В 1925 году Семипалатинский губернский отдел народного просвещения «стоял на ушах». Пришла телеграмма за подписью наркома просвещения Анатолия Луначарского. В телеграмме нарком интересовался, согласится ли казахский певец Амре Кашаубаев выступить на этнографическом концерте, который был запланирован в рамках Всемирной выставки декоративного искусства в Париже. Как так? Ямщик, сторож и грузчик Амре и в Париж? Вторая телеграмма, в которой уже настойчиво требовался ответ не оставила времени для раздумий.
Амре родился в Семипалатинской области в 1888 году (Ахмет Жубанов в книге «Соловьи столетий» указывает и вторую возможную дату его рождения — 1886г.)
Отец его Кашаубай был беден, работал не покладая рук, но со временем стал болеть и не мог содержать семью. На плечи молодого Амре легла нелегкая ноша. Он устроился к некоему баю Исабеку (по некоторым данным Каражану) ямщиком. Амре любил петь и всегда за работой напевал песни, за что не раз выслушивал замечания со стороны начальства. Однако, слава о нем распространялась по всей округе и за глаза его уже называли «әнші бала». Хотя надо признать, что раз Амре был сыном «какого-то Кашаубая» («жаман Қашаубайдын баласы»), то быстро распространившаяся слава о певце не давала покоя многим, в том числе и Исабеку. Дабы оторвать Амре от народа, Исабек отправил его сторожем на склады, сторожить овечьи шкуры. Талант Амре все же нашел свой путь, он принял участие в смотре талантов в г.Семей, где и разделил первенство с певцом Кали Байжановым. А тут телеграмма из Москвы. От Луначарского. Сторож вонючих шкур и Париж?
Говорят, когда французский писатель и музыковед, лауреат Нобелевской премии Ромен Роллан услышал впервые голос Амре, он воскликнул: «Теперь я понимаю, почему на Востоке певцов сравнивают с соловьями…» Амре покорил сердца парижан, которые и думать не могли, что из какой-то страны Союза приедет такое талантище. Я тут на днях наткнулась на информацию, якобы Алихан Букейханов в своем письме к Ахмету Байтурсынову был возмущен тем, что представители других национальностей были одеты в национальные костюмы, а Амре был одет в костюм русского помещика. Мне кажется, это совсем даже не странно. В г.Семей ему выдали под расписку национальный костюм, расшитый узорами, но отчего-то в первый день его обрядили в костюм русского помещика. Думаете, его кто-то спрашивал?
Амре Кашаубаев — великий казахский певец, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. Он покорил парижан, а позже в 1927 году и Франкфурт на Майне.
В дни выставки в Париже, об уникальном голосе Амре писала французская периодика, его голос сравнивали с с голосом Энрико Карузо и Марио Ланца, а профессор Сорбонны месьё Перно записал несколько песен в исполнении Амре на фонограф. Кстати, эти записи так и не нашли, но в 1974 году музыковед Жаркын Шакаримов в архивах Москвы нашел другие записи его голоса и после реставрации это наследие вернулось к казахам. Ведь долгое время считалось, что голос его был утерян навсегда.
Смерть Амре вообще отдельная тема и покрыта тайной. Долгое время считалось, что Амре умер своей смертью от воспаления легких в 1934 году. Однако, позже появилась и другая версия смерти певца. Все дело в том, что та поездка в Париж круто изменила жизнь Амре. Да, он прославился. Но, было нечто, что сломило некогда жизнерадостного человека. Многие друзья, в числе которых был и известный казахский актер Серке Кожамкулов, рассказывали, что после поездки Амре был будто надломлен.
А все дело в том, что на парижский концерт пришел казахский диссидент Мустафа Шокай. После выступления он пригласил делегацию на ужин, но все, кроме Амре, ссылаясь на разные причины, отказались. Амре принял приглашение и отужинал с Роменом Ролланом и Мустафа Шокаем. Они втроем поднимались в тот вечер на Эйфелеву башню. Думаете, такое прощают? Только не в Советском Союзе. По возвращении на родину, Амре постоянно вызывали на допросы в НКВД, он приходил поздно ночью, избитый и слезно просил своего друга Серке никому об этом не рассказывать. О встречах с чекистами свидетельствуют протоколы допросов, в которых рассказывалось о встрече Амре с Мустафой. Амре подозревали в том, что он привез в Казахстан письмо от Шокая, адресованное алашординцам Ахмету Байтурсынову и Мыржакыпу Дулатову. Письмо, конечно, не нашли, но 6 декабря 1934 года Амре был найден мертвым на одной из улиц г.Алматы. Есть версия, что от него разило спиртным, хотя Амре не пил вообще.
Он был похоронен на Центральном кладбище, но через некоторое время могила его была сравнена с землей, а запись в книге регистрации смертей вообще стерта. Долгое время его друзья, деятели искусства писали письма с просьбой установить надгробный памятник на месте предполагаемого захоронения Амре, но лишь в 90-ые годы прошлого столетия композитор Дмитрий Гусенцов и его супруга Кенжегуль Сыздыкова на свои личные средства подняли надгробный памятник.
Айжан ХАМИТ