АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Марта под анестезией секты. Рецензия на фильм Марта, Марси Мэй, Марлин

 «Дело не в нем, это вечный твой дефицит тепла,
Стоит обнять, как пошла-поехала-поплыла»
(Вера Полозкова)

 

Пользователь Arbodhy

Марта? Марси Мэй? Марлен? У этой девушки три имени и ни одно не принадлежит ей. Да что там, она сама себе не принадлежит. Похожа на картинку, на «Последний день Помпеи» за несколько часов до запечатленных событий, когда ужас только разгорается внутри. Мир проседает прямо под ногами, и она соскальзывает в пустоту, в помутневшее сознание, в память тех времен, когда было то место, которому она принадлежала и к людям, которые принадлежали ей. Родственники чувствуют, что с Мартой произошло что-то ужасное, настолько, что она предпочитает отмалчиваться и тихо сходить с ума. Может она жила с парнем, который ее бил? Скорее всего. Да. Эти мужики такие… А может нет… Да все, что угодно. А в ее паронаидальных состояниях то и дело проскальзывает местоимение «они». Совсем недавно ее звали Марси Мэй, а когда она брала трубку телефона, то представлялась Марлен Льюис. Жила в секте и вот сбежала. От людей. От себя же, как известно, не убежишь.

Дебютный фильм Шона Даркина с Элизабет Олсен, младшей сестрой тех самых близняшек в мехах, которые научились зашибать бабки на своих милых личиках, посвящен тому, как быстро человек втягивается во всевозможные общины и оказывается в ловушке, потому что его личность, неудобную, дефектную, силой замещают какой-то другой. Учителя. Лидера. Убийцы. Марта — самодостаточная, но неуверенная в себе девушка со сложной судьбой находит иной выход из вечного одиночества, нежели чем большинство людей. Мы ведь, чаще всего, стремимся к тому, чтобы породниться с кем-то одним, но при этом всегда сохраняем пустое пространство для самого себя. Коммуна в идеях коммунизма, религиозных, идеологических общин, куда больший анестетик, пустого пространства для личности она не оставляет. Твое счастье целиком и полностью завязано на счастье других, и насколько далеко ты зайдешь в этом экстатическом единении с «братьями и сестрами», чаще всего, зависит от лидеров этой коммуны.

Марта, Марси Мэй, Марлен

 

Психологическая безопасность исследована недостаточно. Где кончаются границы твоего «Я» и начинаются чужеродные социальные надстройки? Манипулятивные технологии возрастают в своем совершенстве, превращаясь в оружие массового поражения, и под идеологическое влияние попадают целые народы, не говоря уже о маленькой, осиротевшей девочке, которая хочет чувствовать себя в безопасности и быть принятой и любимой. Работая в жанре психологического триллера, Шон Даркин погружается на один из низших уровней человеческих потребностей, но не такой примитивный, чтобы превратить картину в тупое месиво. Тончайшая проработка психологической ткани своей героини создает хичкоковский эффект, когда границы реальности и воспоминаний размываются, и простая семейная поддержка оказывается уже недостаточной.

Люси — сестра главной героини, заботливо опекающая пострадавшую, представляет противоположный тип людей, тоже одиноких, но вроде как нашедших себя в семейном быте. Она хочет быть доброй самаритянкой, но ее сострадание выглядит более показным, чем искренним. Она, будто по учебнику, пытается оказать сестре поддержу, но боится проникать в ее тайну, чувствуя, что там, под покровом молчания кроется действительно что-то ужасное. Тут скорее важна ее реакция на грани отчуждения, чем ее личность, и эта же реакция ее личность и раскрывает. Мы готовы помогать тем, кто попал в неприятности, но лишь до тех пор, пока мы отстранены и это не задевает нас и, что самое главное, не срывает покровы собственных страхов и этой невыносимой «заброшенности в мир».

Независимое, но тончайшее кино Шона Даркина, основанное на истории коммуны Чарльза Мэнсона «Семья» — это сразу два приятнейших открытия: самого режиссера и Элизабет Олсен, вполне уверено сыгравшей жертву деструктивной секты. Пул молодых актрис, которые когда-нибудь станут голливудскими дивами, пополняется инди-культурой, и, к сожалению, они ее вскоре покидают, обескровливая все время зарождающуюся высокую американскую культуру, которая никак не может зародиться, потому что блеск золота и славы в Америке силен, как нигде. Благо, что крупицы золота в виде «Марты, Марси Мэй, Марлен», в наших коллекциях все же оседают.

Взято из Кинопоиск. ру