закон пересматривался несколько раз, обычно в связи с рассмотрением отдельных дел.
Нужно было дождаться закона от 26 июля 1982г., чтобы французская система, основанная на государственные монополии и зависимости аудиовизуальных средств от политической власти, стала развиваться в направлении “плюралистской модели”. Учреждение Высшего органа и прогрессивная отмена различных монополий ввели Францию в эру конкуренции.
С принятием закона от 30 сентября 1986г., который отменил последнюю из монополий (на вещание) и развитием частного сектора телевидение вступило в “разрешительную” эру: приступило к обязанностям Национальная комиссия по коммуникациям и свободам, осуществилась приватизация канала TF-1намечена приватизация французского телевещания и французского общества производства телепрограмм, вступили в соперничество государственные каналы (Antenne-2, FR 3, RFI, RFO) и частный сектор (TF-1, la 5, M-6).
Изменение закона в 1989г. касается исключительно замены Национальной комиссии по коммуникациям и свободам Высшим Советом по Аудиовизуальным системам и не ставить под угрозу всю выстроенную систему законодательства.
Однако основательного пересмотра ни разу не производились. В специальные законы (как, например, закон 1949г. о публикациях, адресованных молодежи) были внесены многочисленные поправки, относящиеся к прессе.
В1992 году завершилась кодификация законодательства — был принят Коммуникационный кодекс. Хотя он и не содержит пересмотренных в соответствии с требованиями современности норм о деятельности прессы, Кодекс представляет и в более упорядоченном виде. Парламент смог принять его уже в конце 1992 года.
Сопоставляя законодательство Франции и Казахстана, хочется отметить следующее:
Законы Франции, регулирующие деятельность СМИ, представляется более фундаментальным и основательным, чем аналогичные законы Республики Казахстан. И дело здесь не только в давности принятия этого закона (имеется в виду Закон 1881 года), но и в выстроенности его основных положений, которые, следуя влиянию времени, постоянно дополняется поправками, делая Закон более функциональным. Постоянно принимаются новые законы, уточняющие положение и в законодательстве Казахстана. Однако Закон “О средствах массовой информации”, созданный на базе ранее функционировавшего Закона “О печати…”, по существу остался без изменений. Указ Президента “О формировании единого информационного пространства в Республике Казахстан” оставляет много неясностей. К сожалению, в Указе не дается понятия “единое информационное пространство”. Также остаются без ответа вопрос: не будет ли это пространство монополизировано государством и насколько в таком случае предлагаемые в связи с этим проекты законодательных актов смогут выполнить возлагаемые на них функции:
- защита интеллектуальной собственности;
- защита прав граждан в условиях информатизации;
- ответственность за правонарушение в сфере информации
и информатизации.
В настоящее время вопрос создания единого информационного пространства пока остается открытым. Поэтому следует констатировать, что законодательство Казахстана по-прежнему нуждается в серьезном пересмотре, т.к. зачастую ведущее место начинают занимать различные подзаконные акты, а не законы.
- Регулирование права собственности.
В соответствии с законодательством собственником СМИ является учредитель (соучредители). В Законе “О национальной безопасности” указано, что иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства будет запрещено прямо или косвенно владеть, распоряжаться и управлять более 20% акций и юридического лица, осуществляющего свою деятельность в Казахстане. В Законе “О средствах массовой информации” присутствует запись, что не допускается монополизация СМИ, а механизма, устанавливающего и предупреждающего сосредоточения средств массовой информации в одних руках, нет.
Учредитель определяет название СМИ, утверждает основные принципы его деятельности, несет ответственность за соответствие этой деятельности требованием, предъявленным законодательством о средствах массовой информации. Редактор назначается и увольняется учредителем, а в том случае, если учредителем является трудовой коллектив редакции, то в порядке, установленном редакционным уставом. Редактор руководит работой редакции средства массовой информации, представляет его в отношениях с учредителем, издателем, авторами, государственными органами, общественными организациями и иными объединениями граждан и гражданами, а также в суде.
Производственные, имущественные и финансовые отношения учредителя, редакции и издателя средства массовой информации строятся на основе действующего законодательства и договора между ними.
Концентрация собственности на СМИ регулируется Законом от 1 августа 1986г., дополненный Законом от 27 ноября 1986г. Августовский закон был передан на рассмотрение Конституционного совета, который заявил, что обеспечение разнообразия ежедневных изданий — цель конституционного регулирования, и установил неконституционность ст.11 данного Закона, который разрешает большую концентрацию, чем предыдущий Закон 1984г. Это, в свою очередь, привело к принятию парламентом поправки к Закону от 27 ноября.
Ст.11 действующего закона объявляет незаконными покупку или контроль над неспециализированными СМИ, если лицо или группа лиц (физических или юридических) приобретет контроль, прямой или косвенный, над ежедневной газетой, чей общий тираж превышает 30% совокупного тиража всех подобных изданий Франции. Любой контакт, ведущий к такому результату, недействителен. За нарушение ст.11 предусмотрена также уголовная ответственность.
Действующий Закон налагает ряд иных ограничений. СМИ должны подчиняться правилам по продаже их акций, а также о публикации в каждом выпуске изданий информации о компании. С момента вступления Закона в силу иностранные компании не имеют права владеть более чем 20% акций СМИ, правда, это ограничение перестанет действовать, если Франция присоединится к международным соглашениям, требующим предоставление равных условий для деятельности отечественных и зарубежных компаний.
Государственные субсидии информационным ежедневным изданиям, учрежденные в 1974г. также ставят целью сохранить разнообразие выражаемых мнений. Государственная помощь прессе включает налоговые льготы, специальные почтовые и телефонные тарифы.
Таким образом, регулируя права собственников, страны исходят из разных целей:
- Франция стремится не допустить усиленной концентрации печатных и электронных средств массовой информации, имея в своем опыте яркий пример 1980-х гг., когда концентрация СМИ стремительно развивалась, в результате чего в настоящее время пять информационных групп — Ашетт, Груп де ля Ситэ, Авас, Эрсан, Филипачи — доминирует на информационном рынке (Эрсан, начиная с 1992г. владеет более чем двумя дюжинами ежедневных газет, дюжиной журналов и 7 ежемесячными изданиями при том, что этой группе принадлежат более 80 радиостанций. Хотя Эрсан, как и другие информационные гиганты, не оказывает значительного влияния на редакционную политику изданий, собственником которых он является, смена владельца несомненно сузила рамки читательского выбора на региональном информационном рынке).
- Казахстан считает важным не допустить монополизации средств массовой информации, однако в Положении “О порядке лицензирования предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, использования радиочастотного спектра говорится, что число выдаваемых лицензий в зависимости от вида услуг (деятельность) определяется лицензиаром в соответствии со структурой лицензирования. Ограничения по количеству могут быть связаны с недостаточностью радиочастотного ресурса (г.3, п.13 Положения). Заявители, желающие осуществлять тот или иной вид деятельности на территории нескольких областей Казахстана, должны получать соответствующее количество лицензий. Т.о. рынок средств массовой информации может быть монополизирован. Кроме того, к спорным ситуациям приводит и распределение долей среди соучредителей. Так весной 1998г. прокуратурой г.Алматы было возбуждено уголовное дело, в основе которого лежит равное долевое участие (50%/50%) учредителей журнала “Нефть и газ Казахстана”.
7)Регистрационные требования.
В соответствие со ст.6 Закона “О средствах массовой информации” право на учреждение СМИ принадлежит “местным представительным и исполнительным органам, а также другим государственным органам, политическим партиям, общественным организациям,…иным объединениям граждан, созданным в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, достигшим 18- летнего возраста”.
Вместе с тем в Законе оговаривается, что политические партии, общественные, религиозные организации и объединения, массовые движения, преследующие политические цели, имею право учреждать любые средства массовой информации, за исключением радио и телевидения.
Для регистрации необходимо предоставить заявление установленной формы, учредительные документы на казахском или русском языках в двух экземплярах, а также квитанцию или копию платежного поручения об уплате сбора за государственную регистрацию.
В заявлении о регистрации должны быть указаны: учредитель, название, язык (языки), на котором будет выходить СМИ, его местонахождение, предполагаемая аудитория, программные цели и задачи, предполагаемая периодичность выпуска, максимальный объем тиража и источники финансирования.
Средствам массово информации необходимо получить в Министерстве информации и общественного согласия свидетельство об учетной регистрации.
Право приступить к выпуску сохраняется в течение 1 года со дня получения свидетельства о регистрации. Если этот срок истек, то свидетельство о регистрации считается утратившим силу.
Для СМИ, использующих в своей деятельности радиочастоты, необходимо получения лицензии, которая выдается министерством транспорта и коммуникаций, после того, как комиссия по проведению конкурсов на право пользования теле- и радиоканалами в Республике Казахстан рассмотрит представленные участниками конкурса проекты. К участию в конкурсе допускаются юридические и физические лица, в том числе и иностранные, имеющие собственный капитал или гарантии банков по предоставлению кредитов на осуществление технического проекта или предложения, представленного на конкурс.
В регистрации может быть отказано СМИ в следующем случае:
- если заявление не соответствует установленной форме;
- если в программных целях и задачах есть положения, противоречащие законодательству;
- если учредитель имеет судимость за умышленное преступление;
- если ранее регистрирующим органом выдано свидетельство на СМИ с тем же названием или рассчитанное на ту же аудиторию;
- если заявление подано до истечения года со дня вступления в законную силу решения о прекращении деятельности СМИ того же учредителя.
Отмена решения по приостановлении или прекращении деятельности СМИ влечет возмещение убытков, понесенных учредителем, редакцией и издателем, включая недополученные доходы.
Прежде чем начать свою деятельность, любая ежедневная газета или другие СМИ во Франции Должны направить Генеральному прокурору так называемую декларацию с указанием названия, имени и адреса директора и издателя (ст.7 Закона 1881 г.).
Согласно ст.10 этого акта, определенное количество копий каждого номера должно быть представлено в различные ведомства (обычно 2 — в офис Генерального прокурора и 10 — в офисы префекта и суперпрефекта).
Власти не имеют права отказывать в регистрации газетам и использовать регистрационные требования в качестве средства цензуры.
Сопоставляя регистрационные требования законодательств Казахстана и Франции к средствам массовой информации, становится очевидным вся сложность регистрации СМИ в Казахстане, которая сопровождается выполнением многих формальностей. Процесс регистрации СМИ во Франции намного проще. Кроме того, при регистрации электронных СМИ в Казахстане трудности сопряжены с выплатой единовременной и полугодовой платы за использование теле- или радиоканала (при условии, если конкурсант окажется победителем). Однако законодательство предоставляет возможность в случае отказа в регистрации или несогласия с решением регистрирующего органа об отмене регистрации учредители и редакция средства массовой информации вправе обжаловать его в суде.
- Регулирование экспорта и импорта печатных изданий.
Ст.31 Закона “О средствах массовой информации” гражданам Казахстана гарантируется право доступа к информации через зарубежные источники, включая прямое вещание, радиовещание и прессу.
Если СМИ зарегистрированное за пределами республики, совершает действия, то по представлению представительного органа, правоохранительных органов или по решению суда может быть запрещено распространение этого СМИ на территории Республики Казахстан.
Согласно ст.14 Закона 1881г., дополненной в 1939г., министр внутренних дел уполномочил запросить распространение любой статьи на иностранном языке, даже сели это опубликовано во Франции французской компанией. Преступлением считается распространение или воспроизведение запрещенного материала, если виновному было известно о таком запрете. Сейчас положение ст.14 устарело, так как ее применяли в период холодной войны против коммунистических изданий.
Понятие произведений “иностранного происхождения” широко и неясно. Оно касается не только французских переводов зарубежных работ, но также и произведений, “вдохновитель”, которых признан иностранцем или чьи авторы или издатели получили иностранную помощь.
В ст.14 ничего не говорится об основаниях, согласно которым на издание может быть наложен запрет. Государственный совет постановил, что запреты могут налагаться на основании многих причин, включая: международные отношения, общественный порядок, национальную безопасность, защиту, репутацию государственных учреждений.
Несмотря на то, что запреты на иностранные издания наличествуют в законодательствах обоих государств, Государственный совет Франции все же решил пересмотреть действительность запрета с точки зрения международно-правовых норм, поскольку подобные ограничения несовместимы ни ст.10 ЕКПЧ, ни с трактовками данных вопросов Европейским судом, который требует полного пересмотра судебного дела, а также применения концепции пропорциональности. Т.о. во французской правовой системе произошел сдвиг в сторону применения более широких стандартов пересмотра запрещающих решений органов власти. В Казахстане же к сожалению наблюдается обратная тенденция, поскольку право на доступ к зарубежной информации граждане не могут использовать, т.к. в силу различных причин, прямое телевизионное вещание на Казахстан осуществляет только ОРТ (Россия) и то в усеченном виде. А выражение “злоупотребление свободой слова” нередко используется в искаженном виде для достижений личных целей.
9)Механизмы саморегулирования прессы.
Во Франции и Казахстане существует различные союзы журналистов (в Казахстане — Союз журналистов Казахстана), Журналистские ассоциации (в Казахстане — Ассоциация независимых электронных средств массовой информации (АНЭСМИ), Республиканская ассоциация женщин-журналистов), союзы владельцев газет (во Франции — союзы парижских и провинциальных ежедневных изданий).
Этические стандарты не имеют правового статуса как во Франции, так и в Казахстане (в Казахстане планируется создать журналистский кодекс).
10)Клевета.
Конституция Республики (ст.18) содержит норму, закрепляющую право каждого на защиту своей чести и достоинства от порочащих сведений.
Гражданский кодекс (ст.143) говорит о том, что гражданин или организация вправе требовать опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они не соответствуют действительности. Истец должен доказать только сам факт распространения порочащих его сведений лицом, которому предъявлен иск.
Прекращение уголовного судопроизводства возможно в случае примирения сторон (ст.37 УПК). Более того, процессуально предусмотрено (ст.393 УПК), что перед началом судебного разбирательства председательствующий обязан принять все меры для примирения сторон. Исковая давность на требование о возмещении морального вреда не распространяется.
В отличие от казахстанского законодательства, по французскому законодательству клевета — это одновременно и гражданское правонарушение, дающее основание предъявить иск, и преступление. Ее составляют любые фактические заявления, посягающие на честь и репутацию личности (ст.29 Закона 1881г.). В случае доказанности вины редактор, автор или издатель могут быть присуждены к выплате штрафа в доход государства в наказание за преступление, а также к возмещению убытков пострадавшей стороне в порядке гражданского судопроизводства.
Журналист может построить защиту на доказательство своей добросовестности, что значит, что действовал осторожно, проверял факты, пытался связаться с заинтересованными людьми и т.д.
Истинность утверждений как линия защиты исключается в трех случаях: когда срок давности указанных в статье фактов превысил 10 лет, когда нарушено право на невмешательство в частную жизнь, когда утверждения касаются правонарушения, которое было прощено, срок давности которого истек или которое затрагивает реабилитированное лицо.
11) Вторжение в частную жизнь.
В Конституции Казахстана (ст.18) определено, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также на тайну личных вкладов, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и порядке прямо установленных законом.
Во французском законодательстве право на невмешательство в частную первоначально регулируемое прецендентным правом гражданских судов, сейчас гарантировано статьей 9 гражданского кодекса. Ни Гражданский кодекс, ни прецендентное право не определяют границ право на невмешательство в частную жизнь.
Таким образом, французское законодательство определяет вторжение в частную жизнь как только гражданское правонарушение, тогда как казахстанский Закон “О средствах массовой информации” не акцентирует внимание на вопросах охраны частной жизни. Используется лишь общая формулировка об уважении прав, законных интересов и национального достоинства граждан.
К сожалению, иногда приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда СМИ становится невольным распространителем сведений о частной жизни. Примером может служить ситуация, сложившаяся при расследовании убийства американского журналиста в Алма-Ате в 1997 году.
12)Право на ответ и/или опровержение.
Казахстанский закон “О средствах массовой информации” ст.23,24 регулирует эти вопросы, предусматривает возможность их досудебного решения.
Гражданин или организация вправе требовать от СМИ опровержения опубликованных сведений, не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство.
Опровержение или ответ публикуется в специальной рубрике либо на той же полосе и тем же шрифтом, что и опровергаемое сообщение: в газетах — не позднее месяца со дня поступления требования, в иных периодических изданиях — в очередном подготавливаемом выпуске. Средство массовой информации обязано публиковать ответ объема до одной страницы стандартного машинописного текста. Редактирование текста не допускается. Опровержение или ответ в электронных СМИ зачитывается диктором радио либо телевидения в той же программе или цикле передач и в то же время, не позднее месяца со дня поступления требования.
В случае отказа публикации опровержения или ответа либо нарушения установленного для такой публикации месячного срока, заинтересованный гражданин или организация вправе обратиться в суд в течение одного года со дня публикации и добиться публикации в судебном порядке.
Французский Закон о печати предусматривает право на ответ (ст.13 Закона 1881г.) такое право принадлежит любому лицу, физическому и юридическому, прямо или косвенно упомянутому в статье. Является ли статья точной или нет, клеветнической ил правдивой — не имеет значения. Ежедневные газеты обязаны опубликовать ответ в течение трех дней, а другие средства массовой информации — в следующем выпуске. Право на ответ было расширено Законом от 4 января 1993г. об уголовном процессе, и теперь можно в три месяца опротестовать публикации, направленные против лица, находившегося под следствием и оправданного в ходе судебного процесса.
Несмотря на то, что право на ответ — одна из самых старых норм во французском законодательстве, а законодательство Республики Казахстан относительно молодое, мы можем констатировать, что и в нем соблюдается фундаментальное право личности — право на ответ.
13) Оскорбление государственных органов и должностных лиц.
Уголовным кодексом Республики Казахстан (ст.318,319) предусмотрена ответственность за посягательство на честь и достоинство Президента Республики Казахстан, посягательство на честь и достоинство депутата и воспрепятствование его деятельности. Ст.320 УК предусмотрена ответственность за оскорбление представителя власти. Публичное оскорбление, совершенное с использованием СМИ, предполагает более суровое наказание, чем просто публичное оскорбление.
Публичные выступления, содержащие критические высказывания о политике, проводимой президентом Республики Казахстан, о депутатской деятельности депутатов парламента, о служебной деятельности представителя власти не влекут уголовной ответственности по настоящим статьям.
Законодательством Франции предусмотрено: ст.30 Закона 1881г. в результате публикации клеветы против любого государственного учреждения, ст.31 — клевета на министра, члена парламента и любого гражданского служащего или государственного агента, касающейся его служебных обязанностей, ст.26 — оскорбление президента республики — возбуждение уголовного дела по данным статьям за совершенные правонарушения.
14) государственная тайна и доступ к правительственной информации.
В Законе “О средствах массовой информации” (ст.20) определено: “Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов… Средства массовой информации имеют право получать такую информацию от государственных органов и должностных лиц в пределах их компетенции”. В случае отказа в предоставлении запрашиваемых сведений можно обратиться в вышестоящий орган, а затем в суд для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан (такие действия подпадают под ст.154 УК).
Французский Закон от 17 июля 1878г. предоставил право каждому иметь доступ к государственным документам за некоторыми исключениями. Специальная Комиссия по доступу к правительственным документам (CADA), исследует жалобы и трудности, связанные с доступом к информации.
Чтобы оспорить решение государственного органа об отказе в доступе к информации надо сначала узнать мнение CADA. Т.о., можно заметить, что доступ к государственной информации осуществляется аналогичными методами и во Франции и в Казахстане. Однако существование во Франции CADA значительно облегчает работу с документами, т.к. данная комиссия определяет степень доступа к ним.
15) Доступ к судебным слушаниям и публикации судебных материалов.
Гласность судебного разбирательства является одним из основных принципов демократического правосудия. Законодательством Казахстана предусмотрено, что разбирательство дел во всех судах открытое, т.е. судебные заседания вправе посещать любой гражданин. Проводится также закрытое заседание если гласное разбаирательство может привести к разглашению гоударственных секретов, военной, служебной, коммерческой и т.д.
Одним из принципов французского права является гласность судопроизводства. Чтобы обеспечить беспристрастность суда, запрещено публиковать информацию о закрытых заседаниях присяжных и судей.(ст.39(4) Закона 1881г.), а также о длительных актах идругих документов, связанных с уголоным процессом, дотех пор пока они не обнародованы публично (ст.38).
Т.о., общие положения законодательств Казахстана и Франции, схожи, однако в Казахстане было отмечено нарушение основных принципов осущестлвения правосудия.
В частности, это касалось и принципа гласности судебного разбирательства, что было рассмотрено в Постановлении №1 Пленума Верховного Суда Республики Казахстан.
Законодательствами обеих стран предусмотрено запрещение предрешения СМИ в своих сообщениях результатов судебного разбирательства до вступления приговора в законнуюю силу.
Что касается доступа к парламентским заседаниям и публикации праламентстких документов, то законодательный процесс является открытым и может свободно освещаться в средствах массовой информации. Однако могут создаваться специальные комиссии, чья работа не подлежит огласке (Парламент Франции), а также по предложению Президента либо депутата парламент может проводить закрытые заседания(в Республике Казахстан).
16) Коммерческая тайна.
В законодательстве Казахстана и Франции предусматривается ответственность за разглашение коммерческой тайны. Ст.126 Гражданского кодекса Республики Казахстан регулирует вопросы, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне. В той же статье отмечено, что лица, получившие незаконными путями такую информацию, а также лица, разгласившие коммерческую тайну, обязаны возместить ущерб, причиненный подобными действиями.
Публикация в французской прессе конфиденциальной информации о компании может, в зависимости отобстоятельств, признана либо клеветой либо гражданским правонарушением.
17) Предварительные ограничения.
Ст.20 Конституции Республики Казахстан запрещает цензуру. Для электронных СМИ актуальным является соблюдение Закона “О языках”. Согласно ст.18 этого закона Республика Казахстан обеспечивает функционирование государственного и других языков в печатных изданиях и средствах массовой информации. Генеральная прокуратура после принятия этого закона провела проверку его соблюдения и вынесла соответствующее предписание теле- и радиостанций об обязательном 50% общем вещании на казахском языке и 50% вещании — на других. Однако в апреле 1998г. Министерство информации и общественного согласия Республики Казахстан занял другую позицию — соотношение 50%/50% относится только к собственной продукции, а не к общему времени вещания.
Государственные органы Франции могут принимать меры по конфискации тиража или предотвращение его распространения с целью защиты чьих либо интересов. Властные органы вправе конфисковать любое иностранное издание, запрещенное статьей 14 Закона 1881г., а также издание, содержащие материалы, подстрекающие к рассовым, религиозным и нациоанльным конфликтам. По ст.16 Конституции Франциив случае введения военного или чрезвычайного положения администрации дана возможность исползовать цензуру. Т.о. в законодательтве Казахстана существуют ограничения, противоречащие демократическим принципам.
19) Ограничения рекламы.
По законодательству Республики Казахстан реклама должна быть ясно отличена от других элементов редакционного материала.Реклама, обращенная к детям и молодежи, не должна содердать в тексте или изображении ничего, что могло бы злоупотребить их доверием.
Запрещается реклама:
- продажи государственных наград;
- во время трансляции богослужения;
- подрывающая репутацию конкурентов;
- скрытая реклама;
- алкогольных и табачных изделий в теле- и радиопограмма до 23ч.
Ответственость за содержание несет рекламодатель, а за подачу рекламных материалов — редакция средства массовой информации.
Рекламирование во Франции отдельных товаров и продуктов (табак, спиртные напитки и медикаменты) или запрещено или строго ограничено в интересах общественной безопасности и здоровья.
20) СМИ и выборы.
Деятельность СМИ, связанная с выборами, регулируется Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Конституционнного Закона “О выборах в Республике Казахстан”, которым предусматривается, что предвыборная агитация осуществляется через СМИ. Это право предоставляется кандидату с момента регистрации в соответствующей избирательной комиссии и до окончания агитационной кампании. Следует подчеркнуть, что кандидаты в Президенты и кандидаты в депутаты Мажилиса парламента (ст.28 Указа) вправе из среств своих избирательных фондов оплачивать расходы, связанные с выступлением в СМИ.
Во время голосования устанавливаются следующие правила для представителей СМИ: при открытии участков и пунктов для голосования на каждом участке, пункте могут присутствовать по одному журналисту — представителю от каждого СМИ при наличии удостоверения и задания редакции.
Политическая релама во Франции во время избирательной кампании регулируется ст.47 и 89 Кодекса о выборах. Как в печати, так и на телевидении и радио в течении трех месяцев перед выборами платная политическая реклама запрещена.
Делая заключение о вышесказанном, хочется отметить основные общие аспекты законопроектов Казахстана и Франции, касающихся СМИ:
- конституционные положения;
- ответственность СМИ за распространяемые ложные
сведения (клевета);
- сохранение коммерческой тайны;
- право на ответ и\или опровержение;
- ответственность за оскорбление государственных органов и должностных лиц;
- доступ к апарламентсим заседаниям и публикации парламентских документов.
Таким образом, некоторые аспекты французской системы регулирования отношений со СМИ могут быть полезной моделью для Казастана при учете специфики его равития.Очевидно, что законодательство Казахстана нуждается в доработке и уточнении некоторых вопросов, так как наряду с действующим Законом “О средствах массовой информации” функционирует множество других законодательных актов, из-за чего сфера деятельности СМИ, особенно электронных, плохо урегулирована законодательно.
2.2. Соотношение государства с отдельными СМИ (Казахстан и Франция).
В настоящее время мы наблюдаем бурное развитие информационных технологий, происходящих на Западе. Термин информационное общество занял прочное место в лексиконе зарубежных политических деятелей разного уровня. Многие страны сейчас принимают новые законы, перестраивают деятельность государственных органов ответственных за формирование и проведение информационной и телекоммуникационной политики.
Под государственной информационной политикой имеется в виду регулирующая деятельность государственных органов, направленные на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации, а всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информацией во всех ее видах — деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и т.д.
Информационная политика Казахстана после провозглашения независимости республики была напрвлена на формирование в Казахстане демократических отношений, что отразилось на состоянии СМИ (данные на 1996г.): в этот момент в республике существовало 1048 газет, 174 журнала, 218 телестудий, 50 радиостанций, около 20 информационных агентств. Однако после принятия Постановления правительства № 1443 от 25.11.1996г. “Об утверждении положения о порядке лицензирования предпринимательской деятельности в сфере почтовой связи и телекоммуникаций, использование радиочастотного спектра в Республике Казахстан” картина существенно изменилась. Были проведены два тура тендера на право использования столичными и региональными радио и телечастотами. Более подробно остановимся на втором конкурсе. Он был объявлен из-за неудовлетворительных результатов первого тура тендера. На тендере были выставлены 5 телечастот, на которые претендовали ТО “Рахат-АТВ”, ТО “Столица”, ТО “Дала” в тандеме с радио “РИК”. Надо отметить, что последние подали заявки на этот раз на все выставленные в этот день телечастоты и две радиочастоты 102,2 МГц и 106,0 МГц. За право телечастотами боролись АО ТРК “31 канал”, ТОО “Азия”, “Семейный канал”, ТОО ТРК “Тан”, АК “Астана стройинвест”, представлявший телеканал “Лик”, ТОО ТРК “Тотем”, ТОО ТРК “Шахар”, ТОО WBS.
Вместо 11 членов комиссии на внеочередном тендере присутствовали 9. Отсутствие некоторых из своих коллег председательствующий Имангали Тасмагабетов объяснил отъездом в командировку. В течение более 5ч. тендерная комиссия и представители масс-медиа слушали выступления претендентов об их творческих, технических и финансовых возможностях. Кстати, последняя гораздо сильнее интересовало государственных лиц, чем профессионализм и творческие планы подавшим заявку. В частности, сам глава комиссии Тасмагамбетов несколько раз переспрашивал представителей теле- и радиокомпаний о сумме их дополнительного взноса-бонуса в случае их победы: “Должны же мы знать финансовые возможности претендентов в целях пополнения бюджета, хоть это и не главное”[13]. В результате второго тура конкурса 48 телечастота осталась без владельца. Подавшие на эту частоту кампании не набрали необходимого числа голосов. Президент АОЗТ ТРК “Семейный канал” Ирина Кациева заявила о своем намерении подать в суд на комиссию. Аналогичное пожелание выразила руководитель другого независимого телеканала “Тотем” Розлана Таукина. Эти каналы были лишены права вещания. Как известно, в суде уже лежит одно исковое заявление по итогам первого тура тендера, поданное ТО “Бипартнер”.
В завершение хотелось бы остановится на проведении голосования. Подсчет голосов происходил при закрытых дверях т.о., присутствие на тендере наблюдателей-журналистов от печатных СМИ было совершенно бессмысленно и отлучение их при подсчете голосов явилось нарушением. Во время проведения тендера оказалось явным влияние на СМИ властных структур, в то время как “четвертая власть” выполняет посредническую функцию между высшими эшелонами власти и народными массами, ориентируя оба эти крайние образования.
Говоря о свободе слова и СМИ, мы, в первую очередь, должны позаботиться о таком состоянии властей, когда “регламентация” СМИ идет не через государственную структуру. А через предпочтение аудитории.
Положение французского аудиовизуального пространства до 1984 года было схожим с картиной, которая была в Казахстане до начала развития негосударственных средств массовой информации. Если приложить к Франции типологию Сиднея Геда, можно сказать, что французские аудиовещательные средства развивались до1982 г.по “авторитарной системе”. PTF (французское радио и телевидение), затем ORTF (Управление Французского Теле и Радиовещания) в1964 г.,наконец, раскол Управления на 7 различных обществ (закон от 7 августа 1974 г.) заставили телевидение развиваться только в рамках государственной монополии, часто вновь подтверждаемой и при неободимости усиленной. Эта строгость французских законодательных рамок объясняет запоздалое возникновение рынка аудиовизуальных средств и скудо сть телевизионного предложения во Франции.
С 1984 г. число телеканалов выросло в два раза.Монополия госдарственного телевидения была заменена сосуществованием трех секторов: государственного сектора, финансируемого за счет арендной платы и доходов от рекламы (А-2 и FR-3),частного сектора, финансируемого за счет абонентской платы и рекламы (Canal Plus) и частного сектора, финансируемого исключительно за счет рекламы. Все это вызвало погоню за аудиторией, цены резко возросли. Но эта погоня часто приводит каналы к сокращению их расходов в ущерб программам. Эта политика дешевых программ делается иногда в нарушение определенных требований их спецификации, которые, например, обязывают распространять 50% оригинальной французской продукции и 60% программ из стран ЕС.
Важным вопросом для французских СМИ является вопрос концентрации, хотя процесс концентрации гораздо меньше продвинулся во Франции, чем в других странах Европы. Две трети оборота в секторе прессы реализуются малыми и средними предприятиями. Предприятия, имеющие более 500 человек, обеспечивает менее 40% оборота в этом секторе деятельности 5 самых больших французских издательских кампаний реализуют 20% от общего оборота. Т.о. размеры французских групп весьма скромны, по сравнению с соседними странами. Однако несмотря на это, группы прессы вызывают во Франции опасения и скорее воспринимаются как помеха плюрализма и угроза свободе прессы. Отсюда попытки законодательной власти ограничить их рост или затормозить их влияние. В середине ноября 1997г. “Монд” опубликовала статью под названием “СМИ и промышленные предприятия продолжают поддерживать опасные связи”. Речь в ней шла о том, что основные французские коммуникационные группы опираются на промышленные предприятия, которые в свою очередь, сотрудничают с общественным сектором. Это особенность объясняет нестабильность СМИ с одной стороны, и стремление патронов индустрии проникнуть в СМИ и иметь через них рычаги влияния — с другой. Во Франции считают, что для некоторых промышленников контроль над газетой или телеканалом позволяет им насладиться вкусом власти и иметь в своем распоряжении трибуну для лоббирования своих интересов. Связь информационных групп с экономикой и политической властью стали настолько многоуровневыми, что теперь трудно устранить этот порочный круг, не изменив всей системы.
Все вышесказанное, разумеется, не исчерпывают тему. Встают различные вопросы, касающиеся переделов принципа свободы информации: какие к примеру должны быть критерием различных видов “закрытой” информации — служебной, коммерческой, государственной и т.д. Необходимо найти поле принципа свободы информации, при котором последний не разрушает систему, созданную государством, недостаточностью свободы и сохраняет взаимодействие и целостность элементов системы, не нарушая их вторжения во внутренние дела элементов как подсистем.
Заключение
Подводя итоги всего вышесказанного, необходимо отметить, что формирование в Казахстане общества демократического типа началось при активном развитии “четвертой власти” — прессы, электронных средств массовой информации. Это способствовало внедрению в жизнь демократических принципов: гласности, плюрализма, провозглашение свободы слова, отмены Конституцией цензуры.
Но было бы слишком однобоким освещать взаимоотношения государства со СМИ только положительной стороны, тем более, что на деле имели место и нарушения принципов демократии, применение “карательных” мер по отношению к средствам массовой информации (пример тому — проводимые мониторинги правонарушений по отношению к СМИ, регулярно публикуемые в бюллетени “Законодательство и средства массовой информации Казахстана”).
Благодатную почву для правонарушений дает властям несовершенство законодательства в Республике Казахстан, оставляя множество “запасных путей” для достижений своих целей, во имя которых часто остается попранной свободой слова. Поэтому, хотя основы законодательств СМИ Казахстана и Франции являются общими в своих основных пунктах, на деле лучше функционирует отлаженный механизм законодательства Франции, оставаясь защитником демократии, в то время как законодательство Казахстана нуждается в серьезной доработке.
Вместе с тем перед странами стоит задача одинаково актуальная для обоих государств на сегодняшний день: не допустить монополизации СМИ, ослабить контроль индустриальных групп над прессой, что в целом и будет способствовать свободе слова, а как следствие — усилению демократических процессов.
Список использованной литературы
- Чаплинская С.А. Власть и пресса: эволюция взаимоотношений и типы взаимодействия на современном этапе. “Вестник МГУ”. Серия журналистики. 1993 г. №3.
- Сарсенбаев А. Становление деморатической системы средств массовой информации Республики Казахстан. Автореферат, г. Алматы,1997г.
- Шаймерденов Е. Информационное поле — поле жизни. О роли прессы в жизни государства и общества. “Казахстанская правда”.1996г., 19 апреля.
- Свиридов А. Конфликты в новейшей истории казахстанских СМИ: опыт типологии и хронология. “Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана” 2000г. январь, №3.
- Бисенбаев А. Тернисый путь к свободной прессе. “Казахстанская правда” 1998г. 25 июня.
- Козыбаев С. Свобода на рынке прессы. “Казахстанская правда” 1996г. 5 марта.
- Обращение участников “летучки” журналистов республиканской и столичной прессы, посвященной 5-летию Закона о печати Казахстана. “казахстанская правда” 1996г. 6 июня.
- Н.А.Назарбаев. На пороге XXI века. г.Алматы 1996г. с.148.
- Костюков В.Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе. “Общественные науки и современность” 1996г. №6, с.102.
- Бозов Н. Полугласность — это нонсенс. “Мысль” 1996г. №11.
- Козлов С. Независимые журналисты борются за свои права. “Независимая газета” 1991г. 18 февраля.
- Махин В. Права журналиста. Всегда ли они защищены? “Казахстанская правда” 1998г. 18 февраля.
- Таукина Р. Конкурс без конкурса или правила игры меняются в середине игры. “Материалы алматинской конференции”. 11-12 фераля 1998г.
- Щегрончикова Л.В. Печать Франции. “Вестник МГУ” 1996г. №4.
- Арбабаева Г. Завершился 2 тур тендера на право вещания столичными радио- и телечастотами. “Панорама”. 1997г. 28 февраля.
- Политика и общество во Франции. Российско-Французская серия “информационные и учебные материалы” 1993г. № 25.
- Эррера Р. Законы о прессе во Франции.
- Власенко С. Законы и практика СМИ в Казахстане.
[1] Сарсенбаев А. Становление демократической системы средств массовой информации Республики Казахстан. Алматы, 1997г.
[2] Чаплинская С.А. Власть и пресса: эволюция отношений и типы взаимодействия на современном этапе. Вестник МГУ, серия журналистики 1993г., №3
[3] Шаймерденов Е. Информационное поле – поле жизни. О роли прессы в жизни государства и общества. “Казахстанская правда” 1996г. 19 апреля.
[4] Здесь и далее предлагается периодизация изложенная Андреем Свиридовым Конфликты в новейшей истории казахстанских СМИ. Опыт типологии и хронологии. “Законодательство и практика средств массовой информации Казахстана”. 2000г. январь, №3.
[5] Козыбаев С. Свобода на рынке прессы. “Казахстанская правда”, 1996г. 5 марта
[6] Обращение участников “летучки ” журналистов республиканской и столичной прессы, посвященной пятилетию Закона о печати Казахстана. “Казахстанская правда”, 1996г., 6 июня.
[7] Н.А.Назарбаев. На пороге ХХI века. Алматы, 1996г., с.148
[8] Костюков В.Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе. “Общественные науки и современность” 1996г.,№6, с.102
[9] Бозов Н. Полугласность — это нонсенс. “Мысль” 1996г., №11
[10] Козлов С. Независимые журналисты борются за свои права. “Независимая газета” 1991г. 18 февраля.
[11] Махин В. Права журналиста. Всегда ли они надежно защищены? “Казахстанская правда” 1998г. 18 февраля.
[12] Таукина Р. Конкурс без конкурса или правила игры меняются в середине игры. Материалы Алматинской конференции 11-12 февраля 1998г.
[13] Арбабаева Г. Завершился второй тур тендера на право пользования столичными радио и телечастотами. “Панорама”. 28 февраля 1997г.