АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Мажилис Парламента РК одобрил ряд законопроектов

Сегодня в Мажилисе состоялось пленарное заседание, на котором палата одобрила поправки об обеспечении прав на жилище детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одобрение депутатов получили также законопроект о пенсионном обеспечении и законодательные нововведения относительно применения мер нетарифного регулирования в Таможенном союзе, сообщает пресс-служба палаты.

Улучшение социально-экономического положения и успешная социальная адаптация. Такова цель законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав на жилище детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», одобренного Мажилисом в первом чтении.

Законопроектом предусматривалось внесение изменений и дополнений в кодексы Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), об административных правонарушениях и в законы Республики Казахстан «О жилищных отношениях», «О правах ребенка в Республике Казахстан».

При обсуждении законопроекта на заседаниях рабочей группы депутатами внесены поправки, предусматривающие:

—    дополнение Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях новой статьей «Невыполнение должностными лицами местных исполнительных органов и (или) законными представителями ребенка обязанности по сохранности жилища, принадлежащего на праве собственности детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей»;

—    дополнения в Бюджетный кодекс Республики Казахстан в части распределения бюджета областей, городов республиканского значения, столицы на проведение обследования, оценки технического состояния, содержание и капитальный ремонт жилища детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период до достижения ими восемнадцатилетнего возраста;

—    уточнение нормы статьи 92 Земельного кодекса Республики Казахстан «Принудительное изъятие у собственника и землепользователя земельного участка, не используемого по назначению», касательно исключения такого изъятия у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 18 лет, ввиду обстоятельств, исключающих использование земельных участков;

—    дополнение статьи 71 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» нормой, которая определяет, что контроль за постановкой на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилище, возлагается на органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству;

—    дополнение Закона Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» нормой, расширяющей возможность постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уже имеющих жилье, но ввиду проживания в данном жилище иных лиц, совместное проживание с которыми невозможно;

— исключение из законопроекта пункта 1, регламентировавшего изменения и дополнения в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) в связи с тем, что эти поправки были учтены в Законе Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» от 26 декабря 2012 года.

Кроме того, депутатами инициированы поправки в Бюджетный и Земельный кодексы Республики Казахстан.

Отдельные нормы, с целью определения по ним позиции Правительства Республики Казахстан, а также те поправки, которые требуют дополнительных государственных расходов из бюджета, в соответствии с пунктом 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, были направлены на заключение Правительства Республики Казахстан. Данные нормы будут рассмотрены на заседаниях рабочей группы после получения заключения, при подготовке законопроекта ко второму чтению.

В рабочую группу поступило около 100 поправок и предложений, которые были рассмотрены на шести заседаниях рабочей группы с участием представителей Верховного Суда, Генеральной Прокуратуры, всех заинтересованных министерств и ведомств Республики Казахстан, а также на расширенном заседании Комитета.

В Мажилисе рассмотрению законопроекта «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» на пленарном заседании предшествовала большая подготовительная работа в рамках рабочей группы и профильных комитетах.

Нововведения обсуждались депутатами с населением и во время выезда в регионы. В Палате проведены презентация, ряд заседаний рабочей группы и расширенное заседание Комитета по финансам и бюджету с участием депутатов, работников заинтересованных государственных органов и неправительственных организаций.

Всеми профильными комитетами Мажилиса представлены положительные заключения по проекту закона.

На самом пленарном заседании законопроект вызвал широкую дискуссию среди депутатов. При его обсуждении депутат Мухтар Тиникеев акцентировал внимание на необходимости такого механизма, как пенсионный аннуитет: «Я считаю, что в данном законопроекте необходимо учесть для работников, имеющих стаж работы на вредных производствах, например, не менее 15 лет, возможность выйти на пенсию в 50-55 лет через покупку пенсионного аннуитета. И эту покупку аннуитета должен производить работодатель!».

В свою очередь, депутат Загипа Балиева отметила, что: повышение пенсионного возраста для женщин — непростая мера, но она необходима в интересах будущих поколений. Выступая на пленарном заседании Мажилиса, парламентарий высказала свое мнение по поводу повышения пенсионного возраста для женщин: «Всем уже понятно, что повышения пенсионного возраста для женщин, которое предлагает Правительство в своем правительственном варианте, не избежать. Это непростая мера. Она вынужденная, но она необходима в интересах будущих поколений. И я эту норму, безусловно, поддержу. Но при этом возрастает ответственность Правительства за реализацию социальных программ».

Как считает Владислав Косарев: и Правительству, и местным исполнительным органам надо было идти в народ. Руководитель парламентской фракции «Народные коммунисты» Владислав Косарев категорично высказался о работе по разъяснению данного документа: «Вопрос пенсионных накоплений и пенсионного возраста касается всех трудящихся, всех казахстанцев, и это очень важное обстоятельство Правительство должно было принять во внимание в первую очередь… Вот на встречах с населением я ясно понял, что ни Правительством, ни местными исполнительными органами никакой разъяснительной работы не проводилось. Всем надо было идти в народ!»

По мнению Азата Перуашева: Правительство обязано взять на себя ответственность за поддержку сотен производств, за создание новых рабочих мест. Руководитель парламентской фракции «Ак жол» Азат Перуашев считает, что данный законопроект обязывает Правительство нести ответственность за программу занятости. «… важно и другое — если правительство сегодня предлагает такой вариант, то оно обязано взять на себя и ответственность за поддержку сотен предприятий, особенно с традиционно женской спецификой — это швейная, пищевая, текстильная промышленность, сфера услуг, сельское хозяйство. Правительство должно взять на себя ответственность и за создание десятков тысяч новых рабочих мест… С учетом этого полагаю целесообразным одобрить этот законопроект», — отметил мажилисмен.

С точки зрения депутата Светланы Романовской: возможные трудности мы должны решить сейчас, чтобы наши пожилые люди могли уверенно рассчитывать на обеспеченную старость. Парламентарий отметила, что решение многих вопросов, касающихся пенсионного обеспечения, сегодня позволит избежать возможных проблем в будущем. «…все возможные трудности мы должны решить сейчас, чтобы через 10-15 лет наши пожилые люди могли уверенно рассчитывать на обеспеченную старость. И мы видим весь расклад. И он в пользу того, что мы должны действовать именно сегодня, а не тогда, когда у нас появятся реальные проблемы. Тем более что законопроект предусматривает все же мягкий вариант перехода, в течение 10 лет», — подчеркнула депутат.

После обсуждения на пленарном заседании Палата одобрила в первом чтении представленный Правительством законопроект «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

Предлагаемые в рамках законопроекта новации:

—    создание по поручению Главы государства Единого накопительного пенсионного фонда (далее — ЕНПФ) на базе АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ». Учредителем и акционером ЕНПФ выступит Правительство Республики Казахстан, управление пенсионными активами ЕНПФ будет осуществляться Национальным Банком Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан и ЕНПФ.

—    перевод добровольных профессиональных пенсионных взносов в категорию обязательных для лиц, занятых в тяжелых и опасных условиях производства в размере 5 % от фонда оплаты труда.

При этом, нагрузка на работодателя не увеличится, так как отчисляемая сумма в профессиональную пенсионную систему будет отнесена на вычеты при осуществлении налоговых платежей.

—    унификация пенсионного возраста женщин.

Повышение пенсионного возраста предлагается осуществлять постепенно в течение 10 лет, увеличивая пенсионный возраст по 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 января 2014 года.

Модернизация пенсионной системы осуществляется во исполнение поручений Главы государства, озвученных в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» и выступлении на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан 23 января 2013 года.

Наряду с основным Мажилис одобрил также в первом чтении сопутствующий проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пенсионного обеспечения».

Законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в 10 кодексов и 26 законов. Вносимые в законопроект изменения и дополнения связаны в основном с созданием единого накопительного пенсионного фонда. Комитетом проведены презентация, заседания рабочей группы и расширенное заседание Комитета по финансам и бюджету с участием депутатов, работников заинтересованных государственных органов и неправительственных организаций.

В ходе подготовки законопроекта к рассмотрению в первом чтении Комитетами Мажилиса Парламента РК представлены положительные заключения.

Законопроект разработан во исполнение поручения Главы государства Н.А. Назарбаева, данного на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан от 23 января 2013 года.

Привести казахстанское законодательство в соответствие с Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) на уровне Глав государств № 19 от 27 ноября 2009 года в сфере нетарифного регулирования.

Такова цель одобренного сегодня Мажилисом в первом чтении законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам применения мер нетарифного регулирования в Таможенном союзе».

Проект закона призван способствовать унификации национальных законодательств государств-участников Таможенного союза и применению единых мер нетарифного регулирования в отношении государств, не являющихся участниками указанных соглашений, а также устранение правовых пробелов и коллизий в действующем законодательстве, которые возникнут в случае его принятия.

При обсуждении законопроекта в Мажилисе проведено 8 заседаний рабочей группы с участием депутатов, работников государственных органов, общественных объединений и заседание профильного Комитета. По законопроекту даны положительные заключения всеми постоянными комитетами Мажилиса.

И сегодня Палата определила профильным комитетам сроки подготовки заключений по законопроектам:

— «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации предоставления жилища из государственного жилищного фонда»;

— «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об обеспечении транзита военного имущества и персонала через территорию Республики Казахстан в связи с участием Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в международных усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан»;

— «О ратификации Письма-соглашения между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития относительно поправок в Соглашение о Займе №7681-KZ (Проект развития автомобильных дорог «Юг-Запад»: Международный транзитный коридор Западная Европа — Западный Китай (ЦАРЭС 1b и 6b)) между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития»;

— «О ратификации Соглашения о займе (Проект развития автомобильных дорог «Восток-Запад» (участок Алматы-Хоргос): Международный транзитный коридор Западная Европа — Западный Китай (ЦАРЭС 1b)) между Республикой Казахстан и Международным Банком Реконструкции и Развития»;

— «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления»;

— «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между органами государственного управления».
Источник: Информационная служба ZAKON.KZ