АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Марат Мамаев. В сентябре правительство «заиграет» по новым правилам[:]

[:ru]

3 июня глава государства Нурсултан Назарбаев подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти».

Таким образом, в спокойной обстановке Казахстан вступает в новый этап политического и конституционного развития.

Официальное сообщение было сухим и не выдавало эмоций исторического момента. В информации пресс-службы Ак-Орды говорилось о том, что подписанный президентом Указ направлен «на перераспределение отдельных полномочий Президента Республики Казахстан, предусмотренных в конституционных законах, между ветвями государственной власти».

В частности, предусматриваются поправки в законы «О Президенте», «О Правительстве» и «О судебной системе и статусе судей».

Напомним, что в декабре 2016 года президент неожиданно выступил с инициативой передачи части своих полномочий Мажилису и правительству. По его словам, новый этап развития страны «ставит вопрос об усилении ответственности за состояние дел в стране».

«Казахстан был, есть и будет государством с президентской формой правления, как это предусмотрено нашей Конституцией, и это предполагает наше развитие, историю, культуру, традиции. Вместе с тем настало время рассмотреть вопрос перераспределения полномочий между Президентом, правительством и Парламентом», — отметил в декабре прошлого года Нурсултан Назарбаев.

Ранее глава государства подписал Указ «О комплексе мер по реализации Закона Республики Казахстан от 10 марта 2017 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Этот документ был только «артподготовкой» перед принятием главных поправок в законы. В нем оговаривался порядок работ, определялись направления, на которых предстоит кипучая деятельность по реализации конституционных перемен. Нынешний Указ президент РК запускает реформы.

Почему сейчас, а не месяцами раньше, президент подписал поправки в Конституцию? С одной стороны, время потребовало обсуждение правок в Мажилисе и Сенате. С другой стороны, президент дал правительству время для того, что заработать по-новому. Кабмин с действиями правок столкнется только в сентябре, во время работы следующей сессии парламента.

Это не первый случай, когда в Казахстане поднимают вопрос реформы власти. В 2007 году также как и сегодня инициировали перераспределение функций между парламентом, правительством и президентом. Нынешний пакет законопроектов существенно расширяет полномочия правительства и парламента РК.

Теперь правительство может утверждать госпрограммы, финансирование оплаты работников бюджетной сферы.

Однако, кабмин все-таки будет обязан согласовывать свои решения с главой государства.

С одной стороны, исполнительный орган получает самостоятельность, а с другой – сохраняется «отцовский» контроль над правительством.

Впрочем, «зрячее око» в политической модели сохраняется. Президент «в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства» имеет право обратиться в Конституционный совет. И если последний признает, что решение правительства не отвечает духу Основного закона РК, то может отменить его. Кстати говоря, таким образом, усиливается и роль самого Конституционного совета, который получает функцию «стоп крана», на который может нажать, если президент видит, что поезд едет не туда, куда надо и уже набирает обороты.

Также теперь усиливается роль парламента при формировании правительства. Если прежде министров на должность утверждал глава государства, по рекомендации премьер-министра, то теперь кадровые вопросы в правительстве возлагаются на депутатов Мажилиса, а точнее на партию большинства. В этом месте казахстанская модель больше походит на парламентскую форму правления, где легитимность кабмина определяется поддержкой правящей партии. Правда и тут есть нюансы, премьер-министр после консультаций с мажилисом, вносит представление главе государства о кандидатурах членов правительства. Однако, процедура, как ожидается, будет носить формальный характер. Тем не менее, президент не спешит самоустраниться. Главу оборонного ведомства и Министра иностранных дел, как прежде будет назначать Нурсултан Назарбаев. Тем самым, вопросы обеспечения безопасности страны и ее внешней политики президент сохраняет за собой.

Впрочем, поправки усиливают контрольные функции Мажилиса. Если прежде депутаты критиковали министров за плохую работу, но ничего не делали, то теперь в их руках появляется реальный инструмент повлиять на членов правительства. Кроме критики и слов они могут добиться отставки нерадивых министров. Таким образом, во властной вертикали усиливается персональная ответственность не только за принятые решения, но и за их реализацию. Именно последний аспект вызывал больше всего нареканий.

В Казахстане принималось много программ и законов, которые получали высокую оценку и отечественных и зарубежных экспертов. Но проблема в том, что на деле они  не работали. А обсуждение хода реализации госпрограмм редко обходилась без критики со стороны народных избранников. Деньги выбрасывались на ветер, но при этом мало что делалось. Также правки в законодательство отучат министров от громких обещаний, которые они щедро раздавали налево и направо. Теперь им придется помнить старую русскую пословицу: «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь!».

Самая главная поправка касается так называемого указа президента страны, имеющего силу закона. В новой редакции эту норму изымут. Следует только подчеркнуть, что она была настоящим «Дамокловым мечем» в политической системе Казахстана. Благодаря ей, президент мог принимать законы, даже в одностороннем порядке, без согласия парламента. В 90-х годах в стране, таким образом, был принят огромный пакет законопроектов, которые призваны были вдохнуть рыночную струю в постплановую экономику. Благодаря этой статье Конституции прошли реформы, а Казахстан через несколько лет стал рассматриваться в качестве бизнес лидера постсоветского пространства.

Ощутимый эффект на себе почувствовало население. Ведь за эти годы вырос уровень их дохода, в стране появился стабильный средний класс и предпринимательство.

Таким образом происходит не только децентрализация политической системы Казахстана. Ну и усиление законодательной и исполнительной ветви власти. С одной стороны, правительство и депутаты получают самостоятельность, с другой стороны усиливается их ответственность за принимаемые решения.

Однако Мажилис получил не все привилегии. За рубежом народные избранники могут инициировать парламентское расследование тех или иных фактов, итоги которых влияют на жизнь и работу государственного аппарата. В нашем случае, если такие изменения будут вносить, то, скорее всего, уже в отдаленном будущем. Но справедливости ради следует отметить, что даже тех полномочий, которые получили депутаты Мажилиса в 2007 году, было достаточно для осуществления ими своей профессиональной деятельности. Тем более как уже говорили в начале этого года сами парламентарии, они до сих пор не реализовали потенциал предыдущих реформ. Поэтому правильно говорить не только о перераспределении полномочий между ветвями власти, но и о правильном, рациональном использовании уже имеющийся полноты власти.

А оно нам надо?

Важно понять философию проводимых реформ. На что они нацелены, и какие задачи призваны решать? Прежде всего, пора сказать о том, что страна достигла определенного уровня зрелости. И сегодня пришел момент что-то изменить в жизни Казахстана. 20 лет у нас была суперпрезидентская политическая модель, где многие важные решения принимались главой государства. В 90-х годах, когда в экономике была сложная ситуация, такая модель была жизнеспособной. Но сегодня речь идет не о прошлом, а о будущем.

Казахстан, как и остальной мир, переживает последствия глобального кризиса. Казалось бы, надо сохранить суперпрезидентскую модель, а не менять ее. Почему было принято решение перераспределить полномочия президента в пользу оставшихся двух ветвей власти? 

Централизованная система, показывает мировой опыт, делает модель развития страны уязвимой и шаткой. Слишком многое зависит от тех, кто принимает решения. От их профессиональных, моральных и человеческих качеств.

Последствия централизованной системы очевидны для старшего поколения граждан, для тех, кто застал поздний период существования Советского союза.

Хотя в Конституции СССР народ признавался источником власти, а правящая партия консолидированной волей народа, решения принимались на самом верху в Политбюро, узким кругом лиц.

Старшее поколение граждан при своей жизни столкнулось с таким явлением как геронтократия — старением руководства страны. Власть не могла оперативно принимать решения, адекватно оценивать ситуацию в стране и мире. В конце концов, она игнорировала кризисные явления и оказалась не способной к переменам. А ведь реформы в СССР могло инициировать только высшее руководство.

Не меньше бед в жизнь людей принес и демонтаж централизованной коммунистической системы. Отказ КПСС от монополии на власть, вызвал управленческий хаос, который спровоцировал не только политический и государственный кризис, но и ударил по плановой экономике страны. В результате чего, распад Советского союза стал запрограммированным событием. Самое печальное, что «брутальная» децентрализация породила межнациональные конфликты в СССР, которые до сих пор не решены и сдерживают развития постсоветских государств.

Поэтому это централизация политической системы Казахстана является не просто общим мировым трендом, но и достаточно хорошим инструментом по предупреждению кризиса и конфликтных ситуаций, а также позволяет стране выйти на траекторию устойчивого развития. Чем больше промежуточных звеньев и автономных центров принятия решений, тем гибче система приспосабливается к меняющейся окружающей среде.

Поправки не означают, что Казахстан переходит от президентской формы к парламентской. Они только означают, что будут перераспределены не только полномочия главы государства, но и ответственность между правительством и Мажилисом парламента. Иными словами, исполнительная ветвь власти теперь будет не только писать разные госпрограммы, но и нести персональную ответственность за их реализацию.

 

Алтынорда

 

[:]