Новая сессия парламента Казахстана начинается в сложных условиях, когда взаимные санкции друг против друга применили государства, производящие в общей сложности 60 % мирового ВВП. Последние события вокруг Украины вносят серьёзные коррективы в сложившиеся экономические отношения и миропорядок. Эхо противостояния долетит и нашей страны.
В частности, оно приведет к снижению роста экономики наших партнеров, что повлияет и на нас. Поэтому важно в новых условиях предупредить возможные негативные вызовы для экономики, благосостояния народа и безопасности Казахстана. Таковы главные посылы программной речи президента Казахстана Нурсултан Назарбаев на открытии четвертой сессии парламента РК пятого созыва 2 сентября.
Но как неоднократно подчеркивал президент страны, кризис — это не только испытание на прочность, это и открывающиеся новые возможности для развития. Используя такой подход, Казахстан с честью вышел из мирового кризиса 2008-2010 годов, запустив в то сложное время широкомасштабную программу ФИИР.
Сегодня, по мнению главы государства, необходима слаженная работа парламента и правительства, чтобы вновь умело воспользоваться открывающимися «окнами возможностей». Одна из главных задач, связанных с вхождением Казахстана в число 30 развитых стран — продолжение административной реформы и создание эффективной системы госуправления с профессиональным и компактным аппаратом. Уже реализовано решение о новой структуре правительства. Подписан и реализуется Указ о разграничении полномочий между уровнями государственного управления. Он сократил многоступенчатость и дублирование в работе государственного аппарата.
Суть всякой административной реформы состоит в повышении эффективности управления государством. В идеале постановка задачи выглядит как и для любого другого менеджмента – наибольший эффект при наименьших затратах.
Лидер нации назвал главные подходы в этой сфере. Во-первых, в нынешней экономической ситуации правительство должно сосредоточиться на стратегических вопросах. А компетенцию по принятию подзаконных актов необходимо передать министерствам. Каждый министр получит все необходимые полномочия по курируемой сфере, при этом он же будет нести полную ответственность за принятые решения. И этот момент будет закреплен юридически. По мнению экспертов, такой подход повысит прозрачность работы и позволит более качественно оценивать эффективность госменеджмента.
Во-вторых, комитеты министерств также получат полномочия по принятию решений, при проведении государственной политики в своих сферах. Прежние функции комитетов по централизованному контролю сохранятся за территориальными органами. Например, по словам главы государства, в сфере энергонадзора с 1 января 2015 года Казахстан переходит к формированию единого рынка мощности. Поэтому контроль за энергетической системой должен осуществляться централизованно. На центральном уровне должны оставаться контроль и надзор в некоторых других важных сферах и отраслях.
Важная новость — с 2017 года Комитет по оплате медицинских услуг Минздрава трансформируется в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Напомним, что подобные страховые фонды успешно работают практически в большинстве развитых стран.
В-третьих, акиматам передадут функции, которые более эффективно исполняются на уровне регионов. По принципу: одна функция — один госорган. А центральные госорганы должны следить за тем, чтобы качество контроля и надзора за соблюдением законодательства не снижалось.
Президент страны считает, что и по сельскому хозяйству нужно расширить спектр полномочий местных органов власти. В частности, в сфере ветеринарного контроля с передачей функций и штата специалистов.
А вопросы теплоснабжения должны полностью быть в руках местного акима.
Напомним, что реформа местного самоуправления РК основывается на положительном польском опыте. Оно привело к эффективному использованию местных ресурсов, и серьезно снизило уровень иждивенческих настроений в обществе. Для примера, в 90-ые годы в Польше после децентрализации государства было построено в 10 раз больше сетей водопроводов и канализации, чем за предыдущее десятилетие!
В-четвертых, в рамках разграничения будет продолжена работа по передаче государственных функций в негосударственный сектор — во многих странах их осуществляют саморегулируемые организации (СРО). Поставлена задача создания сети таких независимых организаций.
Как известно, в странах с развитой экономикой на уровне саморегулирования контролируется буквально любая деятельность и любой вид бизнеса. Первой саморегулируемой профессией можно считать профессией врача с ее клятвой Гиппократа. Именно самоуправление лежит в основах адвокатуры и деятельности нотариата. В 1967 году в США был образован омбудсменовский институт для СМИ. В газетах «Louisville Times», «The Courier-Journal» Луисвилла, в штате Кентукки появился первый ньюс-омбудсмен.
На сегодняшний день в США работают 37 омбудсменов, в Бразилии, Франции, Израиле по 12. Ньюс-омбудсмен анализирует претензии читателей, слушателей и телезрителей относительно достоверности информации. Также он в досудебном порядке находит решение претензий.
Обозначив фундаментальные требования, президент РК поручил правительству внести в сентябре в парламент соответствующий законопроект.
Как говорил Махатма Ганди, «Если ты хочешь перемену в будущем — стань этой переменой в настоящем». Реформа госуправления ограничивает вмешательство государства в жизнь общества основными его функциями. А для этого необходимо чтобы госслужащие стали профессиональными управленцами.