Популярный афоризм — «Что хорошо для «Дженерал моторс», хорошо для Америки», получит в скором времени новое — казахстанское содержание. По инициативе Нурсултана Назарбаева, у нас будет создана своеобразная лига чемпионов бизнеса — 32 фирмы, работающие не в сырьевых секторах. Воплощение этой идеи в готовую продукцию повысит долю экспорта РК на целых 30%.
В национальном плане «100 конкретных шагов» ставится задача реализации инициативы «Национальные чемпионы» — поддержка компаний – лидеров среднего бизнеса в несырьевых отраслях экономики. С какой же целью это делается? Нацплан отвечает, что определение бизнес-лидеров даст возможность создания центров компетенций для трансфера ноу-хау.
В майке лидера
Высказывание «Что хорошо для «Дженерал моторс» (GM)…» воспринимается обычно исключительно как показатель монопольного положения этой компании в стране. В действительности ситуация иная — президент GMЧарльз Вильсон в 1953 году был выдвинут кандидатом на пост министра обороны. На вопрос сенаторов, чьи интересы для будущего министра важнее — страны или его фирмы, Вильсон ответил: «Я привык считать: то, что хорошо для нашей страны, хорошо и для «Дженерал моторс», и наоборот. Это одно и то же». Речь, на наш взгляд, шла о том, что интересы национальных бизнес-лидеров не могут противоречить интересам страны. В США точно бы этого не позволили.
В нашей страны бизнес-лидеры в несырьевых сферах могут сыграть две важные роли — во-первых, через них будет происходить трансфер в РК зарубежных высоких технологий. Во-вторых, это образец для подражания в хорошем смысле. Если хотите, это такие коллективные стахановцы капиталистического труда. Напомним, Алексей Стаханов — новатор в угольной промышленности, символ ударного труда.
Как известно, в мае был определен пул отечественных компаний, призванных стать «национальными чемпионами» в обрабатывающей сфере и увеличить несырьевой экспортный потенциал страны. Глава НУХ «Байтерек» Куандык Бишимбаев заявил, что новая программа «Лидеры конкурентоспособности – национальные чемпионы» должна стимулировать развитие несырьевого экспорта, увеличение промышленного производства, создание новых высокооплачиваемых рабочих мест и замещение импорта.
Перед будущими лидерами ставятся непростые задачи — увеличение производительности труда в среднем на 10% в год и повышение доли экспортной продукции до 30% от стартового уровня.
Много званных, мало избранных
Из поданных более 300 заявок в сотрудничестве с международной консалтинговой компанией McKinsey&Company отобрано 32 компании. Расклад по отраслям следующий — 20 компаний представляют агросектор (АПК), 7 –машиностроение и 5 –производство стройматериалов. Критерии отбора — категория «средний бизнес» с потенциалом роста выше среднего и оборотами от 2-30 млрд тенге в год. При этом, обязателен успешный экспортный опыт и конкурентоспособность компании.
Общий вал продукции «избранных»составляет 340 млрд тенге в год, из них 45 млрд тенге (13, 23%) они экспортируют. Немаловажно, что лидеры обеспечивают работой 23 тысячи человек. Стоит отметить, что отбор претендентов велся в течение последних двух месяцев. По предварительным данным, эти компании на ближайшие 3 года заявили проекты на сумму около 120 млрд тенге (около $645, 6 млн)(20 млрд тенге. данным, ныхтра ивтся задча Если, хотите, это такеи колективынестаховноы
Какая будет им оказана помощь? Это финансовая поддержка от «Байтерек», в частности, межбанковское кредитование, финансирование лизинговых сделок, субсидирование процентных ставок, гарантирование кредитов, страхование экспорта, гранты на инновации. Кроме того, они смогут рассчитывать на консалтинговое сопровождение McKinsey&Company.
В списки фаворитов попали, в частности, хорошо известные покупателям, производители продуктов питания — «Адал», «Алель Агро», «Беккер и компания», «Маслодел», конфетная фабрика «Баян Сулу», «Шинлайн». Среди машиностроителей — «Сарыарка Автопром», «Хёндай Транс Авто», «Форматмаш», «Кайнар АКБ». Стройматериалы — «Алина Менеджмент», «Стандарт Цемент», «Сантехпром».
По словам К.Бишимбаева, в данное время проводится «диагностика» участников программы, после которой с каждой компанией будет разработан индивидуальный план мероприятий, включающий рекомендации для дальнейшего развития компании.
И важно при этом помнить, что «Успех — это способность шагать от одной неудачи к другой, не теряя энтузиазма»., как метко заметил Уинстон Черчилль.
Айгерим Маркова