[:ru]
Замечено, президент Нурсултан Назарбаев никогда не бросает слов на ветер. И если в 1991 году, в условиях тяжелейшей разрухи, когда в какое-то процветание вообще не верилось, он заявлял, что в области национального строительства казахи будут перенимать опыт Сингапура, то сегодня мы видим, что его слова не столь уж и разошлись с делами.
И вот новая цель. Казахстан должен войти в ближайшем будущем в тридцатку наиболее развитых стран мира.
А для этого уже мало одних только экономических реформ. Необходимо модернизировать сознание казахстанцев. Нация сама должна меняться. Мы должны стать более практичными людьми, более образованными, более подкованными профессионально.
Только в прошлом году Казахстан отметил 25 лет своей Независимости. Круглая эта дата означат не только образование государственности и появление еще одной страны на мировой карте, но и возрождение национальной культуры и интереса к ней.
С обретением независимости развитие духовной жизни в Казахстане само по себе стало ценностью. Крах коммунизма и советской идеологии освободил сознание и позволил людям посмотреть иначе на многие вещи, события и явления. В том числе на «пережитки прошлого», которые оказались отнюдь не пережитками, а правильно сказать, органической частью истории народа. К слову, возрождение духовных ценностей народов, проживавших в СССР, началось еще в последние годы существования Страны советов.
Сегодня этот процесс представляется, и забавным, и интересным. К примеру, в конце 80-х в среднеазиатских городах стали отмечать праздник Наурыз. Люди были не готовы к такому повороту событий. Первоначально молодежь путала Наурыз с религиозным праздником. Правящая идеология насаждала атеизм, в итоге один запрет в сознании людей сталкивался с другим. Люди преклонного возраста объясняли молодым, что это древнетюркский праздник весны, обновления. Табу пало, но сколько же возникало вопросов.
Середина 90-х годов стала периодом, когда в казахстанском обществе стал расти интерес к прошлому, к самобытной культуре кочевников, к традициям, которые существовали в дореволюционный период. Возрождался не только язык, который едва не исчез, но и религиозные обряды, которые также были частью большой культуры казахов. Эти процессы по праву можно назвать периодом национального возрождения. И важно, что он наблюдался не только внутри общества, но и на государственном уровне.
1997 год указом главы государства объявили Годом межнационального согласия и памяти жертв политических репрессий, 1998 — Годом единства народов и национальной истории, 1999 г. — Годом единства и преемственности поколений. Мероприятия проводимые в формате данных программ способствовали переосмыслению пути развития общества через повышение массового сознания, обнародование «белых пятен» истории. 2000 год указом Президента был объявлен Годом поддержки культуры.
Это не просто символичный акт. На протяжении года проводились мероприятия, призванные актуализировать в общественном сознании вопросы прошлого и настоящего. К слову, проводились многочисленные научные конференции и исследовательские работы, которые проливали свет на духовное прошлое народа. Благодаря этому доброе имя было возвращено многим общественным и политическим деятелям прошлого, в том числе тем, кто прошел через жернова репрессий тоталитарной системы. Жизненный путь этих людей теперь стал примером для подрастающего поколения.
Впрочем, прошлое не только возвращалось, но и обретало новый смысл. К примеру «Наурыз» теперь стал не только праздником тюркских народов, но и праздником всех тех, кто проживает в Казахстане. Поэтому сегодня Наурыз — это еще и объединяющее всех граждан страны событие.
Как выяснилось, культура это не только духовный код человеческой общности, это еще и средство повышения имиджа страны на внешней арене. Возможно, по этой причине Казахстан лучшее из лучшего стремится выставить на мировое обозрение. Такими знаменательными событиями стали празднования 150-летия Жамбыла, в 1997 году — 100-летия Мухтара Ауэзова. Кстати, не так давно, в 2012 году, в стране отметили 500-летие М. Хайдара Дулати, его знаменитый труд «Тарих-и-Рашиди» был напечатан на казахском языке.
Кроме крупных личностей, обогативших историю и культуру казахского народа, в республике круглые даты пришлись на исторические памятники и события. К примеру, 1500-летие древнего Туркестана, который в 1999 году под эгидой ЮНЕСКО отметили во всем мире. Другим знаковым событием стала экспозиция археологических сокровищ «Алтын Адам: степная культура Казахстана от бронзового века до эпохи великих переселений», с успехом прошедшая в городе Мантуе (Италия). А в преддверии празднования 1000-летия эпоса «Алпамыс батыра» Казахстан организовал научно-теоретическую конференцию.
Отдельный разговор о казахстанской литературе, которая пополнилась произведениями выдающихся писателей. К примеру, по случаю Года России в Казахстане, и года Казахстана в России многие произведения казахстанских авторов были переведены на русский язык и опубликованы у соседей. Далее, результатом больших изысканий стала объемная книга известного писателя Олжаса Сулейменова «Язык письма», в которой проанализирована закономерность развития мировых языков.
На прилавках книжных магазинов стали появляться научные многотомники, где писатели повествовали об уникальной истории и культуре казахского народа. Среди них можно отметить Национальную энциклопедию «Қазақстан», историю Казахстана, Антологию казахского фольклора. А к 10-летию Независимости был издан энциклопедический справочник «Қазақстан Респубикасы».
Мощный импульс культурному возрождению дала госпрограмма «Культурное наследие», на поддержку которой выделялись средства из бюджета, а ряд министерств несли ответственность за ее исполнение. Развитие и укрепление национального самосознания казахстанцев через богатство культурного наследия народа стали главными предпосылками этой программы. Второй важнейший аспект «Культурного наследия» — открытие миру богатства национальной духовной сокровищницы. Государственная программа осуществлялась по таким направлениям как систематизация, сохранение и реставрация памятников истории и археологии.
А это огромное богатство. Достаточно сказать, что в Казахстане насчитывается свыше 25 тыс. памятников, более 2 млн. ценных культурных предметов. Такие памятники как мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи и комплекс петроглифов урочища Тамгалы включены в списки Всемирного культурного наследия. За 25 лет независимости в стране была проведена большая работа по полной инвентаризации памятников. По ее результатам в Казахстане были составлены государственные списки памятников истории и культуры, куда вошли 218 объектов республиканского значения и 11,5 тысячи объектов местного значения.
Второе большое направление Программы — приобретение копий книг, документов, рукописей, относящихся к истории нашей страны. Благодаря программе «Культурное наследие» удалось отыскать свыше 10 тысяч архивных материалов, документов, рукописей, артефактов, имеющих самое непосредственное отношения к культуре степняков-воинов. Наибольшее их количество, — порядка 3 тысяч документов, — находится в Китае. И многие из них до сих не исследованы нашим научным сообществом. Поэтому можно быть уверенным, что эти документы помогут пролить свет на историю казахского народа, его культуру.
Благодаря программе «Культурное наследие» и участию государства в Казахстан удалось вернуть пять тысяч уникальных исторических документов из стран Западной Европы, США, Турции, Китая, России, Японии, Армении.
Также программа помогла исследовать богатое наследие национальной литературы, систематизировать его и выпустить в формате многотомников. Разработаны целые серии научно-популярных, литературных работ, книги по истории, этнографии, археологии, а также новые энциклопедические словари.
К примеру, было издано 66 томов стотомного издания «Бабалар сөзі» («Слово предков»), где собраны как древние казахские сказки, так и рассказы современных литераторов. Продолжается выпуск «Ста казахских романов» в 200-х томах, куда включены крупные литературные произведения писателей Казахстана за последние 100-150 лет. Также осуществлялись научные проекты по выпуску многотомников, охватывающих наследие казахских мыслителей от седой древности до наших дней. Другой проект включает издание мирового философского наследия, а третий посвящен выпуску десятитомного собрания сочинений Аль Фараби.
Все это говорит о том, что казахстанская земля богата не только природой и полезными ископаемыми, но является золотой колыбелью культуры кочевых племен и тюркских народов, пустивших свои корни на этой земле еще в древние времена. Доказательством тому служат найденные на территории Казахстана артефакты, приподнимающие завесу тайны истории и культуры древних обществ.
18 мая 2001 года состоялась презентация экспозиции Кюльтегин на международной научной конференции «Древнетюркская цивилизация: памятники письменности» с участием президента РК Нурсултана Назарбаева, членов казахстанского правительства, ученых России, Дании, Монголии, Китая, Франции, Кыргызстана и Казахстана. Столь представительная аудитория подчеркивала статус и важность мероприятия.
Стоит отметить, что культура древних кочевников формировалась на стыке мировых религий, что, конечно же, наносила свой отпечаток. Все-таки, наша страна славится своей толерантностью. Поэтому очень символичным стало то, что в 2003 году в Астане встретились лидеры традиционных мировых религий. Показательно, что участники мероприятия открыли аллею «Рухани жарасым» (Духовное согласие) возле торжественной арки «Мәңгілік ел», посадив там свои именные саженцы.
Возрождение национальной культуры, как показывает мировой опыт, труднодостижимая задача, если она осуществляется без сотрудничества с зарубежными партнерами. К примеру, в 2010 году в Астану в Евразийский государственный университет им. Л.Н.Гумилева из Японии доставили копию Большой надписи в честь полководца Кюль-Тегина (684-731г.г.). Ее сделали с помощью современных технологий. Кюль-Тегин считался одним из самых прославленных батыров Второго Тюркского каганата. А надпись свидетельствует не только о его славе, но и о политическом и культурном влиянии древнего каганата.
Об интересе к национальной культуре со стороны населения можно судить не только по количеству возвращенных на родину исторических документов, артефактов или их копий. Важной составляющей выступает информационное пространство, телеканалы и передачи, в которых рассказывается о культуре, традициях и обычаях нашего народа. Здесь знаковым стал 2011 год, когда вышел в эфир телеканал «Мәдениет». Сегодня на канале можно посмотреть лучшие казахстанские художественные и документальные фильмы, передачи, посвященные жизни и биографии известных личностей, оперные и балетные программы, телеспектакли, и другие проекты, отражающие древнюю и современную культуру Казахстана.
Кстати говоря, с обретением независимости новые горизонты открылись перед отечественной кинематографией. Благодаря работам известных режиссеров вышли в свет фильмы, которые сыграли большую роль в формировании национального сознания граждан. Такие картины как «Көшпенділер», «Жаужүрек мың бала» и др. несут в себе патриотическую идею и безмерную любовь к Родине. У самых маленьких телезрителей тоже есть свои телеканалы, которые транслируют передачи и мультфильмы, сказки с участием национальных персонажей. Это говорит о том, что казахская анимация, а вместе с ней и культура, тоже получила импульс для своего развития.
Впрочем, казахская культура все больше и больше перестает быть частью прошлого народа, а постепенно становится брендом. К примеру, иностранцы, а преимущественно гости из дальнего зарубежья, все больше интересуются предметам быта казахского народа, юртой, домброй, или сундуками, которые родственники отдавали в качестве приданного невесте. Все это вызывает у них неподдельный интерес. В стране начал развиваться бизнес, связанный с этнокультурой. И отрадно, говорят предприниматели, что их клиентами в последнее время все чаще становятся не только иностранцы, но и сами казахстанцы.
Алтынорда
[:]