[:ru]
Казахстанки публикуют личные истории домогательств проводников в поездах.
В Казахстане набирает обороты челлендж #MeTooTalgo, инициированный активистами фонда «Немолчи.kz». Участницы челленджа рассказывают о случаях домогательства со стороны проводников АО «Пассажирские перевозки». Челлендж объявлен в знак несогласия с мягкими приговорами в отношении двух проводников, изнасиловавших пассажирку «Тальго», передает корреспондент Total.kz.
Истории участниц челленджа
26 июля костанайский судья Оразбай Сатыбалды признал проводников поезда №98 сообщением Нур-Султан – Актобе Жетеса Умбеталиева и Колканата Курманиязова виновными по пункту 1 части 2 статьи 120 Уголовного кодекса «Изнасилование» и приговорил каждого к двум годам шести месяцам лишения свободы в колонии средней безопасности. Это решение вызвало серьезный общественный резонанс. Потерпевшая сторона просила назначить насильникам максимальный срок по части 2 статьи 120 Уголовного кодекса — от пяти до десяти лет лишения свободы. Прокурор, кстати, запрашивал более шести лет лишения свободы.
Возмущенные мягким приговором насильникам общественники объявили челлендж #MeTooTalgo, призвав рассказывать о случаях домогательств проводников к пассажиркам поездов «Қазақстан темір жолы».
На этот призыв массово откликнулись казахстанки. Одна пользовательница рассказала, что пользуется для передвижения по стране исключительно самолетами после того, как среди ночи в купе, где она спала, проник пьяный проводник. Он отпер дверь служебным ключом, точно как в недавнем деле об изнасиловании. От надругательства, утверждает женщина, ее спасло только то, что в купе она была не одна.
Еще один рассказ прозвучал от молодой мамы, которая путешествовала в поезде вместе с дочерью. Из-за жары трехлетняя девочка спала в одних трусиках. В четыре утра в купе появился проводник.
«Я сначала испугалась, растерялась, попросила выйти. Всю ночь не могла уснуть, утром устроила скандал…», — вспоминает женщина.
Хотелось бы отметить и третий рассказ — от пассажирки, вынужденной купить билеты с рук. Ночью ее вызвал в свое купе проводник, который принялся задавать ей вопросы о муже.
«Мне пришлось солгать, что он работает в руководстве КТЖ. Не представляете, какой стресс испытала я тогда, если даже сейчас при воспоминаниях меня начинает трясти», — пишет женщина.
КТЖ – прибежище насильников?
Общественное возмущение не прошло бесследно. Ернат Сыбанкулов, главный транспортный прокурор Казахстана, написал в Facebook о том, что будет подана апелляция на решение судьи Сатыбалды.
«Главной транспортной прокуратурой изучен приговор суда в отношении проводников поезда №98 сообщением «Нұрлы жол – Актобе», осужденных за совершение изнасилования пассажирки. В результате Костанайской транспортной прокуратурой в суд внесено апелляционное ходатайство (протест) об изменении приговора и применении в отношении осужденных более строгого наказания», — подчеркнул главный транспортный прокурор.
Возмущенные казахстанцы в соцсетях высказывают предположения о том, что судья получил взятку за столь мягкое наказание. Но еще большее народное возмущение вызывает то, что руководство национального перевозчика отмалчивается.
Единственный информационный сигнал от КТЖ заключался в том, что с осужденными проводниками расторгнуты трудовые отношения по инициативе работодателя.
«Компания заявляет о недопустимости проявления фактов насилия и крайне осуждает подобные действия. Также сообщаем, что с момента произошедшего инцидента со всеми работниками компании проведены инструктажи по недопущению подобных инцидентов. Проведена дополнительная проверка прохождения сотрудниками медицинских осмотров, в том числе получение заключений у психологов и врачей-наркологов», — отписались в КТЖ, добавив, что в 2020 году для проводников в компании будет открыт кабинет психолога.
Еще в КТЖ запланировали внеочередную аттестацию работников сервисного персонала, к работе которой будут привлекаться компетентные специалисты, где морально-этические нормы определены превалирующим фактором.
Однако этот единственный пресс-релиз буквально потонул под ворохом обвинений и воспоминаний казахстанцев о непрофессионализме проводников поездов. Создается стойкое впечатление, что отправить одинокую женщину поездом означает фактически отдать ее на поругание сотрудникам КТЖ. Национального перевозчика пользователи ассоциируют с прибежищем насильников.
Кто есть кто в КТЖ
Дочернюю компанию КТЖ — АО «Пассажирские перевозки» — с ноября 2017 года возглавляет 43-летний Арман Султанов. Уроженец села Узун-Агач, выпускник физического факультета КазНУ им. аль-Фараби. По официальной информации, у него четыре заместителя, 11 директоров различных департаментов и один начальник отдела развития государственного языка.
В структуру АО «Пассажирские перевозки» входят четыре филиала — «Южный», «Западный», «Северный» и «Экспресс», а также две дочерние компании со 100%-ным участием — АО «Пригородные перевозки» и АО «Вагонсервис».
Национальную компанию «Қазақстан темір жолы» с ноября 2018 года возглавляет 56-летний Сауат Мынбаев. По информации на официальном сайте, у него пять заместителей (Канат Альмагамбетов, Айдын Оразханов, Серик Абденов, Даир Кушеров, Павел Соколов) и два управляющих директора (Мейрамкул Дузбаева, Ардак Мукушев).
Кстати говоря, заместителем по кадрам работает Серик Абденов, известный казахстанцам как «министр Патамушта».
Челлендж #MeTooTalgo, цель которого остановить насилие в казахстанском транспорте, продолжается. Казахстанки ежедневно публикуют все новые шокирующие истории, в которых фигурируют проводники КТЖ.
[:]