АЛТЫНОРДА
Блог Марлена ЗимановаНовости Казахстана

[:ru]Марлен Зиманов. УАКИ часть вторая ПОТОМКИ ШАТО И ОНГУТОВ[:]

[:ru]

Bolatyn eldiń balasy birin biri: «Batyr!» der 

По поводу Шато историки единогласно признают их тюркскую принадлежность, а вот по поводу их потомков в литературе существуют разные точки зрения.

По умолчанию приоритетом обладает мнение Л.Н. Гумилева о том, что потомками Шато являлись онгуты. Другой исторический авторитет Л.В. Викторова считает шатоскими потомками керейтов Он-хана. В этом разночтении нет «спора за наследство», тем более что оба этноса были связаны родством правящих кланов. Для иллюстрации подчеркнем, что в дальнейшем оба правящих клана получили особые привилегии: и онгуты и керейты были включены в имперскую элиту через брачные союзы. Онгутский клан Алакуша участвовал как в создании империи, так в последующем – и в делах империи, так же, как и когда-то выступившие против керейты. И даже сбежавший от династической расправы наследник керейтского Тогрул-хана – Тайбуга получил от самого Чингисхана признание и княжеское достоинство. Беглец из некогда конкурирующей династии получил право на власть и на титул, но не на Родине, а в Западной Сибири.

Вышеуказанные факты подтверждают комплиментарность и определенное династическое родство правящих кланов шатосцев-онгутов и керейтов как между собой, так и с кланом Чингисхана. А что до их народов, то и между ними также существовало древнее родство, поскольку большинство народов были конфедеративными объединениями и были связаны между собой если как части одного прямородственного объединения, то, по крайней мере, теми или иными кланами или подродами.

 

КОНФЕДЕРАТИВНОСТЬ ШАТО И ОНГУТОВ

В вышеуказанном межплеменном выборе шатоских наследников между онгутами и керейтами не усматривается особо впечатляющего противоречия, поскольку Шато изначально были дуальным конфедеративным объединением. А при уходе от тибетского господства шатосцы вследствие жесткого преследования вполне могли разделиться. Кереитская часть отошла в теперешнюю Монголию, а шатоская часть прорвалась к Стене. И это не ново для истории Степи. Задолго до них, после своего гибельного поражения фрагментировался на несколько частей и великий имперский народ Хунну. Таким же образом расходились разными путями и другие разбитые степные этносы. Вследствие этого можно признать оба вышеприведенных классических мнения правильными и, скорее всего, даже дополняющими друг друга.

В дополнение к онгутам и керейтам, Кристофер Атвуд считает, что аргуны (аргыны) тюрков также являлся «фрагментом онгутского клана Аргун», а Генри Ховортс полагает, что онгуты были родственны с найманами, поскольку благородное династическое происхождение предводителя онгутов Алакуша-тегина-Кури связывает оба племени.

Так что, потомки Шато могут быть в нескольких тюркских племенах.… Повторимся, что, как и сами шатосцы изначально, так и наследующие им онгуты являлись конфедеративными формированиями. Это мнение в части конфедеративности онгутов подтверждается выводом Маурицио Паолилло о том, что онгутская пограничная стража была «очень сложной этнической общностью, сформированной из иньшаньских татар», древних уйгуров и собственно тюрок-шато, которые в своем первопроисхождении являлись двухсоставным племенем из хуннского рода Чуюэ-Чигиль и собственно тюркутов. Что ж, это не ново в практике империй. Многие пограничные войска (те же русские казаки) зачастую так и формировались как наборы все новых и новых контингентов, пусть даже и разноплеменных. В связи с этим вопрос о возможной разности гаплогрупп среди потомков онгутов-шато отметаем сразу, поскольку, как засвидетельствовано выше, и шатосцы и онгуты были сложносоставными конфедерациями разноплеменных родов. Причем с учетом двухсоставности Шато, наследные им онгуты были уже четырехсоставным объединением.

Кстати, к вопросу об иньшаньских татарах: согласно «Худуд ал-Алам» — «татары есть одно из племен токуз-огузов». Тогда получается, что тюрки: татары, уйгуры и шатосцы, — держались поближе друг к другу и под именем онгутов сформировали пограничные войска полутюркской Танской империи. Это вполне в обычаях тюрков – не забывать родню.

Теперь к дальнейшей судьбе онгутов. Согласно Рашид-ад-Дину: Чингисхан присоединил к онгутам племя Тикин, считающееся соседствующим с найманами. Это тоже дает основание считать часть найманов по сути родственными с онгутами хотя бы по «дальнему кругу» родства. Итак, вместе с тикинами составляющих родов у онгутов стало уже шесть и все – безусловные тюрки. И опять же, тюрки шли к тюркам. И в данном случае неспроста. Была все-таки династическая связь древних родов…

Вопрос о племени тикинов заслуживает отдельного рассмотрения благодаря самому своему имени: «Тикин»! Забегая вперед, нужно сказать, что, скорее всего они и произошли из древнеуйгурского государства, причем по линии правящей династии, а не из клана ее династических сегиз-огузских конкурентов. Историческая судьба тикинов была не менее сложной, чем у Шато, и они тоже являлись династическим осколком древнего каганата.

 

ТИКИН — РОД ДРЕВНЕТЮРКСКИХ ПРИНЦЕВ

Символическим выглядит включение тикинов в состав онгутов князя Алакуша! И это ведь не простое созвучие имен! Онгутский князь был тегином. Его полное имя Алакуш-тегин-Кури (Алакуш – тюркс. «Пестрая птица»). Он «принадлежал к древнему роду королей тюрков». Так что же отличало тегинов и тикинов?!

Начнем с первоосновы, с термина «тикин» (тигин, текин, тегин). Первым зафиксированным в истории тегином был Культегин, однозначно называемый принцем (князем крови) Древнетюркского каганата. Великий Воитель вплоть до самой своей смерти, наступившей в 731 году, воевал на всех фронтах и разбил всех врагов каганата. Он был сыном Кутлуг-Эльтериш-кагана и по статусу в Кок-тюркском каганате фактически был равен Бильге-кагану. Итак, тегин – это тюркский династический титул для младших братьев правящего монарха, то есть наследных принцев. Однако, само происхождение титула, скорее всего, еще древнее.

Согласно Пуллибленку по «Хань шу» еще у хуннов был титул, именуемый в китайской транскрипции «ту-ци» — «достойный», «мудрый». Титул «тикин» упоминается у Махмуда Кашгарского в том же значении, что они есть принцы, члены королевской семьи.

Еще об одной генеалогии говорил Абул-Гази в «Родословной туркмен», у которого «Тикин» — имя одного из внуков легендарного Огуз-хана.

Итак, согласно всем четырем летописным указаниям Тикин – это род наследников кагана-хана. Отсюда и название «тегин» — наследный принц.

В нашем ракурсе исследования интерес представляет то, что князь онгутов «Алакуш-тигин» также имеет тюркский титул: принц крови!

Все эти факты означают древнее родство и даже династическую преемственность и последующую связь тюркских правящих кланов древности, которая простирается непосредственно до Чингисхана.

 

ТИКИН – РОД КНЯЗЕЙ ИЛИ УЛУС?!

Согласно Рашид-ад-Дину: «Из племен, близких к найманам и юр­ты коих соприкасались с ними, было племя тикин. У него был государем Кадыр-Буюрук… Царство этого Кадыр-Буюрук-хана и его предков было больше, чем государства Он-хана и Таяна и других царей кереитов и найманов; и они были славнее и почетнее их. По прошествии некоторых времен упомянутые государи стали сильнее, чем они».

Таким образом, род тикинов по происхождению, хотя и не тождественен, но родственен найманам, а значит, и уйгурам. Это означает, что все они – тюрки-огузы. Такое прямое родство между порой даже весьма отдаленными в пространстве родами есть тюркская цивилизационная особенность, ведь в составе тюркских народов заложены одни и те же роды, и они до сих пор связывают всех нас.

В случае с тикинами людей была еще одна исключительная особенность, похожая на династическую привилегию. Их имя было не простое, а титульное. Имя-титул тегин является династическим и абы кому его самозваное присвоение не простили бы. В Степи знали генеалогии и не позволяли самозванцам именоваться чужим, тем паче царственным именем. За такое присвоение титульных имен страшным бедствиям порой подвергались целые этносы, караемые за честолюбие вождей. Однако тут целый род получил имя принцев. И это было признано как истина. Скорее всего, тикины по имени своему являлись улусом одного из наследных кланов Древнеуйгурского каганата, сохранившимся в период развала государства.

Вкратце история этой государственной катастрофы такова. Внутри каганата издавна существовала конкуренция племенных федераций. Назовем три основные: тогуз-огузы, сегиз-огузы, «народ шести бегов». Каганат был великой державой, но продержался он лишь до тех пор, пока не раскололась яглакарская элита. Дошло до открытой фронды армейского главнокомандующего против кагана. И тогда взорвались межплеменные противоречия. Племенные объединения обособились, поднимали восстания и, наконец, началась гражданская война, по итогам которой дряхлеющий каганат развалился. Племенные федерации вышли из-под верховенства династии яглакаров, что, собственно говоря, и означало распад государст­венного объединения древних уйгуров.

Стороны конфликта обратились за помощью к интервентам, одна сторона пригласила шатосцев, а вторая – енисейских киргизов, последние и выиграли, по сути, не межгосударственную, а гражданскую войну. Но выиграли они ее не для «союзников», а для себя. И обе конкурирующие группировки древнеуйгурской династии остались «не при государственных делах». И тогда, как свергнутый клан, так и клан претендентов эмигрировали в двух направлениях – в Туву и к Тянь-Шаню. Несмотря на бегство царей, племена-улусы оставались на своих местах. Одним из таких улусов и были тикины. Причем, их правящий клан, скорее всего, происходил из династического рода каганата, который относился скорее к проигравшим тогуз-огузам, нежели, чем к сегиз-огузам. Впрочем, на какой-то момент власть потеряли и те и другие. Но если сегиз-огузы смогли восстановить свою державность и династию Бегю-кагана, то тикинам это не удалось. Однако, былые правители никогда не забывают о своем высокородном происхождении, о чем, кстати, не забыли и другие, в том числе, и Чингисхан.

Итак, о тюркскости тикинов говорит само их происхождение. И вполне возможно, что они возглавлялись кем-то из остававшихся принцев крови.

Кстати, ранее у меня у самого была такая версия, что тикины происходят из караханидов, что вроде бы согласуется со сведениями Махмуда Кашгарского. Однако после обдумывания я вынужденно отказался от этой версии, поскольку караханиды вместе с самим Махмудом аль-Кашгари жестоко резали древних уйгуров и вряд ли признавали бы у своих исконных врагов их титульное право?! Так что, следуем прямому указанию Рашид ад-дина о том, что тикины соседственны-родственны найманам, но – не найманы. А кто прямой родич для сегиз-огузов – только тогуз-огузы, или как вариант «народ шести бегов» …

По итогам выходит так, что тюркский род Тикин был присоединен к тюркам под управление онгутскому князю Алакушу. Причем у правящих кланов тикинов (как и онгутов) сохранялась династическая значимость. Рашид ад-Дин засвидетельствовал, что когда «Чингиз-хан присоединил то племя тикин к племени онгут», то в дальнейшем «он брал для своего рода девушек племени тикин и давал [их] также эмирам [племени] онгут». Связь родовичей возобновлялась.

 

ОНГУТСКИЕ РОДЫ и НАСЛЕДНИКИ ОНГУТОВ

Из вышеизложенного, мы видим, что онгуты представляли собой сложное формирование, состоящее из нескольких родовых групп: 1) хунны рода Чуюэ-Чигиль; 2) тюркуты; 3) «иньшаньские татары»; 4) уйгуры; 5) тикины. Несомненно, что первые две группы составляли Шатоский костяк онгутов, из которых происходил правящий клан Алакуша.

Клан Алакуша был тегинским, то есть весьма знатным княжеским родом. И, видимо, неспроста к нему Чингисхан и присоединил тикинов. Как бы, тюрков к тюркам. Однако тут же возникает вопрос. Как правило, Чингисхан разъединял сильные роды, и лишь некоторым впоследствии разрешил воссоединиться. Но тикинов присоединил к алакушевским тегинам как родственников?! Или поставил их под контроль своего побратима?! Последнее больше похоже на истину, ведь издавна так и было, что принцев ставят под контроль гвардии.

Итак, онгуты сыграли выдающуюся роль в становлении империи Чингисхана, а в последующем и в Джучиевом улусе (собственно чему будет посвящено отдельное исследование), а пока вопрос: где же сейчас собственно сами онгуты Золотой орды?! Мы обнаруживаем их родовые группы в составе тюрков: род Унгут племени Жаппас алшынского союза Байулы (о чем мы поговорим в последующем), род Онгит племени буркит из етисанов караногайцев, башкирский род Ун, а также у монголоязычных народов.

Помимо этого, часть онгутских кланов изменила имена в ходе реформ войск Орды, когда ордынские роды были «переформатированы» и некоторые получили новые имена. Потому-то С.И. Джаксыбаев (Об этногенезе народа казахского) указал, что в XV-XVI вв. онгуты определены в составе дешти-кипчакских племен, а к числу их возможных потомков относят уаков. К потомкам онгутов прямо отнес уаков (называя их также уваками) знаток монгольской истории Кинаят Зардыхан.

Академик Алкей Маргулан также считал потомками онгутов – уаков и кереев. Кстати, не все работы великого академика переизданы и тем более не все оцифрованы. Поэтому некоторые его постулаты просто не нашли своего читателя. А ведь эта неисследованность наследия ученого, имевшего доступ к тем сведениям, о которых мы можем только догадываться, есть прямой укор науке. И это – та «целина», которая сокрыта от нас в уничтоженных или сокрытых большевиками архивах. Так что слово за молодыми учеными, ведь на одном только изучении его архива какой-нибудь аспирант мог бы создать и свое научное имя!

 

P.S. В следующей части цикла «Уаки» проекта «Turanian» статья о магии древних имен Тюркской Евразии, в которых оживает память великих народах …

 

 

[:]