АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Мажилис: законодательная основа «Мәңгілік Ел» одобрена

preview-image (3)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время течет стремительно, и в потоке истории каждый год современного развития нашей страны порой равен десятилетиям. С момента обретения суверенитета Республика Казахстан добилась значительных успехов в своем социально-экономическом, политико-правовом развитии, стала узнаваемым и признанным членом мирового сообщества.

Кабибулла ДЖАКУПОВ, председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан

Мир заговорил о «казахстанском пути» развития, об особой концепции, в основе которой находятся выверенный прагматизм и точный учет долгосрочных национальных интересов нашего государства.

За два с небольшим десятилетия наша страна прошла, как отметил Президент Республики Казахстан Нурсултан ­Назарбаев, несколько этапов своего развития: первый этап государственного строительства связан с построением основ суверенного государства, второй этап – путь к состоявшемуся государству. Третий этап нашего государственного строительства начинается с великих реформ, прокладывающих путь к Мәңгілік Ел.

Пять институциональных реформ, начинающих Третий этап развития страны, предложены Лидером нации как нестандартный и сильный ответ на резко обострившиеся глобальные вызовы.

27 сентября текущего года на Саммите ООН по принятию «Повестки дня в области развития на период после 2015 года» в Нью-Йорке Президент отметил, что содержание и ориентиры Целей устойчивого развития и иных документов ООН полностью совпадают с приоритетами и задачами Казахстана, и ответственность за их реализацию лежит на национальных правительствах.

В качестве примера ответственности руководства Казахстана за устойчивое развитие страны может служить реализация «Стратегии «Казахстан-2050″: новый политический курс состоявшегося государства», цель которой – вхождение страны в число 30 самых развитых стран мира.

Все мировое сообщество на крупнейшем международном форуме ООН было проинформировано нашим Президентом о реализуемых в стране «пяти институциональных реформах», направленных на модернизацию аппарата государственного управления, совершенствование работы гражданских и правовых институтов, дальнейшую индустриализацию экономики.

Их воплощение в жизнь создаст основу для дальнейшего укрепления казахстанской государственности, условия для ускоренного развития высокотехнологичной экономики и выхода ее на мировой рынок.

В мае текущего года Глава государства представил народу Казахстана детально выверенный алгоритм действий государства по реализации пяти реформ – «План нации – 100 конкретных шагов». Этот документ направлен на придание стране такого запаса проч­ности, который позволит уверенно пройти сложный период испытаний в непростых современных условиях глобальной нестабильности.
Амбициозный по целям и реальный по осуществлению одновременно, «План нации 100 конкретных шагов» привлек внимание мировой общественности.

Среди зарубежных экспертов прозвучало мнение о том, что этот Президентский план является настолько своевременным, актуальным и продуманным, что мог бы стать «манифестом трех четвертей мировых правительств».

Опыт развития нашей страны за годы независимости показал, что принятые Президентом программы никогда не остаются манифестом. Они всегда воплощаются в жизнь, принося огромную пользу государству и обществу, последовательно продвигая Казахстан вперед по пути прогресса.

И на этот раз предложенный Главой государства План нации, как документ конкретных действий, закладывает востребованные временем преобразования в обществе и государстве, направленные на дальнейшее благополучие каждого человека, каждой семьи, повышение конкурентоспособности страны в мировом масштабе.

Президентом была поставлена задача: первый пакет самых неотложных законов по реализации Плана нации должен заработать с 1 января 2016 года.

Сразу же после обнародования Плана нации была образована Национальная комиссия по модернизации при Президенте, в которой был представлен и депутатский корпус, что позволило парламентариям уже на самом раннем этапе разработки концепции и самого текста законопроекта быть «в теме», вносить свои предложения, знать и учитывать мнение коллег. Национальная комиссия по модернизации проделала большую работу по подготовке законопроектов по каждому блоку преобразований.

Выполняя поручение Главы государства, совместными усилиями Правительства, иных государственных органов, обеих палат Парламента в течение лета был разработан План законотворческой работы по законодательному обеспечению «100 конкретных шагов». Центральное место в этом документе было отведено графику рассмотрения проектов законов в Парламенте.

Во многом благодаря этой масштабной предварительной работе, согласованности и выверенности Плана законо­творческой работы большое количество законопроектов, поступивших к началу сессии в Мажилис Парламента, не стало для депутатского корпуса неожиданностью.

Пакет законопроектов, в соответствии с графиком, согласованным с Администрацией Президента Республики Казахстан, должен быть рассмотрен Парламентом и представлен на подпись Президенту уже этой осенью. Такая необходимая динамика обновления законодательной базы связана с тем, что время стремительно летит, и нам надо не только поспевать за ним, но и опережать его.
Наша страна имеет опыт еще более сложных и масштабных реформ, проведенных в исторически короткое время. Причем все они отличаются системностью, последовательностью, результативностью.

Напомню, в 1995 году, на переломном этапе развития государства, когда менялся тип национальной экономики – от плановой советской к рыночной, Президент взял на себя ответственность за будущее страны и принял 147 указов, имеющих силу законов, окончательно переломивших ситуацию в пользу рыночных отношений. Я могу об этом уверенно судить, поскольку в эти годы работал руководителем региона.

Именно тогда были изданы указы Президента «О земле», «О недрах и недропользовании», «О нефти», «Об иностранных инвестициях» и другие. Этот блок принципиально новых рыночных законов позволил в то время сделать значительный прорыв в сторону реформирования экономики, свободы производства и поддержки предпринимательства.

В результате наша республика стала лидером в СНГ по рыночным преобразованиям, по количеству привлеченных инвестиций, в целом – по росту экономики и благосостояния граждан.

В тот сложнейший момент развития страны проявились уникальные качества Главы государства – видеть свет в конце тоннеля, принимать срочные решительные меры по спасению экономики. В момент острых испытаний Президент всегда думает о новых возможностях, смотрит далеко вперед и находит единственно правильные, эффективные «ключи от кризиса».

Этот яркий пример решительности и успешности проведения модернизации страны вдохновляет нас сейчас при реализации нового этапа развития государства и общества.

В целях обеспечения качественной работы над значительным объемом законопроектов руководство палаты объединило в Мажилисе Парламента силы депутатского корпуса, Правительства и других государственных органов, аппарата Мажилиса, отечественных и зарубежных экспертов и специалис­тов, неправительственные организации, ученых и многих представителей граж­данского общества, включенных в состав рабочих групп, и нацелило их на оперативную, профессиональную, открытую работу.

В эти незабываемые дни Мажилис стал центром, настоящим штабом законодательной работы в нашей стране.

Все время и силы депутатов были направлены на рассмотрение пакета законопроектов, разработанных для реализации Президентского плана «100 конкретных шагов». Мне, как руководителю палаты, было приятно видеть профессионализм, полную отдачу депутатов в законодательном обеспечении реформ. Остальные необходимые мероприятия Мажилиса, такие как парламентские слушания, выездные заседания комитетов, конференции, «круглые столы», командировки и многое другое, были отложены до решения этой важнейшей задачи.
График работы Мажилиса был плотным. На счету был каждый день, каждый час. Сразу после официального открытия пятой сессии Парламента 1 сентября состоялось бюро Мажилиса, на котором были распределены поступившие законопроекты.

На заседаниях профильных комитетов были определены руководители и утверж­дены составы рабочих групп, уточнен график работы над законопроектами.

Основная напряженная законо­творческая деятельность проходила на уровне рабочих групп, всевозможных консультаций, согласований, оценки экспертиз, дебатов и так далее. Это священная лаборатория законодателя, в которой, впрочем, может принять участие любой неравнодушный житель нашей страны. Парламент всегда открыт для сотрудничества со своими избирателями. Каждый гражданин, научная и любая иная организация при разработке того или иного законопроекта может внести предложения, рекомендации, поделиться своим жизненным опытом на сайте Парламента, обратиться к депутату. Каждое конструктивное, аргументированное мнение наших соо­течественников представляет интерес для законодателя, потому что закон направлен на удовлетворение и защиту интересов каждого жителя страны, всего общества и государства в целом.

С первого дня пятой сессии Парламента Пятого созыва кропотливая законотворческая работа в Мажилисе шла во всех семи комитетах и аппарате с утра и до позднего вечера, при необходимости – в субботу и даже по воскресеньям.

Следует сказать, что работа по срочным законопроектам в Мажилисе проводилась открыто. Представители СМИ, общественность имели возможность посещать заседания рабочих групп, комитетов и пленарные заседания. Сотни членов рабочих групп, разработчиков законопроектов, специалистов, экспертов, журналисты десятков СМИ, иные приглашенные в Мажилис представители государственных органов, общественных организаций с утра прибывали в здание Парламента. Ежедневно проводилось до 30 заседаний рабочих групп и комитетов. По некоторым законопроектам заседания проводились по два раза в день (например, «Об общественных советах», «О Высшем судебном совете», по вопросам индустриально-инновационной политики и другим).

О напряженности законодательной работы Мажилиса в этот период красноречиво свидетельствуют следующие цифры. С начала сентября по 7 октября проведено более 500 заседаний рабочих групп, 22 расширенных заседания головных комитетов. Депутатами по всему пакету законопроектов рассмотрены порядка 11 тысяч поправок в законопроекты, половина из которых была принята.

Глубокое чувство ответственности за будущее страны, искренняя заинтересованность в качестве законопроектов вызывали жаркие дебаты в рабочих группах по каждому концептуальному предложению. Порой эмоции зашкаливали, и все же в конце концов выслушав друг друга, обсудив все возможные варианты, члены рабочей группы находили оптимальную норму закона, ту норму, которая не противоречит Конституции, отвечает концепции законопроекта, которую ждет простой избиратель, рабочий или ученый, учитель или бизнесмен, житель села или горожанин – все наши граждане, составляющие единый народ Казахстана.

На пленарное заседание палаты депутаты приходили уже с отработанными позициями по всему тексту объемных сопоставительных таблиц проектов законов, с консолидированным мнением, прошедшими все непростые стадии законотворческой работы.

Если говорить о нагрузке, то больше всего ее выпало на Комитет по социально-культурному развитию и Комитет по экономической реформе и региональному развитию, которые подготовили к рассмотрению на пленарном заседании Мажилиса по 15 и 12 законопроектов соответственно. Комитет по финансам и бюджету и Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе рассмотрели по 10 законопроектов. Комитет по аграрным вопросам – 7, Комитет по международным делам, обороне и безопасности и Комитет по вопросам экологии и природопользованию – по 4 законопроекта.

Что касается конкретных законопроектов, то среди одобренных – 3 конституционных закона, 19 проектов основных законов, 40 законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующую правовую базу.

Законодательное обеспечение Плана нации выглядит так: 13 законопроектов принято по вопросам государственного строительства; 9 – о финансах, налогах и таможенном деле; по 7 – о труде, социальном страховании и социальном обеспечении, а также о государственном регулировании хозяйственной деятельности; 6 – по вопросам обеспечения национальной безопасности, деятельности судов и правоохранительных органов; 5 – по вопросам образования, науки, культуры и охране здоровья; 4 – по вопросам сельского хозяйства; по 2 – в области гражданского и гражданско-процессуального законодательства, по вопросам предпринимательства, а также промышленности, транспорта и связи; по одному – в области земельного законодательства и по вопросам строительства, ЖКХ, архитектуры и другим.
Как видно, реформы Президента затронули практически все основные сферы жизнедеятельности государства и общества.
Думаю, читателям будут интересны некоторые особенности как самих законов, так и хода работы над ними. Ведь этот пакет законов открывает новые возможности для развития государства и общества, в большей степени отвечает интересам граждан.

Коснусь только некоторых, наиболее характерных для того или иного блока реформ, законов. Так, первые пятнадцать шагов Плана нации посвящены вопросам формирования современного профессионального государственного аппарата. Все эти шаги нашли свое отражение в новой редакции Закона «О государственной службе» вместе с сопутствующим. Об этом законе было уже достаточно публикаций, и мне хотелось бы отметить только несколько новых моментов этого нормативного правового акта, над шлифовкой которых поработали и разработчики, и депутаты Мажилиса.

Опыт человечества показывает, что от грамотного, компетентного, некоррумпированного чиновника во многом зависит не только авторитет власти, но и успех самой государственности. Поэтому все годы независимости мы совершенствовали законодательство о государственной службе и параллельно – о борьбе с коррупцией.
Законопроект во многом основан на таких понятиях и подходах, как «принцип меритократии», который понимается как «правление наиболее достойных в интеллектуальном, моральном и профессиональном отношениях» и «компетентностный подход к реализации профессиональной деятельности», к которому следует отнести отбор и продвижение государственных служащих, умеющих эффективно применять знания, навыки, опыт на практике и нести за это личную ответственность; способность и стремление непрерывного развития госслужащего; обеспечение его карьерного роста на основе открытой конкуренции; неуклонное следование госслужащего правилам служебной этики.

Нововведения в Закон «О госслужбе» всесторонне обсуждены на 11 заседаниях рабочей группы. Депутаты все поправки вносили с той целью, чтобы традиционный бюрократический подход, временами еще проявляющий себя, заменить новой культурой государственного менеджмента, немедленно откликающегося на нужды и чаяния народа, обеспечивающего интересы государства и общества.
Тесно связанным с предыдущим является Закон «О противодействии коррупции».

Человечество с давних времен борется с продажностью должностных лиц, взяточничеством, злоупотреблением некоторыми чиновниками своим долж­ностным положением и добивается определенных, порой впечатляющих успехов. Тому подтверждением – пример ряда развитых стран.

Казахстан последовательно ведет борьбу с этим злом. Достаточно отметить Антикоррупционную стратегию на 2015–2025 годы, утвержденную Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года, Программу по противодействию коррупции партии «Нур Отан» на 2015–2025 годы и другие документы.

В представленном Правительством законопроекте раскрываются понятия «коррупция», «антикоррупционная политика», «коррупционный риск», вводятся новые меры противодействия коррупции: «антикоррупционные ограничения», «антикоррупционный мониторинг» и другие. Одной из новелл законопроекта является подготовка уполномоченным органом ежегодного Национального доклада по противодействию коррупции, который вносится на рассмотрение Главы государства.

В ходе работы над законопроектом проведено 15 заседаний рабочей группы, депутатами предложено более 150 поправок, принято около одной сотни. Депутатский корпус поднял вопросы антикоррупционного воспитания; антикоррупционного мониторинга; антикоррупционных стандартов; мер противодействия коррупции в сфере предпринимательства – для прозрачности процедур принятия решений в частном секторе, в том числе в деятельности субъектов квазигосударственного сектора; определения круга коррупционных правонарушений и ряд других.

Депутаты Парламента, как члены высшего законодательного органа страны, с особым профессиональным интересом подошли к рассмотрению ряда законопроектов по направлению «Обеспечение верховенства закона». Этот блок представлен рядом законов, среди которых такие как «О Высшем судебном совете Республики Казахстан», проект Конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Эти законопроекты тщательно рассмотрены, в целом подготовлены к принятию.

Среди законопроектов, рассмотренных и одобренных Мажилисом, нужно особо отметить блок, направленный на реализацию органической части президентских реформ – программы «Нұрлы жол», которая имеет основную цель – создание инфраструктурной сети государства как части Евразийской континентальной транспортной системы для последующего экономического прорыва государства. Казахстанский инфраструктурный проект удачно сочетается с программой «Экономический пояс Шелкового пути», предложенной руководством КНР.
Этот мегапроект является много-гранной экономической стратегией, направленной на преодоление экономической разрозненности государств Азии, Европы и Африки с открытостью для включения в экономическое сотрудничество стран Американского континента и Австралии.

Надо особо подчеркнуть, что проекты ЕАЭС и Экономический пояс Шелкового пути носят взаимодополняющий характер. В этом контексте Президент Казахстана на Саммите ООН (сентябрь 2015 г.) подчеркнул важность сплочения вокруг идеи Большой Евразии, которая, при безусловном сохранении национального суверенитета и уважении национальных особенностей стран-участниц, объединит в единый интеграционный проект XXI века ЕАЭС, Экономический пояс Шелкового пути и Европейский союз.

Необходимо отметить три главных компонента, которые, на наш взгляд, будут составлять базовую основу экономического взаимодействия между странами ЕАЭС с Китаем в рамках реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути.

Во-первых, это развитие транспорт­ной инфраструктуры, соединяющей все наши страны, и ее интеграция в международные транспортно-коммуникационные коридоры.

Во-вторых, принятие комплекса мер по укреплению торгово-экономического, индустриального и инвестиционного сотрудничества государств – участников Евразийского экономического союза и Китая.

Третий, не менее важный компонент сотрудничества Евразийского экономического союза с Китаем в рамках Экономического пояса Шелкового пути – это сфера инноваций и технологий.

Уверен, что системное взаимодействие двух стратегических проектов позволит во многом формировать мировое развитие в XXI веке.
Казахстан станет ключевым транзитным государством в транспортном железнодорожном сообщении и в автомобильном проекте «Западная Европа – Западный Китай», из 8 445 километ­ров дорог которого 2 787 пройдут по территории нашей страны.

Для создания и эффективного функ-ционирования данного коридора требуется совершенствование нормативной правовой базы. На это направлены изменения и дополнения в Гражданский, Бюджетный, Налоговый кодексы и законы РК «О транспорте в РК», «О естественных монополиях и регулируе­мых рынках», «О железнодорожном транспорте», «Об автомобильных дорогах», «О торговом мореплавании», «Об автомобильном транспорте», «О внутреннем водном транспорте», «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации» и другие, которые содержатся в Законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам развития дорожно-транспорт­ной инфраструктуры, транспортной логистики и авиаперевозок».

Блок законов экономической сферы представлен также такими законами, как «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования торговой деятельности»; Предпринимательский кодекс, консолидировавший в себе 11 законов, поставленных на утрату («О частном предпринимательстве», «О крестьянском или фермерском хозяйстве», «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров», «Об антидемпинговых мерах», «О субсидиях и компенсационных мерах», «Об инвес­тициях», «О техническом регулировании», «Об аккредитации в области оценки соответствия», «О конкуренции», «О государственном контроле и надзоре в РК», «О государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности»); «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам предпринимательства», по которому депутаты рассмотрели внесение изменений и дополнений в 10 кодексов и 83 (!) закона РК; «О государственных закупках» с сопутствующим; «О саморегулировании» с сопутствующим и ряд других.

В законопроект «О государственном аудите и финансовом контроле» внесена принципиальная поправка касательно ежегодного аудита субъектов квазигосударственного сектора по использованию бюджетных средств. Теперь аудиторские компании будут раскрывать в отчете вопросы использования бюджетных средств отдельным приложением.

По проекту закона по вопросам неработающих кредитов депутатами внесены очень важные поправки в части защиты прав наших граждан – потребителей финансовых услуг.

В стране сформирована законодательная база, создающая благоприятные условия для привлечения инвестиций, привлекаются транснациональные компании.

Казахстан – лидер в СНГ по объему привлеченных инвестиций, которые идут в нашу страну во многом благодаря активной деятельности и авторитету Главы государства. Самый свежий пример этому – встреча 28 сентября т. г. Президента Республики Казахстан в Нью-Йорке с руководителями более 40 ведущих американских компаний, инвестиционных фондов и финансовых институтов с общей капитализацией более 10 трлн долларов. В ходе встречи были рассмотрены пути расширения участия компаний в дальнейшем развитии экономики Казахстана и возможности сотрудничества в рамках создаваемого Международного финансового центра Астаны. Американские бизнесмены высоко оценили открытость нашей рес­публики для сотрудничества, усилия руководства страны по укреплению правовой системы и повышению ее инвестиционной привлекательности.

Дальнейшее совершенствование условий для развития отечественной промышленности, привлечения крупных инвесторов требует постоянного совершенствования законодательства.

Наряду с законами экономического направления был рассмотрен целый блок законов в трудовой и социальной сферах, среди которых надо отметить Трудовой кодекс РК с сопутствующим законом; «Об обязательном социальном медицинском страховании» с сопутствующим законом; «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения»; «О благотворительной, спонсорской и меценатской деятельности» с сопутствующим законом; «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Респуб­лики Казахстан по вопросам культуры и историко-культурного наследия»; «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» с сопутствующим законом и ряд других.

Новый Трудовой кодекс был разработан в связи с необходимостью расширения механизмов гибкого регулирования трудовых отношений, снятия ряда ограничений, препятствующих развитию предприятий, что положительно скажется на развитии предпринимательства, рынке труда, привлечении иностранных инвестиций.

Законопроект вызвал вполне объяснимое повышенное внимание депутатов, которые внесли свыше 300 поправок, 215 из которых были приняты. Депутаты работали над точностью правовых формулировок, направленных на оптимальное равновесие между экономической эффективностью и социальной защитой трудящихся, в частности, предложили нормы о социальной защите лиц предпенсионного возраста, дополнительной возможности перевода работника от одного работодателя к другому и другие. По депутатской поправке о коэффициенте оплаты труда в сверхурочные часы разгорелась полемика с разработчиками нового Трудового кодекса, которые установили в проекте документа ставку оплаты в 1,25 часовой зарплаты работника. Депутаты парламентской фракции партии «Нур Отан», учитывая коллективные обращения отраслевых профсоюзов и общественности, настояли на закреплении единого унифицированного размера оплаты труда за работу в сверхурочные часы, в праздничные и выходные дни не ниже 1,5 с правом повышения в соответствии с трудовым договором.
Кстати, надо отметить, что в рамках рассмотрения срочных законопроектов, эффективно работали все три фракции и депутатская группа Ассамблеи народа Казахстана. Они показали высокий уровень ответственности и понимания, что эти законы нужны нашим избирателям, продемонстрировали образцы конструктивного взаимодействия и достижения компромисса. Это говорит о полной поддержке всем депутатским корпусом политики и реформ Лидера нации.

Вопросы социальной защиты населения были отражены в Законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты населения». В законе закреплено реформирование государственной системы поддержки малообеспеченных граждан, направленной на стимулирование к трудоустройству, – введение новых механизмов, предотвращающих иждивенческое настроение среди получателей социальных выплат, а также преобразование и оптимизация социальных выплат для отдельных категорий граждан. Из более чем 40 поправок, внесенных депутатами, было принято 34, т. е. эффективность депутатских предложений очень высока.

По проекту закона по вопросам образования депутаты внесли поправку, предусматривающую обязанность местных исполнительных органов в области образования по обеспечению доставки учебников и учебно-методических комплексов до организаций образования в конкретный срок – ежегодно до 1 августа.

Закон «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» давно был востребован обществом и получил свою реализацию благодаря Программе нации «100 шагов».

Как известно, Казахстан отличается от технологически развитых стран наличием высокой доли государственного финансирования исследований и разработок, отсутствием наукоемких частных компаний. В нашей стране бизнес и наука все еще отделены друг от друга, отсутствуют налаженные механизмы взаимодействия, не сформирована практика реализации со­вместных проектов, сотрудничества. На это обращал внимание Президент РК, который неоднократно указывал на необходимость принятия мер по полноценной кооперации науки и бизнеса, важность развития законодательства, регулирующего правоотношения в области стимулирования научных разработок и их коммерциализации, т. е. практического применения результатов научной и (или) научно-технической деятельности, выведения их на рынок. Именно по его поручению и был разработан данный закон, без сомнения, заполнивший значительный пробел в законодательстве.

Депутаты, многие из которых являются учеными, производственниками, руководителями с большим опытом, внесли в законопроект порядка 70 поправок, 64 из которых были приняты. Все эти поправки конкретизируют нормы закона, делают его понятным и эффективным.
Важнейший аспект реформ – «Формирование Нации Единого Будущего» – нашел свое отражение в Законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана».

В Закон «Об Ассамблее народа Казахстана» вносятся изменения и дополнения, направленные на дальнейшее институциональное развитие ассамблеи и укрепление общественного согласия и общенационального единства. Депутаты Мажилиса, 9 из которых избираются Ассамблеей народа Казахстана, внесли существенные поправки и одобрили данный законопроект, имеющий основную цель: укрепление и развитие казахстанской идентичности и единства, формирование конкурентоспособной нации, объединенной ценностями общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел».

Пакет законопроектов, направленный на формирование транспарентного и подотчетного государства, представлен рядом нормативных правовых актов, среди которых нужно отметить Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития местного самоуправления в Республике Казахстан».

Закон развивает основные подходы по развитию местного самоуправления, предусмотренные Концепцией развития местного самоуправления в Республике Казахстан, утвержденной Указом Главы государства от 28 ноября 2012 года, а также рекомендации Национальной комиссии по модернизации.

Законопроект направлен на повышение роли населения в решении вопросов местного значения; наделение органов местного самоуправления реальными финансовыми и материальными ресурсами, а также поэтапное и последовательное укрепление финансовой и экономической самостоятельности акимов в решении актуальных вопросов местного значения.

На 6 заседаниях рабочей группы рассмотрено 49 поправок, в основном направленных на уточнение и улучшение отдельных норм законопроекта.

Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг» имеет целью законодательное закрепление норм, регулирующих отношения, связанные с предоставлением государственных услуг физическим и юридическим лицам по принципу «одного окна».

Законопроектом закрепляется понятие «Государственная корпорация «Правительство для граждан», которое обеспечивает повышение качества оказания государственных услуг, соблюдение стандартов и регламентов государственных услуг, информированность услугополучателей и другие.

Законопроект направлен на совершенствование процедур оказания государственных услуг населению и обеспечение соблюдения единых стандартов качества обслуживания в сферах социальной защиты населения, земельных отношений и оформления недвижимости; сокращение сроков и документов и обеспечение прозрачности оказания государственных услуг и многое другое.
На 12 заседаниях рабочей группы поступило 285 поправок, 187 из которых было принято.

Считаю необходимым хотя бы кратко, в рамках газетной статьи, охарактеризовать деятельность по законопроектам, инициированным депутатами.

Депутаты Парламента, имеющие огромный опыт практической работы в самых разных сферах, строят законодательную деятельность, опираясь на реальные, жизненные потребности своих избирателей, всего населения страны.

Каждый из 11 проектов законов, инициированных депутатами и вошедших в План законотворческой работы для этой сессии, отвечает требованиям современности. Среди них такие вызывающие повышенное общественное внимание, как «О противодействии коррупции», «О производстве органической продукции», «О благотворительности» и другие. Каждый из перечисленных самостоятельных законов имеет сопутствующий, которым вносились изменения и дополнения в целый ряд других нормативных правовых актов.

Закон «Об общественных советах в РК» является существенным вкладом депутатского корпуса в реализацию пятой реформы «Формирование транспарентного и подотчетного государства».

Глава государства постоянно говорит о необходимости открытости, прозрачности власти, о возможности широкого участия общественности в принятии решений государственными органами всех уровней. Стратегическая цель – формирование подотчетного перед населением государства. В ходе рассмотрения законопроекта проведено 23 заседания рабочей группы с участием представителей Верховного суда, Генеральной прокуратуры, министерств юстиции, финансов, национальной экономики, внутренних дел, Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции, Национального банка, Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», Гражданского альянса Казахстан, ПРООН и иных неправительственных организаций. В законопроект в ходе обсуждения депутатами внесено порядка одной сотни поправок, почти половина из которых была принята. Так, например, была принята очень важная поправка о том, что объектом общественного контроля является деятельность государственных органов республиканского и местного уровней и их должностных лиц.

Другой законопроект «О доступе к информации», инициированный депутатами, имеет целью обеспечение реализации конституционного права каждого свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. По сравнению с действующим Законом «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» расширен перечень субъектов, предоставляющих информацию по запросам.

В ходе 10 заседаний рабочей группы в Мажилисе было внесено 150 поправок, принято 79. Депутаты поддержали норму об обеспечении путем онлайн-трансляций открытых заседаний палат Парламента Республики Казахстан, включая их совместные заседания, местных представительных органов, а также коллегий государственных органов, проводимых по итогам года, на интернет-ресурсах, а также настояли на внесении норм, которые позволят всем заинтересованным лицам знакомиться и принимать участие в обсуждении проектов концепций и текстов нормативных правовых актов, проектов бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении.

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ценообразования в строительстве, осуществления архитектурно-строительного контроля, а также прием­ки объектов в эксплуатацию» также разработан депутатами Мажилиса, с целью совершенствования действующей системы контроля и надзора в сфере архитектурно-строительной деятельности, ценообразования в строительстве, государственных нормативов, а также разрешительной системы. В ходе рассмотрения данного законопроекта депутатами предложено к внесению 279 поправок, которые были обсуждены на 5 заседаниях рабочей группы. 117 поправок были отправлены на рассмотрение Правительства, 102 концептуально одобрены Правительством.

Законопроект принят в условиях строи­тельного бума в стране, его нормы позволят повысить качество строительства и проектирования, а это не только обеспечение комфортным жильем граж­дан, но и надежность проектирования строений в гармоничном сочетании с их эстетическим оформлением.

Столь напряженная и результативная работа над законами стала возможной благодаря слаженной, согласованной работе депутатов Парламента и Правительства, а также других государственных органов, экспертов и представителей гражданского общества.
Надо отметить, что взаимодействие Парламента и Правительства в законодательном процессе всегда было конструктивным, но в эти полные напряженной работы дни, оно стало особенно продуктивным, результативным.

Особую благодарность хочу выразить всему составу Правительства. В самом начале работы над пакетом законопроек­тов по «100 конкретным шагам» была наша договоренность с Премьер-Министром Каримом Масимовым о строгом следовании Плану законотворческой работы, своевременном представлении заключений Правительства по законопроектам. Он лично участвовал в законотворческой деятельности, вникал в каждый законопроект.

Уже первые дни сентября показали организованность работы Правительства. Слаженно и оперативно работали министры, представители государственных органов, принимавшие непосредственное участие в работе рабочих групп и комитетов.

Проекты законов, внесенных в конце августа т. г. Правительством в Парламент, отличались хорошим качеством, отработанностью, имели полный пакет сопроводительных документов. Это, без сомнения, результат продуктивной дея­тельности Национальной комиссии по модернизации при Президенте, которая разработала до сентябрьской сессии Парламента совместно с министерствами и ведомствами большинство проектов законодательных изменений. Это и свидетельство значительного объема подготовительной законопроектной работы Правительства и других государственных органов.

Хочется надеяться, что такой ритм работы будет во всех нижестоящих уровнях исполнительной власти, чтобы эффективно реализовать институциональные реформы Главы государства.

Кроме того, что законопроекты разрабатывали отечественные специалисты, к работе над ними были привлечены и иностранные эксперты. Так, проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования специальных экономических зон» разработан с учетом предложений Национальной палаты предпринимателей и потенциальных инвесторов. К разработке проекта закона была привлечена известная в мире сингапурская компания «Джуронг», а также международные эксперты от Всемирного банка и Всемирной федерации свободных и специальных зон.

Заключения Правительства по предложениям депутатов на внесение изменений и дополнений, связанных с концепцией закона или изменением его правового содержания, а также предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, давались в самые короткие сроки. На некоторые, особо сложные законопроекты, заключения Правительства были даны по 5–6раз. Это пример эффективного плодотворного сотрудничества ветвей государственной власти.

Премьер-Министр, члены Правительства, руководство и аппарат Канцелярии Премьер-Министра были в курсе всего законодательного процесса, и все возникающие вопросы решали оперативно и профессионально.

А это сложные вопросы согласования, проведения заседаний Республиканской бюджетной комиссии (РБК), на которых принимались непростые решения по проектам нормативных правовых актов, предусматривающих увеличение расходов или сокращение доходов рес­публиканского или местных бюджетов; заседаний Межведомственной комиссии (МВК), разрабатывающей предложения по законопроектной деятельности Правительства и уполномоченных государственных органов Республики Казахстан, и много других организа­ционных и процедурных моментов, без которых невозможна законотворческая деятельность.

Вице-министры, члены рабочих групп от Правительства шутили, что теперь на работу ходят в Мажилис, а не в свои министерства.
Уверен, что эти ответственные дни совместной работы всех ветвей власти над столь необходимыми для страны законопроектами стали ярким подтверж­дением действия конституционной нормы о единстве государственной власти.

Всех нас вдохновляло чувство совместного созидания, причастности к историческому моменту законодательного обеспечения нового, третьего этапа построения процветающего Казахстана.

Таким образом, мобилизация усилий депутатского корпуса и Правительства, и других государственных органов, сотрудников аппарата Мажилиса, экс­пертов и представителей широкой общественности принесла конкретные результаты: 7 октября текущего года на пленарном заседании Мажилиса Пар­ламента был одобрен и направлен в Сенат пакет законопроектов, завершающий первый этап формирования правовой базы третьего этапа государственно-правового развития страны.

Уже в ноябре текущего года пакет законопроектов, дающий старт реализации всех пяти президентских реформ, должен быть представлен на подпись Главе государства, чтобы начать действовать с 1 января 2016 года.

Мы понимаем, что принятие закона – этап, безусловно, важный. Однако с принятием законов практическая работа только начинается. Будет дан старт огромной и не менее важной работе по их исполнению. Четкую и неукос­нительную реализацию норм принятых нами законов должны обеспечить Правительство, местные исполнительные органы, которым также предстоит как разработка и принятие соответствующих подзаконных актов, так и конкретная их реализация.

Все законы, направленные на законодательное обеспечение Плана нации «100 конкретных шагов», должны эффективно реализоваться на практике и стать правовой основой модернизации аппарата государственного управления, совершенствования работы гражданских и правовых институтов, дальнейшей индустриализации экономики.

Глава государства в Стратегии «Современное государство для всех: пять институциональных реформ» отметил, что «для становления сильного государства и развитого общества необходимы долгие десятилетия – 40–50 лет стабильного движения вперед».
Страна уверенно развивается по избранному стратегическому пути. Мы и дальше будем прилагать усилия для успешной реализации президентских реформ, ведущих к процветанию Казахстана.

Наше время останется в истории как великое время формирования и укрепления суверенной казахстанской государственности, берущей истоки из многовекового прошлого и устремленной в будущее, – Мәңгілік Ел.

http://www.kazpravda.kz/