В «Плане нации — 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ», 85 и 89 шаги посвящены идее Мәңгілік Ел в виде задачи по созданию проекта патриотического акта и задачи внедрения ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования.
Идею Мәңгілік Ел в достаточно расширенном варианте президент Назарбаев озвучил в своем Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050″. Новый политический курс состоявшегося государства» в декабре 2012 года (https://www.youtube.com/watch?v=YX9H7mt4o3g ).
При этом очевидно, что данная идея волновала его и в более ранний период времени, в частности, он к ней апеллировал на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости Республики Казахстан, 15 декабря 2010 года, она нашла отражение в одноименной триумфальной арке, названной «новым символом современного Казахстана и триумфа казахстанского народа, реализовавшего многовековую мечту о Независимости и суверенитете своей страны», которая была открыта 16 декабря 2011 года (http://www.zakon.kz/4463294-n.nazarbaev-otkryl-triumfalnuju-arku-v.html).
Возвращение к идее Мәңгілік Ел произошло 14 декабря 2013 года, когда с участием Президента РК Н.Назарбаева состоялось торжественное собрание, посвященное Дню Независимости Республики Казахстан. Обращаясь к участникам собрания, президент страны отметил, что 16 декабря 1991 года в созвездии наций мира зажглась новая звезда – Республика Казахстан и назвал семь бесценных достояний, первое которых – «наша священная и достойная страна, Мәңгілік Ел. Более четырнадцати тысяч километров бесспорных границ спаяли нашу Родину в единый монолит. Они стали рубежами добрососедства со всеми сопредельными странами». (http://e-history.kz/ru/publications/view/401)
В наиболее полной форме идея Мәңгілік Ел прозвучала в Послании Президента «Нурлы жол – путь в будущее» от 17 января 2014 года: «»Мәңгілік Ел» – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем.
Во-первых, это Независимость Казахстана и Астана. Во-вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. В-третьих, это светское общество и высокая духовность. В-четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций. В-пятых, это Общество Всеобщего Труда. В-шестых, общность истории, культуры и языка. В-седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Благодаря этим ценностям мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма» (http://www.nomad.su/?a=3-201401200027).
В этом же Послании глава государства поручил организовать разработку и принятие Патриотического акта «Мәңгілік Ел», призвав все политические и общественные силы страны не быть равнодушными и подключиться к работе.
Идея была выражена, призыв к ее обсуждению прозвучал, и для меня стало интересным узнать, как отреагировали общественные силы на него. В данное время нашей организацией проводится инициативное исследование по восприятию идеи Мәңгілік Ел в целевых группах с использованием двух исследовательских методов – контент-анализа публикаций в СМИ и экспертных интервью. Исследование еще идет, и поэтому в этом материале нашли отражение только некоторые его аспекты.
Контент-анализ СМИ. Как известно, в Послании 2012 года идея Мәңгілік Ел была озвучена на казахском языке, в русской версии текста она отсутствует, поэтому, возможно в связи с этим, на страницах казахстанских СМИ обсуждение не было активным и плодотворным. Из откликов казахской прессы за 2013 год хотела бы обратить внимание на следующие моменты (https://www.altyn-orda.kz/v-chem-znachenie-formuly-kazaxstan-m%D3%99%D2%A3gilik-el/):
• рассмотрение идеи Мәңгілік Ел сквозь призму развития казахского языка: «Наш язык…обеспечивает преемственность между нашими героическими предками и последующими поколениями, является хранителем культурных истоков и традиций народа. Язык – это самая большая ценность народа… только язык остается тем единственным мостом, через который от поколения к поколению передается духовное наследие народа. Именно поэтому эстафету Независимости в веках передаст последующим поколениям язык, являющийся опорой для народа»;
• восприятие идеи Мәңгілік Ел в культурно-историческом аспекте: «Когда Президент говорит о будущем Казахстана как о «Мәңгілік ел», он на одно из первых мест в повестке дня ставит вопросы исторического сознания нации… хотя Казахстан на нынешнем этапе, сформировав национальную идентичность и культурную целостность, достиг полной, настоящей самостоятельности, его стремление к созданию «Мәңгілік ел» в условиях жесткой конкуренции в эпоху глобализации требует наряду с политическим, социально-экономическим суверенитетом, достижения духовной независимости. Для этого в целях обеспечения жизнедеятельности такой сложной системы как нация необходимо сформировать через возрождение национального мировоззрения, духовных истоков, составляющих сущность самобытной истории и культуры, присущее данному обществу историческое сознание;
• рассмотрение идейно-философских/идеологических основ идеи Мәңгілік Ел: «В тюркском историко-лингвистическом понимании слово «мәңгі» соответствует смысловым значениям таких понятий, как «Тәңір», «Құдай», «Алла». Таким образом, понятие «Мәңгілік ел» означает «страна, народ Всевышнего»; или «ҚАЗАҚ ЕЛІ продолжит свою историю как «МӘНГІЛІК ЕЛ»; или «Идея «мәңгі ел» — это ключ к нашему национальному коду».
В то же время общественное обсуждение идеи президента в 2014 году, сразу после озвученного послания, было довольно активным. Вышел целый ряд статей и интервью на заданную тему, прошел айтыс, стал выходить журнал «Мәңгі ел — Mangi el» (http://e-history.kz/ru/books/education/view/258), а в г.Уральске даже прозвучала инициатива по переименованию центральной улицы в «проспект «Мәңгілік ел» и придать ему высокий статус» (http://Tengrinews.kz/kazakhstan_news/glavnuyu-ulitsu-uralska-predlojili-nazvat-manglk-el-250148/).
Из аспектов обсуждения 2014 года можно выделить следующие:
• с исторической точки зрения наличие, условно говоря, конкурирования понятий Мәңгілік Ел и Қазақ елі: «»Қазақ елі» — это эволюционный результат термина «Мәңгі ел». Слово «ель» воспринимается как государственность, как государство, которое создают племенные союзы. В период тюркских каганатов образование этих союзов и возникновение нового этапа государственности назвали «ель». Мәңгі ел звучит как мечта тюрков. В период тюркских каганатов тюрки считали, что их каганат является вечной государственностью, вечным государством…В середине XV века в связи с образованием Казахского ханства под руководством Джанибек хана и Кирей хана вместо тюркского определения государственности Мәңгі ел, стала образовываться новая государственность Қазақ елі — это синоним Казак хандыгы» — Казахское ханство (http://afisha.zakon.kz/4601602-istorik-t.omarbekov-mezhdu-slovami.html);
• понятие и идеи Мәңгілік Ел введены для того, чтобы попытаться таким образом снять остроту и высокий дискуссионный потенциал темы нациестроительства и казахского национализма: «Не означает ли, что отныне в политической риторике предлагается не упоминать понятие нация и вместе с этим избегать разночтений по поводу, что есть нация в Казахстане. В таком случае логика довольно ясна: иноземное понятие «нация» не приживается, порождая во многом пустопорожние дискуссии… С одной стороны, не прошли предложения насчет названия государства как Казахская Республика, Казакия. Не поднималось название «Алаш», что символически воссоздало бы преемственность с автономией «Алаш» времен гражданской войны. С другой стороны, заявление елбасы-лидера нации о том, что можно подумать и затем обсудить с народом новое название страны как Қазақ Елі прозвучало 6 февраля, то есть немногим более через три недели после послания от 14 января 2014 г.» (http://radiotochka.kz/1709-.html).
В 2015 году работа по оформлению идеи Мәңгілік Ел была заметно активизирована. Прежде всего, было четче обрисовано равенство всех граждан Казахстана, как основной составляющей идеи Мәңгілік Ел. Что характерно, в своем выступлении на внеочередном съезде партии Нур Отан, состоявшемся 11 марта 2015 года в преддверии президентских выборов руководитель страны несколько иначе сформулировал составляющие своей идеи, связав ее с вопросами идентичности: «…необходимо дальнейшее укрепление казахстанской идентичности. Она должна основываться на принципе гражданства. Все граждане должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности и иметь доступ к равным возможностям. Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел – это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна — страна толерантности. В этом случае гражданство будет самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства» (http://www.nomad.su/?a=3-201503120025 ).
Так же он отметил: «В системе общегражданских ценностей должна выступать идея Мәңгілік Ел — должна быть, как вторая Конституция. Обсудить на сессии Ассамблеи народа Казахстана и выработать документ Мәңгілік Ел, который понятен всем. В школах необходимо ввести программу обучения преподавания ценности всеказахстанской идеи Мәңгілік Ел» (http://bnews.kz/ru/news/post/257333/ ).
В связи с этим и, особенно, в рамках празднования 20-летнего юбилея АНК обсуждение идеи приобрело уже иной характер, в привязке к деятельности этой организации. Так, депутат Мажилиса Парламента Егор Каппель заявил: «Мы провели социологический опрос и 95% граждан считают себя представителями единого народа Казахстана». Он уточнил, что сегодня в Казахстане в дружбе и согласии проживают более 130 народностей и национальностей. И ни один человек в нашей большой стране не чувствует себя ущемленным по культуре, языку и вероисповеданию. При этом идея «Мангилик Ел» уже сегодня составляет единый фундамент будущего нашей страны. «Идея «Мангилик Ел», оформленная в важнейший документ государства, ляжет в основу системы общегражданской консолидирующей цели. И для этого у нас есть все предпосылки» (http://365info.kz/2015/06/95-kazaxstancev-schitayut-sebya-predstavitelyami-edinogo-naroda-socopros/).
Т.е., как показал контент-анализ выступлений президента и публикаций по его следам, даже за небольшой период времени происходило смысловое изменение содержания термина, менялись его составляющие.
Поскольку экспертное исследование еще идет, то подробно я на нем останавливаться не буду. Но хочу пояснить, что в данном случае меня интересовали следующие вопросы: А что же думает по поводу президентской идеи интеллигенция, как она к ней относится? А именно казахская интеллигенция? Кто вообще носитель идеи, кто ее проводник? А кто – целевая группа, кому адресована идея?
Пока могу отметить, что результаты экспертных интервью с представителями казахской творческой интеллигенции неоднозначны. Беседы не обнаружили полной поддержки идеи экспертами, в ходе интервью были выражены определенные замечания и предложения, которые касались как внутриполитического контекста, так и того, как может восприниматься идея Мәңгілік Ел во внешнеполитическом окружении, в том числе в других странах тюркского мира.
Таким образом, можно сделать предварительный вывод-наблюдение. Президент Назарбаев на протяжении как минимум пяти лет последовательно выдвигает свою идею, обращаясь, прежде всего к казахскоговорящей части населения. И, как показывает анализ документов, его не услышали или не захотели услышать. В последние два года его идея претерпела определенные изменения, как в содержательном и символическом, так и субъектном отношении. Проводником идеи стала Ассамблея народа Казахстана. В какой мере эта организация справится с поставленной задачей – вопрос открытый. Однако, возможно, именно в связи с данной темой, и особенно в свете задачи внедрения ценностей Мәңгілік Ел в действующие учебные программы школьного образования, как никогда ранее требуется активное задействование прежде всего общественных механизмов. Необходимо понимать, что такого рода ответственное и непростое решение должно быть максимально продумано и взвешено, чтобы не получить негативные эффекты, которые могут в итоге перевесить всю важность выдвигаемой инициативы.
Гульмира Илеуова
http://www.nomad.su/